Научная статья на тему 'Особенности проявления духовности личности в сфере межличностных отношений'

Особенности проявления духовности личности в сфере межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2224
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPIRITUALITY / INTERPERSONAL RELATIONSHIP / SPIRITUAL SELF ACTUALIZATION / TOLERANCE / EMPATHY / DEFENCE MECHANISM / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна, Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна, Пилишвили Татьяна Сергеевна

Духовность как интегральное личностное свойство проявляется в сфере взаимоотношений человека и реализуется в его поступках. интеграция научных представлений о духовности позволяет выделить критерии и уровни ее развития. В результате исследования определено, что критериями проявления духовности в сфере межличностных отношений выступают показатели эмпатии, толерантности, самоценности человека в системе ценностных ориентаций личности и самоактуализация в процессе общения с другим, а основными уровнями развития духовности личности, отражающими способ и особенности построения межличностных отношений являются адуховный уровень, уровень актуализации духовных потребностей в общении, уровень реализации духовности в отношении других и уровень духовной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна, Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна, Пилишвили Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSON’S SPIRITUALITY IN INTERPERSONAL RELATIONSHIP

Spirituality as an integral personal property manifests itself in the relationship between man and realized in his actions. Integration of scientific concepts of spirituality allows you to select the criteria and levels of development. Criteria manifestations of spirituality in the field of interpersonal relationships are the indicators of empathy, tolerance, self worth in the human system of value orientations of the individual and self actualization in the process of communicating with others. Basic levels of spiritual development of personality, reflecting the method and design features of interpersonal relationships are unspiritual layer, updating the spiritual needs of the communication, the level of implementation of spirituality in relation to others and the level of spiritual self realization.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления духовности личности в сфере межличностных отношений»

УДК 159.99

Карабущенко н.Б., иващенко А.В., чхиквадзе Т.В., Пилишвили Т.с.

Российский университет дружбы народов E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

особенности проявления духовности личности в сфере межличностных отношений

Духовность как интегральное личностное свойство проявляется в сфере взаимоотношений человека и реализуется в его поступках. Интеграция научных представлений о духовности позволяет выделить критерии и уровни ее развития. В результате исследования определено, что критериями проявления духовности в сфере межличностных отношений выступают показатели эмпатии, толерантности, самоценности человека в системе ценностных ориентаций личности и самоактуализация в процессе общения с другим, а основными уровнями развития духовности личности, отражающими способ и особенности построения межличностных отношений являются адуховный уровень, уровень актуализации духовных потребностей в общении, уровень реализации духовности в отношении других и уровень духовной самореализации.

Ключевые слова: духовность, межличностные отношения, духовная самоактуализация, толерантность, эмпатия, защитные механизмы, ценностные ориентации.

Духовность в качестве интегрального свойства личности проявляется в сфере взаимоотношений человека с самим собой, окружающим миром, трансцендентным, обществом и другими людьми [3, с.5]. Особый интерес для психологической науки и общества представляет анализ последней сферы. Наиболее актуальным является вопрос, как развитие духовности изменяет характер взаимоотношений человека, каким образом обеспечивается интериоризация морально-нравственных ценностей и их реализация в поступках и жизнедеятельности человека.

Качество и характер межличностных отношений выделяется как критерий духовности многими авторами. Так В.П. Зинченко, рассматривая духовность как слой развития сознания человека и его «Я», выделяет другого человека и субъектные отношения в качестве ведущего фактора развития духовности.

Б.С. Братусь разрабатывал концепцию развития духовности личности на основе анализа особенностей отношения личности к самому себе и другим людям и выделил следующие уровни: эгоцентрический, группоцен-трический, просоциальный или гуманистический, духовный или эсхатологический [1].

Р.Л. Лившиц подчеркивает значение в проявлении духовности личности искренней коммуникации вне социально-обусловленных рамок, ритуалов малого разговора, предписаний вежливости и принятых норм общения. «Понятие духовности характеризует глубину и напряженность межличностного общения. Если другая личность раскрывается передо

мной именно в качестве личности, как другое Я, если между нами возникает некое поле взаимопонимания и взаимопереживания, когда условности становятся как бы ненужными, тогда и имеет место феномен духовности» [5].

Таким образом, можно выделить уровни развития духовности личности на основе анализа способа и особенностей построения человеком межличностных отношений:

- отсутствие навыков социального общения, форма и содержание обращения к другому человеку соотносятся преимущественно с личными потребностями, партнер по коммуникации воспринимается как объект удовлетворения своих потребностей. В силу игнорирования или не умения принять во внимание нужд другого, его состояния и индивидуально-личностных особенностей, как форма, так и содержание обращения не позволяет установить истинного контакта с другим.

Б.С. Братусь обозначает его как «эгоцентрический» [1], Л.Колберг как доконвенцио-нальный уровень морального сознания [8]. Данный уровень является нормативным для детей, еще не вступивших в круг широких социальных отношений, например на детской игровой площадке, в детском саду или школе. В отношении других людей действуют фантазийные представления об их поведении, обусловленное эгоцентричностью мышления ребенка, а также наличия мифа о том, что мир существует только в связи с ним, его потребностями и действиями. Благодаря столкновению с реальным поведением других приходит

к пониманию границ личности, необходимости озвучивать свои потребности, выражать свою просьбу, договариваться о взаимных уступках. Эмпатия носит ситуативный и интуитивный характер, реализуется не осознано. Толерантность к окружающим людям и миру еще крайне низкая.

В качестве характерных защитных механизмов по классификации Дж. Вейлланта можно выделить психотические, как то: иллюзорная проекция, отрицание внешней реальности, искажение реальности, а также такие инфантильные защитные механизмы как проекция чувств и шизоидное фантазирование [4]. В восприятии другого человека преобладает перенос - однонаправленный процесс, оставляющий в стороне реальные межличностные отношения.

В связи с рассмотрением духовности как особого модуса межличностного общения, можно обозначить данный уровень как «аду-ховный». Духовность не проявлена и не реализована в отношениях с людьми, обществом, самим собой, миром в целом, что не говорит о полном ее отсутствии или отказе личности от духовности. Согласно проведенному В.Д.Шадриковым анализу духовных способностей они заложены в человеке эволюционно и являются основой развития его способностей, личности, человечности, ибо «полностью бездуховных людей нет» [6, с.70];

- формирование навыков построения понятной, принимаемой и поощряемой формы обращения к другому в связи с собственными потребностями, при наличии интереса к другому на уровне формальных требований в связи с ориентацией на обмен «ты - мне, я - тебе». Вырабатываются или усваиваются способы взаимодействия с другим на уровне формальных операций, которые условно гарантируют получение прогнозируемой реакции или ответа. Социальные ритуалы и предписания регулируют обмен «социальными поглаживаниями», обеспечивая внешнюю, формальную сторону принятия личности. Ведущими потребностями при адекватной социальной ситуации развития становятся социальные потребности в общении, принятии, влиянии. Страх, тревога быть не принятым ведет к внимательному отношению к нормам общения и следованию им.

На этом уровне личность ищет пути развития заложенной в нем духовности, осваивая

те формы и способы взаимодействия, которые представлены в человеческой культуре. Это освоение сначала носит характер прямого подражания, следования социальным нормам общества, но пока еще без истинного понимания их функций и значения во взаимодействии с другим. По форме общение выглядит как субъект - субъектное, хотя на содержательном уровне преимущественно оно носит характер субъект - объектного: другой выступает в качестве источника удовлетворения своих потребностей, наблюдается феномен распространения своей личности на другого.

Данный уровень является нормативным для подросткового и более ранних периодов: интериоризируются общечеловеческие ценности, духовно-нравственная культура человечества, формируется мировоззрение при сохранении материальной зависимости от других людей, неспособностью самостоятельно обеспечивать себя и реализацию своих потребностей, связи Я-концепции и самооценки от внешних факторов и других людей [2]. Толерантность реализуется на уровне социальных норм и предписаний.

Ведущими защитными механизмами на этом уровне выступают инфантильные (проекция чувств, шизоидное фантазирование, со-матизация, пассивно-агрессивное поведение, компульсивное поведение) и невротические защитные механизмы (интеллектуализация, репрессия, перенос чувств, наигранное поведение, разотождествление). Перенос как фантазирование о поведении другого человека ослабевает, при сохранении переноса в области понимания мотивации, эмоционального состояния и мировоззренческих позиций другого. Этот перенос носит проецирование долженствований и стереотипов, представленных в данной группе или обществе. Переносные отношения перестают удовлетворять человека, поскольку не достаточно обеспечивают потребности в общении, любви, заботе и личностной автономии.

Б.С. Братусь обозначил данный этап как «группоцентрический» [1], что соответствует конвенциональному уровню морального сознания по Л.Колбергу [8]. На этом уровне под давлением социальных норм зарождается интерес к личности другого вне связи с собственными потребностями, что становится основой для сознательного развития и использования эмпатии как способа понять другого.

Карабущенко Н.Б. и др.

Особенности проявления духовности личности

Можно обозначить этот уровень как «уровень актуализации духовных потребностей в общении». Важным является стремление к реалистичному познанию себя, других и мира для установления подлинных отношений. Оформляется ядро духовности - представление о добре и зле, система ценностей, представление о правильном и не правильном поведении. Остальные компоненты духовности как то: творческие способности, толерантность, активность личности, эмпатия и другие также получают свое развитие, однако вне связи с центральным компонентом морально-нравственной позиции. Мировоззренческая позиция представлена на когнитивно-эмоциональном уровне, понимания и оценки своих и чужих поступков, но не реализации в поступках и жизнедеятельности;

- ориентация в общении на познание другого человека, стремление понять его внутренний мир, мировоззренческую позицию, текущее состояние. Другой человек представляет собой самоценность. Эмоциональное познание его через вчувствование и эмпатию, а также когнитивное познание системы его убеждений, причин поступков и взгляда на мир позволяет личности расширить собственное понимание окружающего мира и самого себя.

На этом уровне личность активно реализует в своем общении и межличностном взаимодействии не только свои социальные потребности, но также и эстетические, познавательные потребности. Актуальной становится ориентация на заботу о других, обществе в целом. Актуализация этого уровня наступает в период юношества и зрелости, хотя и не является автоматически заданным возрастным периодом.

Ведущими для данного уровня развития духовности являются зрелые защитные механизмы, а именно альтруизм, юмор, подавление импульсов, антиципация худшего и сублимация. Этим механизмы позволяют личности справиться с тревогой порождаемой жизненными событиями просоциальным способом, т.е. в интересах общества и окружающих людей. Однако эти способы являются неосознаваемыми личностью в полной мере понимания собственных потребностей и интересов.

Б.С. Братусь обозначил данный этап как «просоциальный» или «гуманистический» [1], подчеркивая ориентацию в первую оче-

редь на интересы других и общества в целом. Согласно теории Л.Колберга для данного уровня духовности характерен постконвен-ционалньый уровень морального сознания [8]. Рассматривая подход К.Гиллиган [7], в моральном сознании преимущественно проявляется стадия самопожертвования, хотя ее принято соотносить с конвенциональным уровнем морального сознания по Л.Кобергу.

На наш взгляд этот уровень можно обозначить как «реализации духовности в отношении других». Морально-нравственное ядро духовности согласовано с ее периферийными компонентами активности, творчества, эм-патии, толерантности и реализуются в его поступках, направленных на благо других. Однако, на этом этапе действие обращено на другого и пока еще не направлено на себя. В общении присутствует односторонний процесс эмпатии и вчувствования, но пока нет подлинной встречи с другим. Для подлинного взаимодействия на духовном уровне, описанном Р.Л.Лившицем не хватает самораскрытия, готовности предъявить себя собеседнику и миру вне социально заданных ритуалов. Не только воспринимать другого вне стереотипа, но и проявлять себя в общении свободно, уважая и принимая не только чужие индивидуально-личностные особенности, но и свои собственные;

- ориентация в общении на самораскрытие, подлинную встречу с другим, реализация потребности в самоактуализации. Духовность направлена не только на окружающих людей, принятие их потребностей и заботу о них, но и на самого себя. Вслед за Л.С.Выготским обращение действия на самого себя, нами берется за критерий сформированности и полной интериоризации новообразования.

Человек более не нуждается в постоянном использовании защитных механизмов для того, чтобы справится с возникающей тревогой. Хотя формы реагирования на сложные жизненные ситуации внешне напоминают зрелые защитные механизмы, по своему сущностному признаку они таковыми не являются, ибо они находятся в сфере сознания, человек находится в постоянном контакте со своими эмоциями, переживаниями, чувствами, а значит и со своими потребностями. Поскольку духовно зрелая личность открыта не только для окружающего мира, но и для своего внутреннего мира, то принятие своих

эмоций помогает определить зону фрустри-рованных потребностей и осознанно использовать те способы реагирования, что ранее не осознавались и выполняли роль защитных механизмов психики.

Данный уровень можно обозначить как «уровень духовной самореализации во взаимодействии». Он соотносится с «духовным» или «эсхатологическим» этапом Б.С. Братуся и стадией трансцендентной морали или морали космической ориентации по Л. Колбергу, а также стадией самоуважения в теории морального сознания К. Гиллиган.

Таким образом, критериями проявления духовности в сфере межличностных отношений выступают показатели эмпатии, толерантности, самоценности человека в системе ценностных ориентаций личности и самоактуализация в процессе общения с другим. Можно выделить следующие уровни

проявления духовности в сфере отношений с другими людьми: адуховный (интуитивное проявление эмпатии, низкая толерантность к фрустрации, ценность другого с точки зрения удовлетворения своих потребностей); актуализации духовных потребностей в общении (сознательное проявление эмпатии в отношении членов референтной группы, толерантность в рамках норм референтной группы, ценность другого с точки зрения блага для референтной группы); реализации духовности в восприятии других (эмпатия направлена на партнера по общению, толерантность к окружающим, самоценность другого); духовной самореализации (понимание себя и другого в общении, толерантность к себе и другому, самоактуализация в общении, признание равнозначности и равноценности себя и других, реалистичное предъявление себя окружающим).

12.12.2014

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 14-06-00887 «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения»

Список литературы:

1. Братусь Б.С. Должное неизбежно связано с сущим // Человек. - 1998. - №4. - С. 67-75

2. Зубова Л.В. Обоснование критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориен-таций личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002.№ 8. С.120 - 126.

3. Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В. Активность в структуре духовности личности студентов РУДН // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №4. - С.5-11.

4. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - Москва: Эксмо, 2008. - с. 400

5. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ). Екатеринбург: 1997. — 152 с.

6. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - Москва: Аспект Пресс, 2007. - 248 с.

7. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991/ Общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: республика, 1992.

8. C.Power, L.Kohlberg Moral development, religious thinking and the question of a seventh stage. - San Francisco, CA: Harper&Row, 1981

Сведения об авторах:

Карабущенко Наталья Борисовна, заведующий кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, профессор,

e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

Иващенко Александр Васильевич, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: avi1937@mail.ru

Чхиквадзе Тинатин Владимировна, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, кандидат психологических наук, e-mail: tv.chkhikvadze@yandex.ru

Пилишвили Татьяна Сергеевна, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, кандидат психологических наук, e-mail: meinestadt@yandex.ru

117198, г. Москва, ул. Миклухо Маклая, д.10, к.2., каб. 743, тел. (495) 4343266, 9368520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.