Научная статья на тему 'Финляндия - партнер России в инновационном сотрудничестве'

Финляндия - партнер России в инновационном сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлямин В. А.

В статье содержится анализ особенностей национальной инновационной системы Финляндии. Автором выделяются элементы финского опыта, приемлемые для использования в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шлямин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финляндия - партнер России в инновационном сотрудничестве»

В статье содержится анализ особенностей национальной инновационной системы Финляндии. Автором выделяются элементы финского опыта, приемлемые для использования в российских условиях.

Финляндия - партнер России в инновационном сотрудничестве

В.А. ШЛЯМИН,

кандидат экономических наук,

торговый представитель Российской Федерации в Финляндии, Хельсинки

Уже более тридцати лет Финляндия входит в группу крупнейших торгово-экономических партнеров нашей страны. Российские предприятия предпочитают финское деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное оборудование, продукцию электронной, электротехнической, судостроительной отраслей, промышленности строительных материалов и многое другое аналогичным товарам из других стран.

Однако для нас, пожалуй, еще более важным представляется уникальный опыт Финляндии в сфере высоких технологий. Эта страна заслуженно занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге.

При большом интересе российских регионов к финскому опыту нередко приходится сталкиваться с поверхностным восприятием этого опыта и весьма сомнительными рекомендациями. Поэтому хотелось бы обратить внимание на наиболее значимые, на наш взгляд, элементы национальной инновационной системы Финляндии.

Особенности организации образования

Экономика знаний, основанная на использовании высоких технологий, предполагает наличие продуманной системы образования, нацеленной на удовлетворение потребно-

© ЭКО 2008 г.

стей в высококвалифицированных кадрах. В Финляндии такая система создана.

Образовательная система этой страны рациональна: ее звенья легко совмещаются друг с другом. По итогам международного исследования в рамках ОЭСР, уровень обучения школьников в Финляндии признан одним из лучших в мире. Вместе с тем сами финны весьма критично оценивают свою систему высшего образования. В последнее время в центре внимания финских деловых и политических кругов находится доклад профессора Р. Болдвина, сотрудника Института международных исследований (Женева), о влиянии процесса глобализации на конкурентоспособность Евросоюза1. Автор доклада опасается возрастающего влияния информационного общества. Развивающиеся страны, имеющие доступ к информационным технологиям, все активнее и масштабнее используют интеллектуальный потенциал наиболее развитых стран. Набирает силу тенденция переноса производства многих товаров и услуг из стран ЕС (в том числе и Финляндии) в Китай, Индию, страны Южной Америки. Если так будет продолжаться, в скором времени у многих выпускников вузов в ЕС возникнут проблемы с устройством на родине. Поэтому главным в новой политике Евросоюза в сфере образования, по мнению профессора Болдвина, должна стать не концентрация учеников средних школ и студентов вузов на получении конкретной профессии, а обучение методам, приемам и способам самостоятельной учебы и переподготовки в условиях «пожизненного» образования.

В новой программе правительства Финляндии поставлена задача повышения квалификации, укрепления системы непрерывного образования и базы университетов. Финское правительство исходит из того, что на новом витке глобализации, независимо от полученного ранее образования, работники должны быть в состоянии совершенствовать свои знания и навыки в будущем. Поскольку международная конкуренция, которая раньше, как правило, проявлялась между фирмами в разных странах, сейчас возникает между отдельными работниками, исполняющими одинаковые задачи в разных странах.

1 Baldwin R. Globalization: the Great Unbundlings. 20 September, 2006.

Финляндия, в соответствии с Докладом о развитии чело-века-20 062 вкладывает в систему образования больше, чем в среднем страны ОЭСР (6,5% и 6,1% от ВВП соответственно). Период получения высшего образования длится от 6 до 8 лет после окончания общеобразовательной школы, по ряду специальностей обязателен опыт практической работы. Отличительной особенностью финской высшей школы является ее активное участие в проведении НИОКР. На базе вузов (а это десять университетов, три технических университета, 29 политехникумов) функционируют научно-исследовательские центры, разрабатываются инновационные проекты, и деньги выделяет государство. Что очень важно, инновационные разработки студентов и исследователей коммерциализируются и находят применение в промышленности. Опыт Финляндии в организации системы образования, несомненно, представляет интерес для России.

Инновационная конкурентоспособность

Финны обеспокоены снижением инновационной конкурентоспособности Евросоюза по сравнению с США. С другой стороны, в самом ЕС Финляндия пользуется репутацией наиболее продвинутой страны по уровню организации инновационной деятельности. Поэтому не случайно, по поручению Европейской комиссии, бывший премьер-министр Финляндии и нынешний руководитель национального фонда инноваций «Ситра» Эско Ахо возглавил группу экспертов по подготовке Доклада о проблемах инновационной деятельности в ЕС3.

Особое внимание в этом обстоятельном докладе уделено роли государств. Главный вывод: существующие в Европейском союзе формы государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) устарели и ставят Европу в невыгодное положение. Авторы доклада, учтя американский и лучший европейский опыт, внесли ряд предложений по активизации деятельности государств

2 Доклад о развитии человека-2006. Изд-во «Весь Мир», 2006. С. 348.

3 Создание инновационной Европы. Доклад независимой экспертной группы по НИОКР и инновациям, назначенной после саммита в Хэмптон Корте в январе 2006 г. (http://europa.eu/invest-in-research).

в этой сфере: увеличить финансовый вклад государств ЕС в НИОКР минимум до 3% от ВВП, создать систему партнерств «государство - наука - промышленность» и ряд других.

На общем фоне стран ЕС Финляндия традиционно относится к наиболее успешным государствам в области развития высокотехнологичных отраслей экономики и по доле расходов в ВВП страны на научно-исследовательскую деятельность входит в число ведущих стран мира, уступая только Швеции.

Руководство Финляндии рассматривает вопрос развития инновационной деятельности в стране в качестве одного из основных для повышения конкурентоспособности экономики.

С 1995 г. экспорт высокотехнологичной продукции этой страны превышает ее импорт, а доля такой продукции во всем экспорте составляет порядка 20%4. При этом 80% экспорта продукции высоких технологий приходится на электронную и электротехническую промышленность. Заметим, что по удельному весу высокотехнологичного экспорта Финляндия (с 1997 г. и по настоящее время) уступает только США и Японии.

Но в последнее время и в Финляндии наметилась негативная тенденция - сокращение производства высокотехнологичной продукции предприятиями крупного бизнеса и перевод производственных мощностей в развивающиеся страны.

Если принять во внимание ожидаемые увольнения в исследовательских центрах фирмы «Нокиа», то ситуация может значительно ухудшиться, так как реальной альтернативы исследовательским наработкам данного сектора экономики пока нет.

Кроме того, «Нокиа» пересмотрела свою стратегию по проведению исследований и существенно сократила количество своих партнеров среди университетов Финляндии, сконцентрировав исследовательскую деятельность в Массачусетском технологическом институте и Стэнфордском университете (США). Притом что «Нокиа» является крупнейшим получателем государственных средств (в частности, от Финского агентства по финансированию технологий и инноваций), и доля компании в общих расходах страны на НИОКР составляет более 50%.

4 Finland as a Knowledge Economy. Elements of Success and Lessons Learned/ The International Bank of Reconstruction and Development/The World Bank. Washington. 2005. Р. 5.

Финны настойчиво ищут новые решения по повышению конкурентоспособности своей экономики. Так, в марте 2007 г. появилось сообщение о намерении создать финский университет высоких технологий. С такой инициативой выступила Ассоциация технологической промышленности, озабоченная тем, что вузы Финляндии отстают от передовых университетов мира.

Поддержка государства

Значительные успехи Финляндии в инновационной сфере общепризнанны и достигнуты благодаря неуклонному возрастанию государственного обеспечения науки, образования и инновационной деятельности, постоянному совершенствованию инновационной системы страны и механизма привлечения частных средств в развитие приоритетных направлений науки, техники и технологий.

В Финляндии отсутствуют специальные законы об инновационной деятельности, нормативно-правовую базу составляет законодательство о деятельности малых и средних предприятий, а также о защите интеллектуальной собственности, вопрос обеспечения которой - один из важнейших.

Вместо налоговых стимулов в стране для осуществления НИОКР используются другие формы государственной поддержки. Политика Финляндии по поддержке НИОКР и развитию инновационной деятельности направлена как на оказание содействия со стороны государства непосредственно фирмам, ведущим исследования, так и на развитие институциональной среды, которая необходима для эффективного функционирования национальной инновационной системы. Государственная поддержка распространяется на большую часть исследовательских фирм и осуществляется на всех этапах их деятельности. Она носит комплексный характер и включает в себя самые разные формы финансовой помощи и оказания услуг. Данные мероприятия тесно связаны с национальной политикой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также региональной политикой, направленной на выравнивание уровня развития различных районов страны.

ИННОВАЦИИ

4 ЭКО №4, 2008

На начальном этапе инновационной деятельности компании доступно множество государственных программ поддержки бизнеса, которые включают в себя помощь при регистрации деятельности, предоставление специальных займов и гарантий под рисковый капитал, привлечение региональных венчурных фондов.

Государство проводит экспертные оценки инновационных проектов и, при их соответствии приоритетным направлениям, может осуществлять до 50% финансирования работ, способствует расширению сотрудничества между участниками данных исследовательских работ, в том числе на международном уровне. На этапе становления бизнеса государство может от 1 до 3 лет сопровождать инновационный проект.

Кроме финансовой помощи, государство оказывает так называемую «шаговую» поддержку фирмам на всех этапах развития их инновационного бизнеса (разработка технологических стратегий и программ, привлечение экспертов, обучение специалистов, информационная и правовая помощь в области патентования, по международным нормам и стандартам, поиск бизнес-партнеров, поддержка и широкий спектр услуг фирмам, выходящим с инновацией на внешний рынок).

Частный бизнес активно участвует в национальных приоритетных исследованиях, так как заинтересован в сокращении собственных расходов и снижении рисков при осуществлении инновационных проектов за счет частичного финансирования и координации работ со стороны государства.

Пять приоритетов

В условиях роста международной конкуренции Финляндия активно стремится повысить эффективность использования бюджетных средств при осуществлении исследований в области высоких технологий и расширить инновационную деятельность в стране.

В этих целях в середине 2006 г. Совет по научной и технологической политике при правительстве Финляндии под руководством премьер-министра принял программу инноваци-

онной политики страны на период 2007-2011 гг.5, в рамках которой определены пять национальных стратегических направлений: лесопереработка; металлургия и машиностроение; информационная промышленность и связь; медицина и здравоохранение; энергетика и защита окружающей среды.

Переход к созданию координирующих центров всех исследовательских работ по приоритетным направлениям начался в 2007 г. Совет предоставил целевые средства в размере 130 млн евро для развития данных приоритетных направлений как наиболее важных секторов экономики страны. Финансирование будет осуществляться через Финское агентство по финансированию технологий и инноваций - ТЕКЕС и Академию Финляндии.

ТЕКЕС обеспечивает экспертные оценки и финансирование технологических инновационных проектов предприятий, исследовательских институтов и университетов Финляндии, а также способствует сотрудничеству между участниками данных исследовательских работ, в том числе на международном уровне. Собственных научных исследований ТЕКЕС не проводит. Персонал агентства насчитывает 265 сотрудников.

По существующему законодательству Финляндии любое финское и зарегистрированное в стране иностранное предприятие имеет право обращаться в ТЕКЕС за финансовой помощью на проведение НИОКР. В настоящее время более 1500 предприятий в той или иной степени получают финансовую поддержку от ТЕКЕС.

Исследования в прикладных областях осуществляются в научно-исследовательских институтах (около 15% общих расходов на НИОКР), 20 университетах и 32 высших политехнических учебных заведениях страны (около 25% общих расходов на НИОКР). Большинство НИИ подчиняются Министерству труда и экономики.

Региональная политика и технопарки

Управление инновациями в Финляндии осуществляется как на национальном, так и на региональном уровне.

5 Science, Technology, Innovation. The Science and Technology Policy of Finland. Helsinki, 2006.

ИННОВАЦИИ

4*

В последнее время в стране многое делается для создания своеобразной региональной инновационной сети. Распределение полномочий между разными административными уровнями приводится в таблице.

Уровень административного управления Полномочия по исполнению инновационной политики

Центральное правительство: Совет по научной и технологической политике при правительстве Определяет цели и задачи инновациионной политики на период своей работы. Министерства разрабатывают свою региональную стратегию по развитию инноваций (министерства образования, труда и экономики и МВД)

Шесть государственных представительств в провинциях Участвуют в подготовке ежегодных планов для региональных советов

Региональные советы Разрабатывают долгосрочные планы развития региональной инновационной политики как составной части стратегии развития регионов. Играют важную роль в выборе проектов для программ сотрудничества

Муниципалитеты Оказывают существенное влияние на развитие инноваций посредством, например финансовой поддержки

Источник: Министерство труда и экономики Финляндии.

Региональная инновационная политика Финляндии является составной частью стратегии регионального развития. Законодательство Финляндии обязывает правительство и министерства разрабатывать планы регионального развития. Так, Министерство образования повышенное внимание уделяет региональному сотрудничеству университетов и политехникумов. МВД курирует две региональные программы, имеющие большое значение для развития инноваций. Эти программы нацелены на укрепление и развитие тех или иных преимуществ регионов. В частности, Программа по региональным центрам экспертной оценки на 2007-2013 гг. направлена на создание сети отбора и поддержки инноваторов в различных областях. В настоящее время существует девятнадцать

центров экспертизы и три сетевых центра образования, участвующих в программе, охватывающих более 45 областей знаний (от нанотехнологий до туризма).

У нас в стране в последнее время повсеместно создаются технопарки. Но порой инициаторы их создания, не утруждая себя обоснованием целей, задач, ожидаемых результатов функционирования технопарка в конкретном городе, просто следуют некоей моде. В Финляндии одним из основных критериев оценки деятельности технопарков является количество новых высокотехнологичных предприятий, которые начинают свою самостоятельную деятельность без государственной помощи и вовлекают смежные организации в экономическую активность, основанную на знаниях.

По данным Министерства труда и экономики Финляндии, на базе 20 университетов этой страны муниципальными органами власти созданы 22 технопарка, которые в большинстве принадлежат региональным властям. Все технопарки объединены в Ассоциацию научных парков Финляндии. Всего в научных парках осуществляют свою деятельность более 1600 инновационных компаний, где работают около 32 тыс. специалистов и ученых.

Наибольшее количество технопарков расположено в столичном регионе Хельсинки - три технопарка, в Тампере -три и в Сейняйоки - два. Крупнейшим технопарком является научно-исследовательский комплекс в столичном регионе Хельсинки «Отаниеми», расположенный в Эспоо рядом с Хельсинкским технологическим университетом, в котором обучаются около 14 тыс. студентов.

«Ситра» и другие

Особое положение в стране занимает Финский инновационный фонд «Ситра» ^Ига) - независимый общественный фонд при парламенте Финляндии, организованный в 1967 г.

Основными целями деятельности фонда являются развитие конкурентоспособности и обеспечение поступательного и сбалансированного развития экономики Финляндии, повышение деловой активности в стране и уровня международной кооперации финских предприятий.

Указанные цели достигаются фондом путем стимулирования и финансирования научных исследований, организации и проведения обучающих программ, поддержки инновационных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, оказания содействия и привлечения венчурного капитала к финансированию проектов.

По состоянию на 1 января 2007 г., активы фонда «Ситра» (по его годовому отчету) составляют 767 млн евро. Инвестиции 2006 г. составили 28,6 млн евро; прибыль по итогам 2006 г. - 73,2 млн евро. Штат фонда - 100 сотрудников. Деятельность фонда финансируется за счет процентов от средств фонда и инвестиционной деятельности.

«Ситра», по сути, представляет собой независимый аналитический центр, берущий на себя ответственность исследовать вызовы, с которыми сталкиваются государство и общество, и предлагать собственное видение ответов на эти вызовы. И, конечно, проблемы инновационной деятельности -главные для «Ситра».

Ставя перед собой цель - добиться превращения Финляндии в наиболее конкурентоспособную страну, «Ситра» разработал Программу конкурентной инновационной среды6. Если коротко, то суть этой программы заключается в совершенствовании образования и организации исследований, в использовании преимуществ государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, которое позволяет равномерно распределить между участниками экономические риски.

Для решения своей основной задачи - содействия поступательному развитию финской экономики и повышению ее конкурентоспособности, фонд на регулярной основе организует научные исследования с целью выработки оптимальных механизмов реализации программ развития высоких технологий в стране.

При сохранении приоритетной поддержки развития малого и среднего предпринимательства основные усилия фонда сконцентрированы на приоритетных программах, срок действия которых рассчитан на несколько лет:

6 Making Finland a Leading Country in Innovation. Final Report of the Competitive Innovation Environments Development Programme / Sitra. Helsinki, 2005.

♦ инновационная деятельность (2004-2008 гг.) - разработка различных моделей национальной инновационной системы в целях закрепления Финляндии на лидирующих позициях в мире;

♦ здравоохранение (2004-2009 гг.), питание и продовольствие (2004-2007 гг.) - повышение качества и эффективности предоставления населению услуг за счет внедрения новых технологий, углубления взаимодействия между частными компаниями и общественными организациями;

♦ защита окружающей среды (2004-2009 гг.) - повышение эффективности природоохранных технологий и их более широкое внедрение;

♦ развитие сотрудничества с Индией (2004-2007 гг.);

♦ развитие сотрудничества с Россией (2004-2007 гг.).

Основная цель программы фонда по развитию сотрудничества с Россией - разработка стратегии торгово-экономических связей Финляндии с нашей страной. В рамках стратегии предполагается выработка предложений по координации и сближению экономических интересов и формирование эффективных механизмов интеграции экономик двух стран. Кроме того, планируется выработать меры для расширения прямых связей между предприятиями обеих стран, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, развития субконтрактинга и сотрудничества в области инновационной деятельности.

В разработанной «Ситра» инновационной стратегии Финляндии говорится и о необходимости развития научных связей между университетами и исследовательскими центрами Финляндии и России.

Другими ведущими участниками инновационной системы Финляндии являются:

- Государственный фонд венчурного финансирования «Финнвера», созданный Министерством труда и экономики для обеспечения рискового финансирования (главным образом займы и гарантии), прежде всего, предприятий малого и среднего бизнеса, развития их международной и экспортной деятельности, покрытия рисков от потерь при экспортных операциях и инвестиционной деятельности за рубежом;

- «Финпро» (Ассоциация внешней торговли Финляндии) -задачей организации является продвижение финского экспорта

и содействие выходу финских предприятиятий на международные рынки. «Финпро» имеет 53 бюро в 40 странах мира и оказывает информационную помощь финским предприятиям на всех этапах совершения международных операций. Международная ассоциация, объединяющая организации по продвижению экспорта, по итогам 2006 г. отметила «Финпро» премией как «лучшую среди лучших» организаций промышленных стран мира в данной области;

- Государственная инвестиционная компания «Инвестиции финской промышленности», основанная Министерством труда и экономики в 1995 г. для улучшения условий деятельности компаний малого и среднего бизнеса на рынках рискового капитала;

- Государственный «Фонд финских изобретений» основан в 1975г. для экспертизы, консультирования и оказания помощи организациям по патентной защите и вопросам интеллектуальной собственности.

Об источниках финансирования

Финляндия использует финансовые возможности ЕС для проведения как собственных, так и международных НИОКР. В Финляндии свыше 2% всех научных исследований финансируется по линии ЕС.

В рамках бюджета ЕС на научно-исследовательскую деятельность в течение 2002-2006 гг. Финляндия участвовала в 400 европейских проектах по следующим крупным научно-исследовательским направлениям, на которые было выделено 146 млн евро:

+ биологические науки, генетические исследования, биотехнологии в здравоохранении;

+ информационно-коммуникационные технологии;

+ нанотехнологии, материалы с изменяющимися параметрами;

+ изучение атмосферы и космического пространства;

+ качество и безопасность продуктов питания;

+ использование новых технологий и альтернативных источников энергии, глобальные изменения климата, изучение экосистемы.

Финляндия активно участвует в международном сотрудничестве в области инноваций по линии сети центров ЕС по продвижению инноваций IRC (Innovation Relay Centers).

Финская национальная сеть центров по продвижению инноваций - «IRC Finland» создана под руководством ТЕКЕС и в настоящее время включает в себя семь технологических компаний в крупнейших городах страны: Хельсинки, Эспоо, Турку, Тампере, Оулу и Куопио.

Указанные организации оказывают помощь и координируют деятельность более 200 инновационных фирм в Финляндии, которые входят в сеть «IRC Finland».

Основные направления работ «IRC Finland»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ оказание содействия развитию инновационных технологий в Финляндии с помощью международного сотрудничества, прежде всего со странами Европы;

^ помощь финским предприятиям в поиске европейских партнеров в области новых технологий;

^ информационное обеспечение о возможностях международного трансферта технологий;

^ организация и проведение переговоров по вопросам технологического сотрудничества;

^ ТЕКЕС создает и поддерживает информационные базы данных, в которых концентрируются предложения и заявки в области обмена технологиями более 1500 зарегистрированных пользователей сети «IRC Finland» со всего мира.

Деятельность сети «IRC Finland» на 55% финансируется из бюджета страны (по линии агентства по финансированию технологий и инноваций) и на 45% - из бюджета ЕС. В 2006 г. общее финансирование работ «IRC Finland» составило около 40 млн евро.

* * *

Финский опыт, несмотря на его специфику, во многом может быть использован в нашей стране. Так, в частности, было бы целесообразно изучать механизм государственной поддержки инноваций в бизнесе. На наш взгляд, создание российского агентства по финансированию инноваций, схожего по функциям с финским агентством по финансированию технологий и инноваций, позволило бы более эффективно расходовать средства, отпускаемые на НИОКР. Финский подход к сопровождению инновационных проектов как в крупном, так и в малом бизнесе, несомненно, заслуживает внимания органов государственного управления и региональных правительств в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.