му мнению, развитие международного рынка образовательных услуг, необходимость выдерживать конкурентную борьбу и соответствующие изменения в российской государственной политике будут способствовать повышению актуальности вопросов обеспечения качества высшего образования, а также проведению подобных сравнительных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонюшко, Н. А. Обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации : учебное пособие / Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко. — Санкт-Петербург : СПбГПУ, 2011. — 96 с.
2. Министерство образования и культуры Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minedu.fi/OPM/?lang=en. — Дата обращения: 07.02.2012.
3. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oecdru.org/oecd_i.html. — Дата обращения: 07.02.2012.
4. Проект по развитию гарантий качества в разработке учебных планов между Россией и Финляндией [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.utu.fi/en/university/quality/russia/ index.html. — Дата обращения: 07.02.2012.
5. Руководство по качеству университета Турку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.utu.fi/en/university/quality/. — Дата обращения: 07.02.2012.
6. Система КОТА (независимая некоммерче-
ская экспертная молодежная организация Финляндии) и AMKOTA (статистическая информационная база по высшему образованию Министерства образования и культуры Финляндии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://
www.kota.fi. — Дата обращения: 07.02.2012.
7. Финский аттестационный совет по высшему образованию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finheec.fi. — Дата обращения: 07.02.2012.
Поступила 02.05.12.
УДК 37.014.3
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Б. К. Утемуратова (средняя общеобразовательная школа № 5 г. Караганды, Республика Казахстан)
Раскрывается опыт модели Ресурсного центра как эффективного средства организации профильного обучения. Представленный опыт затрагивает актуальные вопросы профессионального самоопределения, допрофессиональной подготовки старшеклассников и осознанного выбора ими своей будущей профессии.
Ключевыге слова: инновационно-образовательная система; педагог-профессионал; сотрудничество с вузами; сетевое взаимодействие; социальное партнерство с вузами.
Согласно задачам, поставленным Президентом РК Н. А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе», и приоритетным направлениям Государственной программы развития образования РК на 2010— 2020 гг., в число таких направлений входят наполнение образования новым качеством и содержанием, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире,
развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны [2]. Особое место среди обозначенных задач занимает переход школ на 12-летнюю модель обучения, ориентированную на подготовку учащихся, способных самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
Решение указанных задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Создание уни-
© Утемуратова Б. К., 2012
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
фицированной системы управления образованием, в частности профильным, способствует мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов с учетом реалий мирового сообщества.
Профильное образование — это инновационно-образовательная система, предполагающая наличие современной материально-технической базы и педа-гогов-профессионалов. К сожалению, на сегодняшний день большинство школ не располагает таким арсеналом. Как показывает опыт, сотрудничество с вузами, использование их ресурсов способно обеспечить школам необходимый качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной образовательной траектории учащихся, создать эффективную систему допрофессиональной, довузовской подготовки [1].
Одним из эффективных средств организации качественного профильного обучения в Казахстане является Ресурсный центр профильного обучения (РЦПО), созданный как структурное подразделение средней общеобразовательной школы № 5 г. Караганды [3]. Объединяя 12 близлежащих школ по микрорайону, РЦПО интегрирует их кадровый, материально-технический потенциал, привлекает ресурсы вузов, профессиональных лицеев, дополнительных образовательных центров и тем самым обеспечивает учащимся полноценное профильное образование. Такой механизм позволяет готовить конкурентоспособного выпускника, который успешно ориентируется в условиях динамично развивающего мира.
Образовательный процесс Ресурсного центра с контингентом 1113 учащихся 9—11 классов 12 школ города представлен двумя компонентами:
— базовая часть — предмет «Технология»;
— вариативная часть: ученический компонент, курсы по выбору.
Инвариантный базовый компонет профильного обучения реализуется в каждой отдельно взятой сетевой школе, а вариативный ученический — на базе
опорной школы № 5 с привлечением материально-технической базы и кадрового потенциала вузов, профессиональных лицеев, колледжей, сетевых школ.
Предмет «Технология» определен в 5 направлениях: «Автодело с подготовкой водителей категории В»; «Экономика и менеджмент», «Технология здорового питания»; «Моделирование и конструирование одежды»; «Основы медицинских знаний». Количество курсов по выбору — 19 по 12 направлениям.
При конструировании учебных занятий приоритет отдается самостоятельной активной учебной деятельности учащихся, блочно-модульному принципу структурирования содержания учебного материала, использованию новых технологий обучения, позволяющих организовать продуктивную, творческую деятельность учеников (исследовательская и проектная работа). Набор предлагаемых курсов в РЦПО носит вариативный характер, их количество является избыточным, т. е. ученику предоставляется возможность реального выбора. Ученик по индивидуальной образовательной карте осваивает в среднем 3—4 курса по выбору в течение учебного года. Используется метод «погружения» путем организации сквозных курсов, направленных на психологическую подготовку, таких как «Психология общения», «Основы профессионального самоопределения». Предоставление широкого спектра образовательных услуг достигается за счет привлечения ресурсов сетевых школ, вузов, колледжей.
Управление РЦПО строится на принципах коллегиальности, сотрудничества сетевых школ, педагогов, учащихся, их родителей и общественности. Сетевое взаимодействие основано на равном положении участников. Каждая сетевая школа, включенная в сеть, получает доступ к ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои возможности в предоставлении широкого спектра образовательных услуг. Руководство экспериментальной деятельностью РЦПО осуществляется Координационным советом профильного обучения. В его состав входят директора опорной и сетевых
школ Ресурсного центра, представители городского отдела образования и Института повышения квалификации работников образования, социальные партнеры. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер согласно действующему законодательству в области организации деятельности общеобразовательных учреждений. Исполнение решений Координационного совета возлагается на администрацию опорной и сетевых школ РЦПО. Координационный совет оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса профильного обучения. Педагогический коллектив РЦПО формируется на конкурсно-договорной основе на установленный срок.
Сегодня Ресурсный центр профильного образования — это апробированная модель сетевого взаимодействия школ, обеспечивающая улучшение материально-технической базы, развитие сети социального партнерства с вузами, предприятиями региона.
Критериями успешности профильного обучения в условиях РЦПО являются повышение качества знаний в сетевых школах; рост контингента обучаемых в Центре; широкий спектр образовательных услуг по потребностям учащихся в области профильных предметов, экономики и менеджмента, питания и сферы обслуживания, автодела, журналистики, современных информационных технологий; допрофессиональная и довузовская подготовка, подготовка к Единому национальному тестированию, профессиональное самоопределение и осознанный выбор вуза и будущей профессии.
Ценность данной сетевой модели образовательного пространства заключается, в частности, в том, что она делает каждую сетевую школу в определенной степени конкурентоспособной, отвечающей на потребности общества, государства, конкретного ученика.
Преимущества модели Ресурсного центра мы видим в следующем:
— каждая школа может предложить учащимся широкий спектр профилей и обеспечить его успешное освоение;
— компенсируются недостающие ресурсы отдельно взятой школы;
— конкретизируются назначение и механизм реализации вариативной части государственного стандарта среднего образования.
Научно-теоретическую значимость проекта составляют:
—модель сетевой организации профильного обучения, т. е. Ресурсного центра;
— варианты комбинаций компонентов учебного плана, курсов прикладных и по выбору (гибкая система обучения);
— нетрадиционные формы и безот-меточная система обучения;
— широкий спектр образовательных услуг по потребностям учащихся с ориентиром на запросы рынка труда;
— центр обучения новым информационным технологиям и средство массовой профориентации в образовательном пространстве [3].
Социальное партнерство является действенным средством расширения спектра образовательных услуг по потребностям учащихся с учетом запроса рынка труда путем использования материально-технической базы образовательных учреждений, их кадровых и информационных ресурсов для учащихся и педагогов.
Ориентир Ресурсного центра на приоритеты развития вузов определяет новые направления в содержании его образовательных услуг, придавая им актуальность и востребованность. Такой механизм приобретает особую ценность в условиях мирового экономического кризиса, достойно выйти из которого возможно при активном взаимодействии школ и вузов. Сотрудничество с вузами региона обеспечит для всех школ качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной творческой работы учащихся, создаст эффективную систему до-профессиональной, довузовской подготовки, подготовки к Единому национальному тестированию, дистанционного обучения с использованием элементов вузовского образования. Рыночно-ориентированная система образования вузов нуж-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дается в службе маркетинга, которая изучала бы спрос, создавала уникальное торговое предложение и отслеживала его продвижение на рынке образовательных услуг. Для школьного образования это также ориентир в рыночной среде.
Наиболее значимыми особенностями модели Ресурсного центра являются вариативность содержания образовательного процесса, широкий спектр образовательных услуг, ориентированных на потребности учащихся и рынка труда; развитие системы преемственности высшего и школьного образования; создание на стыке школьного и вузовского образования новой информационно-образовательной среды.
Сам факт использования сетевого проекта можно рассматривать как экономический, социальный результат. Для региональной системы образования сетевой проект — это эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования, оптимизация управления, переход школ в режим развития. Для сетевых школ — это средство развития собственного содержания, повышения их инвестиционной привлекательности.
Ресурсный центр представляет собой новый управленческий механизм. Социальное партнерство с вузами способствует переходу РЦПО в режим ускоренного, опережающего саморазвития, т. е. разрабатывается реальный механизм, способный отслеживать и адекватно реагировать на динамику рынка труда, востребованные профессии, социальнокультурные приоритеты, диктуемые современным обществом.
Под руководством ученых идет процесс мониторинга учебного процесса, выявляются факторы, влияющие на качество образования, совершенствуется нормативно-правовая база РЦПО.
В век высоких технологий сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу возможно на основе постоянного роста профессионализма и креативности педагогов. Закономерно, что проблема формирования
личности учителя с инновационным мышлением, с психологической установкой на самообразование и совершенствование приобретает особую актуальность. Успешность перехода школ на 12-летнее обучение зависит от подготовки самих учителей [2]. В условиях Ресурсного центра создается особая творческая атмосфера, способствующая профессиональному росту педагогов, повышению их активности за счет разнообразия профессиональных контактов. Идет процесс концентрации интеллектуального потенциала, служащий основой для накопления наиболее ценного педагогического и управленческого опыта, т. е. формирования педагога новой формации.
Таким образом, Ресурсный центр обеспечивает:
для педагогов — профессиональный и карьерный рост;
для учащихся — равные возможности для получения качественных образовательных услуг, опыт исследовательской деятельности, профессиональное самоопределение, довузовскую и допрофес-сиональную подготовку, подготовку к обучению в течение всей жизни;
для родителей — удовлетворенность качеством образования, профессиональное самоопределение учащихся, участие в соуправлении школой;
для руководителей сетевых школ — повышение качества знаний и востребованность школы, профессиональный рост учителя;
для городской сети образования — эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования и оптимизацию управления ею.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения / Б. В. Авво. — Санкт-Петербург : КАРО, 2005. — 90 с.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2010— 2020 годы. — Астана, 2010.
3. Контаев, С. С. Ресурсный центр профильного обучения / С. С. Контаев, В. В. Егоров, Ж. О. Жилбаев, Б. К. Утемуратова. — Караганда, 2008. — 183 с.
Поступила 25.05.12.