Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности'

Структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / СУВЕРЕННОСТЬ / ЭМПАТИЯ / PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE PERSON / THE SOVEREIGNTY / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буравцова Н. В.

Представлена структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов-гуманитариев. Рассматривается проявление студентами эмпатии в зависимости от уровней их личностной суверенности. Доказано, что уровень личностной суверенности студентовгуманитариев определяет их уровень эмпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALLY-FUNCTIONAL MODEL OF PSYCHOLOGICAL SPACE OF THE PERSON OF STUDENTS OF THE HUMANITARIAN ORIENTATION

The structurally functional model of psychological space of the person of students humanists is submitted. Display by students of empathy is considered depending on levels of their personal sovereignty. It is proved, that the level of the personal sovereignty of students humanists defines their level of empathy.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов гуманитарной направленности»

УДК 159.923

Н.В. Буравцова, ст. преп. НГУЭУ, г. Новосибирск, Е-mail:burawzov@yandex.ru; burawzov@sibmail.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Представлена структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов-гуманитариев. Рассматривается проявление студентами эмпатии в зависимости от уровней их личностной суверенности. Доказано, что уровень личностной суверенности студентов-гуманитариев определяет их уровень эмпатии.

Ключевые слова: психологическое пространство личности, суверенность, эмпатия.

Интенсивность социально-исторических процессов, происходящих в современном обществе, предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. Высокая взаимозависимость социальных интеракций, информационная и коммуникативная перегруженность ставят человека перед необходимостью селекции средовых влияний и усиления способности творить независимое, аутентичное бытие. С другой стороны, еще не нашел своего полного разрешения ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты интерперсонального взаимодействия в системе «Человек-Человек». Одним из механизмов такого взаимодействия выступает эмпатия как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.

Несмотря на то, что проблема эмпатии исследуется достаточно давно, интерес к ее изучению сохраняется, так как продиктован огромной значимостью этого механизма в формировании личности. Развитие эмпатии особенно важно в период юности, когда происходит становление жизненных перспектив, развитие духовно-нравственных ценностей, формирование новых взглядов на отношения между людьми. Данные положения получают еще большую актуальность при подготовке специалистов-профессионалов сферы «Человек-Человек», так как при подготовке представителей коммуникативных профессий без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия.

Обращаясь к определениям эмпатии, предложенным К. Роджерсом (вхождение в личный мир другого) [1], В.В. Бойко (средство «вхождения» в психо-энергетическое пространство другого) [2], И.М. Юсуповым (понимание внутреннего мира другого) [3] и рядом других авторов, можно сказать, что эмпатия выступает как механизм соприкосновения и как способ понимания психологического пространства другого человека. Эмпатия сама может быть представлена как особое пространство, формирующееся в процессе взаимодействия, выступающее как сложное образование, и являющееся как «способом бытия» личности, коммуникативным навыком, так и динамичным процессом, способным осуществляться в ситуации взаимодействия.

Природа эмпатии до сих пор не совсем определена. Недостаточно исследованной является и совокупность факторов, влияющих на ее формирование. Это - особенности состава семьи, специфика взаимодействия матери и младенца (Е. БМ-1ап<1, [4]); социальные установки (В.В. Бойко, [2]); степень эгоцентрической ориентации личности (И.М. Юсупов, [3]); различие условий социализации (К. Роджерс, [1]). Важную роль в формировании этого механизма играет специфика личностного пространства эмпатирующего.

Для описания внутреннего мира человека К. Левин ввел понятие о психологическом времени и пространстве [5], Ф.Е. Василюк предложил понятие «жизненного мира» [6], А.Б. Орлов - представление о внешнем и внутреннем «Я» [7]. О.И. Муравьева описывает существование человека в витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном пространствах [8]. С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни

человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным -если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и разрушенным - если деструктивные влияния имели тотальный характер» [9, с. 77-78].

Цель исследования - изучение взаимосвязи личностного пространства и эмпатии у студентов гуманитарной направленности. Исследование проводилось в 2006-2008 г.г., выборку составили две экспериментальные группы студентов ряда вузов г. Новосибирска (165 девушек, и 109 юношей): 132 человека, обучающихся специальности «психология» и 142 человека, обучающиеся педагогическим специальностям; контрольная группа включала 105 человек - обучающихся специальности «прикладная информатика».

Для изучения специфики личностного пространства использовались опросник суверенности психологического пространства С. К. Нартовой-Бочавер, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной. Диагностика эмпатии осуществлялась с помощью опросников А. Мехра-биана - Н. Эпштейна и В. В. Бойко. Индивидуально-типологические тенденции респондентов оценивались с помощью опросника Л.Н. Собчик. Первичный анализ полученных данных показал целесообразность применения непараметрических методов мат.статистики: Н-критерия Краскела-Уоллиса, факторного анализа и корреляционного анализа Спирмэна.

Выявлено, что общий показатель суверенности личностных границ будущих педагогов и психологов является адекватным. В то же время, студенты-психологи демонстрируют большую независимость в формировании привычек, моральных установок и ценностей (р<0,01). Уровень смысложизненных ориентаций респондентов является высоким, их характеризует наличие устойчивых жизненных целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; воспринимают свою жизнь наполненной смыслом; считают себя способными принимать и реализовывать принятые решения. Анализ жизненных ценностей показал, что будущих психологов отличает стремление к развитию личностных характеристик; к расширению социальных связей и реализации социальной роли. Студентам-педагогам более свойственно преобладание собственных мнений и убеждений над общепринятыми (р<0,05). Студенты-программисты значимо ниже (р<0,05) ориентированы на социальные контакты, им присуще стремление к индивидуализации деятельности.

Уровень эмпатии студентов-психологов - 21,63 баллов, студентов-педагогов - 21,26 баллов, что свидетельствует о сниженной (хотя и близкой к среднему уровню) способности к сопереживанию и сочувствию окружающим. Студенты гуманитарной направленности умеренно используют внимание, восприятие и мышление на понимание сущности другого человека; умение сопереживать и соучаствовать, предвидеть поведение партнеров по общению; способность идентифицировать себя с другой личностью. Наиболее сформированными у них являются социальные установки, определяющие проявление интереса к другому человеку. Уровень эмпатии студен-тов-программистов является значимо более низким - 20,90

баллов (р<0,05). Они чаще всего используют направленность внимания, восприятия и мышления, в меньшей степени -эмоции и интуицию, а социальные установки, связанные с проявлением эмпатии, у них наименее сформированы.

Особенности мотивации студентов-психологов, в основном, определяет экстравертированность (р<0,03), студентов-педагогов - лабильность и сензитивность. Общей для респондентов экспериментальных групп оказалась низкая интровер-тированность, значимее проявляющаяся у студентов-программистов (р<0,03).

Имеют место прямые взаимосвязи (р<0,05) показателей суверенности психологического пространства студентов-гуманитариев с основными параметрами смысложизненных ориентаций (между уровнем осмысленности жизни и общим показателем личностной суверенности: К^=0,59). В наибольшей степени данные взаимосвязи проявляются в плане осмысленности жизни - отношения респондентов к обладанию личными вещами (К^=0,58) и независимостью формирования мировоззрения, установок и ценностей (К^=0,58). Смысложизненные ориентации студентов в большей степени связаны с реализацией гуманистических ценностей (стремление к познанию и саморазвитию, руководство моральнонравственными принципами, ориентация на духовные потребности, расширение социальных контактов), чем с реализацией ценностей эгоистической направленности.

Выявлена взаимозависимость специфики личностного пространства и эмпатии респондентов. При этом у будущих педагогов проникающая способность в эмпатии более тесно взаимосвязана с суверенностью личностных границ (с общим показателем суверенности: К^=0,46 и 0,31 - соответственно), а у студентов-психологов с выраженностью способности самостоятельно контролировать жизненные процессы ^=0,33 и 0,44 - соответственно).

При исследовании проявления способности сопереживать окружающим установлено, что значимые обратные взаимосвязи с большинством параметров осмысленности жизни (напр., с осознанием результативности жизни: К^=-0,37; с общим уровнем осмысленности жизни: К^=-0,32) имеют место только для группы студентов-педагогов. Проявление у них способности сопереживать окружающим обратно взаимосвязано и с некоторыми терминальными ценностями: со стремлением к саморазвитию (К^=-0,38), с повышением престижа (К^=-0,39) с сохранением личной индивидуальности (Ез—

0,50). У студентов-психологов подобные взаимосвязи полностью отсутствуют.

Для респондентов экспериментальных групп выявлена тенденция к обратной взаимосвязи установок, способствующих эмпатии, и стремления к повышению престижа в обществе. Т.е. стремление к признанию в обществе путем следования социальным требованиям может сочетаться с неуместностью проявления интереса к другой личности, с формированием убеждения в необходимости хладнокровного отношения к проблемам окружающих.

Анализ факторного отражения структуры взаимосвязей личностного пространства и эмпатии будущих педагогов и психологов позволил выделить пять однополярных положительных факторов, в совокупности объясняющих 64,75% доли суммарной дисперсии переменных. Наиболее значимыми являются факторы личностной суверенности (27,45%) и ценностных ориентаций (16,09%). Третьим по значимости (10,10%) является фактор направленности внимания и мышления на понимание сущности другого человека. Четвертый фактор (6,58%) определяет уровень осмысленности жизни респондентов, а пятый (4,53%) - способности респондентов предвидеть поведение партнеров по взаимодействию. Для будущих программистов, в качестве первых наиболее значимых, выступают сходные факторы (30,17% и 14,54% соответственно), но третьим по значимости (10,14%) выступает фактор обращенности «на себя» (наличие внутреннего локуса контроля, определяющего осмысленность жизни).

Это дает нам основания для создания структурнофункциональной модели психологического пространства лич-

ности студентов гуманитарной направленности. Наиболее существенной, системообразующей, выступает такая характеристика как личностная суверенность, осуществляющая функции самопринятия, обеспечения базового доверия к миру, развитие субъектности, обозначение и поддержание социальной идентичности, освоение территории, возможность защититься от вторжений из внешней среды. Она включает телесную, территориальную и темпоральную суверенность, суверенность социальных контактов, установок и мировоззрения.

Следующим элементом является сфера ценностных ориентаций, функции которой - внутренняя координация и регуляция поведения, познание окружающего мира, смыслообра-зование, отображение и защита жизненных идеалов. Характеризуют сферу ценностных ориентаций терминальные ценности гуманистической направленности - стремление к саморазвитию, акцент на морально-нравственных принципах, творческий подход к изменению окружающей действительности, ориентация на социальные контакты, а также установки прагматической направленности - ориентация на достижение престижа в обществе путем следования определенным социальным требованиям, отношение к личным достижениям и материальному положению как смыслу существования, направленность на защиту своей индивидуальности и неповторимости.

Сфера межличностных отношений осуществляет функции выбора референтной группы или значимого другого, формирования пространства межличностного взаимодействия, принятия ответственности за отношения с другими, делает возможной «общение-встречу» и является основой толерантности. Область межличностных отношений студентов-гуманитариев включает умение сопереживать и соучаствовать другой личности посредством направленности внимания, восприятия и мышления на понимание сущности другого, на его состояние, проблемы и поведение, с учетом социальных установок, предписывающих возможность и уместность обращать внимание на проблемы другой личности.

На этой основе формируется сфера смысложизненных ориентаций, выполняющая функции формирования смыслов происходящего и предстоящих намерений, соотнесение процессов протекания жизни с сознательным контролем и возможностью влиять на них, обеспечение устойчивости образа мира. Данную сферу составляет наличие в жизни человека целей в будущем, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; удовлетворенность самореализацией; уверенность в возможности управлять жизненными процессами.

Необходимо отметить, что выделенные структурные компоненты образуют целостную взаимосвязанную самоорганизующуюся систему - своего рода субъективно значимую «действительность», «освоенную» личностью и ставшую ее индивидуальной характеристикой. Данная система существует естественно, находится в состоянии постоянного взаимопроникновения с внешней средой и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций.

Основываясь на том, что показатель личностной суверенности является критерием, определяющим специфику психологического пространства, нами были выделены три группы лиц, обладающих различными уровнями суверенности психологического пространства. В первую группу в количестве 53 человека (19,34 %) вошли респонденты с депривированными личностными границами. Вторая группа составила 135 человек (49,47 %), обладающих суверенными границами личности. В третью группу вошли 86 человек (31,39 %), личностные границы которых определяются как сверхзащищаемые (гипертрофированные). Оказалось, что характеристики смысложизненные ориентации лиц с адекватными психологическими границами, находятся в пределах оптимальных значений, у респондентов с гиперсуверенностью они значимо выше, а у студентов, испытывавших бессилие в попытке отстоять личностные границы - значимо ниже (р<0,01). Стремление к раз-

витию себя, ориентация на духовно-нравственные ценности у лиц с суверенными границами выше, чем у тех, чьи границы являются депривированными или гипертрофированными (р<0,03).

Респонденты, личностное пространство которых является депривированным и сверхзащищаемым, характеризуются пониженным уровнем эмпатии (19,4 и 21,04 баллов), адекватный уровень суверенности, детерминирует средний уровень (22,4 балла). Эти различия значимы для р<0,01.

Анализ факторной структуры показал, что независимо от уровня суверенности психологических границ респондентов, наиболее значимыми являются факторы ценностных и смысложизненных ориентаций. Следующими по значимости, выступают факторы, так или иначе связанные с осознанием личностной суверенности, которые: при наличии адекватного уровня суверенности - обладают высокой значимостью, положительной направленностью и оказывают конструктивное влияние на специфику межличностного взаимодействия; в случае депривации границ - препятствуют проявлению интуиции и эмоционального отражения в эмпатии; в случае чрезмерной защиты границ - способствуют поверхностному расширению социальных связей и формированию противостояния собственных установок и ценностей способности к эмпатийному реагированию.

Конкретизация параметров психологического пространства дает нам основания уточнить рабочую классификацию уровней психологической суверенности и определить психологическое пространство как адекватное (при наличии оптимального уровня личностной суверенности) или условно неадекватное (как при наличии депривации, так и при ориентации на чрезмерную защиту личностных границ). Таким образом, структурно-функциональная модель психологического пространства студентов-гуманитариев получает свое развитие (Рисунок 1).

На основании проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

1. Психологическое пространство личности является взаимосвязанной системой, системообразующией характеристикой которой выступает суверенность личностных границ. На основе личностной суверенности формируются сферы ценностных ориентаций, межличностных отношений и осмысленности жизни студентов-гуманитариев.

2. Выделены характеристики личностного пространства, находящиеся в значимой взаимосвязи, как с общим уровнем, так и со структурными компонентами эмпатии. Данная взаимосвязь является прямой для соотношений: осмысленность жизни, ценности гуманистической ориентации - общий уровень и уровень проникающей способности в эмпатии; и обратной для соотношений: ориентация на защиту личностных границ, ценности прагматической ориентации - проникающая способность в эмпатии и социальные установки, определяющие возможность проявления интереса к другой личности. Взаимосвязь проявляется более разнопланово для сферы ценностных ориентаций студентов-психологов (в плане стремления к саморазвитию, руководству морально-нравственными принципами, проявлению творческих возможностей, расширению межличностных связей, реализации своей социальной роли) и менее разнопланово у будущих педагогов (по отношению к саморазвитию).

3. Выявлены уровни эмпатии, детерминированные уровнями личностной суверенности. Адекватный уровень суверенности позволяет проявлять эмпатию на более высоком уровне при сбалансированности всех ее структурных составляющих; условно неадекватные уровни детерминируют пониженный уровень эмпатии. Депривация границ формирует отказ от использования коммуникативных качеств, направленных на создание доверительной атмосферы и способствует сохранению в процессе общения атмосферы напряженности и подозрительности. Сверхжесткие границы снижают желание идентифицировать себя с другими в процессе эмпатии.

4. Установлена специфика взаимосвязи характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте уров-

ней личностной суверенности. У лиц с депривированными границами уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными структурно-функциональными факторами психологического пространства. По критерию направленности это взаимосвязь является прямой для соотношения: общий уровень эмпатии - факторы личностной суверенности и осмысленности жизни; и обратной для соотношения: эмоциональный канал -стремление к реализации собственных жизненных ценностей. Рост эмпатии возможен только при условии повышения личностной суверенности.

У лиц, выстроивших жесткие границы, общий уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными факторами ценностно-смысловой сферы. По критерию направленности это взаимосвязь является прямой для соотношений: общий уровень эмпатии - суверенность установок и ценностей; эмоциональный канал - осмысленность жизни, саморазвитие и сохранение индивидуальности; и обратной для соотношений: интуитивный канал - осмысленность жизни, направленность на социальное взаимодействие и достижение престижа. Повышение эмпатии возможно в случае отказа от чрезмерной защиты независимости при формировании собственных установок и ценностей.

5. Выявлены значимые различия в проявлении характеристик психологического пространства и эмпатии в контексте профессиональной направленности респондентов. У будущих педагогов взаимосвязи компонентов личностного пространства и эмпатии проявляются более тесно для соотношения: повышение личностной суверенности - умение формулировать жизненные цели, удовлетворенность интенсивностью жизни и самореализацией; у студентов-психологов - для соотношения: повышение личностной суверенности - формирование веры в возможность самостоятельно контролировать качество жизни и стремление к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия.

6. Определена полоспецифичность взаимосвязи психологического пространства и эмпатии студентов-гуманитариев. Для юношей данные взаимосвязи проявляются более разнопланово, чем для девушек. По критерию направленности: у юношей обнаруженные взаимосвязи являются обратными для соотношений: повышение личностной суверенности и развитие ценностных и смысложизненных ориентаций - идентификация в эмпатии, ее эмоциональный канал и ориентация на социальные установки; у девушек данные взаимосвязи являются прямыми для соотношений: повышение осмысленности жизни и развитие ценностных ориентаций - интуитивный канал и проникающая способность в эмпатии.

7. Установлены индивидуально-типологические тенденции, взаимосвязанные как с факторами психологического пространства, так и со спецификой проявления эмпатии. По критерию направленности данная взаимосвязь является прямой для экстраверсии, способствующей росту соматического благополучия, самостоятельности в выборе социальных контактов, удовлетворенности процессом протекания жизни и проявлению эмпатии; и обратной для интровертированности, препятствующей проявлению эмпатийных качеств; ригидности, понижающей проявление интуиции в эмпатии; и тревожности, снижающей стремление к саморазвитию и творчеству.

Таким образом, эмпатия действительно взаимосвязана с факторами, определяющими психологическое пространство личности. Данные взаимосвязи сложны и неоднозначны. С одной стороны, процессы формирования личностной суверенности, развитие ценностно-смысловой сферы благоприятно сказываются на проявлении эмпатии. В то же время, ее развитие как профессионально важного качества также оказывает влияние на психологическое пространство, способствует его формированию в контексте гуманистической направленности и ориентации на социум.

Сфера ценностных ориентаций Функции:

внутренняя координация и регуляция поведения, формирование жизненных выборов, смыслообразование, отображение и защита жизненных идеалов

Личностная суверенность Функции:

самопринятие, обеспечение базового

Сфера межличностных отношений Функции:

выбор референтной группы или значимого другого, формирование пространства межличностного взаимодействия, обретение социальной идентичности ответственность за отношения с другими.

доверия к миру, обозначение и поддержание личной идентичности, защита от вторжений из внешней среды

Сфера смысложизненных ориентаций Функции:

формирование смыслов происходящего и намерений, соотнесение процессов жизни с контролем и возможностью влияния, устойчивость образа мира

чш

Уровень суверенности личностных границ как критерий психологического пространства

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель психологического пространства личности студентов-гуманитариев Библиографический список

1. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление личности / К. Роджерс. - М., «Прогресс», 1994.

2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М., 1996.

3. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.

4. Stotland, E. Empathy and birth order. Some experimental explorations / E. Stotland. - Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1971.

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб., 2000.

6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского университета, 1984.

7. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М.: Логос, 1995.

8. Муравьева, О. И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности / О. И. Муравьева. - Томск: ТГУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.