Т.Ю. Ломакина
Ключевые слова:
целевая
концентрация
образовательных
ресурсов,
ресурсный центр,
региональная сеть
образовательных
учреждений,
региональное
партнерство
РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты причины и опыт создания и функционирования ресурсных центров в условиях регионализации профессионального образования, названы основные цели и задачи ресурсных центров, показаны направления их деятельности.
ресурсный центр представляет собой единицу региональной сети учреждений профессионального образования, в которой сконцентрированы дорогостоящие и/ или эксклюзивные образовательные ресурсы (учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, инструменты, учебно-методические, информационные, кадровые и др.) по одному или нескольким профессиональным профилям; а также обеспечено их эффективное использование другими учебными заведениями региона с целью подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов. Такие специализированные единицы сети учреждений профессионального образования начали появляться в россии в конце XX века в связи с масштабными преобразованиями региональных систем профессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов рф и дефицита бюджетных ресурсов. Появлению ресурсных центров профессионального образования (рцПо) послужили такие причины, как: • моральный и физический износ мате-
риально-технической базы подавляющего большинства учреждений начального и среднего профессионального образования;
• отсутствие необходимого бюджетного финансирования для оперативного переоснащения образовательных учреждений;
• дисбаланс качества профессиональной подготовки и кадровых запросов работодателей;
• разрушение традиционного для российской профессиональной школы института «базового предприятия» и др.
главной стратегической задачей создания рцПо стало усиление соответствия деятельности региональных образовательных систем требованиям рынков труда. Можно считать, что инновационным стало решение по целевой концентрации образовательных ресурсов с одновременным обеспечением их коллективного использования в региональной системе общего и профессионального образования.
в ходе реализации национального проекта «образование» в пилотных регионах было создано 27 ресурсных центров профессионального образования, разработаны нормативно-правовые и организационно-управленческие документы, обеспечивающие их функционирование. на долю рцПо в пилотных регионах сегодня приходится около четверти объемов профессиональной подготовки учащихся и взрослого населения.
Так, в Самарской области ресурсные функции закреплены за 12-ю многопрофильными ресурсными образовательными центрами, которые сформированы как структурные подразделения государственных учреждений начального и среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
в Воронежской области сегодня функционируют как структурные подразделения учреждений начального профессионального образования рцПо по следующим профилям: строительство и коммунальное хозяйство, промышленность и транспорт, сельское хозяйство, сфера обслуживания. ведется работа по созданию региональной сети ресурсных центров - образовательных холдингов с многозвенной инфраструктурой, включающей подразделения по проведению маркетинговых исследований, непосредственному оказанию основных и дополнительных образовательных услуг, сертификации рабочих и специалистов, формированию банков вакансий и содействию трудоустройству выпускников.
в Чувашской Республике на базе профессиональных лицеев было сформировано 11 рцПо. в настоящее время отрабатываются механизмы сетевого взаимодействия с другими учреждениями профессионального образования родственного профиля и общеобразовательными школами, в которых ведется профильная подготовка учащихся.
основной миссией ресурсного центра является содействие повышению качества образования путем продвижения современных образовательных ресурсов в системе общего и профессионального образования региона. Задачи, решаемые ресурсными центрами, можно разделить на следующие две группы:
• обеспечение доступа к образовательным ресурсам учащихся и студентов, персонала системы образования, населения региона.
• обслуживание и развитие сконцентрированных в ресурсном центре образовательных ресурсов.
учебные заведения региональной системы образования могут также делегировать ресурсному центру такие виды деятельности, как: мониторинги рынков труда, организация сертификации профессиональных квалификаций, разработка учебно-методического обеспечения по профессиям и специальностям и т.д.
Такая передача функций образовательного учреждения в современных условиях связана с тем, что конкретное содержание представлений о качестве профессиональной подготовки рабочих и специалистов меняется быстро в связи с высокими темпами модернизации производственных технологий.
Как показывает анализ деятельности ресурсных центров, их функции и подбор образовательных ресурсов существенно варьируются: от одного профессионального профиля (например, радиомонтажный профиль для высокотехнологичных производств в рцПо при профессиональном лицее № 39 г. рязани) до нескольких профилей и дополнительных функций (например, рцПо по подготовке и аттестации, переподготовке и сертификации специалистов в области сварочных работ при сургутском профессиональном колледже Тюменской области или рц профессионального образования и профессиональной ориентации по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих и специалистов для сельскохозяйственного производства при Механико-технологическом техникуме ульяновской области).
При этом образовательные ресурсы и образовательные программы, планируемые для сетевого использования, предназначены для раз-
личных уровней образования: начальное и среднее профессиональное образование, общее и дополнительное образование (профильная старшая школа и предпрофильная подготовка учащихся), а также профессиональная подготовка и переподготовка.
Договоры о сетевом взаимодействии с учреждениями профессионального образования родственного профиля (профессиональные училища № 4 и № 5 г. Кургана) заключены Курганским архитектурно-строительным колледжем (рис. 1).
/ Отраслевой \ »ссурснмй цантр\ Курганского | архитектурно- г строительного / колледжа
1ЬНОСТИ
НАПРАВО
Рис. 1. Участники сетевого взаимодеиствия РЦПО при Курганском архитектурно-строительном колледже
В ресурсном центре сельскохозяйственного профиля при профессиональном училище № 47 Краснодарского края создан диверсифицированный пакет образовательных услуг и обеспечена широкая база социального взаимодействия (рис. 2).
Эффект? тнос^
Развитие социального
Подготовка квалифицированного оператор! сельскохозяйственного
производства в ГОУ НПО ПУ 47 КК
Проведение кошэдрсов профессионального мастерства^
Сетевое взаимодействие сОУНПОКК агропромышленного направления
Обучение взрослого населения] КК через Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Сотрудничество с центрами занятости близлежащих районов
Сотрудничество Ресурсюго центра с поставщиками импортюй техники
I партнерства 4.
* Кадры
Места практики
т Окананж помощи г с!\
Итагогая аттестат«
^ производстве
Стажировка Коисул^нриаше
Трудоу
стронстго Шюршфованн
_ Ф
есурсныи центр ГОУ НПО ПУ 47 КК
Экспериментальная площадка | по методическому сопровождению учебного процесса
Проведет« семинаров для заместителей директоров по старших мастеров, преподавателей спец/предметов! и мастеров ^о ОУ НПО КК
Информатизация учебного процесса
Экспериментальная площадка | на учебном хозяйстве «Малая учебная фг^лш-
Сотрудничество с региональным институтом агробизнеса
Рис. 2. Система социального партнерства в РЦПО при профессиональном училище № 47 Краснодарского края
Отдельные Ресурсные центры начального и среднего профессионального образования уже доказали высокую эффективность своей работы (в основном, это относится к ресурсным центрам, которые уже имели опыт деятельности, и посредством государственной поддержки смогли упрочить свои позиции). Так, например, показатель трудоустройства выпускников, прошедших обучение в РЦПО при профессиональном училище № 27 Томской области, сегодня приближается к 100% (рис. 3).
Имеющийся сегодня опыт создания РЦПО ограничивается четырьмя вариантами организационно-правового оформления ресурсных функций:
• создание РЦПО как структурного подразделения учреждения начального / среднего профессионального образования,
• исполнение функций РЦПО учреждением начального / среднего
профессионального образования без организационно-правого оформления (учебное заведение решением регионального органа управления образованием «наделяется» статусом ресурсного центра),
создание рцПо как структурного подразделения учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов,
формирование автономных некоммерческих организаций, специализирующихся на реализации ресурсных по отношению к системе образования функций, но не ограничивающихся региональным масштабом деятельности.
При общем трудоустройстве выпускников системы начального профессионального образования Томской области 64,4%, трудоустройство выпускников ПУ-27 составляет:
72,3% 76.6%
I
94,4% 98,0%
II
Рис. 3. Динамика показателя трудоустройства выпускников, прошедших обучение в РЦПО при ПУ № 27 Томской области
При реализации идеи ресурсного центра в организационно-правовой форме учреждения начального или среднего профессионального образования учебное заведение вынуждено осуществлять одновре-
менно две функции: образовательную функцию в отношении собственных учащихся/студентов и функцию аутсорсинга в отношении других образовательных учреждений.
При этом объективно возникают следующие риски некачественного исполнения одной (или обеих) функций:
• создание режима приоритета для своих учащихся/студентов в ущерб качеству выполнения РЦ организационной функции в отношении клиентов из других учреждений сети,
• минимизация внешних связей, пассивность в продвижении своих услуг в силу гарантированных финансовых обязательств учредителя,
• снижение качества производственного обучения за счет стремления обеспечить нагрузкой работников данного учреждения без принятия во внимание уровня их квалификации, обусловленное также существующими ограничениями возможностей увольнения работника по инициативе администрации;
• низкое качество программно-методического ресурса за счет стремления администрации учебного заведения обеспечить нагрузкой работников (методистов) данного учреждения без принятия во внимание уровня их квалификации, обусловленное также существующими ограничениями возможностей увольнения работника по инициативе администрации,
Необходимость развития сети РЦПО и осуществления возложенных на нее специфических задач аутсорсинга объективно требует некоторой автономности ресурсного центра от учебного заведения, на базе которого он создан. Большинство экспертов сходятся во мнении о целесообразности выделения из образовательных организаций ресурсных центров как юридических лиц.
— Литература —
1. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 221с. - ISBN 5-02-033960-1.
2. Регионализация профессионального образования: управление региональной системой профессионального образования: руководство для работников региональных органов образованием / Под общ. ред. Т.Ю.Ломакиной. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 176 с. -ISBN 5-98704-164-3.