Научная статья на тему 'Архитектура и градостроительство неоклассицизмав промышленных городах Урала на примере города Нижний Тагил'

Архитектура и градостроительство неоклассицизмав промышленных городах Урала на примере города Нижний Тагил Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
724
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / УРАЛ / АРХИТЕКТУРА НЕОКЛАССИЦИЗМА / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ / ARCHITECTURE / TOWN PLANNING / URAL / ARCHITECTURE NEOCLASSICAL / ARCHITECTURAL HERITAGE OF NIZHNY TAGIL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бахтина Екатерина Ринатовна

Статья посвящена изучению архитектуры и градостроительства стиля неоклассицизм промышленных городов Урала и выявлению влияния их планировочной структуры на город Нижний Тагил. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции объектов и фотофиксация. Исследование городов Урала позволит выявить региональные особенности стиля, что весьма актуально в современный период, учитывая, что утвержденный генеральный план городского округа «город Нижний Тагил» применительно к городу Нижний Тагил не содержит мероприятий по комплексному освоению и сохранению памятников архитектуры города и необходимо решать вопрос присвоения особого статуса и обоснования значимости архитектурного наследия, в том числе неоклассицизма. ©Бахтина Е. Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND URBANISM NEOCLASSICISM IN THE INDUSTRIAL CITIES OF THE URALS ON THE EXAMPLE OF NIZHNY TAGIL

The article is devoted architecture and urban planning neoclassical style industrial cities of the Urals and the identification of the influence of the planning structure of the city Nizhny Tagil. In the course of carried out field surveys of objects made graphic reconstruction of objects and make photographic images. Research Ural cities reveals regional characteristics of style, which is very important in modern times, given that «the city of Nizhny Tagil» approved by the City District General Plan for the city of Nizhny Tagil contains no measures for the integrated development and preservation of the monuments of the city, in connection with which you must decide on the assignment of special status and justification of the importance of architectural heritage, including neoclassicism. © BAKHTINA E. R., 2016

Текст научной работы на тему «Архитектура и градостроительство неоклассицизмав промышленных городах Урала на примере города Нижний Тагил»

УДК 72.03

БАХТИНА Е. Р.

Архитектура и градостроительство неоклассицизма в промышленных городах Урала на примере города Нижний Тагил

Статья посвящена изучению архитектуры и градостроительства стиля неоклассицизм промышленных городов Урала и выявлению влияния их планировочной структуры на город Нижний Тагил. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции объектов и фотофиксация. Исследование городов Урала позволит выявить региональные особенности стиля, что весьма актуально в современный период, учитывая, что утвержденный генеральный план городского округа «город Нижний Тагил» применительно к городу Нижний Тагил не содержит мероприятий по комплексному освоению и сохранению памятников архитектуры города и необходимо решать вопрос присвоения особого статуса и обоснования значимости архитектурного наследия, в том числе неоклассицизма.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, Урал, архитектура неоклассицизма, архитектурное наследие г. Нижний Тагил.

Бахтина

Екатерина

Ринатовна

главный архитектор г. Верхняя Салда, заведующая отделом архитектуры и градостроительства администрации Верхнесал-динского городского округа

e-mail: [email protected], [email protected]

BAKHTINA E. R.

ARCHITECTURE AND URBANISM NEOCLASSICISM IN THE INDUSTRIAL CITIES OF THE URALS ON THE EXAMPLE OF NIZHNY TAGIL

The article is devoted architecture and urban planning neoclassical style industrial cities of the Urals and the identification of the influence of the planning structure of the city Nizhny Tagil. In the course of carried outfield surveys of objects made graphic reconstruction of objects and make photographic images. Research Ural cities reveals regional characteristics of style, which is very important in modern times, given that «the city of Nizhny Tagil» approved by the City District General Plan for the city of Nizhny Tagil contains no measures for the integrated development and preservation of the monuments of the city, in connection with which you must decide on the assignment of special status and justification of the importance of architectural heritage, including neoclassicism.

Keywords: architecture, town planning, Ural, architecture neoclassical, architectural heritage of Nizhny Tagil.

Введение

Нижний Тагил — второй по величине город Свердловской области, является крупным промышленным и культурным центром Урала и сегодня играет важную роль в экономическом, общественно-политическом и социокультурном развитии региона. Значительный подъем архитектуры и градостроительства в городе Нижний Тагил наблюдался в период господства стиля под названием «неоклассицизм» в конце 1930-1950-х гг. Причиной тому стало в том числе охватившее страну массовое строительство.

Малоизученность архитектуры и градостроительства неоклассицизма провинциальных городов и важность градостроительной проблематики в неоклассической архитектуре подчеркивают в своих работах исследователи Г. И. Ревзин, А. В. Иконников, Е. В. Иовлева и др.

Целью исследования является выявление особенностей формирования и эволюции архитектуры и градостроительства неоклассицизма промышленных городов Урала на примере города Нижний Тагил с определением их роли в развитии города и влияния на реконструктивные процессы для разработки плана мероприятий, направленного на бережное отношение и сохранение архитектурного наследия и развитие градостроительства.

Методика исследования основывается на целостном подходе, включающем:

♦ натурное обследование, фотофиксацию и стилистический анализ архитектуры и градостроительства неоклассицизма города Нижний Тагил в конце 1930-1950-х гг.;

♦ метод графической реконструкции объектов неоклассицизма города Нижний Тагил;

♦ структурно-градостроительный анализ градостроительных систем конца 1930-1950-х гг. в городе Нижний Тагил;

♦ историографический анализ развития архитектуры и градостроительства неоклассицизма конца 1930-1950-х гг. в городе Нижний Тагил;

♦ междисциплинарный подход с изучением материалов культурологических, социологических исследований, разработан по организации структурно-функционального каркаса города.

Анализ

Прорыву провинциальной архитектуры и градостроительства неоклассицизма промышленных городов Урала на передовые рубежи зодчества конца 1930-1950-х гг. способствовало привлечение государственных инвестиций. К концу 1930-х гг., ввиду активного развития промышленности, индустриальные города Урала достигли вершины своего архитектурно-градостроительного формирования, следуя генеральной линии развития стиля неоклассицизма.

Пришедшая на смену авангарду архитектура советского неоклассицизма (середина 1930-х — середина 1950-х гг.) отличалась комплексным подходом к застройке, охватывая благоустройство мест общего пользования, возведение объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, социального и бытового обслуживания.

В условиях ускоренной модернизации промышленности в годы первых пятилеток Урало-Кузнецкий комбинат был выбран в качестве одной из главных баз индустриализации СССР. В связи с начавшейся индустриализацией страны и превращением Урала в мощную производственную базу после 1926 г. в городе Нижний Тагил начался бурный рост города и приток населения.

Формирование градостроительной структуры Нижнего Тагила в конце 1930-1950-х гг. связано не только с наличием полезных ископаемых, гидрографии, транспортных путей. Градостроительные решения и направления пространственного развития в период становления неоклассицизма складывались под влиянием градообразующих функций, внешних взаимосвязей, вновь возводимых и реконструируемых промышленных предприятий. Заводы, запроектированные преимущественно в стиле постконструктивизма, возводились с отдельными элементами неоклассики и образовали пространственно

Иллюстрация 1. Схема развития г. Нижний Тагил к 1916 г. [1, 14]

разорванные друг от друга территории, связанные длинными транспортными артериями. Селитебные районы, как и на более ранних этапах развития города, располагались вблизи заводов, образуя множественные промышленно-селитебные районы. В такие районы входили места приложения труда, жилище, система культурно-бытового обслуживания.

Важным этапом в развитии градостроительства Нижнего Тагила в период интенсивного развития неоклассицизма явился переход к линейно-осевой структуре планировки улиц. В ходе реализации градостроительных решений особое внимание уделялось улицам центрального района города (пр. Ленина, пр. Строителей, ул. Карла Маркса, ул. Пархоменко) и улицам центров промышленно-селитебных районов (ул. Металлургов, пр. Дзержинского, ул. Выйская). Это подтверждается использованием комплексного подхода при возведении жилых групп с элементами социальной инфраструктуры и попытками возведения элементов городского ансамбля.

При разработке перспективных планов развития города Нижний Тагил и освоении незастроенных территорий в период господства стиля неоклассицизм места исторически сложившейся застройки города предлагалось преимущественно сохранять и, при необходимости, восстанавливать. Позднее, в процессе реконструкции городов, выдвигались требования, связанные с необходимостью ликвидации контрастов между исторически освоенными и неблагоустроенными кварталами в целях создания

единой планировочной структуры города.

Стремительное развитие и усиление статуса городов Урала стимулировали переосмысление подходов к их развитию. Для решения грандиозных задач по развитию промышленности и строительству жилья в конце 1930-1950-х гг. в городе Нижний Тагил были привлечены силы талантливых архитекторов со всей страны (в том числе В. Г. Гельфрейх, И. Н. Соболев, М. И. Синявский, Э. Я. Розенбаум, Б. П. Штивель и др.) [7, 18-19].

Для создания архитектурно-художественного образа целостного и гармоничного промышленного города требовалось проработать планировочную структуру города в целом, взаимосвязь его ранее существующих и вновь возводимых, селитебных и промышленных районов. В конце 1930-х гг. архитекторы сформулировали научно-теоретические принципы системы планировки реконструируемых и вновь возводимых городов. Поиск методики решения данных задач сопровождался борьбой мнений, взглядов и тенденций.

Реконструируемый уральский промышленный город предстал перед проектировщиками в сложнейшем сплетении своей многогранной истории, со всеми своими противоречиями и недочетами (Иллюстрация 1). К отрицательным чертам сложившейся планировки города можно отнести разобщенность районов, отсутствие четкой структуры связей удаленных районов и исторического центра города, размещение металлургического завода Демидовых в центральной части города, что с учетом преобладающего направления ветра негативно сказывалось на экологической обстановке существующей застройки. Необходимость рационального размещения объектов промышленности и гармоничное развитие новых селитебных районов стали важнейшей задачей для градостроителей и архитекторов. За основу архитекторами и градостроителями «Горстройпроек-та СССР» был взят исторический тип промышленно-селитебного образования на основе крупного предприятия.

Комплексный подход в градо-строи тельном планировании, охвативший СССР в конце 19301950-х гг., коснулся как крупных городов центральной части страны, так и уральской провинции. Первыми попытками реализации комплексного подхода при освоении территории Нижнего Тагила стало завершение в 1933 г. работ по районной планировке [7, 75] и последующее строительст-

Иллюстрация 2. Проект детальной планировки Центрального района г. Нижний Тагил (М 1 : 2000), разработан ИСПТИ Горстройпроект СССР. Гл. арх. А. М. Мастаков, арх. Г. А. Голубев. Фото из личного архива Е. Р. Бахтиной. 2015 г.

Иллюстрация 3. Проект детальной планировки по улицам Пархоменко и Раздельной (сейчас — Космонавтов) на опорном плане г. Нижний Тагил (М 1 : 2000), разработан ИСПТИ Горстройпроект СССР. Арх.: Б. П. Штивель, Э. Я. Розенбаум. Фото из личного архива Е. Р. Бахтиной. 2015 г.

во в Дзержинском и Тагилстроевском районах города промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Отсутствие единой схемы генерального плана развития города при развитии отдельно взятых промышленно-селитебных районов Нижнего Тагила привело к усилению раздробленности города.

Утвержденная в 1936 г. схема развития Нижнего Тагила с расчетной численностью населения в 450 тыс. человек положила начало плановой застройке жилых районов города, направленной на объединение разобщенных частей [7, 12] (Иллюстрации 2-6).

В период развития неоклассицизма в Нижнем Тагиле основные градообразующие объекты — металлургический, вагоностроительный, огнеупорный, коксохимический заводы — определили формирование районов расселения, связанных городскими структурными элементами — площадями, улицами и магистралями. Крупные городские узлы зафиксированы величественными корпусами заводских управлений, дворцами культуры, предзаводскими площадями. Далее пространственное развитие, в соответствии со схемой развития города 1933 г., выражалось в усилении межрайонных связей, активном строительстве жилья (так называемых рабочих поселков), социально-бытовых и культурных объектов. Воплощая в жизнь принципы архитектуры неоклассицизма на региональном уровне, формирование квартальной застройки и архитектурные решения зданий восходили к классическим традициям возведения ансамблей усадеб и дворцов.

В ходе историографического анализа реализованных архитектурно-градостроительных решений жилых и общественных зданий в Центральном, Дзержинском, Выйском и Тагилстроевском районах города Нижний Тагил установлено, что в конце 1930 — 1950-х гг. развитие города шло неравномерно. Принцип иерархичности в возведении объектов в стиле неоклассики проявился контрастом в сложности архитектурно-планировочных решений, богатстве отделки фасадов зданий центральной части города и предзаводских площадей и наиболее простыми решениями объектов на окраине промышленно-селитебных районов [5, 189-193].

В периферийных районах города в 1932-1936 гг. (например, Дзержинский район) продолжалось строительство объектов, проектирование которых было положено в период действия конструктивизма, а завершение

пришлось на период становления неоклассицизма. В этой связи имеются объекты так называемого «переходного периода» от конструктивизма к неоклассике, наделенные характерными признаками двух стилей (например, клуб инженерно-технических работников по ул. Ильича, д. 37; дом дирекции УВЗ по ул. Ильича, д. 2). Это явление проявилось в наложении классических ордеров на конструктивистские фасады, в большинстве случаев не учитывая пропорции и масштабность, без четкого понимания логической связи элементов ордера и композиции строения. Подобные основания подтверждают самобытность архитектурного творчества в провинциальном городе.

В Нижнем Тагиле, в связи со скоротечностью периода конструктивизма, зачастую молодые специалисты-архитекторы использовали в своей практике упрощенную манеру: сохраняли объемно-пространственную структуру «конструктивистского» здания и пытались «наложить» декоративные элементы классических стилей на конструктивистские

фасады. «Перелицовка» фасадов конструктивистской архитектуры на новый художественный лад неоклассицизма охватывает не только столичные города, но с неизбежностью, обусловленной советской системой управления (это касается и архитектуры), к 1932 г. доходит и до провинции, в том числе до Нижнего Тагила. Классические элементы декора (пилястры, карнизы, рустовка), лепные элементы декора и символику после 1932 г. зачастую стали «навешивать» на фасады возведенных зданий (т. е. уже после сдачи объектов в эксплуатацию).

В центрах промышленно-сели-тебных районов города активно возводились наиболее капитальные и выразительные здания в стиле неоклассицизма, большинство из которых впоследствии вошли в перечень наиболее значимых городских объектов. Среди культурно-бытовых и просветительских учреждений в стиле неоклассицизма возведен ряд школ, детских и лечебных учреждений, магазинов, библиотек, клубов, кинотеатров и пр. Усиление позиций

Иллюстрация 5. Проект застройки квартала № 38, г. Нижний Тагил. Центральный жилой район, нереализованный вариант 1949 г Фото из личного архива Е. Р. Бахтиной. 2015 г

Иллюстрация 4. Проект детальной планировки Выйского района г. Нижний Тагил (М 1 : 2000). Фото из личного архива Е. Р. Бахтиной. 2015 г

Иллюстрация 6. Проект детальной планировки Кушвинского района г Нижний Тагил (М 1 : 2000), разработан архитектурной мастерской при Управлении главного архитектора г. Нижний Тагил. Фото из личного архива Е. Р. Бахтиной. 2015 г

неоклассики оказало значительное влияние на архитектурную целостность и привлекательность застройки города.

Следуя традиции XIX в. владельцев Тагильских заводов — Демидовых, основными застройщиками в 1930-1950-х гг. в Нижнем Тагиле были промышленные предприятия. На долю крупных предприятий в 1940-1950-х гг. приходилось 82 % объема всего жилищного строительства. В проектировании жилых и культурно-бытовых зданий в указанный период участвовало более 10 проектных организаций, из них только нижнетагильская контора «Горпроект» и небольшая бригада «Гипромеза» располагались в Нижнем Тагиле, остальные проектные организации — в других городах. Значительный вклад в архитектурно-градостроительное проектирование в пе-

риод развития неоклассицизма внес расположенный в Москве проектный институт «Горстройпроект СССР», свердловский «Промстройпроект», проектная организация Дворца Советов и др. Множество проектных предложений по планировке Центрального района города Нижний Тагил выполнено Ленинградским филиалом института «Гипромез». Территориальная приближенность данных проектных мастерских к политическому руководству СССР, принимавшему активное участие в формировании принципов неоклассической архитектуры СССР, повлияла на разработку и реализацию в Нижнем Тагиле проектов в стиле неоклассики, которые по своему архитектурному облику, идейному содержанию, новизне и богатству форм сопоставимы со столичными (например, Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка).

Талантливым группам советских архитекторов «Горстройпроекта» (Э. Я. Розенбаум, Б. П. Штивель, А. М. Мастаков, Г. А. Голубев) и института «Гипромез» удалось умело увязать архитектурно-градостроительное наследие исторического центра города, новаторство и высокие художественные принципы архитектурно-градостроительного проектирования, представив долгосрочную градостроительную стратегию развития города Нижний Тагил. Среди градостроительных приемов данного проекта можно выделить решение о смещении центра города в восточном направлении, сохранение исторической части города с предзаводской площадью и купеческими домами, развитие незастроенных территорий города, учет направления преобладающего ветра,

реконструкцию центрального района, благоустройство рекреационных мест и усиление транспортных межрайонных связей.

Благодаря участию большого количества проектных мастерских, предусматривающих разнохарактерные конструкции и детали с большой номенклатурой типоразмеров, зачастую противоречащих типизации, индустриализации и экономической эффективности строительства, в городе распространялось «штучное» строительство объектов неоклассики.

Постепенное вытеснение авангардной архитектуры архитектурой с классицистическими традициями, выход в 1932 г. Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке художественных организаций», в котором советским архитекторам было рекомендовано отказаться от авангардной архитектуры и обратиться к архитектурному наследию прошлых эпох, позволили советскому неоклассицизму в 1930-1950-х гг. прочно укрепить свои позиции. Присущие архитектуре советского неоклассицизма черты монументальности и торжественности и комплексного подхода в градостроительном планировании нашли отражение как при строительстве жилых домов (например, дом по пр. Ленина, 23/ул. Красноармейская, 40), так и общественных зданий (например, Дворец культуры имени И. В. Окуне-ва, Дворец культуры металлургов).

Проектные решения рассредоточенных в стране проектных мастерских не всегда учитывали условия и возможности местного строительства, в связи с чем проекты зачастую перерабатывались на местах, формируя уникальные объекты в стиле неоклассики.

Корпоративные амбиции флагманов социалистической индустрии, их коллективов и руководства способствовали появлению ярких индивидуальных проектов, таких как городской драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (архитектор А. Тарасенко, 1955) [6, 119-133], корпуса № 1, 2, 3 управления Нижнетагильского металлургического комбината (архитектор неизвестен, 1957) [6, 204-210], Дворец культуры металлургов (архитектор В. В. Емельянов, 1953 г.) [2, 64-67], Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина (архитектор неизвестен, 1962) [6, 193196], Дворец культуры Рудника имени III Интернационала (архитектор неизвестен, 1954) [6, 144-146], Дворец культуры огнеупорщиков (архитектор неизвестен, 1964) [6, 197-198], Дворец культуры имени И. В. Окунева (архитектор Э. М. Залесская, 1958) [6, 158-183], гостиница «Металлург» (архитектор неизвестен, 1950) [6, 141-143], жилой дом по пр. Ленина, 23/ул. Красноармейская, 40 (архитектор Г. П. Беспамятных, 1950-е гг.) [6, 8-20], и др.

В удаленных от центра страны промышленных городах Урала в конце 1930-1950-х гг. формирование отношения к политическим верхам осуществлялось посредством образов и символов. Архитектура стала приоритетным видом искусства, наиболее точно отражавшим характер власти. Переосмысление архитектурной классики, привнесение «новых» технических деталей и острых композиционных решений, влияние власти на творчество в интересах государства сыграли важную роль в становлении неоклассицизма. Призванные утверждать власть деталировка, декор и символика имели важное значение и несли смысловую нагрузку в культурно-просветительских целях, рассчитывая на обратный социальный эффект.

Значительная роль в неоклассике уделена решению фронтальных композиций фасадов и их фрагментов. В целом при проектировании и строительстве данных объектов просматривается комплексный подход: не только архитектурные решения фасадов этих зданий и убранство интерьеров отличаются монументальностью, активно демонстрируют синтез искусств (архитектуры, скульптуры, монументальной живописи), но и градостроительно-пла-нировочная организация земельных участков и благоустройство территории.

Основные репрезентативные объекты в стиле неоклассицизма в городе Нижний Тагил, известные среди горожан и приезжих, сформировали большой культурный пласт и стали одним из символов города. Прорыв, осуществленный государством в области архитектуры и градостроительства неоклассицизма в конце 1930-1950-х гг., впечатляет своими решениями, масштабом и охватом территорий.

Заключение

Архитектура Нижнего Тагила периода неоклассицизма развивалась в русле архитектурных тенденций уральских промышленных городов. В отличие от свердловской (екатеринбургской) архитектуры, в Нижнем Тагиле можно отметить меньший охват объектами неоклассицизма как в области градостроительства, так и в области архитектурных решений фасадов и интерьеров жилых и общественных зданий.

Выявление примеров и особенностей стиля в сталинской архитектуре позволит выполнить разностороннюю детальную характеристику архитектурного наследия в современной архитектурной среде.

Высокие художественные требования к проектным решениям периода неоклассики, необходимость выражения политических тезисов и системы ценностных ориентиров управленцев градообразующих промышленных предприятий явились предпосылкой к индивидуальному

подходу, проведению конкурсного отбора на создание проектов, активным творческим поискам лучших зодчих страны.

В настоящее время изучение архитектуры и принципов градостроительства периода неоклассицизма позволит сформулировать проблемы, существующие в данной сфере, разработать план мероприятий, направленный на бережное отношение и сохранение архитектурного наследия и развитие градостроительства на благо будущих поколений. Познание архитектурно-градостроительного наследия и историко-культурного потенциала объектов периода неоклассицизма, оказавшего значительное влияние на эволюцию промышленных городов Урала, позволит составить перспективные планы их развития в интересах граждан, воспитания патриотизма и любви к «малой» Родине.

Список использованной литературы

1 Грядов А. В., Мальцев А. В. Нижний Тагил — из прошлого в будущее. Нижний Тагил : Репринт, 1999. 78 с.

2 Звагельская В. Е. Неоклассицизм советской эпохи в памятниках архитектуры Свердловской области. Екатеринбург : НИИМК, 2011. 160 с. : ил.

3 Звагельская В. Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода / / Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2012. № 3. С. 31.

4 Звагельская В. Е. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода // Академический вестник Урал-НИИпроект РААСН. 2012. № 4. С. 24-28.

5 Ковалевич В. К. Нижний Тагил/ под ред. С. К. Быст-рова. 4-е изд., перераб. Свердловск : Свердловское книжное издательство, 1977. 159 с. : ил.

6 Холодова Л. П., Козлова Л. И., Бахтина Е. Р. Архитектура неоклассицизма г. Нижнего Тагила. Екатеринбург : Архитектон, 2014. 214 с. : ил.

7 Стригалев А. А., Целиков А. И. Нижний Тагил: жилищ-но-гражданское строительство/ под ред. П. А. Володина. М. : Госстройиздат, 1959. 110 с.

8 Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Т. 1 : Екатеринбург/ отв. ред. В. Е. Звагельская. Екатеринбург : Сократ, 2007. 536 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.