УДК 159.99
Карабущенко н.Б., иващенко А.В., чхиквадзе Т.В., Пилишвили Т.с.
Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]
особенности проявления духовности личности в сфере межличностных отношений
Духовность как интегральное личностное свойство проявляется в сфере взаимоотношений человека и реализуется в его поступках. Интеграция научных представлений о духовности позволяет выделить критерии и уровни ее развития. В результате исследования определено, что критериями проявления духовности в сфере межличностных отношений выступают показатели эмпатии, толерантности, самоценности человека в системе ценностных ориентаций личности и самоактуализация в процессе общения с другим, а основными уровнями развития духовности личности, отражающими способ и особенности построения межличностных отношений являются адуховный уровень, уровень актуализации духовных потребностей в общении, уровень реализации духовности в отношении других и уровень духовной самореализации.
Ключевые слова: духовность, межличностные отношения, духовная самоактуализация, толерантность, эмпатия, защитные механизмы, ценностные ориентации.
Духовность в качестве интегрального свойства личности проявляется в сфере взаимоотношений человека с самим собой, окружающим миром, трансцендентным, обществом и другими людьми [3, с.5]. Особый интерес для психологической науки и общества представляет анализ последней сферы. Наиболее актуальным является вопрос, как развитие духовности изменяет характер взаимоотношений человека, каким образом обеспечивается интериоризация морально-нравственных ценностей и их реализация в поступках и жизнедеятельности человека.
Качество и характер межличностных отношений выделяется как критерий духовности многими авторами. Так В.П. Зинченко, рассматривая духовность как слой развития сознания человека и его «Я», выделяет другого человека и субъектные отношения в качестве ведущего фактора развития духовности.
Б.С. Братусь разрабатывал концепцию развития духовности личности на основе анализа особенностей отношения личности к самому себе и другим людям и выделил следующие уровни: эгоцентрический, группоцен-трический, просоциальный или гуманистический, духовный или эсхатологический [1].
Р.Л. Лившиц подчеркивает значение в проявлении духовности личности искренней коммуникации вне социально-обусловленных рамок, ритуалов малого разговора, предписаний вежливости и принятых норм общения. «Понятие духовности характеризует глубину и напряженность межличностного общения. Если другая личность раскрывается передо
мной именно в качестве личности, как другое Я, если между нами возникает некое поле взаимопонимания и взаимопереживания, когда условности становятся как бы ненужными, тогда и имеет место феномен духовности» [5].
Таким образом, можно выделить уровни развития духовности личности на основе анализа способа и особенностей построения человеком межличностных отношений:
- отсутствие навыков социального общения, форма и содержание обращения к другому человеку соотносятся преимущественно с личными потребностями, партнер по коммуникации воспринимается как объект удовлетворения своих потребностей. В силу игнорирования или не умения принять во внимание нужд другого, его состояния и индивидуально-личностных особенностей, как форма, так и содержание обращения не позволяет установить истинного контакта с другим.
Б.С. Братусь обозначает его как «эгоцентрический» [1], Л.Колберг как доконвенцио-нальный уровень морального сознания [8]. Данный уровень является нормативным для детей, еще не вступивших в круг широких социальных отношений, например на детской игровой площадке, в детском саду или школе. В отношении других людей действуют фантазийные представления об их поведении, обусловленное эгоцентричностью мышления ребенка, а также наличия мифа о том, что мир существует только в связи с ним, его потребностями и действиями. Благодаря столкновению с реальным поведением других приходит
к пониманию границ личности, необходимости озвучивать свои потребности, выражать свою просьбу, договариваться о взаимных уступках. Эмпатия носит ситуативный и интуитивный характер, реализуется не осознано. Толерантность к окружающим людям и миру еще крайне низкая.
В качестве характерных защитных механизмов по классификации Дж. Вейлланта можно выделить психотические, как то: иллюзорная проекция, отрицание внешней реальности, искажение реальности, а также такие инфантильные защитные механизмы как проекция чувств и шизоидное фантазирование [4]. В восприятии другого человека преобладает перенос - однонаправленный процесс, оставляющий в стороне реальные межличностные отношения.
В связи с рассмотрением духовности как особого модуса межличностного общения, можно обозначить данный уровень как «аду-ховный». Духовность не проявлена и не реализована в отношениях с людьми, обществом, самим собой, миром в целом, что не говорит о полном ее отсутствии или отказе личности от духовности. Согласно проведенному В.Д.Шадриковым анализу духовных способностей они заложены в человеке эволюционно и являются основой развития его способностей, личности, человечности, ибо «полностью бездуховных людей нет» [6, с.70];
- формирование навыков построения понятной, принимаемой и поощряемой формы обращения к другому в связи с собственными потребностями, при наличии интереса к другому на уровне формальных требований в связи с ориентацией на обмен «ты - мне, я - тебе». Вырабатываются или усваиваются способы взаимодействия с другим на уровне формальных операций, которые условно гарантируют получение прогнозируемой реакции или ответа. Социальные ритуалы и предписания регулируют обмен «социальными поглаживаниями», обеспечивая внешнюю, формальную сторону принятия личности. Ведущими потребностями при адекватной социальной ситуации развития становятся социальные потребности в общении, принятии, влиянии. Страх, тревога быть не принятым ведет к внимательному отношению к нормам общения и следованию им.
На этом уровне личность ищет пути развития заложенной в нем духовности, осваивая
те формы и способы взаимодействия, которые представлены в человеческой культуре. Это освоение сначала носит характер прямого подражания, следования социальным нормам общества, но пока еще без истинного понимания их функций и значения во взаимодействии с другим. По форме общение выглядит как субъект - субъектное, хотя на содержательном уровне преимущественно оно носит характер субъект - объектного: другой выступает в качестве источника удовлетворения своих потребностей, наблюдается феномен распространения своей личности на другого.
Данный уровень является нормативным для подросткового и более ранних периодов: интериоризируются общечеловеческие ценности, духовно-нравственная культура человечества, формируется мировоззрение при сохранении материальной зависимости от других людей, неспособностью самостоятельно обеспечивать себя и реализацию своих потребностей, связи Я-концепции и самооценки от внешних факторов и других людей [2]. Толерантность реализуется на уровне социальных норм и предписаний.
Ведущими защитными механизмами на этом уровне выступают инфантильные (проекция чувств, шизоидное фантазирование, со-матизация, пассивно-агрессивное поведение, компульсивное поведение) и невротические защитные механизмы (интеллектуализация, репрессия, перенос чувств, наигранное поведение, разотождествление). Перенос как фантазирование о поведении другого человека ослабевает, при сохранении переноса в области понимания мотивации, эмоционального состояния и мировоззренческих позиций другого. Этот перенос носит проецирование долженствований и стереотипов, представленных в данной группе или обществе. Переносные отношения перестают удовлетворять человека, поскольку не достаточно обеспечивают потребности в общении, любви, заботе и личностной автономии.
Б.С. Братусь обозначил данный этап как «группоцентрический» [1], что соответствует конвенциональному уровню морального сознания по Л.Колбергу [8]. На этом уровне под давлением социальных норм зарождается интерес к личности другого вне связи с собственными потребностями, что становится основой для сознательного развития и использования эмпатии как способа понять другого.
Карабущенко Н.Б. и др.
Особенности проявления духовности личности
Можно обозначить этот уровень как «уровень актуализации духовных потребностей в общении». Важным является стремление к реалистичному познанию себя, других и мира для установления подлинных отношений. Оформляется ядро духовности - представление о добре и зле, система ценностей, представление о правильном и не правильном поведении. Остальные компоненты духовности как то: творческие способности, толерантность, активность личности, эмпатия и другие также получают свое развитие, однако вне связи с центральным компонентом морально-нравственной позиции. Мировоззренческая позиция представлена на когнитивно-эмоциональном уровне, понимания и оценки своих и чужих поступков, но не реализации в поступках и жизнедеятельности;
- ориентация в общении на познание другого человека, стремление понять его внутренний мир, мировоззренческую позицию, текущее состояние. Другой человек представляет собой самоценность. Эмоциональное познание его через вчувствование и эмпатию, а также когнитивное познание системы его убеждений, причин поступков и взгляда на мир позволяет личности расширить собственное понимание окружающего мира и самого себя.
На этом уровне личность активно реализует в своем общении и межличностном взаимодействии не только свои социальные потребности, но также и эстетические, познавательные потребности. Актуальной становится ориентация на заботу о других, обществе в целом. Актуализация этого уровня наступает в период юношества и зрелости, хотя и не является автоматически заданным возрастным периодом.
Ведущими для данного уровня развития духовности являются зрелые защитные механизмы, а именно альтруизм, юмор, подавление импульсов, антиципация худшего и сублимация. Этим механизмы позволяют личности справиться с тревогой порождаемой жизненными событиями просоциальным способом, т.е. в интересах общества и окружающих людей. Однако эти способы являются неосознаваемыми личностью в полной мере понимания собственных потребностей и интересов.
Б.С. Братусь обозначил данный этап как «просоциальный» или «гуманистический» [1], подчеркивая ориентацию в первую оче-
редь на интересы других и общества в целом. Согласно теории Л.Колберга для данного уровня духовности характерен постконвен-ционалньый уровень морального сознания [8]. Рассматривая подход К.Гиллиган [7], в моральном сознании преимущественно проявляется стадия самопожертвования, хотя ее принято соотносить с конвенциональным уровнем морального сознания по Л.Кобергу.
На наш взгляд этот уровень можно обозначить как «реализации духовности в отношении других». Морально-нравственное ядро духовности согласовано с ее периферийными компонентами активности, творчества, эм-патии, толерантности и реализуются в его поступках, направленных на благо других. Однако, на этом этапе действие обращено на другого и пока еще не направлено на себя. В общении присутствует односторонний процесс эмпатии и вчувствования, но пока нет подлинной встречи с другим. Для подлинного взаимодействия на духовном уровне, описанном Р.Л.Лившицем не хватает самораскрытия, готовности предъявить себя собеседнику и миру вне социально заданных ритуалов. Не только воспринимать другого вне стереотипа, но и проявлять себя в общении свободно, уважая и принимая не только чужие индивидуально-личностные особенности, но и свои собственные;
- ориентация в общении на самораскрытие, подлинную встречу с другим, реализация потребности в самоактуализации. Духовность направлена не только на окружающих людей, принятие их потребностей и заботу о них, но и на самого себя. Вслед за Л.С.Выготским обращение действия на самого себя, нами берется за критерий сформированности и полной интериоризации новообразования.
Человек более не нуждается в постоянном использовании защитных механизмов для того, чтобы справится с возникающей тревогой. Хотя формы реагирования на сложные жизненные ситуации внешне напоминают зрелые защитные механизмы, по своему сущностному признаку они таковыми не являются, ибо они находятся в сфере сознания, человек находится в постоянном контакте со своими эмоциями, переживаниями, чувствами, а значит и со своими потребностями. Поскольку духовно зрелая личность открыта не только для окружающего мира, но и для своего внутреннего мира, то принятие своих
эмоций помогает определить зону фрустри-рованных потребностей и осознанно использовать те способы реагирования, что ранее не осознавались и выполняли роль защитных механизмов психики.
Данный уровень можно обозначить как «уровень духовной самореализации во взаимодействии». Он соотносится с «духовным» или «эсхатологическим» этапом Б.С. Братуся и стадией трансцендентной морали или морали космической ориентации по Л. Колбергу, а также стадией самоуважения в теории морального сознания К. Гиллиган.
Таким образом, критериями проявления духовности в сфере межличностных отношений выступают показатели эмпатии, толерантности, самоценности человека в системе ценностных ориентаций личности и самоактуализация в процессе общения с другим. Можно выделить следующие уровни
проявления духовности в сфере отношений с другими людьми: адуховный (интуитивное проявление эмпатии, низкая толерантность к фрустрации, ценность другого с точки зрения удовлетворения своих потребностей); актуализации духовных потребностей в общении (сознательное проявление эмпатии в отношении членов референтной группы, толерантность в рамках норм референтной группы, ценность другого с точки зрения блага для референтной группы); реализации духовности в восприятии других (эмпатия направлена на партнера по общению, толерантность к окружающим, самоценность другого); духовной самореализации (понимание себя и другого в общении, толерантность к себе и другому, самоактуализация в общении, признание равнозначности и равноценности себя и других, реалистичное предъявление себя окружающим).
12.12.2014
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 14-06-00887 «Духовность личности и ее роль в принятии морально-нравственного решения»
Список литературы:
1. Братусь Б.С. Должное неизбежно связано с сущим // Человек. - 1998. - №4. - С. 67-75
2. Зубова Л.В. Обоснование критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориен-таций личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002.№ 8. С.120 - 126.
3. Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В. Активность в структуре духовности личности студентов РУДН // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №4. - С.5-11.
4. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - Москва: Эксмо, 2008. - с. 400
5. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ). Екатеринбург: 1997. — 152 с.
6. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - Москва: Аспект Пресс, 2007. - 248 с.
7. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991/ Общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: республика, 1992.
8. C.Power, L.Kohlberg Moral development, religious thinking and the question of a seventh stage. - San Francisco, CA: Harper&Row, 1981
Сведения об авторах:
Карабущенко Наталья Борисовна, заведующий кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, профессор,
e-mail: [email protected]
Иващенко Александр Васильевич, профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected]
Чхиквадзе Тинатин Владимировна, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]
Пилишвили Татьяна Сергеевна, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]
117198, г. Москва, ул. Миклухо Маклая, д.10, к.2., каб. 743, тел. (495) 4343266, 9368520