УДК 728
БАХТИНА Е. Р СТАРИКОВ А. А.
Архитектура «переходного периода» в городе Нижний Тагил
Бахтина
Екатерина
Ринатовна
ведущий специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Верхнесалдинского городского округа, аспирант УралГАХА
e-mail: [email protected]
Стариков
Александр
Александрович
советник ректората УралГАХА,
Почетный академик Российской академии художеств, профессор, член-корреспондент РААСН, Заслуженный архитектор России
e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению архитектуры «переходного периода» от конструктивизма к неоклассике в городе Нижний Тагил в 19321936 годах, так называемой архитектуры постконструктивизма. Рассмотрены значительные постройки общественного и жилого назначения в городе Нижний Тагил, отражающие характерные признаки стиля, приемы проектирования и строительства. В ходе работы проведено натурное обследование объектов, выполнены графические реконструкции фасадов, выявлено влияние архитектуры «переходного периода» на архитектурные и градостроительные решения современного времени.
Ключевые слова: архитектура, архитектура конструктивизма, архитектура постконструктивизма, архитектура неоклассицизма, архитектурное наследие города Нижнего Тагила.
BAHTINA E. R.
STARIKOV A. A.
THE ARCHITECTURE OF THE «TRANSITION PERIOD», NIZHNY TAGIL
The article examines of the architecture of the «transition period» of constructivism to neoclassicism in Nizhny Tagil in the years 1932-1936, so called the architecture of post constructivism. The study considered a significant public buildings and a residential destination in the city of Nizhny Tagil, reflecting the characteristic features of the style and techniques of design and construction. The work carried out full-scale survey, carried graphic reconstruction of facades and architecture revealed the effect of the «transition period» in the architectural and urban solutions of modern times.
Keywords: architecture, architecture of constructivism, architecture of post constructivism, architecture of neoclassicism, architectural heritage of Nizhny Tagil.
Исследованию архитектуры «переходного периода» России уделялось много внимания, однако постконструктивизм Нижнего Тагила до сих пор не изучен в должной мере. Архитектурная картина, сложившаяся во время перехода от конструктивизма к неоклассике, является значительной составляющей формирования облика города.
Целью данного исследования является изучение и выявление образных характеристик зданий «переходного периода» в г. Нижний Тагил в контексте социально-политических и экономических предпосылок их проектирования и строительства.
Исследование эволюции стилей и региональных особенностей в архитектуре способствует пониманию процессов развития отечественного зодчества и перспектив его совершенствования.
Постконструктивизм в архитектуре являлся завершающим этапом существования стиля
конструктивизм [1, 639]. Он воплотил в себе творческое стремление архитекторов не просто перейти к неоклассике, а использовать накопленный опыт авангарда.
Первые здания в стиле конструктивизм появились на Урале в 1926-1927 гг., когда в проектные организации столицы огромной по территории и бурно развивающейся Уральской области — Свердловска — прибыли петроградские (ленинградские) архитекторы. Уже в 1927 г. архитектором С. Домбровским запроектирован «Первый дом Горсовета», построенный на углу улиц Ленина и Пушкина в г. Свердловске. Архитекторы «Уралги-промеза» (Уралпроектбюро) И. П. Антонов, В. Д. Соколов, И. И. Робачевский, В. А. Сигов в 1926-1929 гг. выполняли проекты новых и реконструируемых старых цехов уральских металлургических заводов в городах Златоуст, Кушва, Верхний Уфалей, Красноуральск, Лысьва, Чусовой, Алапаевск. Большинство эскизных проектов новых цехов в этих городах
выполнялось в авангардном стиле. Позже архитекторы И. П. Антонов и В. Д. Соколов запроектировали в современном стиле два жилых комплекса в г. Свердловске (Екатеринбурге) — «Дом чекистов» и «Городок чекистов», построенных в начале 1930-х гг.
В 1928 г. группа инженеров и архитекторов в составе И. П. Ро-бачевского, Е. С. Балакшиной, М. В. Рейшера, И. Г. Стадлера в «Уралгипромезе» начала разрабатывать архитектурно-строительную часть проекта крупнейшего в стране машиностроительного завода «Урал-маш» (УЗТМ). Кузнечно-прессовый цех УЗТМ, запроектированный этой группой в стиле конструктивизм, является памятником промышленной архитектуры XX в. В конце 1920-х гг. с участием архитекторов «Уралги-промеза» запроектированы и другие крупные предприятия Среднего Урала. Среди них — Уральский вагоностроительный завод с собственным селитебным районом, Новотагильский и Красноуральский металлургические заводы. Как видно, отработка зодчими конструктивного стиля вначале осуществлялась на промышленных объектах, а затем переносилась на проектирование жилых и общественных зданий.
Аналогично другим городам России, подобная «смена декораций», отразившая постепенный переход из одного стиля в другой, произошла в г. Нижний Тагил. Трансформация стиля в провинции проходила с некоторым временным запозданием от столичных городов и под влиянием местных условий и традиций. Умеренный уклад развития провинциального города и отсутствие высокой концентрации сил творческих архитекторов повлияли на формирование региональных особенностей архитектуры постконструктивизма.
В архитектуре постконструктивизма 1932-1936 гг. исследователи долгое время видели лишь переходный этап между конструктивизмом и «сталинским» ампиром. По мнению специалистов, границей перехода к архитектуре постконструктивизма является публичное подведение итогов всесоюзного конкурса на здание Дворца Советов в Москве в 1932 г., которым власть недвусмысленно дала понять, что наиболее верный путь развития архитектурной мысли — это ориентация на наследие классики. Постановление ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в том же 1932 г. официально утвердило позицию партии и правительства,
запретивших любым творческим группировкам в советской архитектуре и отдельным проектировщикам «изобретать» что-либо самостоятельно и требующих от архитекторов неукоснительного следования всеобщим указаниям свыше.
«В связи с начавшейся индустриализацией страны и превращением Урала в мощную производственную базу, начался бурный рост города и приток населения» [2, 10]. Активное развитие Нижнего Тагила, второго по величине города Свердловской области, как металлургического, машиностроительного центра и центра оборонной промышленности, развитие социальной инфраструктуры и увеличение объемов строительства в довоенные, военные и послевоенные годы способствовало появлению в городе архитектурно значимых объектов культурно-бытового и жилищного назначения.
Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры в непосредственной близости к предприятиям, при разбросанности самих предприятий, привело к формированию обособленных поселков, часто отделенных от старых районов большими незастроенными территориями. В результате этого хаотичного процесса сложился своеобразный рассредоточенный план Нижнего Тагила (Иллюстрация 1).
Преобладание стихийности при строительстве отдельных объектов, чередование старых и новых построек, конструктивистских и неоклассических зданий привело к отсутствию ансамблевости в нижнетагильской архитектуре 1930-х гг.
Главный принцип постконструктивизма можно определить как синтез конструктивистского и классического подходов. «Переходный период» также характеризуется использованием разных подходов при создании объектов: сочетание конструктивизма и неоклассики, предусмотренное в проекте или являющееся результатом изменений проекта в процессе строительства, перестройки и реконструкции.
В связи с быстротечностью «переходного периода» молодые специалисты-архитекторы часто использовали в своей практике упрощенную манеру: сохраняли объемно-пространственную структуру конструктивистского здания и пытались «наложить» декоративные элементы классических стилей на конструктивистские фасады. Кроме того, существует мнение, что архитекторы, получившие классическое образование в вузах, далеко не все и не сразу
Иллюстрация 1. Генеральный план г. Нижний Тагил. «Горстройпроект». 1948 г. [3, 19]
смогли принять концепцию конструктивизма. Новаторские подходы и экспериментальный характер проектирования привели к желанию в конструктивистские фасады ввести ордерные элементы.
«Перелицовка» фасадов конструктивистской архитектуры на новый художественный лад охватывает не только столичные города, но с неизбежностью, обусловленной советской системой управления (это касается и архитектуры), к 1932 г. доходит до провинции, в том числе до Нижнего Тагила. Для постконструктивизма характерны классические элементы декора (пилястры, карнизы, рустовка), деталировка, лепные элементы декора и символики, которые после 1932 г. зачастую стали «навешивать» на фасады возведенных зданий (т. е. уже после сдачи объектов в эксплуатацию).
Строительство капитальных сооружений в Нижнем Тагиле в то время растягивалось на три-четыре года. За этот срок конструктивистские здания значительно видоизменялись в сторону столь полюбившейся «в верхах» классики. Как правило, применялось два варианта посткон-структивистского подхода: первый вариант — когда уже возведенное здание украшалось классическим декором, второй вариант — в процессе проектирования самой коробки здания по функционально-конструктивистскому методу в проект привносились детали классического стиля.
Архитекторы, проектировавшие в начале своей деятельности конструктивистские постройки, вынужденно изменили свои художественно-образные воззрения, переделывали собственные проекты, тем самым демонстрируя от-
Иллюстрация 2. Дом дирекции УВЗ, ул. Ильича, 2. 1935 г.: а — общий вид; б — северный фасад; в — восточный фасад. Архитектор неизвестен
каз от следования конструктивизму. В период с 1934 по 1936 г. фасады зданий, ранее построенные в конструктивистском стиле, начинают «переодевать» в соответствующие «классические одежды».
В Нижнем Тагиле «переходный период» 1930-х гг. от конструктивизма к неоклассике в жилищном строительстве проиллюстрирован рядом объектов, в том числе домами № 34 по ул. Дзержинского; № 11, 12 по ул. Кутузова; № 2 по ул. Ильича и др. Наиболее интересно здание по ул. Ильича, 2 — Дом инженерно-технических работников, так называемый «Дом дирекции УВЗ» (1935 г., Иллюстрация 2). Здание угловое, в своей основе состоит из перпендикулярно расположенных в плане двух разноэтажных объемов в 4 и 5 этажей.
Дом дирекции как нельзя лучше отражает все основные черты постконструктивизма. Он отличается особой архитектурной законченностью, строгими линиями,
а
б
т! 1т1 и 1т11т1 и ГА т т1 ш
ПтП 1Т11Т11Т1 (г1 ГП1Т11Т1 Ш (Л т1 & тщ
-11111 Ш 01 Ш Ш 1П 1П Ш ГП1П -: и’ тШ
йЬн1 , 1 ьЗг т!|^ их т№-
1—1 1—1 1—1 1—1 1—1 \
и в 1 т т! В Ьп |Я1 Цу I [(й и га [А в иЫв | т т ш и 1 и и ян ¥¥ п НИИ я и я “ Г Т г г т 1Я [П И 1:11:1:1 ИИ йн ИИ и и я га я и га т т т т т т п= :1 га II' га га л г ИИ йй гаи п т : ||
« З.е 6.« 11» и
Иллюстрация 3. Гостиница «Северный Урал», пр. Ленина, 6. 1930-е гг.: а — общий вид; б — южный фасад; в — западный фасад. Арх. М. И. Федоряко
выразительной отделкой. Членение плоскостей стен на группы с разной фактурой, введение арочных элементов позволило создать эффектную композицию северного фасада. Строгий силуэт здания оживляют вынос углового балкона на консолях, невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход и, возвышающиеся над ним две арки с ленточным членением. По проекту 1934 г. пилоны должны были венчать две атлетические фигуры рабочих [6].
Своеобразные композиционные приемы компоновки здания, насыщенное декорирование фасадов арочными элементами, фактурами, лепными акантовыми листьями и розетками, не свойственные аскетичному и строгому конструктивизму, демонстрируют наступление нового этапа в развитии социалистической архитектуры [4, 44-48].
Декоративно-пластическое и объемно-планировочное решение общественных зданий «переходного периода» в г. Нижний Тагил строилось на переработке элементов классического ордера в направлении его упрощения и схематизации и сохранении мотивов конструктивизма [5]. Одним из таких примеров является гостиница «Северный Урал» по пр. Ленина, 6 (1930-е гг., Иллюстрация 3).
Гостиница «Северный Урал» — одна из первых советских гостиниц. Известный в городе еще до революции дом купца М. Мозгунова, расположенный на углу улицы Александровской и Балыковского переулка, в 1935 г. по проекту архитектора М. И. Федоряко был расширен и надстроен еще двумя этажами [4, 40-44].
Выдвинутый лидерами конструктивизма принцип максимальной простоты форм в значительной степени реализован в здании гостиницы. Его открытые эркеры-лоджии являют собой образное выражение грубой, монументальной идеи конструкции. Большой вынос этих элементов образует галерею в уровне первого этажа.
Интересным моментом в планировке здания является то, что несущие внутренние стены примыкают к наружным не под прямым углом, как мы привыкли видеть, а под острым, что, конечно, привносит в проект оригинальность.
Совершенно естественно данный факт находит логическое продолжение во внешней тектонике. Происходит подчинение внешнего образа внутренним пространством здания.
В здании отчетливо просматривается общее стремление большинства архитекторов «переходного периода» — умеренное «обогащение» внешнего облика
Иллюстрация 4. Клуб инженерно-технических работников, ул. Ильича, 37. 1940-е гг.: а — общий вид; б — юго-восточный фасад. Архитектор неизвестен
зданий, преодоление излишнего аскетизма архитектуры авангарда.
Группы белых колонн, органично вписавшиеся во внешний облик здания, кажутся — относительно лаконичной «пролетарской» эстетики образного решения — обращением к классическому дорическому ордеру, использование которого наблюдается в творчестве архитекторов 1920-х гг.
Здание клуба инженерно-технических работников (ныне — молодежный театр) по ул. Ильича, 37 (1940-е гг., Иллюстрация 4) также является примером постконструктивистского стиля.
Здание выполнено по типовому проекту клуба. Конструктивистский образ внешнего облика здания дополнен элементами классицизма. Главный фасад имеет симметричную композицию. Четырехколонный портик центральной части здания позволил заглубить вход. Прямоугольные в сечении колонны практически не декорированы. На колонны опирается антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Боковые части главного фасада также охвачены им. Украшения здания сведены к минимуму. Фигурная кладка стен контрастирует с гладким фризом. Арочные ниши окон и центральной двери усиливают концентрацию внимания на центре композиции. Особую выразительность зданию придает монументальность форм его центральной части и большая сдержанность форм крыльев здания [4, 66-67].
Заключение
Архитектурное наследие постконструктивизма в г. Нижний Тагил представлено рядом зданий и сооружений гражданского и общественного назначения. Своеобразные постройки «переходного периода» от конструктивизма к неоклассицизму внесли динамичность и остроту восприятия пространственной композиции городской среды.
Многие постконструктивистские постройки, сохранившиеся до настоящего времени в Нижнем Тагиле, — это, по сути, закамуфлированные внешним декором
классических стилей здания конструктивизма. Сейчас сложно определить, каким образом были внесены элементы ордерных стилей: в процессе разработки проекта или уже после окончания строительства, так как проектная документация по этим объектам не сохранилась.
Несмотря на то, что основные принципы проектирования и декоративное оформление фасадов повторяют постконструктивистские решения столиц советской России, можно отметить региональные особенности уральской архитектуры этого этапа. Они связаны в том числе с тем, что наложение элементов классических ордеров на конструктивистские фасады в большинстве случаев происходило без учета пропорций и масштабности, без четкого понимания логической связи собственно элементов ордера и композиции строения. Объекты и сооружения с косвенным влиянием «образца», конечно, зависимы от прототипа, но при этом обладают определенной степенью индивидуальности. Подобные основания подтверждают самобытность архитектурного творчества в провинциальном городе.
Стилистические преобразования в сторону «политически целесообразной» классики постепенно приблизили конструктивистски выстроенные здания к зданиям сталинского неоклассицизма, которые, в конечном счете, должны были отображать незыблемость и величие советской власти.
Идейная и художественная направленность конструктивистской и постконструктивистской архитектуры нашла отражение в формировании пространственной структуры городов не только России, но и Запада. Востребованность данного течения в архитектуре позволила обогатить архитектурный язык, приемы и способы проектирования и создать новую типологическую классификацию зданий и сооружений. Следует отметить, что в XXI в. архитектура конструктивизма и «переходного периода» все чаще встречается в архитектурной и градостроительной практике.
Список использованной литературы
1 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 : Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996.
2 Стригалев А. А., Целиков А. И. Нижний Тагил. Жилищно-гражданское строительство. М., 1959.
3 Грядов А. В., Мальцев А. В. Нижний Тагил — из прошлого в будущее. Нижний Тагил, 1999.
4 Козлова Л. И., Холодова Л. П. Архитектура конструктивизма города Нижнего Тагила : монография. Екатеринбург, 2008.
5 Штин О. В., Дектерев С. А. Конструктивизм в архитектуре общественных зданий Нижнего Тагила // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 61-67.
6 Штин О. В., Дектерев С. А. Конструктивизм в архитектуре жилища Нижнего Тагила // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 59-68.
7 Звагельская Е. В. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода. Ч. 1 // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 3. С. 31-38.
8 Звагельская Е. В. Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода. Ч. 2 // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 4. С. 31-39.