Научная статья на тему 'Реставрация мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца 1837 года'

Реставрация мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца 1837 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЕБЕЛЬ / ARTISTIC FURNITURE / РЕМОНТ / REPAIR / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МАСТЕРА / ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ / WINTER PALACE / ARCHIVES / FINISHING / UPHOLSTER / MASTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торбик Владимир Сергеевич

Статья посвящена изучению истории реставрации художественной мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца в 1837 году. Автор приводит большое количество ранее не публиковавшихся архивных документов, являющихся на сегодняшний день единственным источником сведений по истории этого вопроса. Они содержат сведения о художественном облике предметов дворцовой мебели, созданной до 1837 года, и о тех работах, которые проводились по их реставрации. Кроме того, приводятся сведения о материалах, использовавшихся как при изготовлении предмета, так и при последующих его переделках. В настоящее время отсутствие сведений о реставрации предметов во времени является существенной проблемой при проведении научной реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of restoration of Russian artistic furniture saved after the fire in Winter Palace in 1837

The article studies the history of restoration of artistic furniture saved after the fire in Winter Palace in 1837. The author shows a lot of archives documents which have not yet been published. These documents are the only source of information on the history of this subject. The documents contain information about the appearance of the pieces of palace furniture which were made before 1837 and the restoration works with them. Moreover, the author introduces the information about the materials used in both the original version of the piece and in its subsequent alterations. Nowadays the absence of the information about the pieces restoration through time is the essential problem in carrying out the scientific restoration of the monuments.

Текст научной работы на тему «Реставрация мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца 1837 года»

УДК 7.025.4

Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2014. Вып. 1

В. С. Торбик

РЕСТАВРАЦИЯ МЕБЕЛИ,

СПАСЕННОЙ ОТ ПОЖАРА ЗИМНЕГО ДВОРЦА 1837 года

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

Статья посвящена изучению истории реставрации художественной мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца в 1837 году. Автор приводит большое количество ранее не публиковавшихся архивных документов, являющихся на сегодняшний день единственным источником сведений по истории этого вопроса. Они содержат сведения о художественном облике предметов дворцовой мебели, созданной до 1837 года, и о тех работах, которые проводились по их реставрации. Кроме того, приводятся сведения о материалах, использовавшихся как при изготовлении предмета, так и при последующих его переделках. В настоящее время отсутствие сведений о реставрации предметов во времени является существенной проблемой при проведении научной реставрации. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: художественная мебель, ремонт, реставрация, архивные документы, мастера, Зимний дворец.

HISTORY OF RESTORATION OF RUSSIAN ARTISTIC FURNITURE SAVED AFTER THE FIRE IN WINTER PALACE IN 1837

V S. Torbik

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article studies the history of restoration of artistic furniture saved after the fire in Winter Palace in 1837. The author shows a lot of archives documents which have not yet been published. These documents are the only source of information on the history of this subject. The documents contain information about the appearance of the pieces of palace furniture which were made before 1837 and the restoration works with them. Moreover, the author introduces the information about the materials used in both the original version of the piece and in its subsequent alterations. Nowadays the absence of the information about the pieces restoration through time is the essential problem in carrying out the scientific restoration of the monuments. Refs 14.

Keywords: artistic furniture, repair, restoration, archives, finishing, upholster, Winter Palace, masters.

Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался грандиозный пожар, длившийся более тридцати часов. Огонь уничтожил интерьеры второго и третьего этажей. Пожар и его последствия, а также воссоздание интерьеров Зимнего дворца детально изучены. За рамками интереса исследователей осталась судьба произведений декоративно-прикладного искусства, входивших в систему художественного убранства интерьеров, прежде всего мебели, которая была спасена от пожара1. В статье рассматриваются характерные особенности мебели, которая входила в убранство комнат дворца до 1837 года, и попытки ее реставрации.

Спасенная мебель имеет историю, схожую с притчей о чемодане без ручки — и тащить тяжело, и выбросить жалко. Для 1837 года это была мебель эпохи класси-

1 «...гвардейцам было приказано образовать сплошную цепь вокруг горящего здания, не пропуская к нему никого из непрерывно сгущающейся толпы. Солдат расставили так, чтобы между ними и дворцом оставалась Дворцовая площадь и Адмиралтейский проезд. Это пространство предназначалось теперь для размещения выносимого из дворца имущества. Скоро на затоптанном снегу выросли беспорядочные груды всевозможных предметов. Мебель, посуда, мраморные статуи, каменные и фарфоровые вазы, хрусталь, картины, ковры, драпировки, сундуки, люстры и канделябры» [1, с. 109].

цизма, мебель эпохи минувшего стиля. Современниками она воспринималась как заслуживающая уважения простая, даже слишком простая, скромная и непритязательная. Автор книги «Возобновление Зимнего дворца», восторгаясь красотой и изяществом мебели в новых формах и материалах, поражен «скромной» обстановкой кабинета Николая I, которую составляла классицистическая мебель карельской березы. «Кабинет в два окна; простая, неизысканного рисунка мебель карельской березы: стулья, покрытые зеленым сафьяном, вдоль боковых стен низкие шкапы, к стороне окон два письменные стола, далее конторка, в углублении большой диван, в двух углах по камину, — вот рабочая комната Всероссийского Самодержца! »[2, л. 56]. Спасти удалось не всю мебель. Рапорт о передаче спасенной части гарнитура Розовой гостиной в Александровский дворец в Царском Селе, в какой-то мере характеризует картину степени ее сохранности. «По Высочайшему повелению, покорнейше прошу Ваше Сиятельство серой карельской березы собственную мебель, находившуюся в розовой Гостиной Государыни Императрицы в Зимнем Дворце, приказать, бережно упаковав, отправить к Г-ну Генерал-Лейтенанту Захаржевскому, для помещения в Новом Царскосельском Дворце, и из описи изключить, буде была записана. Мебель серого дерева местами золоченая с резными украшениями обитая штофом по белому грунту с разными цветами. Состояло по описи. Что спасено и сгорело: 2 дивана с 2 подушками. (Из них 1 козетка спасена, а диван сгорел.) 2 дивана без подушек угольных малых. 6 кресел. 1 стул. 2 табурета (налицо). 6 стульев обитых зеленым сафьяном (из них 3 спасены, 3 сгорели). 2 стола круглых на колонах (из них 1 большой, а другой маленький спасены). 2 поплевка (нет). 2 станка для цветов березового дерева (из них один спасен, а другой сгорел). Станок для каминного прибора <...> щипцы, колотушка, лопатка стальная с бронзою, дульцо, щетка. Всего 5 (налицо). 2 горки со шкафиками с позолотою (налицо). 2 ширм обитые розовою тафтою

0 4-х половинках (налицо). 2 шкафика маленьких со стеклянными дверцами (нет).

1 стол письменный (налицо). 1 стол с полами на 2-х колоннах (налицо). 3 подножные скамейки, 1 стол швейной (налицо)» [3, л. 2].

Спасенная из восьмидесяти комнат мебель сначала была размещена во дворе Адмиралтейства и в здании Главного штаба, затем ее перенесли в Таврический дворец. В комнатах дворца она была расставлена так, как она стояла в Зимнем дворце2. На протяжении десятилетия ее переносили с места на место, искали пути ее реставрации, составляли сметы и реестры на ремонт и использование. С течением времени стало понятно, что спасенная мебель не отвечает новым эстетическим взглядам и запросам. Ценная сама по себе, она не находила места в новых, созданных после пожара интерьерах. Документы раскрывают долгую и сложную работу по ее реставрации и дальнейшему использованию. Особая ценность документов, сопровождающих мебель после спасения, состоит в том, что они дают развернутые характеристики материалов и отделок, содержат информацию о предметах, в художественном решении которых использовались новые, по отношению к сложившимся взглядам на мебель классицизма, материалы и конструкции. Традиционно появление некоторых из них связывают с более поздним периодом. Документы описывают объем

2 «.вся мебель, вынесенная из осьмидесяти комнат, отправлены в Таврический-Дворец, где оне расположены в том же порядке, как находились по комнатам Зимняго Дворца. Все вещи, принадлежащие частным лицам, жившим во дворце, и спасенныя в значительном количестве, немедленно возвращены им. Все это было окончено через 3 недели после пожара» [2, с. 55].

и характер работ по реставрации этой мебели. Содержат информацию о материалах, которые использовались при производстве реставрационных работ, и таким образом в целом характеризуют подход к реставрации в этот период.

Первая попытка начать ее реставрацию относится к 1837 году, когда Вице Президент Гоф-Интендантской Конторы доложил: «.представляется возможность произвести в казенных мастерских вообще исправление бронзы поврежденной огнем, и всей мебели с добавлением некоторого количества новой, .а равно и производство обойной работы; по мебельному, бронзовому, резному, позолотному мастер-ствам примерно до 65 человек в сложности по примерной цене по 90 руб. в месяц» [4, л. 20]. В этом же документе указаны и затраты на материалы и инструмент для проведения реставрационных работ3. В первый год после пожара рассматриваются предложения делать все и сразу. Как альтернатива производству работ в казенных мастерских рассматривается предложение о передаче заказа вольным мастерам: «Комиссия Высочайше утвержденная для возобновления Зимнего Дворца в заседание 14 апреля сего года вызвав лучших здесь мебельных мастеров, поручила им осметить всю мебель сохранившуюся и представить Комиссии описание, какие именно мебель сия потребует исправления, и что будет таковое исправление стоить, а также какая потребуется издержка на изготовление недостающей. Мастера сии снабжены описями: как попорченной мебели, так и недостающей» [4, л. 24]. Однако работы по реставрации мебели так и не были начаты. Основным местом хранения мебели, спасенной от пожара, оставался Таврический дворец. В 1840 году было принято решение часть мебели перевезти в Зимний дворец, часть мебели оставить на временное хранение в Таврическом дворце. В Зимний дворец были отобраны предметы, не требующие реставрации. Среди них большую группу составляют предметы, облицованные тополем (папельным деревом)4. Предметы, в том числе облицованные карельской березой, требующие реставрации, оставляли в Таврическом дворце «без назначения»5. Как показывают документы Российского Государственного архива и Центрального Государственного архива, мебель, облицованная тополем (папильным деревом) и карельской березой, была дорогой мебелью и входила обстановочными комплексами в убранство дворцовых интерьеров. В описях мебельного убранства интерьеров дворянских особняков и усадеб в основном встречается мебель, «оклеенная красным деревом», и только изредка — отдельные предметы, облицованные тополем или карельской березой [6]. На антикварных аукционах первой четверти XIX века велась распродажа имущества дворянства и купцов после смерти, разорения или отъезда владельцев. В объявлениях о мебели, выставленной на продажу, которые публиковались в Санкт-Петербургских ведомостях, нет ни одного предмета, облицованного тополем или ка-

3 «.если определено будет ея распоряжению произвести упомянутые поделки по меблировке Зимнего дворца, в таком случае ассигновать ныне же на приготовление нужных инструментов до 4000 руб., на покупку необходимых на первый раз материалов до 10000 руб.» [4, л. 21].

4 «.стол овальный папельного дерева на колонке,...столов подзеркальных папельного дерева без верхних досок 2,...тумба папельного дерева, кресло папельного дерева обитое голубым трипом,...диван папельного дерева обитый зеленым штофом,...кровать папельного дерева с резною позолотой [5, л. 13].

5 «Из бывшей портретной или белой гостиной. Мебель карельской березы: шкафчик маленький без стекол с малиновой тафтою один — вставить стекло, дерево местами починить и выполировать» [5, л. 101]. Аналогичный набор работ приведен по большому количеству предметов карельской березы. Среди них кушетка, кресла, стулья, табуреты, обитые голубым трипом, "ширмы о 6ти половинках", подзеркальные столы, тумба для дров, стол "осьми угольный", "стол четырех угольный на 2-х ножках" и еще ряд подобных предметов».

рельской березой [7, с. 121-148]. Среди предметов, требующих реставрации, мебель, облицованная белой березой, мореной березой (иногда ее называют серое дерево или старая мореная береза), красным деревом, орехом, ясенем, небольшое количество золоченых кресел и стульев «простого дерева сплошь золоченых» [5, л. 14].

Особого внимания заслуживают предметы, облицованные новыми по отношению к ранним фазам классицизма материалами. Их появление связано, прежде всего, с работами Монферрана по переделке комнат на половине Марии Федоровны в 1828 году. «При сем честь имею препроводить во Временную Строительную Коммиссию одиннадцать тетрадей Высочайше утвержденных рисунков на сделание резной мебели для комнат Ея Императорского Величества вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Архитектор 8 класса Монтферранд» [8, л. 19]. К изготовлению деталей и предметов художественного убранства интерьеров, в том числе мебели и дверных заполнений сложного оформления, он привлек лучших мастеров столицы. «А как столы сии должны быть сделаны с особым тщанием, то и особенно рекомендую для производства оных работ фабриканта Гамбса как лучшего мебельного мастера» [8, л. 144]. «Препровождаю при сем рисунок на сделание к портрету Государя Императора резной рамы по желтому вызолоченному грунту с украшениями зеленым золотом позолоченными, ... покорнейше прошу Временную Строительную Коммисию предоставить производство сей рамы искусному мастеру» [9, л. 29]. Он добивается особенной тщательности в проработке деталей. Полного их соответствия проектам и шаблонам. По несколько раз возвращает на доработку резные детали оформления дверных полотен мастерам Петрову и Эмзену6. Дорабатывает собственные проекты после получения опытных образцов. «Мебельный мастер купец Бобков представил на одобрение модели стульям и банкетам, предполагаемым в Комнату № 11, образцовый сей стул был хорошо сделан, но желательно было прибавить с боков четыре розетки, которые не показаны в рисунке; банкетка ровно хорошей отделки и сделана согласно утвержденному рисунку, но прочия должны быть изготовлены 12-ю вершками длиннее противу образцовой» [9, л. 105]. Значительно расширяет палитру древесных пород и отделок предметов мебельных гарнитуров. «Во временную Коммисию учрежденную в Зимнем Дворце для переделки комнат Государыни Императрицы Марии Федоровны. Гоф-Интендантская Контора честь имеет препроводить при сем в коммисию рисунок мебели и десять образцов дерева, для комнат Императрицы Марии Федоровны» [8, л. 1]. Представленные десять образцов дерева существенно расширяют круг древесных пород традиционно использующихся в изготовлении мебели. Характеристики мебели, созданной по проектам Монферрана, а также методика ее создания особенно важны, потому что ее история не закончена пожаром. Многие предметы были спасены и попали в реестры вещей, требующих реставрации. В комнатах Марии Федоровны появляются новые для мебели классицизма породы дерева, такие как амарант (фиолетовое дерево), лимонное дерево (цитроновое дерево), серая мореная береза, агаровое дерево: «Экран березовый под лимонный цвет. Диван маленький белой березы обитый шелковою матере-ею по голубому полю с белыми цветами — местами починить фанерою и приделать

6 «Честь имею препроводить присеем во Временную Строительную Коммиссию доставленную ко мне мебельным фабрикантом Эмзеном резьбу на двери в комнату № 8, которая, по грубой своей отделке, должна быть заменена другою, произведенною согласно прилагаемому шаблону, и которую, по отделке и до отдачи в позолоту, обязан он Эмзен показать мне предварительно на утверждение» [8, л. 284].

поломанную резьбу из амарантового дерева; столиков огарового дерева круглых на 3-х львиных лапах с вызолоченным украшением 2, кресло огарового дерева, обитое зеленым софьяном» [5, л. 14]. В описях вещей, предназначенных к ремонту и переносу из кладовой Зимнего дворца под Георгиевским залом в кладовые Театрального дома, также внесен ряд предметов агарового дерева: «Стол огарового дерева с белою мраморною доскою.. .Кресло огарового дерева обитое желтою матерею. Стульев ога-рового дерева с круглыми спинками на колонах обитые голубым трипом 2 — переклеить ножки и приделать вновь. Тумба такого же дерева внутри с железною вкладкою — на крышке починить щель фанерою.Экран амарантового дерева с позолоченными базами и капителями — переклеить колонки и утвердить бронзу. Такой же огарового дерева — переклеить колонки и сделать вновь рамку простого дерева под обивку» [10, л. 9, 21, 26]. В 1848 году отдельные предметы «огарового дерева» были перенесены в Таврический дворец. В настоящее время древесина агарового дерева — самая дорогая древесина в мире7. Стоимость килограмма древесины исчисляется тысячами долларов. Гарнитур не дошел до нашего времени, однако документы сохранили факт его существования и реставрации. Расширяется круг не только материалов, но и техник. Для соседних комнат изготовлена мебель из контрастных по цвету древесных пород. В будуаре мебель серой мореной березы с резными высеребренными деталями. Она изготовлена фирмой Питера Гамбса по проектам Монфер-рана [9, л. 264]. «В будуар. Мебель серого дерева с высеребренными украшениями. Диван с подушками 1. Кресел таких же 4. Кресло перед столом на колесах с обитою спинкою 1. Псише большое 1. За пару бронзовые высеребрянные канделябры 1. Столиков с бордюром перед псише 2. Шифоньеров с ящиками 2. Круглый стол 1. Письменный стол с ящиками весь серебряный 1» [8, л. 187]. В подписке столярного мастера Бобкова на изготовление дверей и наличников под мебель будуара уточняется порода древесины. Монферран в пояснительной записке пишет: «Честь имею представить для дальнейшего распоряжения рисунок на изготовление из мореной березы двух дверей, долженствующих быть белыми под цвет мебели оной комнаты с резными высеребрянными порезками, венка из розанов, со всеми прочими украшениями и коробками того же дерева» [9, л. 260]. В соседний с будуаром кабинет А. Тур изготовил гарнитур мебели амарантового или, как его называет Монферран, фиолетового дерева, с бронзовыми золочеными деталями. На серой березе — резные серебреные детали, на красно-фиолетовом амаранте — бронзовые золоченые.

В Таврическом дворце оставались предметы, требующие проведения реставрации: «все вообще вещи находящиеся в Таврическом дворце спасенные от пожара. мною разсортированы по представляемой сего описи, с означением в оной противу каждой статьи потребного исправления» [5, л. 95]. Необходимые вещи вывезены, оставленные не имеют определенного предназначения, поэтому опять возвращаются к идее неспешного (исподволь) ремонта силами казенных мастеровых. «.Все вообще вещи требуют не весьма значительного исправления, то я полагаю произвести это исподволь казенными мастеровыми когда они управятся от работ по Зимнему дворцу, тем более, что и мебель та не требуется сей час в употребление» [5, л. 95]. Основной вид работ, предназначенных к производству (реестр включает 303 наи-

7 Агаровое дерево. Другие названия — алойное дерево, райское дерево, орлиное дерево, агару, агар, уд, оуд, каламбак. Цвет — от бледно-желтого до коричневого. Особую ценность и цену имеет агаровое масло (прим. автора).

менования) — воссоздание полировки: «Стол 4-х угольный без ящика один — приделать ящик и выполировать,...шкафик с выдвижными дверцами орехового дерева один — починить дверцы и выполировать» [5, л. 94-96]. «Половина Великой Княгини Марии Николаевны — .Стол с полами — приделать ящик и выполировать. стульев красного дерева обитых желтым трипом два — у одного починить спинку и оба выполировать. подзеркальные столы; табурет, обитый зеленым сафьяном — выполировать. конторка с балюстрадом оклеенная зеленым сукном одна — приделать ящики с ключами и выполировать, сукно переменить и дерево исправить. столик маленький письменный под темную бронзу березовый с зеленым сафьяном один — приделать ящик, переменить сафьян и выполировать. шкаф с разбитыми стеклянными дверцами красного дерева один — верх приделать, дерево исправить, стекла вставить, петли приделать и выполировать» [5, л. 98].

На резных креслах, стульях и экранах, отделанных окраской с золочением деталей рельефа, производилась окраска по прежде окрашенной поверхности; золоченые детали золотили вновь. Если для поверхностей мебели, имеющих прозрачную отделку, обязательным требованием было воссоздание полировки — «выполировка», то для золоченых поверхностей воссоздание позолоты звучало во фразе «позолоту исправить». Как показывает анализ архивных документов, а именно заказа на материалы для производства работ, все ранее золоченые поверхности золотились вновь: «Кресел одиннадцать — у четырех ручки приклеить, дерево местами починить и у всех позолоту исправить и выполировать, стульев шесть — у одного ножку, а у другого часть задка приделать и позолоту исправить и выполировать <.> Половина Великого Князя Михаила Павловича. Стул простой окрашенный белою масляною краскою с позолотой обитый малиновым атласом один — позолоту исправить, пробелить и обивку перебить. Экран с зеленым атласом один — позолоту исправить, частью починить и выполировать <.> Половина покойной Императрицы Марии Федоровны. Мебель красного дерева, с деревянным резным золочением, обитая зеленою с цветами матерею: кресел десять — позолоту исправить, у одного ручку приклеить и выполировать. Экран с зеленым атласом один — позолоту исправить, частью починить и выполировать. Столов письменных с зеленым сукном два — позолоту исправить и выполировать» [5, л. 95-100]. «Из бывшей Знаменской. Подстольев простого дерева крашенных с резным золочением, с досками под шокшенский мрамор с бронзою два — золочение исправить, пробелить, верхние доски исправить и приделать бронзу. Стульев окрашенных белою краскою с золочением, обитых голубым трипом двадцать — золочение исправить, пробелить, и у одного спинку обить голубым трипом» [5, л. 104].

Изготовление утраченных деталей и фрагментов велось путем подбора материалов, соответствующих тем, из которых предмет был изготовлен. Так, для подбора плиты шокшенского мрамора дается указание: «.предписать Майору Панову осмотреть на подстолье доску красного шокшенского мрамора и сообразив с образцом того мрамора, который добывается на мраморных ломках, сходен будет в цвет, донести Конторе, какой меры должна быть сделана доска для того подстолья» [5, л. 141]. Общая установка на подбор и использование при восполнении утрат материалов, аналогичных материалам памятника в рассматриваемый период, в реставрации воспринималась как аксиома. Места повреждений и утрат облицовки реставрировались с обязательным подбором «фанер» и массива древесины по цвету и текстуре. Это заключение можно сделать на основании заказа древесины разных пород для

реставрации мебели8. «Экран красного дерева без обивки попорченный — приделать резные или точеные вазочки и местами починить фанерою9. трюмо красного дерева в коем зеркало. — дерево местами починить фанерою. тумба огарового дерева попорченная — дерево местами починить фанерою. кушетка орехового дерева с позолотою обита зеленым тонким сукном с подушкою и валиком попорченная — дерево местами починить фанерою и поправить стертую золоченую резьбу с приделкою местами вместо поломанной. кресел папельного дерева обитых зеленым сафьяном 2 — дерево местами починить фанерою. стол ломберный красного дерева с зеленым сукном — обломавшие бока у доски заделать фанерою.кушетка красного дерева с бронзированными ножками обитая шелковою матереею с подушками и валиком — починить фанерою и приделать к ножкам деревянную золоченую резьбу. кресел красного дерева с алым сафьяном 5, стульев таких же 4 — починить местами фанерою и переклеить ножки. шкаф кроватный папильного дерева — местами переклеить фанерою. красного дерева кресел обитых малиновым трипом 6 — дерево местами починить фанерою, ножки переклеить и 3 приделать вновь. стол ломберный с сукном один — переклеить вновь фанерою крышку. шкаф папильного дерева с полками — починить местами фанерою и приделать вновь ключ и полки. тумба такого же дерева внутри с железною вкладкою — на крышке починить щель фанерою. стол к дивану яснего дерева — с одной стороны заделать бок фанерою. кровать красного дерева одна — местами починить фанерою. стол подзеркальный — починить фанерою. диван обитый голубою с белым матереею, материя ветхая и местами оборвана — дерево местами починить фанерою и приделать ножку . красного дерева стол продолговатый — местами переклеить фанерою и приделать обломанную резьбу. диван обитый зеленым барканом с 2 подушками — переклеить ножки и местами починить фанерою. тумба красного дерева с повреждением — местами починить фанерою. стол ломберный красного дерева поврежденный дерево местами починить фанерою» [10, л. 22, 24-27, 29].

Довольно часто встречаются повреждения или утрата платиков10. В заданиях на их восстановление и установку обязательным требованием является их изготовление из того же материала. «Диван белой березы, обитый голубой с белым матереею, с коленкоровым чехлом 2 — приделать вновь платики амарантового дерева и починить местами белым деревом» [10, л. 21]. Здесь использован прием декорировки,

8 «дерева красного фанерами 19 фут., черного 10 фут., белой березы. орехового дерева белого кагору, мореного кагору 5 фунт., амарантового 5 фунт., папельного 2 фунт., яснего фанера красного штуками тол. 2,7. 10 фунт. Орехового штуками 20 фунт., черного 20 фунт., амарантового 10 фун.» [7, л. 148].

9 Фанерой до начала ХХ века называли тонкие листы ценных пород древесины для облицовки поверхностей менее ценной древесины. Другое название — пиленый шпон. С течением времени технологии получения шпона усовершенствовались. В XX веке стали получать шпон методом строгания (строганный шпон) или методом лущения (лущеный шпон). Для пиления шпона использовались специальные пилы, в XIX веке были изобретены шпонорезательные станки. Несколько таких станков сохранилось в крупных городах Европы. На них до сих пор продолжают пилить шпон для реставрации мебели. Толщина пиленого шпона (фанеры) колеблется от 1 до 3 мм. Средняя толщина — около 1,5 мм. «Хороший пильщик может получить до 2 фанер из дюймового кряжа» [11, с. 599].

10 Платик — преднамеренно допущенный выступ в конструкции. Всегда используется в сопряжении ножки и царги. Визуально скрывает расширение и сжатие древесины. Платиками также называют тонкие (толщ. 0.3-0,5 мм и шир. ок. 10 мм) полосы обноски, которые иногда устанавливали по краю царги для защиты края фанеровки от скалывания. При усадке древесины платик выступает за край детали и сам попадает в зону скалывания при эксплуатации.

характерный для мебели, созданной на последней фазе эволюции классицизма. Плоскости белой березы обрамлены рельефными рамками платиков темно-красного с фиолетовым оттенком цвета амарантового дерева. Как правило, платики изготавливались из массива той древесины, которой был облицован предмет. «. Конторка красного дерева — приделать платики. тумб разных дерев местами обломанных — произвести починку из разных дерев местами, приделать платики. кресел красного дерева обитых малиновым трипом — дерево местами починить фанерою и приделать платики. Стол 4 угольный из разных дерев с черною мраморною доскою — поставить вновь платики красного дерева. табурет карельской березы с деревянною золоченою резьбою обитый голубою с белым матереею, с повреждениями — исправить позолоту, починить местами фанерою и приделать платики. консоль орехового дерева на одной ножке — приделать вновь платики. кресел красного дерева обитых малиновым штофным барканом 2 — приделать вновь платики» [10, л. 21].

Особый интерес представляет гарнитур мебели с резными серебренными деталями. Это первый, из известных, пример использования серебрения в мебели классицизма: «Из Розового или Белого кабинета. Стол круглый — серебряную резьбу исправить и выполировать. Кресла четыре — серебряную резьбу исправить, дерево местами починить и выполировать. Кресло с круглой спинкой на коточках — тоже. Стул с желтой кожею один — тоже. Столов круглых на колонне с тремя перекрестными полочками два. у одного нет верхней доски — починить верх, серебряную резьбу исправить и выполировать, а к другому приделать доску. Цветников круглых с железною вкладкою (жардиньерки) два — серебряную резьбу исправить, приделать вкладку и выполировать. Шифоньерка о 5ти ящиках поврежденная одна — починить карниз, местами дерево, серебряную резьбу исправить и выполировать» [5, л. 101-102].

Накладные бронзовые детали на всех предметах, внесенных в реестр, требуют усиления мест креплений: «К дивану стол большой на одной ножке один — выполировать и приделать бронзу. Мебель амарантового дерева, обитая зеленою матерею с цветами: кресел восемь — вычистить, приделать бронзу и резьбу поправить. Стульев семь — к одному приделать рольки, бронзу и выполировать» [5, л. 94].

К мемориальным предметам при указаниях на производство реставрационных работ ясно читается уважительное отношение. «Из Георгиевского зала. Кресло тронное деревянное, обложенное кроме задней стороны золоченым серебром, с короною и вензелем Павла I, у коих: спинка и бока бархатныя, на спинке вышит Императорский герб, сиденье и бока обложены позументом одно — вычистить и укрепить на короне крест. К ним подножка деревянная обложенная вызолоченным серебром с бархатною подушкою, обшитую вкруг газом, одна — вычистить» [5, л. 103]. «Кровать красного дерева — переклеить колонки и приделать платики. Кровать по Высочайшему повелению хранить без употребления» [7, л. 26].

Среди большого количества спасенных предметов, судьба которых неизвестна, встречаются и очень известные, такие как гарнитур Помпейской столовой, который тоже требовал реставрации: «Стол живописный в помпейском вкусе немного попорченный — исправить окраскою, как верхнюю доску, так и ножки. Стульев крашенных в помпейском вкусе с подушками алого сукна обшитых бордюром на рольках, немного попорчены 4 — о блупившуюся краску исправить и приделать вновь рольки» [10, л. 22].

В реестре на починку мебели указаны новые типы мебели, не характерные для классицизма, такие как вольтеровские кресла, турецкий диван: «.Из Малинового

кабинета. Кресло волтеровское одно — позолоту исправить, выполировать и обить. Из Гостиной. Волтеровское кресло простого дерева обитое малиновым барканом одно — обивку переменить и выполировать. Кресло волтеровское деревянное резное золоченое обитое зеленым бархатом с боков на карманах обшито золотым галуном одно — починить местами дерево и позолоту исправить. Диван полукруглый турецкий обитый под черно — сделать верхнюю обивку» [5, л. 100-111, 114].

Рассмотренные документы показывают объем и характер реставрационных работ. В первую очередь он обусловлен необходимостью сохранить спасенные предметы. Пути решения поставленной задачи раскрываются при изучении документов, отражающих их нелегкую судьбу. Работы по реставрации мебели так и не были начаты, по крайней мере, до 1848 года. Казенные мастера, силами которых предполагалось их проводить, были заняты на текущих работах по дворцу [10, л. 147]. Вольные мастера так и не были приглашены по той простой причине, что прямой необходимости в спасенной мебели не было. Однако с ней надо было что-то делать. Мебель занимала постоянные и временные кладовые. Одна из них, устроенная под Георгиевским залом, в 1848 году должна была быть освобождена. Данные помещения предназначались для размещения музейных служителей. Была заказана мебель для этих, новых по назначению интерьеров. «.По случаю назначенного перемещения мебельной кладовой Камерцалмейстерской должности из под Георгиевского зала Зимнего Дворца в Театральный дом, Его Сиятельство положил . разсортировать находящуюся в оной кладовой мебель на три разряда а именно: 1 на годную к употреблению в настоящем виде; 2 на годную в употребление с починкою, и 3 на совершенно негодную к употреблению, истребовать для такой сортировки несколько казенных столяров с мастером от майора от ворот Зимнего Дворца по окончании же сортировки представить в контору ведомости с разделением так же на три разряда и с подробным описанием исправления той мебели, которая окажется годной к употреблению с починкой для дальнейшего об оной распоряжения, а оказавшуюся совершенно негодною к употреблению, не перенося в новую кладовую Театрального дома, сдать в Конторские ма-газейны, и буде в оных не окажется места для хранения, то в Таврический Дворец для продажи оной в свое время» [10, л. 1]. Мебель плохой сохранности, переданная в конторские магазины, была продана с публичных торгов [10, л. 146]. Как показывают описи, на продажу были выставлены предметы или их части, годные либо к реконструкции, либо к использованию в качестве материала. Видимо для этих целей ее и скупил столярный мастер Исаков, который вел работы для посольства11.

Десять лет временного хранения не прошли бесследно для спасенной мебели. Предметы, которые в 1837 году требовали только переполировки, через десять лет требуют серьезной реставрации. Совсем незначительно прибавилось число поломок в сопряжениях конструктивных элементов. Львиную долю дефектов составляют разрывы — чаще всего деталей с большой массой древесины — колонок и крышек столов.

11 «Рапорт. честь имею представить Требование Столярного Мастера Исакова и присовооку-пить что отпущенные по предписанию Конторы 29 апреля материалы все уже израсходованы. Выписка о потребных материалах. Лаку красного 10 фунтов, Политуры красной 15 ф., крем Шевервей-су 1 ф., Спирту винного 5 ф. Выписка о потребных материалах для производства столярных работ в доме бывшего Французского Посольства. А именно: Лаку красного спиртового 10 ф., Политуры такой же 10 ф., Спирту винного 5 ф. Лаку белаго спиртавого 2 ф., Политуры такой же 3 ф., Гвоздей котыльковых железных в 2 1/2 дюйма 200 шт., в 2 дюйма 200 шт., в 1 дюйм 200 шт. Крови змеиной в кусках У фунта, шерлаку темного 1 ф.» [12, л. 5, 19, 20].

«Стол овальный папельного дерева на колонне — Переклеить колонну. Экран амарантового дерева с позолоченными бронзовыми базами и капителями — Переклеить колонки и утвердить бронзу. такой же — огарового дерева — Переклеить колонки . Экран красного дерева обитый зеленой тафтою — переклеить колонки и приделать валики. Экран простого дерева с пробелкою и позолотою — местами исправить пробелку и позолоту и переклеить колонки. Столиков маленьких красного дерева, 4хугольных разных 2 — переклеить вновь крышки и приделать ножку. Трюмо папи-левого дерева с повреждением без /стекла/ зеркала с позолотою — переклеить колонн и вставить вновь зеркало. Колон 2 переклеить и дерево местами починить. Туалет со столом, красного дерева — переклеить колонны и приделать местами резьбу. Туалет с зеркалом с повреждением и дерево поломано — приделать ключ и дерево местами переклеить и подделать подставку под оный туалет. Экран красного дерева с зеленою ветхою тафтою — переклеить колонки на местах. Трюмо небольшое зеркальное — переклеить колонны. Стол круглый — переклеить колонку и приделать подножку. Ширмы березовые о 5 половинках. Переклеить филенки и починить петли. Стол маленький круглый — переклеить колонку и местами починить» [10, л. 25-27].

Разрывы, возникшие вследствие усадки материала, компенсировались вклейкой реек, либо переклеивались без компенсации материала. В этом случае деталь сокращалась в размере по ширине. «Выписка мебели состоящей кладовой Камер Цалмейстерской должности Зимнего Дворца годной к употреблению с починкою. Тумба каминная огарового дерева с крышкою — Лопнувшую крышку починить рейкою. Стол огарового дерева круглый на 3-х львиных лапах с вызолоченным украшением — Починить рейкою треснувшую крышку. Шифоньер красного дерева с бронзою о 2х — ящиках с белою мраморною доскою — Внизу лопнувшую доску починить рейкою, — исправить замок, приделать вновь ключ и одну медную футор-ку и поставить деревянную золоченую порезку. Конторку папилевого дерева с зеркалами, о 2х полках 1, такая же 1 — Починить рейками папильного дерева приделать два ключа. Этажерка папильного дерева с зеркалом — крышку починить рейкою. Комод о трех ящиках — починить рейками доски. Кресел обитых зеленым сафьяном 6 — приделать из красного дерева рейки, местами починить фанерою. Стол такого же дерева 4хуголный маленький — верхнюю доску заделать рейкою.» [7, л. 21, 28]. Как показывают данные натурных обследований, трещины также заделывались рейками без снятия внутренних напряжений, что приводило к повторному их возникновению. «Ведомость разным обивкам снятым с мебелей спасенных от пожара Зимнего Дворца», также хранящимся в Таврическом дворце, показывает бережное к ним отношение, а также дает характеристику обивочных материалов, которые использовались до 1837 года [5, л. 37]. Предметы мягкой мебели, которые реставрировались до того, как будет определено их местоположение, обивались под черно. Лицевую обивку устанавливали при перемещении мебели в интерьер в соответствии с его цветовой гаммой. При реставрации в 1840-е годы использовались как готовые отделочные материалы (лак, политура), так и материалы, которые готовили на месте, для решения той или иной задачи. В качестве сырья использовали мумий12,

12 «Мумия (техн. синон. Калькотар, железный сурик, парижская — английская — полировальная красная краска, caput mortum vitrioli — мертвая голова, кровавик, крокус) по составу представляет более или менее чистую безводную окись железа» [13, т. 20, с. 193].

драконову кровь13, спирт. Заказ материалов для производства реставрационных работ указывает на характер отделки предмета14. При сопоставлении с документами на реставрацию других памятников можно сделать вывод об использовании цветных отделочных материалов (лаки, политуры). Цвет материала определяла порода древесины. Эта большая и важная для реставрации проблема требует отдельного исследования.

Все осознавали, что в местах временного хранения находятся прекрасные образцы дворцовой мебели, однако для стилистической ситуации 1840-х годов она была мебелью прошлой эпохи. Изменились эстетические взгляды, идеалы. Совершенство форм, пропорции; декоративные качества материалов и технологий старой классицистической мебели не соответствовали новым представлениям о красоте.

Источники и литература

1. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Л.: Аврора, 1974.

2. Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в Петербурге // Отечественные записки. СПб., 1839. Т. 3.

3. РГИА. Ф. 470. Оп. 2(106/540). Д. 186.

4. РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 187.

5. РГИА. Ф. 470. Оп. 2(106/540). Д. 208.

6. ЦГИА. Ф. 268. Оп. 1. Д. 347; Д. 3596; Д. 3666; Д. 3707; Д. 5201; Д. 5255; Д. 7963; Д. 7967; Д. 8503.

7. Кормановская К. А. Антикварный рынок Санкт-Петербурга. СПб.: Блиц, 2007.

8. РГИА. Ф. 470. Оп. 3(159/593). Д. 23.

9. РГИА. Ф. 470. Оп. 3(159/593). Д. 24.

10. РГИА. Ф. 470. Оп. 2(106/540). Д. 343.

11. Нетыкса М. Полный курс столярного мастерства. Издание бр. Линдеман. М.: Типо-литогра-фия Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1890.

12. РГИА. Ф. 470. Оп. 2(106/540). Д. 201.

13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1890-1907.

14. Энциклопедия забытых рецептов. М.: ННН, 1994.

Статья поступила в редакцию 27 сентября 2013 г.

Контактная информация

Торбик Владимир Сергеевич — кандидат искусствоведения, доцент; vtorbik@mail.ru

Torbik Vladimir S. — Candidate of Arts, Associate Professor; vtorbik@mail.ru

13 Русская устная традиция заменяла слово дракон на слово змей (Змей Горыныч, Чудо Георгия

0 змие). Логично предположить, что упоминаемый материал «змеиная кровь» не что иное, как известный материал «драконова кровь». «Драконова кровь, смола красного цвета, добываемая из плодов растений, растущих на о-вах Суматра в Вест-Индии. Лучшие сорта драконовой крови темно-красного цвета. Применяется эта смола исключительно благодаря своей окраске. Плавится при 70°; в спирте легко растворяется. Применяется для изготовления красных лаков» [14, с. 718].

14 «На исправление и починку по мебельной части. Лаку спиртового светло-красного 2 пуд. 20 ф., лаку белого 2 пуд. 21 ф., политуры светло-красной 3 пуд. 30 ф., политуры белой 1 пуд. 23 ф., спирту винного 2 пуд. 10 ф., ветоши холстинной, бумаги хлопчатой 1 пуд. 10 ф., масла конопляного 2 пуд. 30 ф., масла деревянного 2 пуд. 4 ф., клею столярного1 п. 10 ф., мумии шведской 1 п. 10 ф., змеиной крови 1 п.

1 У ф. На исправление и починку по резной и золотарной части золота червонного книг 116, серебра книг 46, полименту 4 фунт. Ладану росного 6 фунт. Клею углицкого 1 пуд. 20 фун. рыбьяго 1 пуд. 8 фун. На исправления по живописной части. Крем шеорвейсу 4 фун. Клею рыбьяго У фун. Спирту винного 1 ф. лаку спиртового белого 2 ф. киновари карминной У ф. кости слоновой 1 фунт.» [10, л. 148].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.