Источники
1. М. Ю.Ксенофонтов, Д.Е.Козин, М.А.Поскачей, Н.Н.Сапова О необходимости перехода на новую парадигму разработки и ренализации агропродовольст-
венной политики.//Проблемы прогнозирования .2008, № 4. - С. 4.
Демографический ежегодник России. 2007 стат. сб., М., Росстат, 2007, 551 с.
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АПК В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ А.П. Потапов, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Ресурсный потенциал является основой для реализации стратегии развития агропродовольствен-ного комплекса России, решения задачи увеличения отечественного производства продукции сельского хозяйства и наращивания экспортного потенциала АПК. В структуре ресурсного потенциала можно выделить несколько групп ресурсов, различных по своему содержанию и по воздействию на процесс производства. Во-первых, это ресурсы природного характера, значительно влияющие на сельское хозяйство, но не подающиеся изменению со стороны человека. Во-вторых, производственно-экономические ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе или способствующие его осуществлению. В-третьих, ресурсы особого рода - государственной аграрной политики, в том числе, ресурсы государственной поддержки производителей и ресурсы внешнеэкономической деятельности. К последним следует отнести существующие позиции страны на мировом продовольственном рынке, качество и конкурентоспособность продукции, экспортный потенциал, систему обеспечения продовольственной безопасности, таможенно-тарифную политику по защите внутреннего рынка продовольствия.
При осуществлении аграрной политики основной целью государственного регулирования в агропромышленном комплексе является обеспечение продовольственной безопасности страны. Эту безопасность в немалой степени обеспечивают инструменты внешнеторговой политики, защищающие внутренний рынок от иностранной конкуренции. Использование ресурсов внешнеэкономической деятельности позволяет повысить эффективность сельского хозяйства за счет его включения в мировой рынок продовольствия.
Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия занимает незначительное место в общей структуре экспорта России - около 2%. При этом происходит абсолютный стоимостной рост продовольственного экспорта из России. Если в 19951999 гг. он составлял менее 1,5 млрд долл. в среднем за год, то в 2000-2004 гг. - уже более 2,5 млрд долл., а в 2005-2009 гг. превысил 7,5 млрд долл. ежегодно [1].
Несмотря на это по продовольственным товарам сохраняется огромное отрицательное сальдо во внешней торговле. Импорт в несколько раз превышает экспорт, а поставки продукции из-за рубежа серьезно угрожают продовольственной безопасности России, так как формируют до 30-35% ресурсов продовольствия, в том числе в крупных городах и торговых сетевых магазинах - до 60-70% (рис. 1). Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья занимает второе место в структуре общего импорта России (после ввоза машин, оборудования и транспортных средств).
Стремительный рост импорта продовольствия происходит на фоне сокращающегося ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса России. За годы реформирования агропродовольст-венного комплекса значительно сократились основ-
ные показатели, характеризующие его ресурсный потенциал. Процесс выбытия посевных площадей несколько замедлился, однако уровень использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве остается низким. Из сельскохозяйственного оборота выбыло более 15 млн га пашни, а площадь сельскохозяйственных угодий, занятых зерновыми культурами, сократилась почти на 20 млн га. Общая посевная площадь сократилась на 40 млн га. В три раза уменьшилось внесение органических удобрений, а минеральных - в 2,5 раза по сравнению с 1990 г. Снижение потенциала наблюдалось и в сфере животноводства: поголовье сельскохозяйственных животных снизилось более чем в 2 раза. Количество занятых в сельхозпроизводстве сократилось почти на 3 млн человек.
^^ВЧП I 1
in 1 WT1 I I I 1
2000 2001 2002 2003
2005 2006
2008 2009
Рисунок 1- Импорт продовольственных товаров в Россию в 2000-2009 гг., млрд долл. [1]
Наибольшие негативные последствия наблюдаются в материально-технической базе. Сохраняется тенденция выбытия техники вследствие ее физического и морального износа, из-за превышения фактической нагрузки над нормативной. Приобретение новых тракторов, комбайнов и другой техники в 1,5-2 раза меньше, чем списание старых машин, в результате чего ежегодно происходит абсолютное сокращение числа единиц техники, используемой в аграрном производстве. Увеличивающийся диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией усиливает тенденцию сокращения парка сельхозтехники.
Сопоставление тенденций в динамике ресурсного потенциала и внешнеэкономических связей российского АПК позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, сокращение ресурсного потенциала усложняет задачу обеспечения продовольственной безопасности, не позволяя реализовать потенциал импортозамещения по продовольственным товарам и ограничивая экспорт продукции сельского хозяйства. Во-вторых, экспортный потенциал АПК реализуется только в сфере зернового хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, при импортной зависимости России от поставок мяса, молока, консервированных овощей, то есть продукции с более высокой добавленной стоимостью. В-третьих, проявляется неэффективность внешнеэкономических связей, связанная со скрытым импортом зерна в Россию в виде продукции животноводства при одновременном масштабном экспорте зерна. В-четвертых, ресурс внешнеэкономических связей как отдельный элемент ресурсного потенциала пока не играет роль
40
30
стимула для наращивания производства внутри страны, для реализации конкурентных преимуществ отечественных производителей и формирования стабильного экспортного потенциала.
Для реализации потенциала внешнеэкономических связей необходимы стабилизация и рост сельскохозяйственного производства в России на основе полного использования его ресурсного потенциала; комплексная государственная поддержка отечественного производителя; активная государственная политика России по защите отечественных производителей на мировых рынках, взаимодействие государства с правительствами других государств, с международными организациями, в том числе с ВТО; дифференцированная таможенно-тарифная политика в продовольственной сфере.
Особенностью отдельных видов ресурсов является то, что они одновременно могут формировать ресурсный потенциал АПК и выступать в качестве объектов внешнеэкономической деятельности. Главным образом, это относится к материально-техническим ресурсам - технике, оборудованию, удобрениям. Внешнеэкономические связи в сфере сельскохозяйственного машиностроения значительно активизировались в последнее время. Однако, отечественные производители сельхозтехники проигрывают конкуренцию с иностранными поставщиками даже на внутреннем российском рынке. Растет импорт тракторов и комбайнов, которые позволяют вести сельскохозяйственное производство по современным агротехнологиям. Наблюдается тенденция к проникновению на российский рынок иностранных производителей техники («Claas», «John Deere», «Horsch», SDF) посредством строительства на территории России сборочных производств и дилерских центров. Российские производители сельскохозяйственной техники сохраняют свою конкурентоспособность лишь по ценовому фактору, а также за счет более низкой урожайности культур, чем в зарубежных странах. Например, мощный импортный зерноуборочный комбайн эффективен при урожайности не менее 45-50 ц/га. Такой уровень урожайности достигается только в отдельных хозяйствах Юга России и Центрально-Черноземного
района, при средней урожайности в целом по России не более 25 ц/га убранной площади.
В сфере химизации сельского хозяйства сохраняется высокий экспортный потенциал по минеральным удобрениям, что связано с низкой платежеспособностью большинства отечественных сельхозпроизводителей и недостаточным уровнем внесения удобрений в предприятиях сельского хозяйства. Россия обладает уникальными природно-ресурсными возможностями для обеспечения собственного сельского хозяйства всеми видами удобрений, что связано, прежде всего, с наличием ресурсной базы, месторождений химических веществ, необходимых для производства минеральных удобрений. По производству калийных удобрений Россия занимает второе место в мире, фосфатных -третье, и азотных удобрений - четвертое. Доля России в мировом производстве минеральных удобрений составляет 8% [2]. Необходимо переориентировать сферу производства минеральных удобрений с внешнего рынка на внутренний, так как в настоящее время до 90% производимых в стране удобрений экспортируется в зарубежные страны. Это позволит сохранить позиции России как экспортера удобрений и одновременно сформировать потенциал роста собственного производства.
Таким образом, ресурсный потенциал агро-продовольственного комплекса играет заметную роль во внешнеэкономических связях. Он позволяет сформировать экспортный потенциал АПК, стабилизировать и увеличить отечественное производство продукции сельского хозяйства для реализации стратегии импортозамещения и решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности.
Источники
1. Составлено и рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. С. 726727; Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. сб. / Росстат. - М., 2006. С. 728-729.
2. Алтухов А.И. Если российское сельское хозяйство не готово использовать минеральные удобрения, может ли оно накормить страну? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. № 4. -С. 19-27.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ КАК ОСНОВА ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В ПРЕДДВЕРИИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
М.С. Юркова, к.э.н., доц., А.И. Пшенцова, к.э.н., доц. Саратовского государственного аграрного университета
Для сельского хозяйства России мировой финансово-экономический и продовольственный кризис - это возможность для развития, повышения конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Улучшение конкурентных позиций агропромышленного комплекса является одной из главнейших задач российской экономики, решение которой будет способствовать увеличению продовольственной безопасности нашей страны, что немаловажно в преддверии вступления ее в ВТО.
Для экономического развития и роста конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства необходима активная государственная поддержка -финансирование таких направлений как поддержка рыночной и социальной инфраструктуры сельского хозяйства. Однако следует отметить, что поддержка несвязанных с производством доходов является довольно затратной мерой для налогоплательщиков с точки зрения реализации производственного потенциала аграрного сектора. Такие меры могут по-
зволить себе относительно небедные страны. На наш взгляд, целесообразно их использовать по мере роста эффективности и качества производства сельскохозяйственной продукции, а также благосостояния общества, готового платить за многофункциональность аграрного сектора. Одновременно нужно будет уходить от прямой поддержки сельскохозяйственного производства, искажающей не только международную торговлю, но и межрегиональные торговые отношения в стране.
В любом случае исходя из Государственной программы развития меры поддержки носят долгосрочный характер. Их реализация является необходимым, но недостаточным условием преодоления кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли на современном этапе ее развития.
Для решения текущих задач по финансово-экономической поддержке аграрного сектора, укрепления его материально-технической базы аграрная политика (особенно региональная) должна быть