Научная статья на тему 'Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил'

Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
559
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА НЕОКЛАССИЦИЗМА / NEOCLASSICAL STYLE / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ / NIZHNY TAGIL / ARCHITECTURAL HERITAGE / ДЕКОР / DECOR / СИМВОЛИКА / "СТАЛИНСКИЙ АМПИР" / LISM / STALIN''S EMPIRE STYLE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бахтина Екатерина Ринатовна

Исследование посвящено изучению декора и символики архитектурного наследия неоклассицизма. В статье приведены исторические предпосылки формирования стилевых особенностей, рассмотрены наиболее значимые образцы зданий неоклассицизма, которые являются существенной составляющей образа города Нижний Тагил. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции фасадов и сделана фотофиксация. Исследование декора и символики неоклассицизма позволит выявить региональные особенности стиля, что весьма актуально в современное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Neo-Classicism in Architecture of Nizhniy Tagil

Research is carried out into the study of decor and symbolism of the architectural neoclassical style heritage. The article presents the historical background of the formation of stylistic features, the most significant examples of neo-classical buildings which are an essential part of Nizhny Tagil image. The paper describes on-site investigations of objects, graphic reconstruction of facades and photographic images. Investigations of the decor and symbolism of the neoclassical style allows detecting regional style distinctions that is very important nowadays.

Текст научной работы на тему «Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил»

УДК 72.03

БАХТИНА ЕКАТЕРИНА РИНАТОВНА, аспирант, artproject@pochta. т

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23

ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ

Исследование посвящено изучению декора и символики архитектурного наследия неоклассицизма. В статье приведены исторические предпосылки формирования стилевых особенностей, рассмотрены наиболее значимые образцы зданий неоклассицизма, которые являются существенной составляющей образа города Нижний Тагил. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции фасадов и сделана фотофиксация. Исследование декора и символики неоклассицизма позволит выявить региональные особенности стиля, что весьма актуально в современное время.

Ключевые слова: архитектура неоклассицизма; архитектурное наследие г. Нижний Тагил; декор; символика; «сталинский ампир».

EKATERINA R. BAKHTINA, Research Assistant, artproject@pochta. ru

Ural State Academy of Architecture and Arts,

23, Karl Liebknecht Str., 620075, Ekaterinburg, Russia

SOVIET NEO-CLASSICISM IN ARCHITECTURE OF NIZHNIY TAGIL

Research is carried out into the study of decor and symbolism of the architectural neoclassical style heritage. The article presents the historical background of the formation of stylistic features, the most significant examples of neo-classical buildings which are an essential part of Nizhny Tagil image. The paper describes on-site investigations of objects, graphic reconstruction of facades and photographic images. Investigations of the decor and symbolism of the neoclassical style allows detecting regional style distinctions that is very important nowadays.

Keywords: neoclassical style; architectural heritage; Nizhny Tagil; decor; symbolism; Stalin's Empire style.

Нижний Тагил, исторически являющийся крупнейшим индустриальным и музейным центром Уральского региона, согласно Указу Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 включен в список исторических городов России. Признанием Нижний Тагил обязан трехвековой истории одного из старейших центров горного дела, отечественной и мировой металлургии. Формирование архитектурно-планировочной структуры города в целом и его отдельных элементов определено совокупностью конкретных исторических, экономических и природно-географических факторов [1, с. 9].

Имея неизмеримые природные богатства, территория Нижнего Тагила интенсивно развивалась и со временем превратилась в один из крупных про-

© Бахтина Е.Р., 2016

мышленных центров Урала. Последовательное насыщение города мощными промышленными предприятиями укрепило социальную направленность и структуру рабочего города [2, с. 10].

В удаленных от центра страны промышленных городах Урала в 1930-1950-х гг. формирование отношения к политическим верхам осуществлялось посредством образов и символов. Архитектура стала приоритетным видом искусства, наиболее точно отражавшим характер власти. Переосмысление архитектурной классики, привнесение «новых» технических деталей и острых композиционных решений, влияние власти на творчество в интересах государства сыграли важную роль в становлении неоклассицизма.

Господствующая партийная идеология, трансформировавшая исторические традиции, проявилась в формализации черт стиля и повсеместном применении образов и форм с советской символикой.

Призванные утверждать власть деталировка, декор и символика имели большое значение и несли смысловую нагрузку в культурно-просветительских целях. Архитекторы, создающие архитектурные проекты, прославляющие величие и красоту сталинской эпохи, стали активными участниками в переустройстве городов и сельских населенных пунктов.

В области архитектуры в Нижнем Тагиле в 1930-1950-х гг. были созданы произведения, которые по своему глубокому идейному содержанию, социально-политическому смыслу, а также новизне и богатству форм способствовали возникновению своеобразного этапа в зодчестве СССР [3, с. 7]. Особого внимания в г. Нижний Тагил заслуживает ряд объектов гражданского и промышленного назначения, отличающихся величественностью архитектурно-планировочных решений и помпезностью фасадного декора.

Характерными чертами данного направления в Нижнем Тагиле стали синтез искусств - архитектуры, скульптуры и живописи; активное применение в решениях экстерьеров и интерьеров ордеров, нередко высотой колонн в несколько этажей с коринфскими и композитными капителями; выявление пространства колоннадами; разнообразные высококачественные отделочные материалы наружных стен, в том числе руст и барельефы; символика государственной власти и атрибуты классических форм; пышность и торжественность в оформлении интерьеров.

Фасады жилых домов, выходившие на центральные улицы, декорировались с особой нарочитостью (колонны, богатая лепнина, вазоны) и имели высококачественную отделку. Видоизменяясь, декоративные элементы приобретают вид, типичный для неоклассики. Нередко типовые решения зданий, умело насыщенные декором, превращались в уникальные архитектурно-художественные произведения.

В центральной части города Нижний Тагил - Ленинском районе -наблюдается значительное количество жилых домов, демонстрирующих индивидуальные решения и имеющих неповторимый вид. Особого внимания заслуживают проспект Ленина и проспект Строителей - парадные магистрали, соединяющие центральную площадь и вокзал. Характерной особенностью застройки жилых кварталов в период с 1948 по 1958 гг. было то, что жилые дома строились целыми кварталами (рис. 1), внутри которых в едином ком-

плексе были решены вопросы благоустройства, организация досуга взрослых и детей. Застройка жилых районов перемежается школами, детскими садами, поликлиниками, комплексность подтверждает наличие стадиона в районе, здания библиотеки, кинотеатра [4, с. 80]. Итак, «городская планировка стала общественной потребностью и из искусства, которым интересовались некоторые, стала наукой, обязательной для всех» [5, с. 19].

Рис. 1. Проект детальной планировки центрального район г. Нижний Тагил (М 1:2000), разработан ИСПТИ ГОРСТРОЙПРОЕКТ СССР. Главный архитектор Мостаков, арх. Голубев. Фото из личного архива Е.Р. Бахтиной, 2015 г.

Вдоль главных проспектов периметральная застройка имела четыре этажа с повышением до пяти-семи этажей на пересечениях, внутри кварталов и на второстепенных улицах - три этажа. Целостность застройки была достигнута благодаря искусной работе зодчих со всей страны, поиски и решения которых привели к единству масштабности, увязке этажности и горизонтальных членений, применению в качестве связующих элементов арочных проездов, украшенных пилястрами и полуколоннами с ордерными композициями, гранеными башенками и ажурными решетками [6, с. 9].

Жилой дом по пр. Ленина, 23/ ул. Красноармейская, 40, построенный в 1950-х гг. по проекту архитектора Г.П. Беспамятных, - безусловно, один из лучших примеров расцвета неоклассики в г. Нижний Тагил (рис. 2). Особую торжественность пятиэтажному зданию с башнями по углам придают наружная отделка стен и пышный декор. Красный цвет стен, символизирующий подъем духа советского народа, словно очертил границу между старой «кри-воульной» купеческой застройкой и новыми постройками.

Объединяющим элементом композиционного решения фасадов этого здания стали горизонтальные связи и повторяющиеся элементы декора с изображением звезды в венке из стилизованных листьев лавра, переплетен-

ного лентами, по краям композиции обвивающими рог изобилия с цветами и фруктами (рис. 3). По фризу дома идет орнамент чередующихся мотивов пятиконечных звезд над гирляндами и рогов изобилия, обращенных друг к другу вогнутыми сторонами, благодаря чему образуется своеобразный венок (рис. 4). Разделены оба элемента орнамента мотивами горящих факелов. Также в декоративном убранстве фасадов «красного дома» встречается мотив простой розетки - тондо с листьями аканта.

Рис. 2. Жилой дом по пр. Ленина, 23 / ул. Красноармейская, 40 (1950-е гг.). Архитектор Г.П. Беспамятных. Фото 1989 г. [7, с. 8]

Й II' 1 I I

Рис. 3. Фрагмент барельефа жилого дома по пр. Ленина, 23 / ул. Красноармейская, 40 (1950-е гг.). Архитектор Г.П. Беспамятных [7, с. 17]

Декоративное убранство жилого дома, выражающее идею торжества советского народа, является прекрасным примером выражения идеологических установок посредством архитектуры.

Рис. 4. Фрагмент орнамента фриза с изображением пятиконечных звезд над гирляндами, рогов изобилия и факелов на фасаде жилого дома по пр. Ленина, 23 / ул. Красноармейская, 40 (1950-е гг.). Архитектор Г.П. Беспамятных [7, с. 16]

Характерной чертой внешнего облика жилых зданий стали надстроенные над зданиями башни, не только расставляющие акценты и фиксирующие пересечения главных городских магистралей, но и позволяющие разнообразить планировочные решения (рис. 5, 6). Башни символизировали стремление к будущей лучшей жизни горожан и свидетельствовали о стремлении народа приблизиться к политическому олимпу.

Рис. 5. Жилой дом по ул. Оплетина, 1 / ул. Фрунзе, 34 (1950-е гг.). Архитектор Г.П. Беспамятных. Фото Е.Р. Бахтиной, 2010 г.

Неоднократно в застройке центрального района города применяли прием парадной пространственной композиции - курдонер, например - жилые дома по пр. Ленина, 44, 46, 48 (рис. 7); пр. Ленина, 63, 67, 69; ул. Карла Маркса, 75, 77, 79 [8, с. 30].

Рис. 6. Оформление башни жилого дома по ул. Оплетина, 1 / ул.Фрунзе, 34 (1950-е гг.). Архитектор Г.П. Беспамятных [7, с. 73]

Рис. 7. Жилые дома по пр. Ленина, 44, 46, 48 (1948 г.). Архитектор Я. Свирский. Фото 1950-х гг. из личного архива Е.Р. Бахтиной, 2015 г.

Наиболее распространенными приемами придания фасадам пластичности и объемности становятся колоннады и эркеры. Подчеркивая симметричность композиций, расставляя акценты в членении фасадов, задавая ритм, эти элементы напоминают о классических композициях. Разнообразная компоновка эркеров, в группировке с балконами и лоджиями, позволила создать образ выразительной архитектуры (рис. 8).

Рис. 8. Главный фасад жилого дома по пр. Вагоностроителей, 21/15 (1950-е гг.). Архитектор неизвестен [7, с. 109]

Торжественность и парадность в решении фасадов жилых и общественных зданий по-прежнему подчеркнута ордером. «Большой ордер», зачастую поставленный на высокий цоколь, символизировал мощь и нерушимость победившего социализма и акцентировал центральную часть фасада. Ось композиции симметричных ордерных решений обычно совпадала с парадным входом (рис. 9).

Рис. 9. Фрагмент главного фасада гостиницы «Металлург», 1950 г. Архитектор неизвестен. Фото Е.Р. Бахтиной, 2011 г.

Неоклассический ордер, состоящий из традиционных вертикальных (колонны, полуколонны, пилястры) и горизонтальных (карнизы, фризы, антаблемент) элементов, имел собственные художественные детали, отличающие его от классических традиций.

Неотъемлемой частью декора зданий стали богато украшенные рельефной лепниной оконные и дверные проемы, а также «фальшбалконы» и балконы, иногда украшенные вазонами и шарами (рис. 10, 11).

Значительную роль в выражении идеологии в неоклассике сыграли скульптурные композиции. Чаще всего скульптуры и статуи соответствовали тематике труда, науки и искусства и были посвящены героическим подвигам народа в Великой Отечественной войне. В качестве примера можно привести

здание Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (рис. 12), Дворец культуры металлургов (рис. 13) [9, с. 192], Дворец культуры имени Ю.А. Гагарина (архитектор неизвестен, 1962 г.), Дворец культуры Рудника имени III Интернационала (архитектор неизвестен, 1954 г.), Дворец культуры имени И.В. Окунева (архитектор Э.М. Залесская, 1958 г.). В оформлении фронтонов культурно-просветительских зданий часто применялись рельефные украшения. Сюжет, как правило, по теме соотносился с предполагаемым функциональным назначением здания или же посвящен счастливому советскому быту.

Рис. 11. Оформление окон боковых фасадов жилого дома по ул. Космонавтов, 32 (1952 г.). Архитекторы Г.П. Беспамятных, Т.Н. Дрямина, М.И. Федоряко [7, с. 78]

.м. «¡г Жл р,л Vт ¡г4 V V5 Ш ш Ш

Рис. 12. Чертеж главного фасада Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка (1955 г.). Архитектор А. Тарасенко [7, с. 120]

Рис. 13. Чертеж главного фасада Дворца культуры металлургов (1953 г.). Архитектор В.В. Емельянов [7, с. 134]

В целом можно отметить, что некогда разработанная архитектурно-градостроительная концепция реконструкции города сформировала его структуру словно гигантскую метафору победы и триумфа, что не может не заслуживать внимания.

Основные репрезентативные объекты в стиле неоклассицизма в г. Нижний Тагил, известные среди горожан и приезжих, сформировали большой культурный пласт и стали одним из символов города [10]. Прорыв, осуществленный государством в области архитектуры и градостроительства в 1930-1950-е гг., впечатляет своими решениями, масштабом и охватом территорий.

В основе региональной специфики архитектурных решений величественных общественных зданий в промышленных городах Урала, в том числе

и в г. Нижний Тагил, лежит принцип их размещения при крупнейших градообразующих промышленных предприятиях. Большое значение имели и корпоративные амбиции «гигантов» социалистической индустрии, обеспечивших победу собственного народа в Великой Отечественной войне. Дворцы культуры при этом выступали визитной карточкой предприятия. Так, Дворец культуры металлургов Нижнетагильского металлургического комбината или Дворец культуры имени И.В. Окунева Уральского вагоностроительного завода по своему масштабу, монументальности и качеству декоративного оформления не уступали столичным той эпохи и могут быть отнесены к уникальным объектам культурного наследия России. Выражение политических тезисов и системы ценностных ориентиров руководящего звена явилось предпосылкой к индивидуальному подходу, проведению конкурсного отбора на создание проектов, активным творческим поискам лучших зодчих страны.

Промышленный фактор Урала как «опорного края» державы способствовал не только привлечению государственных инвестиций в социальную сферу индустриальных центров, но и прорыву провинциальной архитектуры на передовые рубежи зодчества этой эпохи.

Проблема сохранения архитектурно-градостроительного и историко-культурного наследия весьма актуальна в настоящее время в связи с малой изученностью, поэтому требуется дальнейшее исследование и более углубленная проработка наследия с целью его реабилитации.

Библиографический список

1. Национальный горнозаводской парк Среднего Урала: зонирование, памятники промышленности, архитектуры, истории и культуры, музейное строительство / М-во культуры Свердл. обл. и др. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. - 168 с.

2. Грядов, А.В. Нижний Тагил - из прошлого в будущее / А.В. Грядов, А.В. Мальцев. -Нижний Тагил : Репринт, 1999. - 78 с.

3. Иовлева, Е.В. Неоклассицизм в архитектуре Свердловска: 1930-1950 гг. : автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

4. Советская архитектура за 50 лет / Л.И. Кириллова, И.В. Иванова, В.Н. Калмыкова [и др.]. - М. : Стройиздат, 1968. - 496 с.

5. Семенов, В.Н. Благоустройство городов / В.Н. Семенов. - М. : Типография П.П. Рябу-шинского, 1912. - 232 с.

6. Звагельская, В.Е. Неоклассицизм советской эпохи в памятниках архитектуры Свердловской области / В.Е. Звагельская. - Екатеринбург : НИ-ИМК, 2011. - 160 с.

7. Холодова, Л.П. Архитектура неоклассицизма г. Нижнего Тагила / Л.П. Холодова, Л.И. Козлова, Е.Р. Бахтина. - Екатеринбург : Архитектон, 2014. - 214 с.

8. Стригалев, А.А. Нижний Тагил: жилищно-гражданское строительство / А.А. Стригалев, А.И. Целиков ; под ред. П.А. Володина. - М. : Госстройиздат, 1959. - 110 с.

9. Ковалевич, В.К. Нижний Тагил / В.К. Ковалевич ; под ред. С.К. Быстрова. - 4-е изд. пе-рераб. - Свердловск : Свердловское книжное изд-во, 1977. - 159 с.

10. Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Т. 1. Екатеринбург / отв. ред. В.Е. Звагельская. - Екатеринбург : СОКРАТ, 2007. - 536 с.

References

1. Natsional'nyi gornozavodskoiparkSrednego Urala: zonirovanie, pamyatniki promyshlennosti, arkhitektury, istorii i kul'tury, muzeinoe stroitel'stvo [National park in Mid Urals]. Ekaterinburg : Bank kul'turnoi informatsii, 2000. 168 p. (rus)

2. Gryadov A. V., Mal'tsev A. V. Nizhny Tagil - iz proshlogo v budushhee [Nizhny Tagil - from the past to the future]. Nizhny Tagil : Reprint, 1999. 78 p. (rus)

3. IovlevaE.V. Neoklassicizm v arhitekture Sverdlovska: 1930-1950 gg.: avtoref. dis. ... kand. arhitektury [Neo-classicism in Sverdlovsk architecture. PhD Thesis]. Ekaterinburg, 2004. 22 p. (rus)

4. Kirillova L. I., Ivanova I. V., Kalmykova V. N., et al. Sovetskaja arhitektura za 50 let [50 years to Soviet architecture]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1968. 496 p. (rus)

5. Semenov V.N. Blagoustrojstvo gorodov [Urban redevelopment]. Moscow : Ryabushinskii Publ., 1912. 232 p. (rus)

6. Zvagel'skaya V.E. Neoklassicizm sovetskoj jepohi v pamjatnikah arhitektury Sverdlovskoj ob-lasti [Neo-classicism of the Soviet times in architecture]. Ekaterinburg : NI-IMK Publ., 2011. 160 p. (rus)

7. Holodova L.P., Kozlova L.I., Bahtina E.R. Arhitektura neoklassicizma g. Nizhnego Tagila [Neo-classicism in Nizhny Tagil architecture]. Ekaterinburg : Architecton, 2014. 214 p. (rus)

8. Strigalev A.A., Celikov A.I. Nizhny Tagil: zhilishhno-grazhdanskoe stroitel'stvo [Nizhny Tagil: civil engineering]. Moscow : Gosstroyizdat Publ., 1959. 110 p. (rus)

9. Kovalevich V.K. Nizhny Tagil [Nizhny Tagil]. 4th edition. Sverdlovsk: Sverdlovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1977. 159 p. (rus)

10. Zvagel'skaya V.E. Svod pamjatnikov arhitektury i kul'tury Sverdlovskoj oblasti. Tom 1 [Architectural heritage of Sverdlovsk]. Ekaterinburg : Sokrat Publ., 2007. 536 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.