Научная статья на тему 'Декоративные элементы на фасадах жилых домов советского периода 1940-1960-х гг. В г. Томске'

Декоративные элементы на фасадах жилых домов советского периода 1940-1960-х гг. В г. Томске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2094
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / Г. ТОМСК / TOMSK / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ / TYPICAL PROJECTS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SPECIAL PROJECTS / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM / RESIDENTIAL BUILDING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беспалова Дарья Андреевна, Муленок Владимир Владимирович

Рассмотрены особенности декоративного оформления фасадов жилых многоквартирных домов советского периода в г. Томске. Зафиксированы сохранившиеся декоративные элементы на фасадах типовых домов и дома, построенного по специальному проекту. Установлено, что в качестве декора обычно использовались упрощенные элементы ордерной системы классицизма и образцы государственной символики СССР. Все эти элементы имеют свою индивидуальную историю и наделены определенной информацией. Архитектурный декор рассматриваемого исторического периода имел свои специфические особенности. Предложена авторская классификация этого материала. Выявлено, что тенденции применения декора на домах были одинаковыми на территории всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decorative Elements on Facades in the 1940-60s in Tomsk

The article considers facade decoration of residential houses in Tomsk during the Soviet period. The remained decorative elements on facades of houses that were built by the special project are described herein. It is shown that the simplified elements of the order system of classicism and the national symbolism of the USSR period were often used. All these elements have the individual history and contain certain information. The architectural decoration of the considered historical period has specific features. The author's classification is suggested in this paper. It is shown that tendencies of the decoration application to houses were identical in the territory of the whole country.

Текст научной работы на тему «Декоративные элементы на фасадах жилых домов советского периода 1940-1960-х гг. В г. Томске»

УДК 728.11 (571.16)

БЕСПАЛОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА, магистрант, sagaan09@yandex.ru

МУЛЕНОК ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, доцент, bukvam.3@sibmail.com

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА ФАСАДАХ

ЖИЛЫХ ДОМОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 1940-1960-Х ГГ.

В Г. ТОМСКЕ

Рассмотрены особенности декоративного оформления фасадов жилых многоквартирных домов советского периода в г. Томске. Зафиксированы сохранившиеся декоративные элементы на фасадах типовых домов и дома, построенного по специальному проекту. Установлено, что в качестве декора обычно использовались упрощенные элементы ордерной системы классицизма и образцы государственной символики СССР. Все эти элементы имеют свою индивидуальную историю и наделены определенной информацией. Архитектурный декор рассматриваемого исторического периода имел свои специфические особенности. Предложена авторская классификация этого материала. Выявлено, что тенденции применения декора на домах были одинаковыми на территории всей страны.

Ключевые слова: СССР; г. Томск; жилищное строительство; типовые проекты; специальные проекты; символика.

DAR'YA A. BESPALOVA, Undergraduate Student,

sagaan09@yandex.ru

VLADIMIR V. MULENOK, A/Professor,

bukvam.3@sibmail.com

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

DECORATIVE ELEMENTS ON FACADES IN THE 1940-60S IN TOMSK

The article considers facade decoration of residential houses in Tomsk during the Soviet period. The remained decorative elements on facades of houses that were built by the special project are described herein. It is shown that the simplified elements of the order system of classicism and the national symbolism of the USSR period were often used. All these elements have the individual history and contain certain information. The architectural decoration of the considered historical period has specific features. The author's classification is suggested in this paper. It is shown that tendencies of the decoration application to houses were identical in the territory of the whole country.

Keywords: USSR; Tomsk; residential building; typical projects; special projects; symbolism.

Настоящее исследование посвящено выявлению и фиксации сохранившихся декоративных элементов, которыми украшались фасады советской жи-

© Беспалова Д.А., Муленок В.В., 2017

лой застройки 1940-1960-х гг. в г. Томске. Наше внимание было направлено на выявление стилистических и смысловых особенностей всех этих знаков и символов, на выявление сходных черт и принципиальных отличий в оформлении фасадов домов, построенных по типовым и специальным проектам. По этой тематике были проанализированы научные и другие публикации советских и зарубежных авторов.

В работах, посвященных непосредственно изучению геральдики, даются объяснения по значению тех или иных эмблем и знаков. Рассказывается история их происхождения, и описываются случаи их применения [1]. В средствах массовой информации Украины в течение последних лет ведутся дискуссии о целесообразности сохранения на фасадах зданий декоративных элементов, в которых представлена советская символика. Нередко речь идет об их ликвидации с целью забвения «советского» периода истории страны [2].

В российских научных публикациях обычно обсуждаются только знаковые, наиболее известные постройки. В них говорится о том, что декоративные элементы необходимо сохранять и относиться к ним внимательнее в ходе ремонтных работ. Декор на советских постройках либо утрачивается, либо заменяется новым - нередко из других материалов и с искаженными пропорциями. В результате подобные «новации» смотрятся довольно дисгармонично по отношению к историческому памятнику. Как правило, речь тут идет об общественных зданиях [3].

В иностранной литературе также рассматривается проблема сохранения в советской архитектуре ее декоративных элементов. Авторы подобных публикаций считают, что архитекторы, получившие образование до революции, продолжали применять в архитектуре стилизованные элементы классицизма. Дается положительная оценка этой традиции [4].

В Томске многие исторические постройки, созданные до революции 1917 г., считаются объектами культурного наследия. Здания, построенные позже, в научных публикациях рассматриваются редко, хотя заслуживают не меньшего внимания. Они также являются историческими постройками и обладают культурной ценностью. На некоторых жилых домах изучаемого периода сохранились декоративные элементы, в том числе и символика советского государства. Все они нуждаются в тщательной фиксации и изучении.

Все вышесказанное говорит об актуальности проводимого исследования.

Целью стала фиксация и описание декора на фасадных плоскостях жилых домов советского периода 1940-1960-х гг. в г. Томске. В рамках исследования были поставлены задачи изучения исключительно декоративных элементов. Сначала были зафиксированы сохранившиеся декоративные элементы на жилых многоквартирных домах советского периода. Для корректной оценки декора была проанализирована государственная символика Советского Союза, в том числе и та, которая применялась в архитектурном д е-коре. Авторами также рассматривались научные источники, в которых описывается декор русского классического стиля. Для дальнейшего использования результатов проведенной работы была предложена классификация декоративных элементов по выявленным особенностям, что также являлось одной из задач исследования.

Сооружения советского периода 1940-1960-х гг. являются неотъемлемой частью городской застройки и природного ландшафта многих населенных пунктов. Но до сих пор интерес к этим постройкам невелик. Многие ученые и специалисты считали и считают, что эти архитектурные объекты не заслуживают научного исследования и не могут быть занесены в реестр в качестве памятников истории и культуры. Такая позиция объясняется тем, что все эти постройки сооружались как триумфальные объекты в классическом стиле, взятом из прошлого.

Спустя десятилетия обществу удается объективнее оценивать архитектурные постройки прошлого, признавать ценности, которые оно в себе несет. Шестьдесят лет назад завершилась эпоха правления И.В. Сталина, в архитектуре которой царствовал монументальный классический стиль. Сохранившиеся объекты того времени являются памятниками эпохи середины двадцатого столетия, прекрасными примерами грамотного воплощения законов классического языка в архитектуре. Архитекторы активно использовали в своих произведениях декоративные мотивы, переосмысленные элементы классики -колонны, пилястры, скульптуру и многое другое. В том числе видоизмененные формы. В своих интерпретациях они нередко добивались оригинальных результатов. На большинстве зданий изучаемого периода присутствует символика советского государства - пятиконечная звезда, серп и молот, сноп пшеницы, рельефные и барельефные изображения советских людей.

В проектировании и строительстве типовых многоквартирных жилых домов использовались традиционные конструкции и простые объемно-планировочные решения. Такое жилье возможно приспособить к современным требованиям. К сожалению, в этих домах не проводится качественных ремонтных работ, из-за чего они становятся нежизнеспособными, утрачивают или видоизменяют экстерьер и интерьеры до неузнаваемости.

Наряду с некорректным отношением к подобным постройкам существует мнение, что историческая застройка периода 1940-1960-х гг. должна находиться под государственным контролем и охраной. Многим из этих зданий следует присвоить звание объектов культурного наследия, сохранить для будущих поколений [3, с. 77-81].

Геральдическая и архитектурная символика

Государственная символика СССР обычно сопровождала пластическое решение общественных зданий и крупных жилых домов, построенных по специально разработанным проектам. С середины 1940-х до середины 1950-х гг. символы Советского государства широко применялись и в типовых решениях жилых домов. Хотя далеко не все эти символы имели прямое отношение к советскому строю, поскольку каждый из них имел свою собственную предысторию и нес определенную информацию.

Как известно, каждый народ создавал свои собственные символы и знаки, вкладывая в них определенный смысл. Некоторые знаки дошли до нас из глубокой древности, почти не изменив своего вида. Другие появились гораздо позже и обретали то или иное значение на протяжении своего существования. Рассмотрим немного подробнее основные символы, которые использовались в архитектурном декоре СССР.

Гербовой эмблемой советской власти и крестьянского класса являлся серп. А.В. Луначарский в апреле 1918 г. подписал правительственное постановление о конкурсе на советский герб. Одним из условий конкурса было обязательное изображение серпа. По мнению его организаторов, серп был наиболее подходящей эмблемой, и споров по этому поводу не возникло. Основными причинами, почему был выбран именно серп, можно обозначить следующие. Серп являлся одним из важнейших орудий крестьян, он имелся в каждой семье, пользовались им как женщины, так и мужчины. Серп символизирует сбор урожая, коллективный труд, что было весомым аргументом для власти Советов. Кроме того, это орудие труда имело изящную форму, которая прекрасно сочеталась с молотом. Также серп почти не встречался в геральдике дореволюционной России. Про него были сочинены пословицы и поговорки, в которых отражалось уважение народа [1, с. 373-376].

История изображения молота начинается со средних веков. Со временем он стал универсальной эмблемой самых различных видов ремесел. Большинство подобных эмблем содержат либо крест из двух молотков, либо молот и другое орудие труда (топор, кирка).

Во второй половине XIX в. пролетариат Западной Европы выбрал молот в качестве своего классового символа. В 1920-е гг. молот как символ рабочих стал олицетворением революционного движения.

Соединение серпа и молота изначально олицетворяло единство рабочих и крестьян [5]. Серп и молот называли «малым гербом» СССР. Он применялся в период действия первой советской Конституции с 1918 по 1924 г. Изображался на периодических изданиях государственной печати (в Томске - в заглавии газеты «Знамя революции»), на деловых бумагах в качестве грифа. С 1923 г. серп и молот изображались скрещенными. Эмблеме придавали исключительно золотой цвет. «Серп и молот» как эмблема была утверждена V съездом Советов в 1918 г. Впервые была применена в государственной печати Совнаркома РСФСР в этом же году [1, с. 376-377].

Одним из самых древних религиозных символов, применяемых и в советское время, была звезда. Она также является астрологическим символом вечности. В Советском Союзе применялась пятиконечная звезда; другое ее название - пентаграмма. Красная пятиконечная звезда в 1918 г. стала эмблемой регулярной Красной Армии. Эта эмблема менялась на протяжении длительного времени. Первые полгода она имела вид красной звезды, которую вырезали из материи. Затем в нее вписали «малый герб РСФСР» - серп и молот. В период 1918-1946 гг. этот вид эмблемы был закреплен за Красной Армией, а с 1946 г. стал эмблемой Советских Вооруженных Сил. С 1923 г. под красной звездой стали писать девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Только в 1936 г. в Конституции был прописан окончательный вид эмблемы, в котором появился золотой кант [Там же, с. 154-158].

Кирка в годы советской власти являлась одной из эмблем профессиональных союзов и входила в состав различных технических эмблем.

Применение гирлянды началось еще в эпоху Возрождения. Гирлянды отличаются от венков незамкнутым контуром. Они плелись в виде жгутов или в виде горизонтальных композиций. В качестве украшения крепились к стенам зданий, к каретным повозкам и т. д. Также рисунки с изображением гир-

лянд использовались для украшения книг. В архитектуре гирлянды изображались в виде рельефов или горельефов. Они имитировали плетение из различных ветвей и цветов, изготовлялись из мрамора, гранита, чугуна, бронзы. Гирлянды из плетеных ветвей с красными лентами изображались с оружием и являлись символом «массового героизма». Широкое распространение гирлянды получили в Западной Европе в период классицизма, а затем и романтизма. В России понятие «гирлянда» появилось только в XVIII в. После Октябрьской революции и особенно после победы над фашистской Германией в 1945 г. значение гирлянд резко усилилось [1, с. 117-119].

Изображение колоса известно с античных времен в качестве эмблемы плодородия. В российской символике его начали использовать в 1918 г. На гербе СССР изображали колосья пшеницы золотого цвета [Там же, с. 199-200].

Колонну (столп) широко использовали и в геральдике, и в архитектурной символике. В Западной Европе колонна считалась символом опоры, стойкости, гордости. Ее изображали с целью демонстрации уверенности и стабильности [Там же, с. 198-199].

Декоративные элементы в архитектуре

Слово «декор» в переводе с латинского означает «совместимость и пристойность». А декор в архитектуре - это определенный набор элементов, используемых для украшения фасадной плоскости. Существует два разных вида декора. Первый вид гармонично сочетается с архитектурой здания, подчеркивает особенности построения его объема, поэтому его называют «активным» декором. Второй вид называется «пассивным». Он никак не связан с архитектурой здания и является именно украшением. И в первом, и во втором случае декоративные детали не выполняют конструктивных функций.

Ниже дано краткое описание декоративных элементов на фасадах жилых домов, которые были заимствованы из эпохи классицизма и использовались в стилизованном виде в рассматриваемый здесь период.

Большинство этих элементов широко применялось в искусстве и архитектуре Древней Греции классического периода вв. до н. э.), некоторые из них упомянуты в древнегреческой мифологии. На их дальнейшее использование повлияли знаменитые зодчие эпохи Возрождения, Ренессанса, барокко.

Балкон - выступающая часть фасада на уровне этажа. Его поддерживающей частью являются кронштейны, которые также служат декоративными украшениями (в таблице: пр. Ленина, 17, ул. Учебная, 42, ул. Вершинина, 17а, пр. Комсомольский, 67).

Карниз необходим для скрытия стыков между верхней частью стены и конструкцией крыши. Также он несет и эстетическую функцию, может быть различной формы и профиля. Карниз придает зданию монументальность (присутствует на большинстве домов данного периода).

В декоре Западной Европы использовался и такой элемент, как рог изобилия, который считается символом богатства. В изображении на плоскости имеет традиционно изогнутую форму. Его выполняли в сочетании с растительными элементами на венчающих частях колонн и на карнизах [5], в качестве украшения арочных сводов и окон (например, на жилом доме в городе Кемерово, по адресу ул. Весенняя, 51).

Декорирование фасада и оконных проемов

Декорирование оконных проемов

пр. Ленина, 17 -ул. Учебная, 20

ул. Учебная, 43

пр. Комсомольский, 63

ул. Усова, 31, Артема, 1

ул. Савиных, 16

ул. Крылова, 6а

ул. Крылова, 6а

ул. Советская, 35

ул. Киевская, 83

ул. Киевская, 83

§ »

к л а

£

л а

а

■е-

В й-

й-

1 г

л §

06 &

г5

г

£

■9

к г

й-&

Продолжение таблицы 4-

пр. Ленина, 17 -ул. Учебная, 20

ул. Учебная, 42

ул. Вершинина, 17а

пр. Комсомольский, 67

пр. Кирова, 53/2

пр. Ленина, 17 -ул. Учебная, 20

ул. Учебная, 43

ул. Косарева, 16

ул. Красноармейская, 114

ул. Студенческая, 49

Декорирование оконных проемов

й §

г л а

Ьо &в

¥ §

г

Продолжение таблицы

пр. Ленина, 17 -ул. Учебная, 20

Символика в декоре

ул. Вершинина, 17а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ул. Вершинина, 17а

ул. Крылова, 14

ул. Крылова, 14

Декорирование фасада колоннами или пилястрами

пр. Комсомольский, 57

ул. Кузнецова, 28

ул. Щорса, 7

пр. Ленина, 198

ул. Красноармейская, 13

Окончание таблицы а^.

пр. Ленина, 17 -ул. Учебная, 20

ул. Крылова, 6а

пр. Комсомольский, 61

пр. Комсомольский, 57

пр. Кирова, 53/4

й §

г л а

Ьв

¥ §

г

Картуш в переводе с итальянского языка означает «кулечек» или «сверток». Это декоративное украшение, имеющее вид щита или полуразвернутого свитка. На нем изображались различные композиции или надписи. Картуш может иметь как симметричную, так и асимметричную форму. Также встречаются картуши и без какого-либо изображения (ими украшены жилые дома по пр. Металлургов, 15, 17, в г. Новокузнецке).

Колонны, прежде всего, являются конструктивным элементом и необходимы для восприятия нагрузки от расположенных выше несомых конструкций. Но, помимо несущей функции, колонны выполняют и декоративную за счет высокохудожественного облика (в таблице: пр. Комсомольский, 57, ул. Щорса, 7).

Пилястра - плоскостное изображение колонны, которая имеет такое же членение и пропорции, как и колонна (в таблице: ул. Кузнецова, 28, пр. Ленина, 198).

Предшественниками балясин являются колонны небольшого размера. Использовались они обычно для декоративного ограждения балконов [5]. Часто они имеют форму вазы, широко используются в архитектуре (в таблице: ул. Вершинина, 17а, пр. Кирова, 53/2, ул. Учебная, 43).

Рельеф является одним из видов скульптуры. Выполнялся с применением законов перспективы. Рельефная композиция обычно рассчитана на фронтальное восприятие. В застройке советского периода использовался во фронтонных и фризовых частях зданий (в таблице: пр. Ленина, 17, ул. Крылова, 14).

Розетка переводится с французского буквально как «розочка». Относится к стилизованному растительному орнаменту. Имеет симметричную композицию относительно вертикальной и горизонтальной оси одновременно. Розетки в композиции нередко сочетаются с другими растительными деталями (в таблице: ул. Усова, 31, ул. Савиных, 16).

Сандрики в классической архитектуре встречаются крайне редко. Их можно встретить на внутренних фасадах типовой застройки либо на входных узлах в виде двух поддерживающих колонн треугольного фронтона (в таблице: ул. Учебная, 43).

Слуховые окна выполняют практическую и эстетическую функции. Практическая их функция заключается в обеспечении возможности проветривания чердачного помещения. Декоративная функция заключается в многообразии самых различных форм и размеров окон, их остекления. Слуховые окна являются и эстетическими элементами (в таблице: ул. Крылова, 14, пр. Ленина, 198).

Фронтон также является декоративным элементом фасада. Он ограничен с обеих сторон скатами крыши, а с нижней стороны - карнизом. В его плоскость вокруг чердачного окна нередко помещали скульптурную композицию [6], которая подчеркивала его треугольное очертание и придавала легкость и невесомость его конструкции (в таблице: ул. Крылова, 14, ул. Щорса, 7, пр. Ленина, 198).

Декор в архитектуре советского периода

Архитектура периода 1930-1950-х гг. следовала идеологической политике советского государства и служила отражением социалистических концепций и путей дальнейшего развития общества. Советские архитекторы создавали

проекты, в которых пропагандировались идеи диалектического и исторического материализма. И именно поэтому в архитектурных постройках 1920-1980-х гг. в виде декора широко использовалась государственная символика [7, с. 29].

Символика в декоре активно применялась и в годы «советского классицизма», особенно в послевоенный период. Декор на зданиях, построенных по «специально разработанным» проектам, представлен наиболее ярко [2].

Применение в советский период «классических» декоративных элементов зарубежные ученые и специалисты объясняют тем, что российские архитекторы, получившие «классическое» архитектурное образование, стремились использовать этот опыт во вновь строящихся зданиях. Но, по словам И.А. Фомина, советские архитекторы «не использовали элементы прошлого, а, осмыслив, применяли их в новом виде...» [8, с. 82].

Советские архитекторы в своей практике заботились не об исторических и стилистических «предпочтениях», а о «правильности линий и конструкции форм». Поэтому «классическим» элементам придавались другие пропорции. Они должны были отражать идеи «интернационализма» и «демократизма». Архитектура должна была «разговаривать соответствующе пролетарскому государству» [Там же, с. 19]. Даже в наше время советские постройки вызывают положительные эмоции и представляют культурную ценность для нашего государства [9, с. 62]. Главный секрет их психологического воздействия на наших современников заключается в их изысканных пропорциях. Пропорции влияют на восприятие здания, именно в них заключается красота советской архитектуры [Там же, с. 39].

Советская государственная символика в декоре

Помимо собственно символических изображений, в качестве декора в советский период использовались «классические» декоративные элементы.

Изображение серпа и молота, пятиконечной звезды стало своеобразной традицией. Их изображали как в общепринятом виде, так и в сочетании с иными декоративными элементами. Декоративные элементы с изображением государственных символов претерпевали изменения на протяжении рассматриваемых десятилетий [10, с. 28].

Выпуклые архитектурные элементы, играющие декоративную роль, выкрашивались, как правило, в более светлые или в более темные тона относительно цвета плоскости стены. Тем самым акцентировалось внимание именно на данном декоративном элементе [11].

Историю развития декора в советский период можно разделить на два этапа.

Первый этап - это авангардное направление, господствующее в 1920-1930-х гг., в котором не применялись классические детали, хотя использовалась символика нового государства (очень скупо и в основном в таком же «авангардном» виде).

Второй этап начался с середины 1930-х гг. Стиль архитектуры в этот период изменяется в сторону классики, символика переплетается с классическими элементами. В таком виде декоративные элементы сохраняются вплоть до конца 1950-х гг.

Как пишет Катрин Зибович из Калифорнии, «с 1920-х до середины 1950-х гг. все создавалось в неоклассическом дизайне, без учета экономических условий - классическая орнаментация на фасадах домов была достаточно простой, но выразительной...» [12, с. 2].

После постановления Коммунистической партии и Советского правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 г. рельефные и барельефные изображения различных символов постепенно исчезают и вместо них на некоторых зданиях в виде украшений появились мозаичные панно [2].

Советская архитектура перешла от «неоклассического» подхода, принятого в 1930-х гг., в пользу новых строительных материалов и «прогрессивных» современных технологий [12, с. 1].

При рассмотрении темы применения архитектурного декора в жилищном строительстве можно заметить, что чем значительнее здание, тем интереснее и разнообразнее применение в нем различных декоративных приемов. Причем особо важную роль здесь играет расположение здания в городской среде. Чем престижнее место его расположения (центральная улица, замыкание градостроительной перспективы и т. д.), тем богаче и разнообразнее декоративное оформление жилого дома. В жилой застройке крупных городов, в том числе и Новосибирска, встречаются оригинальные варианты классического декора и государственной символики, вплетенной в этот декор. Художественный уровень декоративного оформления жилых зданий этого периода не уступает общественным зданиям, декор которых традиционно был наиболее интересным и разнообразным (рис. 1, 2).

Рис. 1. Акротерий жилого дома (г. Новосибирск, ул. Ленина, 9)

Рис. 2. Парапет жилого дома (г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, 21)

Даже в относительно скромной типовой (рядовой) застройке встречаются «классические» декоративные элементы и детали. На некоторых зданиях можно увидеть и символические знаки. После победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. такие детали, как звезда, венок, гирлянда, рог изобилия, обретя новую смысловую нагрузку, становятся уже не простыми декоративными элементами, а государственными символами.

Жилые дома г. Томска, на первый взгляд, выглядят довольно скромно. Но и на их фасадах можно встретить элементы традиционного «классического» декора, гораздо реже - государственную символику. Застройка данного периода представляет собой кварталы из двухэтажных и трехэтажных типовых зданий, декор которых достаточно скромен. Набор декоративных элементов на фасадах зданий, расположенных внутри кварталов, и на зданиях, занимающих «престижные» видовые точки, в принципе, одинаков.

Более разнообразным декором отличаются типовые жилые дома, предназначенные для государственных служащих. Богатый символический декор имеет и жилой дом, построенный по специальному проекту (пр. Ленина, 17). На этих зданиях использована ярко выраженная государственная символика -картуш с гирляндой и звездой. Есть здесь и другие элементы декора - рустовка стены первого этажа, балясины в ограждении балконов, кронштейны и пояски, карнизы, украшенные классическими модильонами.

Декоративные элементы на зданиях Томска

В Томске сохранилась большая часть типовых жилых домов, построенных в советский период. Для декорирования фасадов этих зданий применялась рустовка, арочные очертания окон на первом этаже, междуэтажные пояски, наличники. Фризовая и карнизная части оформлялись декоративной кирпичной кладкой. Это делало плоскость фасада разнообразней [13, с. 4].

На подавляющем большинстве сохранившейся типовой жилой застройки г. Томска декор отсутствует. Этому могут быть следующие причины:

- отсутствие денежных средств;

- утрата декора в процессе эксплуатации здания или при проведении ремонтных работ.

В домах из дерева основным украшением служили наличники (рис. 3, 4). В некоторых деревянных домах сохранились балконы и колонны со стилизованными капителями. Изображения лопаток несут чисто декоративные функции. Между окнами первого и второго этажей размещались окружности, также выполненные из дерева (таблица).

Рис. 3. Типовой жилой дом по ул. Красноармейской, 13а

Рис. 4. Типовой жилой дом по ул. Нахимова, 5

На домах из шлакоблоков декор вовсе отсутствует. Шлакоблок был самым дешевым материалом, и дома из него строились как временное жилье. В двухэтажных домах из шлакобетонных блоков углы главного фасада рустованы. Размер руста обычно совпадает с размером блоков. Иногда встречаются гирлянды с растительной фактурой. Входные узлы решены в виде двух колонн, на которые опирается двухскатный фронтончик. Входной узел имеет упрощенный классический вид. На одном из проетов трехэтажных домов выполнены лоджии на главных фасадах. На доме по адресу пр. Кирова, 53/2, сохранились изящные деревянные балясины (рис. 5).

Рис. 5. Типовой жилой дом по пр. Кирова, 53/2

На главных и дворовых фасадах кирпичных оштукатуренных домов (ул. Вершинина, 42) кронштейны балконов выполнены в виде стилизованных волют. На доме по ул. Крылова, 14, в плоскости фронтона присутствует декоративная композиция, обрамляющая чердачное окно. Здесь применены мотивы растительного орнамента, пятиконечные звезды, стилизованные под цветы. Под окном расположена гирлянда. В карнизной части круглые розетки чередуются с кронштейнами. По всей высоте здания на главном фасаде применен руст с шероховатой поверхностью (рис. 6).

На фасадах дома по ул. Вершинина, 17а, представлено множество декоративных элементов (рис. 7). Все они сосредоточены на главном фасаде -балкон с балясинами, башенки на углах крыши, входной парадный узел, арочные окна.

На доме с облицовкой из силикатного кирпича (ул. Савиных, 16) применены индустриальные накладные детали в виде декора между окнами второго и третьего этажей.

На доме, построенном по специальному проекту на пр. Ленина 17, присутствуют декоративные элементы с государственными символами. Изображены пятиконечные звезды и венки (рис. 8).

Рис. 8. Типовой жилой дом по пр. Ленина, 17

К концу изучаемого периода лепной декор на плоскостях фасадов исчезает. В качестве украшений используется орнаментальная кладка красного и белого кирпича в карнизной части домов (рис. 9, 10).

Рис. 9. Типовой жилой дом по ул. Савиных, 16

Рис. 10. Типовой жилой дом по пр. Фрунзе, 224 Выводы

В процессе данного исследования был зафиксирован и описан сохранившийся декор на фасадных плоскостях жилых домов 1940-1960-х гг. в г. Томске.

Архитектура жилых многоквартирных домов советского периода в Томске имеет следующие особенности:

а) стены оштукатуривались гладким слоем, затем красились;

б) в объемно-пространственном решении использовались элементы античной архитектуры;

в) декор на плоскости фасада выполнялся в виде рельефов или барельефов, имел цветочные мотивы;

г) постройки данного стиля выделяются из общей застройки, легко узнаваемы за счет того, что:

- объемно-пространственная и объемная композиции построены на гармоничных законах симметрии и тектоники;

- использовались массивные конструкции прямоугольной формы;

- оконные проемы иногда выполнялись арочной формы;

- применялись простые геометрические формы, в качестве украшений использовались фронтоны, карнизы и фризы, пилястры, полуколонны, ниши, рустовка углов или первого этажа здания;

- горизонтальные и вертикальные линии подчинены метрическим и ритмическим законам;

- преобладали светлые пастельные тона (бежевый, золотисто-бежевый, светло-розовый, серые оттенки) [14].

В процессе изучения декоративных элементов на фасадах жилых домов в г. Томске были выявлены некоторые особенности, которые укладываются в следующую классификацию.

- Декоративные элементы, заимствованные из эпохи классицизма и переосмысленные советскими зодчими. По форме и содержанию наличники, рустовка, пилястры, кронштейны и другое похожи на классические, но их внешний вид гораздо проще. Они использовались в качестве украшения фасадной плоскости на жилых домах, постоенных по типовым и специальным проектам. Дома из шлакоблоков являются исключением, т. к. здесь абсолютно все элементы должны были нести только функциональную нагрузку.

- Декоративные композиции в виде рельефных гирлянд с растительными мотивами служили украшениями на фасадной плоскости типовых домов.

- Декоративные композиции обычно выполнялись в виде рельефов с использованием государственной советской символики.

- Сходной чертой является та особенность, что для украшения плоскостей фасадов и типовых домов и домов, построенных по специальным проектам, использовались одни и те же декоративные элементы.

- Главным отличием отметим такую особенность, что на фасадах дома, построенного по специальному проекту, представлено гораздо больше декора, чем на фасадах типовых домов.

Жилые дома на главных улицах города и сейчас являются архитектурными доминантами, организующими и украшающими городское пространство. Новые многоэтажные жилые дома нередко закрывают многие точки визуального восприятия кварталов советского периода.

Из-за невнимательного отношениям к зданиям ушедшей эпохи архитектурные детали утрачиваются или заменяются другими, выполненными из новых материалов, вследствие чего художественный облик зданий искажается.

Декоративные элементы были сложны в исполнении. Для их изготовления требовались высококвалифицированные кадры, на эти цели выделялись отдельные финансовые средства из государственного бюджета. Об этом не стоит забывать реставраторам, выполняющим сегодня работы на исторических зданиях [15, с. 82-87].

Много внимания также уделялось эстетической стороне архитектуры типовых зданий. Это замедляло темпы строительства и требовало больших финансовых затрат [16, с. 364].

Постановление 1955 г. «Об устранении излишеств...» в дальнейшем на длительный период лишило советскую архитектуру художественной и эстетической составляющей. В изучаемый период из классических элементов декора использовались в основном венки, гирлянды и вазоны. Стиль архитектуры был построен на классических законах. На фасадах зданий применялись ордерные композиции различных вариаций - от сложных капителей до простых лопаток. Архитекторы стремились объединять в декоративных элементах классические и традиционные мотивы. В советском декоре встречается и государственная символика в виде серпа, молота и пятиконечной звезды. Эти элементы появлялись в орнаменте и розеток, и барельефов [17]. Поэтому жилая застройка рассматриваемого периода, несмотря на применение типовых проектов, была весьма разнообразна благодаря применению различного архитектурного декора [18, с. 12].

Библиографический список

1. Похлебкин, В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В.В. Похлебкин. -3-е изд. - М. : Международные отношения, 2001. - 563 с.

2. Будущее советской символики: почему историки против демонтажа, интервьюируемый М.Э. Кавун. - Условия доступа : http://dp.vgorode.ua/news/sobytyia/262441-buduschye-sovetskoi-symxolyky-pochemu-ystoryke-protyv-demontazha/ (дата обращения: 15.04.2016 г.).

3. Лот, К. Архитектура сталинского периода. Московское архитектурное наследие: точка невозврата / К. Лот. - М. : Немецкая Фабрика Печати, 2009. - № 2. - С. 77-81.

4. Томас, Э. Послевоенная архитектура в климате холодной войны: жилая застройка в Москве в период 1945-1964 гг. : пер. автора / Э. Томас. - Бристол : Изд-во гос. Брист. ун-та истор. наук, 2013. - 82 с.

5. История возникновения балясин. - Условия доступа: http://artil35.ru/info/poleznyie_ stati/istorija_vozniknovenija_baljasin. html/ (дата обращения: 15.04.2016 г.).

6. Декоративные элементы, символика СССР. - Условия доступа : https://ru.wikipedia/ (дата обращения: 15.04.2016 г.).

7. Меерович, М.Г. От коммунального - к индивидуальному: неизученные страницы жилищной реформы Н.С. Хрущева / М.Г. Меерович // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 2. - С. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кук, К. Российская архитектура авангарда в 1920-е гг. : пер. автора / К. Кук, Д. Ажерос. - Нью-Йорк : Архитектурное проектирование, 1991. - 98 с.

9. Франсис, М.Х. Неврастения ума архитектора, проектирование и архитектура : пер. автора / М.Х. Франсис. - Честер : ЛТД Изд-во: Джон Вилей и сыновья, 2010. - 273 с.

10. Бахтина, Е.Р. Особенности советского неоклассицизма в архитектуре г. Нижний Тагил / Е.Р. Бахтина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 1. - С. 27-38.

11. Архитектура классицизма. - Условия доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/7klass01.shtml/ (дата обращения: 15.04.2016 г.).

12. Зибович-Иди, К К новому берегу: поездка советской архитектуры от классицизма к стандартизации : пер. автора // К. Зибович-Иди. - Берклей : Изд-во Истор. ун-та Калифорнии, 2013. - 30 с.

13. Филин, В.А. Видеоэкология и архитектура. / В.А. Филин. - М. : Московский центр «Видеоэкология», 1995. - 52 с.

14. Роскошь и строгость классицизма. - Условия доступа: http://trendsdesign.ru/ interiorstyles/histiric/klassicizm/roskosh-i-strogost. htmll/ (дата обращения: 15.04.2016 г.).

15. Броновицкая, А. Наследие 1930-1950-х годов сегодня / А. Броновицкая // Московское архитектурное наследие: точка невозврата. - М. : Немецкая Фабрика Печати, 2009. -№ 2. - С. 82-88.

16. Гольштейн, А.Ф. Зодчество. / А.Ф. Гольштейн. - М. : Просвещение, 1979. - 445 с.

17. Орельская, О.В. «Сталинский ампир» в архитектуре Нижнего Новгорода 1940-1950-х годов. - Условия доступа : http://www.opentextnn.ru/space/nn/? id=4764/ (дата обращения: 03.05.2016 г.).

18. Рид, П.С. «Просвещенный модернизм» во Второй мировой войне и американская мечта : пер. автора / П.С. Рид, Д. Альбреч. - Кембридж : МАИТИ Пресс, 1995. - 118 с.

References

1. Pokhlebkin V. V. Slovar' mezhdunarodnoisimvoliki i emblematiki [Dictionary of international symbolism and emblems]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2001. 563 p. (rus)

2. Budushchee sovetskoi simvoliki: pochemuistorikiprotivdemontazha, interv'yuiruemyi Ka-vun M.E. [Future of the Soviet symbolism: why historians against dismantling, interviewed by Kavun M. E.]. Available at: http://dp.vgorode.ua/news/sobytyia/262441-buduschye-sovetskoi-symxolyky-pochemu-ystoryke-protyv-demontazha/ Last visited April 2016. (rus)

3. Lot K. Arkhitektura stalinskogo perioda. Moskovskoe arkhitekturnoe nasledie: tochka nevozv-rata [Architecture of the Stalin period. Moscow architectural heritage: point of no return]. Moscow: Nemetskaya fabrika pechati, 2009. No. 2. Pp. 77-81. (rus)

4. Thomas E. Post-war architecture in a Cold War climate: The building of domestic architecture in Moscow from 1945-64. Bristol: University of Bristol Publ., 2013. 82 р.

5. Istoriya vozniknoveniya balyasin [History of rail-posts emergence]. Available at: http://artil35.ru/info/poleznyie_stati/istorija_vozniknovenija_baljasin.html/ Last visited April 2016. (rus)

6. Dekorativnye elementy, simvolika SSSR [Decorative elements, USSR symbolism]. Available at: https://ru.wikipedia/ Last visited April 2016. (rus)

7. Meerovich M.G. Otkommunal'nogo - k individual'nomu: neizuchennye stranitsy zhilishchnoi reformy N.S. Khrushcheva [From collective to individual: unexplored pages of Khrushchev's housing reform]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 2. Pp. 28-33. (rus)

8. Cooke C., Ageros J. The Avant-Garde Russian architecture in the twenties. New York: Architectural Desing, 1991. 98 p.

9. Francis M.H. The Architect's brain neuroscience, creativity and architecture. Chichester: A John Wiley & Sons, Ltd. Publ., 2010. 273 p.

10. Bakhtina E.R. Osobennosti sovetskogo neoklassitsizma v arkhitekture g. Nizhnii Tagil [Features of the Soviet neoclassicism in architecture of Nizhny Tagil]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 1. Pp. 27-38. (rus)

11. Arkhitektura klassitsizma [Architecture of classicism]. Available at: www.arhitekto.ru/txt/ 7klass01.shtml/ Last visited April 2016. (rus)

12. Zubovich-Eady K. To the new shore: Soviet architecture's journey from classicism to standardization. Berkeley: Publication of the History University, 2013. 30 p. (author's transl.)

13. Filin V.A. Videoekologiya i arkhitektura [Video ecology and architecture]. Moscow: Vide-oekologiya Publ., 1995. 52 p. (rus)

14. Roskosh' i strogost' klassitsizma [Luxury and severity of classicism] Available at: http://trendsdesign.ru/interiorstyles/histiric/klassicizm/roskosh-i-strogost.htmll/ Last visited April 2016. (rus)

15. Bronovitskaya A. Nasledie 1930-1950-kh godovsegodnya. Moskovskoearkhitekturnoenasledie: tochkanevozvrata [Heritage of the 1930-1950 years today Moscow architectural heritage: point of no return]. Moscow: Nemetskaya fabrika pechati, 2009. No. 2. Pp. 77-81. (rus)

16. Gol'shteinA.F. Zodchestvo [Architecture]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1979. 445 p. (rus)

17. Orel'skaya, O.V. "Stalinskiiampir" v arkhitekture Nizhnego Novgoroda 1940-1950-kh godov ["Stalin empire style" in architecture of Nizhny Novgorod in the 1940-1950s]. Available at: www.opentextnn.ru/space/nn/?id=4764/ Last visited Mai 2016. (rus)

18. Reed P.S. Enlisting modernism. World War II and the American dream, ed. Donald A. Cambridge: MIT Press, 1995. 118 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.