УДК [331.5:332.133] :377 ББК 65.9(2)240+74.57 М-47
Мелоян Владимир Георгиевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и технологии транспортных процессов инженерно-экономического факультета филиала Майкопского государственного технологического университета п. Яблоновский, т.: (887771)97412.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЕ
(рецензирована)
В статье представлен анализ существующей системы профессионального образования Краснодарского края. Выявлены факторы структурного дисбаланса между спросом и предложением трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному составу и уровню профессиональной подготовки. Определены приоритетные направления обеспечения потребности экономики в кадрах рабочих и специалистов.
Ключевые слова: дополнительное образование, начальное профессиональное образование (НПО), средне-специальное образование (СПО), высшее профессиональное образование (ВПО), профессионально-квалификационный состав, уровень профессиональной подготовки.
Meloyan Vladimir Georgievich, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Economics and Technology of Transport Processes, of the Engineering and Economic Faculty, branch of Maikop State Technological University in Yablonovsky, tel.: (887 771) 97 412.
REGULATION OF THE REGIONAL LABOR MARKET BASED ON PROFESSIONAL TRAINING
(Reviewed)
The analysis of the existing system of vocational education of the Krasnodar region has been made. Factors of structural imbalance between supply and demand of labor on vocational qualification structure and the level of training have been revealed. Priority areas to ensure the needs of the economy in skilled workers and professionals have been identified.
Keywords: additional education, initial vocational education (WE), medium - special education (MSE), higher vocational education (HPE), professional qualification structure, the level of training.
Современное состояние рынка труда как России в целом, так и рынка труда Краснодарского края характеризуется дисбалансом между спросом и предложением трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному составу и уровню профессиональной подготовки.
Складывается парадоксальная ситуация - предприятия испытывают нехватку молодых квалифицированных специалистов, а выпускники вузов не в состоянии найти работу по специальности, что свидетельствует об утрате взаимодействия между образовательным учреждением и трудовой деятельностью. Наблюдаются превышение спроса над предложением по рабочим профессиям, а по специалистам и служащим избыток.
Симптомы дуализма рынка труда Краснодарского края являются признаками неэффективного функционирования его экономического механизма. Поиск оптимального решения трудоустройства дипломированных специалистов заключается в удовлетворении имеющегося спроса на трудовой ресурс, предъявляемого работодателем. При не соответствии спроса и предложения несут потери, как работодатели, так и выпускники вузов.
Исследовательской базой решения проблемы трудоустройства дипломированных специалистов может служить мониторинг регионального рынка труда, так как образовательным учреждениям необходимо учитывать слабую мобильность современных кадров в своих регионах.
Отметим, что существующий устойчивый интерес на образовательные услуги высшего профессионального образования, без учета факторов спроса и предложения на рынке труда объясним социальным стереотипом ценности получения образования в вузах как условия социально-устойчивого положения индивида в обществе, которое было сформировано у старшего поколения [5].
Необходимость преобразований в образовательной сфере обусловлена тем, что в настоящее вре-мя знания, полученные индивидом, становятся капиталом и основным ресурсом экономики, а образовательный уровень индивидов выступает ключевым показателем конкурентоспособности государства.
Сфера профессионального и дополнительного профессионального образования,
востребованная обществом и экономикой, на современном этапе становится способом социализации населения. В процессе дополнительного профессионального образования, как фактора социализации населения, можно выделить несколько характерных признаков.
1. Дополнительное образование населения выступает как стадийный, целостный процесс. Важность его получения четко сформулировано английским исследователем Ф. Джессапом. Он говорил, что если временной перерыв в образовании естественен, то окончательное его прекращение равносильно ампутации мышления. Индийский социолог П. Шукла выразил необходимость получения знаний следующим словами: "Образование больше не может рассматриваться как подготовка к жизни. Оно само - часть жизни". Тем самым, дополнительное профессиональное образование, как фактор развития личности, не сводится к механическому соединению этапов (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное и т.д.), а формируется жизненной проблемной ситуацией.
2. Пространственная характеристика дополнительного профессионального образования населения, понимается как взаимодействие с различными источниками информации на каждом отрезке жизни, в основе которого лежат интересы и цели людей, которые превращают обычное потребление информации в образовательную ситуацию.
3. Личностный параметр дополнительного профессионального образования. Он сводится к пониманию и осознанию необходимости пополнения знаний.
Как показали исследования, понятие профессиональной переориентации новое для профориентологии и требует постоянного изучения. В своих исследованиях по профессиональной переориентации личности В.П. Петров отмечает, что профессиональная переориентация это социальный процесс перехода с предыдущего места работы к этапу безработицы и далее к освоению новой деятельности [4].
Климов Е.А. рассматривает профессиональную переориентацию, как процесс психологической переориентации. Елисеева Г.Н. считает, что профессиональная переориентация -процесс выбора новой профессии и овладения ею на основе, имеющегося опыта, образования и потребности в трудоустройстве и профессиональном развитии [2].
Приведенные выше понятия отражают внешние стороны профессиональной переориентации, не затрагивая внутреннего содержания взаимоотношений "человек - профессия".
На наш взгляд, профессиональная переориентация это, прежде всего, процесс ломки личных убеждений, с трансформацией прежней системы ориентиров на новую систему, учитывающая социальные, личностные и профессиональные ориентиры, такие как: мотивы, притязания, ценностные приоритеты, профессиональная направленность, возможности рынка труда и другие.
Модернизация экономики и инновационное развитие ряда ее отраслей определяют современные требования к качеству трудовых ресурсов, профессионально-квалификационному составу рабочей силы и уровню профессиональной подготовки кадров.
Существующая система профессионального образования Краснодарского края не адекватна потребностям рынка, так как существующий перечень специальностей и профессий, по которым идёт подготовка не соответствует произошедшим изменениям на рынке труда.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о снижении числа учреждений начального профессионально образования, что, соответственно, повлияло на снижении численности выпускников.
Число учреждений НПО в 2011 году в сравнении с 2005 годом снизилось на 88,7%. Начиная с 2005 года, когда было подготовлено 16,4 тыс. человек, наметилась устойчивая тенденция снижения численности выпускников учреждений начального профессионального образования. В 2011 году учреждениями НПО выпущено 10,1 тыс. человек, что в количественном выражении составляет 6,3 тыс. человек, а в процентном соотношении 61,5%.
Таблица 1 - Учреждения начального профессионального образования (НПО)
Показатели 2000 2005 2007 2008 2009 2010 20111
Число учреждений НПО на конец года 71 71 70 71 75 73 63
в них учащихся, тыс. человек 32,4 36,2 31,9 30,2 30,8 32,1 28,9
Принято учащихся, тыс. человек 17,1 16,3 13,9 14,8 15,4 14,6 10,4
Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих, тыс. человек 15,2 16,4 15,8 15,2 13,9 11,4 10,1
1 По данным департамента образования Краснодарского края.
Согласно прогнозу дополнительной потребности организаций Краснодарского края в кадрах, наиболее востребованными останутся квалифицированные рабочие с начальным профессиональным образованием, что свидетельствует о необходимости увеличения число
учреждений НПО и подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Динамика численности выпускников государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего профессионального образования представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Численность выпускников государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего профессионального образования (в процентах - 2000 г. = 100%)
Анализ структуры выпускников 2011 года свидетельствует о том, что выпускники начального профессионального образования составляли лишь 14,9% (10,1 тыс. человек) от общего числа выпускников учебных заведений (68 тыс. человек), среднего профессионального - 27,9% (19 тыс. человек), высшего - 57,2% (38,9 тыс. человек). В 2005 г. эти показатели составляли: НПО -24.4%, СПО - 34,7%, ВПО - 40,9%.
Таким образом, наблюдается дисбалансом между спросом и предложением трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному составу и уровню профессиональной подготовки, что о недочётах в прогнозировании квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
По нашему мнению, для прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах Краснодарского края необходимо создать базовую модель прогноза потребности экономики края в рабочих и специалистах и определения стратегического прогноза на перспективу до 2020 г., с возможностью ежегодной корректировки в разрезе профессий и муниципальных образований [3].
На рисунке 2 представлен прогноз дополнительной потребности в кадрах в 2011-2016 гг. в Краснодарском крае по трем уровням профессионального образования: начальное (НПО), среднее (СпО) и высшее (ВПО).
В количественном выражении общая дополнительная потребность в кадрах по уровню профессионального образования на период до 2016 года составила 240,1 тыс. человек и распределилась следующим образом:
- 121 200 чел. или 50%, - квалифицированные рабочие (начальное профессиональное образование);
- 54 700 чел. или 23%, - специалисты и служащие (среднее профессиональное образование);
- 64 100 чел. или 27%, - специалисты и служащие (высшее профессиональное образование).
□НПО ПСПО ПВПО
Рис. 2 Прогноз потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах по уровню образования
Полученные данные соответствуют структуре спроса на рабочую силу на рынке труда (76% - рабочие профессии и 26% - специалисты и служащие).
Потребность в дополнительных кадрах на период до 2016 г. испытывают организации, функционирующие в следующих отраслях экономики [1]:
- здравоохранение и социальная сфера - 44 000 чел. или 18% от общей потребности в кадрах;
- обрабатывающее производство - 37 450 чел. (16%);
- строительство - 31 100 чел. (13%);
- образование - 30 200 чел. (13%).
Следует отметить, что существуют определённые трудности, при проведении работы по прогнозированию дополнительной потребности организаций в квалифицированных кадрах муниципальные образования, вызванные: нежеланием части работодателей предоставлять
дополнительную информацию, не предусмотренную нормативными актами, к которой и относится информация об образовательном уровне и профессиональных навыках работающего персонала; отсутствием у работодателей среднесрочного и долгосрочного плана развития, что негативно влияет на прогнозирование количественного и качественного состава персонала.
На основе анализа данных прогноза дополнительной потребности в кадрах в 2011-2016 гг. и структуры выпускников 2011 года нами предлагается развитие концепции непрерывного образования, в которой ключевой составной частью обучения заложено непрерывное профессиональное образование и обучение (НПОО). Система НПОО должна охватывать повышение квалификации специалистов, систему «ученичество и наставничества», - профессиональное обучение безработных граждан, обучение взрослого населения, переподготовку и переобучение специалистов.
Создание эффективных мероприятий развития НПОО будет способствовать:
- обеспечению доступа к профессиональному образованию и процессу обучения, различным категориям граждан страны;
- децентрализации управления системы образования и повышению самостоятельности учебных заведений;
- повышению качества среднего образования, являющегося базовым для профессионального совершенствования и роста в системе НПОО; непрерывного профессионального образования и обучения;
- повышению гибкости системы образования, способной быстро реагировать на запросы рынка труда;
- формированию механизмов мониторинга качества обучения.
Литература:
1. Государственная статистическая отчетность: форма №1-Т (трудоустройство). 2008-2011 гг.
2. Елисеева Г.Н. Профессиональная переориентация безработной молодежи в условиях службы занятости населения Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
3. Мелких И.В. Опыт работы по определению дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах. 2011.
4. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал. 1993. Т. 14, №3. С. 79-89.
5. О краевой целевой программе «Содействие занятости населения Краснодарского края» на 2008-2010 гг.: утв. законом Краснодарского края от 27 сентября 2007 г. №1333-К3 (с изм. от 4 апреля, 24 ноября 2008 г., 15 октября 2010 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
References:
1. State statistical reporting: form №1-T (employment), 2008-2011.
2. Eliseeva G.N. Professional reorientation of unemployed youth in the employment services of the Russian Federation: Cand. dis ... M., 1998.
3. Melkikh I. V. Experience to identify additional needs of organizations of Krasnodar region for skilled labour. 2011.
4 Petrov V.P. Psychological problems of professional reorientation of adults // Psychological Journal. 1993. V.14. № 3. P. 79-89.
5. On the regional target program "Promoting employment of the Krasnodar Region” in 2008 -2010: approved by the Law of the Krasnodar Region of September 27, 2007 №1333-CP (amend. April 4, November 24, 2008, October 15, 2010). RS “Guarantor-expert ”.