Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИЯ ТАБУРЕТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА МЕБЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ А. И. ТУРА В СЕРЕДИНЕ XIX В., ИЗ СОБРАНИЯ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»'

РЕСТАВРАЦИЯ ТАБУРЕТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА МЕБЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ А. И. ТУРА В СЕРЕДИНЕ XIX В., ИЗ СОБРАНИЯ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ЛАКОВАЯ МЕБЕЛЬ 1760-Х - НАЧАЛА 1770-Х ГГ / РУССКАЯ МЕБЕЛЬ СЕРЕДИНЫ XIX В / КИТАЙСКИЙ ЛАК / РЕСТАВРАЦИЯ / ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бровко Екатерина Михайловна

Цель исследования - составление методики реставрации комплексного декоративного покрытия под «китайский лак» на табуретах, созданных в середине XIX в. на предприятии А. И. Тура и являющихся имитацией китайской лаковой мебели 1760-х - начала 1770-х гг. Научная новизна: на основе полученных результатов технико-технологических исследований была составлена методика реставрации декоративного покрытия под «китайский лак» на памятниках отечественного мебельного искусства, созданных в середине XIX в., из собрания ГМЗ «Петергоф». В результате установлено, что мастера фабрики А. И. Тура в середине XIX в. при работе с предметами мебели, имитирующими лаковую китайскую мебель второй половины XVIII в., для получения декоративной отделки под «китайский лак» применяли разные рецептуры и технологические приёмы. В дальнейшем при выборе методики реставрации авторского отделочного покрытия, в частности при восполнении его утрат, необходимо учитывать результаты изучения составов грунта и лакового покрытия, а также исследования по технологическим приёмам работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF TUFFETS CREATED AT A. I. TUR’S FURNITURE FACTORY IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY (PETERHOF COLLECTION)

The research objective is as follows: to develop the methodology to restore Chinese lacquer imitation coating on tuffets created at A. I. Tur’s furniture factory in the middle of the XIX century. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on technological research results the author proposes the methodology to restore Chinese lacquer imitation coating on furniture items of the middle of the XIX century stored in Peterhof collection. As a result, it is shown that A. I. Tur’s furniture-makers used various receipts and techniques to imitate Chinese lacquerworks of the second half of the XVIII century. The following conclusions are justified: when choosing the methodology to restore original coating, it’s necessary to take into account the structure of ground and lacquer layers and applied lacquer techniques.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИЯ ТАБУРЕТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА МЕБЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ А. И. ТУРА В СЕРЕДИНЕ XIX В., ИЗ СОБРАНИЯ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»»

фгротота

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2851-2857 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2851-2857

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Реставрация табуретов,

выполненных на мебельном предприятии А. И. Тура в середине XIX в., из собрания ГМЗ «Петергоф»

Бровко Е. М.

Аннотация. Цель исследования - составление методики реставрации комплексного декоративного покрытия под «китайский лак» на табуретах, созданных в середине XIX в. на предприятии А. И. Тура и являющихся имитацией китайской лаковой мебели 1760-х - начала 1770-х гг. Научная новизна: на основе полученных результатов технико-технологических исследований была составлена методика реставрации декоративного покрытия под «китайский лак» на памятниках отечественного мебельного искусства, созданных в середине XIX в., из собрания ГМЗ «Петергоф». В результате установлено, что мастера фабрики А. И. Тура в середине XIX в. при работе с предметами мебели, имитирующими лаковую китайскую мебель второй половины XVIII в., для получения декоративной отделки под «китайский лак» применяли разные рецептуры и технологические приёмы. В дальнейшем при выборе методики реставрации авторского отделочного покрытия, в частности при восполнении его утрат, необходимо учитывать результаты изучения составов грунта и лакового покрытия, а также исследования по технологическим приёмам работы с ними.

EN

Restoration of Tuffets Created at A. I. Tur's Furniture Factory in the Middle of the XIX Century (Peterhof Collection)

Brovko E. M.

Abstract. The research objective is as follows: to develop the methodology to restore Chinese lacquer imitation coating on tuffets created at A. I. Tur's furniture factory in the middle of the XIX century. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on technological research results the author proposes the methodology to restore Chinese lacquer imitation coating on furniture items of the middle of the XIX century stored in Peterhof collection. As a result, it is shown that A. I. Tur's furniture-makers used various receipts and techniques to imitate Chinese lacquerworks of the second half of the XVIII century. The following conclusions are justified: when choosing the methodology to restore original coating, it's necessary to take into account the structure of ground and lacquer layers and applied lacquer techniques.

Введение

Актуальность темы представленной статьи заключается в том, что предметы мебели с комплексным декоративным покрытием под «китайский лак» XVШ-XIX вв. из фондов Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф» нуждаются в реставрации отделочного слоя. Однако существует крайне мало публикаций на русском языке, посвященных этой теме, что значительно усложняет разработку, составление и подбор методик по реставрации отделочного слоя под «китайский лак».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проследить историю создания и бытования табуретов, изготовленных в России на предприятии А. И. Тура в 1852-1853 гг., из фонда «Мебель Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф»;

- на основе отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ рассмотреть наиболее распространенную технологию создания комплексного декоративного покрытия лаковой мебели в Китае в XVIII в.;

- на основании лабораторных исследований образцов комплексного декоративного покрытия под «китайский лак», взятых с музейных предметов, проанализировать используемые составы и описать технологию создания имитации китайской лаковой мебели на фабрике А. И. Тура в середине XIX в.

Основные методы исследования - описательный, технико-технологический, сравнительно-сопоставительный.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210437

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Теоретической базой исследования послужили монографии и статьи, посвящённые созданию и реставрации китайской лаковой мебели и её европейских имитаций В. Г. Белозёровой (1980; 2009), Д. Джекобсона (2004), М. Е. Кравцовой (2004), М. А. Неглинской (2015), а также сборник исследований, выпущенный Всероссийским художественным научно-реставрационным центром (ВХНРЦ) имени И. Э. Грабаря (Восточноазиатские лаки..., 2000) и др.

Практическая значимость: представленные результаты предлагаются к рассмотрению при разработке методик реставрации комплексного декоративного покрытия под «китайский лак».

Основная часть

В мастерской реставрации позолоты ГМЗ «Петергоф» в 2020-2021 гг. проводилась комплексная реставрация трёх табуретов с вкладными подушками (дерево, ткань; резьба, роспись, лак, золочение; в. 45,5; ш. 55,5; гл. 46,0; Инв. №№ ОДМП 192-194-мб).

Табуреты покрыты лаковым составом чёрного цвета и украшены золотым декором. Плавно изогнутая царга переходит в четыре резные ножки типа «кабриоль» с завершением в виде четырёхкоготной лапы хищной птицы, опирающейся на шар. Лобовую часть ножек украшают резные золочёные маскароны павианов. На внешней стороне царги выполнен тонко проработанный золочёный симметричный орнамент, состоящий из стилизованного цветка, от которого в разные стороны расходятся стебли с завитками и листьями. По верхнему краю обвязки сиденья, на царге вокруг растительного орнамента и на завершениях ножек выполнена обводка золотом (Иллюстрация 1). Также в фонде «Мебель Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф» хранится банкетка с вкладной подушкой (дерево, ткань; резьба, роспись, лак, золочение; в. 46,0; ш. 144,0; гл. 55,0; Инв. № ОДМП 191-мб), которая имеет близкое художественное решение с упомянутыми табуретами (Иллюстрация 2).

Табуреты и банкетка входили в состав мебельного гарнитура, созданного в 1852-1853 гг. на фабрике поставщика Императорского двора Андрея Ивановича Тура для меблировки Китайской и Готической галерей Арсенального каре Гатчинского дворца (http://hLstory-gatchina.ru/museum/interior/gothchina.htm). Внутреннее убранство интерьеров галерей запечатлено на акварелях Эдуарда Петровича Гау «Китайская галерея в Гатчинском дворце» (1876) (Иллюстрация 3) и «Готическая галерея» (1877) (Иллюстрация 4) из серии «Виды интерьеров Гатчинского дворца». В настоящее время из всех предметов указанного мебельного гарнитура Гатчинского дворца известно местонахождение только этих трёх табуретов и банкетки (Архив ГМЗ «Петергоф», ф. Р-23, оп. 5, д. 259, л. 14-16; Сводный каталог., 2008, с. 76; Спасённые коллекции., 2010, с. 208), принадлежность которых отмечена бумажными наклейками сине-зелёного цвета с надписью: «Гатчинскаго Дворцоваго Правлетя», расположенными с тыльной стороны царги (Иллюстрация 5).

Табуреты и банкетка являются российской рецепцией мебельного гарнитура из шестидесяти ореховых резных лаковых стульев с богатым золочёным декором в стиле Чиппендейл, созданного в Кантоне (совр. Гуанчжоу) во времена правления династии Цин (1644-1912) в период Цяньлун (1735-1796) в 1760-х - начале 1770-х гг. и купленного в Китае по указу императрицы Екатерины II (Иллюстрация 6) (Восстановлению подлежит., 2020, с. 66, 67; Кочерова, 2007, с. 48; Успенский, 1901, с. 191). Это выражено схожим решением формы, декора царги и ножек.

Лаковая китайская мебель, попавшая в Европу на рубеже XVI-XVII вв., поразила европейского потребителя своей декоративной отделкой. Она сразу завоевала большую популярность, продолжавшуюся вплоть до конца XIX в. Поскольку из-за своей высокой стоимости очень немногие могли позволить себе приобрести подобную мебель - большим спросом стала пользоваться её имитация, появившаяся практически в одно время с началом продаж подлинной китайской мебели.

Китайская декоративная отделка лаком уруши или уруси представляет собой разнообразные комплексные покрытия (Новикова, 2000b, с. 12). Наиболее распространенная в XVIII в. технологическая схема покрытия следующая. Сначала в несколько приёмов проводится проклеивание деревянной основы водным раствором белкового клея. Затем формируется рыхлый слой из лубяных волокон или пуха с водным раствором белкового клея, этот слой - своеобразная арматура, отчасти предохраняющая от возможных растрескиваний древесины и отслоений грунта от деревянной основы при резких колебаниях температурно-влажностного режима. Далее наносится минеральный грунт серого цвета. Его связующим является водный раствор белкового клея, а основным наполнителем - алюмосиликат (глина), также в нём могут присутствовать тонкодисперсный кварцевый песок и прочие добавки. После полного высыхания загрунтованная поверхность выравнивается по форме предмета. На подготовленную поверхность попеременно наносятся слои лака уруши: лессировочные коричневого цвета и тонкие чёрного цвета (такое чередование слоёв позволяет одновременно придать отделочному покрытию и глубокий чёрный цвет, и прозрачность). Каждый слой после полного высыхания тщательно полируется. Завершающий этап работы - нанесение защитного лакового слоя, приготовленного на основе чистых смол (Голиков, Яровой, Горина и др., 2000, с. 106-108). Таким образом, китайское декоративное лаковое покрытие представляет собой многослойную стратиграфическую систему, состоящую из подготовки, лаковых слоёв и защитного покрытия. Декоративное высокоглянцевое лаковое покрытие, полученное по приведённой методике, отличается сравнительно большой твёрдостью, гидрофобностью и красивым внешним видом.

Мастера-мебельщики из Китая в качестве сырья для лака уруши использовали сок так называемого «лакового дерева» (лат. Toxicodendron vernicifluum, или Rhus vernicifera), произрастающего на территории Китая, Японии, в горных районах Юго-Восточной Азии и Вьетнама. Основное вещество, содержащееся в соке «лакового дерева» - урушиол (Новикова, 2000a, с. 33). Необходимо отметить, что этот природный полимер невозможно

транспортировать на большие расстояния: он довольно быстро затвердевает и становится непригодным для дальнейшего использования.

Мастерам из западноевропейских государств приходилось разрабатывать свои собственные рецептуры и методики изготовления «китайского лака» с применением других доступных им материалов. Большинство из них были описаны голландцами Джоном Сталкером и Джорджем Паркером в 1688 г. в «Трактате о лаковом деле и лакировании» ("A Treatise of Japaning and Varnishing, by John Stalker and George Parker") (Джекоб-сон, 2004, с. 45; Фишман, 2003, с. 429; Stalker, Parker, 1688). В России, в частности на предприятии А. И. Тура, также производилась мебель с декоративным покрытием под «китайский лак». Примером подобной мебели являются описываемые табуреты и банкетка.

Предметы мебели были выполнены на фабрике А. И. Тура в одно время, но, скорее всего, над ними работали разные мастера. Предположение основано на сравнительном визуальном анализе резных золочёных маскаронов: на табуретах они выполнены значительно изящнее, их внешний вид ближе к китайским аналогам, чем вид маскаронов на банкетке. Его подтверждением служат результаты лабораторных исследований образцов покрытия.

Технико-технологический анализ показал: на табуретах под чёрным декоративным покрытием находится грунт серого цвета, в состав которого входят серая глина, охра и спирторастворимый лак, предположительно шеллак. Декоративное покрытие представляет собой шеллак, смешанный с пигментом чёрного цвета (Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 192-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 193-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 194-мб)).

Декоративное покрытие чёрного цвета на банкетке состоит из сажи, мела, чёрного пигмента и шеллака (Саватеева Е. М. Заключение № 20-21 от 22.04.2021; Саватеева Е. М. Заключение № 39-21 от 18.06.2021).

Полученные данные позволяют сделать вывод: мастера-мебельщики, создавшие табуреты, стремились повторить технологию китайского лакового покрытия в той мере, в которой позволяли доступные им материалы, в частности, они заменили спирторастворимый лак уруши на спирторастворимый шеллак. А при работе над художественной отделкой банкетки мастера отказались от подготовительных слоёв и на древесину сразу нанесли декоративное покрытие чёрного цвета на основе шеллака.

На момент начала реставрационных мероприятий состояние сохранности декоративного покрытия чёрного цвета под «китайский лак» на табуретах было следующим: утраты и очаговые отставания грунта с декоративным покрытием от основы, потёртости и грубые поздние поновления отделочного слоя, повсеместное сильное пылевое загрязнение (Иллюстрация 7) (Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 192-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 193-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 194-мб)).

При составлении методики реставрации отделочного слоя на табуретах прежде всего учитывались результаты технико-технологических анализов и научные исследования, посвященные реставрации китайского лакового покрытия и декоративной отделки под «китайский лак» А. И. Варфоломеева (2014), В. П. Голикова, К. С. Ярового, О. П. Гориновой, Е. И. Силаевой (2000).

В первую очередь было проведено удаление нестойких поверхностных загрязнений в виде пыли при помощи щетинных кистей разных размеров.

Укрепление очаговых отставаний грунта с отделочным слоем проводилось в три этапа: сначала укрепляемый участок через трещины по краям был обезжирен этанолом при помощи колонковой кисти; после полного испарения спирта с кисти в несколько приёмов до прекращения активного впитывания был подведён двухпроцентный водный раствор мездрового кроличьего клея; после его полного высыхания с кисти был подведён восьмипроцентный водный раствор мездрового кроличьего клея; на последнем этапе отставания грунта через тонкую фторопластовую плёнку были уложены на основу тугим ватным тампоном и приглажены нагревательным шпателем с рабочей температурой 55-60°С.

Поздние грубые поновления декоративного слоя были удалены смоченными в дистиллированной воде и туго отжатыми ватными микротампонами, после чего поверхность была протёрта сухими ватными тампонами.

Восполнение утрат авторского грунта было проведено по следующей методике: поверхность деревянной основы в границах утрат была зачищена острозаточенным глазным скальпелем, обезжирена этанолом и проклеена водными растворами мездрового кроличьего клея по вышеописанным технологиям. После с полной просушкой каждого слоя был подведён реставрационный левкас серого цвета, состоящий из спиртового раствора шеллака, очищенной серой глины и сухого пигмента «охра светлая». Нанесение левкаса было закончено после набора высоты чуть больше авторского грунта. Залевкашенная таким образом поверхность была обработана по форме предмета острозаточенным глазным скальпелем и абразивным полотном (Иллюстрация 8).

Утраты авторского декоративного покрытия чёрного цвета под «китайский лак» были восполнены реставрационными тонировками, которые были выполнены в технике «стандартной тонировки», сочетающей в себе заливку тоном и штриховку (Бобров, Бобров, 2008, с. 113). При тонировании были использованы колонковые кисти разных размеров и материалы, соответствующие авторским: спиртовой раствор шеллака с пигментом чёрного цвета (Иллюстрация 9) (Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 192-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 193-мб); Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 194-мб)).

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: мастера фабрики А. И. Тура в середине XIX в. при создании мебели с декоративной отделкой под «китайский лак» обращались к разнообразным технологическим приёмам и рецептурам. Следовательно, при составлении методики реставрации авторского отделочного слоя аналогичных произведений необходимо учитывать результаты лабораторных исследований и данные о технологии создания подобных покрытий на конкретном производстве.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в более детальном изучении комплексного декоративного покрытия под «китайский лак» на предметах мебели XVII-XIX вв. русского и западноевропейского производства.

Иллюстрация 1. Неизвестный мастер. Табурет с вкладной подушкой. Общий вид с лицевой стороны. Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, шеллак, листовое (сусальное) золото, ткань; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение, лакирование, ткачество. Табурет: 45,5х 56,0х 46,5 см; подушка: 4,0 х 50,5х 41,5 см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 17.05.2021 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф». Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Иллюстрация 2. Неизвестный мастер. Банкетка с вкладной подушкой (часть предмета). Общий вид с лицевой стороны. Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, лак, листовое (сусальное) золото; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение, лакирование. 46,0 х 144,0х 55,0 см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 11.03.2021 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф». Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Иллюстрация 3. Гау Э. П. Китайская галерея в Гатчинском дворце, из серии «Виды интерьеров Гатчинского дворца». Российская империя, г. Гатчина. 1876 г. Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 44,6 х 29,7 см. ГМЗ «Гатчина» Инв. № ГДМ-409-Х1 (Виртуоз умного выбора..., 2011, с. 71)

Иллюстрация 4. Гау Э. П. Готическая галерея, из серии «Виды интерьеров Гатчинского дворца». Российская империя, г. Гатчина. 1877 г. Бумага, картон, акварель, карандаш, белила, кисть. 41,7х29,6 см. ГМЗ «Гатчина»Инв. № ТДМ-413-Ж(Виртуоз умного выбора..., 2011, с. 72)

¥ ^

Иллюстрация 5. Неизвестный мастер. Табурет с вкладной подушкой (часть предмета). Общий вид с лицевой стороны до реставрации. Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, лак, листовое (сусальное) золото; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение, лакирование. 45,5 х 56,0 х 46,5 см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 08.07.2020 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф». Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Иллюстрация 6. Неизвестный мастер. Стул. Китай, Кантон (совр. Гуанчжоу). Династия Цин (1644-1912) периодЦяньлун (1735-1796) 1760-е-начало 1770-х гг. Орех, кожа, грунт, лак, листовое (сусальное) золото, столярная работа, резьба по дереву, грунтование, лакирование, золочение на уруши. 107,0х 55,0х43,0 см. ГМЗ «Царское Село» Инв. № ЕД-175^(Восстановлению подлежит., 2020, с. 66)

Иллюстрация 7. Неизвестный мастер. Табурет с вкладной подушкой. Фрагмент царги с лицевой стороны до реставрации. Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, шеллак, листовое (сусальное) золото, ткань; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение,

лакирование, ткачество. Табурет: 45,5х 56,0х46,5 см; подушка: 4,0х 50,5х41,5см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 21.10.2020 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф». Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Иллюстрация 8. Неизвестный мастер. Табурет с вкладной подушкой. Фрагмент царги с лицевой стороны в процессе реставрации (удалены нестойкие поверхностные загрязнения в виде пыли, укреплены очаговые отслоения авторского грунта, удалены поздние грубые поновления декоративного покрытия чёрного цвета, восполнены утраты авторского грунта). Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, шеллак, листовое (сусальное) золото, ткань; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение, лакирование, ткачество. Табурет: 45,5х 56,0х 46,5 см; подушка: 4,0 х 50,5х 41,5 см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 05.04.2021 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф».

Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Иллюстрация 9. Неизвестный мастер. Табурет с вкладной подушкой. Фрагмент царги с лицевой стороны после реставрации.

Россия, Санкт-Петербург, «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». 1852-1853 гг. Берёза, грунт, шеллак, листовое (сусальное) золото, ткань; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, масляное золочение,

лакирование, ткачество. Табурет: 45,5х56,0х46,5см; подушка: 4,0х50,5х41,5см. ГМЗ «Петергоф». Дата фотографии: 17.05.2021 г. Источник: архив Отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф».

Музейные предметы из фондов ГМЗ «Петергоф»

Источники | References

1. Архив ГМЗ «Петергоф».

2. Белозёрова В. Г. Мебель и интерьеры Китая: первый в современной России альбом по истории традиционной китайской мебели и интерьера. М.: МГО СП России, 2009.

3. Белозёрова В. Г. Традиционная китайская мебель. М.: Наука, 1980.

4. Бобров Ю. Г., Бобров Ф. Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070901.65 Живопись. М.: Художественно-педагогическое изд-во, 2008.

5. Варфоломеев А. И. Восточноазиатские лаки и проблемы реставрации лаковых изделий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. Вып. 2.

6. Виртуоз умного выбора. 200 лет со дня рождения архитектора Р. И. Кузьмина / сост. и авт. ст. О. В. Петрова. СПб.: ГМЗ «Гатчина», 2011.

7. Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла: каталог выставки. СПб.: Б. и., 2020.

8. Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования: сборник статей / сост. В. Г. Симонов; под ред. М. В. Капустиной, В. Г. Симонова. М.: ВХНРЦ, 2000.

9. Голиков В. П., Яровой К. С., Горина О. П. и др. Сравнительное технологическое исследование восточно-азиатской лаковой мебели и её европейских имитаций XVII-VXIII вв. в стиле chinoiserie (предварительные результаты) // Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования: сборник статей / сост. В. Г. Симонов; под ред. М. В. Капустиной, В. Г. Симонова. М.: ВХНРЦ, 2000.

10. Джекобсон Д. Китайский стиль: о стиле шинуазри / пер. с англ. В. И. Самошкин. М. : Искусство XXI век, 2004.

11. Кочерова Е. И. Коллекция мебели XVIII в. в собрании Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум». СПб.: Историческая иллюстрация, 2007.

12. Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учебное пособие. СПб.: Лань ТРИАДА, 2004.

13. Неглинская М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трёх великих правлений (1662-1795). М.: ИВ РАН, 2015.

14. Новикова О. Г. Исследования химического состава восточных лаков. Области применения. Обзор литературы // Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования: сборник статей / сост. В. Г. Симонов; под ред. М. В. Капустиной, В. Г. Симонова. М.: ВХНРЦ, 2000a.

15. Новикова О. Г. История восточных лаков. Обзор литературы // Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования: сборник статей / сост. В. Г. Симонов; под ред. М. В. Капустиной, В. Г. Симонова. М.: ВХНРЦ, 2000b.

16. Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 192-мб).

17. Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 193-мб).

18. Паспорт реставрации памятника истории и культуры (движимого) «Табурет с вкладной подушкой» (Инв. № ОДМП 194-мб).

19. Саватеева Е. М. Заключение № 20-21 от 22.04.2021.

20. Саватеева Е. М. Заключение № 39-21 от 18.06.2021.

21. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны: в 17-ти т. / сост. Е. Ю. Десятникова. М.: Ирисъ, 2008. Т. 5. Государственный музей-заповедник «Гатчина». Кн. 5. Гатчинский дворец.

22. Спасенные коллекции Гатчинского дворца: сводный каталог музейных предметов, сохранившихся в период Великой Отечественной войны / сост. Е. А. Родионов, А. Э. Шукурова. СПб. : Союз-Дизайн, 2010.

23. Успенский А. И. Китайский дворец в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1901. № 10.

24. Фишман О. Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

25. Stalker J., Parker G. A Treatise of Japaning and Varnishing. 1688. URL: https://library.si.edu/digital-library/book/ treatisejapanin00stal

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бровко Екатерина Михайловна1

1 Государственный музей-заповедник «Петергоф», г. Санкт-Петербург

Brovko Ekaterina Mikhailovna1

1 Peterhof State Museum Reserve, Saint Petersburg

1 brovko_katya@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.

Ключевые слова (keywords): китайская лаковая мебель 1760-х - начала 1770-х гг; русская мебель середины XIX в; китайский лак; реставрация; ГМЗ «Петергоф»; Chinese lacquer furniture of the 1760s - the beginning of the 1770s; Russian furniture of the middle of the XIX century; Chinese lacquer; restoration; Peterhof State Museum Reserve.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.