— выявлены факторы, препятствующие становлению эффективного механизма взаимодействия власти, вузов, предприятий и бизнеса с целью привлечения инвестиций в регион, и обоснованы пути их преодоления, лежащие прежде всего в русле качественного реформирования природы властных отношений в обществе;
— обоснованы ключевые направления реформирования государственной поддержки вузов, предприятий и бизнеса.
Деятельность региональных кластеров позволит достичь скоординированности принятия как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отрас-
лей экономики и социальной сферы и формированию кластеров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Индикатором успешности реализации государственной региональной политики должно быть стабильное повышение качества жизни населения страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуськова, Н. Д. Инвестиции в человеческий
капитал вуза : организационный аспект /
Н. Д. Гуськова, И. Н. Краковская // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 5. — С. 53—58
2. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// unirating.ru/.
Поступила 03.03.12.
УДК 378(480)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (на примере Финляндии)
Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко
(Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов)
На примере Финляндии рассматриваются лучшие практики развития системы высшего профессионального образования. Проводится сравнительный анализ финской и российской систем высшего образования с точки зрения законодательного развития.
Ключевыге слова: высшее профессиональное образование; Финляндия; законодательство в области высшего образования.
В условиях глобализации мировой экономики и процессов региональной интеграции, стремления к поддержанию конкурентоспособности национальных систем высшего образования повысился интерес к проведению сравнительных исследований в области образования. Международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), публикуют большое количество различных видов экспертных оценок и международной статистики, которые влияют на национальную политику в области реформирования образования и соответствующие
законодательные инициативы. В то же время их анализ дает объективную оценку национальных процессов с учетом особенностей той или иной страны. В Европейском Союзе существует система поддержки научных исследований, направленных на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, экономики в целях получения лучших практик для дальнейшего их распространения на весь ЕС. В рамках конкурсного отбора, для выбора наиболее перспективных проектов с целью дальнейшего финансирования, ЕС проводит довольно серьезную работу. Отрицательным моментом, по
© Бонюшко Н. А., Семченко А. А., 2012
№ 3, 2012
нашему мнению, является то, что ЕС выступает в одном лице и заказчиком, и инвестором, и контролирующим органом проведения научных исследований, задавая тем самым векторы развития конкретным направлениям и не рассматривая другие, в том числе серьезные фундаментальные, вопросы. Следует также отметить, что в результате политической интеграции определение национальных границ для проведения сравнительного исследования затруднительно и не может быть само собой разумеющимся, тогда как прежде существовали традиционные рамки внутренней (национальной) и внешней (европейской) политики.
В контексте сказанного актуальным представляется изучение лучших практик развития системы высшего образования ЕС на примере Финляндии, а также проведение сравнительного анализа финской и российской систем высшего образования с точки зрения законодательного развития. Главный вопрос нашего исследования состоит в определении основных исторических и современных направлений развития сферы высшего профессионального образования Финляндии. Значительный интерес представляют различные области наднациональной политики, влияющей на реформы в сфере образования и регулирование этих реформ на национальном уровне.
Финско-российские отношения имеют длительную историю. В настоящее время существует более 70 соглашений о сотрудничестве между странами в разных областях деятельности, постоянно проходят визиты на государственном уровне. Важными областями сотрудничества являются торговля и инвестиции, транспорт и логистика, таможенные и трансграничные вопросы, окружающая среда, энергетика, лесное хозяйство, правовое сотрудничество, культурные обмены, а также инновации и технологии. Две страны тесно работают в плане развития приграничных территорий: Республики Карелия, Мурманской и Ленинградской областей, а также Санкт-Петербурга [2]. Хотя экономический кризис 2008 г. практически парализовал отрасли строительства и инвестиций, Россия, по сути,
остается крупнейшим торговым партнером Финляндии. В 2011 г. их товарооборот составил 11 млрд евро (экспорт в Россию — 4 млрд евро, импорт — 7 млрд евро). В области образования обмен между двумя странами предусматривает обучение около 1 500 российских студентов в финских университетах и 50 финских студентов — в России [5].
В настоящее время в Финляндии работают 15 университетов общей практики и 27 университетов прикладных наук, в то время как, согласно официальной статистике, население страны насчитывает всего 5,3 млн чел. Главным органом государственной власти, отвечающим за высшее образование, является Министерство образования и культуры, которое разрабатывает государственную образовательную политику, принимает основные решения и контролирует проведение всех видов оценки деятельности вузов. Внутренняя оценка качества предоставляемых вузами образовательных услуг проводится Академией Финляндии: она анализирует систему национальных исследований и их влияние на учебные программы вузов. Внешняя оценка относится к сфере деятельности национального органа контроля качества — Финского аттестационного совета по высшему образованию (ГШИББС), который представляет собой независимую организацию, отвечающую за оценку сектора высшего образования как в материковой Финляндии, так и в автономной провинции Аландских островов [7]. Однако основная ответственность за обеспечение качества образовательных услуг лежит на самих вузах.
ГШИББС был создан в 1995 г. после усилившегося разобщения финских университетов, вызванного значительными изменениями в системе высшего образования, такими как введение системы управления, основанной на результате; реализация модели рулевого управления — выделение сектора университетов прикладных наук, изменение принципов финансирования. Так возникла необходимость создания независимого органа оценки деятельности вузов (переход на единовременную выплату из бюджета
увеличил автономность вузов, необходимую для стабилизации национального образовательного рынка). Введение подобной оценки в системе высшего образования не было новым явлением, поскольку ранее она проводилась Академией Финляндии и была сосредоточена на сборе и анализе статистической информации. Однако вузы также могли при желании бесплатно принимать участие в оценках и рейтингах, предлагаемых другими организациями. В сфере бизнеса по-прежнему важным было входить в различные международные рейтинги.
Происхождение финской системы высшего образования относится к XVII в., когда была создана Академия Турку (1640 г.). После этого национальная система высшего образования развивалась согласно законам Швеции (до 1809 г.) и России (1809—1917 гг.), пока в 1917 г. Финляндия не стала независимой. В целом можно выделить три основных этапа формирования финской политики в области высшего образования: учебно-традиционалистская доктрина (до 1960 г.); становление (1960— 1980-е гг.); управление по результатам (с 1980-х гг.).
Характерными чертами первого этапа были независимость университетов, выдающееся положение Университета Хельсинки и ограниченная роль Министерства образования и культуры. Роль государства заключалась в обеспечении вузов необходимыми ресурсами. В начале 1960-х гг. в условиях растущей международной конкуренции возникла потребность в развитии нормативно-законодательной базы функционирования вузов, которые постепенно стали выходить из прямого подчинения Министерству образования и культуры [2]. На этапе становления была введена идея равных возможностей получения образования и высшее образование стало повсеместным. Особое внимание уделялось социальным аспектам высшего образования в сочетании с макроэкономической верой в высокую отдачу от инвестиций в человеческий капитал. До 1980-х гг. университетская система была централизованной, однако вновь созданные универси-
теты строились по принципу автономного Университета Хельсинки, все вузы постепенно становились равноправными.
Наиболее значительным событием в новейшей истории финского высшего образования стал переход от централизованного планирования к управлению по результатам. Основой реформы высшего образования послужил эксперимент 1970-х гг. под названием «целенаправленное управление». В то же время появились первые процедуры оценок студенческих требований и была заложена база статистических данных деятельности вузов КОТА (т. е. независимая некоммерческая экспертная молодежная организация) [6]. В 1980-х гг. существенно повысилось влияние международных организаций, прежде всего Организации экономического сотрудничества и развития [3]. В результате взаимодействия ОЭСР и государственного аппарата Финляндии идея управления по результатам прочно укоренилась и стала развиваться в области высшего образования. Рассмотрим более подробно основные изменения системы финского высшего образования за 1980—2012 гг.
В 1986 г. Государственный совет принял программу развития высшего образования на период 1988—1991 гг., согласно которой университеты должны были повысить эффективность своей деятельности. Правительство приняло на себя обязательства по увеличению финансирования отдельных категорий вузов ежегодно на 15 %.
В 1987 г. вступил в силу Закон о развитии финского высшего образования, предусматривавший приведение бюджетного финансирования в соответствие с уровнем затрат вуза. Была введена в действие база данных КОТА, которая содержала сведения о вузах и областях их исследования начиная с 1981 г. База данных, созданная Министерством образования в качестве помощи для управления университетами, предоставляла информацию, необходимую для ежегодного планирования и принятия решений.
В 1991 г. начались первые эксперименты с управлением по результатам. Первоначальный этап введения этой мо-
№ 3, 2012
дели был направлен на формирование системы финансирования вузов на конкурсной основе. Ранее университеты получали стабильное финансирование.
В 1993 г. Государственный совет принял решение о внедрении Плана развития образования и научных исследований в университетах на 1991—1996 гг., в котором одним из основных положений было повышение роли оценки деятельности вузов в его управлении. Университетам необходимо было осуществить структурные реформы, рационализировать свою деятельность и сократить расходы. Также в 1993 г. Совет по высшему образованию выбрал первые центры передового опыта в области преподавания и исследований, была введена политика вознаграждений.
В 1994 г. все университеты перешли от системы расходования бюджетных средств к системе исполнения договоров. Большая часть финансирования стала результатом переговоров между университетом и Министерством образования, а в дальнейшем — между администрацией университета и факультета.
В 1995 г. Финляндия была включена в отчет ОЭСР по высшему образованию стран, принята в ЕС. Кроме этого, был основан Совет по оценке высшего образования Финляндии (ГШИББС) и началась институционализация оценки образования.
В 1997 г. парламент принял Закон об университетах, который потребовал, чтобы университеты самостоятельно и постоянно оценивали свою образовательную деятельность, научные исследования и творческий потенциал, подвергались внешней оценке, а также публиковали полученные результаты.
В 1999 г. министры образования европейских стран, в том числе Финляндии, подписали Болонскую декларацию, целью которой явилось повышение конкурентоспособности европейского высшего образования на мировом рынке, а также гармонизация структуры научных степеней в европейских странах; в ней подчеркивалась и особая роль качества.
В 2004 г. Министерство образования опубликовало меморандум по обеспече-
нию качества высшего образования, послуживший началом разработки национальной системы оценки и внешнего аудита обеспечения качества. Она была опробована в 2004—2005 гг. в рамках сотрудничества между финским Советом по оценке высшего образования и университетами. Также в 2004 г. были внесены поправки в отдельные разделы Закона об университетах 1997 г. Закон теперь подчеркивал социальную направленность деятельности университетов, утверждал, что в выполнении своей миссии они должны взаимодействовать с обществом и поощрять социальное воздействие результатов научных исследований и творческой работы.
В 2005 г. Административный сектор Министерства образования опубликовал программу своей деятельности, целью которой объявлялось повышение производительности университетов посредством изменения их сети так, чтобы крупные и конкурентоспособные вузы выходили на международный уровень. Предполагалось, что при появлении вакансий информация о них будет собираться в банк данных, из которого будут выделены ресурсы для поддержки профилирования университетов.
В 2006 г. Тематический обзор ОЭСР по высшему образованию был использован при планировании реформы высшего образования в Финляндии. Усилилось взаимодействие с Европейской комиссией, основной задачей которой было обеспечение тесного сотрудничества в целях модернизации европейских университетов, что отразилось в создании различных документов, в том числе предложения правительства по изменению Закона об университетах. Был осуществлен переход к новой системе оплаты труда работников вузов, основанной на учете индивидуальных заслуг и занимаемой должности.
В 2007 г. Министерство образования издало меморандумы по трем главным проектам, касающимся создания университетов мирового класса и консорциумов университетов, включая предложения:
1) объединить Хельсинкский технологический университет, Школу экономи-
ки Хельсинки и Университет искусств и дизайна Хельсинки;
2) объединить Университет Йоэнсуу и Университет Куопио в качестве конфедерации университетов;
3) создать консорциум из Университета Турку и Туркусской школы экономики.
В 2008 г. появилась Национальная инновационная стратегия, направленная на обеспечение предпосылок для внедрения инновационной политики в финском обществе. Усилилось структурное развитие отраслевых исследований.
В 2009 г. правительство внесло предложения по изменению Закона об университетах и связанных с ним законодательных актов, согласно которым все университеты должны были создать собственные фонды, подпадающие под действие Закона о фондах, но оставались по сути государственными (правительственный законопроект Министерства образования № 7 от 2009 г.). Закон также предполагал увеличение числа внешних лиц в советах университетов, позволял финским вузам нести собственные обязательства, владеть недвижимым и движимым имуществом, осуществлять коммерческую деятельность, обеспечивающую решение их основных задач, предоставлять и взимать плату за контрактное обучение. Из простого юридического лица университеты превращались в юридическое лицо, подпадающее под действие конституционного права и Закона об университетах.
В 2010—2012 гг. продолжилась реализация кампании по сбору средств, т. е. самостоятельная капитализация университетов. С 2009 по 2010 г. почти все финские университеты провели собственные кампании по сбору средств. Причиной этого послужило решение финского правительства дополнительно инвестировать в вузы средства, в 2,5 раза превышающие собранные ими частные пожертвования. Государство предоставило подобным образом 500 млн евро фонду университета Aalto при условии, что другие спонсоры внесут 200 млн евро, при этом первоначальный капитал фонда составлял всего 50 млн евро. Фонд технического университета г. Тампере с первоначальным капиталом 25 млн евро по-
лучил 125 млн евро в виде государственного гранта и более 50 млн евро от других инвесторов. Кроме того, государственные университеты стали обладателями дополнительных инвестиций в размере 150 млн евро в форме имущества и другой собственности, находящейся в настоящее время на их текущем балансе. В целях достижения справедливости государство намерено и далее финансировать вузы независимо от формы собственности.
Для обеспечения высокой степени платежеспособности государство служит гарантом надежности вузов. В государственных вузах оно владеет до 66 % капитала [2]. Целью капитализации является стимулирование университетов к повышению эффективности использования своих доходов и поиску дополнительного финансирования, в частности спонсорской помощи и предпринимательской деятельности [4]. Университеты прикладных наук финансируются со стороны как правительства, так и местных властей. Выполнение соглашений, заключенных между ними и Министерством образования, предполагает достижение общих целей, развитие образовательной деятельности и финансирование проектов. Правительство покрывает 57 % их расходов, а местные власти — оставшиеся 43 %. Университеты прикладных наук получают также внешнее финансирование. В настоящее время существует три основных вида государственного финансирования таких университетов: основное, проектное и системное [1]. Основное финансирование включает в себя базовую поддержку, в то время как проектное предусмотрено лишь для крупных проектов, таких как интернационализация или развитие виртуальной учебной среды [5].
Анализ особенностей системы высшего образования Финляндии в части основных изменений за 1980—2012 гг. показал, что она во многом отвечает современным мировым тенденциям, благодаря чему является успешным примером реализации принципов Болонского процесса. Что касается российской системы высшего образования, то, по наше-
111!111Й1И1!Ш № 3,
му мнению, развитие международного рынка образовательных услуг, необходимость выдерживать конкурентную борьбу и соответствующие изменения в российской государственной политике будут способствовать повышению актуальности вопросов обеспечения качества высшего образования, а также проведению подобных сравнительных исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонюшко, Н. А. Обеспечение качества высшего образования в условиях глобализации : учебное пособие / Н. А. Бонюшко, А. А. Семченко. — Санкт-Петербург : СПбГПУ, 2011. — 96 с.
2. Министерство образования и культуры Финляндии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minedu.fi/OPM/?lang=en. — Дата обращения: 07.02.2012.
3. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oecdru.org/oecd_i.html. — Дата обращения: 07.02.2012.
4. Проект по развитию гарантий качества в разработке учебных планов между Россией и Финляндией [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.utu.fi/en/university/quality/russia/ index.html. — Дата обращения: 07.02.2012.
5. Руководство по качеству университета Турку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.utu.fi/en/university/quality/. — Дата обращения: 07.02.2012.
6. Система КОТА (независимая некоммерче-
ская экспертная молодежная организация Финляндии) и AMKOTA (статистическая информационная база по высшему образованию Министерства образования и культуры Финляндии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://
www.kota.fi. — Дата обращения: 07.02.2012.
7. Финский аттестационный совет по высшему образованию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finheec.fi. — Дата обращения: 07.02.2012.
Поступила 02.05.12.
УДК 37.014.3
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Б. К. Утемуратова (средняя общеобразовательная школа № 5 г. Караганды, Республика Казахстан)
Раскрывается опыт модели Ресурсного центра как эффективного средства организации профильного обучения. Представленный опыт затрагивает актуальные вопросы профессионального самоопределения, допрофессиональной подготовки старшеклассников и осознанного выбора ими своей будущей профессии.
Ключевыге слова: инновационно-образовательная система; педагог-профессионал; сотрудничество с вузами; сетевое взаимодействие; социальное партнерство с вузами.
Согласно задачам, поставленным Президентом РК Н. А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе», и приоритетным направлениям Государственной программы развития образования РК на 2010— 2020 гг., в число таких направлений входят наполнение образования новым качеством и содержанием, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире,
развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны [2]. Особое место среди обозначенных задач занимает переход школ на 12-летнюю модель обучения, ориентированную на подготовку учащихся, способных самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
Решение указанных задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Создание уни-
© Утемуратова Б. К., 2012