Научная статья на тему 'Забытые способы обработки поверхности мебели начала XIX века'

Забытые способы обработки поверхности мебели начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7965
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реставрация / мебель / отделка / полировка / травление / лак / масло / шеллак / пемза / restoration / furniture / finishing / polishing / etching / varnish / lacquer / oil / shellac / pumice

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торбик Владимир, Курганов Николай

В статье рассматриваются технологии отделки мебели, использовавшиеся в начале XIX столетия. Тема имеет особую актуальность в связи осуществляемой сегодня масштабной реставрацией исторической мебели. Предметы мебельного убранства постоянно требовали и требуют реставрационного вмешательства, однако старинные технологии их изготовления недостаточно изучены. Отсутствие знания технологий отделки и характеристик отделочных материалов времени создания мебели приводит к искажению технологии при реставрации, что в свою очередь приводит к существенному изменению цвета ее поверхностей. Полученные результаты дают ответы на вопросы о причинах существенного изменения цвета мебели после современной реставрации. Приводятся архивные документы, раскрывающие некоторые особенности этих забытых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the furniture finishing techniques used in the early XIX century. The publication is relevant due to with the ongoing restoration today historical furniture. Furniture always demands restoration interventions. However, the old technology studied insufficiently. Technologies in the restoration are distorted because of the lack of knowledge about the ancient techniques and finishing materials. Changing the color of finish surface. The paper describes the cause’s significant changes in the color of furniture after modern restoration. The article presents archival documents reveal some features of these forgotten technologies.

Текст научной работы на тему «Забытые способы обработки поверхности мебели начала XIX века»

ЗАБЫТЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ МЕБЕЛИ НАЧАЛА XIX ВЕКА

ТОРБИК Владимир,

канд. искусствоведения, заведующий кафедрой реставрации Санкт-Петербургского государственного университета

КУРГАНОВ Николай, ст. преподаватель кафедры реставрации Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: в статье рассматриваются технологии отделки мебели, использовавшиеся в начале XIX столетия. Тема имеет особую актуальность в связи осуществляемой сегодня масштабной реставрацией исторической мебели. Предметы мебельного убранства постоянно требовали и требуют реставрационного вмешательства, однако старинные технологии их изготовления недостаточно изучены. Отсутствие знания технологий отделки и характеристик отделочных материалов времени создания мебели приводит к искажению технологии при реставрации, что в свою очередь приводит к существенному изменению цвета ее поверхностей. Полученные результаты дают ответы на вопросы о причинах существенного изменения цвета мебели после современной реставрации. Приводятся архивные документы, раскрывающие некоторые особенности этих забытых технологий.

Ключевые слова: реставрация, мебель, отделка, полировка, травление, лак, масло, шеллак, пемза.

Abstract: The article considers the furniture finishing techniques used in the early XIX century. The publication is relevant due to with the ongoing restoration today historical furniture. Furniture always demands restoration interventions. However, the old technology studied insufficiently. Technologies in the restoration are distorted because of the lack of knowledge about the ancient techniques and finishing materials. Changing the color of finish surface. The paper describes the cause's significant changes in the color of furniture after modern restoration. The article presents archival documents reveal some features of these forgotten technologies.

Keywords: restoration, furniture, finishing, polishing, etching, varnish, lacquer, oil, shellac, pumice.

Классицистический период в истории мебельного искусства, а именно та фаза его эволюции, которая приходится на первую четверть девятнадцатого века, имеет особое значение. Именно в этот период русская мебель обретает черты подлинной самобытности. Западноевропейская мебель, которая служила эталоном создания аналогичных предметов в восемнадцатом веке, в девятнадцатом лишь дает направление созданию оригинальных по форме и декору произведений. Важным новшеством в мебели этого времени является открытие текстуры дерева. Произошло осознание ее как равноправ-

Ил. 1. Витрина

Франция, 1-ая треть XIX в. (отделочный слой более позднего периода)

Каркас - массив дуба, облицовка -шпон клёна «птичий глаз»,

стекло

79x47x43 см

БСИИ ASG, инв. №13-0815

Ил. 2. Секретер

Франция, 1-ая четверть XIX в. (отделочный слой более позднего периода)

Облицовка — шпон «пламя» красного дерева, золоченая бронза, тёмно-серый мрамор с прожилками и включениями светло-серого цвета Sainte-Anne français 145x106x47 см БСИИ ASG, инв. №16-1161

ного, а порой и одного из важнейших средств формирования художественного облика предмета. В породах светлой гаммы, таких как береза белая, волнистая, карельская; тополь, мастера выбирают фрагменты ствола, имеющие сложно переплетенные волокна или колонии сучков, образующих сложный замысловатый рисунок (ил. 1). Уделяется большое внимание тому, чтобы различными способами подчеркнуть, выявить текстуру древесины.

Среди разных видов деревьев, дающих древесину красного цвета и названных условно красным деревом, особую ценность, и соответственно цену, дает древесина, условно названная «пламя» (ил. 2-4). Ее получают только из одного участка ствола, где отходит от ствола большой сук. Сложные завихрения волокон, в зависимости от падающего бокового света дают иллюзорную карти-

ну игры языков пламени. В значительной степени эффект цвета и текстуры древесины зависит от отделки, от того, насколько она проявляет цвет и углубляет игру линий текстуры древесины. Значение отделки для раскрытия качеств древесины красочно определено в статье «О полировке» журнала мануфактур и торговли: «Когда мебель наклеена дорогим деревом и клей совсем высох, то остается открыть те красоты дерева, волнистые фигуры, узоры и разные оттенки красок, которые придают мебели красивый вид, сие делается полированием» [11, с.18]. Проблема реставрации мебели этого периода заключается в том, что характеристики снятого и воссозданного отделочного слоя не совпадают.

Например, слой старинной полировки мебели, облицованной красным деревом, имеет особую

Ил. 3. Книжный шкаф Франция, первая половина XIX в. (отделочный слой более позднего периода) Облицовка — шпон «пламя» красного дерева, золоченая бронза, стекло 234x150x37 см БСИИ ASG, инв. №17-4210

Ил. 4. Кровать

Франция, 1-ая четверть XIX в. (отделочный слой более позднего периода) Облицовка — шпон красного дерева, золоченая бронза. 72x218x105 см БСИИ ASG, инв. №21-1137

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

Ил. 5. Отделочный слой на спинке кресла. 1 - до реставрации, под слоем загрязнений, 2, 2' - частичная расчистка от загрязнений, 3 - полная расчистка отделочного слоя и последующая современная отделка шеллачным лаком без предварительной полировки маслом.

прочность и густой темный цвет от брусничного до вишневого оттенков. Воссозданная же реставраторами полировка дает светлый кирпично-красный цвет (ил. 5). Древесина предметов, облицованных светлыми породами дерева (березой, ясенем, тополем), вместо густого янтарного цвета с проявленной свилью приобретает ровный охристый цвет (ил. 6). Это происходит из-за неправильного понимания использованной технологии. В данной статье анализируются причины различий в цвете старой и восстановленной отделки.

При изучении архивных и библиографических материалов сразу же возникает большая путаница в использовании профессиональной терминологии. Термины этапов отделки мебели XIX века в наше время по разным причинам получили новое значение, не совпадающее с терминологией позапрошлого века. Соответственно, анализ материала возможен лишь после расшифровки значения терминов прошлого и настоящего времени.

АРХИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Мебель в XIX веке ремонтировали довольно часто, едва ли не каждые десять-пятнадцать лет. Цель ремонтных работ состояла, прежде всего, в поддержании ее функционального состояния. В качестве примера можно привести мнение

губернатора С.-Петербурга о мебели в здании Городской думы, высказанное в 1841 году: «Усматривая из сих сведений, что прежняя мебель была куплена в 1827 году,... в течении времени почти через 15 лет, она действительно могла придти не только в ветхое, но даже, как заметил Г. Губернатор при обозрении Думы, в безобразное состояние» [2].

В документах о содержании мебели дачи Головина содержатся сведения о замене отделочного слоя всей мебели с интервалом в девять лет между ремонтами. «1839г. Во всех комнатах Главного корпуса и флигелях что при главном корпусе всю мебель вычистить и выполировать» [3]. «1848. Рапорт Честь имею при сем представить ведомость о разной мебели... в комнатах на даче бывшей Головина, и в кладовой, которую необходимо нужно вычистить, выполировать, покрыть лаком» [5].

Не менее важной являлась роль мебели как элемента художественного убранства интерьера. В качестве примера можно привести кондиции на содержание мебели в интерьерах Елагиноостровского дворца: «Обязанность подрядчика будет состоять в том содержать в исправности состоящую по Ела-гино - островскому дворцу и при-

Ил. 6. Стол

Франция, 1-ая треть XIX в. (отделочный слой более позднего периода)

Облицовка — шпон капа ясеня, точение, фанерование, золоченая бронза, зеркало. 69x53x36,5 см БСИИ ASG, инв. №13-1143

надлежащим к оному зданиям так же двум павильонам при оранжереях; в павильоне под флагом и другим строениям ветхого рода мебель, не исключая и простой, так же двери с украшениями и бронзовые вещи, так, чтобы не только не было ни малейшаго повреждения, но что бы каждая вещь во всякое время была в должной чистоте и политуре, а бронзы сохранялись бы в совершенном блеске и порядке» [6].

Смена отделочного слоя была обычной практикой при производстве ремонтных работ. В архивных документах, сопровождающих ремонт, указан алгоритм их проведения. Например: «Столовая. 72 стула карельской березы вычистить, выполировать и покрыть лаком... Уборная. 2 дивана 5 кресел 6 стульев 1 туалетный стол 2 шкапи-ка - дерево все выполировать и покрыть лаком, позолоту местами исправить» [4], «Господин Министр Императорского Двора приказать изволил находящиеся в Эрмитажной комнате под №21 бюро красного дерева починить, выполировать, и лаком покрыть на оном же бюро вычистить бронзу и в некоторых местах вновь приделать» [7]. Для современного реставратора последовательность проводимых мероприятий кажется абсурдной. В значении терминов нашего времени предлагается сначала выполировать, т.е. создать зеркальную пленку на поверхности предмета, а затем нанести на нее слой лака, т.е. уничтожить зеркальность пленки.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИРОВКИ XIX ВЕКА

Технологический процесс отделки мебели был опубликован в журнале мануфактур и торговли в 1826 году. В статье выделены четыре обязательных этапа или приема отделки изделия: «Полировка дерева производится в четыре разные, один за другим следующие приема: 1, выглаживают поверхность сперва фуганком; а потом 2, стекло-насыпною бумагою; 3, полируют пемзой с деревянным маслом, и наконец 4, окончательно отделывают и обсушивают трепелом»[1, с.18].

Обозначенный в статье алгоритм этапов, а также используемые для отделки шеллачной политурой (также ее называли - лаком) материалы содержатся в архивных документах XIX века, сопровождающих процессы ремонта мебели. Раскрытие специфики отделки художественной мебели XIX века требует внимательного анализа каждого этапа ее выполнения. Устойчивость использования технологии отделки подтверждается тем фактом, что в изданиях конца XIX века она приводится без каких либо изменений, например: [10, 11, 13].

1. Первый этап состоит в том, что: «выглаживают поверхность сперва фуганком»[11, с. 18]. В это время фуганком называли весь инструмент для строгания, в том числе криволинейного, а также цикли. Поверхности изделий облицовывали пиленым шпоном, который называли фанерами. Толщина фанер в 2,3 миллиметра позволяла выстрагивать (выравнивать) поверхности. Это совершенно недопустимо в настоящее время, когда для облицовывания используется строганый шпон толщиной 0,6-0,8 миллиметра.

2. Второй этап состоял в выравнивании поверхности шлифованием стеклонасыпною бумагою. Бумагу готовили тут же в мастерской. Намазывали лист бумаги клеем и рассыпали толченое стекло. «Когда мебель выглажена стеклонасыпною бумагою, то поверхность оной, хотя и совершенно гладкая, но имеет вид тусклый, закрывающий яркие краски дерева; от чего красивость его неприметна»[11, с.18]. Это очень важное замечание. В наше время на этом этапе предмет считается готовым к отделке и на подготовленную таким образом поверхность наносится отделочный слой. В XIX веке последующая обработка (отдельный этап) раскрывала красоту текстуры и цвета дерева. Например, технологии травления широко используемых в производстве мебели светлых пород дерева были широко распространены именно в России, но, к сожалению, практически забыты сегодня.

ТРАВЛЕНИЕ СВЕТЛОЙ ДРЕВЕСИНЫ

Для изменения цвета и выявления текстуры светлых пород деревьев использовались способы, достаточно технологичные для того периода и забытые сегодня. Например, травление поверхности древесины с применением растворов азотной кислоты [9]. Одним из названий азотной кислоты в XIX столетии было "крепкая водка", что является скорее всего переводом с латыни древнего алхимического названия азотной кислоты Aqua Fortis. Аналогичные устаревшие названия встречаются и в других языках (анг. Strongwater, нем. Scheidewasser, ит. Acquaforte). Обычно "крепкой водкой" называли азотную кислоту концентрации около 53% [15], хотя при травлении древесины использовались более слабые растворы. Эта технология упоминается в журналах рецептур того времени «... окрасить дерево в желтую краску посредством селитряной кислоты, которая дает иногда прекрасную краску; жаль только, что она скоро темнеет. Впрочем не надобно употреблять сию кислоту слишком крепкую; иначе же дерево от оной почернеет» [14, с. 34].

Дело в том, что при обработке поверхности древесины кислотой происходили окислительные реакции, ведущие к изменению оттенка древесины от желтого до более темных, почти черных. Оттенок и скорость реакции зависели от породы древесины, концентрации раствора, температуры, при которой проходила обработка. Поэтому некоторые мастера предпочитали прогревать поверхность, чтобы ускорить процесс. «Желто-коричневую окраску, подобную цвету кожи, дерево получает в том случае, если пройти азотной кислотой (крепкой водкой), смешанной с 6 объемными частями воды, и затем подержать над горящими древесными угольями» [12, с.57]. Проведя несколько самостоятельных экспериментов [9], мы убедились, что разные участки древесины по раз-

ному протравливаются кислотой, поэтому ее текстура становится более контрастной (ил. 7).

После травления поверхность древесины уплотнялась и шлифовалась при помощи пемзы, и затем поверхность покрывалась (полировалась) маслом и трепелом. «Когда дерево совсем подсохнет, то подымается от оного много волокон, которые надлежит счистить пемзою, истолченной в порошок. Потом намажь дерево в другой раз тою же жидкостью, и опять счисти его пемзою. Наконец употреби следующий состав и когда оно высохнет, то выполируй его трепелом с маслом. Если дерево ноздревато, то трепел войдет в поры; но если оно твердо и плотно, то он не повредит его нимало» [14, с.44].

При обработке древесины "под крепкую водку" или "вызженых водкой" использовались светлые породы древесины. Травлению подвергалась березовая мебель и мебель из сосны («простого дерева»), но также травилась древесина и других пород - волнистая береза, карельская береза, клен, тополь (па-пельное дерево). После обработки именовалось это дерево часто как мореное, серое, травленое.

Обработке подвергалась обычно готовая мебель, как выполненная из массива, так и облицованная. Также поставлялись и полуфабрикаты мебельного производства, фанеры (шпон), идущие на лицевую облицовку, протравленные кислотой. Травленая древесина стоила несколько дороже простой, но разница в стоимости не превышала 30%. На это указывают архивные документы на поставку материалов для ремонта мебели Зимнего Дворца

«...Дерев мореных фанерами: Кагору серого фунт (1 фунт = 1/40 пуда = 0,40951241 кг) 50 -1р.50к. Березы волнистой серой 50 -по 75к. Карельской березы серой 50-по80к. Амаранту 100- по1р.50к. его же штукою 30-по3р. Кагору белого фанерами 80-по1р.25к. Березы белой волнистой фанерами 100-по50к. Орехового дерева фанерами 100-по50к. Папельного дерева

Ил. 7. Пример травления древесины: 1 - сосна без обработки, V - под «крепкую водку», 2 - карельская береза без обработки, 2' - под «крепкую водку»

фанерами 50-по1р.50к. штукою 2 пуд-15р....» [7].

Техника получила довольно широкое распространение, и в архивных документах подобная мебель широко встречается в описании интерьеров служебного назначения, частных интерьерах служащих, также как и в интерьерах лиц императорской фамилии. К сожалению, к данной технологии полностью пропал интерес в XX столетии и в большинстве случаев при реставрации оригинальные поверхности травленного дерева не сохранялись.

ПОЛИРОВКА

3. Третий этап называется полировка. В Журнале мануфактур и торговли ему дано точное описание: «дальнейшие операции раскрывают свойственный ему [древесине] цвет, и делают оный еще живее и блистательнее».

Здесь кроются самые крупные противоречия и разночтения тер-

минов и технологий XIX и XX века. В настоящее время этот этап исключен из процесса отделки. Это могло произойти по разным причинам. Старые технологии возрождались в ходе реставрации разрушенных во время Великой Отечественной войны пригородных дворцов Ленинграда. Возможно, этот этап полировки при воспроизведении отделки был забыт. Возможно, в послевоенном городе не было необходимых для его осуществления качественных материалов - масла и пемзы. Поскольку памятники по большей части находились в аварийном или близком к нему состоянии, то сложился общий подход к реставрации отделочного слоя мебели, а именно - его замена. В ходе этой замены поверхности, не обработанные маслом, существенно изменили цвет. С заменой отделочного слоя идет замена наших представлений о цвете и текстуре поверхностей мебели этого периода.

Для того чтобы стал понятен смысл термина полировка в значении XIX века, следует привести большой цитатой его описание: «Третья операция полировки производится пемзою с хорошим оливковым маслом. - Для сего, берут кусок сего камня, совершенно гладкий, и, намочивши тряпочку в масле, натирают ею поверхность дерева; после чего полируют пемзою, то есть, натирают ею в разные стороны, прижимая крепко обеими руками, и не делая размахов длиннее 7 дюймов за каждый раз; таким образом продолжают натирать далее и далее, пока всю поверхность выполируют совершенно гладко и сколько как зеркало. Но дабы лучше прикрыть все поры дерева, от чего и лак ложится на нем ровнее и чище: то при полировке пемзою употребляют не одно масло, а смесь оного, приготовленную следующим образом: берут льняного масла и Венецианского терпентину, поровну того и другого; наливают оба сии вещества в посудину, и кипятят сию смесь»[11, с.18]. Масло, разведенное терпентином, становится более жидким и лучше проникает, вместе с пемзой, в поры древесины. Втирание пемзой масла ведется до полного заполнения пор и создания зеркальной поверхности. Совершенно естественно следствием проникновения масла в поры древесины становится уплотнение, потемнение цвета и выявление текстуры. Именно этим объясняется тот брусничный цвет классицистической мебели красного дерева. Долгое время существовало заблуждение, что он возникает вследствие потемнения шеллака. Однако недавно в Швеции была защищена магистерская диссертация, в которой исследована степень потемнения шеллака. На основании всестороннего исследования сделан вывод о том, что его потемнение в 3-5 % с течением времени практически не изменяет цвет поверхности [9].

ОКРАШИВАНИЕ МАСЛА

Более того, для получения оттенков должной насыщенности цвета

часто использовали подкрашенное масло. «Естли нужно жидкость сию иметь красную, то прибавляют в нее червяницы (огсапеие, гadix а1саппае); продолжат кипятить еще несколько минут, и потом дают остыть; тогда она готова к употреблению. Приготовленное таким образом масло дает, под пемзою, прекрасную полировку, на которой спиртовый лак ложится превосходно».

ОБРАБОТКА ТРЕПЕЛОМ

4. Четвертый этап, которого «окончательно отделывают и обсушивают трепелом». Трепел - это мелкопористый минерал класса кремнеземов. Он инертен по отношению к материалам, используемым в полировке, не вступает с ними в реакцию. Но он гигроскопичен и убирает излишки масла. Также он обладает некоторыми абразивными свойствами, позволяющими использовать его на окончательных этапах полировки. «Трепел есть род глины или мягкого камня, цвету красноватого, жесткий на ощупь, хотя и очень гладок. Ее толкут в мелкий порошок, и просеявши, мешают с маслом или с водою, смотря по надобности, и сею смесью полируют. Лучшим почитается Бре-танский трепел (из провинции Бретани, во Франции)» [11, с. 18].

«Наконец, для окончательной полировки дерева, берут трепел, истолченный в тончайший порошок; насыпают его в мешочек, посыпают им поверхность дерева, и трут до тех пор, пока сей сухой порошок вберет в себя все масло и почти совершенно обсушит поверхность дерева; после чего вытирают оную хорошенько мягкою тряпкою, чтоб стереть всю нечись, какая могла остаться, и тем кончается полиров-ка»[11, с. 24].

ЛАКИРОВАНИЕ

В технологиях XIX века нанесение отделочного слоя выделено в самостоятельный этап. Он носил название - лакирование, так как в терминологии этого века нет внятного разделения раствора шеллака

в спирте (основного отделочного материала) на лак и политуру.

В конце XVIII- нач. XIX века для создания защитно -декоративных покрытий использовали масля-но-смоляные лаки, которые при нанесении на поверхность дают достаточно толстый слой. «Лаком всякую вещь покрывать должно не менее осьми десяти или двенадцать раз, и всякому слою давать совершенно высохнуть прежде, нежели накладывать другой» [12, с.54.]

Нанесение производилось кистью. В начале XIX века начинают использовать раствор только смолы шеллака в спирте, который наносится тончайшими слоями не кистью, а из тампона. При концентрации шеллака в спирте до 20 % раствор называется политурой, от 20 до 50 - лаком. Изменилась технология нанесения слоёв, однако термин лакирование продолжал использоваться.

В одних документах раствор может называться лаком, в других -политурой. При этом операция нанесения все равно называлась лакированием. Вот ее описание: «...начинают лакировать, натирая поверхность дерева тампоном, не прижимая крепко, но скоро, либо вдоль из конца в коней, либо кругами; остерегаясь только, чтобы не тереть несколько раз по одному и тому же месту. Я сказал что тампон надобно снизу намазать деревянным маслом; это масло имеет свойство расплываться и проникать в дерево лучше лака; почему оно разносит вместе с собой и лак, так что он удобнее всего расходится и ровно наполняет все поры дерева. Сверх того сие жирное масло не так скоро сохнет, и долее держит лак в состоянии жидкости, от чего он ровнее ложится, не делая полос, ни кругов. Так накладывается первый слой лака; для последующих же слоев не нужно намазывать тампона маслом, разве после двух слоев чистого лака, третий слой делают с маслом, и так продолжат попеременно... Таким образом продолжают покрывать дерево лаком в несколько слоев, до тех пор, пока он

Ил. 8-9. В процессе реставрации После реставрации

КРИЭР, Матье (Criaerd, Mathieu)

Бюро

Франция, сер. XVIII в.

Палисандр, фиалковое дерево, маркетри, золочёный картон

93*80x45,5 см

БСИИ ASG, инв. №15-0623

составит приметную толстоту, или пока все поры дерева совершенно наполнятся оным»[11, с.27]. Завершался процесс нанесением слоев лака (политуры) более слабой консистенции, «ибо лак, будучи более или менее густ, не может лечь так гладко и ровно, как поверхность тихой, стоячей воды. Почему, дабы сгладить сии неровности, и вместе снять излишек масла, которое может остаться на дереве, надобно употребить другой лак, жиже и чище. Сие делается таким образом: напитанный лаком тампон надлежит намочить спиртом, вместо масла, и тотчас переть оным поспешно и ровно по всей поверхности, не минуя никакого местечка; от чего она сделается ровною и примет прекрасную полировку. После чего надобно намочить тампон спиртом и малом без лака, и легонько тереть поверхность» (ил. 8-9) [11, с.27].

ОКРАШИВАНИЕ ПОЛИТУРЫ

Для полировки красного дерева использовалась окрашенная политура. В архивных документах для выполнения работ по замене отделочного слоя обязательно заказывали красный лак или красную по-

литуру. Иногда окраску политуры производили на месте. Для окраски использовали «змеиную кровь». Змеиная кровь - искаженное через устную народную традицию название драконовой крови - смолы драконова дерева (dracaena draco) [8, с.221], которая использовалась для окраски как древесины, так и политуры в красный цвет. Таким образом, и без того густой красный цвет, который стал более темным вследствие обработки маслом, получал дополнительное потемнение и покраснение.

РАЗЛИЧИЯ В ТЕРМИНАХ

Значение термина полировка в XIX веке - процесс создания на поверхности древесины однородной шелковистого цвета пленки путем втирания масла куском пемзы (пемза - очень пористая ноздреватая разность вулканического стекла. Обыкновенно пемза белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами; что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла [15]) в поры древесины до их заполнения и получения на по-

верхности гладкой, тонкой зеркальной пленки. (В наше время этот этап исключен из технологии воссоздания отделочных покрытий).

Под полировкой в настоящее время в профессиональной среде реставраторов мебели понимается процесс создания зеркальной пленки на поверхности древесины с заполнением пор пемзой в процессе нанесения шеллачной политуры (в XIX веке этот этап назывался лакированием).

Подробно описав все стадии отделки мебели в первой половине XIX века, можно попытаться ответить на вопрос: в чем различия между старой и воссозданной отделкой?

Обобщим факторы, влияющие на различия в колорите старинной отделки поверхности и цвета поверхности мебели после современной реставрации.

Во-первых, различается порядок проведения работ по отделки поверхности. Мастера XIX века включают три стадии: шлифовка, полировка (втирание масла куском пемзы в поры древесины до полного их закрытия) и лакирование (нанесение шеллачной политуры). При воссоздании отделки в наше время используются только две: шлифовка и полировка (нанесение слоя шеллачной политуры, эта стадия в XIX веке называлась лакированием). Этап обработки поверхности маслом перед покрытием лаком отсутствует. Но ведь именно благодаря обработке маслом, показатель преломления которого (~1,45-1,50) ниже показателя преломления шеллака (~ 1,54), возникает эффект смоченности, выявляется глубина текстуры древесины и ее оттенок становится темнее, а цвет насыщеннее. Без использования глубокой пропитки маслом изначально оттенок отделываемой поверхности будет отличаться от исторического.

Во-вторых, старинная технология обработки поверхности часто предполагала использование различ-

ных техник придания определенного тона поверхности дерева путем протравливания, добавления красителей в масло и шеллачный лак. Многие из этих техник на сегодня утрачены, а старинные красители заменяются современными, имеющими другую химическую формулу и несколько отличающимися по цвету.

В-третьих, нельзя забывать про естественные процессы старения. Старый отделочный слой темнеет со временем. Стоит отметить, что процессы естественного старения многих полимеров связаны с потемнением или пожелтением. Но в случае шеллака - натуральной смолы - предположение о том, что потемнение слоя происходит вследствие воздействия света недавно опровергнуто соответствующим исследованием. Выявлено, что слой шеллачной политуры обладает высокой светостойкостью. Потемнение с течением времени на 3-5% визуально не сильно изменя-

ет его цвет. Но происходит потемнение самого масла, если оно относится к группе высыхающих масел. В высыхающих маслах процессы полимеризации и сшивки проходят длительное время и сопровождаются изменением оттенка и увеличением показателя преломления.

В период 1917-1947 годов технологии изготовления и отделки мебели оптимизировались, автоматизировались и упрощались. Стали активно использоваться новые полимеры на основе синтетических смол, новые синтетические красители. Сложные художественные отделки с использованием старинных техник, таких как полировка, морение древесины, обработка «под крепкую водку», отделка «под французский лак», античную бронзу у нас в стране не применялись. К ним обратились при восстановлении архитектурных памятников, разрушенных в ходе войны, когда реставраторам пришлось воссоздавать сложные художественные

отделки XVIII-XIX веков, в том числе полировки. Почему же они воссоздавались в искаженном виде? Можно предположить, что была утеряна преемственность, что реставраторы не знали и поэтому не могли восстановить всю технологическую цепь. Либо реставраторы ее знали, но не имели в своем распоряжении качественных высыхающих масел. Отделка по воссозданной с искажениями технологии велась и ведется до настоящего времени. Это приводит к искажению цвета поверхности предмета.

Изучение старых технологий позволит избежать ошибок при реставрационных работах. В настоящее время формируются новые подходы к реставрации произведений прикладного искусства. Научный подход позволит аргументированно вести их реставрацию, только тогда реставрация произведений прикладного искусства перестанет быть заложницей чьих-то субъективных представлений.

Список использованной литературы:

1. РГИА. Ф.470.0п.2(106/540).д.81 «По сметам и разным исчислениям о исправлении в комнатах Зимнего дворца». 1833г. л.108,109.

2. РГИА.Ф.1287.Оп.29.Д.81.1841г.Л.9об

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. РГИА.Ф.470.0П.2(106/540).Д.200.1839Г.Л.1

4. РГИА.Ф.470.0П.2(106/540).Д.27.1830Г.Л.11

5. РГИА.ф.470.Оп.2(106/540).Д.373.1848г.

6. РГИА.Ф.470.0П.2(106/540).Д.47.1831-1832Г.

7. РГИА.Ф.470.0П.2(106/540).Д.87.1833Г.Л.68

8. Алексеев-Алюрви. Ю.В. Красочное сырье и краски, используемые в живописи. - М., 2004. -308с.

9. Derry J., Investigating Shellac:Documenting the Process, Defining the Product. A study on the processing methods of Shellac, and the analysis of selected physical and chemical characteristics // The Institute of Archeology Conservation and History, Faculty of Humanities, University of Oslo. - 2012. - 159 p.

10. Нетыска М. А. Отделка и окрашивание поверхности деревянных работ. Фанеровка. Инкрустация. Мозаика. Выжигание. Забрызгивание. Травление. -М.: К. Тихомиров, 1908.- 208с.

11. О полировании мебели//Журнал мануфактур и торговли. - СПб. -1826.- №9.

12. Сумароков П.П. Совершенный лакировщик или Полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякого рода лаков как спиртовых, так и скипидарных и масляных, содержащее в себе более ста лучших рецептов оным. С приобщением всех особливейших новейших и малоизвестных секретов, касающихся до приятного сего художества.- М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1799. - 260 с.

13. Хатавнер И.А. Окончательная отделка деревянных изделий.- Вильна, 1897.

14. Эдуард Р. Опытный мастер окончательной художественной отделки деревянных работ.- М.: Г.Т. Брил-лиантов,1902.-190с.

15. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

// Библиотека «Вехи»: Библиотека русской религиозно-философской литературы 2000-2014. URL: http:// www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 7.03.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.