Научная статья на тему 'ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДЕРЕВЯННЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ / ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / WOODEN HOUSE / WOODEN CARVING / SMALL AND MEDIUM SIZED CITIES / NIZHNY NOVGOROD REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисицына А.В.

На основе всестороннего изучения исторически сложившейся застройки малых и средних городов Нижегородской области (бывших уездных городов и крупных торгово - промышленных сел) рассматривается архитектура деревянных жилых домов середины XIX - начала ХХ в., во многом формировавших облик этих населенных мест. Анализ объемно - пространственной композиции, системы размещения резного декора, его основных элементов позволил выявить распространенность, повторность и вариативность архитектурных форм и декоративных приемов, определявших своеобразие деревянного зодчества северной, поволжской и южной зон Нижегородской области. Установлено, что высокие эстетические качества домовой резьбы, ее технические особенности и изобразительные мотивы неразрывно связаны с традициями народных художественных промыслов Нижегородской земли - хохломской и городецкой росписи, поволжского деревянного судостроения, арзамасской иконостасной резьбы, павловского слесарного производства. Главные очаги художественно - выразительной деревянной застройки - Городец, Семенов, Ковернино, Арзамас, Павлово - аккумулировали вековые традиции местного крестьянского зодчества; активное взаимодействие последнего с академической стилевой архитектурой обусловило присутствие в композиции и декоре жилого дома черт барокко, классицизма, русского стиля, модерна. Гармоничный архитектурный облик жилых домов, их морфологическое и стилевое разнообразие свидетельствуют о высоком профессионализме местных плотничьих артелей. В их деятельности прослеживаются присущие народному искусству традиционность, коллективность, преобладание кустарно - ремесленных технологий, что дает основания рассматриватьтворчество этих мастеров как городскую разновидность народного зодчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden Houses of the Mid XIX - Early XX Centuries In Smalland Medium-Sized Cities of the Nizhny Novgorod Region

On the basis of a comprehensive study of the historical development of small and medium - sized cities of the Nizhny Novgorod region (former county towns andlarge trade - industrial villages), the article considers the architecture of wooden houses of the mid XIX - early XX centuries, which largely formed the appearance ofthese settlements. Analysis of the spatial composition, of the system of placing of the carved decoration, its core elements have allowed to identify the prevalence,frequency and variety of architectural forms and decorative techniques, which determined the originality of wooden architecture of the northern area, the Volgaarea and the southern area of the Nizhniy Novgorod region. It is established that the high aesthetic qualities of house carving, its technical features and visualmotifs are inextricably linked with the rich traditions of folk art crafts of Nizhny Novgorod land - Khokhloma and Gorodets painting, Volga wooden shipbuilding,Arzamas iconostasis carving, Pavlovo locksmith production. The main centers of artistically expressive wooden buildings - Gorodets, Semenov, Kovernino,Arzamas, Pavlovo - have accumulated centuries - old traditions of local peasant architecture; active interaction of the latter with the academic architecture led tothe presence in the composition and decor of the house features Baroque, Classicism, Russian style, Art Nouveau. The harmonious architectural appearanceof residential buildings, their morphological and stylistic diversity indicate the high professionalism of the local carpenter’s artels. In their activities can be tracedinherent folk art tradition, collectivity, the predominance of artisanal and craft technologies, which gives reason to consider the work of these artists as a kind ofurban folk architecture.

Текст научной работы на тему «ДЕРЕВЯННЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ В. В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 728.03

DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-10-50-56

А.В. ЛИСИЦЫНА, канд. архитектуры (av_lisitcyna@mail.ru)

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)

Деревянные жилые дома середины XIX — начала ХХ в. в малых и средних городах Нижегородской области

На основе всестороннего изучения исторически сложившейся застройки малых и средних городов Нижегородской области (бывших уездных городов и крупных торгово-промышленных сел) рассматривается архитектура деревянных жилых домов середины XIX - начала ХХ в., во многом формировавших облик этих населенных мест. Анализ объемно-пространственной композиции, системы размещения резного декора, его основных элементов позволил выявить распространенность, повторность и вариативность архитектурных форм и декоративных приемов, определявших своеобразие деревянного зодчества северной, поволжской и южной зон Нижегородской области. Установлено, что высокие эстетические качества домовой резьбы, ее технические особенности и изобразительные мотивы неразрывно связаны с традициями народных художественных промыслов Нижегородской земли - хохломской и городецкой росписи, поволжского деревянного судостроения, арзамасской иконостасной резьбы, павловского слесарного производства. Главные очаги художественно-выразительной деревянной застройки - Городец, Семенов, Ковернино, Арзамас, Павлово - аккумулировали вековые традиции местного крестьянского зодчества; активное взаимодействие последнего с академической стилевой архитектурой обусловило присутствие в композиции и декоре жилого дома черт барокко, классицизма, русского стиля, модерна. Гармоничный архитектурный облик жилых домов, их морфологическое и стилевое разнообразие свидетельствуют о высоком профессионализме местных плотничьих артелей. В их деятельности прослеживаются присущие народному искусству традиционность, коллективность, преобладание кустарно-ремесленных технологий, что дает основания рассматривать творчество этих мастеров как городскую разновидность народного зодчества.

Ключевые слова: деревянное зодчество, национальные традиции, деревянный жилой дом, домовая резьба, малые и средние города, народный промысел, Нижегородская область.

Для цитирования: Лисицына А.В. Деревянные жилые дома середины XIX - начала ХХ в. в малых и средних городах Нижегородской области // Жилищное строительство. 2019. № 10. С. 50-56. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-10-50-56

A.V. LISITSYNA, Candidate of architecture (av_lisitcyna@mail.ru) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Il'inskaya str., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)

Wooden Houses of the Mid XIX — Early XX Centuries in Small and Medium-Sized Cities

of the Nizhny Novgorod Region

On the basis of a comprehensive study of the historical development of small and medium-sized cities of the Nizhny Novgorod region (former county towns and large trade-industrial villages), the article considers the architecture of wooden houses of the mid XIX - early XX centuries, which largely formed the appearance of these settlements. Analysis of the spatial composition, of the system of placing of the carved decoration, its core elements have allowed to identify the prevalence, frequency and variety of architectural forms and decorative techniques, which determined the originality of wooden architecture of the northern area, the Volga area and the southern area of the Nizhniy Novgorod region. It is established that the high aesthetic qualities of house carving, its technical features and visual motifs are inextricably linked with the rich traditions of folk art crafts of Nizhny Novgorod land - Khokhloma and Gorodets painting, Volga wooden shipbuilding, Arzamas iconostasis carving, Pavlovo locksmith production. The main centers of artistically expressive wooden buildings - Gorodets, Semenov, Kovernino, Arzamas, Pavlovo - have accumulated centuries-old traditions of local peasant architecture; active interaction of the latter with the academic architecture led to the presence in the composition and decor of the house features Baroque, Classicism, Russian style, Art Nouveau. The harmonious architectural appearance of residential buildings, their morphological and stylistic diversity indicate the high professionalism of the local carpenter's artels. In their activities can be traced inherent folk art tradition, collectivity, the predominance of artisanal and craft technologies, which gives reason to consider the work of these artists as a kind of urban folk architecture.

Keywords: wooden house, wooden carving, small and medium-sized cities, Nizhny Novgorod region.

For citation: Lisitsyna A.V. Wooden houses of the mid XIX - early XX centuries in small and medium-sized cities of the Nizhny Novgorod region. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2019. No. 10, pp. 50-56. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-10-50-56

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Для природно-климатических условий средней полосы России дерево издавна было наиболее естественным и традиционным строительным материалом, взятым из окружающей природы и позволяющим создать комфортный и здоровый микроклимат жилища. По сравнению с кирпичом или камнем дерево являлось более дешевым и доступным материалом [1]. Вплоть до начала ХХ в. самым массовым видом застройки российских городов и поселений был деревянный жилой дом - крестьянский, купеческий или мещанский [2]. Исследование композиционных, морфологических и стилевых особенностей этого типа зданий существенно обогащает общую картину развития архитектуры регионов России. Особый интерес в этом аспекте представляет Нижегородская область - один из древнейших очагов русской художественной резьбы по дереву, средоточие многообразных народных промыслов. В настоящее время малые и средние города Нижегородской земли обладают высоким потенциалом формирования комфортной городской среды [3].

В современной искусствоведческой литературе деревянная застройка XIX - начала ХХ в. рассматривается как социально-исторический феномен,

отражающий тесное сближение и взаимопроникновение двух до тех пор самостоятельных линий в развитии архитектуры - стилевой (городской) и народной (сельской) [4]. Деревянное народное зодчество Нижегородской области активно изучалось в 19501970-х гг. такими исследователями, как С.Л. Агафонов, Е.А. Белоусова, С.К. Жегалова, М.П. Званцев, Н.А. Ковальчук, И.В. Маковецкий, Ю.Г. Самойлов и др. Начиная с 1980-х гг. внимание ученых привлекла деревянная застройка Нижнего Новгорода и других городов области; здесь необходимо отметить работы Ю.Н. Бубнова, Е.Е. Грачевой, А.В. Лисицыной, О.В. Орельской, А.И. Скворцова, Е.В. Советской, С.Б. Рождественской, В.В. Федорова, А.А. Худина, С.М. Шумилкина.

Цель статьи - рассмотреть основные ареалы эстетически выразительных деревянных жилых домов середины XIX - начала ХХ в. в границах Нижегородской области, выявить закономерности локализации этих ареалов и определить основные архитектурно-художественные особенности каждого из них.

Вытянутая с севера на юг территория Нижегородской области традиционно делится на три географи-

Рис. 1. Городец: а, б — домА.Е. Шкапина (ул. Набережная Революции, 8), 1864г.; в, г — домГ.С. Красавина (ул. Набережная Революции, 11), конец XIXв.; д, е — дом Г.А. Колотилова (ул. Горького, 80), 1910г.

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Семенов: а, б — дом А.Ф. Сергеева (ул. Ванеева, 14), конец XIX в.; в — дом жилой (ул. Володарского, 45), конец XIX в.; г — дом жилой (ул. Ванеева, 8), конец XIX— начало ХХ вв.; д — дом Д.В. Морозова (ул. Ленина, 12), конец XIX— начало XX вв.

ческие и историко-культурные зоны - северную, поволжскую и южную [5]. В каждой из зон сложились собственные типы деревянных жилых домов, получившие распространение как в сельской местности, так и в городах. Неотъемлемую принадлежность любого из этих типов составляло резное убранство, подчеркивавшее основные объемы и членения, форму деталей и их ритм [6]. Особая роль в системе декора фасадов принадлежала наличникам. По точному замечанию Е.И. Кириченко, их значение полностью соответствовало этимологии самого слова: если фасад -это лицо дома, то наличники - обрамление, украшение лица [7]. Кроме того, наличник «служил своего рода рекламой, символом социального престижа владельца, его вкуса и респектабельности» [8].

Деревянное зодчество поволжской зоны, включающей районы вдоль обоих берегов Волги и в нижнем течении Оки, ярко представляет Городец. Этот древнейший город Нижегородского Поволжья известен как один из главных центров поволжской глухой резьбы - художественного феномена общероссийского значения, восходящего к резьбе XVN-XVШ вв., которая украшала борта волжских гребных и парусных судов [9]. Корабельная резьба, а также другие промыслы, связанные с обработ-

кой дерева, - изготовление инкрустированных или расписных прядильных донец, резных пряничных досок, плотницкой деревянной игрушки - стали основой для развития самобытной школы городецкой росписи. В многообразии художественных промыслов, очевидно, и кроются причины высоких эстетических достоинств домовой резьбы Городца.

В середине XIX - начале ХХ в. здесь устойчиво сохранялся архаичный, консервативный тип жилого дома, восходящий к традиционной крестьянской избе (рис. 1). Это поставленный торцом к улице небольшой одноэтажный дом-пятистенок с двускатной крышей и боковым расположением сеней. Резьба располагалась на фасаде в строгой системе, причем и композиция, и трактовка орнаментов демонстрировали тесную связь с искусством позднего классицизма. Глубоким резным рельефом украшались лобовая доска, карнизы, причелины, очелья наличников. На фронтоне обычно размещалось слуховое полуциркульное окно, обрамленное радиальными лучами [10]. В декоре особенно интересны изображения львов, коней, сиринов, русалок-берегинь, далекие прообразы которых присутствовали во владимиро-суздальской каменной резьбе ХИ-ХШ вв. [11]. На рубеже Х1Х-ХХ вв. глухую барельефную резьбу вы-

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Рис. 3. Ковернино: а — дом жилой (ул. Малая Садовая, 3), вторая половина XIX в.; б, в — дом жилой (ул. Советская, 18), начало XX в.; г, д — дом жилой (ул. Малая Садовая, 7), конец XIX— начало ХХ вв.

Рис. 4. Арзамас: а, б — дом И.М. Синицына (ул. Первого Мая, 1), 1909г.; в — дом Е.И. Верхоглядовой (ул. Володарского, 18), конец XIX— начало ХХ вв.; г — дом Г.Е. Шигарина (ул. Березина, 10), конец XIX— начало ХХ вв.; д, е — дом жилой (ул. Космонавтов, 74), начало ХХ в.

102019 — 53

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 5. Павлово: а — дом жилой (ул. Речная, 27), начало ХХ в.; б, в — дом А..И. Клокова (ул. Маяковского, 25), начало XX в.; г, д — дом В.М. Теребина (ул. Крупской, 22), начало ХХ в.

теснила принципиально иная по технике пропильная моделированная резьба. При этом распространение получили богато декорированные выносные окна-«светелки», лобовую доску заменил фриз с чередующимися резными кронштейнами и накладными картушами, наличники приобрели ажурные гребешки и боковые подвески [10]. Среди изобразительных мотивов городецкой резьбы неизменно преобладали растительные, травные элементы - листья, цветы, плоды, ягоды, шишки, ветви, ростки, побеги [1].

В северной зоне Нижегородской области, среди густых заволжских лесов, где охотно селились старообрядцы, владевшие навыками иконописи и книжной миниатюры, издавна получило развитие ложкарное производство и изготовление токарной деревянной посуды. В XIX в. сложились два самостоятельных центра окраски и росписи таких изделий -уездный город Семенов и торговое село Ковернино. Именно здесь зародилось и достигло своего расцвета искусство всемирно известной золотой хохломы. В этом аспекте архитектурное своеобразие деревянных жилых домов обоих населенных мест выглядит вполне закономерным.

Деревянная застройка Семенова представлена небольшими одно- и двухэтажными жилыми домами

под двускатными или вальмовыми крышами; практиковалось как торцевое, так и продольное размещение по красной линии улицы (рис. 2). В полутораэтажных домах над входом нередко устраивался граненый эркер. Нижняя часть фронтона была отделана плоской декоративной аркатурой, над которой имелось прямоугольное или полуциркульное слуховое окно [12]. Наличники выполнялись в технике накладной или пропильной резьбы с последующей моделировкой. Ее характер разнился: в одних случаях это растительные орнаменты, напоминавшие городецкие, но еще более затейливые и тонкие, подобные легкому ажурному кружеву; в других - геометрические мотивы, заимствованные у искусства классицизма (пояс Меандра) или народной вышивки (мережка, орнамент из прямых и диагональных крестов).

В поселке Ковернино (ранее - село Макарьевско-го уезда Костромской губернии) и его округе нашел распространение северный тип крупномасштабного деревянного жилого дома с высоким мезонином, не встречающийся в других уголках Нижегородской земли (рис. 3). Под стать самим домам и массивные наличники окон, создающие выразительную игру света и тени. Их активные формы поражают воображение: высокие, динамично разорванные карнизы

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

очелий, напоминающие кокошники или короны; богато украшенные боковые колонки; развитые подоконные фартуки с фигурно вырезанным нижним краем и крупной растительной розеткой по центру. Ковернин-ский резной декор не имеет аналогов на территории Нижегородской области; отчасти он напоминает деревянное «сибирское барокко» Томска или Иркутска.

Своеобразие деревянного зодчества южной зоны Нижегородской области запечатлено в архитектуре Арзамаса (рис. 4). В рассматриваемый период это был второй город Нижегородской губернии, значимый духовный центр, знаменитый своими храмами и монастырями. Особенности арзамасской домовой резьбы определяли два основных фактора: богатый опыт иконостасного дела, развивавшегося здесь с XVII в., и школа академической живописи А.В. Ступина, действовавшая в 1802-1861 гг. Благодаря этому барочный и классицистический орнамент, используемый в отделке иконостасов и росписи интерьеров храмов, получил распространение и в декоре жилых домов [13]. Высокохудожественная пропильная моделированная резьба, выполненная с большим мастерством и чувством меры, украшала наличники окон, крыльца, фризовые доски. Филенчатые угловые лопатки служили фоном для резных виньеток, а свесы карнизов дополняли ажурные подзоры. Очелья наличников имели характерные фигурные карнизы с заостренным килевидным выступом или двумя волютами по центру [14]. Арзамасскому стилю резьбы присуще особенное изящество орнаментов на основе классической акантовой ветви, виноградной лозы, шнуровидных плетений и цепочек. Активно использовались и рокайльные мотивы: прихотливо изогнутые, разветвленные и сплетенные растительные побеги с листьями, цветки и плоды, виноградные грозди.

Неофициальным центром юго-западной части Нижегородской губернии выступало развитое торгово-промышленное село Павлово (ныне - город Пав-лово), ядро крупнейшего в России кустарного металлообрабатывающего района. «Кому не известны павловские изделия? Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком», - отмечал в середине XIX в. нижегородский писатель П.И. Мельников-Печерский [15]. Изготовление этих, казалось бы, утилитарных предметов быта требовало не только точности и сноровки, но и художественного вкуса.

Поэтому и запоминающийся архитектурный облик павловских деревянных домов отнюдь не случаен (рис. 5). Их особенностью был развитый, пластичный силуэт, который создавали разнообразные по форме аттики, щипцы и башенки. Крупные, несколько тяже-

ловесные наличники окон выполнялись в смешанной технике, предполагавшей формирование сложных композиций, составленных из отдельных элементов; некоторые детали украшались пропильной резьбой, «работавшей» на просвет или в наложении. Выявлено несколько устойчивых, повторяющихся типов наличников: с прямоугольным очельем, дополненным накладной аркой; с двухъярусным лучковым очельем; с килевидным перспективным очельем; с очельем в виде трех усеченных пирамид. Примечательны и крупные двухэтажные каменно-деревянные жилые дома с богатым резным убранством. Самым эффектным из них является дом А.И. Клокова, построенный в 1900-х гг. Нарядный, праздничный облик здания, напоминающего сказочный терем, выдержан в русском стиле, мощным импульсом к распространению которого стала Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г., проходившая в Нижнем Новгороде. Особенно же полюбились павловцам декоративные формы модерна, которые сохранялись вплоть до середины ХХ в. [16].

Таким образом, установлено существование тесных взаимосвязей между локализацией районов кустарных художественных промыслов Нижегородской губернии и эстетическими свойствами деревянных жилых домов середины XIX - начала ХХ в. На территории Нижегородской области выявлены основные центры своеобразного деревянного зодчества -Городец, Семенов, Ковернино, Арзамас, Павлово. Определены архитектурно-морфологические, архитектурно-стилевые и декоративные особенности жилых домов в каждом из этих населенных мест.

Выразительный архитектурный облик деревянных жилых домов в полной мере отражает жизнерадостность и полнокровность народного зодчества, обусловленную глубинными художественными традициями Нижегородской земли.

Список литературы

1. Лисицына А.В. Архитектура деревянных жилых домов Городца середины XIX - начала ХХ в. // Архитектурное наследство. 2017. № 66. С. 178-198.

2. Грачева Е.Е. Деревянные дома Нижнего. Архитектура деревянных и каменно-деревянных жилых домов Нижнего Новгорода XIX - начала ХХ в. Нижний Новгород: Кварц, 2015. 208 с.

3. Гельфонд А.Л. Концепции формирования комфортной городской среды малых исторических городов // Жилищное строительство. 2018. № 12. С. 31-35.

4. Кириченко Е.И. Русская деревянная застройка XIX в. как социально-исторический феномен. В кн.: Типология русского реализма второй половины XIX в. М.: Наука, 1990. С. 128-157.

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

5. Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник / Под ред. В.П. Фадеева. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. 287 с.

6. Советская Е.В. Декоративное убранство деревянных домов Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Литера, 2014. 100 с.

7. Зайцева З.А., Кириченко Е.И., Шепелев Ю.И. Деревянная архитектура Томска. М.: Советский художник, 1987. 152 с.

8. Горбачев В.Т. Архитектура сибирских городов XIX - начала ХХ века (опыт малоэтажного строительства). СПб.: Коло, 2016. 152 с.

9. Федоров В.В. Нижегородская домовая резьба. Н. Новгород: Литера, 2008. 160 с.

10. Городецкий район: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / Под ред. А.В. Лисицыной. Н. Новгород: Кварц, 2013. 504 с.

11. Званцев М.П. Заволжье. М.: Искусство, 1972. 111 с.

12. Бирюкова Е.А. Уездный город Семенов. Н. Новгород: Кварц, 2015.208 с.

13. Еремеев П.В. Арзамасские мастера: Рассказы о народном искусстве. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. 255 с.

14. Арзамас: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / Под ред. А.Л. Гельфонд. Н. Новгород: Кварц,2013.528 с.

15. Мельников П.И. Павловская промышленность // Москвитянин. 1851. № IV. С. 101-116.

16. Иллюстрированный каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Павловского района Нижегородской области / Под ред. А.В. Лисицыной. Н. Новгород: Кварц, 2015. 560 с.

References

1. Lisitsyna A.V. The architecture of wooden houses of Gorodets of the mid XIX - early XX centuries. Arkhitekturnoe nasledstvo. 2017. No. 66, pp. 178-198. (In Russian).

2. Gracheva E.E. Derevyannye doma Nizhnego. Arkh-itektura derevyannykh i kamenno-derevyannykh zhi-lykh domov Nizhnego Novgoroda XIX - nachala ХХ ve-kov [Wooden houses of Nizhnii. Architecture of wooden and stone-wooden houses of Nizhny Novgorod of the XIX - early XX centuries]. Nizhny Novgorod: Kvarts. 2015. 208 p.

3. Gel'fond A.L. The concepts of creation of a comfortable urban environment of small historic cities. Zhi-lishchnoe Stroiteistvo [Housing Construction]. 2018. No. 12, pp. 31-35. (In Russian).

4. Kirichenko E.I. Russkaya derevyannaya zastroika XIX v. kak sotsial'no-istoricheskii fenomen. V kn.: Tipologiya russkogo realizma vtoroi poloviny XIX v.

Подписано в печать 25.10.2019 Формат 60х881/8 Бумага «Пауэр» Печать офсетная Общий тираж 4000 экз.

[Russian wooden building of the XIX century as a so-cio-historical phenomenon. In the book: Typology of Russian realism of the second half of the XIX century]. Moscow: Nauka. 1990, pp. 128-157.

5. Pamyatniki istorii i kul'tury Gor'kovskoi oblasti: sprav-ochnik. Pod red. V.P. Fadeeva [Monuments of history and culture of the Gorky region: a guide. Edited by V.P. Fadeev]. Gor'kii: Volgo-Vyatskoe knizhnoe iz-datel'stvo. 1981. 287 p.

6. Sovetskaya E.V. Dekorativnoe ubranstvo derevy-annykh domov Nizhnego Novgoroda [Decoration of wooden houses in Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Litera. 2014. 100 p.

7. Zaitseva Z.A., Kirichenko E.I., Shepelev Yu.I. Derevyannaya arkhitektura Tomska [Wooden architecture of Tomsk]. Moscow: Sovetskii khudozhnik. 1987. 152 p.

8. Gorbachev V.T. Arkhitektura sibirskikh gorodov XIX - nachala XX veka (opyt maloetazhnogo stroi-tel'stva) [Architecture of Siberian cities of the XIX -early XX century (experience of low-rise construction)]. St. Petersburg: Kolo. 2016. 152 p.

9. Fedorov V.V. Nizhegorodskaya domovaya rez'ba [Nizhny Novgorod house carving]. Nizhniy Novgorod: Litera. 2008. 160 p.

10. Gorodetskii raion: illyustrirovannyi katalog pamyat-nikov istorii i kul'tury. Pod red. A.V. Lisitsynoi [Goro-detsky district: an illustrated catalogue of historical and cultural monuments. Edited by A.V. Lisitsyna]. Nizhny Novgorod: Kvarts. 2013. 504 p.

11. Zvantsev M.P. Zavolzh'e [Zavolzhye]. Moscow: Isk-usstvo. 1972. 111 p.

12. Biryukova E.A. Uezdnyi gorod Semenov [The County town Semyonov]. Nizhny Novgorod: Kvarts. 2015. 208 p.

13. Eremeev P.V. Arzamasskie mastera: rasskazy o nar-odnom iskusstve [Arzamas masters: stories about folk art]. Nizhny Novgorod: Volgo-Vyatskoe Book Publishing House. 1992. 255 p.

14. Arzamas: illyustrirovannyi katalog pamyatnikov istorii i kul'tury. Pod red. A.L. Gel'fond [Arzamas: an illustrated catalogue of historical and cultural monuments. Edited by A.L. Gel'fond]. Nizhny Novgorod: Kvarts. 2013. 528 p.

15. Mel'nikov P.I. Industry of Pavlovo. Moskvityanin. 1851. No. IV, pp. 101-116. (In Russian).

16. Illyustrirovannyi katalog ob"ektov kul'turnogo nasledi-ya (pamyatnikov istorii i kul'tury), raspolozhennykh na territorii Pavlovskogo raiona Nizhegorodskoi oblasti. Pod red. A.V. Lisitsynoi [Illustrated catalogue of cultural heritage objects (historical and cultural monuments) located on the territory of Pavlovsky district of Nizhny Novgorod region. Edited by A.V. Lisitsyna]. Nizhny Novgorod: Kvarts. 2015. 560 p.

Отпечатано в ООО «Полиграфическая компания ЛЕВКО» Набрано и сверстано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва, ул. Дружинниковская, д. 15 в РИФ «Стройматериалы»

В розницу цена договорная Верстка: Д. Алексеев, Н. Молоканова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.