Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования зрелого возраста'

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
667
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленов А. А., Маленова А. Ю.

Article is devoted to discussion of a question of psychological and pedagogical support of subjects of education. Possibilities of identification of resources of psychological education for the personality at mature age and creations of conditions for their updating in the course of educational vocational training reveal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования зрелого возраста»

УДК 159.923.2+159.922.62

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА*

А.А. МАЛЕНОВ, А.Ю. МАЛЕНОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Article is devoted to discussion of a question of psychological and pedagogical support of subjects of education. Possibilities of identification of resources of psychological education for the per-

sonality at mature age and creations of conditions vocational training reveal.

Интерес к психологии, проявляемый зрелыми людьми, в последние годы является устойчивой образовательной тенденцией. Ежегодно факультет психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского пополняется новыми слушателями очно-заочной (ускоренной) формы обучения, демонстрирующими ярко выраженную познавательную и профессиональную мотивацию. В свою очередь, такое отношение к психологической науке и практике взрослых членов социума не может остаться без внимания психологов вуза, актуализируя их исследовательскую, преподавательскую и профессиональную позиции.

Проводя каждый год мониторинг запроса студентов зрелого возраста в отношении психологического образования, мы накопили достаточно информации о тех факторах, которые формируют потребность в повышении психологической компетентности, одновременно раскрывая ресурсные основания соответствующего направления подготовки для его субъектов.

Обобщенный портрет психологического образования с позиции ресурсного подхода позволил нам выделить более десяти областей, представляющих интерес для взрослых оптантов. Некоторые из них, скорее, обусловлены образовательным контекстом, другие имеют выраженный профессиональный уклон, третьи

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ

© Маленов А.А., Маленова А.Ю., 2012

for their updating in the course of educational

связаны непосредственно с содержанием психологических знаний и умений.

Итак, обучение на факультете психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского у оптантов зрелого возраста ассоциируется с культурным развитием, участием в научно-исследовательской деятельности, овладением современными способами получения и переработки информации, с одной стороны. С другой - позволяет усилить позицию работника на основном трудовом посту, повышая уровень его профессиональной компетентности за счет дополнительного образования и знаний, которое оно несет, потенциально обеспечивая улучшение уровня жизни, в том числе за счет повышения заработной платы и карьерного продвижения. Еще одна возможность, доступность которой обнаруживают лица зрелого возраста - смена основного рода деятельности, начало новой профессиональной карьеры в качестве специалиста-психолога. Часть оптантов, напротив, не связывает психологическое образование и профессию, отмечая жизненную необходимость научных знаний о человеке, особенностей его поведения, позволяющих их использовать в реальных взаимоотношениях. В свою очередь, коммуникативная компетентность, ее повышение, составляет самостоятельную одноименную группу ресурсов, предоставляемых психологическим образованием. Кроме этого, психологические

(грант № 12-16-55008).

знания способны удовлетворить потребность в самопознании, самореализации, самопомощи, особенно при столкновении с трудными жизненными ситуациями, обусловленными этапом возрастного развития. Что касается запроса на оптимизацию конкретных личностных свойств, то их набирается достаточно внушительный список, включая, как эмоционально-волевые, так и характерологические особенности. Лидерство в данном перечне (включающем более 15 позиций), как правило, принадлежит эмоциональному самоконтролю и саморегуляции, стрессоустойчивости, толерантности и уверенности в себе [1; 2; 3].

Таким образом, нами было выявлено, что психологическое образование для лиц зрелого возраста имеет ценность благодаря тому, что обучающиеся стремятся обнаружить в нем основания для познания себя и других, саморазвития и самокоррекции, повышения профессиональной и коммуникативной компетентности, изменения социально-экономического статуса и культурного уровня, формирования новых информационно-организационных навыков, достижения научных результатов, оказания квалифицированной помощи окружающим и решения жизненных задач, гармонизации отношений с близкими, изменения мировоззрения в целом [4].

Кроме этого, мы смогли конкретизировать ресурсные основания психологического образования для лиц ранней, средней и поздней зрелости. Нами было установлено, что в период ранней взрослости основные ожидания студентов связаны с собственной личностью - ее изучением, познанием, развитием, совершенствованием, а также познанием других людей и усилением собственной компетентности во взаимоотношениях с ними, в том числе в процессе профессиональной деятельности в качестве психолога. Тогда как представители средней зрелости уверены в том, что психологическое образование поможет оптимизировать отношения с близким окружением, в том числе за счет развития компетенций в области познания других и самого себя, а также будет содействовать более квалифицированному выполнению основной профессиональной деятельности. Для лиц же поздней взрослости психологическое образование выступает фундаментом и средством оказания квалифицированной психологической помощи близким людям, а также самому себе за счет обнаружения новых ре-

сурсов преодоления нормативного кризиса середины жизни [5; 6].

Выявленные закономерности позволяют нам сформулировать ряд рекомендаций по оптимизации психолого-педагогического сопровождения обучения лиц зрелого возраста по направлению «Психология». Прежде всего проведение учебных занятий желательно предварять мониторингом запросов взрослой аудитории, результаты которого могут помочь скорректировать содержание отдельных тем и вопросов в рамках конкретных дисциплин, согласуя предметность подготовки с интересами и потребностями данного контингента обучающихся.

В качестве актуальных вопросов, требующих особого внимания со стороны преподавателей, работающих в условиях очнозаочной (ускоренной) формы обучения, выступают следующие: коммуникативные способности личности, их развитие и совершенствование; феноменология семейных отношений, их особенности, причины деформации и способы оптимизации; нормативные возрастные кризисы тридцати лет и середины жизни, основные признаки, симптомы, механизмы и продуктивные стратегии совладания; психологическая помощь близким родственникам, специфика, целесообразные способы оказания [7; 8; 9].

В качестве приоритетных форм учебной работы с лицами зрелого возраста, наравне с лекционным изложением материала, следует использовать беседу, включающую активное взаимодействие слушателей с преподавателем и между собой: индивидуальные и групповые задания, дискуссии, анализ ситуаций, демонстрации. В свою очередь, содержание практических занятий должно включать психологическое тестирование, упражнения на отработку приемов и техник, элементы тренинга. Что касается тренинговых форм работы, то они могут быть направлены на овладение методами самопознания, саморазвития, личностного роста, а также повышение коммуникативной компетентности. Самостоятельным направлением деятельности в отношении лиц зрелого возраста может выступать разработка для этой целевой группы специализированных индивидуальных и групповых консультаций, образовательных программ, в том числе коррекционно-развивающего характера в качестве дополнительных психологических услуг, сопровождающих учебно-

профессиональную подготовку студентов очно-заочной формы обучения.

Учитывая актуальность данного направления взаимодействия со взрослой аудиторией студентов факультета психологии, нами была разработана дополнительная образовательная программа «Ресурсные основания психологического образования в период зрелости», направленная на создание условий для обнаружения и актуализации ресурсов личности зрелого возраста в процессе получения психологического образования.

Данная программа преимущественно рассчитана на студентов факультета психологии зрелого возраста очно-заочной (вечерней), а также заочной форм обучения. Однако в качестве ее участников могут выступать студенты других факультетов университета с высшим или незаконченным высшим образование, проявляющие интерес к психологической науке и практике. Предполагаемый возраст слушателей от 21 до 55 лет, основной контингент - лица от 25 до 40 лет, что соответствует периоду средней взрослости. Предположительно объем программы составляет 16 часов, которые могут быть пройдены в течение одного месяца, например, по 4 часа в неделю, без отрыва от производства. Формальным результатом участия в программе является получение сертификата ее участника, однако ее основной продукт заложен непосредственно в содержании программы.

Цель программы - выявление ресурсов психологического образования для личности в зрелом возрасте и создания условий для их актуализации в процессе учебно-профессиональной подготовки. Таким образом, программа выступает дополнительным образовательным средством оказания компетентной психологической помощи взрослому населению.

В качестве основных задач, решаемых настоящей программой, мы выделяем следующие:

1. Психологическое просвещение и повышение психологической культуры населения зрелого возраста.

2. Пропаганда ресурсного подхода к изучению личности.

3. Знакомство с основными тенденциями современного психологического образования.

4. Формирование представления о психологических особенностях личности зрелого возраста.

5. Повышение уровня компетентности решения возрастных задач при помощи психологических знаний.

6. Выделение основных зон противоречий и определение путей их преодоления благодаря психологической науке и практике.

7. Психологическое сопровождение личности в период зрелости, профилактика возможного неблагополучия и коррекционноразвивающая работа.

Содержание программы «Ресурсные основания психологического образования в период зрелости» на данный момент включает последовательное освоение пяти лекционных и двух практических занятий. Слушателям предлагаются следующие темы лекционного характера с примерным списком вопросов для рассмотрения: 1) Современный статус ресурсного подхода в психологии (основные положения ресурсного подхода, понятие о ресурсах, подходы к классификации); 2) Образование как социально-психологический ресурс (понятие об образовательном пространстве, функции образования, проблема непрерывности образования, образование как социальный ресурс личности); 3) Психологическое образование: особенности и тенденции развития (специфика психологического образования, содержание и основные тенденции развития психологического образования в России и за рубежом); 4) Личность субъекта психологического образования (внутрилич-ностное обеспечение профессионального психолога, возрастные особенности личности субъекта психологического образования, зрелый возраст как ресурс субъекта психологического образования); 5) Ресурсный потенциал психологического образования: акмеоло-гический аспект (мотивы получения психологического образования в разном возрасте, сферы реализации психологических знаний и умений, ресурсные основания психологического образования для личности зрелого возраста).

В свою очередь, тематика практических занятий обусловлена запросом аудитории на обнаружение собственных возрастных ресурсов и способов преодоления основных стрессоров нормативного типа [10; 11; 12]. Вниманию аудитории предлагаются две темы, первая из которых раскрывает ресурсное значение психологического образования в период зрелости через выявление ожиданий и притязаний субъектов психологического

образования зрелого возраста, а также обозначение ресурсов психологии для личности в период зрелости и способов их актуализации. Вторая тема посвящена нормативным стрессорам зрелого возраста, ресурсам и способам совладания с ними. Особое внимание в данном контексте уделяется способам контроля эмоционального состояния, приемам саморегуляции, а также закреплению эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях, обусловленных возрастным этапом развития. Основная идея, пронизывающая данное занятие - повышение уровня компетентности личности в решении возрастных задач при помощи психологических знаний и умений.

На наш взгляд, разработанная образовательная программа может выступить первым звеном в создании системы психолого-педа-гогического сопровождения лиц, получающих психологическое образование в зрелом возрасте. Эффект реализации такой системы не только позволит оказывать помощь определенной целевой группе студентов, но и выходить на уровень работы с оптантами зрелого возраста в целом, улучшая психологическое здоровье субъектов образования, с одной стороны, и сохраняя тем самым этот ценный контингент обучающихся для факультета -с другой.

1. Маленов А. А. Потенциал психологического

образования для развития личности в период зрелости // Акмеология : науч.-практ. журнал. Специальный выпуск, посвященный VI Междунар. науч. заочной конф. «Акмеология: личностное и профессио-

нальное развитие человека», июнь 2011 г.

- 2011. - № 3.- С. 609-613.

2. Маленов А. А. Субъекты психологического образования зрелого возраста: проблемы и ресурсы развития // Акмеология : науч.-практ. журнал. Специальный выпуск по материалам VII Междунар. науч. заочной конф. «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», 1-15 июня 2012 г. - 2012. - № 2. - С. 99-100.

3. Образование как социально-психологический ресурс личности в зрелом возрасте // Образование пожилых людей как ресурс развития региона : монография - Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. - 272 с.

4. Маленов А. А., Маленова А. Ю. Миссия психологического образования в современном обществе // Global advancement of university and colleges (Университеты в глобализован-

ном мире) : труды Междунар. конф., 2325 мая 2012, Воронеж / Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2012. - С. 87-90.

5. Дементий Л. И., Маленов А. А. Ресурсные аспекты психологического образования в периоды ранней и средней взрослости // Вестник университета. Сер. «Психология».

- 2009. - № 1. - С. 4-9.

6. Маленов А. А. Мотивы получения личностью

психологического образования в разные возрастные периоды // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности : материалы Всероссийской

науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 15-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. - С. 59-65

7. Маленов А. А. Организация учебно-профес-

сиональной подготовки психологов с учетом возраста субъектов образования // Психологические проблемы диалога субъектов современного образовательного пространства : материалы Всероссийской науч.-

практ. заочной конф., 6 марта 2010 г. -Оренбург : Изд-во ОГПУ 2010. - С. 20-32.

8. Маленов А. А. Психологическая поддержка

оптантов зрелого возраста // Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. Л. И. Дементий. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. -

С.112-118.

9. Маленов А. А. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение оптантов зрелого возраста // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: вопросы теории и практики : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (18 ноября 2011 г.) / под ред. И. В. Федосовой, О. В. Гординой, Т. В. Ивановой. - Иркутск : ВСГАО, 2011. - С. 324334.

10. Маленов А. А. Психологическое образова-

ние как копинг-ресурс личности // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 35-летию ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 12-13 ноября

2009 г. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та. 2009.- С. 80-84.

11. Маленов А. А., Маленова А. Ю. Психологическое образование как ресурс преодоления трудных ситуаций // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Гуманитар-

ные и общественные науки». - 2011. - № 1 (118). - С. 133-142.

12. Маленова А. Ю. Особенности совладающего поведения субъектов образовательного процесса зрелого возраста // Акмеология : на-

уч.-практ. журнал. Специальный выпуск по материалам VII Междунар. науч. заочной конф. «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», 1-15 июня 2012 г. - 2012. - № 2. - С. 100-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.