го бюро экономических исследований, к 2011 г. импорт пшеницы в страны Азии увеличится до 62 млн т (ввиду роста населения и продовольственной диверсификации потребительских предпочтений). Спрос на пшеницу в данном регионе оценивается на уровне 322 млн т, и до 2020 г. будет расти, по меньшей мере, на 3% в год. При этом его доля составит 42% в общем объеме мирового спроса на пшеницу. Китаю и Индии с предполагаемым объемом потребления 156 и 96 млн т соответственно будет принадлежать 77% спроса на пшеницу среди стран Азии. Таким образом, к 2020 г. объем импорта зерновых составит около 70 млн т ежегодно, что в три раза превысит уровень 1993 г. Емкие азиатские рынки потребления, имеющие огромный потенциал, могут стать мощным стимулом для развития регионов Сибири и Дальнего Востока [4].
В перспективе, Сибирь может удвоить производство зерна, восстанавливая заброшенные пашни, и за счет этого создать эффективный механизм для поддержания экономики и социальной политики. Экспорт зерна и рынок продуктов зерноперера-ботки является стратегически важным и перспективным направлением. Это самая значимая ниша рынка, которая может решить многие экономические проблемы региональной экономики. Для Сибири сегодня важно оперативно отреагировать на растущее потребление продовольствия в Юго-Восточной Азии и Китае. Сибирь сегодня является крупнейшим производителем наиболее качественного зерна. Алтайский край и зернопроизводящие регионы Сибири удачно территориально расположены по отношению к потенциальным потребителям муки стран Центральной Азии, что позволяет увеличить объемы экспорта зерна и продуктов его переработки.
Для этого потребуется адресное производство зерна по качеству и количеству странам АТР путем создания Дальневосточного зернового коридора, что не возможно без реконструкции и модернизации сети современных элеваторов, оптимизации железнодорожных и автотранспортных тарифов и строительства глубоководных зерновых портов.
По прогнозам аналитиков, в 2020 г. Сибирский ФО может поставить зерно на экспорт странам
АТР в объеме 7,5 млн т и инвестиции будут оправданы. По оценке экспертов, в настоящее время Сибирь может поставлять на Дальний Восток зерно в объеме 1,5 млн т, а в перспективе 3,5-4 млн т при условии завершения зернового терминала на ВМТП. Странам АТР требуется пшеница не менее 3 класса. По фуражному зерну будет иметь превосходство Украина из черноморских портов. Сибирское зерно может быть конкурентным только по себестоимости. Дальневосточный коридор экспорта зерна может быть реально действовать при дополнительной организации контейнерной перевозки, что является нововведением для системы отечественных перевозок в области экспорта зерна.
В мире контейнерная перевозка зерна была начата в 1950 г. В настоящее время 15% зерна в США, Австралии и Канады перемещается в контейнерах по схеме: производитель - потребитель. Впервые в России зерно на экспорт было отгружено из Сибирского ФО на Дальний Восток в апреле 2010 г. в объеме 1000 т в 46 контейнерах компанией ООО ТХ «САХО».
Таким образом, с введением Дальневосточного коридора перевозки зерна в контейнерах сибирское зерно в будущем может стать стратегическим экспортным товаром Российской Федерации для стран АТР, а сельскохозяйственные товаропроизводители - гарантами устойчивого развития сибирской деревни.
Источники
1. Сельское хозяйство России в 1990-2009 гг. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. - 2010. -№ 5. - С. 47-57.
2. Ушачев И.Г. Итоги реализации в 2009 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг./ И.Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 5. - С.3-20.
3. Алтухов А.И. Зерновой потенциал России / А.И. Алтухов // Сельская жизнь. - 2010. - № 78 (23595) от 26.10. - С. 3.
4. Резолюция II межд. конф. «Зерновая Сибирь» // Агро-вестник Сибири. - 2009. - № 7. - С.12.
СТРАТЕГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЯСОПРОДУКТОВ И.С. Иваненко, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Современный этап развития агропродоволь-ственного комплекса России характеризуется ограниченностью внутренних ресурсов для производства продуктов питания и ростом импортных поставок продовольствия. Усиление государственной поддержки дало возможность модернизировать отрасли мясопродуктового подкомплекса, повысить их конкурентоспособность, что позволило несколько сократить объемы импорта мяса. В 2009 г. предложение на внутреннем рынке всех видов мяса составило 8924,4 тыс. т и по сравнению с 1999 г. увеличилась на 62%. Производство мяса на душу населения во всех категория хозяйств увеличилось на 18 кг и составило 47 кг в год, импорт свежего, охлажденного и замороженного мяса вырос на 7,4 кг соответственно. Однако потребление мяса и мясопродуктов в России остается на относительно низком уровне.
Государственное регулирование в сфере аг-ропродовольственных рынков в соответствии с доктриной должно быть направлено не только на сокращение импорта, но и на создание благоприятных
условий для расширенного производства отечественным товаропроизводителям.
В 2009 г. впервые за пять лет были снижены квоты на импорт мяса, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены.
В 2011 г. будет снижена квота на импорт мяса птицы до 600 тыс. т, свинины - до 472.1 тыс. т и увеличена квота на говядину до 530 тыс. т (табл. 1).
По сравнению с 2010 г. квота на ввоз в Россию мяса птицы в 2011 г. снижена почти в 2 раза -до 350 000 т. С 2006 г. параметры импорта устанавливаются на четыре года вперед. Это позволило стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке мясопродуктов и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Также с 1 января 2009 г. значительно повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставки пошлины на ввоз свинины выросли до 75% против планировавшихся 40%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты увеличилась до 95% против заложенных изначаль-
но 40%, что фактически соответствует запретительному уровню. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины снижена до 30%, что связано с дефицитностью этого вида мяса.
На решение задач ускоренного развития мясного животноводства направлена Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В рамках этой программы реализуются отраслевые целе-
вые программы: «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы, «Развитие свиноводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы», «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы и на период до 2018-2020 годов». Основной целью программы является импортоза-мещение за счет товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота, развитию инфраструктуры и логистического обеспечения.
Таблица 1 - Динамика квот на ввоз мяса в Россию*
Разме р квот
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Мороженая говядина, тыс. т 315 420 430 435 440 445 450 530 530 530
Свежая и охлажденная говядина, тыс. т 11,5 27,5 27,5 27,8 28,3 28,9 28
Свинина, тыс. т 450 467,4 476,1 484,4 493,5 531,9 500 472,1 425,1
Мясо птицы, млн т 744 1050 1,09 1131 1171,2 1 ,21 952 780 350
постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 48 "О мерах по защите российского птицеводства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 5, ст. 487); Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2003 г. N 348 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 48 "О мерах по защите российского птицеводства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 25, ст. 2531); Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 724 "Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4777); Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 880 "Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 124); Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 663 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 48 и от 30 декабря 2004 г. N 880" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4678).
Приоритетное развитие отраслей животноводства позволило несколько снизить зависимость от импорта мяса. Динамика импортозависимости представлена на рис. 1.
-г'"'
1999 2000 2001 2002 20003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 —•--Мясо говядины и телятины о Мясо свинины ж Мясо птицы
Рисунок 1- Динамика импортозависимости мяса и мясопродуктов, %
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, чтобы выйти на уровень душевого потребления мяса, соответствующий рекомендуемой рациональной норме (уровень 1990 г.), доля импорта в мясных ресурсах должна снизиться с 38% в 2006 г. до 8,8% в 2020 г.
Для прогнозного расчета потребности населения России в продовольствии за базу принят уровень потребления, наиболее приближенный к экономически развитым государствам и соответствующий физиологическим потребностям человека [1]. Расчеты прогнозных значений фонда личного потребления в 2020 г. основаны на демографических прогнозах Росстата [2]. Этим условиям в наибольшей степени отвечают рациональные нормы питания, в соответствии с которыми в 2020 г. общая суммарная потребность населения России в мясе и мясопродуктах в пересчете на мясо составит по
базовому варианту демографического прогноза 11198,8, а по высокому варианту - 11536,0 тыс. т. При условии самообеспечения производство мяса и мясопродуктов должно возрасти в 2,2 раза.
Согласно Базовому демографическому варианту, при прогнозируемом сужении импорта мяса и мясопродуктов до 15% и 8,8% внутренне производство в 2020 г. должно составить 9563,9 тыс. т (77,8% от ресурсов) и 10326 тыс. т (84% от ресурсов) соответственно.
Высокий прогнозный вариант предполагает увеличение производства продукции животноводства до 9851,8 тыс. т и 10636,9 тыс. т соответственно. Фактически по сравнению с 2006 г. предстоит увеличить производство мяса в 1,86 раза, и в 1,99 раза соответственно.
Если к 2020 г. импорт сохранится на уровне 35,3% объемов ресурсов (в соответствии с продуктовыми балансами), то собственные ресурсы, необходимые для обеспечения потребления, составят 7811,726 тыс. т. Это на 38% больше, чем объем мяса и мясопродуктов, произведенных в 2006 г.
Если же импорт к 2020 г. сократится до 12%, то объем производства собственных ресурсов мяса и мясопродуктов в Российской Федерации должен увеличиться на 87%. По прогнозам Министерства экономического развития РФ, объем производства мяса к 2020 г. должен увеличиться в два раза и составить 11354,62 тыс. т. Таким образом, отклонение от официальных прогнозов производства мяса и мясопродуктов в России составляет 6% или 729,7 тыс. т.
В краткосрочной перспективе с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, развития отдельных отраслей перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства предпочтение следует отдавать не полному импортозамещению мясной продукции, а развитию «упрощенных» технологий, полноцикличному производству на инновационной основе.
80
60
40
20
Источники
1. М. Ю.Ксенофонтов, Д.Е.Козин, М.А.Поскачей, Н.Н.Сапова О необходимости перехода на новую парадигму разработки и ренализации агропродовольст-
венной политики.//Проблемы прогнозирования .2008, № 4. - С. 4.
Демографический ежегодник России. 2007 стат. сб., М., Росстат, 2007, 551 с.
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АПК В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ А.П. Потапов, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Ресурсный потенциал является основой для реализации стратегии развития агропродовольствен-ного комплекса России, решения задачи увеличения отечественного производства продукции сельского хозяйства и наращивания экспортного потенциала АПК. В структуре ресурсного потенциала можно выделить несколько групп ресурсов, различных по своему содержанию и по воздействию на процесс производства. Во-первых, это ресурсы природного характера, значительно влияющие на сельское хозяйство, но не подающиеся изменению со стороны человека. Во-вторых, производственно-экономические ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе или способствующие его осуществлению. В-третьих, ресурсы особого рода - государственной аграрной политики, в том числе, ресурсы государственной поддержки производителей и ресурсы внешнеэкономической деятельности. К последним следует отнести существующие позиции страны на мировом продовольственном рынке, качество и конкурентоспособность продукции, экспортный потенциал, систему обеспечения продовольственной безопасности, таможенно-тарифную политику по защите внутреннего рынка продовольствия.
При осуществлении аграрной политики основной целью государственного регулирования в агропромышленном комплексе является обеспечение продовольственной безопасности страны. Эту безопасность в немалой степени обеспечивают инструменты внешнеторговой политики, защищающие внутренний рынок от иностранной конкуренции. Использование ресурсов внешнеэкономической деятельности позволяет повысить эффективность сельского хозяйства за счет его включения в мировой рынок продовольствия.
Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия занимает незначительное место в общей структуре экспорта России - около 2%. При этом происходит абсолютный стоимостной рост продовольственного экспорта из России. Если в 19951999 гг. он составлял менее 1,5 млрд долл. в среднем за год, то в 2000-2004 гг. - уже более 2,5 млрд долл., а в 2005-2009 гг. превысил 7,5 млрд долл. ежегодно [1].
Несмотря на это по продовольственным товарам сохраняется огромное отрицательное сальдо во внешней торговле. Импорт в несколько раз превышает экспорт, а поставки продукции из-за рубежа серьезно угрожают продовольственной безопасности России, так как формируют до 30-35% ресурсов продовольствия, в том числе в крупных городах и торговых сетевых магазинах - до 60-70% (рис. 1). Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья занимает второе место в структуре общего импорта России (после ввоза машин, оборудования и транспортных средств).
Стремительный рост импорта продовольствия происходит на фоне сокращающегося ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса России. За годы реформирования агропродовольст-венного комплекса значительно сократились основ-
ные показатели, характеризующие его ресурсный потенциал. Процесс выбытия посевных площадей несколько замедлился, однако уровень использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве остается низким. Из сельскохозяйственного оборота выбыло более 15 млн га пашни, а площадь сельскохозяйственных угодий, занятых зерновыми культурами, сократилась почти на 20 млн га. Общая посевная площадь сократилась на 40 млн га. В три раза уменьшилось внесение органических удобрений, а минеральных - в 2,5 раза по сравнению с 1990 г. Снижение потенциала наблюдалось и в сфере животноводства: поголовье сельскохозяйственных животных снизилось более чем в 2 раза. Количество занятых в сельхозпроизводстве сократилось почти на 3 млн человек.
^^ВЧП I 1
1П 1 1111
2000 2001 2002 2003
2005 2006
2008 2009
Рисунок 1- Импорт продовольственных товаров в Россию в 2000-2009 гг., млрд долл. [1]
Наибольшие негативные последствия наблюдаются в материально-технической базе. Сохраняется тенденция выбытия техники вследствие ее физического и морального износа, из-за превышения фактической нагрузки над нормативной. Приобретение новых тракторов, комбайнов и другой техники в 1,5-2 раза меньше, чем списание старых машин, в результате чего ежегодно происходит абсолютное сокращение числа единиц техники, используемой в аграрном производстве. Увеличивающийся диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией усиливает тенденцию сокращения парка сельхозтехники.
Сопоставление тенденций в динамике ресурсного потенциала и внешнеэкономических связей российского АПК позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, сокращение ресурсного потенциала усложняет задачу обеспечения продовольственной безопасности, не позволяя реализовать потенциал импортозамещения по продовольственным товарам и ограничивая экспорт продукции сельского хозяйства. Во-вторых, экспортный потенциал АПК реализуется только в сфере зернового хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, при импортной зависимости России от поставок мяса, молока, консервированных овощей, то есть продукции с более высокой добавленной стоимостью. В-третьих, проявляется неэффективность внешнеэкономических связей, связанная со скрытым импортом зерна в Россию в виде продукции животноводства при одновременном масштабном экспорте зерна. В-четвертых, ресурс внешнеэкономических связей как отдельный элемент ресурсного потенциала пока не играет роль
40
30