ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭМПАТИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУДН1
Т.В. Чхиквадзе
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов. Так же анализируются их взаимосвязи, особенности проявления у девушек и юношей, у студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений.
Ключевые слова: духовность личности, толерантность, эмпатия, адаптация, поликультур-ное пространство, гендерные особенности.
Российский университет дружбы народов является уникальным пространством пересечения множества культур, местом встречи представителей различных этносов и в то же время единой образовательной системой. В связи с этим представляется особенно важным и актуальным изучение эмпатии и толерантности как проявление духовности личности у студентов принимающей стороны.
Духовность — уровень развития личности, регулируемый высшими человеческими ценностями, свойство личности, средство самоизменения и оказания помощи себе и другим. Она характеризуется потребностью познания и альтруизма, а также осознанием общечеловеческой ценности другого [1; 4; 5]. Толерантность и эмпатия являются ведущими сферами проявления духовности в межличностном взаимодействии.
Эмпатия — это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к другому человеку, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Эмпатия является как чувством, так и познавательным актом, и, таким образом, относится как когнитивной, так и эмоциональной сфере человека. Это отражается в анализе механизмов реализации эмпатии (рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установка, проникающая способность, идентификация).
В нашей работе толерантность мы рассматриваем как способность человека принять отличный от него образ другого человека, его убеждения, верования, поведение, а также право на собственную жизненную стратегию. Толерантность выражается в уважительном отношении к другим людям и осознании ценности неоднородности и непохожести позиций людей. Мы анализировали в нашей работе
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
не только этническую толерантность, но и толерантность к иным взглядам, к нарушению общепринятых норм и толерантность к неопределенности окружающего мира. Это также вносит свой вклад в формирование благоприятных условий взаимодействия в поликультурном пространстве, поскольку представители принимающей стороны должны быть готовы не только к этническому многообразию, но и к отличиям на уровне мировоззрения, понимания норм в поведении и общении, а также иной организации пространства и времени иностранных студентов.
В ходе исследования было опрошено 63 российских студента (16 юношей, 47 девушек). Средний возраст испытуемых 19,5 лет. 29 человек являются студентами гуманитарного направления (психологи и социологи), 34 человека — студенты естественно-научного направления (инженеры и физики).
Статистический анализ данных проводился с помощью программы SPSS.16. Данные имеют нормальное распределение, все выделенные группы имеют равную дисперсию. Были применены коэффициент корреляции Спирмена и Т-критерий Стьюдента.
Проявления эмпатии исследовались с помощью методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, определяющей общий уровень развития эмпатических способностей, а также основные механизмы ее реализации (рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установка, проникающая способность, идентификация).
Оценки по каждому механизму могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на его значимость в структуре эмпатии. По предварительным данным В.В. Бойко, 30 баллов и выше можно считать очень высоким уровнем проявления эмпатии, 29—22 балла — средним, 21—15 — заниженным, менее 14 баллов — очень низким.
Толерантность исследовалась посредством «Вопросника для измерения толерантности» (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура). В состав методики входят утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: 1) этнической толерантности; 2) толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; 3) толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; 4) толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
Анализ результатов показал, что в целом преобладает средний уровень развития эмпатии. Так, высоким уровнем эмпатии не обладает ни один из опрошенных студентов, 49% обладают средним уровнем развития эмпатии (31 человек); заниженный уровень эмпатии наблюдается у 21% респондентов (26 человек), очень низкий — у 10% (6 человек).
Анализ данных по толерантности также показал, что в выборке преобладают средние значения. Высоким уровнем общей толерантности обладает 1% респондентов (1 человек), средним уровнем — 67% (42 человека); низким уровнем — 32% респондентов (20 человек). Детальный анализ шкал толерантности показал следующую картину распределения:
— этническая толерантность: 37% респондентов обладают высоким уровнем (23 человека), 49% — средним (31 человек), 13% — низким (8 человек);
— толерантность к иным взглядам: 3% респондентов обладают высоким уровнем (2 человека), 73% — средним (46 человек), 25% — низким (16 человек);
— толерантность к нарушению норм: 1% респондентов обладает высоким уровнем (1 человек), 37% — средним (23 человека), 62% — низким (39 человек);
— толерантность к неопределенности окружающего мира: 1% респондентов обладает высоким уровнем (1 человек), 19% — средним (12 человек), 79% — низким (50 человек).
Таким образом, в целом российские студенты характеризуются средним уровнем толерантности, при этом ведущую роль играет этническая толерантность и толерантность к иным взглядам. Менее всего российские студенты обладают толерантностью к неопределенности окружающего мира, что соответствует результатам исследований параметра избегания неопределенности по Г. Хофстеде [3].
Анализ гендерных различий показал, что у девушек по сравнению с юношами более выражен эмоциональный канал эмпатии (Т = -2,049 при р = 0,045), а также общий уровень эмпатии (Т = -2,297 при р = 0,025). Гендерных различий по толерантности выявлено не было. Полученные результаты соответствуют идее К.Г. Юнга о принадлежности эмпатии к «женской» психики — анима и, таким образом, более развитой у женщин [2].
Согласно статистическому анализу показатели студентов гуманитарного направления значимо выше студентов естественно-научного направления по следующим переменным: проникающая способность в эмпатии (Т = -2,383 при р = 0,02), идентификация (Т = -2,955 при р = 0,004), толерантность к нарушению норм (Т = -2,977 при р = 0,004), общий показатель толерантности (Т = -2,154 при р = 0,03).
В ходе корреляционного анализа была выявлена прямая связь проникающей способности в эмпатии и толерантности к нарушению норм (5 = 0,258 при р = 0,041). Иных связей коэффициент Спирмена не выявил.
Наличие положительной связи между проникающей способностью в эмпатии, т.е. способностью организовать доверительное общение с партнером, и толерантностью к нарушению общепринятых норм, правил и стереотипов представляется нам закономерной. Можно выдвинуть предположение, что именно толерантность к нарушению норм является одним из факторов создания теплой и доверительной атмосферы.
Таким образом, девушки более эмпатичны и в большей мере используют эмоциональный канал эмпатии; студенты гуманитарного направления в целом больше используют идентификацию и проникающую способность в эмпатии, показывают более высокую толерантность, в частности к нарушению норм и правил.
Существует частичная положительная связь между толерантностью и эмпатией. Это указывает на общность сфер их проявления, однако они не являются тождественными и взаимозаменяемыми.
В целом студенты РУДН как принимающая сторона характеризуются достаточным уровнем эмпатии и толерантности. Они готовы к общению в поликуль-турном пространстве, а также к тому, чтобы с пониманием отнестись к различиям
в мировоззрении. Однако возможны сложности в сфере норм поведения и общения, а также организации окружающего пространства и времени. В связи с этим представляется особенно важным проведение адаптационных тренингов не только в искусственно созданных моногруппах иностранных студентов, но и в самих учебных группах. Это позволит проводить диагностику и при необходимости психологическую коррекцию взаимоотношений российских и иностранных студентов РУДН.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. — Серия 14. — 1981. — № 2. — С. 46—56.
[2] Захарян И.С. Эмпатия // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1 — С. 38—41.
[3] Латова Н.В., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. — 2001. — № 4.
[4] Психологическая энциклопедия / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд. — М.: Олма Пресс, 2003.
[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2003.
TOLERANCE AND EMPATHY AS DISPLAYS OF SPIRITUALITY OF THE PERSON AT THE RECEIVING PARTY IN POLYCULTURAL SPACE
T.V. Chykvadze
Chair of Psychology and Pedagogic Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the article are analyzed the manifestations of spirituality: tolerance and empathy, which are the basis for creating friendly atmosphere for adaptation of foreign students. Also are investigated their correlations, gender differences and differences between students of natural-science and humanitarian direction. Key words: spirituality, tolerance, empathy, adaptation, multicultural space, gender peculiarities.