Научная статья на тему 'Гендерные особенности проявления эмпатии у студентов лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета на разных этапах вузовской социализации'

Гендерные особенности проявления эмпатии у студентов лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета на разных этапах вузовской социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1024
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ / ВУЗОВСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EMPATHY''S POTENTIAL / STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE / MALE STUDENTS / FEMALE STUDENTS / SEX CHARACTERISTICS OF EMPATHY MANIFESTATION / SOCIALIZATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенчук И. В.

В работе представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей проявления эмпатии у студентов лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета в процессе вузовской социализации. Для изучения эмпатийного потенциала студентов-медиков была использована методика И.М. Юсупова. Согласно результатам исследования, большинство юношей и девушек обладают высоким и нормальным уровнями эмпатийности, то есть готовы проявить сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям. Дисперсионный анализ подтвердил наличие гендерных различий в проявлении эмпатийности испытуемых: девушки имеют более высокие показатели как общего уровня, так и по отдельным шкалам эмпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-BASED MANIFESTATIONS OF EMPATHY IN STUDENTS OF THE FACULTY OF GENERAL MEDICINE AT THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY EVALUATED IN VARIOUS STAGES OF SOCIALIZATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper presents the results of the empirical study of the sex characteristics of empathy demonstrated by the students of the Faculty of General Medicine of the Grodno State Medical University during socialization in a higher educational institution. We used I. U. Usupov technique to study empathy's potential ofmedical students. According to the results of the investigation most male and female students have high or normal level of empathy, that is they are ready to show sympathy and compassion to other people. ANOVA test revealed gender differences in manifestation of empathy by the respondents: female students tend to have higher scores on both general level of empathy and on separate empathy scales.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности проявления эмпатии у студентов лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета на разных этапах вузовской социализации»

УДК 37.015.3:17.035.2

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВУЗОВСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

И.В. Семенчук

Кафедра иностранных языков УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В работе представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей проявления эмпа-тии у студентов лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета в процессе вузовской социализации. Для изучения эмпатийного потенциала студентов-медиков была использована методика И.М. Юсупова. Согласно результатам исследования, большинство юношей и девушек обладают высоким и нормальным уровнями эмпатийности, то есть готовы проявить сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям. Дисперсионный анализ подтвердил наличие гендерных различий в проявлении эмпатийности испытуемых: девушки имеют более высокие показатели как общего уровня, так и по отдельным шкалам эмпатии.

Ключевые слова: эмпатийный потенциал, студенты лечебного факультета, юноши, девушки, гендерные особенности проявления эмпатии, вузовская социализация.

The paper presents the results of the empirical study of the sex characteristics of empathy demonstrated by the students of the Faculty of General Medicine of the Grodno State Medical University during socialization in a higher educational institution. We used I. U. Usupov technique to study empathy's potential ofmedical students. According to the results of the investigation most male and female students have high or normal level of empathy, that is they are ready to show sympathy and compassion to other people. ANOVA test revealed gender differences in manifestation of empathy by the respondents: female students tend to have higher scores on both general level of empathy and on separate empathy scales.

Key words: empathy's potential, students of the Faculty of General Medicine, male students, female students, sex characteristics of empathy manifestation, socialization in a higher educational institution.

Термин «эмпатия», созданный по образцу слова симпатия, появился в психологии относительно недавно. Он был введен в начале ХХ века американским психологом Э.Б. Титченером как перевод немецкого слова Einfuhlung (проникновение, вчувствование), ключевого понятия в концепции эстетического воспитания немецкого философа Теодора Липпса.

Большой вклад в развитие современных представлений о феномене эмпатии внес основоположник гуманистической психологии К. Роджерс, который трактовал эмпатию как способ сосуществования с другим человеком, который включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека и означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения [6, с. 249]. К. Роджерс описал три существенные особенности эмпа-тийного процесса: важность сохранения психологической дистанции между эмпатирующим и эмпатируемым, наличие в эмпатии сопереживания, а также динамичный (процесс), а не статичный (состояние) характер феномена эмпатии [5, с. 69].

В настоящее время эмпатия рассматривается большинством авторов как системное образование, в единстве составляющих ее трех компонентов - когнитивного, эмоционального, поведенческого (Н.Н.Обозов, Л.П.Стрелкова, С.Б. Борисенко, М. Хоффман, М.А. Пономарева, Я.Л. Коломинский и др.).

Важность эмпатии в медицинской профессии признается многими исследователями. Особо подчеркивается значение эмпатии в установлении успешных контактов в диаде «врач-пациент» [1-4], в повышении качества медицинского обслуживания населения [13; 15]. В настоящее время проводится много исследований по изучению психологических особенностей проявления

эмпатии, включая гендерные характеристики, у студентов медицинских специальностей [2; 10; 11; 12; 14].

Цель исследования - изучить гендерные особенности проявления эмпатии у студентов лечебного факультета (ЛФ) Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ) на разных этапах социализации в вузе и предложить возможные пути повышения уровня эмпатийности студентов-медиков.

В своем диссертационном исследовании Л.И. Шумс-кая характеризует вузовскую социализацию как самостоятельную стадию становления и развития личности в период получения профессионального образования [7, с. 20]. По данным автора в процессе обучения в вузе студенты проходят три основные ступени социализации: первая ступень (1 курс обучения) - личностная и профессиональная адаптация, направленная на освоение новых социальных ролей, ценностей и норм; вторая ступень (2-3 курсы) - целенаправленное освоение социально и профессионально значимого опыта жизнедеятельности: 3 ступень (4-5 курсы) - личностно-профессиональ-ное самоопределение.

Объект исследования - гендерные различия в проявлении эмпатийности у студентов.

Предметом исследования явились гендерные особенности проявления эмпатии у студентов лечебного факультета на разных этапах социализации в вузе.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 117 студентов лечебного факультета, занимающихся на 1, 3 и 5 курсах ГрГМУ. Для изучения эмпатийного потенциала испытуемых использовался метод экспресс-диагностики эмпа-тии, разработанный И.М. Юсуповым. Автор данной методики определяет эмпатийный потенциал личности как

предрасположенность субъекта к вчувствованию-про-никновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого [9, с. 121].

В проведенном исследовании определялись общий уровень эмпатии, а также особенности сопереживания по отношению к родителям (шкала 1), животным (шкала 2), старикам (шкала 3), детям (шкала 4), героям художественных произведений (шкала 5), знакомым и незнакомым людям (шкала 6). И.М. Юсупов выделяет 5 уровней эмпатийности: очень высокий, высокий, нормальный, низкий и очень низкий уровни [8, с. 138-141].

Результаты

Проведенное эмпирическое исследование позволило распределить респондентов на три основные группы по общему уровню эмпатийности: 1 группа - высокий уровень, 2 группа - нормальный уровень, 3 группа -низкий уровень. Испытуемых с очень высоким и очень низким уровнями эмпатийности обнаружено не было (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение студентов ЛФ по общему уровню эмпатии

Курс Пол Группа 1 (высокий Группа 2 (нормальный Группа 3 (низкий Итого

уровень эмпатии) уровень эмпатии) уровень эмпатии)

м 1 10 1 12

1 курс (2,32%) (23,26%) (2,32%) (27,91%)

(N=43) ж 7 23 1 31

(22,58%) (74,19%) (3,23%) (72,09%)

м 0 6 3 9

3 курс (0,00 %) (13,95 %) (6,98) (20,93%)

(N=43) ж 1 32 1 34

(2,33%) (74,41%) (2,33%) (79,07%)

м 0 7 0 7

5 курс (0,00 %) (22,58 %) (0,00 %) (22,58%)

(N=31) ж 2 19 3 24

(6,45 %) (61,29%) (9,68%) (77,42%)

Вся выборка (N=117) м 1 23 4 28

(0,85%) (19,66%) (3,42%) (23,93%)

ж 10 (8,55 %) 74 (63,25%) 5 (4,27%) 89 (76,07%)

общий уровень 5 шкала 3 шкала 1 шкала

□ юноши

□ девушки

0 10 20 30 40 50 60 баллы

Рисунок 1 - Гендерные различия показателей эмпатии студентов 1 курса ЛФ

Сравнение средних значений показателей общего уровня эмпатии и составляющих эмпатии у студентов 3 курса лечебного факультета ГрГМУ критерием наименьшей значимой разницы (р<0,05) выявило статистически значимые различия между значениями показателей общего уровня эмпатии у юношей и девушек. Статистически значимые различия получены также по 6 шкале: у девушек 3 курса эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми развита гораздо выше, чем у юношей. Гендерные различия показателей эмпатии у студентов 3 курса ЛФ представлены на рис. 2.

1 1 1-н_;

общий уровень

5 шкала

3 шкала

1 шкала

□ юноши

□ девушки

10

20 30 баллы

40 50

Анализ тендерного распределения студентов 1, 3 и 5 курсов ЛФ по общему уровню эмпатии показал, что самую многочисленную группу составили студенты с нормальным уровнем эмпатийности (82,14% юношей и 83,15% девушек, соответственно).

Анализ составляющих эмпатии показал, что и юноши, и девушки также имеют нормальный уровень эмпа-тии по каждой из 6 шкал. В качестве статистических характеристик были использованы среднее значение и стандартное отклонение при заданном 5% уровне значимости.

Дисперсионный анализ подтвердил наличие гендер-ных различий в проявлении эмпатийности испытуемых. Сравнение средних значений показателей общего уровня эмпатии и составляющих эмпатии у студентов 1 курса лечебного факультета ГрГМУ критерием наименьшей значимой разницы выявило статистически значимые различия между значениями показателей общего уровня эмпатии у юношей и девушек. Статистически значимые различия получены также по 5 шкале. Это свидетельствует о том, что механизмы идентификации с героями художественных произведений у юношей-первокурсников развиты слабее, чем у девушек. Гендерные различия показателей эмпатии у студентов 1 курса ЛФ представлены на рис. 1.

Рисунок 2 - Гендерные различия показателей эмпатии студентов 3 курса ЛФ

Сравнение средних значений показателей общего уровня эмпатии и составляющих эмпатии у студентов 5 курса лечебного факультета ГрГМУ критерием наименьшей значимой разницы (р<0,05) не выявило статистически значимых различий между значениями показателей эмпатии у юношей и девушек. Гендерные различия показателей эмпатии у студентов 1 курса ЛФ представлены на рис. 3.

общий уровень 5 шкала 3 шкала 1 шкала

□ юноши

□ девушки

0 10 20 30 40 50 60 баллы

Рисунок 3 - Гендерные различия показателей эмпатии студентов 5 курса ЛФ

Чтобы проследить влияние этапа вузовской социализации на гендерные проявления эмпатии, был проведен сравнительный анализ средних значений показателей общего уровня и составляющих эмпатии у женской и мужской части выборки критерием наименьшей значимой разницы (р<0,05). Были обнаружены статистически значимые различия между значениями показателей общего уровня эмпатии студенток-первокурсниц и студенток третьего и пятого курсов, а также между значениями показателей по 1 шкале у студенток 1 и 3 курсов, по 2 и 3

0

шкале у студенток 1 и 5 курсов, а также по 4, 5 и 6 шкале у студенток 1, 3 и 5 курсов (рис 4).

общий уровень

3 шкала

1 шкала

□ 5 курс

□ 3 курс

□ 1 курс

Рисунок 4 - Средние значения показателей общего уровня и составляющих эмпатии у студенток 1, 3 и 5 курсов ГрГМУ

Сравнение средних значений показателей общего уровня эмпатии и составляющих эмпатии у мужской части выборки на разных этапах социализации критерием наименьшей значимой разницы (p<0,05) не выявило статистически значимых различий.

Выводы

Анализ гендерных особенностей проявления эмпатии у студентов лечебного факультета ГрГМУ позволил сделать следующие выводы:

• большая часть юношей и девушек имеют нормальный и высокий уровень эмпатийности (85, 71% и 94,38% испытуемых, соответственно);

• доля испытуемых с высоким уровнем эмпатийнос-ти выше среди женской части выборки по сравнению с мужской (11,23 % и 3,57%, соответственно);

• доля испытуемых с низким уровнем эмпатийности выше среди мужской части выборки по сравнению с женской (14,29% и 5,62%, соответственно);

• девушки 1 и 3 курсов ЛФ имеют более высокие показатели как общего уровня, так и по отдельным шкалам эмпатии, чем юноши; это говорит о том, что девушки по сравнению с юношами демонстрируют большую готовность к эмоциональному восприятию переживаний другого, что совпадает с результатами, полученными другими авторами [2; 11; 12];

• отсутствие статистически значимых различий между значениями всех показателей эмпатии у юношей и девушек 5 курса, говорит о том, что к 3 этапу социализации в вузе гендерные различия в проявлении эмпатии постепенно сглаживаются;

• показатели общего уровня эмпатийности и по отдельным шкалам эмпатии у женской части выборки значимо снижаются при переходе от 1 ко 2 ступени социализации и не подвергаются значительным изменениям при переходе к 3 ступени вузовской социализации;

• показатели как общего уровня, так и по отдельным шкалам эмпатии у мужской части выборки остаются стабильными на всех этапах вузовской социализации, лишь незначительно понижаясь к 3 и 5 курсам;

• наблюдающаяся тенденция к снижению значений всех показателей эмпатии как у юношей, так и у девушек при переходе от 1 ко 2 и 3 ступеням социализации говорит о необходимости предусмотреть в программе под-

готовки врачей специальные курсы и тренинги для повышения уровня эмпатийности;

• необходимо целенаправленно развивать эмпатию на протяжении всего процесса обучения и воспитания в медицинском вузе.

Литература

1. Василькова, А.П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами будущих специалистов-медиков // Ананьевские чтения-99: тезисы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 1999. - С.180-181.

2. Василькова, А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / А.П. Василькова -Санкт-Петербург, 1998. - 166 с.

3. Егоров, К.Н. Психологические факторы в деятельности врача общей практики / К.Н. Егоров, В.П. Дуброва // Клиническая медицина. - 2003. - Т.: 81, №2. - С.62-66.

4. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык / / Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс] - 2000. - №1. - Режим доступа: http:// www.psyjournal.ru.

5. Орлов, А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии.- 1993. - №4. -С.68-73.

6. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С.248-251.

7. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. псих, наук: 19.00.01 / Л.И Шумская; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2005. - 50 с.

8. Энциклопедия психологических текстов. Общение, лидерство, межличностные отношения; под ред. А. Карелина. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. - 304 с.

9. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.01 / И.М. Юсупов; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1995. - 252 с.

10. Medical Students' Perspectives on Clinical Empathy Training / B. Afghani1 [et al.] // Education for Health [Electronic resource] — 2011. — Vol. 24, №1. - Mode of access: http://www.educationforhealth. net/2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Levels of empathy in undergraduate health science students / M. Boyle [et al.] // The Internet Journal of Medical Education [Electronic resource] - 2010. -Vol. 1, №1. - Mode of access: http:/ /www. ispub.com/j ournal/the_internet_j ournal_of_medical_education/ volume_1_number_1_74/article_printable/levels-of-empathy-in-undergraduate-health-science-students-1.html.

12. Physician Empathy: Definition, Components, Measurement, and Relationship to Gender and Specialty / M. Hojat [et al.] // American Journal of Psychiatry. - 2002. - Vol. 159, № 9. - P. 1563-1569.

13. Empathy and quality of care / S.W. Mercer [et al.] // British Journal of General Practice [Electronic resource] - 2002. - № 52. -Quality Supplement S9-S13. - Mode of access: http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1316134/.

14. Preserving Empathy in Third-year Medical Students / S. Rosenthal [et al.] // Academic Medicine [Electronic resource] -2011. - Vol. 86, № 3. - P. 350-358. - Mode of access: http://www. medscape.com/viewarticle/738381.

15. Switankowsky, I. The Importance of Empathy in Medical Practice and Some of Its Difficulties / I. Switankowsky // A Journal of the Art and Science of Medicine [Electronic resource] - 2004. - Vol. 4, №1 . - Mode of access: http://www.humanehealthcare. com/ Article.asp?art_id=88.

Поступила 30.06.2011

5 шкала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.