СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE SOCIAL PARTNERSHIP IN SCHOOL EDUCATION Б. К. Утемуратова
В статье поднимается проблема об актуальности и эффективности социального партнерства с вузами в условиях ресурсного центра профильного обучения.
Ключевые слова: социальное партнерство с вузами, сетевое взаимодействие, преемственность высшего и школьного образования; образовательная среда; управленческий опыт.
B. K. Utemuratova
This article views the actuality and efficiency of social partnership with universities in conditions of Resource centre profile training.
Keywords: social partnership with universities, multilevel cooperation, the succession of higher and school education, educational environment, managerial experience.
Ввек высоких технологий назрела необходимость переосмысления подходов к профессиональному самоопределению учащихся на качественно новом уровне. Это связано как с развитием системы профильного обучения, так и с ситуацией на современном рынке труда. И рыночные отношения в системе образования инициировали процессы интеграции различных ступеней образования. В этом направлении сетевая организация профильного обучения, то есть Ресурсный центр профильного обучения, созданный на базе средней общеобразовательной школы № 5 г. Караганды, развивает широкую сеть социального партнерства с вузами, предприятиями, колледжами, которые могли бы открыть свои ресурсы для социальной практики старшеклассников, обеспечить информационный обмен, стать консультантами, дополнительными образовательными центрами. Это и создание реального механизма согласованных позиций социальных партнеров по перспективным вопросам развития ресурсных центров профильного обучения (далее - РЦПО), отслеживание динамики развития рынка труда, востребованных профессий, социально-культурных приоритетов, диктуемых современным обществом. Такой подход организации профильного обучения обеспечит для всех школ качественный уровень преподавания профильных дисциплин и организацию индивидуальной творческой работы учащихся, создаст эффективную систему допрофессиональной, довузовской подготовки, подготовки к Единому национальному тестированию (далее - ЕНТ), дистанционной формы обучения, использование элементов вузовского образования. Рыночно-ориентировочная система образования вузов создает службу маркетинга, которая изучает спрос, создает уникальное торговое предложение и обеспечивает его продвижение на рынке образовательных услуг. Это и для школьного образования ориентир в рыночной среде.
Таким образом, РЦПО, объединяя вокруг себя 12 близлежащих школ по микрорайону, интегрирует их кадровый, материально-технический потенциал, привлека-
ет ресурсы вузов и тем самым обеспечивает полноценное профильное образование. Интеграция школьного и вузовского образования - это новые формы и методы обучения, использование информационных технологий.
В этом ракурсе одним из социальных партнеров является Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ). Социальное партнерство РЦПО и КарГТУ, создавая новую информационно-образовательную среду, обеспечивает широкий спектр образовательных услуг, ориентированных на потребности учащихся, индивидуальный режим дистанционного обучения учащихся, развивая у них навыки самостоятельной познавательной деятельности. Процесс интеграции с вузом в области наиболее востребованных образовательных программ, как на базе ресурсного центра, так и на базе вуза с привлечением школьных и вузовских преподавателей, для школьников в идеале является благоприятной нишей для успешного освоения основ базовых дисциплин, качественной довузовской подготовки, осознанного выбора профессии. Разрабатывается целевая допрофессиональная подготовка выпускников РЦПО соответственно потребностям предприятий Корпоративного Университета. Периодические практические занятия курсов дисциплины технология на базе вуза, такие как курс «Основы бухгалтерского учета» на кафедре «Экономика предприятий», курс «Основы предпринимательства» на кафедре «Менеджмент предприятия», курс «Основы автодела» в лабораториях кафедры «Автомобильный транспорт», обеспечивают до-профессиональную подготовку учащихся в области технических специальностей, востребованных сегодня и на мировом рынке. Идет процесс адаптации учащихся к вузовской системе.
На основном этапе миссию РЦПО мы видим и в осваивании и использовании новых технологий, которые при нынешнем состоянии материально-технической базы наших школ пока еще не доступны нашим учащимся и преподавателям. Соглашение между РЦПО и КарГТУ, участие ученых в эксперименте позволяют осваивать и использо-
вать новые формы обучения учащихся школ микрорайона в индивидуальном режиме с использованием технологии дистанционного обучения. На стратегически важном направлении информатизации образования в РЦПО делаются первые шаги. Для школьного образования такие подходы рентабельны и с экономической точки зрения.
Одним из знаменательных событий для РЦПО стало его вступление в инновационно-образовательный консорциум «Корпоративный Университет», созданный на базе КарГТУ. КарГТУ первый среди вузов Казахстана в целях повышения качества подготовки востребованных на рынке труда специалистов создал инновационно-образовательный консорциум «Корпоративный Университет», объединяющий свыше 40 крупных предприятий и вузов нашего региона и ближнего зарубежья. Предприятия свой товар, технологии могут быстро продвинуть на рынок через знания, профессиональные навыки его выпускников. Университет, развивая многоуровневую систему подготовки кадров, ведет допрофессиональную подготовку старшеклассников ресурсного центра. Допрофес-сиональная подготовка выпускников школ, качественное освоение ими базовых дисциплин способствует качественному образованию студентов. Университет стал механизмом, связавшим стратегическое развитие предприятий с развитием их человеческих ресурсов, подготовкой высококвалифицированных мобильных специалистов на основе внедрения инноваций в образование и науку, использования интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава и современной материально-технической и технологической базы предприятий. В составе Корпоративного Университета такие крупные предприятия, как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и др., а также такие вузы России, как Уральский государственный технический университет, Институт геофизики УрО РАН и научно-исследовательские институты Казахстана - Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева, Институт проблем комплексного освоения недр. И участие РЦПО в инновационно-образовательном консорциуме стало ключевым моментом на пути его дальнейшего развития, использования новых технологий в образовательном процессе в период перехода от трудового обучения к технологическому образованию.
Особенности и преимущества РЦПО как члена Корпоративного Университета:
• Обеспечение вариативности содержания образовательного процесса, предоставление широкого спектра образовательных услуг, ориентированных на потребности учащихся и запросы рынка труда.
• Создание новой информационно-образовательной среды, эффективное использование имеющихся ресурсов городской системы образования, оптимизация управления, то есть это новый управленческий механизм.
• Повышение интеллектуального потенциала, служащего основой для накопления наиболее ценного пе-
дагогического и управленческого опыта, то есть формирование педагога новой формации.
• Сетевой проект РЦПО можно рассматривать как экономический, социальный результат. Для региональной системы управления образования он актуализирует проблемы профильного обучения в образовательных учреждениях. Для школ сетевого проекта - это средство развития собственного содержания, повышение их инвестиционной привлекательности.
• Процесс интеграции с вузом наиболее востребованных образовательных программ, как на базе ресурсного центра, так и на базе вуза с привлечением школьных и вузовских преподавателей, в идеале для школьников является благоприятной нишей успешного освоения основ базовых дисциплин, что обеспечивает качественную довузовскую подготовку, подготовку к ЕНТ, осознанный выбор профессии.
Выявление проблемных зон в период школьного, довузовского образования, профессионального самоопределения учащихся, определение конкретных действий в подготовке конкурентоспособного выпускника, специалиста обеспечит качество образования, воспитание всесторонне развитой личности. Актуален также вопрос о принципиальном механизме увязывания исследований рынка труда и не стихийной организации профилей, других образовательных услуг для учащихся, школ сети Ресурсного центра. Грамотный и оптимальный выбор учащимися профиля с перспективой на профессиональное образование должен быть увязан с запросами и рынка труда.
Университет, участвуя в реализации инновационного проекта «Ресурсный центр профильного обучения», вносит весомый вклад в его развитие, такой как создание информационного пространства, объединяющего 12 школ, овладение школьниками новейшими технологиями в познании этого удивительно динамично развивающегося мира, обучение учащихся в индивидуальном режиме по их потребностям, используя дистанционные технологии образования. Дистанционное образование открывает учащимся новые возможности получения образования, доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет использовать инновационные методы образования, способствует их профессиональному росту. На стратегически важном направлении информатизации образования РЦПО делаются первые шаги. Для школьного образования такие подходы рентабельны и с экономической точки зрения.
Использование дистанционных образовательных технологий в условиях Ресурсного центра позволят расширить образовательные возможности сетевых школ в предоставлении учащимся возможности выбора как учебных курсов, так и способов организации учебной деятельности с учетом их образовательных потребностей; организовывать проектную и исследовательскую
деятельность в режиме межшкольной телекоммуникации. Дистанционное образование в рамках социального партнерства ресурсного центра и КарГТУ может создавать необходимые образовательные ресурсы, доступные через Интернет, или сайты для сетевых школ для использования ими в учебном процессе в профильных классах. Данная модель приемлема, когда сетевые школы испытывают недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, оборудования для преподавания профильных курсов, дефицит в курсах, поддерживающие отдельные профили, учитывая, что учащимся необходимо обеспечить возможность реального выбора профиля, курсов в соответствии с их интересами и дальнейшими профессиональными устремлениями.
Мировая экономика по завершении кризиса будет существенно отличаться от экономики докризисной. Сейчас ставится задача технического перевооружения, перехода на новые энерго- и ресурсосберегающие технологии. Нужны специалисты с новыми навыками и умениями. Поэтому программы обучения в вузе разрабатываются таким образом, чтобы выпускник владел перспективными знаниями, мог работать на самом современном оборудовании, осваивал навыки, обеспечивающие его профессиональную мобильность. И ориентир РЦПО на приоритеты развития Университета определяет новые направления в содержании его образовательных услуг, придавая им актуальность и востребованность. Такой механизм приобретает особую актуальность в условиях мирового экономического кризиса, выйти достойно из которого возможно только при активном взаимодействии ресурсного центра и вуза, используя его ресурсы. Также Ресурсный центр информирован о потребностях предприятий региона в специалистах. Это обеспечит грамотный и оптимальный выбор учащимися своего профиля с перспективой быть востребованным на рынке труда, а также не стихийную, целенаправленную систему профильного обучения в наших школах с учетом запроса рынка.
Участие РЦПО в Корпоративном Университете - это и уникальная возможность осваивать новые технологии в информационном пространстве. В рамках Соглашения об инновационно-образовательном консорциуме «Корпоративный университет» учащимся школ сети ресурсного центра открывается доступ к электронной библиотеке КарГТУ, фонд которого насчитывает более 2,6 млн экз. научной, учебной, справочно-информационной и художественной литературы на нескольких языках. Умения и навыки использования ресурсов электронной библиотеки позволят развивать у учащихся познавательную культуру, навыки исследовательской, проектировочной деятельности. Для повышения эффективности профориентацион-ной работы среди абитуриентов и обеспечения качественного контингента студентов на 2011-2012 учебный год на базе опорной школы № 5 открывается центр про-
фессионального технического образования. В рамках уникальной модели Университета по патриотическому воспитанию молодежи на примере Первого Президента Республики Казахстан действует социальный проект «Мост Дружбы: Жас Орда (КарГТУ) и Танымгер (РЦПО)», объединяющий актив студенческой молодежи университета и учащихся ресурсного центра.
В период развития РЦПО в рамках социального партнерства с вузами, на стыке школьного и вузовского образования создается новое инновационное образовательное пространство. Сотрудничество Карагандинского государственного технического университета и РЦПО в области профильного образования, допрофессиональ-ной, довузовской подготовки, профессиональной ориентации выпускников школ сети центра на технические специальности - это новая модель развития преемственности высшего и среднего образования, одобренная Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина. Университет, участвуя в реализации инновационного проекта, придает ему особый имидж и открывает перспективу стать многопрофильным инновационно-образовательным комплексом, опорным комплексом для 4 ресурсных центров нашей области.
В своем выступлении в Национальном Университете им. Аль-Фараби глава государства Н. А. Назарбаев отметил, что стране нужны талантливые ученые, работающие в самых передовых научных областях, что необходимо создать ядро национального интеллекта, нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне. Вуз Первого Президента Республики Казахстан КарГТУ делает реальные шаги в школьном образовании, внося весомый вклад в подготовке конкурентоспособных выпускников нового поколения, способных к успешной адаптации к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2010-2020 годы. Астана, 2010.
2. Арынгазин К. М, Контаев С. С. Теоретические и практические аспекты смысловой педагогики. Караганда, 2004.
3. Ресурсный центр профильного обучения / С. С. Контаев, В. В. Егоров, Ж. О. Жилбаев, Б. К. Утемуратова. Караганда, 2008.
4. Тен А. С., Даутова Т. К. Планирование и управление проектами с использованием ИКТ, ИПК ПКСО. Алматы, 2007.
5. Полат Е. С. Дистанционное обучение в профильных классах общеобразовательной школы. М., 2005.