Snegireva Liudmila Valentinovna SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ..
pedagogical sciences
УДК 378.18.062:159.923
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0020
ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2019
Снегирева Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физики, информатики и математики» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Автором проведено исследование взаимосвязи между внутренними и внешними критериями адап-тированности студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении. Для количественной оценки внутренних (субъективных) проявлений процесса адаптации, использовался параметр уровня тревожности личности. Для количественного определения внешних (объективных) проявления процесса адаптации были проанализированы результаты рейтингового контроля учащихся. Результаты исследования позволяют говорить о том, что достаточно остро процесс адаптации затрагивает более трети учащихся первого курса высшего учебного заведения. Причем, процесс адаптации имеет как внешние, так и внутренние проявления. Студенты с высоким уровнем мотивации, ответственно подходящие к процессу обучения, в большинстве случаев острее проходят процесс адаптации. Несмотря на достаточно высокий уровень базовой подготовки, такие студенты постоянно испытывают страх несоответствия уровню учебного заведения, ожиданиям родителей и преподавателей, показывают высокий уровень тревожности, демонстрируют академические результаты ниже своих способностей. Это касается как студентов с высокой академической активностью, так и слабоуспевающих студентов. Студенты же с изначально низкой мотивацией к обучению практически остаются не затронуты процессом адаптации. Даже при наличии низких результатов успеваемости и неуспехов в академической деятельности, уровень тревожности таких студентов остается в норме.
Ключевые слова: процесс адаптации, профессиональное обучение, взаимосвязь, внутренние (субъективные) проявления процесса адаптации, внешние (объективные) проявления процесса адаптации, мотивация к обучению, уровень тревожности личности, результаты рейтингового контроля
SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ADAPTATION PROCESS CRITERIA STUDIES OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
© 2019
Snegireva Liudmila Valentinovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of the department of «Physics, computer sciences and mathematics»
Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marks st., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The aim of the research is to study subjective and objective adaptation process criteria of the first-year medical university students. To quantify internal adaptation process criteria, the anxiety level measurements were performed by the author. To esteem the external adaptation process criteria, results of first-year students' rating control were analyzed. It was found, that adaptation process affects more than a third of first-year medical university students, giving strong influence on both internal and external levels. Highly motivated students experience great difficulties in university adaptation process, and good academic results become harder to achieve for first-year medical students because of strong emotional stresses. Academic fail causes increase of anxiety level that in turn leads to inability to concentrate in studies. Thus students are not able to use their full intellectual potential because of complicated adaptation. In contrast, low motivated students do not suffer from university adaptation process. Their anxiety level remains normal regardless to their academic results.
Keywords: adaptation process, professional education, relationship, internal (subjective) adaptation process criteria, external (objective) adaptation process criteria, motivation, anxiety level, rating control results.
Процесс адаптации студентов-первокурсников к реалиям обучения в высшем учебном заведении представляется важным условием успешного профессионального обучения [1,2]. В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты процесса адаптации студентов, такие как:
- Социальная адаптации
- Психологическая адаптации
- Профессиональная адаптации [3-9].
Кроме того, учеными изучаются как внутренние, так и внешние проявления процесса адаптации. К внутренним (субъективным) относят психолого-эмоциональную стабильность, внутренний дискомфорт, чувство опасения и тревоги, снижение самооценки, падение самоуважения [10-13].
К внешним проявлениям процесса адаптации относят изменение показателей успеваемости и академической активности, пересмотр и отступление от выполнения критериев нормативного поведения в обществе[14-20].
В современных условиях существует реальная потребность в качественной и количественной оценке успешности прохождения студентом процесса адаптации, поскольку от успеха указанного процесса зависит не только формирование профессиональных качеств обучаемого, но и его физическое и психическое здоровье, стрессоустойчивость и способность к самореализации и самоутверждению [21-27].
В этой связи целью настоящего исследования было
выдвинуто изучение взаимосвязи между внутренними и внешними критериями адаптированности студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении.
Задачи исследования были сформулированы в следующем виде:
1. Оценить количественно внутренние (субъективные) проявления процесса адаптации, используя параметр уровня тревожности личности
2. Определить количественно внешние (объективные) проявления процесса адаптации с помощью показателей учебного рейтинга студентов
3. Изучить взаимосвязь между субъективными и объективными проявления процесса адаптации у студентов-первокурсников.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди студентов-первокурсников лечебного факультета КГМУ по окончании осеннего семестра.
В исследовании приняли участие 198 человек. Для количественной оценки внутренних (субъективных) проявлений процесса адаптации использовался параметр уровня тревожности личности. Тревожность испытуемых оценивалась по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS)» . Шкала разработана Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. [28] для выявления и оценки тяжести тревоги. Опросник обладает высокой дискрими-нантной валидностью в отношении тревоги, отличается простотой применения и обработки.
92
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ...
- При формировании шкалы исключались симптомы тревоги, которые могут быть интерпретированы как проявление соматического заболевания (например, головокружения, головные боли и проч.). Пункты опросника отражают преимущественно психологические проявления тревоги.
Шкала содержит 7 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания уровня тревожности. Бланк шкалы выдается для самостоятельного заполнения испытуемому и сопровождается инструкцией следующего содержания:
«Прочитайте внимательно каждое утверждение, и в пустой графе слева отметьте крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали на прошлой неделе. Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной».
При интерпретации результатов учитывается суммарный показатель по шкале, при этом выделяются 3 области его значений:
- 0-7 — норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги);
- 8 и выше — выраженная тревога.
Поскольку исследование основано на опросе испытуемого (человек отвечает на тест исходя из того, что он чувствует), оно является субъективным и предназначено для скринингового выявления черт тревожных расстройств.
Для количественного определения внешних (объективных) проявления процесса адаптации были проанализированы результаты рейтингового контроля учащихся. по дисциплине «Физика». Использование рейтинговой оценки в качестве показателя учебной деятельности студентов неслучайно, поскольку дисциплинарный имеет характер комплексного интегративного показателя академической активности студента. Рейтинговая оценка включает в себя как показатели учебной активности студента в течение семестра, так и результаты промежуточной аттестации, а также отражает мотивацию учащегося к обучению к дисциплине. Результаты рейтингового контроля знаний студентов являются наглядным индикатором систематичности подготовки учащегося к занятиям, его способности к обобщению учебного материала, научной и творческой составляющей процесса изучения дисциплины.
Результаты. Анализ результатов тревожности студентов позволил разделить испытуемых на 2 группы (А и Б) в соответствии с уровнем тревожности. В первую группу (А) были сгруппированы результаты 132 (67%) студентов, показавших уровень тревожности, не превышающий нормальные показатели (от 0 до 7). Величина среднего уровня тревожности в указанной группе составила 4,1. Вторая группа (Б) была сформирована из результатов 66 (33%) учащихся первого курса в соответствии с показателем уровня тревожности, превышающим нормальные величины и лежащим в диапазоне от 8 до 19. Средний уровень тревожности в указанной группе (Б) составил 10,8.
Рисунок 1 - Распределение учащихся (%) первого курса лечебного факультета медицинского вуза на 2 группы (А и Б) в соответствии с уровнем тревожности
Примечание: группа А: результаты 132 (67%) студентов, показавших уровень тревожности, не превышающий нормальные показатели (от 0 до 7); группа Б:: результаты 66 (33%) учащихся первого курса в соответствии с показателем уровня тревожности, превышающим нормальные величины и лежащим в диапазоне от 8 до 19.
Следует отметить, что обе группы (А и Б) оказались весьма неоднородными по составу. В них оказались результаты как студентов с высокими показателями академической успеваемости, так и слабоуспевающих студентов.
Например, пятую часть группы (Б) с высоким уровнем тревожности занимали результаты студентов с высокими показателями академической успеваемости. Рейтинг студентов варьировался в пределах от 71 до 88 баллов из 100 возможных. Оценка причины попадания успешных студентов в группу с высокой тревожностью дол следующие результаты: наряду со страхами, которые испытывают первокурсники (страхом несоответствия ожиданиям родителей, страхом неудач), студенты-отличники дополнительно испытывают страх несоответствия своим же высоким результатам и страх потери высоких позиций в успеваемости.
Об этом свидетельствует уровень тревожности сту-дентов-отличников:13,2 по сравнению со средним показателем по группе 10,1.
Излишняя тревожность, боязнь получить низкую оценку мешают студентам с высокой академической активностью продемонстрировать высокие результаты обучения.
Подтверждением этого факта послужили результаты анализа группы А (студентов с уровнем тревожности, относящимся к норме). В группу вошли 7,5% студентов-отличников с показателями рейтинга от 74 до 88 из 100 возможных. Среднее значение рейтинга студентов с высокими показателями академической успеваемости в указанной группе составили 80,8, что превысило значение рейтинга для отличников, испытывающих постоянную тревогу: 77,3.
Рисунок 2- Распределение учащихся (%) первого курса лечебного факультета медицинского вуза с высокими показателями академической успеваемости в соответствии с уровнем тревожности.
При этом уровень тревожности студентов с высокой академической активностью в группе А (уровень тревожности в норме) составил 1,1, что значительно ниже среднего показателя по группе:4,1. На наш взгляд, это свидетельствует о достаточно безболезненном прохождении процесса адаптации студентами, уверенности в своих знаниях и способностях. При изначально сравнимом уровне подготовки по дисциплине студенты с нормальным уровнем тревожности показывают академические результаты освоения дисциплины значительно выше по сравнению с учащимися с высоким уровнем тревожности.
Интересно отметить, что 7,6% от числа студентов с высоким уровнем тревожности (группа Б) составили слабоуспевающие студенты, величина рейтинговой оценки учебной деятельности которых лежала в преде-
Snegireva Liudmila Valentinovna pedagogical
SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ... sciences
лах от 22 до 50. Средняя величина рейтинга указанных студентов составила 33,5 (треть от максимального числа баллов по дисциплине), что оказалось в два раза меньше, чем значение среднего рейтинга (61,5) по группе Б (студентов с высоким уровнем тревожности). Значение тревожности студентов с низкой академической успеваемостью оказалось равным 11,3 в сравнении со средним по группе в 10,1. Причем, была отмечена отрицательна динамика успеваемости указанных студентов.
Неудачи, которые влекут за собой неуверенность в собственных силах, повышенную тревожность. Что ведет к снижению способности сконцентрироваться на изучаемом предмете. И как следствие, снова академические неудачи.
Для сравнения, в группу с нормальным уровнем тревожности попали лишь 4,5% студентов с низкими показателями академической успеваемости (величина рейтинга варьировалась от 22 до 55). Средняя величина рейтинга оказалась равной для указанных студентов 31,3. Уровень тревожности составил 3,5. Работа с указанными студентами показала их изначально низкую мотивацию к освоению как отдельной дисциплины, так и основ будущей профессии в целом, сомнения в правильности выбора будущей профессии.
студенты с низкими
показателями рейтинга
10% -5% -0% - 3™ 4,50% /Л ш /
высоки йуровень н ормэл ьиый тревожноетн уровень греаожночги
Рисунок 3- Распределение учащихся (%) первого курса лечебного факультета медицинского вуза с низкими показателями академической успеваемости в соответствии с уровнем тревожности.
Таким образом, результаты исследования дают нам возможность сделать вывод о том, что достаточно остро процесс адаптации затрагивает более трети учащихся первого курса высшего учебного заведения. Причем, процесс адаптации имеет как внешние, так и внутренние проявления.
Заслуживающим внимания является тот факт, что студенты с высоким уровнем мотивации, ответственно подходящие к процессу обучения, в большинстве случаев острее проходят процесс адаптации. Несмотря на достаточно высокий уровень базовой подготовки, такие студенты постоянно испытывают страх несоответствия уровню учебного заведения, ожиданиям родителей и преподавателей, показывают высокий уровень тревожности, демонстрируют академические результаты ниже своих способностей. А в случае наличия пробелов в базовой подготовке, волнение и тревожность не дают им возможность спокойно ликвидировать указанные проблемы. Серия академических неуспехов неудач способствует формированию высокого уровня тревожности, который в свою очередь препятствует концентрации студентов на учебном материале. Что сказывается негативно на результатах успеваемости. И снова вызывает беспокойство и повышение уровня тревожности. Это касается как студентов с высокой академической активностью, так и слабоуспевающих студентов. Студенты же с изначально низкой мотивацией к обучению практически остаются не затронуты процессом адаптации. Даже при наличии низких результатов успеваемости и неуспехов в академической деятельности, уровень тревожности та-94
ких студентов остается в норме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Суслова С.С. Успешная адаптация студента как залог дальнейшего развития его человеческих и профессиональных качеств/С.С. Суслова //Вестник научных конференций. - 2015.-№ 4-5 (4). - С. 71-72.
2. Орлова Ю.В. Влияние уровня сформированности социальной ответственности студента на профессиональную адаптацию/ Ю.В. Орлова//Казанская наука.- 2015.-№ 6. - С. 240-242.
3. Савункина А. А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / А. А. Савункина // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 10. — С. 277—279.
4. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса «студент вуза» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.
5. КушнероваЮ.Ю., Кушнерова О.Ф. Социально-психологическая адаптация как фактор успешности студента в вузовской среде/ Ю.Ю. Кушнерова, О.Ф. Кушнерова//Современные наукоемкие технологии.- 2015. -№ 8. - С. 74-77.
6. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 137-139.
7. Иванова В.М. Социально-психологическая адаптация личности студента вуза/В.М. Иванова // Сборник научных трудов SWorld.-2012. -Т. 14.-№1. - С. 3-7.
8. Князева О.Н. Профессионально-деятельностная социально-психологическая адаптация личности студента/ О.Н. Князева // Вестник Воронежского института высоких технологий.- 2007.-№ 2. - С. 146-147.
9. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.
10. Ермаченко Н. А., Середа В. А. Адаптация первокурсников к условиям обучения в УрГПУ / Н. А Ермаченко, В. А. Середа // Инновации в науке : сб. ст. по мат-ам IX междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск : СибАК, 2012г.)- Новосибирск, 2012.- С. 147-153.
11. АлбитоваЕ.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 4649.
12. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе/ А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. -2008.-№10.- С. 53-58.
13. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
14. Горин С.Г. Студент в меняющемся образовательном пространстве: как протекает адаптация? / С.Г. Горин //Региональные архитектурно-художественные школы. - 2011.- -№1 .- С. 294-295.
15. Брянская Т.Ф., Турчинская Н.С. Адаптация студента первокурсника к условиям заочного обучения/ Т.Ф. Брянская, Н.С. Турчинская //Проблемы высшего образования. - 2007.- -№1 .- С. 178180.
16. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242.
17. Колесникова Н.Ю. Адаптация коммуникативной модели «преподаватель — студент» к требованиям современного высшего образования/ Н.Ю. Колесникова //Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2015.- Т. 4.-№3 .- С. 53-55.
18. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.
19. Снегирева Л.В. Электронное обучение в формировании математических способностей студентов медицинского вуза/ Л.В. Снегирева //Современные проблемы науки и образования. - 2016.-№3 .- С. 219.
20. Мальцев В.П. Гендерные особенности психофизиологической адаптации студентов заочного обучения в условиях учебной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 345-348.
21. Исмагилов Р.М., Рыкунова Л.С. Адаптация студента к образовательному процессу в условиях формирования компетенций / Р.М. Исмагилов, Л.С. Рыкунова //Инновационная экономика и общество. -2014.-№3 (5).-С. 100-106.
22. Агапов А.В., Михеева М.А. Управление адаптацией на основе изучения организации самостоятельной работы студента / А.В. Агапов, М.А. Михеева //Известия Института систем управления СГЭУ. - 2015.-№1 (11).- С. 205-210.
23. Александрова Н.С. Социально-культурная адаптация студента: смыслы образования и жизни/Н.С. Александрова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015.-№2 (11).- - С. 7-10.
24. Стенина Т.Л. Адаптация первокурсников в образовательной среде вуза как период эволюционных преобразований (на примере Ульяновского государственного технического университета) / Т.Л. Стенина //Знание. Понимание. Умение. - 2016.- №1 - - С. 243-253.
25. Морозова Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С.
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ...
129-132.
26. Арлашкина О.В., Наумова Е.В., Тевлюкова О.Ю. Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования) / О.В. Арлашкина, Е.В. Наумова, О.Ю. Тевлюкова // Теория и практика общественного развития. - 2017.- №11- - С. 54-58.
27. Раднаева М.В., Шибанова Ю.В. К вопросу адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе / М.В. Раднаева, Ю.В. Шибанова //Вестник Бурятского государственного университета. -2016.-№1- - С. 44-49.
28. Zigmond A.S, Snaith R.P.The hospital anxiety and depression scale. / A.S. Zigmond, R.P. Snaith //Acta Psychiatr Scand. - 1983.- №67- - С. 361-370.
Статья поступила в редакцию 12.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019