Научная статья на тему 'Социально-психологические предпосылки получения психологического образования в зрелом возрасте'

Социально-психологические предпосылки получения психологического образования в зрелом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленов А. А.

Results of poll of students of middle and late mature age are given in article. An object of research is social and psychological preconditions of receiving psychological education at mature age

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предпосылки получения психологического образования в зрелом возрасте»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 1. С. 51-58.

УДК 159.922.62

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ*

А.А. МАЛЕНОВ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Results of poll of students of middle and late mature age are given in article. An object of research is social and psychological preconditions of receiving psychological education at mature age.

Психологические знания в силу своей практической ориентированности являются весьма привлекательными для личности любого возраста. Запрос на них во многом обусловлен потребностью человека в самопознании, саморазвитии, оптимизации как собственной жизни, так и жизни других людей и своих взаимоотношений с ними. Поскольку круг задач, решаемых в конкретном возрасте, имеет свою специфику, на первый план могут выходить то одни, то другие компетенции, требующие развития, в том числе за счет психологических знаний и умений.

Если в отношении оптантов факультета психологии юношеского возраста в психологической науке накоплен достаточный фактический материал, охватывающий описание и объяснение мотивов выбора профессии, динамику личности в процессе учебно-профессиональной подготовки, трудностей адаптации к новым условиям обучения и развития и пр. [2; 5; 6; 9; 10 и др.], то в отношении лиц зрелого возраста имеются лишь фрагментарные данные [4; 8; 11]. Вместе с тем очевидно, что получение психологического образования в качестве вторичного не только имеет различные мотивационные тенденции, но и требует создания определенных условий, выступающих предпосылками принятия соответствующего решения. Другими словами, выбор

траектории профессионального становления в юности закономерно обусловлен рядом обстоятельств, в частности логичностью продолжения обучения, которое, с одной стороны, отодвигает взрослую жизнь, ее профессиональные «будни», с другой, позволяет подготовиться к ним, достигнув определенного уровня развития, предваряющего собственно профессиональную деятельность и потенциально обеспечивающего ее более продуктивное освоение в будущем. При этом этап учебно-профессиональной подготовки может затягиваться в силу уточнения сделанного выбора непосредственно в процессе получения соответствующего образования, тогда как обращение к образованию вновь в зрелом возрасте происходит более осознанно, целенаправленно и в связи с этим более продуктивно. Сам по себе ответ на вопрос о необходимости психологического образования уже содержится в особенностях этой области знаний. Но вот почему интерес к нему в последнее время возрастает именно у лиц зрелого возраста, это, на наш взгляд, требует дополнительных разъяснений. Для получения таковых мы обратились к студентам факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского очнозаочной (ускоренной, вечерней) формы обучения в возрасте от 25 до 55 лет, что в перио-

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (грант №12-16-55008).

Благодарим слушателей ускоренной формы обучения факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ставших нашими невольными соавторами.

© Маленов А.А., 2012

дизации Д.Б. Бромлей соответствует периодам средней (от 25 до 40 лет) и поздней (от 40 до 55 лет) взрослости (цит. по [3]). В силу специфичности критерия выборки в нее вошли 70 человек среднего возраста и 35 человек периода поздней взрослости.

Наиболее релевантным для достижения поставленной цели - определения предпосылок, обусловливающих возвращение к позиции студента в зрелом возрасте, на наш взгляд, выступает метод анализа документов. В качестве последних были использованы сочинения студентов на тему «Ресурсы психологического образования для меня», в рамках которых, в том числе, опрошенным предполагалось осветить вопрос относительно источников или предпосылок обращения к психологии. Таким образом, материал включал элементы биографического метода в форме «собирания и анализа данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности» [1, с. 315], позволяющей устанавливать основные факторы, выявляя типичное для определенной группы людей отношение к какой-либо сфере действительности. Согласно основному признаку биографического метода, он может инициироваться самим исследователем для выявления оценочных взглядов людей в отношении поставленного вопроса [7]. Таким образом, мы использовали неофициальные целевые документы (материалы составлены по просьбе исследователя) персонифицированного характера. В качестве основного метода обработки данных нами был выбран их качественный анализ, поскольку наша основная цель - содержательная интерпретация материала, позволяющая делать выводы даже на основе единичных случаев.

Благодаря анализу текстов сочинений нами было выявлено несколько базовых факторов, обусловивших обучение на факультете психологии лиц зрелого возраста. Остановимся на обсуждении основных тенденций, обнаруженных нами в процессе исследования.

Для многих взрослых слушателей психология оказалась связана с детскими увлечениями, которые приносили радость от познания и открытия действительности человеческих отношений. Постепенно это закреплялось в форме мечты, реализация которой по объективным и субъективным обстоятельствам стала возможной только на определенном этапе развития. Следует отметить, что особую

и неоднозначную роль в этом процессе играли родители, воздействуя на изменение профессиональных ориентиров собственного ребенка или, напротив, поддерживая его выбор. Выдержки из сочинений: «Когда я была маленькой, на вопрос “Кем ты хочешь стать?”, я всегда отвечала - психологом, но, к сожалению, наши мечты и желания не всегда сбываются. Так я и не стала специалистом по “болтологии”, как говорили мои родители»; «Интересу к этой области знаний способствовали и личные пристрастия. Особенности разного типа людей, закономерности в их поведении, причины и мотивы поступков занимали меня с раннего детства. Тем более что я была достаточно замкнутым и стеснительным ребенком. Поэтому основным моим развлечением было наблюдение за окружающими меня людьми. Огромную радость мне доставляли те моменты, когда подтверждались мои догадки и предположения относительно того или иного человека»; «Психология на протяжении всей моей сознательной жизни была моим увлечением. У меня всегда вызывало большой интерес наблюдение за психологическими проявлениями людей в конкретных условиях, анализ их поведения и взаимодействия друг с другом»; «Задумываясь о своем жизненном пути, не могу сказать, что все в нем плохо, есть даже очень светлые пятна, но я очень хочу посвятить себя новому делу -психологии, тому, о чем я мечтала с детства»; «Я давно хотела пойти эти путем, но не решалась. Сказывалось отсутствие свободного времени, возраст. Но затем я поняла, что мечты нельзя предавать и учиться можно в любом возрасте и всему, чему пожелаешь!»; «Нельзя отступать от своей мечты, даже если этот путь будет полон препятствий и трудностей, ведь в его конце будет свет!».

Наравне со стремлением к реализации детской мечты, своеобразным ракурсом пробуждения интереса к психологии именно в зрелом возрасте выступает также, напротив, отсутствие четкого представления о данной области знаний в юности в период осуществления профессионального выбора. При этом студенты отмечают наличие ярко выраженного ощущения того, что существует сфера деятельности, близкая для личности, но пока еще не обнаруженная ею. Выдержки из сочинений: «На тот момент о существовании психологии как науки или области знаний я не предполагала и специальной литературы

не читала, поэтому при выборе профессии о данной сфере я и не думала»; «От будущей профессии я ожидала не только внутреннего эмоционального и личностного удовлетворения, но и возможности удовлетворения вполне реальных материальных потребностей, а с психологией я это не связывала»; «В школе, которую я заканчивала, психологии уделялось мало внимания, а точнее совсем не уделялось. Да и психология, хоть и была мне интересна, являлась чем-то малопонятным. Я слабо представляла себе суть этой профессии, а психолога-преподавателя (а преподавать я хотела всегда) и представить себе не могла. В общем, из того, что мне нравилось (психология и филология), я выбрала более понятное и мне, и моей маме, которая как нормальный родитель интересовалась, куда будет поступать ее ребенок»; «После окончания школы я поступила в медицинский колледж, сказать, что я об этом мечтала, не могу, хотя на тот момент медицина была мне ближе всего. Но ощущения, что “это мое” и я всю жизнь буду этим заниматься - не было. Душе моей чего-то не хватало, и тогда я “это” искала в книжках, статьях, которые, как оказалось, были связаны с психологией, а те моменты, которые меня особенно трогали, я записывала и записываю по сей день. Когда наступали “серые дни”, я возвращалась к записям, вчитывалась... и понимала, что вот они - слова, самое ценное, что озаряет душу, дает “крылья” и, самое главное, энергию двигаться дальше! Постепенно в моем сознании появились мысли о том, что я хочу учиться дальше

- на психолога»; «Это моя мечта последние пять лет, так как желание и способность вникать в себя много раз помогали лично мне и моей семье преодолевать сложные ситуации. Находя в себе желание общаться с людьми и не только поверхностно, но и на более глубоком душевном и духовном уровне, помогать решать разные личные проблемы, я понял, что это - мое!»; «Психология очень интересная наука, изучать которую не надоест никогда, но это утверждение справедливо только для тех, кто выбрал эту профессию по велению сердца, а не потому, что это модно!».

Из приведенных отрывков уже становится ясно, что большинство студентов факультета психологии зрелого возраста отмечают у себя наличие серьезных личностных предпосылок для оказания помощи окружающим, при этом последние активно поддерживают и стимули-

руют развитие психологических способностей своего товарища. Важным, на наш взгляд, является то, что особое значение сами «житейские психологи» придают факту ограниченности собственных знаний и опыта в данной области, следствием чего выступает активное стремление их дополнить знаниями научными, без которых они не чувствуют себя компетентными, имеющими право оказывать соответствующие услуги. Выдержки из сочинений: «Мои родители и друзья поддерживают меня в этом выборе. Часто я слышу, что мои советы и поддержка помогли кому-то из близких. Это совсем не стремление выделиться: те нехитрые советы, которые я могу дать приятелям, основываются на интуиции, а мне хотелось бы стать профессионалом и чтобы моя деятельность помогала»; «Друзья - это первые люди, которые стали обращаться за консультацией. Но элементарное незнание многих основ и недостаток знаний все же привело меня к получению второго высшего психологического образования уже в более сознательном возрасте»; «.И все-таки я чувствую, что мне не хватает фундаментального психологического образования, во многих жизненных ситуациях я просто не знаю, как поступить, действую наугад»; «Со мной и моими близкими людьми стали происходить события, которые как бы подталкивали к тому, чтобы я серьезно задумалась о необходимости именно профессиональной подготовки, так как размышляя, принимая решения, пытаясь давать советы, всегда приходила к выводу, что мне не хватает знаний и опыта оказания помощи, а главное -уверенности в том, что я имею право оказывать помощь»; «У меня есть знакомые, которые часто спрашивают, как бы я поступила в той или иной ситуации. Раньше я просто говорила свою точку зрения, но потом задумалась над правильностью своих высказываний»; «Мои советы часто применяют на практике, и, в основном, они приносят нужный для “советующегося” результат. Но это всего лишь мое субъективное восприятие окружающего социума, очень узкие знания, основанные на личном опыте и опыте моего окружения, мое мнение, ничем не подтвержденное, не обоснованное никакими научными знаниями. Я просто так “чувствую”, так думаю, а мне всегда хотелось “знать точно”, знать способы и методы, условия и результаты их применения».

Еще одним фактором, действительно заставляющим обращаться к психологии, вы-

ступает столкновение с трудными ситуациями как нормативного, так и ненормативного типа, преодолеть которые самостоятельно зачастую не представляется возможным. Другими словами, существует некоторая событийность в формировании потребности в психологических знаниях или некоторая «пово-ротность» жизненного пути, при которой человек внезапно осознает, что жить как прежде он уже не сможет, не хочет и не должен. Выдержки из сочинений: «Когда-то и я в первый раз услышал это слово - психология. ...Важно то, что на тот момент я не придал особого значения психологии, не заинтересовался, не увлекся ею. Но я рос и сталкивался в своей жизни с новыми и новыми проблемами, которые не мог понять, осознать и решить самостоятельно. Я стал искать что-то, что помогло бы мне в решении моих проблем. И я снова вспомнил о психологии»; «Еще год назад я бы сказала, что психология мне не нужна, зачем мне такие сложности, да и в жизни все отлично . Но жизнь штука коварная, никогда не знаешь, где тебя ждет яма, умело закамуфлированная соломкой, вот настало и мое время оказаться в этой яме.»; «У меня стали сложные отношения с моей родной сестрой, дети подошли к подростковому возрасту, все эти трудности и сложности подтолкнули меня к мысли о более профессиональном подходе к отношениям»; «С рождением дочки я хорошо отдавала себе отчет в том, что помимо материнского инстинкта неплохо было бы приобрести некоторые навыки общения с ребенком, узнать о свойствах его психики в разном возрасте, исключив тем самым грубые ошибки в воспитании и формировании его личности»; «Все переезды, перестройки и экономические кризисы оказались не в счет по сравнению с моими душевными переживаниями последних лет, но тогда я ничего не знала о возрастном кризисе.»; «Я стала настоящей домохозяйкой: дети растут, работа устраивает, муж обеспечивает. и меня стали посещать мысли о том, что “чего-то” не хватает. Но в один “прекрасный день” меня предал самый близкий человек, и я осталась одна, без родителей, без мужа, в декретном отпуске с двумя детьми. Вот тут я задумалась обо всем и сразу!.. Я задумалась и о том, почему люди совершают не свойственные им поступки. Кажется, что ты знаешь человека на все 100, а на деле оказывается, что совсем не знаешь. И я нашла ответы в давно забытой психоло-

гии»; «Очень часто негативное восприятие какой-либо ситуации заставляло меня впадать в затяжное уныние, нанося удар не только по моей психике, но и психике близких, разрушительно влияя на различные сферы моей жизни. Я отказывала себе в радостях и удовольствиях окружающей действительности, волоча за собой груз этой проблемы, которая вовсе и не проблема, это всего лишь ситуация, которую я сама сделала проблемой, посадила росток и вырастила целое дерево, закрывающее своими мощными ветвями радостные лучики солнца в моем мире. Используя психологические знания, я бы хотела лучше управлять собой, разбираться в собственных переживаниях и своих состояниях, регулировать их, более разумно относиться к свой жизни, как можно больше испытывать радости, удовлетворения, счастья.»; «Когда в семье случился кризис отношений и я исчерпала все свои возможности, мы с мужем обратились к семейному консультанту. Мы попали к отличному специалисту: показав нам наши проблемы и научив тому, как можно справляться с некоторыми ситуациями, объяснив, последствием чего служат наши поступки, он оказал нам огромную помощь. и я начала огромную работу над собой».

Таким образом, мы подошли к еще одному фактору, стимулирующему поиск новых ресурсов, в том числе образовательных. Многие слушатели факультета психологии зрелого возраста отмечают наличие положительного опыта взаимодействия с психологией в течение жизни. Нами было обнаружено несколько основных источника такого опыта. Первый из них - это наличие среди близкого окружения лиц, увлекающихся психологией, которые ненавязчиво вовлекали других в данную сферу. Выдержки из сочинений: «Мама очень хотела, чтобы я стала психологом, поскольку в ее время эта мечта была практически не осуществима.», «Мама время от времени “подкидывала” мне книги по психологии, которые с увлечением читала сама.», «В свое время мои знакомые увлекались психологией, посещали разные тренинги, эмоционально делились своими впечатлениями о них.», «Мое близкое окружение считает, что я неплохо чувствую ситуацию и людей, могу дать правильный совет, учитывая психологические особенности конкретного человека, его желания и чувства, особенности характера и личного опыта, то

есть умею смотреть в “корень” проблемы и понимать причины сложившейся ситуации».

Из предложенных описаний можно выделить еще два фактора, потенциально способных вызвать не только интерес к психологическим знаниям, но и потребность в овладении ими. Это чтение литературы психологического содержания, чаще всего научнопопулярной, стремление ее приобретать, расширяя свою библиотеку по данному разделу, а также активные попытки воплощения психологических идей в реальных взаимоотношениях с людьми. Выдержки из сочинений: «Мой интерес к психологии рос. Я покупал литературу, смотрел информацию, интересовавшую меня в интернете, каждую ситуацию, которая происходила или могла произойти со мной, окружающими меня людьми, я рассматривал с точки зрения психологии»; «Человеческая психология уже много лет интересует меня: я люблю наблюдать за людьми разных возрастов и статусов. Пытаюсь читать литературу, больше популярную, нежели специальную. Понимаю, как нужна и важна психология в нашем обществе, со всеми его стрессами, проблемами и болезнями»; «Полки книжных магазинов забиты большим количеством литературы по психологии. Некоторую из них я приобретала, но это была литература скорее для обывателя, рассчитана на широкий круг пользователей, понятна в изложении, проста, интересна для общего развития, носила рекомендательный характер, содержала примеры и иллюстрации. Но мне хотелось большего, чего-то более глубокого и серьезного!». К этому же фактору, на наш взгляд, может быть отнесен интерес к телепередачам, содержащим психологическую информацию: «Одним из способов получения психологического знания для меня являются передачи психологического характера на телевидении, в которых рассматриваются реальные проблемы, которые разыгрываются наглядно актерами, присутствуют моменты общения с психологом, демонстрируется сам ход разрешения ситуации, ее кульминация, а также конкретные разъяснения специалиста»; «. Передачи такого типа, на мой взгляд, очень интересны и полезны, имеют практическое применение, несут познавательный характер, заставляют задуматься, позволяют сравнивать и анализировать, сопоставлять с жизненным опытом, а иногда помогают в разрешении собственных проблем».

Другой источник саморазвития, указываемый в ответах студентов зрелого возраста,

- участие в разнообразных тренинговых программах, раскрывающих возможности психологии в решении разнообразного круга проблем. На наш взгляд, здесь уже можно выходить на уровень склонностей человека, а не только его интереса к конкретной области знаний: «Благодаря знакомству и общению с психологами я заинтересовалась и стала посещать семинары, тренинги, благодаря которым я много осознала. и осознала, что именно в этой профессии, профессии психолога, я хочу реализовать себя. Я чувствую, что это - мое, и в этом вижу для себя смысл». В свою очередь, это содержит еще один ракурс - реальное взаимодействие со специали-стами-психологами. Многие студенты, получающие психологическое образование в зрелом возрасте, отмечали, что в их жизни были неоднократные встречи с профессиональными психологами, в рамках которых они выступали как в качестве клиентов, так и в роли заказчиков. Это были, прежде всего, запросы на психологическую помощь в отношении своих близких, а также взаимодействие с психологом-консультантом для решения своих личных проблем. При этом авторы сочинений отмечают исключительный профессионализм и высокий уровень компетентности специалистов психологического профиля, с которыми они взаимодействовали. Выдержки из сочинений: «Однажды в моей жизни случилась ситуация, когда понадобилась помощь психолога. Мне повезло, я работала с профессионалом. Было ощущение, что я сама нашла решение проблемы. Даже показалось, что ключом к решению проблемы была всего лишь одна фраза, после которой мобилизовался весь организм. Наверное эта ситуация и послужила неким импульсом и повлияла на мое решение»; «В моей жизни у меня было несколько встреч с психологами. Я получила ощущение свободы от общения с ними и чувствовала сильное желание с их стороны -помочь. Да решение в своих вопросах я приняла сама, но четко понимала, что с их помощью»; «Внутренние противоречия, депрессия, неумение изменить ситуацию привели меня к физическому недомоганию. Но мне повезло, на моем пути встретился человек с такими же проблемами, но решившими их. В этом ему помог психолог, к которому я и попала»; «Психологическое образование дает

возможность прикоснуться к фундаментальным, новым, альтернативным знаниям. Возможность общаться с психологами, быть постоянно в гуще событий, вносить свою лепту в продвижение и развитие психологии. Тем самым утолять жажду любознательности и просвещения. В мире столько интересного, нового, неожиданного. Порой это находится у нас перед глазами, но мы не замечаем или не хотим этого замечать. А ведь надо стремиться к этим знаниям, и если мы сами их не видим или не замечаем, надо прийти к людям, которые откроют глаза на интересную, нужную, полезную и порой занимательную информацию».

Еще одним самостоятельным источником потребности в психологическом образовании в зрелом возрасте выступает сфера профессиональной деятельности, которая, с одной стороны, может отличаться стабильностью, достижениями, ростом компетентности, с другой, напротив, вносить существенные коррективы в реализацию трудовых функций. Мнение опрошенных студентов включало обе тенденции, как желание кардинально изменить траекторию своего профессионального пути, так и стремление дальнейшего профессионального роста в уже выбранной сфере специализации. Выдержки из сочинений: «Моя подруга лишилась работы и решила, что работать по специальности она не хочет, а хочет заниматься тем, что ей очень нравится. Эта ситуация заставила меня задуматься, а тем ли занимаюсь я?»; «Мне бы хотелось иметь интересную и интересующую меня профессию, так как дети подросли и хочется заняться самореализацией»; «Выбирая эту профессию, понимаю, что нужно обладать многими качествами, ведь ошибка психолога, равно как и ошибка врача, может нанести ущерб человеку, привести к большой беде! Но я верю, что у меня все получится!»; «Хотелось расти не только “вверх”, но и “в плоскости”, расширяя свои умения, создавая лучшие условия для реализации своего потенциала. Поэтому особый интерес представляют новые знания из другой, но взаимосвязанной с основной профессиональной сферой деятельности. А моя работа в значительной степени связана со взаимодействием с другими людьми, и следовательно, без основ психологии невозможно решение многих профессиональных вопросов, в частности в юридической практике»; «Помимо профессио-

нального роста, я заинтересована и в карьерном продвижении по службе, а значит умение грамотно управлять людьми, организовывать работу коллектива, формировать благоприятный климат, повышая тем самым эффективность деятельности, является для меня, безусловно, важным стимулом для получения психологических знаний»; «Я хочу получить знания по психологии, так как, во-первых, мне это интересно, во-вторых, это необходимо для моего профессионального развития. Психологические знания обеспечивают мой профессиональный рост, дают перспективы в карьере, улучшают качество работы, совершенствуют имеющиеся навыки»; «Применение психологических знаний на практике в любой сфере трудовой деятельности всегда будет являться преимуществом по отношении к коллегам, так как в любой профессии человеческий фактор играет одну из главных ролей. Наличие знаний в области психологии, на мой взгляд, рекомендовано для любых специалистов в любой профессиональной деятельности».

Последнее высказывание позволяет обратиться к еще одному важному фактору, указываемому практически всеми лицами, столкнувшимися с психологией, - универсальному характеру знаний и умений. Слушатели отмечали важность психологического просвещения, его необходимость и обязательность в качестве фундаментальной основы повышения психологической культуры населения и, как следствие, его психического здоровья. Выдержки из сочинений: «Учитывая уровень развития общества, требования, предъявляемые им к личностным качествам, навыкам, способностям человека, достойного быть равноправным и успешным членом этого общества, недостаточно просто иметь среднее или высшее профессиональное образование. Уровень владения рядом дисциплин должен быть достаточно высоким, без них невозможно представить образованного человека, достойного члена общества. Это те области знаний, владение которыми является обязательной ступенью развития личности. Психология - одна из них»; «Психологические знания человек получает на протяжении всей свой жизни, но не владеет углубленными познаниями в этой области, а это очень важно. Я думаю, что основы психологии нужно преподавать, начиная со школьной скамьи, проводить коллективные и индивидуальные заня-

тия с учащимися, уделяя должное внимание их психологическому развитию, привлекая к процессу и самих родителей. Возможно, психологию как дисциплину следовало бы внести в перечень обязательных предметов на каждом факультете любого колледжа, института, университета нашей страны. Следовало бы проводить тренинги для студентов, обучая их всем необходимым навыкам, прививая потребность в данном виде знаний. Повышая уровень знаний по психологии, мы повышаем уровень и качество нашей жизни!».

Еще одним фактором, скорее дополнительным, но, возможно, определяющим для принятия решения некоторым кругом студентов, выступает их материальное положение. Данный факт был указан в нескольких сочинениях студентов зрелого возраста через описание того, что в настоящее время они могут позволить тратить не только время, но и средства для осуществления привлекательной для них деятельности. Получение второго высшего образования в нашей стране действительно является платным, в связи чем, экономический статус самого оптанта и/или его социального (семейного) окружения учитывается при принятии решения: «. Доход супруга является основной частью семейного бюджета. И, соответственно, дополнительная нагрузка на бюджет ввиду дополнительных расходов на оплату обучения, закономерно требовала его согласия.». То есть экономическая ситуация также может попадать в круг предпосылок обучения в зрелом возрасте, в том числе на факультете психологии.

Таким образом, обобщая результаты, можно выделить следующие предпосылки формирования потребности в психологическом образовании лиц зрелого возраста:

• стремление к реализации «профессиональной мечты», недоступной или неосознаваемой в юношеском возрасте;

• наличие внутриличностных предпосылок и богатого жизненного опыта для качественного осуществления деятельности по оказанию психологической помощи, а также желания их профессионального совершенствования;

• поддержка (эмоциональная, социальная, материальная) окружения при совершении субъектом очередного профессионального выбора;

• поиск нового смысла жизни вследствие серьезных возрастных изменений, а также

столкновения с нарушениями жизнедеятельности нормативного характера;

• необходимость актуализации и восполнения ресурсов совладания с разнообразными стрессовыми ситуациями ненормативного типа;

• требование адаптации к ролевым изменениям в сферах профессиональных и семейных отношений;

• появление временных и материальных возможностей для осуществления привлекательной деятельности, недоступной ранее;

• наличие положительного опыта взаимодействия с представителями психологической профессии;

• стремление к расширению кругозора, сформированного благодаря информации соответствующего содержания, а также контактам с другими людьми, увлеченными психологией;

• осознание важности психологического просвещения как универсальной основы повышения психологической культуры и психического здоровья населения в целом и его отдельных представителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы чело-векознания.- М., Воронеж, 1996.- 384 с.

2. Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психо-логов // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2000. - № 1. -С. 56-63.

3. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России : Ноосфера, 1999. - 272 с.

4. Дементий Л. И., Хохлова Т. В. Особенности мотивации при получении второго высшего психологического образования // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. - Омск : ОмГПУ, 2005. -С. 76-80.

5. Зотова Н. Н., Родина О. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2003. -№ 3. - С. 69-78.

6. Казанцева Т. А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. - 2002. - № 6.

- С. 51-59.

7. Кондаков И. М. Практикум по общей психологии : учебник для вузов. - М. : МГППУ, 2004. - 312 с.

8. Краснощеченко И. П. Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.

9. Кринчик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2004.- № 4.- С. 61-69.

10. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и

личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2000. -№ 1. - С. 48-55.

11. Сапогова Е. Е. Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.