Научная статья на тему 'Архитектурный облик Дома культуры имени В. П. Чкалова (1939-1940) в г. Чкаловске Нижегородской области'

Архитектурный облик Дома культуры имени В. П. Чкалова (1939-1940) в г. Чкаловске Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
511
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ДОМ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ В.П. ЧКАЛОВА (1939-1940) / АРХИТЕКТОР А.А. ЯКОВЛЕВ / СКУЛЬПТОР А.В. КИКИН / ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ / ГОРОД ЧКАЛОВСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / ARCHITECTURAL CHARACTER / THE HOUSE OF CULTURE NAMED AFTER V.P. CHKALOV (1939-1940) / ARCHITECT A. YAKOVLEV / SCULPTOR A.V. KIKIN / POSTCONSTRUCTIVISM / CHKALOVSK / NIZHNY NOVGOROD REGION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Волкова Елена Михайловна

Исследование рассматривает проблемы историко-культурного наследия Чкаловского района Нижегородской области на примере архитектурного облика Дома культуры имени В.П. Чкалова общественного здания в стиле постконструктивизм, построенного в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева, типологически отвечавшего социальным требованиям своей эпохи, сегодня памятника регионального значения. Проанализирована история строительства Дома культуры, в облике которого гармонично воплотились характерные тенденции российского зодчества 1940-х гг. возвращение к неоклассике через опыт конструктивизма, что проявилось в масштабе здания с крупными членениями и динамичными формами; симметричном плане, напоминающем очертаниями самолет; использовании монументальной симметрии главного фасада, деталей классического ордера в качестве декора экстерьера и интерьеров; символики государства: пятиконечной звезды на шпиле башни-бельведера, горельефов герба СССР в обрамлении знамен и знаков авиации на главном фасаде, серпа и молота. К особенностям архитектурного облика Дома культуры можно отнести: удачное местоположение здания рядом с мемориальным музеем В.П. Чкалова, позволившее сформировать целостный ансамбль историко-культурного наследия летчика; обращенность главного фасада постройки в сторону Волги, украшенного горельефным портретом В.П. Чкалова, выполненным скульптором А.В. Кикиным; правильно выбранный масштаб здания доминанты метроритмической композиции ул. Чкалова, формирующей панораму города Чкаловска, видимую с Волги. Архитектурный облик ул. Чкалова в исследуемом месте является примером морфотипической сохранности фрагментов среды середины 1940-х гг., благодаря присутствию в нем: типичных для этой местности малоэтажных жилых домов, среди них дома-музея В.П. Чкалова; ангара самолетов, Дома культуры, комплексная реконструкция которого будет способствовать сохранению историко-культурного наследия, улучшению качеств жизни населения, повышению туристической и инвестиционной привлекательности Чкаловского района Нижегородской области. Предмет исследования: архитектурный облик Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске Нижегородской области, построенного в стиле постконструктивизм в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева. Цели: определение места Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске среди памятников архитектуры Чкаловского района Нижегородской области, среди объектов подобного стиля; описание истории строительства здания; комплексный анализ его архитектурного облика, включая объемно-планировочное решение, функциональное зонирование интерьеров, декор; выработка рекомендаций по реконструкции объекта. Материалы и методы: методологической основой работы является системный подход в единстве анализа и синтеза, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные характеристики архитектурного облика Дома культуры. Для обобщения материалов, полученных из литературных источников, использовался библиографический анализ, для натурного обследования фотофиксация и графоаналитический анализ. Результаты: комплексное рассмотрение архитектурного облика Дома культуры имени В.П. Чкалова, введение в научный обиход данных о постройке в стиле постконструктивизм: истории ее создания, стилистике, объемно-планировочном решении, функциональном зонировании интерьеров, декоре. Определение места Дома культуры среди памятников архитектуры Чкаловского района Нижегородской области, среди объектов подобного стиля, выработка рекомендаций по реконструкции объекта. Выводы: результаты исследования могут лечь в основу документов, необходимых для создания проекта реконструкции Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске. Комплексная реконструкция объекта исследования с развитием его прежних функций будет способствовать улучшению качества социальной жизни местного населения, сохранению историко-культурного наследия, формирующего панораму Чкаловска, видимую с Волги, повышению туристической привлекательности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL APPEARANCE OF THE CULTURE HOUSE NAMED AFTER V.P. CHKALOV (1939-1940) IN THE TOWN OF CHKALOVSK OF NIZHNY NOVGOROD REGION

This research is important as it considers problems of historical and cultural heritage of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, represented mainly by religious buildings of the XVII early XX centuries, by the example of architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov the public building in the style of postconstructivism, built in 1939-1940 by the design of architect A.A. Yakovlev, typologically fully meeting social requirements of its time and being a monument of regional value nowadays. We analyzed the construction history of the Culture House in the look of which the characteristic tendencies of Russian architecture of the 1940s were embodied a return to neo-classics through the experience of constructivism, which manifested itself in the scale of the building with large divisions and dynamic forms; a symmetric plan resembling, by its outline, an aircraft; the use of monumental symmetry of the main facade, details of the classic order as a decor of the exteriors and interiors; the symbols of the state: a five-pointed star on the steeple of the belvedere tower, the high reliefs of the USSR coat-of-arms framed with banners and aviation signs on the main facade, the sickle and hammer. Architectural appearance of the Culture House features: good location of the building near the Memorial Museum of V.P. Chkalov which made it possible to form a complete ensemble of historical-cultural heritage of the pilot; facing of the main faсade of the building to the direction of Volga, decorated with a high relief portrait of V.P. Chkalov made by the sculptor A.V. Kikin; correctly selected scale of the building which is the dominant of metrorhythmic composition of Chkalov street that forms a panorama of the town of Chkalovsk, visible from Volga. Architectural appearance of Chkalov street in the studied place is an example of morphotypical preservation of fragments of the environment of mid 1940s due to the presence of: low-rise residential buildings typical for this area, among them is the House-Museum of V.P. Chkalov; aircraft hangar; the Culture House the complex reconstruction of which will contribute to the preservation of historical and cultural heritage, improving the quality of life of the population, increase of touristic and investment attractiveness of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region. Subject: architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk of Nizhny Novgorod region built in the style of postconstructivism in 1939-1940 by the design of architect A.A. Yakovlev. Goals: determination of the place of the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk among the architectural monuments of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, among the buildings of similar style; description of building’s construction history; a comprehensive analysis of its architectural appearance which includes space-planning solution, functional zoning of the interiors, decor; development of recommendations on reconstruction of the building. Materials and methods: methodological basis of this work is the systems approach in the unity of analysis and synthesis that allows us to consider the main characteristics of architectural appearance of the Culture House in interrelations. For summarizing the materials obtained from literature sources, bibliographic analysis was used; for field survey photographic fixation and graphical and analytical analysis were used. Results: comprehensive analysis of architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov; introduction, into scientific usage, of the data about the building in the style of postconstructivism: the history of its creation, stylistics, space-planning solution, functional zoning of the interiors, décor; determination of the place of the Culture House among the architectural monuments of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, among the buildings of similar style; development of recommendations on reconstruction of the building. Conclusions: results of this research can form the basis of documents required for creation of project of reconstruction for the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk. Complex reconstruction of this examined building with development of its former functions will contribute to improvement of quality of social life of local population, preservation of historical and cultural heritage that forms the panorama of Chkalovsk, visible from Volga, increase of touristic attractiveness of this town.

Текст научной работы на тему «Архитектурный облик Дома культуры имени В. П. Чкалова (1939-1940) в г. Чкаловске Нижегородской области»

УДК 719:72.03 (470.341) DOI: 10.22227/1997-0935.2017.9.971-980

архитектурный облик дома культуры

имени в.п. чкалова (1939-1940) в г. чкаловске нижегородской области1

Е.М. Волкова

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65

АННОТАцИЯ. Исследование рассматривает проблемы историко-культурного наследия Чкаловского района Нижегородской области на примере архитектурного облика Дома культуры имени В.П. Чкалова — общественного здания в стиле постконструктивизм, построенного в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева, типологически отвечавшего социальным требованиям своей эпохи, сегодня — памятника регионального значения. Проанализирована история строительства Дома культуры, в облике которого гармонично воплотились характерные тенденции российского зодчества 1940-х гг. — возвращение к неоклассике через опыт конструктивизма, что проявилось в масштабе здания с крупными членениями и динамичными формами; симметричном плане, напоминающем очертаниями самолет; использовании монументальной симметрии главного фасада, деталей классического ордера в качестве декора экстерьера и интерьеров; символики государства: пятиконечной звезды на шпиле башни-бельведера, горельефов герба СССР в обрамлении знамен и знаков авиации на главном фасаде, серпа и молота. К особенностям архитектурного облика Дома культуры можно отнести: удачное местоположение здания рядом с мемориальным музеем В.П. Чкалова, позволившее сформировать целостный ансамбль историко-культурного наследия летчика; обращенность главного фасада постройки в сторону Волги, украшенного горельефным портретом В.П. Чкалова, выполненным скульптором А.В. Кикиным; правильно выбранный масштаб здания — доминанты метроритмической композиции ул. Чкалова, формирующей панораму города Чкаловска, видимую с Волги. Архитектурный облик ул. Чкалова в исследуемом месте является примером морфотипической сохранности фрагментов среды середины 1940-х гг., благодаря присутствию в нем: типичных для этой местности малоэтажных жилых домов, среди них дома-музея В.П. Чкалова; ангара самолетов, Дома культуры, комплексная реконструкция которого будет способствовать сохранению историко-культурного наследия, улучшению качеств жизни населения, повышению туристической и инвестиционной привлекательности Чкаловского района Нижегородской области.

Предмет исследования: архитектурный облик Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске Нижегородской области, построенного в стиле постконструктивизм в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева. цели: определение места Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске среди памятников архитектуры Чкаловского района Нижегородской области, среди объектов подобного стиля; описание истории строительства здания; комплексный анализ его архитектурного облика, включая объемно-планировочное решение, функциональное зонирование интерьеров, декор; выработка рекомендаций по реконструкции объекта.

Материалы и методы: методологической основой работы является системный подход в единстве анализа и синтеза, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи основные характеристики архитектурного облика Дома культуры. Для обобщения материалов, полученных из литературных источников, использовался библиографический анализ, для натурного обследования — фотофиксация и графоаналитический анализ.

Результаты: комплексное рассмотрение архитектурного облика Дома культуры имени В.П. Чкалова, введение в научный обиход данных о постройке в стиле постконструктивизм: истории ее создания, стилистике, объемно-плани- ф ровочном решении, функциональном зонировании интерьеров, декоре. Определение места Дома культуры среди О памятников архитектуры Чкаловского района Нижегородской области, среди объектов подобного стиля, выработка j рекомендаций по реконструкции объекта.

Выводы: результаты исследования могут лечь в основу документов, необходимых для создания проекта рекон- X струкции Дома культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске. Комплексная реконструкция объекта исследования g с развитием его прежних функций будет способствовать улучшению качества социальной жизни местного населения, г сохранению историко-культурного наследия, формирующего панораму Чкаловска, видимую с Волги, повышению О туристической привлекательности города. ^

о

КЛЮчЕВыЕ СЛОВА: архитектурный облик, Дом культуры имени В.П. Чкалова (1939-1940), архитектор А.А. Яков- О лев, скульптор А.В. Кикин, постконструктивизм, город Чкаловск Нижегородской области

00

2

ДЛЯ цИТИРОВАНИЯ: Волкова Е.М. Архитектурный облик дома культуры имени В.П. Чкалова (1939-1940) О в г. Чкаловске Нижегородской области // Вестник МГСУ. Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 9 (108). С. 971-980.

V 3

у

(О 1

)

1 Автор глубоко признателен уважаемым рецензентам.

© Е.М. Волкова 971

ARCHITECTURAL APPEARANCE OF THE CULTURE HOUSE NAMED AFTER V.P. CHKALOV (1939-1940) IN THE TOWN OF CHKALOVSK OF NIZHNY NOVGOROD REGION

E.M. Volkova

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65 Il'inskaya str., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation

ABSTRACT. This research is important as it considers problems of historical and cultural heritage of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, represented mainly by religious buildings of the XVII — early XX centuries, by the example of architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov - the public building in the style of postconstructivism, built in 1939-1940 by the design of architect A.A. Yakovlev, typologically fully meeting social requirements of its time and being a monument of regional value nowadays.

We analyzed the construction history of the Culture House in the look of which the characteristic tendencies of Russian architecture of the 1940s were embodied — a return to neo-classics through the experience of constructivism, which manifested itself in the scale of the building with large divisions and dynamic forms; a symmetric plan resembling, by its outline, an aircraft; the use of monumental symmetry of the main facade, details of the classic order as a decor of the exteriors and interiors; the symbols of the state: a five-pointed star on the steeple of the belvedere tower, the high reliefs of the USSR coat-of-arms framed with banners and aviation signs on the main facade, the sickle and hammer.

Architectural appearance of the Culture House features: good location of the building near the Memorial Museum of V.P. Chkalov which made it possible to form a complete ensemble of historical-cultural heritage of the pilot; facing of the main facade of the building to the direction of Volga, decorated with a high relief portrait of V.P. Chkalov made by the sculptor A.V. Kikin; correctly selected scale of the building which is the dominant of metrorhythmic composition of Chkalov street that forms a panorama of the town of Chkalovsk, visible from Volga.

Architectural appearance of Chkalov street in the studied place is an example of morphotypical preservation of fragments of the environment of mid 1940s due to the presence of: low-rise residential buildings typical for this area, among them is the House-Museum of V.P. Chkalov; aircraft hangar; the Culture House the complex reconstruction of which will contribute to the preservation of historical and cultural heritage, improving the quality of life of the population, increase of touristic and investment attractiveness of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region.

Subject: architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk of Nizhny Novgorod region built in the style of postconstructivism in 1939-1940 by the design of architect A.A. Yakovlev. Goals: determination of the place of the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk among the architectural monuments of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, among the buildings of similar style; description of building's construction history; a comprehensive analysis of its architectural appearance which includes space-planning solution, functional zoning of the interiors, decor; development of recommendations on reconstruction of the building. Materials and methods: methodological basis of this work is the systems approach in the unity of analysis and synthesis that allows us to consider the main characteristics of architectural appearance of the Culture House in interrelations. For summarizing the materials obtained from literature sources, bibliographic analysis was used; for field survey — photographic fixation and graphical and analytical analysis were used.

Results: comprehensive analysis of architectural appearance of the Culture House named after V.P. Chkalov; introduction, into scientific usage, of the data about the building in the style of postconstructivism: the history of its creation, stylistics, space-planning solution, functional zoning of the interiors, décor; determination of the place of the Culture House among the architectural monuments of Chkalovsky district of Nizhny Novgorod region, among the buildings of similar style; development of recommendations on reconstruction of the building.

Conclusions: results of this research can form the basis of documents required for creation of project of reconstruction for the Culture House named after V.P. Chkalov in the town of Chkalovsk. Complex reconstruction of this examined building with development of its former functions will contribute to improvement of quality of social life of local population, preservation of historical and cultural heritage that forms the panorama of Chkalovsk, visible from Volga, increase of touristic attractiveness О of this town.

IE

KEY WORDS: architectural character, the House of culture named after V.P. Chkalov (1939-1940), architect A. Yakovlev, 10 sculptor A.V. Kikin, postconstructivism, Chkalovsk, Nizhny Novgorod region

<N

т- FOR CITATION: Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik doma kul'tury imeni V.P. Chkalova (1939-1940) v g. Chkalovske

Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Appearance of the Culture House Named after V.P. Chkalov (1939-1940) in the Town О of Chkalovsk of Nizhny Novgorod Region]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering].

I- 2017, vol. 12, issue 9 (108), pp. 971-980.

*

О

s

H ВВЕДЕНИЕ хитектуры, большая часть которых представлена

каменными [1-6] и деревянными [7] культовыми jj Чкаловский район расположен на северо-запа- зданиями XVII — начала XX вв. [1-7]. Ф де Нижегородской области, на правом берегу реки В облике поволжского города Чкаловска, не

®® Волги, к его территории относятся памятники ар- относящегося к числу исторических городов, есть

00 о

дом-музей В.П. Чкалова, в котором родился летчик, ангар, где выставлены самолеты, связанные с его судьбой. Рядом расположен памятник регионального значения — Дом культуры имени В.П. Чкалова, построенный в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева в стиле постконструктивизма, с горельефным портретом В.П. Чкалова на главном фасаде, выполненным скульптором А.В. Кикиным.

Вышеперечисленное наследие тоже относится к контекстной архитектурной среде Чкаловского района Нижегородской области, которое важно сохранить [8, 9]. Комплексная реконструкция историко-культурного наследия Чкаловского района с развитием его прежних функций способствовала бы улучшению качеств социальной жизни местного населения, развитию туристического рынка, повышению туристической привлекательности региона даже в условиях нестабильности внешней экономической среды [10, 11].

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности развития архитектуры региона рассматривали исследования [12-16]. Проблемы паспортизации объектов культурного наследия Чка-ловского района поднимались неоднократно, так, изучаемому объекту посвящено издание [17].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Менее века назад в 1920-1930 гг. в России населенные пункты застраивались зданиями в стиле конструктивизм, сочетавшем социальную направленность, выраженную появлением новых типов

зданий для жизни и отдыха победившего пролетариата, продвинутые технологии, инженерные системы того времени [12]. Основные стандарты этого стиля были реализованы в 3-5-этажных постройках, в новых типах зданий, не имевших прототипов в прошлые времена: рабочих клубах, домах-коммунах, Дворцах труда, советов, фабриках-кухнях и др. Использовались индустриальные строительные технологии, железобетонные конструкции; объемно-планировочные решения зданий часто создавались на основе симметрии, на сочетании разных по композиции объемов, геометрически правильных форм в плане (прямоугольник, круг), либо в виде ассоциативных композиций, например, напоминающих самолет и т.д.; на фасадах, отделанных терразитовой штукатуркой, располагались большие застекленные поверхности окон, выявлялись конструкции [14]. Конструктивизм в те годы стал ведущим стилистическим направлением, который имел четкую архитектурную концепцию: зависимость формы от функциональной организации пространства, конструкции, ориентация на новую социальную программу [14, с. 59]. Индустриализация способствовала концентрации небольших новых городов вблизи крупного промышленного центра и созданию взаимосвязанных населенных мест [14, с. 57]. В 1920-1930-е гг. и в Нижегородской области появлялись здания в стиле конструктивизма. Свой досуг советский человек того времени должен был проводить в залах для собраний, читальнях и рабочих клубах, приобщаясь к новой культуре; чтобы отвечать подобным целям, учреждения должны были быть многофункциональными, совмещающими залы для демонстрации кинофильмов, театральных постановок, проведения собраний, спортивных

Рис. 1. Г. Чкаловск, улица им. В.П. Чкалова с указанием объектов культурного наследия (ситуационный план)

00

Ф

0 т

1

S

*

о

У

Т

о 2

К)

В

г

3

у

о *

9

Рис. 2. Дом культуры им. В.П. Чкалова. Главный северо-восточный фасад. Фото автора, 2011 г.

00 О

О >

с во

О! ^

2 о

н *

О

X 5 I н о ф ю

Рис. 3. Дом культуры им. В.П. Чкалова. Северо-западный фасад (ул. Чкалова). Фото автора, 2011 г.

мероприятий и т.д. Строительство очагов культуры: рабочих клубов, народных домов и домов культуры, — в соцгородах и рабочих поселках в районе Нижнего Новгорода носило массовый характер и отражало переход к конструктивному объемно-пространственному мышлению [14, с. 60-61]. В конце 1930-х гг. регулярно культовые здания меняли функциональное назначение, например в 1938 гг. Предтеченская церковь поселка Катунки Чкалов-ского района была переоборудована под клуб имени В.П. Чкалова, на открытие которого приезжал сам

легендарный летчик; сегодня узнаваемой остается лишь алтарная часть церкви в многофункциональном общественном здании [3].

В городе Чкаловске в 1940 г. в стиле постконструктивизма было построено здание Дома культуры имени В.П. Чкалова, которое типологически полностью отвечало социальным требованиям своей эпохи. Сегодня это здание является визуальным акцентом малоэтажной застройки ул. Чкалова (рис. 1), расположенной параллельно берегу Горьковского водохранилища — части реки Волги, вытянувшись

С. 971-980

с юго-востока на северо-запад. На ней сосредоточены основные памятники архитектуры и истории города: дом-музей В.П. Чкалова, в котором родился прославленный летчик, ангар, где выставлены самолеты, связанные с его судьбой, один из главных элементов заповедной зоны — монументальное здание Дома культуры имени В.П. Чкалова (рис. 2, 3). В районе мемориального музея, перед Домом культуры сформирована площадь, раскрытая в сторону Горьковского водохранилища, на которой с 1984 г. стоит монумент — самолет МИГ, расположенный на динамичном треугольном постаменте, создающем впечатление скорого взлета машины.

Можно отметить, что архитектурный облик улицы имени В.П. Чкалова города Чкаловска в исследуемом месте является примером морфотипи-ческой сохранности фрагментов среды середины 40-х гг. XX в. благодаря присутствию в нем: типичных для этой местности малоэтажных жилых домов, среди них дома-музея В.П. Чкалова; ангара самолетов, заменившего ветхого предшественника с сохранением основных объемно-планировочных характеристик постройки; Дома культуры, как неизменного акцента композиции улицы со времени его постройки — 1940 г.

Решение о строительстве Дома культуры в Чка-ловске было принято постановлением СНК СССР и стало частью компании по увековечению памяти выдающегося летчика-испытателя, создателя советской школы высшего пилотажа, Героя Советского Союза В.П. Чкалова (1904-1938). Сметная стоимость реализации проекта определялась в 1 млн 956 тыс. руб., площадка под строительство была выбрана на высоком правом берегу Волги, в непосредственной близости от дома, где родился и жил летчик. При отводе места под Дом культуры планировалось очистить набережную от старых построек (амбаров), помимо самого здания было

Рис. 4. Дом культуры им. В.П. Чкалова (план первого этажа)

запланировано строительство собственной электростанции, так как мощности судостроительного завода им. Ленина не могли обеспечить электроэнергией новый крупный объект райцентра. В августе 1939 г. был утвержден проект Наркомпросом РСФСР, но строительные работы начались раньше — 1 июня 1939 г. под руководством инженера А.И. Черепова, их завершение планировалось к 15 декабря — годовщине гибели В.П. Чкалова. Сроки изменились в связи с перебоями в снабжении стройки, недостатком рабочей силы, открытие Дома культуры состоялось 1 сентября 1940 г., в рамках мероприятий, посвященных третьей годовщине переименования бывшей Василевой Слободы в Чкаловск.

Дом культуры был построен в 1939-1940 гг. по проекту архитектора А.А. Яковлева в стиле постконструктивизма. Симметричный план здания с боковыми крыльями клубных помещений и спортивным блоком за центральной башней напоминает очертаниями самолет (рис. 4), при взгляде на Дом культуры с высоты птичьего полета кажется, что этот «самолет» готов взлететь над Волгой. Архитектору удалось правильно выбрать масштаб здания: его крупные членения и динамичные формы хорошо смотрятся с просторов Горьковского водохранилища. Горельефный портрет Чкалова на главном фасаде был выполнен скульптором А.В. Кикиным. Несколько перегруженный декоративными деталями облик здания отразил творческие поиски архитекторов начала 40-х гг. XX в., а также индивидуальность А.А. Яковлева, до этого построившего ряд интересных зданий в стиле постконструктивизма. Среди общественных зданий, выполненных ранее в стиле постконструктивизма в г. Горьком, можно назвать здание пожарного депо на ул. Пушкина (арх. А.А. Яковлев, 1938), здание гостиницы «Центральная» на ул. Коминтерна (арх. А.А. Яковлев, 1936), Дом студентов ГИИВТа на ул. Пискунова (арх. А.А. Яковлев, 1936) и др. [15]. В этих постройках художественное начало выступает фундаментальным критерием интеграции, определяя качества среды, авторской концепции и произведения [18, с. 26]. Советские архитекторы в 1920-е гг. практически все прошли через эксперименты советского авангарда, изучив его формально-эстетические особенности, но в 1930-е гг. происходит возврат к симметричным композициям, к композиционным приемам неоклассики, поиск новых декоративных средств [16, с. 53]. Постконструктивизм — это не просто возвращение к неоклассике, а творческое стремление к ней (не всегда осознанное) через опыт конструктивизма [19]. К концу 1930-х гг. уже существенно изменилась вся творческая направленность советской архитектуры — творческие поиски постепенно перемещались в сферу создания репрезентативных художественных образов и освоения архитектурных форм прошлого [19, с. 89]. Эти характерные тенденции были выражены и в ар-

00

Ф

0 т

1

S

*

о

У

Т

о 2

К)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

г 3

у

о *

9

Рис. 5. Дом культуры имени В.П. Чкалова. фрагмент интерьера первого этажа: вестибюль. Фото И.С. Агафоновой, 2006 г.

хитектурном облике здания Дома культуры имени В.П. Чкалова — зрелой постройке архитектора А.А. Яковлева.

К особенностям архитектурного облика Дома культуры можно отнести удачное местоположение рядом с мемориальным музеем В.П. Чкалова, позволившее сформировать ансамбль историко-культурного наследия знаменитого летчика; обращенность главного фасада, украшенного уникальным горельефным портретом Валерия Павловича Чкалова с наградами, выполненным скульптором А.В. Кикиным, в сторону Горьковского водохранилища; правильно выбранный масштаб здания-доминанты метроритмической композиции панорамы Чкаловска.

При реализации проект здания был осуществлен с изменениями: предполагаемая 35-метровая высота шпиля была существенно сокращена, зри-О тельный зал, рассчитанный на 480 мест, был умень-w шен до 450, было изменено первоначальное назна-® чение некоторых помещений, по краям парадной лестницы главного входа были расположены гип-^ совые скульптуры, на главном фасаде была установ-2 лена мемориальная доска с текстом «Дом культуры 10 построен в 1940 году по постановлению Совета На-СЧ родных Комиссаров Союза ССР от 23.12.1938 года в память великого летчика Валерия Павловича Чка-q лова». С момента своего открытия данный объект Н сразу превратился в центр культурно-массовой работы района: уже к началу 1941 г. его посетило свыше 50 тыс. человек, там были организованы круж-2 ки художественной самодеятельности, регулярно £ устраивались просмотры спектаклей и кинофильмов, в годы Великой Отечественной войны в его jj здании размещался госпиталь. Ф Здание Дома культуры кирпичное с подвалом ®® формируется тремя прямоугольными в плане объ-

■ в*-1 ж

Рис. 6. Дом культуры имени В.П. Чкалова. Зрительный зал и его люстра. Фото И.С. Агафоновой, 2006 г.

емами разной этажности, сгруппированными по продольной оси. Главный трехэтажный 12-метровый фасад с 34 окнами, обращенный в сторону реки, венчает трехъярусная квадратная в плане башня-бельведер с двумя открытыми смотровыми площадками, выход на которые обеспечивается внутренней винтовой лестницей. Башня увенчана шпилем с пятиконечной звездой из нержавеющей стали, ее нижний ярус окружен колоннадой, вторая смотровая площадка ограничена балюстрадой с вазонами по углам, в ее верхнем ярусе под карнизом с моду-льонами проходит широкий фриз с изображением летящих самолетов, выполненный в технике контррельефа. Центральный объем с главным входом украшен лепниной, напоминающей о мемориальном характере здания, ее выразительность усиливается к верхним ярусам: по обе стороны от балкона помещены изображения серпа и молота, в простенке между вторым и третьим этажами расположен горельефный портрет В.П. Чкалова (в центре) с наградами по сторонам, в верхнем ярусе находится герб СССР в обрамлении знамен и знаков авиации. Композиция главного фасада симметрична, с обеих сторон к его центральной части примыкают протяженные крылья, расчлененные пилястрами дорического

С. 971-980

ордера. Строгие почти квадратные оконные проемы с трехчастной расстекловкой обрамлены простыми рамочными наличниками, в уровне третьего этажа усложненными замковыми камнями. По периметру скатной кровли тянется венчающий карниз, над которым имеется балюстрада. В ризалите, выделенном насыщенными пластикой фризовыми поясами, расположен главный вход с тремя филенчатыми дверями: центральными двухстворчатыми, по сторонам — одностворчатыми, над ним находится балкон на кронштейнах. К центральному входу ведет широкая лестница. Архитектурный облик остальных фасадов здания, покрытых терразитовой штукатуркой, обработанных рустом, расчлененных пилястрами, объединенных венчающим карнизом большого выноса упрощен и в целом аналогичен боковым крыльям.

Внутренняя планировка частей здания различна, ее ядром являются зрительный зал со сценой, вестибюль, обширный холл и фойе перед залом, расположенные на продольной оси. Интерьеры помещений сохранились практически в первоначальном виде (рис. 5, 6). В зрительном зале особый интерес представляет декор потолка в виде плафона в профилированной раме с круглой розеткой в центре и обрамляющие его по периметру зала кессоны с розеттами, развитые карнизы и богатая рама вокруг портала сцены дополняют пышный и разнообразный декор помещения. С противоположной стороны от сцены в уровне антресолей находятся небольшие помещения кинопроекционной, операторской, аппаратурной и прочие, по сторонам от сцены и над ней имеются дополнительные помещения, соединенные вспомогательными лестницами. Выходы из зрительного зала устроены по три с северной и южной сторон. На первом этаже трехэтажной части здания располагаются вестибюль и холл, в который выходят гардеробные и кассы. Вестибюль перекрыт железобетонными плитами, ритмично расчлененными кессонами и опирающимися на круглые колонны. Стены холла украшены пилястрами, кессоны обрамлены лепными карнизами и декорированы розетками, сохранились филенчатые двери, полы из керамической плитки. По сторонам фойе устроены лестницы со скромным ограждением из металлических прутьев в помещения второго и третьего этажей. Планировка на втором и третьем этажах коридорная, двусторонняя: в комнатах, обращенных к улице Чкалова, размещены залы музея и административные помещения (кабинеты директора, хранителя, администратора и др.). В двухэтажной (хвостовой) части здания находятся библиотека, репетиционные и прочие помещения вспомогательного характера. С дворового фасада имеется самостоятельный выход, оформленный пологим фронтоном. В подвале под зрительным залом располагалась котельная, которая в настоящее время не используется.

ВЫВОДЫ

Повторим сделанные выводы:

1. Архитектурный облик улицы имени В.П. Чкалова города Чкаловска в исследуемом месте является примером морфотипической сохранности фрагментов среды середины 40-х гг. XX в. благодаря присутствию в нем типичных для этой местности малоэтажных жилых домов, среди них дома-музея В.П. Чкалова, ангара самолетов, Дома культуры, как неизменного акцента композиции улицы со времени его постройки.

2. Дом культуры имени В.П. Чкалова стал зрелой постройкой архитектора А.А. Яковлева в стиле постконструктивизма, в облике которого воплотились характерная тенденция советского зодчества того времени — возвращение к неоклассике, что проявилось в масштабе здания с крупными членениями и динамичными формами; симметричном плане, напоминающем очертаниями самолет; использовании монументальной симметрии главного фасада, деталей классического ордера в качестве декора экстерьера и интерьеров; символики советского государства. Здание Дома культуры кирпичное с подвалом сформировано тремя прямоугольными в плане объемами разной этажности, сгруппированными по продольной оси.

3. К особенностям архитектурного облика Дома культуры можно отнести: удачное местоположение здания рядом с мемориальным музеем В.П. Чкалова, позволившее сформировать целостный ансамбль историко-культурного наследия знаменитого летчика; обращенность главного фасада, украшенного уникальным горельефным портретом Чкалова с наградами, в сторону реки Волги; правильно выбранный масштаб здания-доминанты метроритмической композиции панорамы Чкаловска, видимой с Волги.

Результаты данного исследования могут лечь в основу документов, необходимых для создания проекта реконструкции здания. При реконструкции архитектурного облика Дома культуры должны применяться следующие принципы: преемственности в материалах и технологиях, функциях здания с учетом современных потребностей населения и экономического развития территории; формирования внешнего вида объекта в соответствии с его стилистикой и архитектурным замыслом автора архитектора А.А. Яковлева; прогнозирования развития облика с учетом воздействий окружающей среды; модернизации технических систем в соответствии с современными возможностями и стандартами без ущерба для облика здания и долговечности конструкций.

Комплексная реконструкция Дома культуры имени В.П. Чкалова с развитием его прежних функций будет способствовать сохранению историко-культурного наследия, повышению туристической и инвестиционной привлекательности Чкаловского района и Нижегородской области в целом.

00

Ф

0 т

1

S

*

о

У

Т

о 2

К)

В

г

3 У

о *

9

литература

со о

0 >

с

10

01 ^

s о

H >

о

X

s

I h

о ф

1. Волкова Е.М. Архитектурный облик села Пу-рех Чкаловского района Нижегородской области // Великие реки' 2012 : тр. конгр. 14-го междунар. науч.-пром. форума: в 3-х т. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. С. 496-499.

2. Волкова Е.М. Архитектурный облик церквей села Вершилова Чкаловского района Нижегородской области // Приволжский научный журнал. 2016. № 4 (40). С. 110-118.

3. Волкова Е.М. Архитектурный облик Пред-теченской церкви в п. Катунки Чкаловского района Нижегородской области // Приволжский научный журнал. 2016. № 3 (39). С. 85-93.

4. Волкова Е.М. Архитектурный облик церкви Рождества Христова в селе Новинки Чкаловского района Нижегородской области // Великие реки' 2013 : тр. конгр. 15-го междунар. науч.-пром. форума: в 3-х т. Т. 3. Н. Новгород : ННГАСУ, 2014. С. 199-201.

5. Волкова Е.М. Архитектурный облик Воскресенской церкви в деревне Матренино Чкалов-ского района Нижегородской области // Великие реки' 2015 : тр. конгр. 17-го междунар. науч.-пром. форума: в 3 т. Т. 3. Н. Новгород : ННГАСУ, 2016. С. 215-218.

6. Волкова Е.М. Архитектурный облик Спа-со-Преображенской церкви в селе Сицкое Чкалов-ского района Нижегородской области // Великие реки' 2016 : тр. конгр. 18-го междунар. науч.-пром. форума: в 3 т. Т. 3. Н. Новгород : ННГАСУ, 2017. С. 246-249.

7. Волкова Е.М. Архитектурный облик деревянной церкви Покрова (1780 г.) деревни Мили-но Чкаловского района Нижегородской области // Приволжский научный журнал. 2017. № 2 (42). С. 208-212.

8. Орельская О.В. Методы изучения истории архитектуры // Приволжский научный журнал. 2013. № 1. С. 85-88.

9. Батюта Е.М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода. Н. Новгород : ННГАСУ, 2010. 232 с.

Поступила в редакцию в июне 2017 г. Принята в доработанном виде в августе 2017 г. Одобрена для публикации в сентябре 2017 г.

10. Chebykina M.V., Shatalova T.N., Bobko-va E. Yu., Zhirnova T.V. Simulation of market conditions and business technologies. Montreal, Accent graphics communications, 2015.

11. Chertykovtsev V.K., Grigoryants I.A., Chebykina M.V. et al. Principles and mechanisms of retail management in conditions of instability of the external environment. Yelm, WA : Science Book Publishing House, 2015.

12. Батюта Е.М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода : дис. ... канд. арх. Н. Новгород, 2004. 245 с.

13. АндреевМ.А., Волкова Е.М. Стандарты стиля конструктивизм в архитектуре начала XX века в Нижнем Новгороде // VI Всероссийский фестиваль науки : сб. докл. Н. Новгород : ННГАСУ, 2016. С. 316-320.

14. Орельская О.В. Соцгород Дзержинск. Становление советской архитектуры // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. 2013. № 16. С. 56-73.

15. Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде. Н. Новгород : Промграфика, 2005. 192 с.

16. Орельская О.В. Между конструктивизмом и неоклассицизмом в Нижегородской архитектуре 1930-х годов // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. 2011. № 14. С. 52-60.

17. Агафонова И.Л., Абросимова А.Ю., Краснов В.В. Г. Чкаловск, Дом культуры имени В.П. Чкалова: паспорт объекта культурного наследия. Н. Новгород : Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, 2007.

18. Дуцев М.В. Концепция «полей» художественной интеграции в новейшей архитектуре // Вестник МГСУ. 2013. № 2. С. 22-28.

19. Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов. М. : Архитектура-С, 2007. 104 с. (Творцы авангарда)

Об авторе: Волкова Елена Михайловна — кандидат архитектуры, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ),

603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, skynn@mail.ru.

references

1. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik sela Purekh Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of the Purekh Village of the Chkalovsky Rayon of the Nizhny Novgorod Oblast]. Velikie reki' 2012 : trudy kongressa 14-go mezhdunarodnogo nauch-no-promyshlennogo foruma [Great Rivers' 2012 : Proceedings of the Congress of the 14th International Scientific and Industrial Forum]: 3 vols. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2013, pp. 496-499. (In Russian)

2. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik tserkvey sela Vershilova Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of Churches in the Vershi-lovo Village of the Chkalovsk District of the Nizhny Novgorod Region]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2016, no. 4 (40), pp. 110-118. (In Russian)

3. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik Predtech-enskoy tserkvi v p. Katunki Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of the Precursor Church In the Catunky Settlement of the Chkalovsk District of the Nizhny Novgorod Region]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2016, no. 3 (39), pp. 85-93. (In Russian)

4. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik tserkvi Rozhdestva Khristova v sele Novinki Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of the Church of the Nativity in the Novinki Village of the Chkalovsky rayon of the Nizhny Novgorod Oblast]. Velikie reki' 2013 : Trudy kongressa 15-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma [Great Rivers' 2013 : Proceedings of the Congress of the 15th International Scientific and Industrial Forum]: 3 vols. Vol. 3. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2014, pp. 199-201. (In Russian)

5. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik Voskre-senskoy tserkvi v derevne Matrenino Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of the Resurrection Church in the Matrenino Village of Chkalovsky Rayon, Nizhny Novgorod Oblast]. Velikie reki' 2015 : Trudy kongressa 17-go mezhdunar. nauch.-prom. foruma [Great Rivers' 2015 : Proceedings of the Congress of the 17th International Scientific and Industrial Forum]: 3 vols. Vol. 3. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2016, pp. 215-218. (In Russian)

6. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik Spaso-Preobrazhenskoy tserkvi v sele Sitskoe Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [Architectural Image of the Savior-Transfiguration Church in the Sitskoe Village of the Chkalovsky Rayon of the Nizhny Novgorod Oblast]. Velikie reki' 2016 : Trudy kongressa 17-go mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma [Great Rivers' 2016 : Proceedings of the Congress of

the 18th International Scientific and Industrial Forum]: 3 vols. Vol. 3. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2017, pp. 246-249. (In Russian)

7. Volkova E.M. Arkhitekturnyy oblik dere-vyannoy tserkvi Pokrova (1780 g.) derevni Milino Chkalovskogo rayona Nizhegorodskoy oblasti [The Architectural Image of the Church of Protection of the Virgin (1780) in Milino Village of the Chkalovsk District of the Nizhny Novgorod Region]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2017, no. 2 (42), pp. 208-212. (In Russian)

8. Orel'skaya O.V. Metody izucheniya istorii arkhitektury [The Methods of Studying the History of Architecture]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal]. 2013, no. 1, pp. 85-88. (In Russian)

9. Batyuta E.M. Osobennosti formirovaniya arkhitekturnogo oblika istoricheskikh ulits Nizhnego Novgoroda [Features of the Architectural Appearance of the Historical Streets of Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2010, 232 p. (In Russian)

10. Chebykina M.V., Shatalova T.N., Bobko-va E. Yu., Zhirnova T.V. Simulation of Market Conditions and Business Technologies. Montreal, Accent graphics communications, 2015.

11. Chertykovtsev V.K., Grigoryants I.A., Chebykina M.V. et al. Principles and Mechanisms of Retail Management in Conditions of Instability of the External Environment. Yelm, WA, Science Book Publishing House, 2015.

12. Batyuta E.M. Osobennosti formirovaniya arkhitekturnogo oblika istoricheskikh ulits Nizhnego Novgoroda : dissertatsiya ... kandidata arkhitektury |]|| [Features of the Formation of the Architectural Ap- C pearance of the Historical Streets of Nizhny Novgorod: H Thesis of Candidate of Architecture]. Nizhny Novgorod, s 2004, 245 p. (In Russian) *

13. Andreev M.A., Volkova E.M. Standarty stilya p konstruktivizm v arkhitekture nachala XX veka v Nizh- q nem Novgorode [Standards of Constructivism Style in X the Architecture of the Early Twentieth Century in Nizh- 0 ny Novgorod]. VI Vserossiyskiy festival' nauki: sbornik g dokladov [VI All-Russian Science Festival : Collected i Reports]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State X University of Architecture and Civil Engineering, 2016, ^ pp. 316-320. (In Russian)

14. Orel'skaya O.V. Sotsgorod Dzerzhinsk. C Stanovlenie sovetskoy arkhitektury [Sotsgorod Dz- X erzhinsk. Formation of Soviet Architecture]. Vestnik ® Volzhskogo regional 'nogo otdeleniya Rossiyskoy aka- i demii arkhitektury i stroitel'nykh nauk [Bulletin of the 8 Volga Regional Branch of the Russian Academy of

Architecture and Construction Sciences]. 2013, no. 16, pp. 56-73. (In Russian)

15. Orel'skaya O.V. Arkhitektura epokhi sovetsk-ogo avangarda v Nizhnem Novgorode [Architecture of the Soviet Avant-Garde Era in Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod, Promgrafika Publ., 2005, 192 p. (In Russian)

16. Orel'skaya O.V. Mezhdu konstruktivizmom i neoklassitsizmom v Nizhegorodskoy arkhitekture 1930-kh godov [Between Constructivism and Neo-classicism in the Nizhny Novgorod Architecture of the 1930s]. Vestnik Volzhskogo regional'nogo otdeleniya Rossiyskoy akademii arkhitektury i stroitel 'nykh nauk [Bulletin of the Volga Regional Branch of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences]. 2011, no. 14, pp. 52-60. (In Russian)

17. Agafonova I.L., Abrosimova A.Yu., Kras-nov V.V. G. Chkalovsk, Dom kul'tury imeni V.P. Chkalo-va: pasport ob"ekta kul'turnogo naslediya [Chkalov Culture House: Passport of the Cultural Heritage Site]. Nizhny Novgorod, Department of State Protection of Objects of Cultural Heritage of the Nizhny Novgorod Oblast, 2007.

18. Dutsev M.V. Kontseptsiya «poley» khu-dozhestvennoy integratsii v noveyshey arkhitekture [Concept of "Fields" as the Basis for Integration of Art in Contemporary Architecture]. VestnikMGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 2, pp. 22-28. (In Russian)

19. Khan-Magomedov S.O. Il'ya Golosov [Ilya Golosov]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2007, 104 p. (Tvortsy avangarda [Creators of the Avant-Garde]) (In Russian)

Received in June 2017.

Adopted in revised form in August 2017.

Approved for publication in September 2017.

About the author: Volkova Elena Mikhaylovna — Candidate of Architecture, Associate Professor, Department of Standard and Engineering Graphic, Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), 65 Ilyinskaya st., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; skynn@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00 О

0 >

с

IQ

01 ^

S о

H >

о

X

s

I h О Ф 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.