Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Preservation of architectural heritage
УДК 72.03:71
С.М. ШУМИЛКИН, д-р архитектуры ([email protected]), А.С. ШУМИЛКИН, канд. архитектуры
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Реставрация жилых домов купцов Марковых
в Нижнем Новгороде
В статье рассматривается реставрация двух домов, принадлежавших купеческой династии Марковых в конце XIX - начале ХХ вв. Отмечены основные реставрационные работы. Рассмотрены архитектурно-стилистические осо-бенности домов и проведен анализ проектов их реставрации, включавших реставрацию разрушенных и утраченных элементов. Выявлены характерные черты приемов реставрации от фрагментарной реставрации фасада до полной реставрации с историческими интерьерами. Показаны разные виды работ по реставрации лепного декора и изделий из мрамора. Отмечено, что в результате реставрации и нового приспособления сохранен и частично воссоздан архитектурный декор фасадов, а в доме на Ильинской улице первоначальный облик получили и парадные комнаты. Реставрация домов позволила дополнить архитектурный облик исторической центральной части Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: реставрация, эклектика, купеческие жилые дома, архитектурно-стилистические особенности дома, декор фасадов, лепной декор.
Для цитирования: Шумилкин С.М., Шумилкин А.С. Реставрация жилых домов купцов Марковых в Нижнем Новгороде // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 41-44.
S.M. SHUMILKIN, Doctor ofArchitecture ([email protected]), A.S. SHUMILKIN, Candidate of Architecture Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya Street, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)
Restoration of Residential Houses of Merchants Markov in Nizhny Novgorod
The article analyzes the restoration of the two houses, which belonged to the merchant dynasty of the Markov in the late XIX - early XX centuries. The main restoration works are noted. Architectural and stylistic features of houses are considered and the analysis of their projects of restoration including the restoration of the destroyed and lost elements is carried out. Characteristic features of methods of restoration from the fragmentary restoration of the facade till the full restoration with historical interiors are revealed. Different types of works on restoration of stucco decoration and marble products are shown. It is noted that as a result of restoration and new adaptation the architectural decor of facades is kept and partially recreated, and in the house in the Ilyinskaya Street the original appearance was received also by ceremonial rooms. The restoration of houses made it possible to add the architectural appearance of the historical central part of Nizhny Novgorod.
Keywords: restoration, eclecticism, merchant dwelling houses, architectural-stylistic features of house, decor of facades, stucco decor.
For citation: Shumilkin S.M., Shumilkin A.S. Restoration of residential houses of merchants Markov in Nizhny Novgorod. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 12, pp. 41-44. (In Russian).
Реставрационная деятельность в Нижнем Новгороде в последние десятилетия выступила важной составляющей частью общего процесса сохранения исторического облика города. Реставрация домов Марковых показывает разные приемы реставрации от фрагментарной реставрации фасадов до полноценной реставрации с включением исторических интерьеров. Реставрация домов была связана со сменой владельцев.
Купеческая династия Марковых относится к наиболее значимой в экономической и архитектурной истории Нижнего Новгорода [1]. На протяжении около полувека члены этой династии возводили жилые дома, которые украшают до настоящего времени исторические улицы города [2].
Первый дом располагается на ул. М. Покровская (ныне № 4) и включен в Список объектов культурного наследия регионального значения. На основании архивных документов было установлено, что дом дворянина Ф.К. Добровольского, возведенный в 1882-1883 гг. по проекту нижегородского архитектора Р.Я. Килевейна (1878) [3], в 1885 г. стал
12'2018 ^^^^^^^^^^^^^
принадлежать семье Марковых, был существенно перестроен и в этом виде сохранился до настоящего времени [4]. Двухэтажный дом включает каменный первый этаж и деревянный второй.
Главное отличие дома Марковых - его нарядность, излишняя декоративность и скульптурность деталей, престижность и торжественность на фоне более скромных по декору соседних зданий на М. Покровской и Ильинской улицах (рис. 1). Это, безусловно, яркий пример эклектики с активным включением объемного декора, в котором не последнюю роль сыграл особняк С.М. Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной (1877) [5].
Проект реставрации главного фасада (авторский коллектив: С.М. Шумилкин - научный руководитель, А.С. и М.С. Шумилкины, 2012 г.) предполагал восстановление его первоначального внешнего облика. Особенностью дома являлась смешанная конструкция внешних стен: стены первого этажа каменные, а второго - деревянные, на основе деревянного каркаса с обшивкой и декоратив-
- 41
Сохранение
архитектурного наследия
ц м
л
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Фрагмент фасада дома после реставрации. Фото 2017г.
ЦлГЯ
Г! ~ V
Рис. 1. Жилой дом на ул. Малой Покровской. Общий вид после реставрации. Фото 2017г.
Рис. 3. Верх наличника окна второго этажа с головой льва
ным штукатурным слоем. Второй этаж дома, находящегося в частной собственности, в связи с устройством новой квартиры, потребовал замены деревянных конструкций по главному фасаду и применения нового несущего железобетонного каркаса. В связи с отслоением штукатурного декоративного слоя от деревянных стеновых конструкций на фасаде по ул. М. Покровской и его обрушением фасад второго этажа утратил около 70% декоративного лепного декора. Частично декор сохранился на правой части фасада и включал оконные наличники с лепными деталями, карнизную часть с кронштейнами - масками львов, розетками и карнизными тягами с рядом сухариков (рис. 2). Сохранились также барельефное панно в простенке между окнами и угловые пилястры с капителями.
Основу проекта реставрации фасада составили обмерные чертежи здания и фотографии 2010-2011 гг., по которым видна общая система построения фасада на основе строго симметричной композиции. Важную роль играли боковые парапеты над венчающим карнизом, из которых сохранился только правый. Как видно на фотографиях, окна как первого, так и второго этажа были идентичны в пределах яруса и располагались по осям. Повторяемость отмечена и в архитектурном декоре: масках львов в замках окон первого этажа, архитектурной пластике и лепных элементах окон второго этажа, кронштейнах с массивными головами львов и розетках в подкарнизной части. Симметрии подчинены и рисунки барельефных панно: включенные в них женские профили ориентированы друг на друга. Симметрию фасада несколько нарушает исторический вход в здание с улицы.
Проектом реставрации фасада предусматривалось полное восстановление утраченного декора второго этажа по типу сохранившихся фрагментов, в том числе налични-
ков окон с лепными деталями, пилястр с растительными капителями, барельефного панно в левой части фасада, кронштейнов с львиными головами и розеток в подкарниз-ной части (рис. 3). К 2016 г. на фасаде были в основном завершены ремонтно-реставрационные работы, исключение составили два парапета над карнизом с лепным декором и картушами в центральной части.
Второй дом, возведенный на ул. Ильинской (ныне № 61) богатейшим купцом Поволжья начала ХХ в. А.В. Марковым, занимает одно из ключевых мест в исторически сложившейся и довольно хорошо сохранившейся застройке ул. Ильинской и относится к лучшим примерам купеческих жилых домов города [6]. Дом включен в Список объектов культурного наследия регионального значения (рис. 4).
В связи с приспособлением дома из студенческой поликлиники под учебный корпус Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, авторским коллективом архитекторов: С.М. Шумил-кин - научный руководитель, В.М. Кагоров, В.Н. Котов, А.С. и М.С. Шумилкины, были проведены историко-архи-тектурные исследования, натурные обследования, архитектурно-археологические обмеры и разработан проект реставрации дома. Результатом стала реставрация всех фасадов и отдельных исторических интерьеров здания, законченная в 2009 г.
Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ в. своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее, флорентийскими палаццо периода Раннего Возрождения XV в. По стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся неоре-нессансному направлению в эклектике второй половины XIX - начала XX в. В подобной стилистике выдержано и
42
122018
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
Рис. 4. Жилой дом на ул. Ильинской. Общий вид после реставрации. Фото 2017г.
Рис. 5. Фрагмент центральной части фасада. Фото 2017г.
Рис. 6. Общий вид вестибюля с мраморной лестницей. Фото 2017г.
Рис. 7. Витраж на лестничной площадке. Фото 2017 г.
Рис. 8. Витражи в дверньх полотнах. Фото 2017г.
большинство парадных интерьеров второго этажа дома, но в архитектурной отделке отдельных помещений (вестибюля и парадной лестницы) присутствуют черты модерна, что говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания. Надо отметить, что архитектура России на протяжении всей второй половины XIX в. и до 1910-х гг. постоянно обращалась к архитектуре Ренессанса, однако к периоду Раннего Ренессанса зодчие обращались крайне редко [7]. Выбор архитектурного решения нижегородского дома, по-видимому, исходил от заказчика, который хотел подражать столичным образцам и ориентировался на лучшие постройки как дворцового типа, так и особняки. В нижегородской архитектуре ни до постройки этого дома, ни после данное «флорентийское» архитектурное направление не выявлено, хотя отдельные архитектурные детали особняка повторяются в некоторых купеческих строениях (рис. 5).
Вопрос об авторстве дома остается открытым. Подлинных чертежей дома не обнаружено, но с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего, петербургский мастер. Петербургские архитекторы активно работали в конце XIX в. в Нижнем Новгороде. Об этом
свидетельствует мастерское построение сложного объема дома, прорисовка деталей и профилей. Надо отметить, что в возведении дома выявлено два этапа: первый (начало XX в., до 1905 г.) - основной, результатом которого стало строительство дома и выполнение парадных интерьеров в ренессансном стиле [8], второй этап связан с декоративной отделкой входной парадной группы помещений в новом стиле модерн и выполнением внутренних инженерных работ: водопровода, канализации, которые продолжались до 1916 г. [9].
При проведении обследования было установлено, что здание в основном сохранило свой первоначальный внешний облик. Это относится и к архитектурной пластике фасадов; проездным воротам с металлическими створками, примыкающим к дому; террасе с ажурной металлической решеткой, обращенной во двор; металлическим кованым козырькам, отмечающим входы в здание со стороны двора. Сохранилась и парапетная часть с включением разнообразных декоративных элементов, а также две дымовые трубы, дымники которых выполнены в виде ступенчатых пирамид из рядов чугунных рамных элементов. Для дома
12'2018
43
Сохранение
архитектурного наследия
------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Научно-технический и производственный журнал
характерна сложная, асимметричная объемно-пространственная композиция фасадов и общая планировочная структура, предельно плотно вписанная в узкий участок домовладения. При этом все фасады имеют свое индивидуальное архитектурное решение.
В процессе реставрационно-строительных работ на всех фасадах был проведен значительный комплекс мероприятий по восстановлению рисунка рустовки стен, профилей наличников окон и деталей сложно профилированного парапета. Над главным входом взамен ранее утраченного установлен кованый козырек, рисунок которого был выполнен в соответствии с деталями створок главных ворот дома. Особые требования были предъявлены к окраске фасадов. Цвет соответствует цвету естественного камня и отражает целостность фасадов. Большие работы проведены на цокольной части дома, были восстановлены профили цоколя и раскрыты ранее заложенные цокольные окна.
Значительные работы были проведены внутри дома (разборка новых перегородок и напольных конструкций) с целью приспособления его под учебный корпус. Особый интерес в доме имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами (рис. 6). Здесь также сохранились деревянные резные панели с большим зеркалом и декоративная лепка стен и потолков, представляющих собой единственный пространственный образец интерьера модерна в городе. Главная задача при реставрации состояла в сохранении и восстановлении отдельных фрагментов и деталей в исторических интерьерах семи комнат, где отделка сохранилась фрагментарно: либо только декоративные лепные потолки, либо лепная отделка стен. Так в угловой комнате сохранился деревянный кессонированный
Список литературы
1. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н. Новгород: Бегемот, 2013. 106 с.
2. Косарев В.А. Остановившиеся мгновения истории. Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. 75 с.
3. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 30. Оп. 35. Д. 315, 2059, 3378-3380.
4. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 30. Оп. 35. Д. 3041, 3877, 5479.
5. Худин А.А. Эклектика. Н. Новгород: Бегемот, 2017. 150 с.
6. Орельская О.В. Модерн. Н. Новгород: Бегемот, 2018. 119 с.
7. Лисовский В.Г. Санкт-Петербург: очерки архитектурной истории города. Т. 2. СПб.: Коло, 2009. 158 с.
8. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 30. Оп. 35. Д. 3042, 4687, 5480.
9. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 30. Оп. 35. Д. 8888, 11261; ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35а. Д. 8217.
10. Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего. Н. Новгород: Кварц, 2013. С. 43.
11. Вокруг купеческого особняка. Н. Новгород: Кварц, 2017. С. 23.
12. Повитухин С.Б. Родной Нижний. Н. Новгород: Дятловы горы, 2015. 272 с.
44| -
потолок, а в центральном зале, обращенном на улицу, стены на всю высоту комнаты украшены барельефными панелями, в рисунках которых использованы растительные орнаменты. Особую изысканность залу придают порталы дверей, выполненные в объемной пластике с включением разнообразных цветов.
Специальные работы были проведены при реставрации многочисленных мраморных подоконных плит (вычинка разрушенных профилей) и витражей. Дом Маркова является уникальным примером в нижегородском зодчестве включения художественно выполненных витражей, которые расположены в разных частях дома. Самым ярким и многоцветным является витраж на парадной лестнице, который выполнен в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Два других витража украшают входные двери. При реставрации были восстановлены утраченные элементы и усилен каркас из свинцовых переплетов (рис. 7. 8).
Исключительные реставрационные работы (вычин-ка разрушенных участков) были проведены на парадных лестницах, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову [10] и В.М. Бурмистровой [11].
Таким образом, в результате реставрации и нового приспособления двух домов Марковых сохранен и частично восстановлен архитектурный декор на фасадах, а в доме на ул. Ильинской первоначальный облик получили и парадные комнаты. Реставрация домов позволила дополнить исторический облик центральной части города, который формировался за счет строительной деятельности крупного купечества [12]. Свой вклад внесла и династия Марковых.
References
1. Nizhnij Novgorod. Istoricheskoe i kul'turnoe nasledie [Nizhny Novgorod. Historical and cultural heritage]. Nizhny Novgorod: Begemot, 2013. 106 р.
2. Kosarev V.A. Ostanovivshiesya mgnoveniya istorii. [The stopped moments of history]. Nizhny Novgorod: Dyatlovy gory, 2013. 75 p.
3. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). F. 30. Op. 35. D. 315, 2059, 3378-3380.
4. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). F. 30. Op. 35. D. 3041, 3877, 5479.
5. Hudin A.A. Eklektika [Eclecticism]. Nizhny Novgorod: Bege-mot, 2017. 150 p.
6. Orel'skaya O.V. Modern [Modernist style]. Nizhny Novgorod: Begemot, 2018. 119 p.
7. Lisovskij V.G. Saint-Peterburg: ocherki arhitekturnoj istorii goroda. T. 2. [St. Petersburg: sketches of architectural history. V. 2]. Sankt-Peterburg: Kolo, 2009. pp. 158.
8. CANO. F. 30. Op. 35. D. 3042, 4687, 5480.
9. CANO. F. 30. Op. 35. D. 8888, 11261; CANO. F.30. Op. 35a. D. 8217.
10. Naumova O.I. 100 biografij domov Nizhnego [100 biographies of houses of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Kvartc, 2013, pp. 43.
11. Vokrug kupecheskogo osobnyaka. [Around the merchant mansion]. Nizhny Novgorod: Kvarc, 2017, pp. 23.
12. Povituhin S.B. Rodnoj Nizhnij [Native Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Dyatlovy gory, 2015. 272 p.
^^^^^^^^^^^^^ |12'2018