1УДК 372.874
ББК 74.268.5: 74.200.51
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В. И. Козлов
Аннотация. В статье раскрываются основные методы и условия реализации воспитательной цели уроков изобразительного искусства в процессе восприятия произведений художников и изобразительной деятельности учащихся младших классов. Рассматриваются особенности методики их нравственного воспитания в процессе рисования на темы и иллюстрирования народных сказок.
Ключевые слова: младшие школьники, урок изобразительного искусства, методы нравственного воспитания, тематическое рисование, иллюстрирование народных сказок.
MORAL EDUCATION OF JUNIOR STUDENTS AT THE ART LESSONS V. I. Kozlov
Abstract. The article reveals the main methods and conditions for realization of pedagogical goals of teaching the art lessons in the process of the students' perception of the art works and their activity during the art lessons. The article considers the specific aspects of the students' moral education during the drawing and illustration of folk tales.
Keywords: junior students, art class, methods of moral education, thematic drawing, illustration of folk tales.
В современной педагогической науке нравственное воспитание рассматривается чаще всего в контексте социализации человека, под которой понимается интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, институт, организация). В педагогическом процессе социализация предполагает усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются личностные качества школьника в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Осмысливая сущность нравственного воспитания личности, мы учитываем, что в качестве синонима этого понятия нередко употребляется термин «мораль». Под моралью в этике принято понимать систему выработанных в обществе норм, правил и требований, предъявляемых к личности в различных сферах жизнедеятельности. Моральные же нормы, правила и требования к поведению личности есть не что иное, как выражение определенных отношений, которые предписываются моралью общества к поведению
и деятельности личности в различных сферах ее деятельности. Нравственность трактуется как совокупность морального сознания человека, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Таким образом, формирование нравственности представляет собой перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности, их неуклонное соблюдение. Нравственным человеком является тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как осознанные и привычные формы поведения.
Мораль общества, как известно, охватывает большое многообразие этих отношений. Сгруппировав их, можно представить содержание работы педагога по нравственному воспитанию учащихся. Это:
1) отношение к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; оценка событий, происходящих в своем государстве и на международной арене; небезразличное отношение к происходящему, ак-
тивная жизненная позиция, стремление к справедливости;
2) отношение к Родине и другим государствам: культура межнациональных отношений;
3) отношение к трудовой деятельности: соблюдение дисциплины труда и добросовестный труд на личное и общее благо;
4) отношение к людям: гуманность, взаимное уважение, взаимопомощь, забота о семье, уважение к старшим, сочувствие;
5) отношение к себе: простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка; принципиальность, честность, ответственность;
6) отношение к материальным и духовным общественным ценностям: забота о сбережении и приумножении общественного достояния, охрана природы.
Педагог, как носитель и транслятор культурных ценностей, сам должен показывать учащимся пример нравственности, гуманности и уметь использовать потенциал педагогических средств в их нравственном воспитании.
Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении изобразительному искусству сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений, общих гуманистических нравственных ценностей - честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, сотрудничество.
Надо отметить, что все элементы воспитания тесно взаимосвязаны. Например, воспитание мировоззрения связано с экологическим, нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием; трудовое воспитание - с культурой труда и эстетикой; нравственное воспитание - с экологическим, гражданским, патриотическим, с трудом в коллективе.
Важно подчеркнуть, что каждый элемент и в целом все воспитание связаны с учебно-познавательной деятельностью учащихся. Воспитательное значение имеет не только содержание, но и
методы и формы учебно-воспитательной работы, которые видоизменяются с возрастом учащихся, развиваясь и усложняясь из класса в класс.
В школьном образовании воспитание проводится в тесной связи с познавательным процессом и зависит от содержания и аксиологического освещения учебного материала, методов и форм его изучения.
Являясь художественно-познавательной и творческой деятельностью, занятия изобразительным искусством:
• оказывают нравственное воспитательное воздействие (через эстетические проявления этического);
• формируют культуру чувств;
• создают психологическую установку и направленность интересов личности;
• развивают способность воспринимать, сопереживать и понимать искусство;
• развивают эстетический и художественный вкус;
• стимулируют развитие интеллекта;
• активизируют мышление;
• развивают творческую активность;
• расширяют кругозор;
• знакомят с элементарными основами изобразительной грамоты;
• развивают личность учащегося [1].
Поэтому школьный предмет «Изобразительное искусство» можно рассматривать не только как средство нравственно-эстетического, героико-патриотического, трудового, экологического воспитания, но и всестороннего развития личности учащихся. Однако для того, чтобы изобразительное искусство могло оказывать свое благотворное воздействие, надо научить школьников понимать и любить его, сформировать потребность в общении с ним.
На уроках изобразительного искусства основной целью нужно не только сообщать знания учащимся, развивать и формировать умения, но и проводить воспитательную работу, органически вплетающуюся в ткань занятий.
Чтобы дети понимали изобразительное искусство, они должны знать содержательные и формообразующие свойства языка изобразительного искусства, обладать определенным уровнем развития художественных способностей (наблюдательности, зрительной памяти, фантазии, воображения), навыками художественного восприятия и
изобразительного творчества. Развитие названных способностей, как известно, возможно лишь в соответствующей активной деятельности, а любая деятельность предполагает наличие определенных исполнительских умений.
Названные задачи могут быть решены учителем изобразительного искусства только в строго продуманной системе, включающей в себя тесно взаимосвязанные стороны его художественно-педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Многосторонняя деятельность современного учителя изобразительного искусства должна опираться на современные, прогрессивные тенденции художественной педагогики XXI в.
Основными из этих тенденций следует считать:
• всеобщность и доступность массового художественного обучения (независимо от художественных способностей детей);
• взаимосвязь художественного образования, воспитания и развития на основе гармоничного равновесия эмоционального и интеллектуального, постижения и творчества в художественной деятельности учащихся;
• систематическое восприятие произведений изобразительного искусства и изобразительная деятельность как основа и условие эстетического воспитания учащихся.
• осуществление художественного воспитания учащихся на образцах мирового и современного классического изобразительного искусства;
• построение учебно-воспитательного процесса на основе раскрытия взаимосвязей искусства с жизнью и осознания школьниками социальной роли изобразительного искусства;
• развитие и формирование у учащихся интереса к искусству как ведущего мотива художественно-познавательной деятельности.
На уроках изобразительного искусства учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками в области изобразительного творчества. У них развиваются зрительные представления, творческое воображение, фантазия, образное мышление, эстетические чувства, художественные способности. Овладевая основами изобразительной грамоты, знанием отечественного и зарубежного искусства, они тем самым вооружаются важнейшим средством познания действительности, у них активно формируется мировоззрение и ценностные ориентации.
Воспитательная цель уроков реализуется через отношение обучающегося к искусству и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование: а) уважительного и доброжелательного отношения к народу, искусство которого стало предметом изучения; б) системы нравственных ценностных ориентаций; в) чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам людей, желания разобраться в возникшей ситуации, сделать правильный нравственный выбор; г) понимания важности изучения изобразительного искусства и потребности в изобразительном творчестве. Учитель при этом стремится выработать у учащихся чувство ответственности, уважение к окружающим людям, добросовестное отношение к труду.
Воспитательная функция уроков реализуется в процессе изучения творчества известных художников и обсуждения их картин, в процессе бесед о сотворчестве художников-иллюстраторов и писателей в процессе создания книг. Характер и содержание таких бесед должны строиться с учетом уровня подготовки учащихся по изобразительному искусству, их возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.
Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства можно эффективно осуществлять в процессе тематического рисования и выполнения ими иллюстраций к сказкам, былинам, басням, стихотворениям, рассказам и другим литературным произведениям.
Так, например, в процессе выполнения иллюстраций к сказкам, опираясь на идеи народной педагогики, можно формировать у учащихся представления о разнообразных человеческих характерах: ответственность за свои слова и поступки; потребность быть правдивым; воспитывать уважение к родителям, к людям старшим по возрасту; негативно относиться к проявлениям глупости, лживости; формировать гражданскую позицию.
В процессе работы над иллюстрацией происходит не просто изображение воображаемой действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление дает возможность юному художнику проанализировать многогранные стороны реальной действительности, социальных отношений, осознать их, построить к ним свое отношение и закрепить его в собственных художественных образах на своих рисунках.
В процессе выполнения иллюстраций развивается воображение и фантазия, способность выражать свои собственные идеи, чувства и настроение. Через практическую деятельность (рисунок) к юному художнику приходит понимание синтеза искусства художественной иллюстрации и литературного текста, личностное отношение к нему.
Рисунки детей младшего школьного возраста особенно искренни, непосредственны. Они понятны, прежде всего, им самим. Если для других идея рисунка остается неясной, то ребята охотно соглашаются разъяснить ее. Ребенок пытается отобразить сущность своих переживаний в повествовательно-описательной манере, но непроизвольно вкладывает в работу свою собственную оценку, свое отношение и свое пристрастие.
Выразительности и успешному решению детской композиции способствует еще и то, что сказки, басни часто «очеловечивают» животных и птиц, которые думают, разговаривают, как человек. Дети рисуют героев сказов - птиц и животных - в человеческой одежде в определенных позах, выполняющими действия, присущие человеку.
В ходе иллюстрирования сказки могут привлекаться и произведения народного декоративного творчества: игрушка, вышивка, роспись и т. п. Объединяющим началом для произведений народного творчества является то, что они всегда просты по форме, ясны по замыслу и поэтому сравнительно легко воспринимаются детьми и близки им. Народное творчество в изобилии несет в себе яркие образы и краски, в которых нуждается каждый ребенок.
Для иллюстрирования наиболее подходит сказка, в которой дается яркое описание действующих лиц в окружающей их обстановке. Образная словесная характеристика героев, данная в сказке, активизирует эмоциональное восприятие детей, что способствует еще большей выразительности детского рисунка. Образность и яркость эмоциональному восприятию придают встречающиеся в сказках (например, «Царевна-лягушка» и другие) описания тканей, одежд, расшитых яркими, богатыми по цвету узорами, скатертей-самобранок, ковров-самолетов и т. п.
Кроме того, во время чтения сказок, указанных в программе, можно показать детям (не для срисовывания) иллюстрации, выполненные русскими художниками: И. Я. Билибиным,
В. Н. Конашевичем, Е. И. Чарушиным, Е. М. Раче-вым, Ю. А. Васнецовым, Т. А. Мавриной и др. Органическая связь художественных средств иллюстраций и художественного языка сказки оказывают в данном случае сильное воздействие на образное восприятие ребенка. Дети в своих творческих работах могут в доступной им форме использовать элементы художественности и выразительности.
Народные сказки - самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр народного творчества. Именно поэтому так глубоко и естественно школьники воспринимают гуманистические и патриотические идеи, проникаются глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности героев.
Начинается работа с продуманной беседы о том, какие народные сказки им известны, насколько заинтересовали герои, их поступки, чему научили сказки. Каков смысл сказок, которые особенно полюбились детям? Как понимают они слова одной из пушкинских сказок - «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? Помнят ли дети, как начинаются и заканчиваются сказки? Почему называются народными? и пр. Словом, только хорошо подготовленное начало изучения народных сказок, которое учитывает серьезное повторение уже изученных и самостоятельно прочитанных сказок, психологически настроит школьников на восприятие нового материала.
Учитель подытожит беседу (отметив при этом начитанность учащихся, их отношение к устному народному творчеству вообще и к сказкам в частности, умение рассказать об этом), обратит внимание на умение ответить на вопрос и сформулировать его, пересказать волшебную сказку или фрагмент ее.
Рассказывая или читая учащимся сказку, учителю нужно максимально заинтересовать учащихся содержанием, помочь проникнуться доверием и любовью к героям сказки. Отталкиваясь от интересного (может быть, «образцового» чтения или рассказа), учащиеся и сами, попробовав прочитать тот или иной фрагмент, готовят чтение и пересказ сказки к следующему уроку, внимательно вчитываясь в текст, осмысляя поступки героев.
На следующих уроках, перед тем как начать рисовать, школьники рассказывают о героях,
их поведении в различных ситуациях, учатся рассказывать и пересказывать сказку, отвечать на вопросы, выявляя при этом глубину понимания прочитанного текста. Иван - крестьянский сын нравится младшим школьникам. С удовольствием читают они и пересказывают диалоги между Иваном - крестьянским сыном и Чудом-юдом, радуются победе главного героя, подтрунивают над его незадачливыми, нерадивыми старшими братьями. Помогая осваивать при этом такие виды пересказа, как краткий и выборочный, подробный, настраиваем школьников проникнуться уважением к трудолюбивым крестьянам, родителям героев («Жили они - не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали»), любовью к Ивану - защитнику родной земли. Рассказы, пересказы, беседы, инсценированное чтение приводят к ясному осознанию героико-патриоти-ческой темы сказки, к пониманию того, почему главного героя только в конце сказки автор-народ называет Иваном - крестьянским сыном.
Рисование детей связано с их познавательной деятельностью, речью, с эмоциональным развитием, со становлением эстетических чувств и взглядов. Рисуя, школьник накапливает запасы образов, размышляет, творчески перерабатывает свои знания.
Иллюстрируя басни, былины, народные сказки, произведения известных писателей, дети отражают на бумаге свои переживания, которые они испытали при чтении и слушании этих басен, сказок, повестей, стихотворений.
При иллюстрировании не лишним будет обсуждение вопросов композиции, передачи пространства, способов создания образа литературного героя с помощью таких изобразительных средств, как поза, мимика, жест, костюм, цвет и т. д. Собственно объяснение на уроке тематического рисования должно включать три взаимосвязанных этапа.
Первый этап - обсуждение сюжетов (мотивов) будущего рисунка в рамках заданной темы с целью формирования замысла - необходим, так как ребенок на уроке находится в ситуации ограниченного времени и заданной темы. Цель этого этапа - активизировать память и воображение, сформировать эмоциональное отношение к теме, помочь вспомнить детали, которые обогатят рисунок. При организации данного
этапа можно продемонстрировать картины художников на темы сказок и былин, иллюстрации к литературным произведениям известных художников-графиков, лучшие работы учащихся прошлых лет, имеющиеся в методическом фонде учителя, использовать прослушивание музыкальных фрагментов и стихотворений, а также прием устного описания двух-трех сюжетов (мотивов) с дополнением их жизненными деталями в ходе совместного обсуждения с детьми темы. Итогом первого этапа должно стать формирование у ученика замысла будущей работы.
Второй этап - рассмотрение вопросов композиции, роли некоторых композиционных средств в реализации замысла. Здесь ребенок должен не только узнать правила и законы композиции, но и научиться понимать связь композиции с выбранным им сюжетом или мотивом, научиться использовать возможности и средства композиции для реализации своего замысла. В частности, от замысла и сюжета (мотива) зависит выбор формата рисунка, точки зрения, цветового решение композиции и т. д.
Заключительный, третий этап - рассмотрение вопросов цвета или знакомство с новой техникой, предлагаемой учителем для выполнения данного задания, их образных возможностей, роли изобразительных и выразительных средств в реализации замысла. Определяющей содержание объяснения на этом этапе является конструкция «замысел - образ - цвет» или «замысел - образ - техника». Формы построения объяснения здесь могут быть разнообразны: от анализа композиции, цветового строя репродукций картин художников, иллюстраций созданных художниками-графиками до организации работы с динамическими наглядными пособиями.
Таким образом, каждый новый этап объяснения становится логическим продолжением предыдущего и является необходимым звеном в подготовке учащихся к выполнению задания.
В работе над темой при иллюстративном рисовании нужно развивать у учащихся способность видеть окружающий мир образно, формировать умение различными изобразительными средствами выразить свои мысли, чувства, переживания об увиденном, услышанном, прочитанном.
Перед изображением сказочных персонажей, при чтении сказок, необходимо привлекать элементы фольклора: частушки, песни, загадки,
пословицы, сказки, которые при обращении к данным темам будут являться не только эмоциональным стимулом, но и информационно-обучающим фактором, как часть общенациональной культуры, как способ приобщения к истокам народных традиций. Особое внимание при рисовании сказочных персонажей следует уделить подбору отрывков из сказок, так как именно в сказках можно наблюдать ярко выраженный характер героев во всей полноте проявлений их эмоционально-чувственной сферы, морально-нравственных принципов в поступках и подвигах. Это позволяет ребенку глубже проникнуть в суть явлений внутреннего мира человека, взаимоотношений людей, понять и осмыслить мировоззренческие позиции, оценить их с точки зрения общественной морали и нравственности.
Для активизации познавательной и изобразительной деятельности учащихся на уроках могут успешно применяться инсценировки. Даже простое переодевание на уроке, возможность пройтись, подвигаться, как изображаемый персонаж, примерить сделанную из картона и раскрашенную корону сказочной красавицы, маску или платок Бабы-яги, картонный шлем средневекового рыцаря или повязку морского пирата помогают детям острее почувствовать характер изображаемого героя, попытаться вжиться в образ, прочувствовать его и перенести свои ощущения на бумагу.
Волшебный, вымышленный мир сказок понятен ребенку. Тут сразу ясно, кто плохой, а кто хороший. Вместе с героями сказок дети отважно преодолевают препятствия, побеждают коварных злодеев, восстанавливают пошатнувшуюся справедливость, учатся сочувствовать и сопереживать. Читая, слушая и рассказывая сказку, мы приобщаемся к мудрости поколений. Год от года все стремительнее меняется уклад жизни, мировоззрение, быт. Однако и сегодня, как и много лет назад, люди, читая сказку, радуются торжеству добра и верят в лучшее.
Сказка близка ребенку потому, что в ней происходят чудеса, которые он и сам хорошо сочиняет. Бескрайняя фантазия детей - это замечательно, но необходимо поддерживать развитие логического и ассоциативного мышления.
Проводя с учащимися начальных классов занятия по изобразительному искусству, нужно уделять больше внимания фантазийному рисо-
ванию. Для включения ребят в работу занятие начинается с прочтения цитаты или загадки. Дети живо реагируют на услышанное, вступают в дискуссию, в ходе которой определяется их отношение к героям или к ситуации. Затем, закрыв глаза, ребята, отвечая на наводящие вопросы, представляют каждый «свою» картину. После этого педагогу нужно демонстрировать несколько работ художников: иллюстраций или репродукций, обращая внимание детей на пропорции, формат листа, композиционное решение, выразительные детали. После обсуждения произведения убрать, и юные художники изобразят картину, возникшую в их воображении.
Отсутствие предложенного готового образца заставляет ребят мыслить. Важно поощрять осуществление как можно более сложных задумок и лишь слегка корректировать ход работы, помогая справляться с возникающими на пути трудностями. В качестве материалов для работы можно предложить, гуашь, пастель, восковые мелки и цветные карандаши. Ребята больше внимания будут уделять выбору цветовой гаммы. Захваченные процессом движения мелком по бумаге, они нередко превращают рисунок в яркое, прекрасно сбалансированное по цвету декоративное панно.
С какой радостью маленькие художники демонстрируют законченные рисунки и рассказывают об их содержании, удивляя взрослых зрителей безграничностью фантазии.
Тематика устного народного творчества определена школьными программами. Для каждого класса рекомендуются различные темы для рисования, в том числе рекомендуются и литературные произведения, стихи, рассказы, повести, басни, былины, сказки. Учитель в зависимости от педагогической ситуации, от уровня подготовленности учащихся определяет тему, цель, задачи урока и направленность выполнения подобных заданий.
Развитию у детей понимания того, что вместе в сотрудничестве можно справиться с любой работой, может способствовать выполнение иллюстрации к русской народной сказке «Репка»; для воспитания скромности и порицания хвастовства хорошо подходит русская народная сказка «Колобок»; для воспитания трудолюбия - украинская народная сказка «Колосок»; для понимания необходимости жить чест-
ным трудом, негативно относиться к проявлениям глупости, лживости эффективно выполнение иллюстрации к белорусской народной сказке «Ворованным сыт не будешь» и т. п. [2].
В конце работы учитель должен в разнообразной форме проводить анализ и оценку выполненных учащимися иллюстраций. Он указывает на ошибки, сделанные некоторыми учениками, показывает их работы всему классу, объясняет, как можно было бы исправить ошибки, также показывает наиболее удачные работы, рассказывает, в чем их достоинства. В заключение урока учитель делает обобщающие выводы.
Основные методы нравственного воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства направлены на:
• знакомство учащихся с нравственными ценностями (беседа);
• приобщение учащихся к положительным примерам отношений человека в обществе и природе, повседневной деятельности (рассказ);
• формирование привычки налаживать доброжелательные отношения с окружающими (приучение);
• формирование у учащихся понимания, к чему может привести нарушение общепринятых моральных норм человеческого общества (предупреждение);
• добросовестное отношение к учебе, труду, уважение к старшим и т. п. (поощрение);
• выполнение рисунков, тематических композиций, иллюстраций, пропагандирующих позитивный и осуждающих негативный человеческий опыт (труд).
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что повышение эффективности нравственного воспитания младших школьни-
ков на уроках изобразительного искусства может быть тогда, когда в процессе обучения учитываются психологические особенности развития учащихся данного возраста, их уровень подготовки и когда организация их художественной деятельности предполагает органичное вплетение в материал урока конкретных примеров из истории родного края, литературных произведений, нашей художественной культуры, народной педагогики при соблюдении дидактических принципов обучения, в том числе принципа стимулирования и мотивации положительного отношения школьников к учению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе: моногр. - Набережные Челны: НГПИ, 2010.
- 431 с.
2. Федьков Г. С. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учеб. пособие.
- Минск: РИВШ, 2015. - 226 с.
3. Козлов В. И. Модель специалиста - учителя изобразительного искусства: моногр. - М.: Прометей, 2001. - 207 с.
REFERENCES
1. Kozlov V. I. Professionalnaya podgotovka uchiteley izobrazitelnogo iskusstva v vuze: monogr. Naberezhnye Chelny: NGPI, 2010. 431 p.
2. Fedkov G. S. Teoriya i metodika obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu: ucheb. posobie. Minsk: RIVSh, 2015. 226 p.
3. Kozlov V. I. Model spetsialista - uchitelya izobrazitelnogo iskusstva: monogr. Moscow: Prometey, 2001. 207 p.
Козлов Валерий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства Института искусств Московского педагогического государственного университета. e-mail: [email protected]
Kozlov Valery I., ScD in Education, Professor, Chairperson, Theory and methods of teaching Fine Art Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]