ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРАНЦУЗСКОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ ЭПОХИ РОКОКО В АСПЕКТЕ РЕСТАВРАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ БСИИ ASG
НИКИТИНА Анна,
магистр Санкт-Петербургский государственный университет
Анна Никитина - выпускница магистратуры Санкт-Петербургского университета, специализируется на теории и практике реставрации французской мягкой мебели. Поиск архивных источников по данной проблеме на французском языке потребовал уточнения терминологии, которой пользовались французские мастера периода рококо, в частности «Энциклопедия столярного искусства» («L'Art du menuisier en meubles») А.Ж. Рубо, вышедшая в 1772 году, переведенная автором статьи. Схемы, приведенные из энциклопедии, могут выступать наглядными пособиями для реставрации французской мягкой мебели XVII века.
Аннотация: В 20-е годы XVIII века Франция становится центром мировой художественной культуры, именно здесь в период правления Людовика XV зарождается и получает свое дальнейшее развитие утонченный и изысканный стиль рококо. Коллекция французской мебели данного периода Большого собрания изящных искусств ASG позволяет иллюстрировать основные предметы мебели, распространенные в этот период, и их конструктивно-типологические особенности.
Ключевые слова: мягкая мебель, мебельное производство Франции, реставрация, типология мебели, форма, конструкция, технологии изготовления
Abstract: In the 1920s of XVIII century France became the center of the world's art culture, right here, during the reign of Louis XV, sophisticate and refined style of rococo was born and developed. The collection of France furniture of this period in the ASG Great collection of arts allows to illustrate the main pieces of furniture and their constructive-typological features, which were common during this period
Keywords: soft furniture, furniture manufacture of France, restoration, typology of furniture, form, construction, manufacturing technology, rococo, Louis XV.
В 20-е годы XVIII в. Франция становится центром мировой художественной культуры, именно здесь в период правления Людовика XV зарождается и получает свое дальнейшее развитие утонченный и изысканный стиль рококо. К 1730 г. стали прослеживаться основные характерные черты этого стиля - асимметрия в композиции и рокайль (rocaille)1. Асимметрич-
ный орнамент рококо с его причудливыми формами практически сразу получает негативную оценку в работах известных архитекторов и мыслителей того времени. Он подвергается критике в поэме Вольтера «Храм вкуса» («Temple du goût»), написанной в 1733 г., а в недавно изданном французском исследовании, посвященном стилю Людовика XV, мы находим выска-
зывание Жака-Франсуа Блонделя об орнаменте рококо как о смешных нагромождениях раковин, драконов, тростников, стеблей, пальм [2, р. 37]. Между тем современные историки искусства так характеризуют природу рокайля: «Протеизм, метаморфозы форм и значений, динамическая связь части и целого - вот отличительные черты ро-кайльных инвенций. Фигуративные
элементы как бы срастаются друг с другом и столь же легко переходят в очертания отвлеченных форм, образуя фантастические гибриды» [1, с. 105], или: «Рокайли, как в сновидении или в современном видео- клипе, могут прикинуться чем угодно: вазой, аркой, подобием фонтана, фрагментом архитектуры. Их причудливость резко усиливается и иногда даже приобретает пародийный оттенок в присутствии человеческих фигур» [3, с. 6]. В 1745-1749 гг. рокайльный орнамент становится менее пышным, в нем проявляется симметрия, а позже, в 1760-1770-е годы, возникают классицистические мотивы: цветы и раковины заменяются листьями аканта, гирляндами, цветочными розетками.
В эпоху рококо происходит переосмысление роли мебели в интерьере, мебельные ансамбли становятся главным организатором внутреннего пространства.
«Мебель в XVIII веке, - отмечает в своей работе известный специалист в области европейского декоративно-прикладного искусства Н. Ю. Бирюкова, - в отличие от предыдущей эпохи, играет основную роль в оформлении интерьера, причем, несмотря на всю изысканность ее форм и декора, на тонкость работы, она в полной мере исполняет свои утилитарные функции» [4, с. 168]. В те годы мебель во Франции изготавливалась по проектам известных архитекторов. Особенно популярными были альбомы с работами Жюста Ореля Мейссо-нье, Жиля-Мари Оппенора, Никола Пино2. Создавая проекты интерьеров, архитекторы стремились прийти к полному стилевому единству всех элементов убранства, важнейшим из которых становилась мебель. Она не только формировала внутреннее пространство, но и
образовывала «своего рода "центры тяготения" для собравшегося общества; каждая такая группа предметов меблировки, состоявшая из стола, дивана и нескольких стульев и кресел, задумывалась как единая, целостная композиция» [5, с. 132].
В рассматриваемое нами время технологии изготовления и проектирование мебели во Франции достигают небывалого расцвета [4, с.168]. Их форма и декор стремятся к изысканности, меняясь вместе с окружающим пространством в сторону большего удобства и элегантности, размеры мебели варьируются в зависимости от её назначения.
Исследователи декоративно-прикладного искусства отмечают, что «...рококо отрицает монументальность и неподвижность, стремится создать иллюзию дви жения. Это по самой своей сущности стиль декоративный, где декор противоречит форме и скрывает конструкцию» [6, с. 67]. Проявление этих стилевых особенностей можно проследить на существенных переменах, произошедших в области эстетики форм, конструкции и типологии мебели рассматриваемой эпохи: постепенно исчезают х-образные проножки, характерные для эпохи барокко, спинки стульев и кресел становятся ниже, их прямые линии постепенно смягчаются и изгибаются. Верхние части спинок принимают самые разнообразные очертания, они могут быть округлой и выпукло-вогнутой криволинейной формы, в виде арбалета. Линия ножек плавно переходит в царгу, из царги в стойки локотников, далее в сам локотник, а из локотника перетекает в спинку. Эффект непрерывности линии создается благодаря тому, что все соединения деталей скрыты под тонкой резьбой, зачастую повторяющейся на
декоративных обрамлениях стеновых панелей помещений. Резьбой с характерными рокайльными или цветочными мотивами декорируется центральная часть спинки. Локотники кресел для большего удобства разворачиваются в стороны, подчиняясь вошедшим около 1718 г. в женскую моду фижм-панье, невероятно увеличившим ширину юбок. На смену тяжелым барочным s-образным ножкам приходят легкие изящные ножки-кабриоль. Они имеют изогнутую, плавно сужающуюся книзу форму и завершаются каблучком. Их верхняя часть акцентируется резьбой в виде цветов или рокайля, нижняя декорируется резным двойным или одинарным завитком, бутоном, листом [7, р. 54]. Такая форма ножек появилась в европейской мебели под влиянием китайских образцов, завезенных в Европу голландскими мореплавателями. Н. Ю. Бирюкова в своем исследовании, посвященном прикладному искусству Франции XVII-XVШ вв., пишет об этом: «Если проследить формы китайской мебели, то нетрудно заметить, что те особенности стиля французской мебели, которые возникают на рубеже XVII и XVIII веков и постепенно вырабатываются на протяжении первых двух десятилетий XVIII века, существовали в мебели Китая уже в XV веке» [4, с. 157-158].
Стремление к удобству, изысканности, подчеркивание аристократией своего особого положения в обществе приводит к расширению типологии мягкой мебели за счет появления предметов не только разнообразных форм, но и самого разнообразного назначения. Крупнейший французский историк искусства Жермен Базен свидетельствует: «Стулья могли быть снопообразные, в форме пучка, или букета, лирообразные, веерообразные, на англий-
1 Этим термином обозначались «украшения в виде грубо обработанных камней (roc — скала) и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны; еще в XVI столетии мастера этого дела были известны как rocaiNeur'bi. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода» [1, с. 12].
2 Жюст Орейль Мейсонье (1695-1750) — ювелир, скульптор, архитектор, автор многочисленных проектов изделий декоративно-прикладного искусства;
Жиль-Мари Оппенор (1672-1747) — архитектор, орнаменталист, ученик придворного архитектора Людовика XIV Жюля-Ардуэна Мансара;
Никола Пино (1684-1754) — французский архитектор, скульптор, художник-график и декоратор.
Пир ыекуеетБ
№2 (18) 2017
скии манер, для сидения за карточным столом, для гостиноИ, глубокое кресло, кресло с изголовьем; кроме того были специальные стулья для причесывания или надевания головных уборов, а также стулья для детеИ. Диваны, канапе, кушетки, козетки или диванчики для двоих также имели множество видов и названии, например, для ночного бодрствования, оттоманки, или турецкие диваны, маркизы...» (цит. по: [1, с. 117]). К сожалению, со временем оригинальные виды мебели, о которых упоминает Жермен Базен, во многом были утрачены. Точная терминология, связанная с обозначением многообразных форм французского мебельного искусства эпохи рококо, практически не сохранилась или претерпела изменения. Между тем возросший в последние годы интерес к монументально-декоративному убранству интерьеров прошлых эпох ставит перед реставраторами насущную задачу заполнения этих лакун.
В 1769-1775 гг. знаменитый мастер столярного дела француз Андре-Жакоб Рубо (Andrè-Jacob Roubo) публикует серию книг, объединенных общим названием «Столярное искусство» (L'Art du menuisier) [8]. Вторая часть третьего тома этой серии (1772) посвящена искусству изготовления
мягкой мебели. Именно в ней автор характеризует ситуацию появления новых форм. По А.-Ж. Рубо она складывается из различных объективных обстоятельств: возрастающей потребности человека в удобстве, влияния моды, желания заинтересовать покупателя новым видом товара. Появление огромного количества видов мебели способствует появлению новых форм, которые диктуют и возникновение своеобразных экстраординарных названий [8, с. 600]3.
В своей книге Рубо особо отмечает два типа мебели для сидения: кресло и стул «королева» (le fauteuil à la Reine, la chaise à la Reine) (рис. 1, 2) и «кабриолет» (le fauteuil cabriolet, la chaise cabriolet) (рис. 3, 4), с которых мы и начнем описание образцов мягкой мебели эпохи рококо4. Кресло «кабриолет» получило свое название от двухколесной пассажирской повозки со складывающейся крышей [8, р. 634]. Действительно, рассматривая данный вид экипажа, можно заметить, что закругленная форма задней части корпуса повозки напоминает очертания спинки кресла «кабриолет».
Эти легкие изящные кресла можно было свободно перемещать по всему помещению и, в частности, расставлять вокруг стола, где собиралось общество. А.-Ж. Рубо, опи-
Рис. 1. Кресло «королева» (le fauteuil a la Reine) Мастер Пьер ЛЕДЮК (Leduc, Pierre)
Франция, XVIII в. Дерево, резьба 96x70x57 см
БСИИ ASG, инв. №11-0790
Рис. 2. Стул «королева» (le chaise a la Reine) Мастер Луи ФАЛЬКОНЕ (Falconet, Louis) Франция, XVIII в. Бук, резьба, тростник, плетение 93x49x50 см
БСИИ ASG, инв. №11-1663
сывая кресло «кабриолет», говорит о нем как о самом модном типе мебели для сидения того времени [8, р. 634]. Кресла и стулья «королева» были массивнее, чем «кабриолет», и имели широкую прямую спинку. Мебель данного типа, как правило, неподвижно стояла вдоль стен. При этом спинка кресла или стула не должна была быть выше нижней части обрамления стеновой панели. Среди других рассматривалось глубокое широкое кресло «маркиза» (la marquise), в котором могли разместиться два человека (рис. 5). Иногда подобные предметы мебели обозначались как «полудиваны» (les demi-canapés). Получившее широкое распространение благодаря удобству форм, располагающих к приятному отдыху, кресло «пастушка» (la bergère) отличалось высокой вкладной подушкой и мягкими манжетами, расположенными по центру локотников (рис. 6). Если по бокам спинки этого кресла появлялись так называемые «уши», то оно превращалось в другой тип -бержер «с ушами» (la bergère «à oreilles») или бержер «со щеками» (la bergère «à joues») (рис. 7). Эти кресла обладали сложным силуэтом с высокой, плавно закругленной спинкой, к боковым глухим частям которой плотно примыкали манжеты локотников [16, р. 67].
3 Здесь и далее приводятся сведения из этого редкого издания, переведенные автором статьи.
4 Образцы мебели, на которые мы ссылаемся, взяты из следующих источников: [2, 9-16].
Рис. 3. Пара кресел «кабриолет» (paire de fauteuils cabriolets) Франция, XVIII в. Орех, резьба 89x57x50 см
БСИИ ASG, инв. №11-4196 (1, 2)
Рис. 4. Пара стульев «кабриолет» (paire de chaises cabriolets) Франция, XVIII в. Дере во, резьба 85(5,5x52x44 см
БСИИ ASG, инв. №11-1337 (1, 2)
Рис. 5. Кресло «маркиза» (la marquise)
Рис. 6. Кресло «пастушка» (1а Ье^еге)
Франция, XVIII в.
Массив бука, резьба, левкас,
золочение
95,5x69,5x79 см
БСИИ ASG, инв. №11-2974
Рис. 7. Бержер «с ушами» (la bergere «a
oreilles»)
Франция, XVIII в.
Дерево, резьба
121x70x66 см
БСИИ ASG, инв. №11-2412
Рис. 8. Шезлонг (le chaise longue) Франция, XVIII в.
Массив бука, резьба, ротанг, плетение
104x200x75 см
БСИИ ASG, инв. №11-2285
Рис. 9. «Герцогиня» («la duchesse»)
Франция (Лион), XVIII в.
Орех, резьба
96x208x76 см
БСИИ ASG, инв. №11-2138
Еще большим удобством отличался «шезлонг» (le chaise longue) -удлиненное кресло (рис. 8). А.-Ж. Рубо дает точное описание этого типа мебели, сравнивая его с бер-жером, но подчеркивая необычную длину его сиденья, которая варьируется от трех с половиной до пяти футов (1134-1620 мм) и позволяет человеку разместиться на нем с ногами [10, р. 215]. К этому типу мягкой мебели, предназначенной для дневного отдыха, относится и кресло «герцогиня» (la duchesse). Его отличительными особенностями являются низкая спинка в изножье, имеющая высоту от 12 до 15 дюймов (324-405 мм) (рис. 9), и «богатый резной декор, идущий по верхней части спинки, плавно спускающийся к локотникам, обволакивающий царговый пояс и завершающийся, наконец, на изогнутой части ножек» (цит. по: [15, р. 217]). Глубокое кресло «разбитая герцогиня» (la duchesse brisée)5 было снабжено мягкой подушкой и приставным табуретом (рис. 10). Табурет имел крючки (скобки), при помощи которых соединялся с креслом, а также колесики, позволявшие его легко перемещать. Такой табурет мог быть любой длины, но его конфигурация строго соответствовала форме сиденья кресла [16, р. 70]. Все эти предметы демонстрируют образцы мебели, появившиеся в эпоху рококо и входившие в обстановку богатых апартаментов, различных по функциональному назначению.
Другим нововведением являются стул и кресло «наблюдатель» (la chaise voyeuse, le fauteuil voyeuse)6, также получившие широкое распространение при Людовике XV (рис. 11). Ими меблировали помещения,
предназначенные для разнообразных салонных игр7. Стул «наблюдатель» имел вытянутое сиденье, несколько сужающееся к спинке, в верхней части которой имелась мягкая подпорка, позволявшая участникам игры и зрителям, облокотившись на нее, с удобством следить за игрой. Зачастую на стуле располагались верхом или на коленях лицом к спинке (как на скамеечке для молитвы), опираясь руками на мягкую подпорку. В случае, когда на него садились как на обычный стул, на его спинку мог опираться слуга или просто зритель, стоящий сзади. У некоторых стульев в мягкой подпорке спинки имелось отделение для игровых принадлежностей (карт, жетонов и др.).
Впоследствии стул «наблюдатель» преобразовался в стул «курильщик» (la chaise fumeuse). Этот тип мебели вошел в моду в эпоху Второй Империи. Он представлял собой низкий стул с широкой спинкой, на который садились верхом. Спинка могла быть украшена резными фигурками курильщиков, трубками или перекрещенными сигарами. В её верхней части имелась мягкая подпорка, в которой было спрятано отделение для курительных принадлежностей8.
В эпоху рококо появляется и особый тип кресла - «кабинетное» (le fauteuil de cabinet) [16, р. 64]. Это достаточно широкое кресло с необычной формой сиденья (рис. 12). В задней части оно образует полукруг, а передняя приобретает криволинейные очертания с закругленным выступом в центре, который поддерживается передней ножкой. Три другие ножки расположены симметрично. Спинка, по утверждению Рубо, исполненная
в форме гондолы, составляет единое целое с подлокотниками, а ее конфигурация соответствует полукруглой форме сиденья. В некоторых случаях в подлокотники кресла встраивались потайные отделения, в которых можно было хранить письменные принадлежности. Для обивки таких кресел обычно использовался сафьян9. В том случае, если кабинетное кресло имело плетеное сиденье, на него для большего удобства укладывалась мягкая сафьяновая подушка.
Для создания причесок был разработан особый тип кресла - «туалетное» (le fauteuil à coiffer) с высокими подлокотниками и необычной спинкой, в верхней части которой имелась выемка для удобного положения головы в процессе создания прически (рис. 13). Также был изобретен специальный «стул для музицирования» (siège de musicien) с широким сиденьем и выгнутой вперед спинкой. Такая конфигурация спинки помогала музыканту, сидящему за инструментом, сохранять прямую осанку. В качестве примера можно привести кресло, созданное мастером Пьером Реми и датируемое 1750-м годом (рис. 14).
Помимо новых типов кресел в эпоху Людовика XV появляются новые формы диванов и вариации известных ранее. Самыми распространенными среди них были «канапе» (les canapés)10, состоящие из трех соединенных общим царговым поясом кресел. Подобные канапе имели шесть или восемь ножек, а их подлокотники снабжались мягкими манжетами (рис. 15) [19, р. 191]. Такие диваны обычно располагались у стены с зеркалом. В этом случае конфигурация верхней части спинки дивана повторяла очертания
5 В данном случае название передает конструктивную особенность предмета, разделенного («разбитого») на две части.
6 Иногда это кресло называли «ponteuse» (от «ponter» фр. - делать ставку).
7 В это время рождается настоящая страсть к играм, особенно к играм на деньги. Известно высказывание Елизаветы Шарлотты Пфальцской (матери регента Филиппа Орлеанского), которое передает атмосферу этих собраний: «Здесь ставятся на карту устрашающие суммы, и игроки становятся безумными: один кричит, другой ударяет по столу кулаком так громко, что все помещение наполняется этим ужасающим звуком» [17].
8 Этот стул часто можно было встретить в фотографических мастерских XIX века. Парижский фотограф Гаспар-Феликс Турнашон использовал его для создания портрета художника Эдуарда Мане и архитектора Шарля Гарнье [18].
9 Сафьян - кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в определенный цвет [Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 28А, с. 470].
10 Canapé (фр.) - диван.
Рис. 10. «Разбитая герцогиня» («la duchesse Рис. 11. Стул «наблюдатель»
brisee») (la chaise «voyeuse»)
Франция (Лион), XVIII в.
Орех, резьба
94x172x70,5 см
БСИИ ASG, инв. №21 -0836
Рис. 12. Кабинетное кресло (le fauteuil de cabinet)
Рис. 13. Туалетное кресло (le fauteuil a coiffer) Франция, XVIII в. Дерево, резьба, ротанг, плетение 89x55x45 см
БСИ 1С ASG, инв. 1№11-2747
V
Рис. 1^4. Стул для музицирования (siège de musicien)
Пир ыекуеетБ
№2 (18) 2017
нижней планки зеркальной рамы, а его декор гармонировал, как мы уже упоминали выше, с резьбой на деревянных стеновых панелях. Для большего удобства диван мог иметь дополнительную подушку. Небольшой диван с подушкой, уложенной на сиденье, и мягкими высокими локотниками, к которому по бокам как бы приставлены два кресла специфической формы, назывался «конфидант»11 (canapé à confidants) (рис. 16). Передняя цар-га этих кресел имеет закругление, а вместо спинки - прямой (90°) угол, образованный на стыке двух подлокотников. Таким образом, сиденья кресел в плане имеют форму одной четверти круга. При этом царговый пояс кресел и дивана является одним целым. Каждое кресло имеет общий подлокотник с центральной частью, форма которого, по словам Рубо, напоминает форму подлокотников кресел в исповедальне [10, р. 201]. Центральная часть конфи-данта покоится на восьми ножках, его боковые отсеки на трех, две из которых - общие с центральной частью. Выделяемая А.-Ж. Рубо в особый вид диванов «софа» (le sofa) отличается от канапе лишь меньшей высотой сиденья и наличием глухих мягких локотников, как у кресла «пастушка». Как следует из пояснений Рубо, это название объединяет многие виды предметов мебели, предназначенных для отдыха. Разделяют их, по мнению мастера, конфигурации спинок и локотников. Среди них «оттоманка» (l'ottomane) - низкий диван с сиденьем в форме удлиненного овала или фасоли, линия спинки которого от высшей центральной точки плавно спускается к локотникам и, практически сливаясь с ними, создает ощущение цельности резного деревянного обрамления (рис. 17). Обычно этот предмет мебели ставился в спальне и использовался во время полуденного отдыха. «Ночник» (la veilleuse) - тип дивана,
с высокой спинкой у изголовья, понижающейся по мере движения к изножью, сливающейся с локотниками и обволакивающей сиденье с двух сторон (рис. 18). Форма этого дивана полностью соответствовала назначению12 - возможному расположению человека в состоянии полулежа. Этот предмет относился к передвижной мебели и, как отмечает Рубо, его легко можно было поставить куда угодно, в частности, расположить у окна, что было весьма удобным для чтения. В том случае, если ночники были парными, они устанавливались по сторонам камина. «Софа на турецкий манер» (sofa à la turque) в плане представляет собой вытянутый прямоугольник со слегка закругленными краями. Обычно такой предмет имел восемь ножек. Боковые ножки переходили в изголовья, которые имели волютообразные (в форме свитка) завершения. Во всю длину сиденья софы укладывалась мягкая подушка, несколько небольших располагались вдоль спинки, а две, цилиндрической формы, по бокам изголовий (рис. 19).
Предметы мебели рококо, особенно мебель для сидения, обладали особым изяществом, которое выражалось в отсутствии прямых линий в деталях и в максимальном их утонении, которое только мог позволить материал. Соответственно, изготовление данной мебели требовало двух обязательных условий: первое - использование прочного и пластичного материала, второе - безукоризненное выполнение шиповых соединений. В связи с этим для производства таких предметов мебели применялись два вида древесины, отвечавшие этим требованиям: орех и бук. Орех использовался чаще, так как этот материал имеет богатую текстуру и цвет. Предмет мебели рококо скорее скульптурное, нежели архитектурное сооружение, поэтому разметка и изготовление деталей
ведется только по предварительно заготовленным чертежам и шаблонам. Шаблоны в свою очередь имеют довольно сложную конфигурацию.
Конструктивным особенностям мебели А.-Ж. Рубо уделяет в своей книге наибольшее внимание. Приведенные в ней описания сопровождаются подробными схемами, на которых представлены разрезы, основные детали различных конфигураций. Рассмотрим некоторые из них. Первыми представлены схемы самых популярных для того времени типов мебели, начиная с конструкции стула «королева» (рис. 20). Данный предмет имеет сложные по конфигурации детали: две сужающиеся книзу передние ножки-кабриоль и две задние, переходящие в боковые стойки спинки, повторяющие размер и очертания передних. Площадь верхней части ножки в сечении составляет 2 кв. дюйма (1458 мм2) 13. Царго-вый пояс состоит из четырех частей: двух боковых - зеркальных и одинаковых по размеру царг, одной задней и одной передней, причем передняя длиннее задней на 3-4 дюйма (81-108 мм). Таким образом, в плане царговый пояс представляет собой трапецию, три стороны которой (передняя и боковые) имеют криволинейную форму. Толщина деталей варьируется от 2,5 до 3 дюймов (67,5-81 мм). Передняя царга в центральной части имеет полукруглый выступ, который выдается вперед на 1-1,5 дюйма (27-40,5 мм). Такая форма очень удобна для постановки ног сидящего человека. Сверху на цар-говый пояс устанавливается рама сиденья, для чего в задних стойках спинки делаются соответствующие пазы. Обычно рама сиденья имеет толщину 1 дюйм (27 мм), а глубина пазов варьируется от 2 до 3 линий (5-7,5 мм). В том случае, если сиденье обито тканью, расстояние между ним и нижней планкой рамы
11 Confidence (фр.) - признание, секрет.
12 Veiller (фр.) - бодрствовать, смотреть за кем-л., дежурить, сидеть с больным.
13 Французский дюйм известен также под названиями парижский дюйм и королевский дюйм.
В старой парижской системе мер французский дюйм делился на 12 линий или 144 пункта (точки) и равнялся 2,70540 см = 1/12 фута = 72/3161 локтя = 1/72 туаза.
Рис. 17. «Оттоманка» (l'ottomane)
Франция, XVIII в.
Дерево, резьба
110x203x87 см
БСИИ ASG, инв. №11-3060
Рис. 18. «Ночник» (la veilleuse)
Рис. 19. «Софа на турецкий
манер» (sofa a la turque)
Франция, XVIII в.
Дерево, резьба
109,5x130 см
БСИИ AS G, инв. №21-2951
спинки составляет 10 линий (23 мм), а если сиденье плетеное, то это расстояние может быть от 1 до 1,5 дюймов (27-40,5 мм). Высота сидо-нья под обивку от 12 до 14 дюймов (324-378 мм). Ширина рамы сиденья с тростником 2 дюйма (54 мм), при этом рама выступает за пределы царгового пояса спереди и с боков на 0,5-0,7 дюйма (13,5-20 мм). Спинка стула сформирована боковыми стойками и двумя (верхней и нижней) перекладинами, которые имеют волнообразный изгиб и соединяются со стойками на одинарный прямой шип. В свою очередь, боковая стойка спинки равномерно
сужается кверху на - дюйме (27 мм), при этом утонение Рубо рекомендует делать с задней стороны, чтобы максимально избежать косослоя волоком, так как в этом случае направление волокон будет идти преимущественно вдоль детали. В данной конструкции спинка отклонена назад, так как ее расположение перпендикулярно сиденью не позволило бы человеку удобно разместиться на стуле. Это отклонение от перпендикуляра согласно схеме составляет 3 дюйма (81 мм). Рубо особо отмечает изгиб царги на месте шипового соединения, где часто возникают сколы и другие
дефеоты в ороцессе озготовления предм еиа.
Кресло «кабриолет», как мы уже упоминали, (5ыло очень популярным и модным изделием эпохи Людовика XV/. По словам Рубо, чтобы достичь совершенства в изготовлении данного предмета, нужно начать с анализа построения его плана (рис. 21), форму которого в передней части образует s-образная кривая, а задняя часть представляет собой полукруг. Необходимо обратить особое внимание на спинку, форма которой представляет собой часть перевернутого усеченного конуса. Передняя плоскость стойки спин-
Рис;. 20. Схема конструкции стула «королева»
Рис. 21. Схема конструкции кресла «кабриолет»
Рис. 22. Схема конструкции дивана «канапе»
ки независимо от её наклона находится перпендикулярно к дуге сидения. Сама стойка может иметь овальную форму или форму дуги.
Кресло имеет подлокотники, которые состоят из локотников и стоек, скрепленных между собой нагелем. Соединение локотника с боковой стойкой спинки осуществляется на шип с частичной врезкой «зубом». Рама сиденья выходит за линию передней и боковых царг, а задняя царга, будучи шире остальных, в свою очередь, выступает над рамой сиденья. Последняя собирается на потайной шип, но лучшим, по мнению Рубо, является соединение на ус. Ширина кресла «кабриолет» варьируется от 22 до 26 дюймов (594-702 мм), а глубина может быть от 18 до 20 дюймов (486-540 мм).
Обратимся к конструкции канапе (рис. 22). Его ширина, как пишет Рубо, обычно варьируется от 5 до 7 футов (1620-2268 мм), но иногда может достигать 12 футов (3888 мм). Общая высота такого дивана составляет 1 фут (324 мм), при этом высота спинки такая же, как и у кресел - 18 дюймов (486 мм), а глубина сиденья не более двух футов (648 мм). Размеры канапе, его форма и декор зачастую определялись размерами и конфигурацией помещения, меблировка которого предполагала данный тип мебели (например, ширина дивана могла определяться размерами ниши, в которую он был установлен, или соответствовать длине простенка с зеркалом). Конструкция такого дивана очень схожа с конструкцией кресла, но все же имеет ряд особенностей. Царговый пояс представляет собой конструкцию в виде рамы с тремя поперечными перекладинами в центре. Перекладины соединяются с царгой на прямой одинарный шип. Рама образована задней, передней и двумя боковыми царгами, причем задняя царга прямая, а передняя и две боковые имеют криволинейную форму. Исходя из информации, данной в различных источниках, можно выделить несколько вариантов крепления конструктивных элементов
царгового пояса относительно друг друга. В схемах, приведенных в «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» (Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers) Дидро и Д'Аламбера, основные детали соединяются на прямой одинарный шип [20, p. VIII]. В шипах отмечены отверстия для установки нагелей, которые служат для укрепления конструкции. Прочность царгового пояса обеспечивается также за счет трех внутренних поперечных перекладин, делящих сиденье на четыре части. Они соединены с царгой на шип «ласточкин хвост» и не позволяют раме разъехаться в стороны при нагрузках. Центральные ножки передней цар-ги в данном случае крепятся снизу на прямой одинарный шип, который имеет отверстия для нагелей. Существует более распространенная схема крепления центральных передних ножек к царговому поясу. На большинстве образцов канапе XVIII в. можно заметить соединение, когда ножка-кабриоль соединяется с передней царгой через зубчатое соединение. При этом на схемах подобной мебели можно увидеть дополнительный потайной шип для крепления центральных перекладин каркаса царгового пояса. Рубо намеренно отказывается от этого сложного соединения и предлагает другой способ крепления центральных передних ножек. В его варианте ножки имеют проушину, в которую вставляется царга.
Примерно так же устанавливаются и центральные перекладины рамы спинки. При этом следует отметить, что передняя царга имеет определенный радиус закругления. Таким образом, щечки шипового соединения перекладины с царгой имеют криволинейные поверхности, а передние ножки установлены перпендикулярно к радиусу закругления. Также Рубо предлагает несколько вариантов крепления передних боковых ножек. Опубликованные в его работе методики расчета и построения криволинейных деталей обеспечивают максимальную плотность и прочность шиповых соединений. Это позволя-
ет до предела уменьшить толщину сопрягаемых деталей.
Обивка мебели рококо открывает новый этап подхода к обойным работам. На смену обивке крупных прямолинейных форм сидений и спинок мебели барокко приходит необходимость создания сложно сопрягаемых обивок по криволинейным поверхностям. В зависимости от конструктивных особенностей мебели применялись различные типы обивок. Можно выделить три основных способа формирования мягких элементов мебели для сидения, применявшихся в эпоху рококо. Первый вариант -это обойные работы по каркасу. В этом случае на предмете заранее предусматриваются места для крепления ткани (фальцы, четверти), идущие по периметру деталей и повторяющие их конфигурацию. Второй вариант - использование вкладных элементов (спинка, сиденье, манжеты локотников), которые обиваются отдельно. После этого они вставляются в каркас предмета, при этом спинка часто закрепляется специальными зажимами, а манжеты в этом случае надеваются сверху на планку локотника. Вариант с вкладными элементами очень удобен, так как имеется возможность обновлять обивку без повреждения конструктивных элементов предмета, а также менять ткань в соответствии с сезоном. Третий вариант - когда к каркасу спинки и сиденья крепилось ротанговое полотно. Чаще всего оно использовалось в мебели, предназначенной для столовой.
Так как в XVIII в. для обивки мебели не применялись двуконусные пружины, наполнение сиденья производилось только за счет конского волоса. Процесс обивки состоял в следующем: к каркасу сиденья прибивались ленты, которые натягивались специальными клещами (рис. 23), зубчики клещей хорошо удерживали материал, не позволяя ему соскочить, кольцо фиксировало ручки в зажатом состоянии, а округлая форма губок и длинные ручки создавали рычаг с упором в каркас для лучшего натяжения
материала14. После установки лент на передней части сиденья формировался борт цилиндрической формы. Для удержания волоса в определенном положении и для формирования нужного профиля борт прошивался. Далее центральная част- сиденья заполнялаеь конским волосом -укрывалась сначала черновой, а затем чистовой тканью. Таким образом, получалось вполне мягкое сиденье с четким сформированным бортом. Обойные работы завер>ша-лись декоративной окантовкой сиденея, спиьки и манжет локотников. Осли предм ес был обшт шелков ой тканью, использовалась тесьма, а для оформления обивок с болое плотной тканью или кожей применялись гвозди с округлой позолоченлой шляпкой. Они врибивались спецмьль-ным обейным молотком (рис. 24). Для упрощения работы с геоздоми, а также для предотвращения поврьждений позоноты а дершвянных деталец предмета испооьзовался специальный инструмент - пробойник, верхняя часть которого, округлой формы, принимала на себя удары, а нижняя имела углублени-( нак°ынающее шляпку гвоздо.
Особянностью работы с вкладными элеаентами является то, что обойные рабьты производятся на отдельном спецвально подьотовленаом каркасе. В этом слуоае -кань подворачивается под каркас и фиксируется гвоздями, что исключает использоеание кадох-либо декоратьвных прин-мов аШормленея (тесьма, гсозди).
Обевка криеолинейных деталей сложной конфигусации треболала отобойщиоов боллшого мастерства при выполнении лекал, выкройки и сшивки материала.
Мягкая мебель обивалась дорогими и изысканными по цвету тканями, которые производились на известных коврово-декоративныт мануфактурах Франции: Бове (Beauvais), Савоьнери (Savсоnепе), Обаосое (ДиЬизаоп). Благодаря ооявлению большого количества искусствен ных красителей, мастер-ткач мог использовать сотни оттенков, позволявших поаучать согатые цветовые эффекты. Расцвет мануфактуры Бове в XVIII в. связан с творчесовом таких худсжнаавв, как Ж. Б. фдри д Ф. Буше;. По эскизам Удри воздавалисо очель еопулярныо в то время обанки на сюжеты басен Лафонтена. По картонам Буше, обычно с пасторальными мотивами, изготавливались ткани пастельных тонов с тончайшей сертотеневос моделировкой. На маеуфактуре Обюссон ткались шполеры с цветочным орнаментом или сюжетными сценаше па кареонам художников Ф. -уше, Ж.-Ж. Дюмона, К. Жилло и др. В 1730-1770 гг. на шпалерах Обюссон особенно часто появлялись мотивы шеауазри, паьторалнные композиции3 а также изоОражесия сероев из басен Лафонтона. еа ману-фактуде Шавоннери помимо ковров, предоазначеноых дая парадных апартаментоа королевсмих двореов, ткались штучные изделия (мебельные обивки, каминные экраны). Они изготавливались по эскизам Робера де Котта, Клода Одрана и Пьлра Жосса Перро.
В XVIII в. саеое известной мануфактуаой, производиво шей шелшовые тсани, была Большая оионская мануфак-
14 Для описания некотооых этапов обойных работ автором стать-были использованы схемы (иллюстрации) из Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера [21].
Рис. 2 35. Этапы обойных работ
Рис. 24. Инструмент для выпмлнения обойных работ
тура, с которой активно конкурировало производство в городе Тур, а также мануфактуры Сулаза и Розе. В начале 1730-х годов лионский рисовальщик Жан Ревель изобрел новый тип орнамента, создающий иллюзию рельефности ткани. Этот эффект заключался в особом переплетении цветных нитей. Такой орнамент представлял собой «плоды и цветы с декоративными, зубчатыми листьями, собранные в живописные динамичные букеты и группы <...> кроме объемной трактовки изображений в них [тканях] можно заметить лишь динамизм и большую композиционную свободу в расположении цветов и орнаментов. Им свойственны декоративность и даже некоторая монументальность изображения, так как эти ткани, как обычно, кроме костюмов использовались и для отделки интерьера - в качестве обоев и обивок для мебели» [4, с. 180]. В конце 1730-х годов в шелковое ткачество Франции проникают мотивы рокай-ля и китайщины. Исследователь Н. Ю. Бирюкова предполагает, что на характер орнамента повлияли
рисунки французского орнамента-листа Жана Мондона-сына, представляющие собой графические ассиметричные композиции, в которые помимо рокайля включены изображения фигур людей, фантастических птиц и животных. Подобные мотивы встречаются на лионских шелковых тканях того времени. Китайские мотивы получают свое развитие в изящных орнаментах художника Жана Пиллемана. С. Даниэль пишет: «Его китайские качели и прочие забавы, тиражированные сериями гравюр, остроумны по замыслу и изящны по исполнению. <...> Пиллеман обнаруживает тонкое чутье стилиста, способного эффектно обыграть выразительные приемы восточного искусства» [1, с. 110]. Очень необычны ткани с цветочным орнаментом в стиле Пилле-мана. Этот орнамент представляет собой «свободно расположенные ветки или динамичные побеги с фантастическими, чаще всего напоминающими пагоду "зонтичными" или вьюнообразными цветами, иногда с как бы двух-трехъярусным венчиком» [4, с. 185]. Для мебель-
ных обивок также использовались ткани с вышивкой. В первой половине XVIII в. были популярны вышивки по эскизам художника Даниэля Маро, а экзотические композиции с восточной тематикой создавались под влиянием работ Кристофа Гюэ и Жана Пиллемана.
Высокий уровень мастерства французских мебельщиков эпохи рококо в полной мере раскрылся при создании предметов мягкой мебели. Легкие и изящные по линиям и формам, они полностью отвечали своему функциональному назначению - принимать и нести динамические нагрузки. В этот период значительно расширяется ассортимент мебели для сидения. Появляются предметы со строго определенными функциями: кресло для игры в карты, кресло для музицирования, туалетное кресло и др. При общем стилистическом единстве с убранством художественного интерьера, которое характерно для искусства мебели каждого стиля, эпоха Людовика XV формирует новый взгляд на предмет мебели в структуре интерьера.
Список использованной литературы:
1. Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - (Новая история искусства).
2. Le style Louis XV. Le «rocaille symètrisè», «le rocaille symètrisè classisant», «et le Louis XV classicisè» // Le mobilier du Louvre sièges du 17e et 18e siècle. - Paris: Editions Faton S. A., 1994. - C. 37-55.
3. Ракова А. Л. XVIII век в зеркале орнаментальной гравюры. Каталог выставки из собрания Эрмитажа. - СПб., 1997.
4. Бирюкова Н. Ю. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII веков. Развитие и стиль. - СПб.:Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2002. - 238 с.
5. Кес Д. Стили мебели. М.: Издательство В. Шевчук, 2005.
6. Соколова Т. М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков. - М.: Сварог и К, 2000. - 164 с.
7. Chadenet S. Tous les styles. Du Louis XIII à l'Art Dèko. - Paris: Sofedis, 1981. - 191 p.
8. Roubo M., le Fils. L'Art du menuisier en meubles. Delatour, 1772. Menuisier, III. Part II. Sect. M. DCC. LXXIL.
9. Musée Carnavalet//Le Figaro. - Режим доступа: http://www.evene.fr/culture/lieux/musee-carnavalet-99. php?photo=412092 (дата обращения: 18.04.2013).
10. A Louis XV giltwood canape en corbeille//Christie's. - Режим доступа: http://www.christies.com/lotfinder/furniture-lighting/a-louis-xv-giltwood-canape-en-corbeille-5609243-details.aspx (дата обращения:04.05.2013).
11. A.lain R. T.ruong. URL: http://www.alaintruong.com/archives/2012/06/06/24431451.html (дата обращения: 10.06.2013).
12. Insecula. - Режим доступа: http://www.insecula.com/oeuvre/00012134.html (дата обращения: 13.06.2013).
13. The Metropolitan Museum of Art. - Режим доступа: http://metmuseum.org/ (дата обращения: 18.06.2013).
14. Madame de Pompadur. - Режим доступа: http://www.madamedepompadour.com/_eng_pomp/galleria/design/ arredam/ebanisti/boula.htm (дата обращения 23.06.2013).
15. Arizzoli-Clèmentel P. Versailles: Furniture of the Royal palace 17th and 18th centuries: in 2 vol. Dijon:Faton, 2002. Vol. 2. 302 p.
16. Wiegandt C.-P. Le Mobilier Francais. Regence. Louis XV. Éditions Massin, 2005.
17. Perris-Delmas S. Voyeuse ou ponteuse? // La Gazette Drouot. N 37 du 27 octobre 2006. - Режим доступа: http:// www.gazette-drouot.com/static/magazine_ventes_aux_encheres/cotes_et_tendances/voyeuse.html (дата обращения:
05.04.2013).
18. La chaise de fumeur ou «fumeuse» // Le tabac & ses accessoires. - Режим доступа: http://www.tabacollector.com/ comportements/tabac_virilite/pesme.htm (дата обращения: 06.04.2013).
19. Соболев Н. Н. Стили в мебели. - М.: Издательство В. Шевчук, 2008.
20. Encyclopediè Diderot et d'Alambert. Inter-Livres, 1989. Vol. 15. Ebèniste meubles et voitures.
21. Encyclopediè Diderot et d'Alambert. Inter-Livres, 1987. Vol. 20. Tapisserie des Gobelins.
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК
ИНВЕНТАРНЫМ НОМЕР: 15-2089
ВЛАСОВА Елена, главный хранитель фондов Международного института антиквариата
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРЕДМЕТЕ:
Бюро в стиле Людовика XV (Историзм) второй половины XIX в. было приобретено на аукционе Versailles Enchères во Франции 20 марта 2011 года. Бюро декорировано набором маркетри из различных пород дерева и состоит из двух частей. Верхняя часть представляет собой отделение с карнизом в форме «шляпы жандарма»; с двумя дверцами, украшенными инкрустацией в виде квадратов и контрастного обрамления филёнок, и с золочёной бронзовой личинкой на одной из дверок;
с двумя выдвижными ящиками с круглыми бронзовыми ручками и открытым отделением. Нижняя часть выполнена в виде прямоугольной столешницы, обтянутой розовой тканью, с фасадной стороны которой имеется один выдвижной ящик, украшенный по центру бронзовой золоченой личинкой и литыми ручками-«рокай-лями» по бокам, и опирающейся на четыре изогнутые ножки, также декорированные бронзовыми накладками. Размеры: 165x90x55 см.
Историзм - принятое название, с помощью которого характеризуют всю совокупность, существовавших во второй половине XIX столетия стилистических течений, обратившихся к искусству прошедших эпох. Увлечение стилизаторством в этот период породило целую череду неостилей - сначала неоготика, потом неоклассицизм, неоренессанс, второй ампир, необарокко, неорококо и т.д. Изучая наследие прошлого, мастера историзма создали обширный арсенал форм, видов декора, технических приемов, который следующим поколением был воспринят как основа дальнейшего развития искусства. Однако поскольку мода на тот или иной стиль была необычайно быстротечна, в произведениях нередко смешивались черты различных исторических периодов. За всем многообразием вторичных стилей читается жела-
ние отказаться от строгости и рационализма ампира, его высокого официального звучания, обязательности присутствия античных форм, заключенных в строгие рамки репрезентативности. Эстетически ценным утверждается не следование выверенной канонической античности, а торжество стилистического многообразия форм и декора. XIX век называется эпохой эклектики не только из-за обилия стилей историзма, но и из-за того, что в нём читаются неразрешимые противоречия: внимание к уюту и комфорту стиля Бидермейер соседствует со стилем Наполеона III, откровенно провозглашающим роскошь как эстетическую ценность. Комфорт и роскошь часто причудливо соседствуют друг с другом, перегружая художественную сущность предметов и интерьера.
СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА ДО РЕСТАВРАЦИИ:
Бюро поступило в Большое собрание изящных искусств ASG в руинном состоянии, о чем свидетельствовали ослабленные и рассохшиеся конструктивные соединения, приведшие к расшатанности и неустойчивости предмета и, как следствие, к слому двух ножек; многочисленные вздутия и отслаивания шпонового покрытия, а также дугообразная деформация дверок в верхней части предмета, что говорило о ненадлежащих условиях хранения, где имели место сильные перепады температур; наличие раннего реставрационного вмешатель-
ства, сквозных глубоких и множества мелких трещин по всей поверхности, что сильно сказалось на общем экспозиционном виде бюро. Несколько слоев старых лаковых покрытий утратили прозрачность и потускнели; наблюдались мелкие сколы, потертости, царапины, вмятины, общее пылевое загрязнение, а также загрязнение металлических декоративных элементов. На реставрационном совете было принято решение о передаче предмета в реставрационные мастерские в целях устранения угрозы сохранности.
РЕСТАВРАЦИЮ ВЫПОЛНИЛ: МУТЫГУЛЛИН М.К.
МЕТОДИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТА:
1. Визуальное исследование и фотофиксация
2. Снятие металлических элементов
3. Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
4. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
5. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
a) Очистка от старого клея
b) Нанесение свежего подогретого клея
c) Прессовка в струбцинах
d) Выдержка заклейки в запрессованном состоянии 6-8 часов
6. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
7. Сплочение конструктивных фрагментов
8. Фанерование мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
9. Снятие старых лаковых покрытий
10. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
11. Обработка поверхности шеллачной спиртовой грунтовкой
12. Тонировка нового шпонового покрытия и подведенных грунтов
13. Покрытие лаком-шеллаком (с промежуточной и финишной полировкой)
14. Чистка металлических элементов
15. Подбор и покрытие столешницы материалом из кожи
16. Вощение нелакированных поверхностей и элементов
17. Сборка всех деталей конструкции
18. Нанесение инвентарного номера
2 - 5
ВЕСТНИК МВедУНАЯОДООГО ИНСТИТУТА АНТИ<ВА1ММА
Р1ир ыекуеетБ
ВЕСТНИК МЕлдаУНАЯОдаОГО ИНСТИТУТА АНТИ<ВА1ММА
Р1ир ыекуеетБ