Научная статья на тему 'Активность в структуре духовности личности студентов РУДН'

Активность в структуре духовности личности студентов РУДН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМПАТИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / SPIRITUALITY / ACTIVITY / MORALITY COMPONENT / EMPATHY / CREATIVITY / TOLERANCE / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна

В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Behaviour in Structure of Spirituality of Personality in Students

The article is devoted to the gender peculiarities of spirituality manifestation and activity in the students of the PFUR.

Текст научной работы на тему «Активность в структуре духовности личности студентов РУДН»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

АКТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДН*

А.В. Иващенко, Т.В. Чхиквадзе

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.

Ключевые слова: духовность, активность, морально-нравственный компонент, эмпатия, творчество, толерантность, ценности.

В условиях глобальных социально-политических изменений современное общество все чаще обращается к проблеме духовности личности и активности реализации морально-нравственной позиции личности в жизнедеятельности. Духовность стала рассматриваться не только как предмет философского и религиозного размышления, но также как важнейший психологический ресурс личности, обеспечивающий становление активной, свободной, творческой и просоциально направленной личности.

Мы рассматриваем духовность как собственно человеческий способ отражения мира, представляющий собой высший уровень развития личности и регулируемый высшими человеческими ценностями [6. С. 108]. Развитие духовности личности ведет к самоопределению себя на уровне субъекта и характеризуется доминированием потребности познания и альтруизма и проявляется в актуализации психофизических ресурсов для оказания помощи себе и другим людям [2; 5].

Выделена специфика проявлений духовности в различных сферах взаимоотношений человека: с самим собой (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, смысл жизни, развитие собственных способностей, творческая реализация и т.д.), с другими людьми и обществом (альтруизм, эмпатия, толерантность, ответственность, терпимость, ценностная структура, внимательность к другим и т.д.), с окружающим миром (познание, «достижение истины», чувство прекрасного или эстетика, экологическое сознание и т.д.) [1—3; 5].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-06-00488а.

Следует отметить, что реализация духовности в этих сферах возможна только при включении активности в структуру духовности. Активность как компонент духовности характеризует готовность человека воплощать свою жизненную позицию в деятельности и поведении [4. С. 69]. При этом активность направляется на реализацию той структуры ценностных ориентаций и того уровня моральных суждений, которые актуальны для личности в данный момент.

В исследовании приняли участие 67 юношей и 67 девушек, обучающихся на 1 и 2 курсах РУДН, средний возраст составил 18,4 лет.

В качестве структурно-функциональных компонентов духовности нами исследовались морально-нравственный компонент, эмпатийный компонент, творческий компонент, компонент толерантности и компонент активности с помощью следующих методик: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (УСЦД); «Профиль личности» Ш. Шварца; «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; первый субтест «Использование предмета» Дж. Гилфорда для изучения творческого мышления; «Вопросник для измерения толерантности» (М.С. Жамкочьян, В.С. Магун, М.М. Ма-гура); «Моральные дилеммы» Л. Колберга.

Показателем активности в выполнении заданий является сумма ответов респондентов на методики, в которых не ограничивается количество возможных ответов, т.е. «Моральные дилеммы» Л. Колберга и «Использование предмета» Дж. Гилфорда.

В качестве иллюстрации анализа активности приведем пример респондента N (девушка, 18 лет):

1. «Использование предмета» Дж. Гилфорда (1).

«Способы использования газеты: построить дом из бумаги; сделать шляпу из бумаги; выбросить; сделать кормушку для птиц; играть в снежки из бумаги; вырезать буковки и составлять книж. тексты; вырезать картинки и клеить коллажи; переработать и опять сделать газеты; сделать скатерть; заняться оригами; изучать оригами».

Результаты: всего ответов — 11, беглость — 9 (число уместных ответов, исключая те ответы, которые упоминались в инструкции и очевидные), гибкость — 21 (3 умноженное на количество использованных категорий), оригинальность — 0 (5 умноженное на количество ответов, не встретившихся в группе студентов данного факультета), общий балл — 31.

2. «Моральные дилеммы» Л. Колберга — форма В (2).

Дилемма 1: «Я считаю, что да. Во-первых, каждый человек сам в праве распоряжаться своей жизнью. Этим правами человек обладал еще тогда, когда только появился. [4-я стадия — оценка жизни человека в правовых категориях, поведение определяется данным правом]. Лишь когда люди стали собираться вместе, появились права др. людей на жизнь отдельного человека, ибо теперь люди жили совместно, они коллективно обеспечивали свое сущест. и от каждого отдельного человека зависела жизнь всех остальных. С этого момента каждый человек начинает нести ответственность за других и за себя. Вначале это происходит неосознанно, затем, дабы обезопасить род челов. от вымирания из-за кровосмешения, убийств, были записаны моральные нормы (законы). Лишь они помогают организовывать жизнь людей. [4-я

стадия — оценка жизни с точки зрения обязанностей перед ингруппой и выбор поведения на основе подчинения правилам]. Так, Давая женщине морфий, доктор во-первых, нарушает морал. норму, во-вторых, врачебную клятву. Казалось бы, пустяк. Но сущест. огром. кол-во подводных камней. Так дом никуда не годен, если начинает разрушаться фундамент. Если начнут колебаться морал. устои, начнет колебаться и само общество [4-я стадия — оценка жизни с точки зрения обязанностей и долга перед ингруппой, моральное поведение направляется стремлением сохранением имеющейся общественной ситуации]. Все это требует детального анализа, а не сиюминутного мнения студента».

Дилемма 2: «Мать не права в корне. Несправедливость матери — неправда дочери адекватный ответ в данной ситуации». [2-я стадия — апелляция к принципу «ты — мне, я — тебе»; к 3-й стадии конвенционального уровня данное утверждение нельзя отнести, так как поведение в соответствии с образом «хорошей девочки» нарушается, если субъект за выполнение роли не получает поощрения.]

Всего утверждений, обосновывающих выбор, — 4, ответов 2-й стадии моральных суждений — 1, 4-й стадии моральных суждений -4. Активность — 15 ответов.

Анализ половых особенностей компонентов духовности с помощью критерия Манна—Уитни (и0,00 — значение критерия Манна—Уитни и уровень его достоверности, гд — средний ранг по девушкам; гю — средний ранг по юношам) выявил следующее: у девушек статистически значимо более выражены эмоциональный (^0,001 = 153 0,5, гд = 78,16; гю = 56,84) и интуитивный (и0,016 = 1715,5, гд = 80,56; гю = 54,45) канал эмпатии, установка на эмпатию (и0,000 = 1370, гд = 80,55; гю = = 54,45), общий балл по эмпатии (и0,001 = 1530, гд = 78,16; гю = 56,84), ориентация на доброту (Ц0,011 = 1678,5, гд = 75,95; гю = 59,05) и стимуляцию (Ц0,005 = 16 1 4,5, гд = 76,9; гю = 58,1), индекс расхождения «ценности—доступности» духовных ценностных ориентаций (Ц0,009 = 1656, гд = 76,28; гю = 58,72), а также вакуум духовных ценностных ориентаций (и0,013 = 1689,5, гд = 75,78; гю = 59,22). Наглядно результаты представлены на рис. 1.

Анализ корреляционных связей структурно-функциональных компонентов духовности проводился с помощью критерия Спирмена (5), сила корреляций оценивалась по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову. Были проанализированы умеренная (0,30 < 5 < 0,49), средняя (0,50 < 5 < 0,69) и тесная (5 > 0,70) корреляционные связи.

Большинство связей носят умеренный характер. Так, ориентация в поведении на доброту положительно коррелирует с эмоциональным каналом проявления эм-патии (50,000 = 0,328), общей выраженностью эмпатии (50,000 = 0,351). Положительно коррелируют между собой установка на эмпатию и ориентации в поведении на самостоятельность (50,000 = 0,316) и достижения (50,000 = 0,319). Выраженность духовных ценностных ориентаций положительно коррелирует с толерантностью к иным взглядам (50,000 = 0,301), к неопределенности (50,000 = 0,307), общей выраженностью толерантности (50,000 = 0,307) и конфликтом в сфере духовных ценностных ориентаций (50,000 = 0,356).

Средний ранг 90

80 70 60 50 40 30 20 10 0

_1_

□ юноши

девушки

Эмоцио- Интуи- Уста- Эмпатия Ориен- Ориен- «Индекс» Вакуум

нальный тивный новка тация тация Ц-Д духов-

канал канал на эм- на доб- на стиму- духов- ных

эмпатии эмпатии патию роту ляцию ных ЦО ЦО

Рис. 1. Статистически значимые различия у юношей и девушек по структурно-функциональным компонентам духовности личности

Отрицательная умеренная корреляция наблюдается между толерантностью к нарушению норм и ориентациями в поведении на конформность (50 000 = -0,427), традиции (50,000 = -0,3 1 8) и средняя отрицательная корреляция с ориентацией на безопасность (50,000 = -0,508). Аналогичная отрицательная умеренная корреляция выявлена между толерантностью к неопределенности и ориентациями в поведении на конформность (50,000 = -0,329) и безопасность (50,000 = -0,386). В целом, толерантность сохраняет данную тенденцию и показывает умеренную отрицательную корреляцию с ориентацией на безопасность (50 000 = -0,327).

Положительная корреляция наблюдается между активностью выполнения заданий и показателями беглости (50,000 = 0,898), гибкости (50,000 = 0,712), оригинальности (50,000 = 0,627), творческого мышления (50,000 = 0,836), а также 4-й стадией (50,000 = 0,45) и 5-й стадией (50,000 = 0,47) морального мышления.

Корреляционный анализ также выявил высокую внутритестовую согласованность результатов. Общий балл по эмпатии коррелирует на высоком уровне достоверности с каналами проявления эмпатии: рациональный (50,000 = 0,441), эмоциональный (50,000 = 0,601), интуитивный (50,000 = 0,52) каналы эмпатии, установка на эмпатию ($0 000 = 0,566), проникающая способность в эмпатии (50 000 = 0,478) и идентификация в эмпатии (50,000 = 0,478). Общий балл по толерантности также имеет положительную корреляцию с проявлениями разных видов толерантности: этническая толерантность (50,000 = 0,624), толерантность к иным взглядам (50,000 = 0,708), толерантность к нарушению норм (50,000 = 0,652) и толерантность к неопределенности (50,000 = 0,443). Параметры оценки творческого мышления показали высокую согласованность с общим баллом: беглость (50,000 = 0,939), гиб-

кость (50,000 = 0,797), (50,000 = 0,82), а также между собой: беглость и гибкость (<$0,000 = 0,796), беглость и оригинальность (50,000 = 0,689), гибкость и оригинальность (50,000 = 0,445). В связи с этим при факторном анализе данных были использованы общие показатели эмпатии, толерантности и творчества.

Проверка данных критерием сферичности Барлетта показала приемлемость проведения факторного анализа (%20,000 = 1053,83 7). В результате факторизации методом главных компонент с вращением Equamax и номинализацией Кайзера были получены следующие пять факторов (табл. 1).

Таблица 1

Факторная структура духовности личности

Параметры Фактор

1 2 3 4 5

Стимуляция 0,808 0,041 -0,020 0,133 0,062

Самостоятельность 0,748 0,032 0,061 0,149 -0,100

Гедонизм 0,682 -0,165 -0,089 -0,045 0,264

Достижения 0,669 0,331 0,024 -0,241 0,092

Власть 0,665 -0,082 0,013 -0,484 -0,080

Конформность -0,051 0,803 -0,067 -0,167 0,128

Универсализм 0,189 0,744 0,061 0,335 -0,120

Традиции -0,168 0,717 0,012 0,031 -0,272

Безопасность 0,115 0,708 -0,102 -0,247 0,000

Доброта 0,395 0,600 0,147 0,323 0,168

Активность 0,007 -0,093 0,963 0,056 0,053

Творчество -0,090 -0,067 0,818 0,114 0,099

4-я стадия МС -0,042 0,123 0,606 -0,192 0,022

Общая толерантность 0,021 -0,289 0,108 0,659 0,009

Конфликт духовных ценностей 0,023 0,159 -0,115 0,618 0,097

Выраженность духовных ценностей 0,097 -0,034 0,008 0,639 -0,563

Вакуум духовных ценностей 0,112 -0,014 0,039 0,152 0,834

1-й фактор социальной успешности и удовлетворенности жизнью (ориентация на стимуляцию 0,808, ориентация на самостоятельность 0,748, ориентация на гедонизм 0,682, ориентация на достижения 0,669, ориентация на власть 0,665). Этот фактор отражает стремление и ответственность человека за самореализацию в жизни. Показателем успешности выступает не только социальное признание со стороны окружающих (ориентация на достижение и власть), но и внутренняя удовлетворенность жизнью (стимуляция как потребность в разнообразии и глубине переживаний) и наслаждение ею (гедонизм). Для достижения этого используются механизмы саморегуляции, реализуемые через ориентацию на самостоятельность, а также контроль над внешними факторами через возможности социального влияния и материальное благосостояние (ориентация на власть).

2-й фактор сохранения социальной системы (ориентация на конформность 0,803, ориентация на универсализм 0,744, ориентация на традиции 0,717, ориентация на безопасность 0,708, ориентация на доброту 0,6). Этот фактор характеризует важность в структуре духовности студентов РУДН таких мотивационных целей, как благополучие всех людей и природы, безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя, а также уважения обычаев и идей, которые существуют в обществе, следование им.

3-й фактор активной жизненной позиции (активность в выполнении заданий 0,963; творческое мышление 0,818; 4-я стадия конвенционального уровня моральных суждений 0,606). Этот фактор характеризует направленность студентов на активную реализацию своего творческого потенциала на благо общества. На 4-й стадии конвенционального уровня моральных суждений человек ощущает ответственность за всех людей, руководствуясь правилами, запрещающими нанесение психологического ущерба и создание эмоционального дискомфорта другим людям. Главной заботой становится забота о чувствах другого человека, его психологическом состоянии. На этой стадии пересекаются принцип справедливости и равенства прав всех людей, а также ответственность за собственный выбор.

4-й фактор морально-нравственного выбора (толерантность 0,659, выраженность духовных ценностных ориентаций 0,639, конфликт духовных ценностных ориентаций 0,618). Конфликт духовных ценностных ориентаций, когда субъективно значимая ценность не воспринимается как легко доступная в жизни личности, характеризует необходимость осуществления личностью выбора по переориентации свое жизнедеятельности и направления своих ресурсов на толерантность и активность.

5-й фактор потери смысла жизни (вакуум духовных ценностных ориента-ций 0,834, выраженность духовных ценностных ориентаций -0,563). Неопределенность в системе духовных ценностных ориентаций и низкая личностная их значимость для студентов РУДН создает фактор потери смысла жизни. Ценность легко доступна, но не имеет большого значения в иерархии ценностных ориентаций.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. У девушек более ярко выражен эмпатийный канал духовности, ориентация на доброту и стимуляцию, расхождение ценности и доступности духовных ценностных ориентаций. Статистически значимых различий в проявлении компонента активности выявлено не было. Структурно-функциональный компонент активности положительно взаимосвязан с центральным морально-нравственным компонентом, а также творческим мышлением. В факторной структуре духовности выделен отдельный фактор активной жизненной позиции, характеризующий направленность студентов на активную реализацию своего творческого потенциала на благо общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Сохранена грамматика, орфография, а также нумерация респондента.

(2) В квадратных скобках курсивом указана интерпретация суждений респондента.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 3—19.

[2] Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.

[3] Коваль Н.А. Психология духовности личности. — Тамбов: ТГУ, 1996.

[4] Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Сборник материалов отечественных и зарубежных авторов по проблеме активности личности в современном обществе. — М.: РУДН, 2012.

[5] Пономаренко В.А. Психология духовности — М., 1998.

[6] Чхиквадзе Т.В. Факторная структура духовности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 6. — С. 108—109.

ACTIVE BEHAVIOUR IN STRUCTURE OF SPIRITUALITY OF PERSONALITY IN STUDENTS

A.V. Ivashchenko, T.V. Chkhikvadze

Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6 Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the gender peculiarities of spirituality manifestation and activity in the students of the PFUR.

Key words: spirituality, activity, morality component, empathy, creativity, tolerance, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.