Научная статья на тему 'Профильное обучение в условиях ресурсного центра'

Профильное обучение в условиях ресурсного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE EDUCATION SYSTEM / СОТРУДНИЧЕСТВО С ВУЗАМИ / COLLABORATION WITH UNIVERSITIES / СЕТЕВЫЕ ШКОЛЫ / NETWORK SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утемуратова Б. К.

В статье представлен опыт модели ресурсного центра как эффективного средства организации профильного обучения. Использование ресурсов социальных партнеров обеспечит для школ сети качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной образовательной траектории учащихся, создаст эффективную систему допрофессиональной и довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORE TRAINING IN THE RESOURCE CENTER

The experience of a model of Resource Centre as an effective means of organization of core training is considered in this article. Using social partners` resources will provide quality level of teaching of core subjects and the organization of individual educational trajectory of pupils, will create effective system before professional and before university preparation.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение в условиях ресурсного центра»

Практическая реализация заявленной концепции предоставляет возможность студентам проявить самостоятельность при планировании своей деятельности, выборе путей достижения поставленных задач, способствует формированию профессиональной готовности, овладению системой знаний и умений и творческого их использования в профессиональной деятельности и самообразовании, развитию активности личности в учебном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меньшикова А. А., Соловов А. В. Авторский инструментарий системы КАДИС // Электронный журнал «Единая образовательная информационная

среда». Вып. 1. М.: М-во образования РФ, 2003.

2. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2004. 321 с.

3. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / под ред. А. В. Бара-банщикова. М.: ВПА, 1980. С. 21.

4. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

5. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 78 с.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 182 с.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

CORE TRAINING IN THE RESOURCE CENTER Б. К. Утемуратова

В статье представлен опыт модели ресурсного центра как эффективного средства организации профильного обучения. Использование ресурсов социальных партнеров обеспечит для школ сети качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной образовательной траектории учащихся, создаст эффективную систему допрофессиональной и довузовской подготовки.

Ключевые слова: инновационно-образовательная система, сотрудничество с вузами, сетевые школы.

B. K. Utemuratova

The experience of a model of Resource Centre as an effective means of organization of core training is considered in this article. Using social partners" resources will provide quality level of teaching of core subjects and the organization of individual educational trajectory of pupils, will create effective system before professional and before university preparation.

Keywords: innovative education system, collaboration with universities, network schools.

Согласно задачам, поставленным Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе», и приоритетным направлениям Государственной программы развития образования на 2010-2020 гг., в число главных приоритетов входит наполнение образования новым качеством и содержанием, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Особое место в числе обозначенных задач занимает переход на 12-летнюю модель обучения, ориентированную на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учетом особенностей личности.

Профильное образование - это инновационно-образовательная система, наличие современной материально-технической базы и педагогов-профессионалов. Но на сегодня большинство школ не располагают таким арсеналом. И, как показывает опыт, сотрудничество с вузами, использование их ресурсов обеспечит для школ качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной образовательной траектории учащихся, создаст эффективную систему допрофес-сиональной, довузовской подготовки, использование элементов вузовского образования.

Одним из эффективных средств организации качественного профильного обучения в г. Караганде является Ресурсный центр профильного обучения (далее - РЦПО).

РЦПО создан как структурное подразделение средней общеобразовательной школы №5 г. Караганды. Объединяя вокруг себя 12 близлежащих школ по микрорайону,

он интегрирует их кадровый, материально-технический потенциал, привлекает ресурсы вузов, профессиональных лицеев, дополнительных образовательных центров и тем самым обеспечивает полноценное профильное образование. Такой механизм способствует подготовке конкурентоспособного выпускника, на выходе из школы способного успешно ориентироваться в условиях динамично развивающего мира.

Содержание образовательного процесса РЦПО-2012.

Образовательный процесс РЦПО с контингентом 1113 учащихся 9-11-х классов 12 школ города определен в двух направлениях:

• базовый компонент - предмет «Технология»;

• вариативная часть: ученический компонент, курсы по выбору.

Инвариантный базовый и школьный компонеты профильного обучения реализуется в каждой отдельно взятой сетевой школе, а ученический компонент и предмет «Технология» - на базе опорной школы № 5 с привлечением материально-технической базы и кадрового потенциала вузов, профессиональных лицеев, колледжей, сетевых школ.

Предмет «Технология» по 5 направлениям: автодело с подготовкой водителей категории В; экономика и менеджмент; технология здорового питания; моделирование и конструирование одежды; основы медицинских знаний; количество курсов по выбору - 19 по 12 направлениям.

При конструировании учебных занятий приоритет отдается самостоятельной активной учебной деятельности учащихся, блочно-модульному принципу структурирования содержания учебного материала, использованию новых технологий обучения, позволяющих организовать продуктивную, творческую деятельность учеников (исследовательская и проектная работа). Набор предлагаемых курсов в РЦПО носит вариативный характер, их количество является избыточным, то есть ученику представляется возможность реального выбора. Ученик по индивидуальной образовательной карте осваивает в среднем 3-4 курса по выбору в течение учебного года. Используется метод «погружения» путем организации сквозных курсов, направленных на психологическую подготовку: «Психология общения», «Основы профессионального самоопределения». Предоставление широкого спектра образовательных услуг достигается за счет привлечения ресурсов сетевых школ, вузов, колледжей.

Управление РЦПО строится на принципах коллегиальности, сотрудничества сетевых школ, педагогов, учащихся, их родителей и общественности. Сетевое взаимодействие основано на равном положении. Каждая сетевая школа, включенная в сеть, получает доступ к ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои возможности в предоставлении широкого спектра образовательных услуг. Руководство экспериментальной деятельностью РЦПО осуществляется Координационным советом профильного обучения, в состав которого входят директора опорной и сетевых школ РЦПО, представители го-

родского отдела образования и института повышения квалификации работников образования, социальные партнеры. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер согласно действующему законодательству в области организации деятельности общеобразовательных учреждений. Исполнение решений Координационного совета возлагается на администрацию опорной и сетевых школ РЦПО. Координационный совет оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса профильного обучения. Педагогический коллектив РЦПО формируется на конкурсно-договорной основе на установленный срок.

Сегодня РЦПО - это апробированная модель сетевого взаимодействия школ, улучшение материально-технической базы, развивающая сеть социального партнерства с вузами, предприятиями региона.

Критериями успешности профильного обучения в условиях РЦПО является:

• повышение качества знаний в сетевых школах;

• рост контингента обучаемых в центре;

• широкий спектр образовательных услуг по потребностям учащихся в области профильных предметов, экономики и менеджмента, питания и сферы обслуживания, автодела, журналистики, современных информационных технологий;

• допрофессиональная и довузовская подготовка, подготовка к единому национальному тестированию, профессиональное самоопределение и осознанный выбор вуза и будущей профессии.

Ценность данной сетевой модели образовательного пространства и в том, что она делает каждую сетевую школу в определенной степени конкурентоспособной, востребованной, отвечающей на потребности общества, государства, конкретного ученика.

Социальное партнерство является действенным средством совершенствования материально-технической базы, предоставления широкого спектра образовательных услуг по потребностям учащихся с учетом запроса рынка труда путем использования их материально-технической базы, кадровых и информационных ресурсов для учащихся и педагогов.

Ориентир РЦПО на приоритеты развития вузов определяет новые направления в содержании его образовательных услуг, придавая им актуальность и востребованность. Такой механизм приобретает особую актуальность в условиях мирового экономического кризиса, выйти достойно из которого возможно при активном взаимодействии школ и вузов. Сотрудничество с вузами региона обеспечит для всех школ качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной творческой работы учащихся, создаст эффективную систему допрофессиональной, довузовской подготовки, подготовки к Единому национальному тестированию, дистанционной формы обучения, использование элементов вузовского образования. Рыночно-ориентировочная система образования вузов создает службу маркетинга, которая изучает спрос, создает уни-

кальное торговое предложение и обеспечивает его продвижение на рынке образовательных услуг. Это и для школьного образования ориентир в рыночной среде.

Наиболее значимыми аспектами, особенностями модели РЦПО являются:

- Вариативность содержания образовательного процесса, широкий спектр образовательных услуг, ориентированная на потребности учащихся и рынка труда.

- Развитие системы преемственности высшего и школьного образования.

- Создание новой информационно-образовательной среды на стыке школьного и вузовского образования.

- Сам факт использования сетевого проекта можно рассматривать как экономический, социальный результат:

• для региональной системы образования сетевой проект - это эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования, оптимизация управления, переход школ в режим развития.

• для сетевых школ - это средство развития собственного содержания, повышение их инвестиционной привлекательности.

- Создание нового управленческого механизма.

Социальное партнерство с вузами способствует переходу РЦПО в режим ускоренного, опережающего саморазвития, то есть разрабатывается реальный механизм, способный отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, востребованные профессии, социально-культурные приоритеты, диктуемые современным обществом.

Под руководством ученых идет процесс отслеживания учебного процесса, выявляются факторы, влияющие на качество образования, совершенствуется нормативно-правовая база РЦПО.

В век высоких технологий сделать образование адекватным глобальному инновационному процессу возможно на основе постоянного роста профессионализма и креативности педагогов. И закономерно, что проблема формирования личности учителя с инновационным мышлением, с психологической установкой на самообразование и совершенствование приобретает сейчас особую актуальность. Новые информационные и коммуникационные технологии открывают новые возможности и одновременно ставят новые задачи перед учителем. Изучение нынешних и зарождающихся тенденций требует постановки и решения целого ряда вопросов, таких как новые методы обучения, подготовка и повышение квалификации преподавателей, осмысление новой роли учителя, компетентный подход к проведению преобразований. В контексте последних задач, связанных с проблемой качества образования, имеет смысл формировать так называемого «качественного учителя», педагога новой формации.

Успешность перехода школ на 12-летнее обучение зависит от подготовки самих учителей. И поэтому проблема

формирования учителей с инновационным мышлением, с психологической установкой на самообразование и самосовершенствование приобретает особую актуальность. Современная школа нуждается в учителе-мыслителе, творчески сосредоточенном педагоге-исследователе, вооруженном современными методами обучения и воспитания, приемами психолого-педагогической диагностики, способном самостоятельно конструировать педагогический процесс. В условиях РЦПО создается особая творческая атмосфера, способствующая профессиональному росту педагогов, растет степень активности педагогов за счет разнообразия профессиональных контактов. Идет процесс концентрации интеллектуального потенциала, служащий основой для накопления наиболее ценного педагогического и управленческого опыта, то есть формирование педагога новой формации. Таким образом, РЦПО обеспечивает:

• для педагогов - определение своего места на рынке образовательных услуг и профессиональный рост;

• для учащихся - равные возможности для получения качественных образовательных услуг, опыт исследовательской деятельности, профессиональное самоопределение, довузовскую и допрофессиональную подготовку, подготовку к обучению в течение всей жизни;

• для родителей - удовлетворенность качеством образования, профессиональное самоопределение учащихся, участие в соуправлении школой;

• для руководителей сетевых школ - повышение качества знаний и востребованность школы, профессиональный рост учителя;

• для городской сети образования - формирование содержательной базы профильного обучения, совершенствование менеджмента в образовании, эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования и оптимизация управления, то есть новый управленческий механизм.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2010-2020 годы. Астана, 2010.

2. Арынгазин К. М, Контаев С. С. Теоретические и практические аспекты смысловой педагогики. Караганда, 2004.

3. Ресурсный центр профильного обучения / С. С. Контаев, В. В. Егоров, Ж. О. Жилбаев, Б. К. Утемуратова. Караганда, 2008.

4. Тен А. С., Даутова Т. К. Планирование и управление проектами с использованием ИКТ. Алма-ты: ИПК ПКСО, 2007.

5. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.