АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
А.В. Иващенко, Т.В. Чхиквадзе
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются структурные компоненты духовности и особенности их проявления у студентов с разной профессиональной направленностью обучения.
Ключевые слова: духовность, активность, морально-нравственный компонент, профессиональная ориентация, эмпатия, творчество, толерантность, ценности.
Актуальность исследования духовности как интегрального свойства личности объясняется отсутствием единого подхода в определении понятия «духовность», его признаков, функций и структурных компонентов. Духовность большинством авторов рассматривается, во-первых, как высший уровень развития личности на уровне субъекта, творца своей жизни, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; во-вторых, как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности.
Являясь интегральным свойством личности, духовность имеет свои отличительные особенности в проявлении у студентов. Она развивается в процессе жизнедеятельности человека. Социальная ситуация развития и внутренний мир личности оказывают виляние на особенности реализации духовности и ее компонентов. В современных условиях глобальных социально-политических изменений состояние современного российского общества и в особенности молодежи характеризуется дефицитом духовности [9. С. 112]. Снижение роли общества и системы образования в формировании духовно-нравственных основ личности находит свое отражение в росте жестокости, агрессивности и асоциального поведения молоде-
жи, с одной стороны, и снижением осмысленности, ценности и удовлетворенности от собственного бытия — с другой.
В целом, юность является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека, что максимально благоприятно для обучения и профессиональной подготовки. На этом этапе личность встает перед выбором своего жизненного пути как в профессиональном, так и личностном плане. Поскольку для осуществления выбора необходим базис осуществления этого выбора, человек стремится выработать общие принципы по отношению к себе, окружающим людям, моральным ценностям. «Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. „Честь", „достоинство", „право", „долг" и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности» [5. С. 420].
Студенчество представляет собой будущую элиту страны, те кадры, которые определят дальнейшее развитие страны и общества. Исследование особенностей проявления духовности и ее компонентов у студентов, выбравших тот или иной факультет, ту или иную направленность своей будущей профессии, важно для формирования наиболее благоприятных условий актуализации и развития духовного потенциала современной молодежи.
В данной статье сделана попытка обосновать теоретические основы изучения духовности студентов, представить эмпирические данные об особенностях проявления ее структурных компонентов у студентов различной профессиональной направленности.
В нашей работе духовность рассматривается как психологическое явление, которое является собственно человеческим способом отражения мира и высшим уровнем развития личности, которое характеризуется доминированием потребности познания и альтруизма, регулируется высшими общечеловеческими ценностями, ведет к самоопределению себя на уровне субъекта и проявляется в актуализации психофизических ресурсов для оказания помощи себе и другим людям [7. С. 108].
В качестве структурных компонентов духовности исследовались следующие.
1. Морально-нравственный компонент, который характеризует ценностную ориентацию человека на идеалы и усвоение морально-нравственных норм общества (когнитивный аспект), какими морально-нравственными устоями он руководствуется в оценке и объяснении своих и чужих действий (мотивационно-оценочный аспект) и особенности реализации системы ценностей в поведении (поведенческий аспект).
2. Эмпатийный компонент, отражающий «способность человека представить себя на месте другого, понять его чувства, желания, идеи и действия, на непроизвольном уровне положительно относиться к другому человеку, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние» [6. С. 102].
3. Творческий компонент, включающий в себя реализацию творческого потенциала и развитие своих способностей. Данный компонент представляется нам необходимым для реализации духовности в сфере изменения окружающего мира, создания новых материальных и духовных ценностей. Однако без включения дан-
ного качества в структуру духовности сам процесс и продукт творческого мышления теряет свою созидательную силу, ведя к потере смысла жизни и асоциальности жизнедеятельности личности.
4. Компонент толерантности, выражающий способность человека принимать отличные от его собственных убеждения другого человека и его право на иную жизненную стратегию и проявляющийся в уважительном отношении к другим людям и осознании ценности неоднородности и непохожести позиций людей [6. С. 102]. Согласно исследованиям Т.С. Медведской наличие у личности «гибких крупных категорий толерантного мышления, позволяющего другому человеку быть не таким, жить и думать не так и при этом быть понятым, принятым и уважаемым участником коммуникации» связано с низким уровнем чувства отчужденности [4. С. 91—92]. Таким образом, данное качество является одним из важнейших для проявления духовности в сфере взаимодействия человека с другими людьми и обществом в целом.
Поскольку многие авторы [1; 3; 8] признают главным критерием духовности уровень приобщения к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, меру их освоения и интериоризации, в качестве ведущего мы рассматриваем морально-нравственный компонент, задающий ценностно-смысловой базис духовности.
Гармоничное развитие личности предполагает высокий уровень актуализации, взаимодействия и переплетения в процессе жизнедеятельности всех компонентов духовности. Это взаимное проникновение и взаимная поддержка компонентов возможна лишь при включении сущностных признаков духовности в ценностную систему индивида, т.е. при общей ориентации морально-нравственных принципов личности на духовные ценности. Таким образом, наличие морально-нравственной позиции личности — фундамент, базис для дальнейшего развития духовности и интеграции на ее основе системы ценностных ориентаций, мотивации и поведения в жизнедеятельности человека.
С целью исследования компонентов духовности применялись следующие методики: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (УСЦД); «Профиль личности» Ш. Шварца; «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; первый субтест «Использование предмета» Дж. Гилфорда для изучения творческого мышления; «Вопросник для измерения толерантности» (М.С. Жамкочьян, В.С. Магун, М.М. Магура); «Моральные дилеммы» Л. Колберга.
Эмпирической базой исследования являлся Российский университет дружбы народов. Выборка составила 200 человек (100 юношей и 100 девушек в возрасте от 16 до 24 лет) — студентов I—III курсов филологического (журналисты и психологи), аграрного, инженерного и физико-математического направлений обучения. Средний возраст испытуемых составил 18,6 лет.
Статистический анализ различий по направлениям обучения, который проводился с помощью критерия Краскала—Уоллеса, показал, что студенты с различной профессиональной направленностью не различаются по уровню развития и способам реализации толерантности и эмпатии. Имеются различия в творческом компоненте, а также когнитивном, мотивационно-оценочном и поведенческом аспектах морально-нравственного компонента духовности (рисунок).
Рис. 1. Значимые различия в проявлении ведущих компонентов духовности по профессиональной направленности студентов: 1 — 5-я стадия морального мышления; 2 — 6-я стадия морального мышления; 3 — ориентация на доброту; 4 — ориентация на самостоятельность; 5 — ориентация на стимуляцию; 6 — ориентация на гедонизм; 7 — ориентация на традиции; 8 — ориентация на безопасность; 9 — индекс «ценность—доступность»; 10 — конфликт ценностей; 11 — вакуум ценностей; 12 — индекс «ценность—доступность» духовных ценностей; 13 — вакуум духовных ценностей; 14 — выраженность духовных ценностей
У студентов филологического факультета, а именно журналистов и психологов (профессиональная ориентация «человек — человек»), наиболее ярко выражены духовные ценности (К0,038 = 110; в индексе указан уровень достоверности различий, К — значение критерия) при средних значениях дисгармонии структуры ценностей (индекс ценности—доступности К0,00 = 91). Они превосходят другие группы по ориентации в поведении на доброту (К0,013 = 124), самостоятельность (К0041 = 122), стимуляцию и поиск нового (Ко018 = 121), гедонизм и получение удовольствия от жизни (К0043 = 116), высокому уровню творческого мышления (К0,013 = 112), в частности беглости (Ко,001 = 119) и гибкости (К0,024 = 114) продуцирования новых идей.
У студентов-инженеров (профессиональная ориентация «человек — техника») более всех групп выражены гармоничная структура ценностных ориентаций (индекс «ценность — доступность» К0,000 = 61), ориентация в поведении на традиции (К0032 = 116) и безопасность (К0012 = 111). По уровню выраженности постконвенционального морального мышления (5-я стадия К0012 = 101, 6-я стадия К0002 = 99) получены средние результаты.
По сравнению с другими группами у студентов аграрного факультета (профессиональная ориентация «человек — живая природа») менее выражены творческие способности (К0,013 = 77), в частности параметры беглости (К^001 = 73) и гибкости (К0,024 = 78), а также постконвенциональность морального мышления: 5-я стадия (К0,012 = 71), 6-я стадия (К0,002 = 68).
Студенты физико-математического направления (профессиональная направленность «человек — знаковая система») отличаются наименьшей ориентацией
в поведении на традиции (К0032 = 84) и безопасность (К0012 = 77), а также высокой степенью дисгармонии структуры ценностных ориентаций (индекс «ценность — доступность» К0,000 = 110, индекс «ценность — доступность» духовных ценностей К0,000 = 108).
Попарное сравнение позволило нам уточнить особенности, присущие каждой из групп студентов с разной профессиональной направленностью обучения.
Особенности студентов с направленностью «человек — техника», выявленные при помощи критерия Краскала—Уоллеса, полностью подтвердились при попарном сравнении с помощью критерия Манна—Уитни.
Наименьшие различия наблюдаются между студентами с направленностью «человек — человек» и «человек — знаковая система». Они различаются только по выраженности духовных ценностей, который ниже у студентов физико-математического факультета (Ц)02 =
558,5).
Студенты с профессиональной направленностью «человек — живая природа» по сравнению со студентами с направленностью «человек — знаковая система» более ориентированы в поведении на безопасность (и0,003 = 735). Однако последние обладают большей беглостью продуцирования новых идей (и0012 = 717) и выраженностью постконвенционального уровня морального мышления (5-я стадия ^0,013 = 691, 6-я стадия = 596).
По сравнению со студентами с направленностью «человек — человек» студенты с профессиональной направленностью «человек — живая природа» уступают по ориентации в поведении на доброту (и0,008 = 649 при Ша = 38, Шф = 52; Ша — среднее по студентам-аграриям направленности «человек — живая природа», Шф — среднее по студентам направленности «человек—человек»), самостоятельность (и0,022 = 691 при ша = 39, Шф = 51), стимуляцию (и0,024 = 695 при ша = 51, Шф = 39), а также в беглости продуцирования новых идей (и0,000 = 47 8 при ша = 53, Шф = 33), гибкости творческого мышления (и0,004 = 5 78 при ша = 51, Шф = 35), общему уровню творческого мышления (и0,002 = 555 при Ша = 51, Шф = 35), выраженности духовных ценностных ориентаций (и0,029 = 666 при Ша = 50, Шф = 38), 5-й стадии развития морального мышления (и0003 = 5 80 при Ша = 52, Шф = 36), 6-й стадии развития морального мышления (и0,001 = 557 при Ша = 52, Шф = 35).
Обсуждение результатов
Для понимания единообразия в проявлении эмпатии и толерантности необходимо обраться к особенностям возрастного периода, а также социального пространства студентов РУДН. Для юношеского возраста характерны ориентация на взаимодействие и межличностное общение, поиск своего места в структуре общества в целом и малых группах в частности. В связи с этим толерантность и эмпатия одинаково выражены вне зависимости от профессиональной направленности, поскольку служат инструментами включения в жизнь окружающих людей и социальных групп.
Кроме того, особое значение имеет выбор поликультурного вуза для своего профессионального становления. Этот выбор определяет готовность столкнуться
с людьми разных этносов, традиций, имеющих свое особое, отличное мировоззрение и до определенной степени непредсказуемое поведение. Для успешной учебы способность понимать, принимать и уважать чужую точку зрения одинаково важно как для студентов с профессиональной направленностью «человек — человек» (журналисты, психологи филологического факультета), так и для студентов с профессиональной направленностью «человек — техника», «человек — живая природа» или «человек — знаковая система».
Минимальные отличия при профессиональной направленности на отношения «человек — человек» и «человек — знаковая система» могут объясняться высокой абстрактностью и универсальностью охвата познавательной активности обоих групп. Одни студенты занимаются изучением мира физического, базовых основ его существования, другие исследуют мир человека и законы взаимодействия в нем. Возможно, что направленность познавательной активности студентов «человек — человек» на понимание социального взаимодействия способствует развитию когнитивного аспекта морально-нравственного компонента духовности и более активному самоопределению в сфере ценностных ориентаций. Особенность ориентации на отношения «человек — человек» в профессии выражается в большей значимости духовных ценностей в структуре ценностных ориентаций личности, хотя все остальные компоненты духовности реализуются схожим образом и примерно на одном уровне.
Студенты с профессиональной направленностью «человек — человек» и «человек — техника» более всего различаются между собой. Особенности проявляются в сфере взаимоотношений: если для студентов филологического факультета (журналисты и психологи) установка на эмпатию и ориентация на проявление доброты являются в определенной степени профессионально важными качествами, то для студентов инженерного факультета они в меньшей степени задействованы в будущей профессиональной деятельности.
Более высокий уровень беглости продуцирования новых идей у студентов с направленностью «человек — человек» при равной степени общего уровня творческого мышления со студентами профессиональной направленности «человек — техника» отражает особенности поиска решения в той или иной профессии. В системе социального взаимодействия к одному и тому же результату можно прийти разными путями, и умение продуцировать как можно больше сценариев развития событий, взаимодействия, общения позволяет более эффективно работать в профессиях «человек — человек». В системе «человек — техника» решение профессиональных задач требует большей ответственности, а его эффективность зависит не столько от количества, сколько от продуманности и обоснованности предлагаемых решений.
Объяснимы различия этих двух групп и по реализуемым в поведении потребностям: ориентация на самостоятельность, стимуляцию (стремление к новизне и глубоким переживаниям), гедонизм и достижения (личный успех, проявляющийся в социальном одобрении) также связаны со сферой социального взаимодействия, а потому быстрее развиваются и актуализируются у студентов-психологов и журналистов.
Для студентов направленности «человек — техника», ориентация в поведении на традиции и безопасность сочетается с самой гармоничной структурой ценностных ориентаций по сравнению со всеми другими группами. Студентам-инженерам в наименьшей степени свойственно несоответствие важности и возможности реализации в жизнедеятельности ценностных ориентаций, включая группу духовных ценностей.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Установлено общее и различное в проявлении некоторых структурных компонентов духовности личности у студентов разной профессиональной направленности.
Особенностей в уровне и способах реализации эмпатийного компонента духовности и компонента толерантности в группах, выделенных по профессиональной направленности личности, не наблюдается.
Наибольшие различия наблюдаются по морально-нравственному компоненту духовности и отдельным его аспектам: когнитивному, мотивационно-оценочному и поведенческому:
— студенты с профессиональной направленностью «человек — человек» в большей степени ориентированы на доброту, самостоятельность, поиск нового, творческое мышление отличается большей беглостью и гибкостью, в своем поведении они менее ориентированы на конформность и больше на достижения и получение удовольствия от жизни, в эмпатии придают большое значение установке взаимодействие с другими;
— студенты с профессиональной направленностью «человек — техника» обладают наиболее гармоничной структурой ценностных ориентаций при средней значимости духовных ценностей, ярко выраженным постконвенциональным уровнем морального мышления, слабой ориентацией на гедонизм и достижения при сильной ориентации на конформность и традиции;
— студенты с профессиональной направленностью «человек — живая природа» отличаются средним уровнем внутреннего конфликта духовных ценностей, ориентацией на безопасность, низким уровнем творческого мышления.
— студенты с профессиональной направленностью «человек — знаковая система» обладают выраженным постконвенциональным уровнем морального мышления, беглостью продуцирования новых идей, ориентацией на гедонизм.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.
[2] Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербина О.А. Методики изучения социальной направленности и самосознания юношеского возраста. — Оренбург: ГУ РЦРО: ГОУ ОГУ, 2010.
[3] Коваль Н.А. Психология духовности личности. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996.
[4] Медведская Т. С. Взаимосвязь толерантности личности и особенностей психологической
адаптации китайских студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». —
2010. — № 1. — С. 89—93.
[5] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.:
Академия, 1999.
[6] Чхиквадзе Т.В. Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пространстве РУДН // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 102—106.
[7] Чхиквадзе Т.В. Факторная структура духовности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 6. — С. 108—109.
[8] Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос, 2001.
[9] Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал. — 2009. — № 3. — С. 107—117.
PECULIARITIES OF SPIRITUALITY MANIFESTATION IN STUDENTS WITH DIFFERENT PROFFESIONAL ORIENTATION
A.V. Ivashchenko, T.V. Chkhikvadze
The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the structural components of spirituality and the peculiarities of its manifestation in the students with different professional orientation.
Key words: spirituality, activity, morality, empathy, creativity, tolerance, values, professional orientation.