Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников)'

Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарычев Сергей Васильевич

Раскрыты психологические проблемы адаптации студентов, обучающихся на первом курсе высшего учебного заведения, к новой для них ситуации, которую автор оценивает как напряженную. Показаны результаты эмпирического исследования по взаимосвязи «автопортрета» с мотивацией учебной деятельности, уровнем самооценки и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты адаптации в напряженных ситуациях (на материале исследования студентов-первокурсников)»

С.В. САРЫЧЕВ (Курск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ)*

Раскрыты психологические проблемы адаптации студентов, обучающихся на первом курсе высшего учебного заведения, к новой для них ситуации, которую автор оценивает как напряженную.

Показаны результаты эмпирического исследования по взаимосвязи «автопортрета» с мотивацией учебной деятельности, уровнем самооценки и др.

Ситуации, складывающиеся в повседневной жизни вузов, студенческих групп и конкретных студентов, нередко бывают напряженными. Особенно важным представляется вопрос об адаптации к напряженным ситуациям применительно к первокурсникам. Первый год обучения в вузе является для большинства студентов критическим этапом. Первокурсник не просто адаптируется к новым для него требованиям, а начинает развитие как уникальная личность, высококвалифицированный специалист в той или иной сфере общественной практики. Кроме того, успешность обучения на первом курсе влияет на всё последующее обучение студента в системе высшей школы (Сарычев 2002). Согласно данным психологических исследований конца 1990-х годов, большинство первокурсников в числе наиболее значимых изменений и переживаний указывают на появление новых друзей, знакомых, на переживания, возникающие вследствие новизны общения в целом. Они отмечают, что обучение в университете изменило их образ жизни: сократилось свободное время, отводимое на досуг, и увеличилось время, отводимое на учебу. Отрицательные переживания вызывает сильное изменение системы и условий обучения, а также усталость, стресс, трудности.

Адаптация первокурсника к новым условиям, которые они оценивают как напряженные, в сочетании с недостаточно сформированной мотивацией учения и

* Работа поддержана грантами РГНФ, проекты 08-06-72601а/Ц и 08-06-00312а.

отсутствием необходимых учебных умений и навыков может привести к негативным психологическим (переживание апатии, бессмысленности своего существования, бесцельности, дезориентации, одиночества) и социальным (отчисление вследствие «провала» первой сессии) последствиям (Комплексное ... 1980; Психологические ... 1977).

На адаптацию первокурсников к ситуации обучения в вузе, при одних и тех же объективно имеющихся условиях учебной деятельности, влияют многие психологические и непсихологические факторы, в частности: материальное положение студента и его семьи; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; наличие платы за обучение и ее величина в конкретном вузе; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; индивидуальные психологические особенности студентов и др. (Климов 1998; Образ ... 1991).

Обстоятельства, изложенные выше, побудили осуществить социально-психологическое исследование ряда аспектов адаптации первокурсников к условиям новой социальной ситуации развития. Эмпирическое исследование проводилось в 2006 - 2007 гг. на 1-х курсах филологического факультета и факультета искусств Курского государственного университета. В исследовании приняло участие 70 человек: 58 студентов, обучающихся на бюджетной основе, и 12 студентов, обучающихся на коммерческой основе. Были использованы методы наблюдения, опроса, анализ документов. Кроме того, студентам было предложено составить свой психологический портрет, используя метод мини-сочинения, по схеме, предложенной С.Д. Смирновым (2001)*. Эта схема включает в себя следующие основные виды психологических

* См. также статью С.Д. Смирнова «Психологические факторы успешной учебы студентов вуза», опубликованную на веб-сайте факультета психологии МГУ (http://www.psy.msu.ru/science/ риЬМс/зтлгпоу/зШСе^з.Мт!).

© Сарычев С.В., 2008

Таблица 1

Успеваемость респондентов, %

Группа

Форма обучения «Отличники»,% «Хорошисты», % « Слабоуспевающие», %

На средства бюджета 22,6 70,97 6,45

Внебюджетники 20 80 -

особенностей, в той или иной степени влияющих на учебную деятельность студентов: самооценка, мотивация учебной деятельности, типы отношения к учебе, профессии, науке, общественной деятельности. Объем работы регламентирован не был.

Хотя исследование проводилось в апреле - мае, когда начальная стадия адаптации бывших школьников к вузу уже прошла (Смирнов 2001), в ряде сочинений был затронут вопрос об отличии школьной системы образования от вузовской. Вот выдержка из сочинения студентки: «Особую сложность для меня представляло разделение практических и теоретических занятий. На лекции трудно удерживать свое внимание на предмете, особенно если сидишь далеко от лектора. Вообще же, самой главной трудностью для меня было распределить свое время для продуктивной работы. Студентам одновременно предлагается большое количество заданий, предназначенных для выполнения в разные сроки. Трудно сразу же решиться на решение каких-то одних задач. Сначала начинаешь учить, писать и читать все подряд, затем наступает переутомление, полная апатия и спад интереса к учебе».

Проведенный сравнительный анализ успеваемости и индивидуальных психологических факторов, предположительно влияющих на успеваемость, показал распределение «отличников», «хорошистов» и «слабоуспевающих» студентов (табл. 1).

Было выяснено, что по успеваемости большинство студентов относятся к группе «хорошистов» - 72,22 % от всей выборки, 22,22 % - к группе «отличников», 5,55 % - к группе «слабоуспевающих».

Вот как в своих сочинениях студенты описывают возникающие у них трудности в процессе обучения и динамические свойства психики, позволяющие респондентам преодолевать возникающие напряженные ситуации.

«Наблюдались некоторые затруднения при работе в шумной, неспокойной обстановке; напряжение при работе у вспыльчивого, несдержанного преподавателя. Но, несмотря на эти факторы, в большинстве случае я спокойна и уравновешенна, способна быстро реагировать на неожиданные вопросы или задания, стараюсь вести подвижный образ жизни» (Светлана А.).

«У меня возникают трудности в таких ситуациях, когда мне предлагается одновременно несколько заданий, разнообразных по содержанию и способам решения; когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работы» (Ольга З.).

Следует отметить, что у студентов, оценивающих свою нервную систему как «сильную», трудности возникают в следующих ситуациях учебной деятельности: выполнение ответственной работы, особенно при дефиците времени; в ситуации, требующей постоянного отвлечения; работа в шумной, неспокойной обстановке; оценивание продуктивности усвоения материала на начальных этапах его постижения или заучивания и др.

Но даже при наличии этих трудностей, в большей мере свойственных людям со «слабой» нервной системой, большинство респондентов отмечают, что они могут мобилизоваться и преодолеть их. Особенно ярко это проявляется в момент авральной подготовки к сдаче экзамена. Студенты со «слабой» нервной системой не всегда справляются с перегрузкой и зачастую отчисляются.

Одной из наиболее существенных и наиболее изученных в психологии сторон самосознания личности является самооценка, с помощью которой происходит регуляция поведения личности. Рассматривая взаимосвязь самооценки и уровня притязаний с успешностью учебной деятельности, мы установили, что 30,56% студентов имеют завышенную самооценку, 2,78% -

Таблица 2

Соотношение между мотивацией учения и успеваемостью респондентов

Мотивация «Отличники»,% «Хорошисты», % « Слабоуспевающие», %

Самосовершенствование, самоутверждение 12,5 - -

Освоение нового, добывание информации - 7,69 -

Получение знаний, профессии и диплома - 19,23 50

Учеба - средство достижения целей жизни 25 - -

Престижная работа, обучение за границей - - 50

Познание (приобретение знаний) 25 15,38 50

Стремленение занять положение в обществе 12,5 - -

заниженную, 5,56% - адекватную. Завышенную самооценку имеют и «отличники», и «слабоуспевающие», и «хорошисты». Среди «хорошистов» также есть студенты с адекватной и заниженной самооценкой.

Интересно, что на связь самооценки и успешности учебной деятельности указали практически все «отличники» и «слабоуспевающие». «Хорошисты» отвечать на этот вопрос в основном не стали. «Слабоуспевающие» студенты так связали свою самооценку с учебной деятельностью: «Моя самооценка средняя (0,7), но ближе к высокой, при низком уровне притязаний (0,4). Я считаю, что это позволяет мне при столкновении с серьезными трудностями в каком-либо виде учебной деятельности «не сломаться», двигаться дальше, т.к. любые трудности и негативные оценки унижают достоинство, заставляют бороться и добиваться поставленной цели» (Маргарита Г.).

Иное мнение высказывают «отличники». «Обращаясь к роли самооценки на пути к успеху, хочу сказать, что для меня моя высокая самооценка очень важна. Чувство уверенности в себе, своих способностях дает новые силы, энергию, повышенную активность, что, конечно, позволяет делать очень много вещей в короткий отрезок времени» (Оксана М.).

Высокая адекватная самооценка и высокий уровень притязаний являются важными социально-психологическими факторами успешного обучения. Ее отрицательные стороны - формирование самоуве-

ренности, возникающей от частых похвал за легкий успех, боязни неудач и избегания трудностей, привычки браться только за легко решаемые задачи.

Соотношение между познавательными и социальными мотивами в группах студентов по успеваемости распределилось следующим образом (см. табл. 2): у «отличников» доминируют познавательные мотивы (самосовершенствование, самоутверждение, приобретение знаний); у «хорошистов» социальные и познавательные мотивы распределились приблизительно поровну; «слабоуспевающие» студенты ориентированы в основном на социальные мотивы. Вот как это звучит в студенческих сочинениях.

«Моя цель - получить знания, которые помогут мне в будущем в выборе престижной работы; стать культурным человеком; получить возможность обучения за границей; свободно владеть языками» (Ольга Д.).

«Целью, мотивом моей учебной деятельности является самосовершенствование и самоутверждение» (Оксана М.). «С момента поступления в вуз я нацелена только на получение знаний» (Наталья Ш.). «К учебе я отношусь как к средству, благодаря которому можно достичь цели жизни: высшее образование, хорошая работа, польза для общества» (Людми -ла О.).

Педставляется существенным, что при определении мотивации учебной деятельности студенты опираются не на один мотив, а на их совокупность: в сочинениях

Таблица 3

Соотношение между самооценкой типа учебной деятельности и успеваемостью респондентов

Характер учебной деятельности «Отличники»,% «Хорошисты», % « Слабоуспевающие», %

Первый тип 50 16 -

Второй тип 25 32 50

Третий тип - 20 -

респондентами названы от 2 до 4 утверждений. У «отличников» преобладают познавательные мотивы, у остальных студентов - социальные.

Анализ отношений студентов к профессии, учебе, науке показал (табл. 3), что по характеру учебной деятельности среди «отличников» преобладают студенты первого типа (50%). Напомним, что у этих студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, разностороннюю профессиональную подготовку.

Среди «хорошистов» доминируют студенты второго типа (32 %), которые нацелены на узкую специализацию. К сожалению, хочется отметить, что среди этой группы студентов достаточно велика доля лиц (20%), относящихся к третьему типу студентов, имеющих познавательную активность, направленную на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества. Приведем типичные выдержки из сочинений.

«По характеру учебной деятельности я отношусь к первому типу. Мои интересы выходят за пределы знаний. У меня огромное желание проявить себя во многих сферах, жаль, что в сутках всего 24 часа» (Оксана М.).

«Я отношусь к такому типу студентов, которые четко ориентируются на узкую специализацию, концентрируют свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для отличной оценки уровне» (Людмила О.).

Сопоставив ответы тех студентов, которые отнесли себя к третьему типу по характеру учебной деятельности, с типа-

ми по уровню и качеству активности студентов в четырех сферах, мы обнаружили, что все они отнесли себя к категории «старательный», отметив, что выбрали профессию не совсем осознанно, но учатся добросовестно, прилагая большие усилия, мало интересуясь литературой и искусством. Ни один из этих студентов не обозначил мотивы своей учебной деятельности.

Проблема адаптации к напряженным ситуациям жизнедеятельности, складывающимся в начальный период обучения в вузе, имеет комплексный характер, занимает важное место в структуре профессионального становления будущего специалиста. В ходе ее решения необходимо учитывать динамические тенденции и взаимосвязи мотивации учебной деятельности с умением учиться, уровнем нравственной воспитанности, а также основываться на тех реальных переживаниях, которые возникают у первокурсников в процессе обучения, что хорошо согласуется с социально-психологической теорией социализации личности.

Литература

Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1998.

Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.

Образ жизни современного студента. Л., 1991.

Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, 1977.

Сарычев, С.В. Проблемы диагностики эффективности деятельности системы профессионального воспитания будущего учителя / С.В. Сарычев // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления: межвуз. сб. науч. тр. Курск: Изд-во КГУ, 2002. С. 85 - 134.

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.