Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы'

Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКСПЕРИМЕНТ / PERSONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Бобоёров Зокирджон Хабибуллович

В статье рассматриваются основные результаты экспериментального исследования личностного самоопределения студентов, обучающихся в этнокульурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES

In the article the main results of experimental research on personal self-determination of students enrolled in educational environment are described.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы»

УДК 159.92

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2014 Е.А.Сорокоумова, З.Х.Бобоёров Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Статья поступила в редакцию 03.03.2014

В статье рассматриваются основные результаты экспериментального исследования личностного самоопределения студентов, обучающихся в этнокульурной образовательной среде. Ключевые слова: личностное самоопределение, образовательная среда, эксперимент.

На основе теоретического анализа подходов к изучению самоопределения личности мы рассматриваем личностное самоопределение как процесс и результат осознания личностью своего «Я», своей индивидуальности, уникальности, через выработку и присвоение жизненных ценностей, и на основе этого осознанный выбор жизненной стратегии, включающей в себя сознательное целенаправленное планирование собственной жизни1.

Наше экспериментальное исследование было направлено на подтверждение гипотезы о том, что: основным способом личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды вуза является кардинальное изменение субъектами учебного процесса способов взаимодействия между ними. Специально организованное взаимодействие в условиях этнокультурной образовательной среды вуза обеспечивает адекватное понимание окружающей действительности, понимание себя и понимание других людей (студентов); личностное самоопределение студентов в условиях этнокультурной образовательной среды достигается: разработкой и внедрением специально разработанной психолого-педагогической программы, направленной на понимание и осознание Я-концепции, которая включает самооценку, уровень притязаний, жизненные цели и ценности и самопознание; понимание личностного самоопределения студентов выступает как психологический механизм через решение про-

° Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии. E-mail: CEA 51 @mail. ru

Бобоёров Зокирджон Хабибуллович, ст. преп. кафедры психологии Таджикского государственного педагогического университета им. А.Айни, аспирант МГГУ им. М.А.Шолохова. E-mail: dina dumno@mail.ru 1 Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. - М.: 2010; Сорокоумова Е.А. и др. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения. - М.: 2012.

дуктивных и творческих задач в процессе взаимодействия и общения.

Эксперимент проводился в Таджикском государственном педагогическом университете имени С.Айни (ТГПУ)2. В исследовании приняли участие студенты педагогического факультета (1 - 4 курс) в количестве 218 человек, среди них таджиков - 152, узбеков - 40, русских - 26. Нами были выделены контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В ЭГ - 107 студентов (75 - таджиков, 20 - узбеков, 12 - русских). В КГ 111 студентов -(77 - таджиков, 20 - узбеков, 14 - русских).

В ходе исследования был использован ряд методик позволяющий выявить сформирован-ность механизмов самоопределения студентов3: цели - тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева; мотивы - Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И.Ильиной; ценности - методика выявления системы жизненных ценностей М.Рокича; смыслы - тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева; самооценка уровня притязаний по методике Й.Шварцландера, самооценка - методика исследования самооценки личности С.А.Будасси; результаты деятельности студентов - рейтинг студентов; понимание -«рассказ по серии сюжетных картинок»; методика понимания рассказов: содержания, смысла, морали; рефлексия - диагностика рефлексии (методика А.В.Карпова); саморегуляция -опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И.Моросановой; самореализация в процессе социального взаимодействия - Диагностика самоактуализации личности (А.В.Ла-зукин в адаптации Н.Ф.Калина).

2 Бобоёров З.Х. Воспитания гуманного человека -требования времени / Комил инсон тарбияси - давр талаби (на узбекском языке) // Вестник ТГПУ им. К.Ш.Джураева. - Душанбе: - 2000. - № 3. - С.139 -142.

3 Бобоёров З.Х. Психологические тесты / Рухий те-стлар (на узбекском языке) // ТГПУ им. К.Ш. Джураева. - Душанбе: - 2002.

В ходе констатирующего эксперимента, мы изучали базовый уровень сформированности личностного самоопределения студентов, и, полученные результаты показывают различное отношение к целям и смыслам жизни, среди студентов разных этнических групп. Так полученные данные свидетельствуют, что среди респондентов исследуемой группы студентов, наиболее ясно определяют цели в жизни русские-студенты (высокий уровень ЭГ - 41,67% и КГ -35,71%).

Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность наиболее низко оценивается узбекскими студентами (низкий уровень ЭГ -35,00% и КГ - 40,00%). Результативность жизни ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, примерно одинаково оценивается русскими и таджикскими студентами. Узбекские студенты испытывают большее недовольство достигнутыми результатами. Себя как сильную личность, воспринимает большинство студентов, но более высокие показатели у русских, затем узбекских студентов. Таджикские студенты меньше верят в возможность контролировать события своей жизни. В фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, больше верят узбекские и таджикские студенты4.

Общий показатель по всем шкалам (общая осмысленность жизни), несколько выше среди русских студентов. Так высокий уровень осмысленности продемонстрировали среди русских студентов: в ЭК - 33,33% и в КГ -35,71%; среди таджикских студентов: в ЭГ -16,00% и в КГ - 15,58%; среди узбекских студентов: и в ЭГ и в КГ - 10,00%.

Полученные данные достаточно ярко разграничивают мотивацию обучения в ВУЗе студентов по этническим группам. Так мотивация, свидетельствующая об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею, ярко выражена среди узбекских и таджикских студентов. Студенты данных этнических групп набрали высокие баллы по шкалам: «Приобретение знаний» и «Овладение профессией». Среди русских студентов преобладает мотив «Получения диплом», что с большой вероятностью свидетельствует о безразличном отношении к выбранной профессии, данные студенты видят процесс обучения в ВУЗе как временный,

4 Бобоёров З.Х. Культурное наследие - основа воспитания молодого поколения. / Маданий меросимиз -студент ёшлар тарбиясининг асосидир (на узбекском языке) // Межд. научно-практич. конф. посвящ. проблемам воспитания молодого поколения. - Душанбе: - 1997. - С.161 - 163.

принудительный этап в своей жизни. Скорее всего, русские студенты либо не определились с выбором профессии, либо не видят выбора в силу социальных обстоятельств.

По итогам проведения методики оценки жизненных ценностей, мы можем отметить явные отличия в группах. Так преобладающей терминальной ценностью среди студентов всех этносов являются материальные блага: таджики ЭГ - 56,00% и КГ - 51,95%; узбеки ЭГ -60,00% и КГ - 70,00%; и русские ЭГ - 83,33% и КГ - 78,57%.

На втором месте у таджикских и узбекских студентов «интересная работа» и «здоровье». У русских студентов «наличие хороших друзей», на третьем месте «здоровье». Показательно, что ценность «интересной работы» значительно выше для таджикских и узбекских студентов.

Среди инструментальных ценностей у представителей всех этнических групп лидирует «образование». Хотя необходимо отметить, что число выборов образования как приоритетной ценности у таджикских и узбекских студентов выше, чем у русских.

Далее по значимости у таджикских и узбекских студентов идут: «смелость в отстаивании своего мнения», «твердая воля» и «независимость». У русских же приоритет распределился следующим образом: «ответственность», «воспитанность», «независимость». Мы видим в данном распределении ценностей влияние этнических традиций и национальных ценностей.

Большинство студентов оценивают свои возможности (уровень притязаний) как умеренные и высокие. Нереалистично завышенные самооценки отмечены в единичных случаях среди таджикских студентов. Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивают свои способности и возможности.

Наиболее высокий рейтинг отмечен среди таджикских студентов, затем русский и узбекских. Возможно, это связано с тем, что таджикские студенты получают образование в своей стране и видят себя в дальнейшем работающими в Таджикистане, тогда как у студентов других этносов положение более неопределенно.

Исследуя понимание, мы можем отметить, что все студенты справились с заданием. Полностью самостоятельно, правильно установили последовательность событий, выявили причинно-следственные связи и составили рассказ: таджики ЭГ - 50,67% и КГ - 44,16%; узбеки ЭГ - 40,00% и КГ - 30,00%; русские ЭГ - 58,33% и КГ - 50,00%

Большинство студентов всех этнических групп показали средний адекватный уровень самооценки поведения. Но стоит отметить некоторые этнические особенности. Так русские

студенты более склонны к завышенной самооценке, узбекские студенты склонны недооценивать себя, таджикские студенты в единичных случаях продемонстрировали как заниженную, так и завышенную самооценку.

Изучение саморегуляции также позволило выявить ряд этнических особенностей. Так таджикские и узбекские студенты получили больше высоких баллов по шкале «гибкость» (таджики ЭГ - 28,00% и КГ - 31,17%; узбеки ЭГ - 45,00% и КГ - 40,00%), чем русские студенты (ЭГ - 0,00% и КГ - 7,14%).

Русские и таджикские студенты получили более высокие баллы по шкалам «планирование» и «оценивание результатов», по сравнению с узбекскими студентами.

Шкалы «моделирование» и «программирование» примерно одинаковы по показателям, среди студентов всех этносов. Данные шкалы показали, что студенты часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Невысокие показатели по шкале «программирование» говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

По шкале «ориентация во времени», большинство студентов всех этнических групп показали средние баллы.

Следует отметить, что завышенным стремлением к достижениям, мнительностью и неуверенностью в себе, больше отличаются таджикские (ЭГ - 28,00% и КГ - 31,17%) и русские (ЭГ - 8,33% и КГ - 7,14%) студенты.

По шкале «ценности» более высокие баллы показали таджикские (41,33% и 38,96%) и узбекские (35,00% и 45,00%) студенты. Высокие баллы указывают на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Среди русских студентов выявлен значительный процент респондентов, показавших низкие значения по шкале «ценности», что предполагает желание манипулировать людьми в своих интересах.

По шкале «взгляд на природу человека» большинство студентов продемонстрировали средние показатели, но следует отметить, что среди русских студентов большее число респондентов набрали высокие баллы (41,67% и 35,71%). Высокий показатель может интерпре-

тироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

По шкале «потребность в познании», высокие баллы выявлены среди русских студентов (41,67% / 42,86%), таджикских студентов (30,67% / 27,27%), узбекских студентов (20,00% / 25,00%).

Творческое отношение к жизни выше среди русских респондентов (наименьшее число студентов набравших низкие баллы)5. Среди узбекских и таджикских студентов большинство продемонстрировали средние баллы, но среди студентов данных этнических групп выявлен значительный процент студентов с низкими показателями по шкале «креативность» (таджикские студенты - 38,67% / 35,06%, узбекские студенты - 40,00% / 25,00%).

По шкале «автономность» более высокие баллы набрали русские студенты (нет низкого уровня), на втором месте таджикские студенты. Узбекские студенты обнаружили большую зависимость и несвободу (низкие баллы 30,00% -ЭГ и 30,00% - КГ).

«Спонтанность» больше характерна для русских студентов, таджикские и узбекские студенты более нерешительны.

По шкале «самопонимание» несколько выше баллы среди русских студентов, т.е. они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, т.е. более свободны в своих желаниях.

По шкале «аутосимпатия» высокие баллы набрали среди русских студентов (33,33% и 35,71%), среди таджикских студентов (22,67% и 16,88%), среди узбекских студентов (10,00% и 5,00%). Т.е. данные студенты обладают более позитивной осознаваемой «Я-концепцией».

Анализируя шкалу «контактность», мы можем заметить, что самыми общительными являются русские студенты (41,67% и 42,86%).

А вот большей гибкостью в общении обладают узбекские (35,00% и 40,00%) и таджикские (32,00% и 38,96%) студенты.

5 Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л. Особенности пре-

одолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (на примере приднестровского региона) // Известия Самарского научного центра РАН. -2013. - Т.15. - №2. - С.148 - 153.

Таб. 1. Психолого-педагогическая программа личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной среды высшей школы

Блоки Содержание Условия реализации

Информационный Знакомство с обычаями, традициями народов Таджикистана, их культурой, ценностями Лекции по МХК с акцентом на национальных деятелях искусства и их произведениях, семинары по народному творчеству, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют студентам изучать произведения народного творчества различных жанров времен и этносов, работа в музее, экскурсии, проектирование, мини-исследования, работа с презентациями.

Эмоциональный Эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях по отношению к своему и другим этносам. Развитие толерантности, рефлексии, эмпатии Семинары по психологии, тренинги, дискуссии, тематические беседы

Поведенческий Нормы взаимодействия, правила этикета, умения взаимодействовать в общении и совместной деятельности, понимание окружающей действительности, действия и поступки по отношению к людям другой национальности. Лекции по этике общения, элективные курсы, беседы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, семинары «Игры народов мира», «Народный танец» и т.д.

Личностного самоопределения Понимание себя и понимание других людей в этнокультурном пространстве Тренинги, дискуссии, творческие задания

Выявленные недостатки были учтены в направленности формирующей программы, целью которой являлось развитие ценностно-смысловой стороны личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной среды ВУЗа6.

Для реализации задач была использована этнокультурная среда в ВУЗе, включающая следующие условия: 1) наличие музея «Национальных традиций народов Таджикистана» и фондовых предметов для показа; 2) наличие координатора центра - специалиста по воспитательной работе со студентами; 3) соответствие помещений для занятий, мебели и оборудования санитарным нормам и правилам; 4) наличие программы, соответствующей возрастным особенностям; 5) разнообразие форм и методов работы; 6) наличие наглядного дидактического материала, костюмов, атрибутов и соответствие их современным требованиям; 7) ориентация на индивидуальные особенности студентов (лично-стно-ориентированное обучение); 8) наличие технических средств обучения; 9) педагогическая работа по программе осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами предметниками; 10) образовательный процесс, в этнокультурной среде ВУЗа, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сфе-

6 Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л. Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (на примере приднестровского региона) // Известия Самарского научного центра РАН. -2013. - Т.15. - №2. - С.148 - 153.

рах: в обучении, во внеурочной деятельности, в социуме и семье.

Психолого-педагогическая программа, реали-зовывалась на междисциплинарной основе, в тесной взаимосвязи с педагогами предметниками, и включала в себя следующие блоки: информационный, эмоциональный, поведенческий, личностного самоопределения (см. таб. 1)7.

В ходе контрольного эксперимента, проведенного по завершении формирующей программы, был использован тот же пакет психодиагностического инструментария, что и в ходе констатирующего исследования.

Мы можем отметить среди студентов ЭГ рост баллов по шкале «цели в жизни»: таджики -32,00% / 40,00% (р > 0,5), узбеки - 25,00% / 35,00% (р > 0,5), русские 41,67% / 58,33% (р > 0,5), таким образом студенты по итогам формирующей программы стали яснее представлять свои жизненные цели, что позволяет целесообразнее осуществлять процесс планирования, возможность оценивать достигнутые результаты, оценивать свои возможности и резервы, таким образом, лучше понять себя, на что «Я» способен. О этом свидетельствует и динамика общего показателя «Осмысленность жизни» (таджики - 16,00% / 22,67% (р > 0,5), узбеки 10,00% / 15,00%, русские - 33,33% / 41,67% (р > 0,5).

7 Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Т. 15. - № 2(2). - С. 409 - 412.

Среди студентов КГ динамика по общему показателю «Осмысленность жизни» не достигает уровня значимости (таджики - 15,58% / 16,88%, узбеки - 10,00% / 10,00%, русские -35,71% / 35,71%).

Мы можем отметить сдвиг мотивов среди студентов ЭГ с мотива «получения диплома»: таджики - 2,67% /0,00%, узбеки - 0,00% / 0,00%, русские - 75,00% /50,00% (р > 0,5) в сторону мотивации «овладения профессией» (таджики -76,00%-82,67% (р > 0,5), узбеки - 85,00% -90,00%, русские - 25,00% - 41,67% (р > 0,1).

Среди студентов КГ значимой динамики изменения мотивов не зафиксировано.

Изучая динамику изменения ценностей студентов ЭГ и КГ, выявлено, что у студентов ЭГ несмотря на преобладание среди терминальных ценностей по прежнему «материально обеспеченной жизни», приоритетными стали и такие ценности как: «интересная работа» - таджики -14,67% / 26,67% (р > 0,5), узбеки - 25,00% / 30,00%, русские - 0,00% / 16,67% (р > 0,1); «свобода» - таджики - 0,00% / 8,00%, узбеки - 0,00% / 0,00%, русские - 0,00% / 8,33%), как видим таджики и русские более свободолюбивы, чем узбеки; «наличие хороших друзей» -(таджики - 2,67% / 13,33% (р > 0,1), узбеки -0,00% / 10,00%, русские - 16,67% / 16,67%); «счастливая семейная жизнь» - (таджики -12,00% / 13,33%, узбеки - 0,00% / 15,00% (р > 0,5), русские - 0,00% / 0,00%),видимо среди узбеков и таджиков более крепки семейные ценности и традиции, чем среди русских.

Среди инструментальных ценностей, у студентов ЭГ, по-прежнему лидирует «образованность», но можно отметить незначительное снижение ее приоритета. Снизили свои позиции и такие инструментальные ценности, как «смелость в отстаивании своего мнения», «твердая воля», мы надеемся, что это объясняется развитием терпимости к мнению других, толерантность.

Подняли свои позиции такие ценности, как: «независимость» - таджики - 1,33% / 16,00% (р > 0,1), узбеки - 0,00% / 5,00%, русские -16,67% / 16,67%); «ответственность» - таджики - 0,00% / 6,67%, узбеки - 0,00% / 10,00%, русские - 16,67% / 25,00% (р > 0,5) и «самоконтроль» - начиная со 2-го места.

В КГ значимых изменений не отмечено.

Исследуя динамику самооценки уровня притязаний, можно отметить следующее: среди студентов ЭГ снижение нереалистично высокого и нереалистично низкого уровня притязаний; повышение количества студентов показавших реалистично высокий уровень притязаний (таджики - 20,00% - 24,00%, узбеки 15,00% -20,00%, русские 33,33% - 41,67% (р > 0,5)), что говорит о том, что студенты ЭГ стали более

уверены в своих возможностях, но оценивают их достаточно критически; среди студентов КГ значимой динамики не отмечено, но среди таджиков КГ зафиксирован рост студентов с нереалистично высоким уровнем притязаний.

В динамике рейтинга студентов ЭГ и КГ, значимых изменений не выявлено (объясняется систематичностью накопления знаний, с опорой на ранее усвоенный материал), хотя некоторые сдвиги наметились среди студентов ЭГ, что в свою очередь можно объяснить изменением мотивов обучения.

Изучая понимание студентами ЭГ и КГ сюжетных картинок, можно сказать, что все студенты понимают смысл задания, практически все понимают содержание отдельной картинки. Количество студентов нуждающихся в помощи при выкладывании сюжета из ряда картинок, также изменилось не значительно. Но среди студентов ЭГ выявлена динамика количества студентов, способных правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ: таджики - 50,67% / 62,67% (р > 0,5), узбеки -40,00% / 45,00%, русские - 58,33% / 66,67% (р > 0,5).

Исследуя понимание студентами текста, мы отмечаем, что никто из студентов не испытывает затруднения в понимании и передаче содержания, выявлены единичные случаи в понимании смысла притч, наибольшее затруднение вызвало понимание морали притч. Хотя по итогам формирующей программы, мы можем отметить положительную динамику в понимании морали среди студентов ЭГ (таджики - 70,67% / 89,33% (р > 0,1), узбеки - 30,00% / 55,00% (р > 0,1), русские - 58,33% / 83,33% (р > 0,5).

Анализ результатов уровня рефлексивности, говорит о росте высоких и средних показателей среди студентов ЭГ (таджики - высокий уровень - 4,00% / 8,00%, средний уровень -62,67% / 76,00% (р > 0,5), узбеки - высокий уровень - 0,00% / 10,00%, средний уровень -55,00% / 60,00%, русские - высокий уровень -8,33% / 25,00% (р > 0,1), средний уровень -66,67% / 66,67%).

Отмечено и изменение самооценки испытуемых: среди студентов ЭГ рост реалистичных оценок и снижение нереалистичных. Так динамика реалистично высокой самооценки (таджики - 14,67% / 25,33%, узбеки - 10,00% / 10,00%, русские - 33,33% / 33,33%). Неадекватно высокая самооценка после формирующей программы, зафиксирована только у одного таджикского студента, неадекватно низкая самооценка отсутствует. Можно сделать вывод, что студенты ЭГ стали более позитивно оценивать себя, свое «Я».

Исследуя динамику саморегуляции студентов ЭГ, мы можем отметить положительный рост по шкале «планирование» (что мы объясняем уяснением студентами целеполагания), по шкале «оценивание результатов» (что мы объясняем ростов позитивной самооценки), можно отметить рост по шкале «гибкость» среди русских студентов (таджикские и узбекские студенты изначально показали высокие результаты).

Общий уровень саморегуляции ( таджики -8,00%-18,67% (р > 0,5), узбеки - 10,00%-15,00%, русские - 8,33%-25,00% (р > 0,1). Среди студентов КГ рост общего уровня саморегуляции зафиксирован среди узбекских студентов - 10,00% - 20,00%.

Анализируя динамику самоактуализации студентов ЭГ можно отметить рост по шкале «ориентация во времени», что косвенно подтверждает ранее сделанный вывод о реальности целей и росте самооценки.

Наиболее выраженная динамика по шкале «ценности» отмечена среди русских студентов ЭГ, что мы объясняем положительным влияние этнокультурной среды, так как среди таджикских и узбекских студентов уровень ценностей был изначально высок. «Взгляд на природу человека», по данной шкале отмечена динамика среди студентов всех этнических групп, т.е. студенты стали более позитивно воспринимать людей, их и свои возможности (таджики -9,33% / 21,33% (р > 0,5), узбеки - 10,00% / 20,00%, русские - 41,67% / 58,33% (р > 0,5)). Шкала «потребность в познании» обнаружила наиболее выраженную положительную динамику среди узбекских студентов ЭГ (20,00% / 35,00% (р > 0,5)). Шкала «креативность» показала наименее выраженную динамику, что объяснимо задатками и способностями личности.

«Автономность» - как независимость, самодостаточность, показала наибольший положительный рост среди русских студентов ЭГ (16,67% / 41,67% (р > 0,1).

Шкала «спонтанность» не дала выраженной динамики, мы объясняем это особенностями темперамента и нервной системы личности. Изначально данный показатель был выше у русских студентов.

По шкале «самопонимание» наиболее выраженная положительная динамика среди узбекских (5,00% / 20,00% (р > 0,5)) и русских студентов (25,00% / 41,67% (р > 0,5).

По шкале «аутосимпатия», позитивное самовосприятие, наиболее выраженная положительная динамика зафиксирована среди узбекских (10,00% / 25,00% (р > 0,5)) и русских (33,33% / 66,67% (р > 0,1)) студентов.

«Контактность», общительность лучше развилась среди таджикских (16,00%-24,00%) и русских (41,67% / 50,00%) студентов.

«Гибкость в общении» среди таджикских и узбекских студентов, была изначально высока, поэтому на этом фоне наиболее заметна динамика по данной шкале среди русских студентов (16,67% / 41,67%).

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что этнокультурная среда ВУЗа положительно влияет на становление личностного самоопределения студентов.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы: Полем личностного самоопределения студентов в современной социокультурной ситуации должно стать этнокультурная образовательная среда способствующая решению сложных социально-эконо-мических проблем на основе вырабатываемых новых смыслов жизнедеятельности. Изменение содержательных и процессуальных аспектов взаимодействия субъектов профессионального обучения в вузе выводит их на познание себя и своей личностной позиции в быстро меняющимся мире. Суть такого взаимодействия должна основываться на диалоге в процессе которого устанавливается общительная связь, выводящая их на познание и понимание себя и другого как себя.

Личностное самоопределение достигается пониманием личностью своей Я-концепции на основе нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов, осознание своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе

Понимание выступает как психологический механизм через решение продуктивных и творческих задач в процессе взаимодействия и общения студентов в процессе их обучения в вузе в этнокультурной образовательной среде.

Специально созданные психолого-педагогические программы, направленные на становление личностного самоопределения делает возможным понимание своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе себя и понимание других людей (студентов).

EXPERIMENTAL STUDY OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES

©2014 E.A.Sorokoumova, Z.H.Boboyorov°

Sholokhov Moscow State University for Humanities

In the article the main results of experimental research on personal self-determination of students enrolled in educational environment are described.

Keywords: personal self-determination, educational environment, experiment.

° Elena Aleksandrovna Sorokoumova, Doctor of psychological sciences, Professor of Department

of social and pedagogical psychology, Faculty of psychology. E-mail: CEA51 @mail. ru Zokirdzhon Khabibullovich Boboyorov, Senior lecturer of Department of psychology of Tajik State Pedagogical University named after A.Ayni, Postgraduate of Sholokhov Moscow State University for Humanities. E-mail: dina dumno@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.