А.Э. Анисимова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, человеческий капитал, модернизация образования, подготовка преподавателей, подготовка инструкторов, ресурсный центр, городской заказ на подготовку рабочих кадров.
Keywords: technical and vocational education and training, human capital, modernization of education, teacher's training, instructor's training, resource center, municipal order for labour force.
Аннотация: Многие страны мира сегодня испытывают дефицит высококвалифицированной рабочей силы. Ее производство требует усиленных капиталовложений, невозможно на основе старой материально-технической базы, без наличия хорошо подготовленного преподавательского состава и инструкторов. Сложность решения подобной проблемы заключается в ее комплексности, требующей кооперации ресурсов различных заинтересованных сторон. Данная статья посвящена анализу состояния системы среднего профессионального образования в России и в других развивающихся странах, а также намечающимся реформам в этой области.
Abstract: In many countries highly skilled labour force today is in demand. Investments, material and technical basis, and highly qualified stuff should be cumulated to produce labour force. The difficulty is how to count the problem in complexity and how to concentrate resources. This article is devoted to technical and vocational education in
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 10-06-00017-а.
Russia and other developing countries. It overlooks programs and projects of modernization in the field.
Среднее профессиональное образование для развивающейся экономики
После Второй мировой войны система СПО (среднее профессиональное образование) интенсивно совершенствуется в Азии. Именно на СПО здесь возлагают большие надежды, связанные с ростом экономики и благополучием региона. Однако более пристальное внимание к отдельным странам региона позволяет говорить о том, что развитие среднего профессионального образования происходит здесь неравномерно. В 90-е годы XX в. лидерами по показателю «отношение зачисленных в средние профессиональные учебные заведения к зачисленным в средние учебные заведения» были соответственно Турция (1 место), Иордания (2), Израиль (3), Южная Корея (4), Тайланд (5), Китай (6), Япония (7). Причем страны показывали как положительную (Иордания, Китай, Турция, Южная Корея), так и отрицательную динамику (Израиль, Тайланд, Япония) по отношению к 1970 г. Наиболее нестабильными странами, продемонстрировавшими заметный рост или падение, оказались Иордания (+22,6%), Турция (+14,3), Китай (+14,9), а также Израиль, в котором число обучающихся техническим специальностям в средней школе сократилось на 21,4% за 20 лет. Совершенно очевидно, что именно негативная динамика в Израиле, на Тайланде, в Индонезии, Папуа - Новой Гвинее и Японии позволила Турции выдвинуться на первое место, так же как резкий рост числа обучающихся простейшим техническим навыками в Иордании выдвинул эту страну на вторую позицию [10, с. 7].
Такая перестановка фигур, однако, может быть проинтерпретирована двояко. Возможно, что в некоторых высокоразвитых странах региона имело место не ослабление корпуса специалистов среднего технического уровня, а его замещение более образованными специалистами с высшим техническим образованием.
10 стран региона в 1970 г. по числу получающих среднее профессиональное образование в общем числе получающих среднее образование не превысили 2%. Среди них Мьянма, Бангладеш, Оман, Кувейт, Индия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Камбоджия, Саудовская Аравия, Катар. Две страны, числившиеся в четверке худших в 1970 г., совершили рывок и к концу 90-х годов существенно изменили свои показатели. Бруней увеличил число
обучающихся по технической программе в средней школе до 5,7% (в 1970 г. - 1,1%), а Китай до 15% (в 1970 г. - 0,1%). Что же касается Пакистана и Саудовской Аравии, то их показатели за 20 лет еще ухудшились.
Помимо Иордании, Китая и Турции важно отметить еще три страны, также развивающие свой младший технический корпус, -Сирия, Южная Корея и Ирак. Рост числа учащихся по программам среднего технического образования в этих странах составил за рассматриваемый период 5-6%, что также нельзя считать случайным увеличением. Очевидно, за этими цифрами стоит продуманная долгосрочная политика, проводимая правительствами этих стран.
За исключением Японии, Сингапура и Южной Кореи финансирование среднего технического образования в странах Азии в основном осуществляется за счет государства. Нужно отметить, что ни одно правительство стран Азии не оплачивает этот вид профессионального образования на европейском уровне. В Европе этот показатель составляет 11-18% от общих затрат на образование. Бангладеш и Тайвань выделяют на эти цели 8,2% от общих затрат на образование. Другие страны - еще меньше.
Существенным сдерживающим фактором при выделении денежных средств на поддержание системы среднего профессионального образования является его скромная отдача относительно среднего общего. В своем обобщающем исследовании проблем среднего технического образовании в Азии индийский исследователь Дж. Тилак показывает, что экономическая отдача среднего профессионального образования превысила отдачу общего образования только на Тайване в 1970 г. и в Индонезии в 1977 г. [10, с. 14]. Опираясь на данные других ученых, он проанализировал с точки зрения экономической эффективности среднего технического образования семь азиатских стран. По этим странам хорошо видно, что экономический успех среднего технического образования не так очевиден, как хотелось бы. Немалую роль играет тот факт, что среднее техническое образование само по себе обходится дороже. Так, для Южной Кореи его стоимость превышает стоимость соответствующего общего образования в 10 раз, а для Китая - в 1,5-2 раза.
Иордания, Китай и Турция в 90-е годы существенно увеличили число обучающихся техническим навыкам на уровне среднего образования. Но более тщательный анализ ситуации в Иордании, например, показывает, что улучшения качества даваемого образования не произошло. Учреждения среднего технического образования не могут самостоятельно распоряжаться бюджетными сред-
ствами, у работодателей не появилась возможность влиять на структуру учебного плана. Общая схема обучения не отвечает мировым тенденциям: укрупнение специальностей, обучение по целому кластеру специальностей с целью более успешного дальнейшего трудоустройства выпускников. Государственные, корпоративные и частные инвестиции в эту сферу по-прежнему остаются незначительными, недостаточными для осуществления прорыва [9].
Необходимость в TVET (technical and vocational education and training) выглядит сомнительной для стран, в которых нет стабильного спроса на рабочую силу в промышленности. К таким относятся, в частности, страны Африканского континента. Большая часть работающего населения трудится здесь в секторе услуг и сельского хозяйства. Однако распространено мнение, что именно благодаря усилению TVET спрос на промышленных рабочих мог бы здесь со временем возрасти. Так ли это?
Для иностранных компаний, желающих разместить в африканских странах одновременно и производство, и корпоративные техникумы или колледжи, имеет значение общий уровень грамотности в стране. Во многих странах Африки более половины населения до сих пор остается неграмотным. Среднее специальное образование в целом получает не более 20%. Наиболее низкие показатели у Ганы и Танзании. У Ганы доля рабочих со средним техническим образованием составляет только 3,9%.
Наибольшее преимущество сохраняется у тех стран, в которых управление TVET централизовано, т.е. существует одно головное министерство, которое по преимуществу управляет системой среднего профессионального образования в стране. В противном случае управление может быть возложено на Министерство образования, Министерство промышленности, отраслевые министерства, а также различные фонды государственного и негосударственного подчинения. На Африканском континенте существует всего семь стран с централизованным управлением TVET: ЮжноАфриканская Республика, Ботсвана, Маврикий, Танзания, Малави, Замбия, Намибия [7]. В остальные же странах управление системой среднего профессионального образования неэффективно, что, в первую очередь, сказывается на нерациональном расходовании средств. Некоторые специальности излишне дублируются, по другим важным специальностям рабочие не готовятся. Качество подготовки специалистов не соответствует требованиям промышленности. Как правило, выпускники не имеют предпринимательских
навыков, с трудом повышают свою квалификацию, овладевают смежными специальностями.
Развитие системы профессионального образования в России XX в.
Все написанное в предыдущем разделе статьи касается положения в странах Азии и Африки в конце XX в., когда многие страны освободились от колониализма и получили возможность для самостоятельного развития. На них существенно повлиял опыт России, которая в начале XX в. пошла по пути подготовки специалистов со средним техническим образованием. Когда говорят о роли России в современном мире, эту сторону обычно упускают. Поэтому мы на этом остановимся подробнее.
После революции 1917 г. Россия находилась в тяжелом экономическом положении. Была всеобщая разруха, голод. Россия была обременена государственным долгом. Для восстановления экономики, ее конкурентоспособности от руководства страны требовались точные управленческие решения, правильный подход к распределению скудных средств. Одним из направлений деятельности новой политической элиты стала политика усиления человеческого капитала страны. В 1917 г. около 70% населения РСФСР были безграмотны. В дореволюционные годы только 10 млн. человек из 175 имели школьное образование. Причем школьное образование для многих заканчивалось четвертым классом1.
Царская Россия была в основном сельскохозяйственной страной. В стране отсутствовала собственная промышленность. Станки и машины производились зарубежными фирмами (бельгийскими, французскими, немецкими). Тех инженеров, которые остались с дореволюционной России, не хватало.
До революции обучение в высшем учебном заведении не было ограничено по времени. Студент переходил на следующий курс по мере успешной сдачи экзаменов. В 1928 г. Россия перешла
1 Материал для этого параграфа во многом основывается на курсе лекций С. А. Шумовского [8]. Курс его лекций напечатан на машинке в 1967 г. и не является публикацией. В настоящее время он хранится на сайте ЮНЕСКО. Данный материал был опубликован в 1969 г. в дискуссионной серии Международного института планирования образования (штаб-квартира расположена во Франции). Он до сих пор не потерял своей актуальности, поскольку освящает весьма важный вопрос: каким образом возможно и следует массированно повышать образование населения в условиях нехватки средств. - Прим. авт.
на новый режим пятилеток, и ей нужно было наготовить специалистов как можно скорее. Более того, времени не было даже на обучение специалистов в течение 5,5 лет. Необходимо было выпустить инженеров уже через 3,5 года. Были составлены специальные узкоспециализированные программы, которые позволяли давать будущим инженерам общие научные и инженерные знания в ограниченном объеме с ориентацией на профессиональную деятельность. Дополнительная проблема заключалась в том, что многие квалифицированные рабочие, которые могли бы получить высшее инженерное образование, не имели полного школьного образования. Чтобы решить ее, создавались «рабфаки» - школы для взрослой работающей молодежи, в которых рабочие могли в ускоренном режиме, не отрываясь от работы, получить полное среднее образование.
Система советского образования охватывала людей самых разных возрастных групп. Так, существовали очные вечерние и заочные формы обучения для взрослых работающих людей.
В 1926 г. Россия восстановила свою промышленность на довоенном уровне. В 1967 г. высшее и среднее специальное техническое образование в СССР получали 8 млн. студентов. Однако у выпускников советской высшей школы были существенные недостатки. Их готовили к узким видам деятельности. Они были мало приспособлены для научной работы, для продвижения технического прогресса. Они плохо себе представляли, что делалось в соседних областях.
В отличие от общего начального и среднего образования (обязательных для всех) среднее техническое и высшего образования в СССР находилось в зависимости от плана народнохозяйственного развития на ближайшие 20 и пять лет. В указанных планах рассматривались темпы роста отдельных отраслей промышленности, рассчитывались потребности в кадрах, а также учитывались демографические особенности планируемого периода. Поскольку планирование в основном было ориентировано на данные и информацию, имеющиеся на момент планирования, среднее техническое образование во многом отвечало потребностям сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Кадры не готовились просто так, и уж тем более правительство не заботилось об общем уровне технической и гуманитарной грамотности для всего населения страны. Для 40-60-х годов это было бы слишком неэкономично.
Техническое образование, как и образование вообще, финансировались на приличном уровне. Из табл. 1 мы видим, что при
относительно небольшом увеличении процента затрат на образование к бюджету страны общие затраты на образование в абсолютном выражении росли довольно значительно благодаря существенному росту самого бюджета страны.
Таблица 1
Расходы на образование в СССР1
Годы Бюджет СССР Затраты на образование Затраты на обр. в % к бюджету страны
в млрд. руб.
1940 18 2,3 12
1946 32 3,8 11,8
1960 77 10 13
1967 110 19,7 17,9
Число студентов, обучающихся в системе среднего специального образования, выросло с 1940 г. (974 тыс.) к 1968 г. (4166 тыс.) в 4,2 раза [8, с. 21]. Для сравнения скажем, что к 1969 г. число докторантов в СССР не превышало 16 тыс. человек. Их численность не была предметом государственной политики. Предполагалось, что докторскую степень защищают наиболее способные исследователи. Форсировать их количественное увеличение не представлялось возможным. Иная ситуация с системой среднего специального и высшего образования. Шумовский пишет, что советское правительство планировало удвоить численность людей с высшим образованием к 1980 г. по сравнению с 1968 г. Соответственно предметом государственной опеки была и подготовка квалифицированных преподавателей, способных вырастить новое образованное поколение. Их было необходимо именно «наготовить». За те же 12 лет планировалось обучить 400 тыс. преподавателей вузов.
В советское время существовало четкое понимание того, что развитие слабой промышленности в отсталой стране не изменит положение дел. Существенна для развития страны только конкурентная промышленность, причем конкурентной она должна быть именно по отношению к высокоразвитым странам. Наиболее ценными в опыте планирования советского периода следует считать системность и последовательность в наращивании человеческого капитала для развития экономики.
1 Таблица составлена на основе источника [8, с. 6].
Современное состояние среднего профессионального образования в РФ
Ни для кого не секрет, что современное российское среднее профессиональное образование полностью не соответствует рынку труда [2, с. 56]. В современной России готовится продавцов в 20 раз больше рыночной потребности, парикмахеров - в 80 раз больше, портных в 200 раз больше. При этом гораздо меньше необходимого выпускают квалифицированных рабочих, хотя именно рабочие вакансии составляют 90% вакансий рынка труда. Одной из существенных причин этого несоответствия можно считать недофинансирование системы НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее профессиональное образование). Испытывая острый денежный дефицит, колледжи ориентируются в большей степени на рынок образовательных услуг, наиболее востребованные у населения специальности, те специальности, за которые потребить готов платить, а вовсе не на кадровый спрос на рынке труда.
Кроме того, большой популярностью пользуются специальности, обучение которым связано с минимальными затратами на материально-техническую базу. Как указывают С.А. Захарова, Т.Г. Князева, Е.П. Челпанова, старение основных фондов на сегодняшний день составляет 85-100% [2, с. 57].
Для России дополнительно имеет смысл отметить крайне низкий уровень образования преподавателей ПТУ, техникумов и колледжей. В 2001 г. в Северо-Западном регионе 90% учителей и инструкторов ПТУ не имели педагогического образования. 35% учителей и 88% инструкторов не имели высшего образования, 54% инструкторов имели ту же квалификацию, что и ученики. 87% учителей и инструкторов не работали с компьютером [11].
С целью преодоления указанных трудностей в РФ в начале 2000-х годов была принята Программа модернизации российского образования до 2010 г. (далее - Программа), к настоящему моменту уже завершенная. Одно из ключевых направлений Программы - реформирование звена начального профессионального образования (НПО) - сети профессиональных училищ и лицеев по всем регионам РФ. В этой Программе был заложен важнейший для реформирования учреждений НПО/СПО принцип сетевой структуры. Поскольку очевидно, что современное российское государство не в силах осуществить реформу профессионального образования в масштабах советского государства, было предложено
разработать схему более оптимального использования уже имеющихся ресурсов: ресурсов различных образовательных учреждений, ресурсов промышленных предприятий, административного, информационного, экспертного и т.д. потенциала. Таким образом, было принято решение приблизить систему отечественного начального и среднего профессионального образования к европейскому уровню [1].
В качестве одной из единиц региональной сети НПО/СПО авторам Программы виделся Ресурсный центр профессионального образования (РЦПО). Предполагалось, что основные функции различных региональных РЦПО могут варьироваться. Однако выделялись основные из них: начальное профессиональное образование, среднее специальное образование, подготовка кадров по ряду смежных специальностей, переподготовка кадров, переподготовка преподавателей и мастеров профессиональных училищ и технологических лицеев, экспертиза качества образования, мониторинг регионального рынка труда, мониторинг требований работодателей к качеству подготовки рабочей силы. Региональные центры создавались и как самостоятельные юридические лица - структурные подразделения университетов (РЦ Тамбовского государственного технического университета), и без организационного представления.
К моменту создания первых РЦПО в России уже был позитивный опыт существования сетевых структур по типу ресурсных центров. К их числу, в частности, можно отнести центры Федерации интернет-образования, созданные компанией ЮКОС в рамках проекта «Поколение.ги»1.
В рамках Программы создания ресурсных информационных центров (Инфоцентров) в России создавались ресурсные центры территориальных и муниципальных образований. Эти учреждения функционировали как центры дополнительного профессионального образования. Как и традиционные учреждения такого типа, они предлагали услуги по повышению квалификации учителей и дополнительные образовательные услуги населению. Кроме того, они выполняли специальный маркетинговый анализ потребностей территории в кадровых ресурсах и имели отделы планирования карьеры.
1 Центры были распределены в 50 субъектах РФ. В настоящее время только некоторые из них продолжают работу на собственные средства. Также сетевую структуру имели Региональные ресурсные центры открытого и дистанционного образования, созданные в рамках европейской программы Тасис (проект ДЕЛФИ-1). -Прим. авт.
Наиболее близки к проблеме среднего профессионального образования ресурсные центры ОРТ (World ORT, Лондон). ОРТ -крупнейшая международная образовательная организация, занимающаяся распространением ремесленного и земледельческого труда еще с XIX в. Уже в 1880 г. в Санкт-Петербурге существовало ее отделение. ОРТ проработало в России до 1938 г. и только в 1990 г. продолжило здесь свою работу, сначала в Москве, а с 1992 г. - в Санкт-Петербурге. ОРТ связано с начальным профессиональным образованием напрямую, но имеет узкую спецификацию: профессионализация в области ИКТ и обучение технологии в школе. В Москве сейчас работают Московский технологический колледж ОРТ и Московский центр профессионального образования. Также отделения существуют в Казани и Самаре. Планируется создать подобный центр в г. Саранск.
Как видно, все эти организации сетевого характера покрывают различные потребности населения в образовательных услугах, но ни одна из них не касается системы НПО и СПО в широком смысле. Этот пробел призвана была восполнить ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001-2005 гг.». Процесс создания специализированных РЦПО в рамках этой программы затронул в настоящее время пять регионов: Новгородскую область, Тамбовскую область, Свердловскую область, Иркутскую область, Кемеровскую область.
Всемирный банк предоставил РФ денежный займ на первоочередные нужды российского образования. На средства этого займа был создан специальный Национальный фонд подготовки кадров. В рамках проекта «Реформа системы образования» (начиная с 2002 г.) свои РЦПО начали создаваться еще в Самарской и Воронежской областях, а также в Чувашии.
Анализ уже созданных РЦПО демонстрирует, что вновь создаваемые РЦ ставят перед собой скромные цели методического обеспечения и повышения квалификации преподавателей и мастеров. Практически они не используют ресурсы других образовательных учреждений, как было задумано первоначально. В лучшем случае статусом РЦ наделялись действительно ведущие лицеи (характерно для Иркутской области). Кемеровская область, напротив, продемонстрировала нежелание кооперироваться с промышленностью с целью оптимизации использования заводской материально-технической базы. Ради приобретения независимости от работодателя местные РЦ попытались организовать производство на собственных мощностях. У исследовавших эту проблему Ала-
шеева С.Ю., Голуба Г.Б. и Посталюка Н.Ю. вызывают сомнение возможные образовательные достижения и коммерческий успех подобных самодельных предприятий [1, с. 28-29].
Регионы, формирующие свои РЦПО в рамках проекта «Реформа системы образования», еще не достигли существенного успеха. 11 РЦНПО Чувашии, так же как аналогичные учреждения других регионов, безуспешны, поскольку были переименованы без существенных структурных изменений. Восемь воронежских РЦ пока еще только создаются вместе с нормативно-правовой базой. Наиболее дальновидный подход продемонстрировала Самарская область. Большое внимание здесь уделяется профилизации по родственным группам профессий, укрупнению специальностей, что соответствует общемировым тенденциям. Имеет место такое явление, как «предоставление ресурсов другим организациям», хотя об объединении ресурсов пока речи нет. 12 самарских Многопрофильных ресурсных образовательных центров (МРОЦ) до 2006 г. должны были функционировать как подразделения учреждений НПО и СПО, а с 2006 г. приобрести юридическую самостоятельность в соответствии с типовым Положением о МРОЦ региона. Самарский регион - один из немногих регионов России, разработавших собственную «Концепцию и программу развития регионального ресурсного центра единой образовательной информационной среды Самарской области».
В целом можно отметить, что ни один из существующих РЦ не отвечает важнейшей миссии РЦ (концентрация ресурсов и коллективное их использование). Ни одно из них не является вновь созданным, хотя нужно отметить, что с учетом состояния материально-технической базы отечественных учреждений НПО, СПО современные РЦ было бы целесообразнее создаваться заново, а не на основе существующих лицеев и училищ, пусть даже наиболее передовых и успешных.
В начале 2000-х годов стало очевидно, что государство не в силах нести ответственность за подготовку рабочих кадров единолично. В качестве заинтересованных субъектов оно выбирает работодателя (владельца предприятия) и работника, предлагая им разделить финансовые затраты на среднее специальное образование. В связи с этим в Российской Федерации уже дважды принималась «Концепция действий на рынке труда»: в первый раз в 2003 г. и во второй - в 2008 г. Данная концепция утверждается на три года с небольшим (двухгодичным) перерывом. Принятая 15 августа 2008 г. Концепция была подписана В.В. Путиным [3].
Следует отметить, что в принятой Концепции государство совершенно верно выбирает себе так называемых «социальных партнеров»: работника и работодателя. Однако заинтересованность сторон в поддержании существующей системы СПО явно переоценивается. Современный работодатель действительно остро нуждается в рабочих кадрах требуемой квалификации, однако вложения в современную систему среднего специального образования он сочтет слишком рискованными. Его экономические интересы вынудят его скорее привлекать зарубежных рабочих, чем вкладывать денежные средства в подготовку отечественных. Тем более что в соответствии с этой же Концепцией привлечение иностранной рабочей силы является приоритетным направлением государственной политики в области регулирования рынка труда.
Нужно добавить, что своего «работника» государство представляет себе также неточно, как и работодателя. Так, среди эффективных мер по урегулированию рынка труда государство предлагает «привлекать молодежь в сельскую местность» и «развивать народные промыслы на Северном Кавказе»1, где безработица составляет около 50% среди граждан работоспособного возраста.
Финансирование учреждений среднего профессионального образования
Притом что в России в 2000-е годы недофинансирование характерно для всех уровней профессионального образования, для начального и среднего профессионального образования оно особенно ярко выражено (табл. 2).
Таблица 2
Показатели расходов федерального бюджета на профессиональное образование (тыс. руб.) в 2000 и 2007 гг2.
Уровни профессионального образования 2000 2007
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Переподготовка и повышение квалификации Высшее профессиональное образование 8102696 5417707 587896 22507777 9013150 25452774 4499229 214945107
1 Судя по анализу современного рынка потребления в настоящее время продукция народных промыслов пользуется минимальным спросом. - Прим. авт.
2 Таблица составлена на основе работы [6, с. 205].
Для всех уровней профессионального образования бюджетное финансирование в указанный период росло, но росло неравномерно. Так, если с 2000 по 2007 г. расходы на высшее профессиональное образование выросли в девять раз, на переподготовку и повышение квалификации - в семь раз, то на среднее профессиональное образование расходы увеличились только в пять раз, а на начальное профессиональное образование они выросли на 910454 тыс. руб. (т.е. всего в 1,1 раза).
В соответствие с законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г1. финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов. В расчет финансовых нормативов не включены расходы на приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт и оплату коммунальных услуг [6, с. 200-201]. Естественно, что ни одно учебное заведение среднего профессионального образования не может обойтись без этих затрат, поэтому многие из них вынуждены прибегать к поиску дополнительных финансовых средств, выделяемых в рамках федеральных и региональных проектов и программ.
В приоритетный национальный проект «Образование» с 2007 г. включено направление, касающееся подготовки рабочих кадров «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». Потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах возникла в том числе и при выполнении других приоритетных национальных проектов («Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» и сам приоритетный проект «Образование»). Субсидии в размере от 20 до 30 млн. руб. предоставлялись учреждениям НПО/СПО, реализующим инновационные образовательные программы, в финансировании которых в обязательном порядке должны были принимать участие работодатели. Таким образом, денежные потоки направлялись на поддержку достаточно развитых учреждений НПО/СПО, а не на развитие системы среднего профессионального образования в целом.
Примером осуществления государственной поддержки подготовки рабочих на программно-целевой основе на уровне субъекта
1 Новый закон «Об образовании» в настоящее время находится на обсуждении в ГД и до сих пор не принят.
РФ может послужить Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в г. Москве на 2008-2010 гг. «Рабочие кадры» (далее - ГЦП «Рабочие кадры») [4].
В отличие от упоминавшейся выше Концепции действий на рынке труда, имеющей федеральное значение, Городская целевая программа «Рабочие кадры» - документ более реалистичный. Если в Концепции авторы опирались на заинтересованность работодателей в рабочих и на этом основании снимали с себя ответственность за подготовку рабочих кадров, то создатели второго документа отмечают, что подобной заинтересованности недостаточно, она не означает, что процесс может иметь самоорганизующийся характер. Сама по себе заинтересованность работодателей может привести, а может не привести к их активному включению в реабилитацию системы НПО/СПО. Это зависит от экономической привлекательности такого проекта, складывающейся из налоговых льгот, взаимных обязательств сторон, а также качества образования, которое на сегодняшний день само является системной проблемой.
Одной из наиболее острых задач, стоящих перед реформаторами системы НПО/СПО, является приведение к соответствию спроса и предложения на рынке труда. С этой целью ГЦП «Рабочие кадры» снабжено списком наиболее востребованных профессий и специальностей для г. Москвы (48 наименований). Правительство Москвы постановляет в документе проводить мониторинг потребности в рабочих кадрах для города ежегодно. Оказывается, что Государственно-общественные координационные советы, созданные в рамках предыдущей Программы, уже провели такой мониторинг в 2006 г., но Правительство Москвы, как следует из программы, ему не доверяет и предполагает строить свои прогнозы в будущем на основе более достоверных исследований.
Инженерно-педагогические кадры
ГЦП «Рабочие кадры» можно назвать реалистичным документом по той причине, что в нем особое внимание уделяется инженерно-педагогическому образованию. Такая проблематика поднималась еще в предыдущей Городской целевой программе «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005-2007 годы», которая подразумевала создание Московского индустриально-педагогического института. Но в те годы эта важная задача не была выполнена.
В ГЦП «Рабочие кадры» эта задача ставилась повторно в форме внесения предложений по созданию вуза по подготовке инженерно-педагогических работников. Более того, к числу трех наиболее неблагоприятных факторов, которые могут помешать осуществлению Программы, авторы относят именно отсутствие прогресса в решении вопроса об обеспечении системы СПО профессиональными инженерно-педагогическими кадрами.
Задача создания отдельного высшего учебного заведения, готовящего педагогические кадры для инженерных специальностей как для Москвы, так и для страны в целом, неоднократно ставилась в советский период. Так, в 1923 г. был создан Московский индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта. Во время войны, в 1943 г., это высшее учебное заведение было слито с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина. Уже в 20-е годы XX в. в России существовали педагогические курсы при лучших технических и сельскохозяйственных вузах страны (МВТУ, Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, Сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Целесообразность таких курсов оценивается неоднозначно. Они создавались для готовых инженеров, прошедших полный курс освоения технической специальности и не ориентированных на педагогическую работу. Тем не менее к 1987 г. существовало 28 технических и 12 сельскохозяйственных вузов, имеющих педагогические отделения и факультеты1.
Кроме того, некоторые педагогические вузы страны открывали инженерно-педагогические факультеты (Мозырский педагогический институт, Беларуссия; Херсонский педагогический институт, Украина). Недостаточно развитой на этих факультетах была инженерная подготовка, непрофильная для данного вида вузов.
Наиболее значительных успехов в подготовке инженеров-педагогов достигли специализированные инженерно-педагогические вузы. В Советском Союзе был создан Свердловский инженерно-педагогический институт. В настоящее время он называется Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). В 1993 г. подобное учебное заведение было организовано в Нижнем Новгороде. Волжский государственный инженерно-педагогический университет готовил преподавателей по следующим инженерным специальностям: эксплуатация и ремонт городского и автомобильного транспорта, промышлен-
1 К 1999 г. их число уже сократилось примерно вдвое. - Прим. авт.
ное, гражданское и сельскохозяйственное строительство, технология сварочного производства. В настоящее время он расформирован и существует в виде отдельных факультетов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Естественно, что два специализированных вуза не могут покрыть потребности всей страны в инженерно-педагогических кадрах высшей квалификации.
Свою заинтересованность в подготовке более качественных учителей для среднего профессионального звена выражают и представители Евросоюза. Россия получила право получать поддержку Европейского обучающего фонда (European training foundation), занятого подготовкой преподавателей для среднего профессионально-технического образования, с 1994 г. Особенно пристальное внимание фонд уделяет российскому северо-западному региону, поставляющему трудовых мигрантов в Восточную и Северную Европу. В целях изучения в регионе состояния образования и рынка труда фондом было предпринято специальное исследование «Среднее специальное образование и реформа образования в Северо-Западном регионе РФ» [11]. Из отчета следует, что основные проблемы российского среднего профессионального образования связаны с недостаточным учетом данных Службы занятости, излишней централизацией управления и отсутствием современной системы подготовки учителей для профессионально-технического образования.
Проектирование новой системы НПО/СПО
В 2006 г. в рамках ГЦП развития образования «Столичное образование - 4» Научно-исследовательским институтом развития профессионального образования был предложен новый механизм экономического управления профессиональным образованием. Как уже говорилось выше, многие проблемы современной системы СПО вытекают из несбалансированности системы «спрос -предложение» на рынке труда. Поэтому неудивительно, что в основе нового предложения лежит идея формирования государственного городского заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в г. Москве. Для координации решения поставленных задач предусматривается создание специализированного Центра по формированию и конкурсному размещению государственного городского заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров. На Центр возлагается функция взаимодействия с Управлением федеральной государственной службы занятости населения
г. Москвы для составления прогноза потребности экономики города в квалифицированных кадрах на каждый будущий год. Центр также рассматривает заявки отраслевых департаментов г. Москвы, к числу которых относятся Департамент градостроительной политики развития и реконструкции г. Москвы, Департамент науки и промышленной политики г. Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы. Кроме того, Центр также имеет доступ к обобщенной информации, касающейся возможностей учреждений профессионального образования по подготовке кадров.
Составив на основе имеющихся данных проект комплексного заказа, Центр направляет его в Управление науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы для его представления в коллегию Департамента. Далее проект должен направляться в Государственный общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы, а через два месяца подписываться мэром города [5, с. 6, 26]. Утвержденный заказ становится предметом конкурса для учреждений профессионального образования.
Выигравшие конкурс учебные заведения получают повышенное на 50% финансирование. Дополнительные средства выделяются с учетом показателей учебного заведения. Так, особенно заслуживают доверия учреждения, выпускающие специалистов повышенного разряда (18% надбавки), учреждения, выпускники которых работают после получения диплома по специальности (14%), учреждения, выпускники которых работают по специальности не менее одного года (9%), учреждения, в которых учащиеся хорошо успевают (5%), и за наличие среди обучающихся поступивших по договорам (4%). Таким образом, поощрительные меры предусмотрены для тех учебных заведений, которые качественно готовят нужных работников высокой квалификации, востребованных экономикой города. При этом большое значение имеют учебные заведения, развивающие практику заключения договоров на оказание дополнительных образовательных услуг и трудоустройству выпускника колледжа.
Данный договор заключается между обучающимся (выпускником), работодателем и колледжем. По этому договору в обязанности ученика входит успешное освоение образовательной программы, выполнение квалификационной работы на тему, предварительно согласованную с работодателем, по окончании колледжа заключить с работодателем срочный трудовой договор.
Работодатель со своей стороны организует практику обучающемуся. Во время этой практики оплачивает труд выпускника согласно его квалификационному разряду. Он выплачивает ему дополнительную стипендию и прочие социальные выплаты, предоставляет работу по окончании обучения, а также различные социальные льготы (льготные кредиты на приобретение жилья, материальную помощь, выделение путевок для санаторно-курортного лечения и т. д.).
Колледж берет на себя обязательства по обеспечению условий для освоения выпускником основной образовательной программы и за счет работодателя предлагает дополнительные знания и навыки.
Таким образом, выплачивая стипендию выпускнику и обеспечивая некоторые его социальные нужды, работодатель частично берет на себя расходы по подготовке специалиста для собственного предприятия. Выпускник же гарантирует связать свою трудовую деятельность с обозначенным предприятием на определенный срок. Данная схема разделения финансового бремени должна снять общую напряженность в отрасли, связанную с крайне низким финансированием среднего специального образования.
Литература
1. Алашеев С.Ю., Голуб Г.Б., Посталюк Н.Ю. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров профессионального образования / Под ред. Н.Ю. Посталюк. - М.: Логос, 2006. - 140 с.
2. Захарова С.А., Князева Т.Г., Челпакова Е.П. Стратегические ориентиры и принципы модернизации системы начального профессионального образования // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: Сб. статей / Сост. Е.В. Иванов; Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2010. - Вып. 12. - С. 55-62.
3. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. - Режим доступа: http://www.dozor.kadozor.ru/bz/zakon/razdel31_1401
4. Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/288495/
5. Смирнов И.П., Тодосийчук А.В. Новый экономический механизм управления профессиональным образованием (Программа «Столичное образование - 4). -М.: НИИПРО, 2006. - 40 с.
6. Тодосийчук А.В. На пути к инновационной экономике. - М.: Оргсервис -2000, 2009. - 260 с.
7. Afeti G. Technical and vocational education and training for industrialization. -Mode of access: http://www.arrforum.org/index.php?option=com_content&view= article&id=119:technical-and-vocational-education-and-training-for-industrialization& catid=930: occasional-papers&Itemid=93
8. Shumovsky S.A. The planning of technical education in developing countries: Lessons from the USSR / International institute for educational planning. - Paris. -(Fundamentals of educational planning: Lecture-discussion series). - Mode of access: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000758/075808eo.pdf
9. Technical and vocational education and training in Jordan: Areas for development cooperation / Ed. G. Mayen; ETF. - Luxembourg, 2006. - 150 p.
10. Tilak J.B.G. Vocational education and training in Asia // The handbook on educational research in the Asia Pacific region / Eds. J.P. Keeves, R. Watanabe. - Kluwer academic publishers, 2002. - P. 1-18.
11. The vocational education and training system in North West Russia / European training foundation. - 2001. - Mode of access: http://www.meda-ete.net/webatt.nsf0/ C12578310056925BC125705100562DE7/$file/EECA_VET_N0_NWRuss_01_EN.pdf