Сохранение
архитектурного наследия
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
УДК 72.036
DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-8-40-45
О.В. ОРЕЛЬСКАЯ, д-р архитектуры ([email protected])
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Архитектура деревянных жилых домов рубежа Х1Х-ХХ вв. в Нижнем Новгороде
Статья носит обзорно-аналитический характер и посвящена показу памятников архитектуры регионального характера на примере деревянных жилых домов Нижнего Новгорода и пригорода, которые участвуют в формировании своеобразного облика древнего Нижнего Новгорода. В настоящее время приходится констатировать, что они являются исчезающим видом жилой архитектуры рубежа XIX и ХХ вв. Приведенные в статье примеры демонстрируют разные стилистические течения в архитектуре рассматриваемого времени (эклектику, стилизаторство - неорусский стиль, модерн). Показаны различные виды декора в виде глухой и пропильной сквозной резьбы. Необходимо обратить внимание на сохранение оставшихся деревянных домов, представляющих и региональное и российское историко-культурное наследие.
Ключевые слова: архитектура деревянных жилых домов, эпоха эклектики и модерна, объекты культурного наследия.
Для цитирования: Орельская О.В. Архитектура деревянных жилых домов рубежа Х1Х-ХХ вв. в Нижнем Новгороде // Жилищное строительство. 2019. № 8. С. 40-45. DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-8-40-45
O.V. ORELSKAYA, Doctor ofArchitecture ([email protected]) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya Street, 603950, Nizhny Novgorod)
Architecture of Wooden Houses of the Turn of the 19th — 20th Centuries in Nizhny Novgorod
The article is of a review-analytical nature and devoted to the display of architectural monuments of regional character on the example of wooden houses of Nizhny Novgorod and its suburbs, which are involved in the formation of a unique image of ancient Nizhny Novgorod. At present, we have to state that they are an disappearing type of residential architecture of the turn of the XIX and XX centuries. The examples given in the article demonstrate various stylistic trends in architecture with respect to time (eclecticism, stylization - neo-russian style, modern). Different types of décor in the form of a flat carving and through-carved work are shown. Attention should be paid to the preservation of the remaining wooden houses, representing both regional and Russian historical and cultural heritage.
Keywords: architecture of wooden houses, era of eclecticism and modernism, objects of cultural heritage.
For citation: Orelskaya O.V. Architecture of wooden houses of the turn of the 19th - 20th centuries in Nizhny Novgorod. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2019. No. 8, pp. 40-45. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0044-4472-2019-8-40-45
В настоящее время значительную культурную ценность в исторических городах России, практически за исключением столичных городов, представляют деревянные жилые дома, дошедшие до нас от XIX или начала XX в. Если в начале XX в. деревянная застройка в Нижнем Новгороде, городе с 800-летней историей, почти на 70% формировала городскую среду, то сейчас деревянная застройка составляет менее 5% [1-6]. Эти дома в настоящее время являются штучными. Если они не состоят в списках объектов культурного наследия (ОКН) регионального или федерального значения, то их судьба практически предрешена: в ближайшие десятилетия они исчезнут с улиц древнего города. Но надо понимать, что они придают особое своеобразие облику города, составляют одну из особенностей региональной архитектуры. Деревянная жилая усадебная застройка в XIX столетии в Нижнем Новгороде занимала равноправное положе-
4о| -
ние с каменной и каменно-деревянной. Она отражала свое время, демонстрируя в стилистическом отношении большое разнообразие, свойственное эклектике, стилизаторству и модерну. Городские жилые дома из дерева в провинции продолжали традиции народного зодчества, но при этом они приобретали своеобразие в связи с тем, что их выполняли профессионалы-архитекторы, сообщая им черты индивидуальности, господствовавших вкусов и стилей. Если в начале XIX в. облик городских домов отличался вариантами образцовых классических проектов, то начиная со второй половины XIX в. наблюдался отказ от них. Наряду с купеческими особняками появились деревянные доходные дома, которые подражали в архитектурных решениях фасадам каменных домов, выполненных по индивидуальным проектам [2]. Особенностью нижегородских деревянных домов рубежа XIX и XX вв. стало использование традиционной деревянной глу-
^^^^^^^^^^^^^ №'2019
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
Рис. 1. Летняя дача купца Н.А. Бугрова в пригороде Н. Новгорода (av-otus.livejournal.com)
хой (изначально корабельной) резьбы, характерной для народного зодчества, для народных художественных промыслов в Нижегородском Поволжье. Нижний Новгород всегда развивался в окружении густых лесных массивов. Дерево на протяжении многих веков оставалось основным строительным материалом. Немаловажным фактором, влиявшим на возведение городских деревянных жилых домов, было и старообрядчество (Нижний Новгород был вторым центром русского старобрядчества в России после Москвы) (Рудаков С.В. Старообрядческие толки и согласия на территории Нижегородской области. Режим доступа: https://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskie_soglasiya_ nijegorodskoiy_oblasti), составлявшее значительный процент жителей города и окрестностей, которое чтило традиции и предпочитало жить в экологически комфортных бревенчатых домах.
В деревянной архитектуре Нижнего Новгорода рассматриваемого времени нашел воплощение неорусский стиль, а именно его разновидность - народный, или фольклорный вариант. Он характеризовался интерпретацией форм и деталей культовых сооружений XVII в., крестьянской народной архитектуры, отличался богатством пластических деталей, резных узоров, живописным силуэтом. При всем многообразии декоративных элементов основное внимание сосредоточивалось на наличниках окон и крыльцах. Техника резьбы также была различной (глухая, пропиль-ная-сквозная, накладная, многослойная). Богатство декора придавало домам ощущение «дворцовости».
Под влиянием архитектуры деревянных павильонов в неорусском стиле на Всероссийской промыш-ленно-художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде и его окрестностях стали появляться аналогичные деревянные дома-особняки. Так, летняя дача нижегородского купца-старообрядца Н.А. Бугрова в пригороде Нижнего Новгорода по своим художественным качествам не уступает лучшим образ-
82019 ^^^^^^^^^^^^^
Рис. 2. Императорский павильон на ВПХВ-1896г., арх. А.Н. Померанцев (фото М.П. Дмитриева, 1896 г.)
цам и постройкам, выполненным в «русском стиле» ведущими архитекторами столицы. Реставрация дачи Н.А. Бугрова (рис. 1) была выполнена в 2008 г. авторским коллективом архитекторов под руководством проф. С.М. Шумилкина. Реставрационные работы были связаны с восстановлением покрытия дачи, декоративных элементов (карнизов, причелин, полотенец, декоративных поясов, накладных деталей), фрагментарно утраченных, по образцам существующих. В основу колористического решения было положено контрастное соотношение цветов, характерное для «русского стиля» (С.М. Шумилкин. История и реставрация дачи Н.А. Бугрова в Володарске. Режим доступа http://opentextnn.ru/space/littlesityes/volodarsk/).
Во время проведения в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. внимание нижегородского купечества и нижегородских зодчих привлек Императорский павильон (рис. 2) (арх. А.Н. Померанцев), выполненный из дерева и представлявший собой живописную композицию из разновеликих объемов, перекрытых высокими кровлями с ажурными металлическими гребнями, шатрами над башенками и резными крыльцами. Выразительный образ и силуэт павильона рождал ассоциации со средневековыми или сказочно-былинным русскими теремами, храмами и избами одновременно. Предназначался он для отдыха царской семьи во время посещения выставки [7].
Под влиянием архитектуры этого павильона в Нижнем Новгороде в 1890-е гг. выполнялись отдельные дома зажиточного нижегородского купечества. Среди них сохранившийся дом В.И. Смирнова на ул. Дальней, 15 (рис. 3). Объем дома простой геометрии в плане имеет богатую, объемную композицию венчающей части, создающую сложный силуэт. Фасады жилого дома асимметричны. Над левым риза- 41
Сохранение
архитектурного наследия
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
литом имеется мансарда, перекрытая полувальмовой кровлей, которая образует на главном фасаде трапециевидный фронтон, в тимпане которого располагается трехчастное окно. В мансарде над центральной частью уличного и дворового фасадов имеются небольшие балконы с парными столбиками, поддерживающими двускатный свес кровли. Акцентными элементами на главном фасаде являются крыльцо входа с двускатным навесом, поддерживаемым с двух сторон резными столбами, и вертикальный башенный объем, перекрытый шатром с проемами килевидной формы. Дом богато украшен пропильной резьбой. Многослойный резной фриз отделяет первый этаж от мансардного. Наличники окон имеют сходство с узорами народных вышивок или плетений кружев. В настоящее время идет реставрация дома.
В этот период отмечается усложнение рисунка и обилие декора даже в рядовых эклектических городских постройках по сравнению с традиционной народной резьбой на избах [8]. Также к распространенным приемам в архитектуре деревянного зодчества рассматриваемого времени относится сочетание народного и профессионального зодчества. Единственным сохранившимся в настоящее время в Нижнем Новгороде жилым домом эпохи эклектики второй половины XIX в., где сочетаются мотивы классицизма с декором в виде традиционной глухой резь-
42| -
бы [9-10], является жилой дом купца П.Д. Климова на ул. Б. Печерской, 35 (рис. 4), построенный архитектором Р.Я. Килевейном [11]. Одноэтажный деревянный на каменном цоколе с подвальным этажом дом на шесть световых осей по главному фасаду расположен по красной линии застройки ул. Б. Печерской, идущей от Кремля в сторону Печерского монастыря. Уличный фасад имеет подчеркнуто симметричное решение и высокую трехскатную кровлю. По бокам главного фасада имеются слегка выступающие ризалиты, перекрытые двускатными кровлями, образующими треугольные фронтоны (как дань ушедшему классицизму). По оси симметрии каждого ризалита расположено двухчастное окно (трансформированное итальянское). Стены первого и мансардного этажей деревянные рубленые, с дощатой обшивкой снаружи. Акцент сделан на декоративном оформлении этих ризалитов, где в качестве декора применена система вставок из ромбов и трапеций с растительным орнаментом в виде глухой резьбы. Окна в ризалитах имеют обрамление в виде отдельной от окна плоской рамки с орнаментом в виде плетенки. Под карнизом ризалита проходит фризовая доска с растительным рисунком. Близко к краям каждого ризалита расположены две вертикальные широкие доски, также имеющие глухую резьбу с рисунком в виде вазонов с растительным узором [11].
^^^^^^^^^^^^^ №'2019
Научно-технический и производственный журнал СТРОИТЕ, ньство Preservation of architectural heritage
Рис. 4. Жилой дом купца П.Д. Климова, ул. Б. Печерская, 35, арх. Р.Я. Килевейн: а — общий вид (фото автора); б — фрагмент фасада (фото автора)
Характерными для конца XIX в. являются распространенные городские жилые дома, которые нижегородское купечество стремилось украсить многослойной пропильной резьбой. Примером может служить дом купцов Лошкаревых на ул. Ильинской, 49 (рис. 5) (1870-е гг. - одноэтажный деревянный на каменном цоколе, с пятью световыми проемами по главному фасаду). Крыльцо расположено слева по уличному фасаду. Крошечная мансарда находится по оси симметрии. Под карнизом с кронштейнами и резным подзором имеется фриз с растительным орнаментом. Угловые пилястры украшены двумя тонкими ко-
лонками на пьедестале, поддерживающими резную «капитель» с профилированным антаблементом. Все внимание сосредоточено на наличниках, которые в верхней части имеют двойной прямой сандрик с треугольным подъемом по оси симметрии и многослойную резьбу. Боковые столбики наличников и нижняя подоконная часть также покрыты резьбой с растительным орнаментом [12]. Академик Е.И. Кириченко справедливо дает высокую оценку произведениям русского деревянного зодчества XIX в., сравнивая их с дворцами петербургского барокко, для которых характерна парадность, праздничность, эмоциональ-
Рис. 5. Дом купцов Лошкаревых, ул. Ильинская, 49: а — общий вид (фото автора); б — фрагмент фасада (фото автора)
8'2019 ~ 43
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
_"_
Рис. 6. Доходный дом купца Н.Е. Березина (1914—1915), ул. Маслякова, 14: а — общий вид (фото автора); б — фрагмент фасада (фото автора)
ная сила художественного выражения, щедрое использование декора [13].
Следующими примерами деревянных жилых домов начала XX в. стали доходные дома, выполненные в новом стиле модерн. Своеобразным явлением в архитектурной жизни нестоличного города можно считать и «деревянный модерн», который практически отсутствует в обеих столицах. Термин «деревянный модерн» имеет условный характер: в рамках этого направления закрепились местные традиции строительства домов. Xарактерными чертами нижегородских деревянных домов в стиле модерн служат плавные изогнутые очертания кровли, причудливый рисунок дверей, обрамлений окон и выступающих эркеров. Венчающие части выступающих башенок, эркеров и ризалитов усиливают живописное впечатление. Местные мастера отказываются от пышной резной орнаментики. Эти здания обладают сдержанным декором, или он отсутствует вовсе. Построение планов определяется компактной композицией, близкой к квадрату. Комнаты группируются вокруг центрального помещения холла или столовой. В качестве примера можно привести доходный дом купца Н.Е. Березина (1914-1915) на ул. Маслякова, 14. Фасад двухэтажного бревенчатого деревянного дома, обшитого досками, строг и рационалистичен, и только вздыбленная форма крыши придает ему экспрессивный характер (рис. 6). Драматизация скрытой внутренней энергии модерна здесь выражается в двух мощных всплесках, которые прорывают карниз и устремляются вверх, образуя асимметричный запоминающийся пластический абрис дома. Консоли в виде плавных линий поддерживают вынос необычной кровли. Вход в здание акцентируется крыльцом с односкатным навесом над ним, поддерживаемым
ажурными кронштейнами. «Головной убор» здания придает ему живописное звучание, усиливая контраст напряжения со спокойной плоскостью фасада, не дополненного декором [14].
Все меньше и меньше остается в городе образцов деревянных домов эпохи эклектики, неорусского стиля и «деревянного модерна» [15-16]. Дерево не вечный материал. Загнивают срубы, разрушается и исчезает архитектурный декор. Но необходимость сохранности деревянной исторически ценной застройки в Нижнем Новгороде очевидна, к сожалению, только специалистам. Должно прийти понимание, что деревянные жилые дома - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры.
Список литературы
1. Грачева Е.Е. Деревянные дома Нижнего. Архитектура деревянных и каменно-деревянных жилых домов Нижнего Новгорода XIX - начала XX в. Н. Новгород: Кварц,2015.208 с.
2. Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX - начала XX века. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. 138 с.
3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.: Стройиздат. Ленинградское отд-ние, 1981. 128 с.
4. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Т. 1. Гражданское зодчество. М.: Искусство, 1983. 287 с.
5. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н. Новгород: Бегемот, 2013. 106 с.
6. Шумилкин С.М., Шумилкин А.С. Реставрация жилых домов купцов Марковых в Нижнем Нов-
44
8'2019
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
городе // Жилищное строительство. 2018. № 12. С.41-44.
7. Виноградова Т.П. Глазами очевидца. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года. Н. Новгород: Кварц, 2016. 77 с.
8. Худин А.А. Эклектика. Н. Новгород: Бегемот,
2017. 150 с.
9. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев: Архитектурно-художественные памятники старинных волжских городов XII-XX вв. М.: Искусство, 1987. 76 с.
10. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала ХХ в.: Энциклопедия Нижегородского края. Н. Новгород: РИЦ «Нижегородские новости», 1994. 197 с.
11. Нижний Новгород: Иллюстрированный каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Н. Новгород, 2018. Кн. 2. 376 с.
12. Орельская О.В., Петряев С.В. Улица Ильинская: в русле старого Започаинья. Н. Новгород: Бегемот,
2018. 125 с.
13. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVII - начала XX века. М.: Галарт, 1997. 178 с.
14. Орельская О.В. Модерн. Н. Новгород: Бегемот, 2018. 119 с.
15. Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего. Н. Новгород: Кварц, 2008. 264 с.
16. Повитухин С.Б. Родной Нижний. Н. Новгород: Дятловы горы, 2015. 272 с.
References
1. Gracheva E.E. Dereviannye doma Nizhnego. Arkh-itektura dereviannykh i kamenno-dereviannykh zh-ilykh domov Nizhnego Novgoroda XIX - nachala XX veka [Wooden houses of Nizhny Novgorod. Architecture of wooden and stone-wooden houses of Nizhny Novgorod H1H - the beginnings of the 20th centuries]. N. Novgorod: Kvarts, 2015. 208 p.
2. Bubnov Iu.N. Arkhitektura Nizhnego Novgoroda se-rediny XIX - nachala XX veka [Architecture of Nizhny Novgorod the middle of H1H - the beginning of the XX century]. N. Novgorod: Volgo-Viatskoe kn. izd-vo, 1990. 138 p.
3. Milchik M.I., Ushakov Yu.S. Derevyannaya arhitektu-ra russkogo Severa. Stranicy istorii [Wooden architecture of the Russian North. Pages of history]. Leningrad: Strojizdat, Leningradskoe otdelenie. 1981. 128 p. (In Russian).
8'2019 ^^^^^^^^^^^^^
4. Opolovnikov A.V. Russian wooden architecture. Vol. 1. Civil architecture [Russian wooden architecture. V. 1. Civil architecture]. Moscow: Iskusstvo, 1983. 287 p.
5. Nizhnij Novgorod. Istoricheskoe i kul'turnoe nasledie [Nizhny Novgorod. Historical and cultural heritage]. Nizhny Novgorod: Begemot, 2013. 106 p.
6. Shumilkin S.M., Shumilkin A.S. Restoration of residential houses of merchants Markov in Nizhny Novgorod. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 12, pp. 41-44. (In Russian).
7. Vinogradova T.P. Glazami ochevidtsa. Vserossiiskaia promyshlennaia i khudozhestvennaia vystavka 1896 goda [Eyes of the eyewitness. All-Russian industrial and art exhibition of 1896]. N. Novgorod: Kvarts, 2016. 77 p.
8. Hudin A.A. Eklektika [Eclecticism]. Nizhny Novgorod: Begemot, 2017. 150 p.
9. Agafonov S.L. Gor'kii. Balakhna. Makar'ev (Arkhitek-turno-khudozhestvennye pamiatniki starinnykh volzh-skikh gorodov XII-XX vekov) Balakhna. Makaryev (Architectural and art monuments of the ancient Volga cities of the 12-20th centuries)]. Moscow: Iskusstvo, 1987. 76 p.
10. Filatov N.F. Nizhnii Novgorod. Arkhitektura XIV - nachala XX vv. Entsiklopediia nizhegorodskogo kraia [Nizhny Novgorod. Architecture of XIV - the beginning of the 20th centuries. Encyclopedia of the Nizhny Novgorod region]. N. Novgorod: Nizhegorodskie nov-osti, 1994. 197 p.
11. Nizhnii Novgorod. Illiustrirovannyi katalog ob"ektov kul'turnogo naslediia (pamiatnikov istorii i kul'tury) [Nizhny Novgorod. The illustrated catalog of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments)]. N. Novgorod, 2018. Kn. 2. 376 p.
12. Orel'skaia O.V., Petriaev S.V. Ulitsa Il'inskaia:v rusle starogo Zapochain'ia [Ulitsa Ilyinskaya: in line with old Zapochainya]. N.Novgorod: Begemot, 2018. 125 p.
13. Kirichenko, E.I. Russkii stil'. Poiski vyrazheniia nat-sional'noi samobytnosti. Narodnost' i natsional'nost' Traditsii drevnerusskogo i narodnogo iskusstva v russkom iskusstve XVIII - nachala XX veka [Russian style. Search of expression of national originality. Nationality and nationality of Tradition of Old Russian and folk art in the Russian art of XVII - the beginnings of the XX century]. Moscow: Galart. 1997. 178 p.
14. Orel'skaya O.V. Modern [Modernist style]. Nizhny Novgorod: Begemot, 2018. 119 p.
15. Naumova O.I. 100 biografij domov Nizhnego [100 biographies of houses of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Kvartc, 2008, 264 p.
16. Povituhin S.B. Rodnoj Nizhnij [Native Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Dyatlovy gory, 2015. 272 p.
- 45