2016
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 15
Вып. 3
РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 7.026 В. С. Торбик
РЕСТАВРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЕБЕЛИ В XIX ВЕКЕ: ИДЕИ И МЕТОДЫ
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Статья посвящена обзору и анализу ведущих идей и методов реставрации мебели в XIX в. Ранее эта проблема никогда глубоко не рассматривалась. Между тем затронутые в статье вопросы ремонта и реставрации предметов мебельного убранства в XIX в. имеют существенное значение для реставрационной практики.
Статья структурирована в соответствии с основными стадиями реставрационного процесса. Последовательно рассматривается каждый этап подготовки к ремонту, виды и методы производимых работ. Главный вывод состоит в том, что методы и приемы, которые использовались в XIX в., назвать реставрацией нельзя. Ремонты и подновления производились постоянно. Основанием для смены отделочных покрытий и обивочных тканей служили разные причины, такие как физический износ материала, смена модных тенденций, смена владельцев, т. е. любые внешние факторы, диктующие намерение придать большую импозантность вещам, сообщить им большее соответствие веяниям моды и вкусам хозяина. Поэтому в этот период основное требование к качеству ремонта — приведение предмета в «первобытное состояние». Библиогр. 27 назв. Ил. 15.
Ключевые слова: реставрация, идеи и методы, ремонт, мебель, отделка, обивка.
RESTORATION ART FURNITURE IN THE 19th CENTURY: IDEAS AND METHODS
V S. Torbik
Saint-Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article presents a review and analysis of the leading ideas and methods of the restoration of furniture in the 19th century. This issue has never been deeply examined. Issues of repair and restoration of objects of furniture decoration in the 19th century are essential for restoration practices today.
The article is structured according to the main stages of the restoration process. It sequentially discusses each stage of preparation for repair and the types and methods of the works performed. The main conclusion is that the methods and techniques that were used in the 19th century can not be considered as restoration. Repairs and renovations are performed continuously. The reasons for the change of finishing coats and upholstery fabrics were different: wear and tear of the material, changing fashion trends, changing owners. This conforms to the impulse to give things greater solemnity, conveying rather the tastes of the owners and of fashion. Accordingly, in this period the basic requirement as to the quality of the repair is to bring the object to its "original state". Refs 27. Figs 15. Keywords: restoration, ideas and methods, repair, furniture, decoration, upholstery.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
Сегодня совершенно отсутствуют сведения о ремонтных и реставрационных работах предметов мебельного убранства в XIX в. Между тем при изучении мебели прошлых столетий каждый исследователь сталкивается со следами каких-то действий, произведенных предшественниками. Возникает круг вопросов и проблем при определении подлинных и привнесенных деталей и отделок. Они могут быть разрешены лишь при наличии знаний об отношении современников к предметам материальной культуры, окружающих их в повседневной жизни. Исследование такого рода должно быть построено на сопоставлении данных архивных документов и натурных и лабораторных исследований. То есть необходимы выведенные из изучения документов знания о требованиях к состоянию содержания мебели в прошлых столетиях, ремонтах и периодичности их проведения, применяемых методиках и материалах. В предлагаемой статье рассматриваются базовые тезисы, которые частично уже разрабатываются, а большей частью требуют всестороннего изучения.
Требования к содержанию предметов мебельного убранства
В предшествующие столетия стиль формировался в архитектуре дворцов и особняков (рис. 1). Их строительство и оформление велось по проектам и под надзором ведущих архитекторов своего времени. В интерьере новые формы и приемы художественного оформления существовали рядом с отделками предшествующих стилей. Владельцы прилагали большие усилия к тому, чтобы предметы, формирующие художественный облик интерьера, всегда находились в полном поряд-
Рис. 1. К. И. Кольман. Великосветский салон. 1830-е годы. Акварель. ГЭ
ке. Это требовало внимательного отношения и соответствующего ухода. В рапорте министра Императорского двора князя Волконского точно сформулированы требования к содержанию интерьеров и предметов их убранства:
Осматривая вчера комнаты блаженной памяти Государыни Императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, я нашел в них большой беспорядок, многие двери не открываются и не запираются, стены не завешены полотном, и на мебелях чехлов нет. Поставляю сие на замечание Гоф-Интендантской Конторе, я предлагаю привести немедленно те комнаты в должный порядок, а на будущее время постановить непременным правилом: 1, чтобы Члены сей Конторы, имеющие в заведовании своем дворцы, ежегодно в течение Великого Поста осматривали с подчиненными им чиновниками каждую комнату дворца порознь и вели реестр; после чего представляли бы тот реестр немедленно в Контору, а сия в то же время, посмотрев оный, делала распоряжение о немедленном исполнении всего того, что будет нужно, наблюдая с своей стороны, чтобы работы начинались тотчас по отсутствии Высочайшего Двора из Столицы и производились как можно поспешнее, так чтобы на случай прибытия Их Императорских Величеств везде все было в порядке, чисто и исправно [1, л. 26].
Была определена периодичность производства ремонтов мастерами Гоф-интендантской конторы вольными мастерами:
Контора нужным находит принять правилом: в квартирах у всех проживающих в дворцовых зданиях особ и лиц — окрашение полов, дверей, переплетов, плинтусов и проч.; а стен перекрытие вновь колерами, на потолках живописи, возобновлять не ранее как через три года, у придворных же служителей через пять лет, а в продолжение которого времени через год места и вещи, покрытые масляною краскою, ежели закоптели и замараны... смывать известными средствами, а стены заправлять только колерами [1, л. 5].
Что касается мебели, то требования по ее содержанию были более жесткими. В качестве примера можно привести выписку из рапорта по содержанию мебели Елагиноостровского дворца:
Столярный мастер Гакер по контракту, заключенному с ним на два года, между прочим обязан содержать в исправности состоящую по Елагиноостровскому дворцу и принадлежащим к оному зданиям всякого рода мебель, не исключая и простой, так чтобы не только не могло быть в оной повреждений, но чтобы каждая вещь во всякое время была в должной чистоте и политуре. Во время Высочайшего присутствия Гакеру вменялось в обязанность иметь мастеров во Дворце безотлучно так, что бы они могли во всякое время были готовы к самоскорейшим исправлениям могущих встретиться починок и производить бы оные без малейшего задержания [2, л. 2].
Ликвидация последствий стихийных бедствий
Кроме периодически проводимых работ по поддержанию мебели в исправном состоянии и политуре, проводились масштабные работы по ликвидации последствий стихийных бедствий — пожаров и наводнений. Цель этих работ заключалась в приведении состояния предмета к первоначальному облику. В документах XIX в. такое состояние называют первобытный вид. После грандиозного пожара Зимнего дворца 1837 г. сотни спасенных от пожара предметов мебели разместили в Таврическом дворце. Начинается подсчет расходов на приведение мебели в исходное состояние. Например:
Исчисление о потребности к найму вольных мастеровых сроком на год и некоторых инструментов, нужных для исправления и приведения в первобытный вид мебели раз-
ного рода и бронзовых вещей, поврежденных во время пожара, бывшего в Зимнем дворце 17го декабря прошлого 1837 года [3, л. 112].
Другая беда Петербурга — наводнения. От воды на предметах мебельного убранства разрушениям подвергался отделочный слой. Его замена была обычной практикой мастеров XIX в. Например, смена отделок всей мебели Собственной дачи царской фамилии (более 400 предметов) была проведена мастеровыми под руководством мастера Исакова.
Находящаяся на собственной Государя Императора даче на Каменном острове мебель от бывшего на 20е число августа прошлого 1831 года наводнения частью повреждена, а некоторая требует чистки и полировки, равно и на даче, называемой старою дачею, в числе имеющейся мебели находится часть от употребления испорченною, почему, представляя у сею означенной мебели опись покорнейше оную Контору, прошу для исправления всех оказавшихся в оной повреждений приказать отрядить казенных столяров 3х или 4х человек, которые под наблюдением казенного мастера собственно займутся сею работою без отвлечения на другие предметы, дабы можно было окончить сие исправление к Высочайшему присутствию в летнее время [4, л. 51].
Реставрационное задание
Роль реставрационного задания выполняли прямые указания владельца или его представителя. Для выполнения крупных работ, выставляемых на торги, требования к их объему и качеству формулировались в кондициях. Безусловно, это был ремонт, а не реставрация в современном понимании. Чаще всего использовалась универсальная фраза исправить починкою (рис. 2, 3). К примеру, задание на ремонт мебели дачи Головина:
Исправить починкою комод красного дерева о 3х ящиках. К оному потребно вновь скоб медных 4... Исправить починкою столик красного дерева с ящиком... Исправить починкою шкапик ночной красного дерева. Исправить починкою ширмы красного дерева о 4х половинках с резьбою, обитые зеленою тафтою у оных ширм переменить обивку зеленой тафты. Исправить починкою комод красного дерева о 4х ящиках. К оному потребно вновь бляшек медных 3 колец медных 3. Исправить починкою. Кроватей березовых 3. Стул, крашенный краской, с плетеным сидением, у коего сделать вновь сидение и окрасить красною краскою [5, л. 25].
Далеко не всегда деформированные или поврежденные элементы исправлялись починкою. Чаще их просто заменяли новыми. Например:
Выписка мебели, употреблявшейся по комнатам в Зимнем дворце и поступившей некоторых к уничтожению, а другие к исправлению на мастеровой двор. 2 стола ломберных красного дерева с зеленым сафьяном ветхих — можно починить, у первого из них нужно сделать вновь крышку, а сукно потребно вновь на оба стола, которое должно быть зеленое биллиардное. Стол ломберный красного дерева с сукном — негоден к починке, а потому нужно употребить его для починки двух таких же столов. Комод разных дерев ветхий о 3х ящиках — вовсе не годный, а потому нужно уничтожить, — бронзовые на нем скобки и личинки снять в медную мастерскую в отливную медь [6, л. 63].
С мебелью в XIX в. обращались вольно. Приведение в лучший вид велось не только за счет замены отделочного слоя. Предметы мебельного убранства улучшали также за счет дополнительного декора:
В Греческом зале всю мебель, где нужно перечистить и подправить, работу эту отдать купцу Старчикову. Купец Старчиков осматривал мебель и нашел, что ее всю надо пере-
Рис. 2. Кресло красного дерева. Конец XIX в. Деталь. До реставрации
Рис. 3. Кресло красного дерева. Конец XIX в. Деталь. Следы предшествующих ремонтов
чистить и расписать фигуры, каковую работу он полагает удобнее произвести в своей мастерской [7, л. 8 об.].
Для красоты при ремонте, кроме росписи и новой отделки, также могли добавить резные или бронзовые детали. Довольно часто встречаются примеры смены материалов на предметах мебельного убранства.
Ея Императорскому Высочеству Великой Княгине Марии Николаевне угодно, чтобы с экрана к камину комнаты Ея Высочества вместо материи было употреблено красное стекло [8, л. 40]1.
1 Стекла были изготовлены в 1837 г.: «От управления Императорскими заводами. изготовлены в Императорском Стеклянном заводе и доставлены по назначению в мебельный магазин братьев Гамбс два оранжевые стекла длиною 20ть шириною 18 вершков для экранов в Гостиную комнату Великой Княжны Марии Николаевны» [9, л. 6].
Комод красного дерева о 3х ящиках с мраморною белою доскою, медными бляшками и вокруг бронзою — можно исправить починкою, вместо битой мраморной доски имеет быть сделана крышка из красного дерева. Комод красного дерева о 3х ящиках маленький, сверху белая мраморная доска битая с бляхами и кругом оного бронза на 4х точеных ножках — можно исправить починкою, вместо битой мраморной доски нужно сделать доску из красного дерева [6, л. 68].
Вмешательство в конструкцию, так же как и замена деталей, считалось нормой. После ремонта предмет мог получить новое функциональное назначение:
Столик красного дерева, на коем приделан вверху ящик для цветов. — Ящик за ненадобностью с верху снять и уничтожить, а столик вычистить и на верхнюю доску, где находился ящик, наклеить зеленое сукно [10, л. 37].
Идеи реставрации произведений прикладного искусства в XIX в.
Эталонные положения о реставрационном подходе при работе с предметами старины встречаются уже в 1840 г. в указаниях обер-гофмаршала Императорского двора графа Андрея Петровича Шувалова. В одном из реестров на производство ремонтных работ были указаны: «Две старинные мебели, равно как и часы, принадлежавшие, по преданию, Царевне Софии Александровне»2. Предполагалось их «исправить и поместить там, где будут храниться разные драгоценные вещи. Мебели эти требуют довольно значительного исправления». Указание, данное графом Шуваловым, имеет принципиально важное значение. «Граф Шувалов полагал бы при отдаче их в починку приказать сделать все нужное исправление, но с тем, чтобы сохранился отпечаток времени и древности» [11, л. 47] (рис. 4, 5). Это ключевое положение реставрации, которое для нашего времени, возможно, более актуально, чем для XIX в. Однако, как в XIX, так и в XX и XXI в., все хотят воплощения его в теории, но никто не воплощает на практике.
В указаниях смотрителю Знаменского дворца Шувалов просит обратить внимание на то, чтобы мастера при ремонте не старались улучшить внешний вид предмета:
Покорнейше прошу Ваше Превосходительство, чтобы на золоченых стульях (и вообще мебели), которые я смотрел, приказать исправить позолоту там, где оная была, не прибавляя ничего нового, дабы не изменить рисунка, то есть чтобы позолота была на тех местах, где и прежде находилась [12, л. 67].
Шувалов ратовал за сохранение старинной мебели, совершенство которой не должно быть забыто в угоду модным течениям: «Иметь в виду, чтобы иностранные материи заменить таковыми русских изделий, со всевозможными уменьшениями количества предназначенной новой мебели, и с употреблением старой из наличности по приведении ее в надлежащий порядок» [13, л. 11].
2 «Две старинные мебели или кабинетца, оправленные тонким серебром местами с позолотою, по преданию, известно принадлежали Царевне Софии Алексеевне около 1675 г. Часы столовые, такие же старинные с серебряным выбивным украшением и бронзовою фигурою (тоже времени 1678)» [11, л. 80].
Рис. 5. Диван. Музей Д. И. Менделеева. После реставрации. Пример сохранения подлинной обивки
Ремонт отделочных покрытий
При общей установке на приведение мебели в первобытное состояние главным показателем ее хорошего состояния служила безупречность отделочного слоя.
Господин Президент Конторы, озаботясь приготовлением для сего комнат на летнее время в Елагиноостровском дворце и в бытность свою в оном, нашел необходимым некоторые комнаты дворца сего укомплектовать лучшею мебелью, которую поручил Г. Советнику Василевскому отобрать из хранящихся без употребления в Таврическом Дворце мебели... Каковая Г. Советником Василевским отобрана и по осмотре оной Его Превосходительство приказал привести оную в лучший вид [14, л. 21].
Василевский формулирует реставрационное задание четко и кратко: «Мебель, отобранную для Елагиноостровского дворца, отделать совершенно заново» [14, л. 23]. Подобное требование смены отделок содержится практически во всех документах этого времени:
Всю вообще состоящую по описи мебель в Зимнем дворце на половинах Государыни Императрицы: в библиотеке, Угольном кабинете, Почивальной, Уборной и в маленьком кабинете; Государя Императора: в Будуаре, Передней, Уборной, Кабинете, Угловой, Гостиной вычистить, выполировать и исправить с починкою позолоты, самым лучшим и чистым образом, так, чтобы вся означенная мебель была в совершенной исправности [15, л. 88].
Причем работы по замене отделочного слоя или поновления выполняются в зависимости от ситуации. Например, в Елагиноостровском дворце для выполнения этой задачи мастера находились постоянно.
Обязанность подрядчика будет состоять в том: содержать в исправности состоящую по Елагиноостровскому дворцу и принадлежащим к оному зданиям. ветхого рода мебель, не исключая и простой, также двери с украшениями и бронзовые вещи, так, чтобы не
9
Рис. 6. Кресло. 1830-е годы. Исследовательские работы
Спинки кресел красного дерева. 1820-1830-е годы
1. Отделочный слой до реставрации.
2. Полировка шеллачной политурой без предварительной обработки поверхности маслом
1. Отделочный слой до реставрации.
2. Отделочный слой после расчистки.
3. Расчистка от старого отделочного слоя. Полировка шеллачной политурой без предварительной обработки поверхности маслом
Рис. 7. Кресло. 1830-е годы. Деталь. Исследовательские работы. Раскрыт цвет подлинной отделки
только не было ни малейшаго повреждения, но чтобы каждая вещь во всякое время была в должной чистоте и политуре, а бронзы сохранялись бы в совершенном блеске и порядке3.
Ремонтировали отделочные покрытия довольно редко (рис. 6). Обычная практика состояла в их замене. В качестве примера, характеризующего порядок работ при
3 В этих же кондициях прописаны требования к содержанию кожаных обивок: «Содержать в исправности матрацы черной кожи. то есть: чтобы кожа на них всегда была черна и в надлежащем виде; починять на ней дыры, если сие не будет делать безобразие, в противном случае переменять старую кожу новою, такой же, если потребуется перебивать оные с добавкою шерсти или чи-стаго конского волоса, смотря чем набиты были прежние матрацы, без особой за то платы, но с отпуском казенных материалов, и считать все в общей цене за всю означенную работу» [16, л. 4].
отделке и применяемые материалы, можно привести «Отчет о работах, произведенных по ремонтному исправлению в 1843 году в покоях Государя Императора <.> Вся мебель и цветные двери вычищены, выполированы и покрыты лаком» [17, л. 218]. Принятый алгоритм ремонта — вычистить, выполировать и лаком покрыть — раскрывает технологию XIX в. (рис. 7). Это тема отдельного исследования [18, с. 174-183]. В настоящее время термины «полировка» и «лакирование» имеют иное значение по отношению к тому, что они означали в XIX в. Полировкой назывался процесс втирания масла куском пемзы в поры древесины до полного их закрытия и создания на поверхности тонкого слоя, который имел приглушенный блеск (ныне он не используется при отделке). Лакированием назывался процесс нанесения политуры с целью создания зеркальной пленки на поверхности (ныне он называется полировкой).
Аналогичный подход определял и ремонт окрашенных поверхностей, т. е. полную смену окраски поверхностей:
В Парадных комнатах на половине Покойной Государыни Императрицы Марии Федоровны в разных комнатах Эрмитажа и в Шепелевском доме находящиеся стулья и диваны белые, крашенные под бронзу, нужно вновь выкрасить, на что потребно Крем Ше-вервейсу десять фунтов [19, л. 45].
Цвет мебели
Здесь важно подчеркнуть важность и значение цвета в мебели XIX в. Полировка маслом проявляла, углубляла и утемняла текстуру и цвет древесины (рис. 8). В этот период активно использовались и иные средства воздействия на древесину
с целью обогащения, усиления или изменения ее цвета. Очень распространенным был прием обработки поверхности азотной кислотой (которую называли крепкой водкой). После нанесения раствора азотной кислоты поверхность прогревали над огнем. В результате древесина приобретала глубокий янтарно-желтый цвет. Обработанная таким образом мебель называлась мебель, вызженная водкой или под крепкой водкой [20]. В одном документе кровать из березы, обработанную по по-
Рис. 9. Чайный столик. Середина XIX в. Разделка красителями под орех
Рис. 10. Чайный столик. Середина XIX в. Деталь. Утраты отделочного слоя
добной технологии, назвали предельно лаконично — водочная кровать. Без обработки температурой древесина приобретала цвет старого, серого, мореного дерева. Предметы с подобной обработкой довольно часто встречаются в описях мебельного убранства интерьеров 1830-1840-х годов.
К середине XIX в. ореховое дерево, древесина которого чаще всего использовалась в предметах второго рококо, становится самым популярным. Открывается новый этап в технологиях изготовления. Цена древесины зависит от насыщенности текстуры и цвета ее поверхности. Для создания богатой и насыщенной текстуры на поверхности часто используют разделку дешевых пород древесины под дорогие (рис. 9, 10). Разделывают под орех и палисандр, чаще всего березу и орех, со слабовыраженными цветом и текстурой: «Березовые стулья из Арсенального зала передать фабриканту Туру для разделки оных под орех, из какового дерева будет поставлена и вся прочая мебель в оном зале» [21, л. 27]. Применяемые отделочные материалы и техники не просто создают декоративно-защитный слой. Они в большей степени способствуют усилению и утемнению цвета древесины, проявлению ее текстуры как при изготовлении, так и при ремонте.
Приемы ремонтных работ
Основные дефекты, ликвидацией которых занимались мастера XIX в., характерны и для мебели, которая дошла до нашего времени. Это разрывы и деформации древесины в результате усадки, повреждение облицовки и отделки, утраты накладных деталей — резьбы, платиков (рис. 11, 12, 13).
Яркую характеристику приемов работ при ремонте дает счет, представленный столярным мастером Иваном Шитцем на ремонт стола в 1837 г.: «За переноску и переделку стола, у которого крыша была растрескавши и покоробивши, оную вновь сфуговал равно вновь очистил, и заново выполировал, равно нижнюю часть стола переправил и отполировал» [22, л. 118]. Он перечисляет работы по приведению предмета в первобытное состояние. К великому сожалению, современные методы реставрации мало чем отличаются от приемов ремонта в XIX столетии.
Развернутую картину методов ремонта дает описание работ в реестрах того времени. К примеру, «Выписка мебели состоящей по кладовой. Зимнего Дворца годной к употреблению с починкою» [23, л. 21]. Она содержит прямые указания к технологиям производства работ. Места разрывов при усадке древесины компенсировались вклейкой реек.
Стол огарового дерева круглый на 3х львиных лапах с вызолоченным украшением — починить рейкою треснувшую крышку. Тумба каминная огарового дерева с крышкою — лопнувшую крышку починить рейкою. Шифоньер красного дерева с бронзою о 2х ящиках с белою мраморною доскою — внизу лопнувшую доску починить рейкою, исправить замок, приделать вновь ключ и одну медную футорку и поставить деревянную золоченую порезку. Конторку папилевого дерева с зеркалами — починить рейками па-пильного дерева, приделать два ключа [23, л. 21].
У тех предметов, опоры (колонны) которых делались из массива древесины, часто встречаются разрывы, которые требовали переклейки.
Стол овальный папельного дерева на колонне — переклеить колонну. Туалет со столом, красного дерева — переклеить колонны и приделать местами резьбу. Экран
Рис. 11. Шуваловский дворец. Дверное полотно, облицованное чинарой. Фрагмент. Следы предшествующих ре-
монтов
Рис. 12. Шуваловский дворец. Дверное полотно, облицованное чинарой. Фрагмент. Следы предшествующих ремонтов
Рис. 13. Шуваловский дворец. Дверное заполнение. После реставрации
красного дерева без обивки попорченный — приделать резные или точеные вазочки и местами починить фанерою. Экран амарантового дерева с позолоченными бронзовыми базами и капителями — переклеить колонки и утвердить бронзу [23, л. 29].
Примеры замены и восполнения утрат фанеровки (фанеры) и элементов наборного дерева (из разных дерев) встречаются постоянно:
Конторка красного дерева — приделать платики, починить местами фанерою. Тумб разных дерев местами обломанных — произвести починку из разных дерев местами. столов ломберных цветных у коих петли поломаны и сукна старые — починить петли, исправить местами починкою разным деревом. Тумба огарового дерева попорченная — дерево местами починить фанерою [23, л. 26].
Смена обивок
Обивка мебели, находившейся в эксплуатации, производилась каждые пять-десять лет. Причинами смены обивок служили как износ тканей, так и смена вкусов и, соответственно, художественного убранства интерьера (рис. 14, 15).
На диване с подушками и валиками переменить малиновый разводной баркан... В Камер Юнферской. Перебить мебель, как то 2 дивана, 4 кресла и два стула. Один диван обитый зеленым сафьяном перебить с добавкой волоса. На 3х корзинках для бумаг переменить тафту зеленую. На бюро переменить полинявший сафьян. В Гардеробной на диване с двумя большими подушками переменить зеленый сафьян и перебить оный с добавкою волоса. На 6ти стульях переменить сафьян. В Передней. На диване переменить зеленый баркан и перебить оный с добавкою волоса. У 3х кресел и 4х стульев переменить сафьян зеленый. На 1 диван с 2 подушками переменить зеленый баркан и перебить с добавкою волоса. В Фельдмаршальском зале белую кожу переменить [24, л. 6, 12, 16, 22].
При смене обивок использовали прежде установленный конский волос. Его перещипывали и переваривали в воде с добавлением селитры.
В турецком диване с прислонными подушками и 2 валиками 8 креслах и 12 стульях волос переварить <...> в оной комнате мебель совсем снова под черно переделана и прибавлено своего волосу и покрыта новым пунцовым мериносом, края отшиты новым своим шнурком [24, л. 23].
Рис. 14. Стул. Музей Д. И. Менделеева. До реставрации
Рис. 15. Спинка стула. Музей Д. И. Менделеева. В процессе реставрации. Открыты следы предыдущих обивок
В качестве лицевой ткани использовались материалы модных фактур и цветов. Применение новых материалов становится особенно заметным с появлением мебели в формах исторических стилей. Как пример, появление в середине XIX в. вощеных ситцев насыщенного цвета и рисунка и тканей с низким ворсом: трипа, плюша и бархата. Чаще всего они окрашены в любимые цвета этого времени — синий и малиновый или голубой и пунцовый.
В танцовальном зале всю мебель обить алым сукном, так как обит находящийся тут на средине турецкий диван. В малиновой гостиной переменить бумажные обои и обить вновь всю мебель материей малинового цвета, на что представить образцы Его Сиятельству, а старую материю от мебели палевого цвета окрасить для другого употребления [7, л. 36].
К окраске полинявших тканей прибегали довольно часто: «На половине Государя Наследника. В нижнем этаже — выкрасить полинявший баркан на мебели малинового цвета с наводкою моара» [25, л. 12]. Иногда не просто перекрашивали, а еще и наводили муар: «В диванной окрасить полинявший баркан светло-зеленого цвета с наводкою моаре» [25, л. 12].
Для частных, гостевых и загородных интерьеров наряду с перекраской обычная практика состояла в повторном использовании тканей. Это могли быть старые занавески и портьеры. Снятые с больших диванов ткани применяли для обивки стульев и кресел. Иногда ткани использовали повторно, поменяв местами лицевую и тыльную стороны: «Выписка о исправлении мебели и комнат по обойной части. Кресел 16. Стульев 12. Диванов с 2мя подушками и 2мя валиками 4 — обиты голубым барканом — баркан переворотить и починкою исправить с оклейкою новою тесемкою» [26, л. 93].
К середине XIX в. гармонизация облика интерьера в основном строилась на использовании единого материала для затяжки стен, обивки мебели, изготовления занавесей и портьер материала.
В Столовой, Гостиной в большом кабинете на обтянутие стен, в малом кабинете, в опочивальной на обтянутие стен на покрытие оною же матереею мебели, на занавеси и портьеры — Шелковая материя. Вгоса1е11е. 2099 арш. [27, л .51].
Всевозрастающая роль и, соответственно, количество декоративных тканей приводят не только к появлению изделий, созданных обойщиками (кутаная мебель), но и к выделению работ по изготовлению декоративных элементов для мебели и портьер (агромант, кисти, груши, шнуры и т. п.) в отдельную специальность — басонные работы.
На перекраску по означенным в ведомости ценам договорена мною мастерица Бу-льери, а на сделание бахромных вещей басонщик Фицнер, которые обязываются все изготовить к 15 сего августа. Тесемки мебельной шелковой желтой сыреневым цветом 80 аршин, шнуру тонкого шелкового такого же цвета 32 ар. Коклюшек или груш, обтянутых шелком, по образцу [25, л. 10].
Повторное использование материала
При ремонте обивок повторное использование обивочных тканей и наполнителя было продиктовано только соображениями экономии. В то же время использование старой древесины, которая была ровесницей объекта ремонта, обеспечивало равновесность сокращения или расширения деталей при колебаниях ат-мосферно-влажностного режима. Мастера хорошо это понимали. Старую мебель, негодную к дальнейшей эксплуатации, охотно покупали как материал для ремонта: «Угольный шкафик красного дерева и диван простого дерева с черной кожей, действительно вовсе к починке негожа по своему званию, а может быть употреблена на починку других старых штук» [27, л. 29]. Многие документы содержат сведения о разборке на детали (уничтожении в терминологии того времени) старых вещей и использовании этих деталей для ремонта других предметов.
Комоды без бронзы о 4х ящиках — к починке не годны, а потому нужно употребить на починку мебели. два полудиванчика можно исправить починкою, а один употребить на починку оных. от биллиарда ножек красного дерева 4 — могут быть употреблены на починку мебели. Цветников красного дерева на одной ножке 2 — имеют быть употреблены на починку мебелей по мере надобности. столы ломберные красного дерева с сукном 1+1 — столы сии совершенно не годны к починке, а потому должны они употребиться на починку мебели [6, л. 68].
Заключение
Дошедшие до нашего времени документы позволяют увидеть достаточно полную картину методов сохранения мебели в XIX в. Для нас это памятники истории. Некоторые из них имеют художественную ценность, некоторые — культурную, мемориальную или какую-либо иную. В любом случае уже сам возраст вещей заставляет относиться к ним с пиететом. Для тех, кто в XIX в. изготавливал или использовал эту мебель, главным был критерий ее соответствия функциональному
предназначению. Периодически проводимые мероприятия по поддержанию мебели в этом состоянии назвать реставрацией нельзя. За исключением идей реставрации, сформулированных графом Андреем Петровичем Шуваловым, это был ремонт. Безусловная ценность ремонтов предметов мастерами XIX в. состояла в том, что они использовали методы и технологии, аутентичные методам изготовления. В этом принципиальное отличие прежних ремонтов от ремонтов нашего времени. Отсутствие детальных знаний технологии времен создания вещей, небережное отношение к подлинным материалам и отделкам, которое часто встречается в реставрациях нашего времени, приводят к искажению облика предмета.
Литература и источники
1. РГИА. Ф. 472. Оп. 1 (6/840). Д. 723. 1829-1830.
2. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 149. 1837.
3. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 167. 1837.
4. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 47. 1831-1832.
5. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 200. 1839.
6. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 179. 1838.
7. РГИА. Ф. 1338. Оп. 3 (59/122). Д. 86. 1848.
8. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 37. 1830.
9. РГИА. Ф. 1338. Оп. 3 (58/121). Д. 74. 1837.
10. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 347. 1847-1850.
11. РГИА. Ф. 1338. Оп. 3 (58/121). Д. 91. 1848-1849.
12. РГИА. Ф. 469. Оп. 12. Д. 1259. 1857-1858.
13. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 243. 1842-1843.
14. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 27. 1830.
15. РГИА. Ф. 470. Оп. 3 (147/581). Д. 127. 1830.
16. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 262. 1843.
17. Торбик В. С. Реставрация классицистической мебели. Проблема полировки // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2014. Вып. 4. С. 174-183.
18. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 88. 1833-1834.
19. Торбик В. С., Курганов Н. С. Русская мебель под «крепкую водку» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2014. Вып. 2. С. 189-196.
20. РГИА. Ф. 491. Оп. 2. Д. 194. 1851-1853.
21. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 159. 1837-1839.
22. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 343. 1847-1848.
23. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 133. 1836.
24. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 219. 1849-1850.
25. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 47. 1831-1832.
26. РГИА. Ф. 491. Оп. 2. Д. 193. 1851-1857.
27. РГИА. Ф. 470. Оп. 2 (106/540). Д. 35. 1830-1831.
Для цитирования: Торбик В. С. Реставрация художественной мебели в XIX веке: идеи и методы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 3. С. 84-101. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2016.307
References
1. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 1 (6/840), record 723; 1829-1830. (In Russian)
2. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 1 (106/540), record 149; 1837. (In Russian)
3. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 167; 1837. (In Russian)
4. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 47; 1831-1832. (In Russian)
5. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 200; 1839. (In Russian)
6. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 179; 1838. (In Russian)
7. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 1338, inventory 3 (59/122), record 86; 1848. (In Russian)
8. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 37; 1830. (In Russian)
9. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 1338, inventory 3 (58/121), record 74; 1837. (In Russian)
10. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 347; 1847-1850. (In Russian)
11. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 1338, inventory 3 (58/121), record 91; 1848-1849. (In Russian)
12. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 469, inventory 12, record 1259; 1857-1858. (In Russian)
13. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 243; 1842-1843. (In Russian)
14. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 27; 1830. (In Russian)
15. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 3 (147/581), record 127; 1830. (In Russian)
16. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 262; 1843. (In Russian)
17. Torbik V. S. Restavratsiia klassitsisticheskoi mebeli. Problema polirovki [Restoration of classic furniture. The problem of polishing]. Vestnik of St. Petersburg University. Series 15. Arts, 2014, issue 4, pp. 174-183. (In Russian)
18. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 88; 1833-1834. (In Russian)
19. Torbik V. S., Kurganov N. S. Russkaia mebel' pod «krepkuiu vodku» [Russian furniture treated by "Strong vodka"]. Vestnik of St. Petersburg University. Series 15. Arts, 2014, issue 2, pp. 189-196. (In Russian)
20. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 491, inventory 2, record 194; 1851-1853. (In Russian)
21. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 159; 1837-1839. (In Russian)
22. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 343; 1847-1848. (In Russian)
23. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 133; 1836. (In Russian)
24. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 219; 1849-1850. (In Russian)
25. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 47; 1831-1832. (In Russian)
26. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 491, inventory 2, record 193; 1851-1857. (In Russian)
27. RGIA [Russian State Historical Archive], Stock 470, inventory 2 (106/540), record 35; 1830-1831. (In Russian)
For citation: Torbik V. S. Restoration art furniture in the 19th century: ideas and methods. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 15. Arts, 2016, issue 3, pp. 84-101. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2016.307
Статья поступила в редакцию 15 апреля 2016 г.
Контактная информация:
Торбик Владимир Сергеевич — кандидат искусствоведения; vtorbik@mail.ru Torbik Vladimir S. — PhD; vtorbik@mail.ru