Научная статья на тему 'Ресурсные аспекты психологического образования в периоды ранней и средней взрослости'

Ресурсные аспекты психологического образования в периоды ранней и средней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Малёнов Александр Александрович

The basic idea of article is revealed through statement of a problem about resource of psychological education in formation of the personality in the process of studying in higher education establishment through a prism of age characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Малёнов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсные аспекты психологического образования в периоды ранней и средней взрослости»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 4-9.

© Л.И. Дементий, А.А. Малёнов, 2009 УДК 159.923

РЕСУРСНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОДЫ РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Л.И. Дементий, А.А. Малёнов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The basic idea of article is revealed through statement of a problem about resource of psychological education in formation of the personality in the process of studying in higher education establishment through a prism of age characteristics.

Уникальность психологического образования, прежде всего, заключается в его универсальности. С одной стороны, в современном обществе ярко выражен миссионный характер психологии как науки и профессии, имеющей социально продуктивное общечеловеческое значение [3], раскрывающееся в активном конструктивном преобразовании действительности через ее субъектов [5]. С другой стороны, такой потенциал, безусловно, должен быть использован самими психологами для формирования и развития ресурсов личности не только других людей, но и своей собственной. Другими словами, получение психологического образования как освоение соответствующих когнитивных и праксических компетенций позволяет через решение проблем той или иной группы населения выходить на разные уровни жизнедеятельности - от широкого социального контекста до индивидуально-личностного. Данная закономерность особенно отчетливо проявляется в мотивационных тенденциях, реализуемых абитуриентами, осуществляющими профессиональный выбор. В целом причины популярности психологических факультетов вузов среди оптантов достаточно полно изучены в современной науке, что, в свою очередь, позволяет авторам составить их весьма широкий и дифференцированный список, содержащий как частные, так и типичные мотивационные линии [1, 2, 4, 6, 7].

Вместе с тем обобщенный «мотивационный портрет» профессии психолога, на наш взгляд, не может в полной мере отвечать критерию универсальности, так как преимущественно охватывает определенную возрастную категорию обучающихся, а именно представителей юношества. Кроме того, достижение

цели исследования мотивов выбора профессии «психолог» разными авторами в основном предполагает установление связи с проблемой профессионального становления и развития личности, раскрытие соответствующих механизмов и закономерностей компетентной деятельности специалиста. Однако психологическое образование могут приобретать лица более зрелого возраста, в том числе не направленные на решение профессиональных задач. Активность приобретать психологическую профессию «для себя», для решения собственных проблем, поиск личностных ресурсов для саморазвития, самоизменения безотносительно работы в качестве психолога преимущественно реализуются студентами ускоренной или очно-заочной формы обучения, особенно привлекательной для взрослых людей, уже имеющих высшее образование. В связи с такими социально-демографическими, а также личностными особенностями контингента ускоренной формы обучения небезосновательно можно выдвинуть предположение о существовании иных, отличных причин приобретения ими психологического образования, к сожалению мало изученных в рамках исследований проблематики высшей школы.

В связи с этим целью нашего поискового исследования выступает определение ресурсных аспектов психологического образования с учетом возрастных особенностей студентов. Достижение цели осуществлялось с помощью письменного опроса соответствующих возрастных групп обучающихся, общее количество которых составило 43 человека: 31 студент в возрасте от 21 до 24 лет и 12 студентов в возрасте от 25 до 40 лет (представители ранней и средней взрослости, согласно периодизации Д. Бромлей). Участникам опроса

предлагалось написать сочинение на тему «Ресурсы психологического образования», при этом одним из требований выдвигалось наличие максимально персонифицированных высказываний, т. е. выделение тех аспектов, которые раскрывают возможности развития для данного конкретного студента.

Полученные в процессе анализа сочинений результаты позволяют составить достаточно полный список ресурсов (общее количество указанных параметров - 30), выступающих в качестве таковых для лиц, получающих высшее психологическое образование в периоды ранней и средней взрослости. При этом следует отметить значительную дифференциацию высказываний, что позволяет их разделить на несколько взаимосвязанных групп. Первую составляют аспекты получения высшего образования, повышения культурного уровня, расширения кругозора, именуемые далее как ресурсы культурного развития (16,3 % опрошенных). Многие студенты обращались к описанию собственно профессиональных ресурсов психологического образования, следствием которого является удовлетворение интереса к профессии и области знаний, приобретение умений, навыков для работы по специальности, в том числе связанных с оказанием адекватной и квалифицированной помощи людям, повышение компетентности выполнения основной (не психологической) профессиональной деятельности (48,8 % опрошенных). На наш взгляд, следствием учебно-профессиональной подготовки также выступают приобретение навыков самостоятельной работы, овладение способами получения и переработки информации, способность организовывать и проводить научные исследования, объединенные нами в группу информационно-организационных ресурсов (6,9 % опрошенных). Часть испытуемых отметила социально-прикладную направленность психологического образования, а именно связь психологических знаний с жизнью, возможность их использования в разных ситуациях для решения конкретных практических задач (23,3 % опрошенных). Следующие две группы ресурсов объединяет формулировка «Я и Другие». Речь идет, прежде всего, о коммуникативных ресурсах психологического образования - преодолении

коммуникативных затруднений, изменении статуса в ближайшем окружении и среди коллег, повышении коммуникативной компетентности, построении гармоничных отношений с ближайшим окружением, близкими (53,5 % опрошенных). Вторая группа включает описание возможности познания и принятия других, что проявляется в более глубоком понимании других людей, причин их поступков, что, в свою очередь, формирует и усиливает толерантность, терпимость к неповторимости проявлений каждого человека (67,4 % опрошенных). Обязательным условием познания других людей является самопознание, рефлексия, самопонимание и, как следствие, самопринятие, выделенные в отдельную ресурсную сферу (60,5 % опрошенных). Поскольку психология не только познающая, но и созидательная наука, по мнению студентов, невозможно в процессе получения образования избежать самоизменения, саморазвития, самореализации, решения личных проблем, что также составляет группу одноименных ресурсов (62,8 % опрошенных). В частности, за время обучения студенты отмечают положительную динамику таких личностных конструктов, как целеустремленность, уверенность в себе, гибкость мышления и поведения, эмоциональный самоконтроль, стрессо-устойчивость, саморегуляция, адекватность самооценки, оптимизм, ответственность, т. е. в процессе учебно-профессио-нальной подготовки психологов создаются условия для реализации ресурсов личности или ее потенциала (37,2 % опрошенных). При таких значительных социальных и личностных трансформациях у лиц, получающих психологическое образование, происходит изменение отношений с миром в целом, закрепляемое на уровне мировоззрения и сознания в плане более тонкого и глубокого отражения действительности - последняя группа ресурсов (30,2 % опрошенных).

При этом следует отметить, что частота упоминания той или иной группы ресурсов студентами имеет разную степень выраженности: чаще других указываются ресурсы познания других и себя, реже - возможности, связанные с информационно-организационным обеспечением и культурным развитием (см. табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Иерархия ресурсных аспектов психологического образования (N=43)

№ Гоуппы ресурсов Количество человек, % Ранг

1 Культурное развитие 16,3 9

2 Профессиональное развитие 48,8 5

3 Информационно-организационные ресурсы 6,9 10

4 Социально-практические ресурсы 23,3 8

5 Коммуникативные ресурсы 53,5 4

6 Познание и принятие других 67,4 1

7 Самопознание 60,5 3

8 Самосозидание 62,8 2

9 Личностный ресурс 37,2 6

10 Отношение с миром 30,2 7

Несмотря на то, что практически все рассмотренные группы ресурсов были указаны в ответах представителей как ранней, так и средней взрослости, сходство отношения к ним не исключает наличие специфических возрастных особенностей. Так, студенты зрелого возраста абсолютно проигнорировали информационно-организационный блок ресурсов (0 % ответов), указанный младшими коллегами, возможно, стремясь выделить не столько ресурсы образования как такового, сколько ресурсы специфичные для системы психологической подготовки, тогда как особенно приоритетным для старшего поколения выступает коммуникативный ресурс психологического образования, что можно считать спецификой данной возрастной группы обучающихся (75 % опрошенных).

В свою очередь, для студентов периода ранней взрослости более актуальными являются такие группы ресурсов, как самопознание (70,96 % опрошенных) с целью самоиз-менения (71 % опрошенных), а также познание и принятие других (71 % опрошенных). В целом, лишь половина указанных ресурсов получила идентичные оценки студентов разных периодов взрослости, а именно обучающиеся полагают, что психологическое образование выступает основой профессионального развития, способствует дальнейшему окультуриванию человека, формирует особое мировоззрение, помогает решать задачи в разных сферах социального взаимодействия и развивает отдельные стороны личности (см. табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Ресурсные аспекты психологического образования в периоды ранней и средней взрослости

(частота встречаемости в ответах, %)

№ Гоуппыресурсов Возрастная группа ф*эмп.

Ранняя взрослость (N=31) Средняя взрослость (N=12)

1 Культурное развитие 16,1 16,7 0,047

2 Профессиональное развитие 51,6 41,7 0,58

3 Информационно-организационные ресурсы 9,7 0 1,85*

4 Социально-практические ресурсы 25,8 16,7 0,66

5 Коммуникативные ресурсы 45,2 75 1,82*

6 Познание и принятие других 71 58,3 0,78

7 Самопознание 70,96 33,3 2,28**

8 Самосозидание 71 41,7 1,76*

9 Личностный ресурс 35,5 41,7 0,37

10 Отношение с миром 32,3 25 0,48

Примечание: в таблице указан уровень значимости различий по критерию Фишера (ф), где ** соответствует р<0,01, *- р<0,05.

Самостоятельный интерес представляет анализ упоминания студентами отдельных аспектов, включенных нами в ту или иную группу образовательных ресурсов. В целом, по выборке (N=43) лидирующие позиции в иерархии независимо от возраста занимают следующие ресурсные параметры: понимание других людей (62,79 % опрошенных); самопознание, самопонимание, рефлексия (55,81 % опрошенных); повышение коммуникативной компетентности (41,86 % опрошенных); изменение мировоззрения и мироощущения, толерантность и терпимость, построение гармоничных отношений с ближайшим окружением и родственниками, приобретение умений, навыков для работы по специальности (25,58 % опрошенных, указавших каждую характеристику соответственно); эмоциональный самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуля-

ция и уверенность в себе (по 23,26 % опрошенных соответственно); удовлетворение интереса к профессии и области знаний (20,93 % опрошенных).

Что касается возрастных особенностей при оценке отдельных параметров той или иной ресурсной области, то они были обнаружены практически во всех блоках. Первоначально следует отметить тот факт, что большинство формулировок было предложено представителями ранней взрослости (28 из 30), тогда как студенты более старшего возраста указали в своих ответах лишь 21 характеристику. Среди выделенных возможностей в равной степени встречаются предпочитаемые той или иной группой студентов, что подтверждает гипотезу о разных целях психологического образования, обусловленных возрастом лиц, его получающих (см. табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Возрастные особенности представлений студентов о ресурсах психологического образования

(частота встречаемости в ответах, %)

№ Список ресурсов Возрастная группа Всего

Ранняя взрослость (N=31) Средняя взрослость (N=12)

1 2 3 4 5

Культурное развитие

1 Получение высшего образования 6,45 8,33 6,98

2 Повышение культурного уровня, расширение кругозора 9,68 0,00 6,98

Профессиональные ресурсы

3 Удовлетворение интереса к профессии и области знаний 22,58 16,67 20,93

4 Приобретение умений, навыков для работы по □ пецииальности (реализация себя в профессии) 29,03 16,67 25,58

5 Повышение компетентности в выполнении основной профессиональной деятельности 0,00 8,33 2,33

6 Возможность адекватной и компетентной помощи людям 16,13 8,33 13,95

Информационно-организационные ресурсы

7 Возможность научно-исследовательской деятельности 3,23 0,00 2,33

8 Овладение способами получения и переработки информации 3,23 0,00 2,33

9 Навыки самостоятельной работы 3,23 0,00 2,33

Социально-практические ресурсы

10 Практическая ориентированность науки, связь с жизнью, возможность использования в разных ситуациях 19,35 16,67 18,60

11 Применение теоретических знаний на практике 6,45 0,00 4,65

Коммуникативные ресурсы (Я и Другие)

12 Преодоление коммуникативных затруднений 6,45 25,00 11,63

13 Изменение статуса в ближайшем окружении и среди коллег 3,23 8,33 4,65

О к о н ч а н и е т а б л . 3

1 2 3 4 5

14 Повышение коммуникативной компетентности 45,16 33,33 41,86

15 Построение гармоничных отношений с ближайшим окружением, с близкими 19,35 41,67 25,58

Познание и принятие других

16 Толерантность, терпимость 25,81 25,00 25,58

17 Понимание других людей 64,52 58,33 62,79

Самопознание

18 Самопознание, самопонимание, рефлексия 64,52 33,33 55,81

Самосозидание

19 Самоизменение, саморазвитие, самореализация 67,74 16,67 53,49

20 Решение личных проблем 16,13 8,33 13,95

21 Реализация мечты 0,00 16,67 4,65

Личностный ресурс

22 Целеустремленность 6,45 0,00 4,65

23 Уверенность в себе 29,03 8,33 23,26

24 Г ибкость мышления и поведения 6,45 16,67 9,30

25 Эмоциональный самоконтроль, стрессоустойчи-вость, саморегуляция 22,58 25,00 23,26

26 Адекватность самооценки 12,90 0,00 9,30

27 Оптимизм 3,23 0,00 2,33

28 Ответственность 3,23 0,00 2,33

Отношение с миром

29 Позитивное и более глубокое отражение действительности 9,68 33,33 16,28

30 Изменение мировоззрения и мироощущения 25,81 25,00 25,58

Для студентов периода ранней взрослости по сравнению с более старшими обучающимися основные ресурсы психологического образования раскрываются через повышение культурного уровня (ф*эмп=1,86 при р<0,05), самопознание (ф*эмп=1,87 при р<0,05) и са-моизменение (ф*эмп=3,2 при р<0,00), прежде всего направленные на повышение уверенности в себе (ф*эмп.=1,6 при р<0,05) и адекватности самооценки (ф*эмп=2,16 при р<0,01).

В то же время представители средней взрослости перспективы овладения психологическими знаниями и умениями преимущественно связывают с повышением компетентности в выполнении основной профессиональной деятельности (ф*эмп.=1,72 при р<0,05), преодолением коммуникативных затруднений (ф*эмп=1,56 при р<0,05) и построением гармоничных отношений с ближайшим окружением, близкими (ф*эмп.=1,45 при р<0,07), позитивным, более глубоким отражением действительности (ф*эмп.=1,76 при р<0,05), реализацией мечты (ф*эмп=2,5 при р<0,01).

Таким образом, профессиональное знакомство с психологией в период ранней взрослости активно сопровождает закономерно продолжающийся процесс формирования личности, позволяя студентам не только изучать себя, но и осуществлять личностную са-мокоррекцию. Однако эти задачи не являются приоритетными для лиц более зрелого возраста, уже достигших определенного уровня развития личности и накопивших обширный практический опыт, в том числе столкновения с различными трудными ситуациями, сопровождающими профессиональную деятельность и личную жизнь. В связи с этим психология позволяет взрослому человеку изменить отражение действительности, в частности с другой стороны посмотреть на собственные отношения с окружающими людьми, особенно, близкими, что, в свою очередь, повышает как коммуникативную, так и профессиональную компетентность.

В целом, независимо от возраста особая привлекательность психологического образования для лиц, его получающих, прежде всего связана со стремлением улучшить взаимодей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствие с другими людьми за счет их более глубокого и точного понимания (64,5 % представителей ранней и 58,3 % представителей средней взрослости), с развитием собственных коммуникативных способностей (45,2 % представителей ранней и 33,3 % представителей средней взрослости), в том числе за счет усиления толерантности, терпимости в отношении других (25,8 % представителей ранней и 25 % представителей средней взрослости), а также с повышением эмоционального самоконтроля и саморегуляции (22,58 % представителей ранней и 25 % представителей средней взрослости). В свою очередь, внутренние личностные и внешние социальные изменения, возникающие благодаря психологии, по мнению 25 % опрошенных, способны изменить мировоззрение и мироощущение в целом. При этом, несмотря на высокую практическую ориентированность науки, возможность использования знаний в разных жизненных ситуациях (20 % опрошенных), безусловно, психологическое образование выступает необходимым фундаментом для осуществления будущей профессиональной деятельности, позволяя формировать компетенции, необходимые для работы по специальности, на что указывают 29 % и 16,7 % представителей ранней и средней взрослости соответственно.

Таким образом, обобщая результаты нашего исследования, важно отметить, что универсальность психологического образования не исключает его уникальности для лиц, приобретающих его в разном возрасте. В дальнейшем перспективными направлениями исследования проблематики ресурсных аспектов психологического образования для личности нам представляются следующие:

• Выявление мотивов получения психологического образования разными категориями студентов и слушателей как проекции потенциала психологического образования через реализацию причин, ожиданий, лежащих в основе этого выбора.

• Установление взаимосвязи личностного развития и профессионального становления через оценку обучающимися и выпуск-

никами значимости тех или иных характеристик для решения разных жизненных задач и самооценку динамики этих качеств в процессе обучения в вузе.

• Определение сфер личности, подвергающихся значительному преобразованию в процессе получения высшего психологического образования, на основе самооценок студентов, а также путем диагностики личностных особенностей студентов и их динамики в процессе обучения в вузе.

• Расширение представления о потенциале психологического образования у разных социально-демографических групп населения за счет взаимодействия со слушателями ускоренной формы обучения, выпускниками факультета психологии, а также лицами, изучающими психологию в рамках дополнительных образовательных программ.

• Изучение возможности влияния психологического образования на повышение профессиональной компетентности специалистов непсихологического профиля.

1. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2000. - № 1. - С. 56-63.

2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. -192 с.

3. Доценко Е.П., Андреева О.С., Просекова В.М., Шевцова Т.С. Модель профессионального становления психолога // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 49-76.

4. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психо-логов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2003. - № 3. - С. 69-78.

5. Краснощеченко И.П. Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.

6. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2004. -№ 4. - С. 61-69.

7. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2000. - № 1. - С. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.