Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ВАРИАНТЫ КИТАЙСКОЙ/КАНТОНСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ МЕБЕЛИ СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.'

СТИЛЕВЫЕ ВАРИАНТЫ КИТАЙСКОЙ/КАНТОНСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ МЕБЕЛИ СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ/КАНТОНСКАЯ ЭКСПОРТНАЯ МЕБЕЛЬ СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В / КИТАЙСКИЙ/КАНТОНСКИЙ ИМИТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / КИТАЙСКАЯ/КАНТОНСКАЯ РЕПЛИКАЦИЯ СТИЛЯ "ЧИППЕНДЕЙЛ" / КИТАЙСКАЯ/КАНТОНСКАЯ РЕПЛИКАЦИЯ СТИЛЯ "ХЭППЛУАЙТ" / КИТАЙСКАЯ/КАНТОНСКАЯ РЕПЛИКАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ИМИТАЦИОННОГО СТИЛЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бровко Екатерина Михайловна

Цель исследования - выделить стилевые варианты китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в. Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении охарактеризованы стили китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в. В результате установлено, что китайская/кантонская экспортная мебель середины XVIII - первой трети XIX в. повторяет формы мебели западноевропейских художественных стилей того времени - барокко, рококо и неоклассицизма, но для её производства применены традиционные для Китая технологии создания лакового отделочного слоя и мотивы декора. Это позволяет выделить самостоятельные стили китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в.: китайский/кантонский имитационный стиль, китайские/кантонские репликации стилей «Чиппендейл», «Хэпплуайт» и английского имитационного стиля первой трети XVIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE CHARACTERISTICS OF CHINESE CANTONESE EXPORT FURNITURE OF THE MIDDLE OF THE XVIII - THE FIRST THIRD OF THE XIX CENTURY

The paper aims to identify style characteristics of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century. Scientific originality of the study lies in the fact that for the first time in domestic art criticism the author describes the styles of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century. As a result, it is shown that Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century imitates West-European artistic styles of that time - Baroque, Rococo and Neo-Classicism, but it is made using traditional Chinese lacquer techniques and décor elements. This allows identifying the styles of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century: Chinese Cantonese imitational style, Chinese Cantonese replications of Chippendale style, Chinese Cantonese replications of Hepplewhite style, Chinese Cantonese replications of English imitational style of the first third of the XVIII century.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ВАРИАНТЫ КИТАЙСКОЙ/КАНТОНСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ МЕБЕЛИ СЕРЕДИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.»

И 3 Д А Т Е Л

Zà гроппото

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 11. С. 2435-2438 | 2021. Volume 14. Issue 11. P. 2435-2438

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Стилевые варианты китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в.

Бровко Е. М.

Аннотация. Цель исследования - выделить стилевые варианты китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в. Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении охарактеризованы стили китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в. В результате установлено, что китайская/кантонская экспортная мебель середины XVIII - первой трети XIX в. повторяет формы мебели западноевропейских художественных стилей того времени - барокко, рококо и неоклассицизма, но для её производства применены традиционные для Китая технологии создания лакового отделочного слоя и мотивы декора. Это позволяет выделить самостоятельные стили китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в.: китайский/кантонский имитационный стиль, китайские/кантонские репликации стилей «Чиппендейл», «Хэпплуайт» и английского имитационного стиля первой трети XVIII в.

EN

Style Characteristics of Chinese Cantonese Export Furniture of the Middle of the XVIII - the First Third of the XIX Century

Brovko E. M.

Abstract. The paper aims to identify style characteristics of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century. Scientific originality of the study lies in the fact that for the first time in domestic art criticism the author describes the styles of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century. As a result, it is shown that Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century imitates West-European artistic styles of that time - Baroque, Rococo and Neo-Classicism, but it is made using traditional Chinese lacquer techniques and décor elements. This allows identifying the styles of Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century: Chinese Cantonese imitational style, Chinese Cantonese replications of Chippendale style, Chinese Cantonese replications of Hepplewhite style, Chinese Cantonese replications of English imitational style of the first third of the XVIII century.

Введение

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время стиль китайского/кантонского экспортного декоративно-прикладного искусства (ДПИ), в частности мебельного искусства середины XVIII - первой трети XIX в., принято называть "chinoiserie in reverse". Отсутствует чёткая дифференциация стилевых вариантов китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в., что затрудняет её атрибуцию и дальнейшую научно-исследовательскую работу с ней.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

- дать определение термина "chinoiserie in reverse";

- объяснить причины формирования "chinoiserie in reverse" в китайском/кантонском экспортном мебельном искусстве середины XVIII - первой трети XIX в.;

- описать стилевые варианты китайского/кантонского экспортного мебельного искусства середины XVIII -первой трети XIX в.

Основные методы исследования - описательный и сравнительно-сопоставительный.

Теоретической базой настоящего исследования послужили отечественные и зарубежные работы, посвященные китайской/кантонской экспортной мебели середины XVIII - первой трети XIX в. и западноевропейской мебели последней четверти XVII - XVIII в., следующих авторов: Д. Джекобсона (2004), Е. И. Кочеро-вой (2007), М. А. Неглинской (2015), Т. Форреста (1997), Х. Хонора (Honour, 1969) и др.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210397

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

2436

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что представленные в ней результаты могут быть использованы при написании монографий, научных статей и при составлении каталогов по зарубежному ДПИ, а также при разработке учебных курсов в области искусствоведения.

Основная часть

Прочные торговые связи между государствами Западной Европы и Китаем установились в XVI в., а своего расцвета они достигли в XVIII в. Именно в это время сразу две Ост-Индские компании - английская (1600-1858) и голландская (1602-1798) - вели активную торговлю в китайском портовом городе Кантоне (совр. Гуанчжоу) (Неглинская, 2015, с. 219).

Благодаря деятельности купцов Ост-Индских компаний в Западной Европе появились мебель и другие предметы ДПИ из Китая. Вещи, предназначенные для экспорта, производились в кантонских мастерских (Неглинская, 2015, с. 159). В связи с этим в представленном исследовании экспортное ДПИ из Китая будет называться китайское/кантонское экспортное ДПИ.

В настоящее время стилистическое направление китайского/кантонского экспортного ДПИ принято называть "chinoiserie in reverse" (китайщина наоборот или «европейщина» в Китае) (Арапова, 1988, с. 12; Неглинская, 2015, с. 160).

"Chinoiserie in reverse" - стилистическое направление, сформировавшееся в Китае во время правления императоров Канси (1661-1722), Юнчжэн (1722-1735) и Цяньлун (1735-1796) из династии Цин (1644-1912) под влиянием знакомства с западноевропейской культурой и искусством, предполагающее использование западноевропейских форм в китайском/кантонском экспортном ДПИ, в частности в мебельном искусстве. Оно является своеобразной формой западноевропейского художественного направления шинуазри.

Формированию "chinoiserie in reverse" в китайском/кантонском экспортном мебельном искусстве середины XVIII - первой трети XIX в. способствовало то, что владельцы Ост-Индских компаний отправляли в середине XVIII - первой трети XIX в. в Китай западноевропейскую мебель форм барокко, рококо и неоклассицизма в качестве образцов для подражания. Следовательно, кантонские мастера-мебельщики при создании изделий, предназначенных для западного покупателя, синтезировали традиционные для себя технологии создания лакового отделочного слоя и мотивы декора с «экзотическими» для Китая западноевропейскими формами (Неглинская, 2015, с. 173, 174, 184, 342).

В середине XVIII в. в кантонских мастерских создавалась мебель в китайском/кантонском имитационном стиле, для которого характерно использование западноевропейских форм и традиционных для китайских мастеров технологий создания лакового отделочного слоя и мотивов декора.

В качестве примера можно привести двухтумбовый письменный стол из собрания Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф» (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=6310900). Подобный тип письменного стола берёт начало от французского «Бюро Мазарини» (Форрест, 1997, с. 114).

Стол покрыт чёрным лаком, украшен полихромной росписью и золочением. Столешница прямоугольной формы с передним фигурным краем покоится на повторяющем волнообразный силуэт фасада столешницы подстолье прямоугольного объёма с нишей для колен и с десятью выдвижными ящиками с накладными золочёными металлическими ключевинами и ручками, внутренние поверхности ящиков покрыты чёрным лаком: верхний самый большой во всю ширину подстолья, остальные расположены в три ряда (средний -в углублении). Шесть резных ножек выполнены в виде звериных лап с маскаронами в верхней части. На столешнице изображена сцена из жизни китайцев на фоне цветов и деревьев: в центре танцующая девушка, справа восемь музицирующих девушек, левее двое слуг, держащих в руках кадильницы, ещё левее мужчина, сзади слева сидит правитель, за которым две девушки с опахалами. На боковых поверхностях размещены изображения жанровых сцен, а на лицевых сторонах ящиков - композиции в жанре «цветы и птицы». Основные цвета, используемые в росписи, - красный, синий и золотой. Все изображения заключены в рамки из растительных и геометрических орнаментов, выполненные в технике росписи золотым лаком.

Во второй половине XVIII в. кантонскими мастерами-мебельщиками создавались репликации стилей «Чиппендейл» и «Хэпплуайт».

Китайские/кантонские репликации стилей «Чиппендейл» и «Хэпплуайт» подразумевают повторение предметов мебели в стилях «Чиппендейл» и «Хэпплуайт» соответственно, но с использованием китайских технологий создания лакового декоративного покрытия.

Примером китайской/кантонской репликации стиля «Чиппендейл» является мебельный гарнитур, состоящий из шестидесяти резных ореховых стульев (Илл. 1, 2) (Кочерова, 2007, с. 48). В настоящее время некоторые из них находятся в собраниях ГМЗ «Петергоф» и ГМЗ «Царское Село» (Восстановлению подлежит..., 2020, с. 66, 67; Кочерова, 2007, с. 48).

Стулья из этого гарнитура покрыты чёрным лаком и украшены золотым декором. У них высокая спинка в виде лиры, состоящая из балясинообразной сплаты и фигурной обвязки. Сиденье трапециевидной формы с закругленным передним краем и изогнутое по бокам. Передние ножки в форме «кабриоль» с завершением в виде лапы хищной птицы, сжимающей шар, а задние - прямые с небольшим утолщением книзу - являются продолжением спинки. У одной группы стульев сиденьем служит плетёнка из ротанга, а у другой - съёмная покрытая красным или чёрным лаком кожаная подушка с золотой росписью в виде арабеска. На сплате размещена резная золочёная композиция из стилизованных листьев аканта, цветов и бус. Лобовая часть передних ножек

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11

2437

украшена резным золоченым декором: на некоторых стульях в виде маскаронов павианов, а на других - раковин с трехлепестковыми цветами. На обвязке спинки и сиденья, царге размещен тонко проработанный золоченый орнамент, состоящий из цветов, листьев, тонких стеблей с завитками и круглых медальонов.

Китайской/кантонской репликацией стиля «Хэпплуайт» является лакированное кресло (Форрест, 1997, с. 25). Сквозная спинка кресла решена в виде щита с трилистником в центре. Она переходит в плавно изогнутые задние ножки. Локотники соединены с прямыми, сужающимися книзу, передними ножками. Ножки кресла четырехгранного сечения. Царга кресла трапециевидной формы. У кресла Н-образная пронога с дополнительным ребром жесткости, соединяющим задние ножки. Кресло покрыто лаком коричневого цвета и украшено золотым декором в виде растительного орнамента.

В первой трети XIX в. в кантонских мебельных мастерских создавались репликации английского имитационного стиля первой трети XVIII в.

Английский имитационный стиль первой трети XVIII в. - это художественное направление английского мебельного искусства, возникшее во время правления королевы Анны (1702-1714) и короля Георга I (1714-1727). Мебель, выполненная в этом стиле, покрыта черным или ярко-красным лаком «под китайский лак» и украшена золотым декором, имитирующим дальневосточную роспись в технике маки-э, в виде жанровых сцен, пейзажей и растительных композиций (http://arx.novosibdom.ru/node/566).

Китайская/кантонская репликация английского имитационного стиля первой трети XVIII в. представляет собой предмет мебели в английском имитационном стиле первой трети XVIII в., но при его производстве применялись традиционные для китайских мастеров технологические приемы создания высокохудожественного отделочного покрытия.

Примером может послужить стол игральный, созданный в 1820-х гг. (Илл. 3). В настоящее время этот предмет мебели разделен: стол находится в собрании мебели ГМЗ «Петергоф», а вкладная доска - в коллекции Государственного Эрмитажа (https://goskatalog.ш/portal/#/coПectюns?id=23511376; Китайское экспортное искусство..., 2003, с. 159; Ораниенбаум..., 2006, с. 154).

Столешница квадратной формы с вогнутыми бортами, с раздвоенными, скругленными углами и одним выдвижным ящиком. По центру верхней горизонтальной плоскости квадратное углубление для вкладной доски. Столешница опирается на балясинообразную ножку с треугольным основанием на трех резных ножках, выполненных в виде когтистых лап, сжимающих шары. Стол украшен золотым декором по красному лакированному фону. На боковых поверхностях столешницы изображены сцены из жизни китайцев, по углам - композиции, состоящие из цветов, цитрусов «Рука Будды» и бабочек. На оборотную сторону вкладной доски кантонский мастер поместил жанровую сцену: в центре в окружении цветущих древовидных пионов, лиственниц и бамбука полулежит, облокотившись на жбан с вином, мужчина, а рядом с ним ученые, старцы, женщины и слуги. В углублении столешницы выполнена разбивка для игры в трик-трак или нарды в виде вытянутых золотых треугольников, а на вкладной доске - поле для игры в шахматы.

Иллюстрация 1.

Неизвестный мастер. Стул. Китай, Кантон (совр. Гуанчжоу). Династия Цин (1644-1912), период Цяньлун (1735-1796), 1760-е - начало 1770-х гг. Орех, кожа, грунт, лак, листовое (сусальное) золото; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, лакирование, золочение на уруши. 107,0х 54,0х 44,5 см (Сводный каталог., 2004, с. 87)

Иллюстрация 2.

Неизвестный мастер. Стул. Китай, Кантон (совр. Гуанчжоу). Династия Цин (1644-1912), период Цяньлун (1735-1796), 1760-е - начало 1770-х гг. Орех, кожа, грунт, лак, листовое (сусальное) золото; столярная работа, резьба по дереву, грунтование, лакирование, золочение

на уруши. 107,0 х 55,0 х 43,0 см. ГМЗ «Царское Село» (Восстановлению подлежит., 2020, с. 66)

Иллюстрация 3.

Неизвестный мастер. Стол игральный. Китай, Кантон (совр. Гуанчжоу). Династия Цин (1644-1912), период Даогуан (1820-1850), около 1820-х гг. Дерево, красный и чёрный лаки, листовое (сусальное) золото; столярная работа, резьба по дереву, лакирование, золочение на уруши. Стол: 79,5 х 71,0 х 60,5 см; вкладная доска: 42,0 х 42,0 см. Стол: ГМЗ «Петергоф»; вкладная доска: ГЭ (Кочерова, 2007, с. 47)

2438

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Заключение

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: китайская/кантонская экспортная мебель закономерно повторяет формы мебели барокко, рококо и неоклассицизма, исполненные на китайской территории и в китайских технологиях. Включение инородных для этих европейских стилей компонентов, а именно технологий создания лакового отделочного слоя и мотивов декора, даёт право выделить самостоятельные стилевые направления: китайский/кантонский имитационный стиль, а также китайские/кантонские репликации стилей «Чиппендейл», «Хэпплуайт» и английского имитационного стиля первой трети XVIII в.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в анализе стилевых вариантов японской мебели, произведённой для экспорта в западноевропейские государства в XVII - начале XX в.

Источники | References

1. Арапова Т. Б. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. М.: Искусство, 1988.

2. Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла: каталог выставки. СПб, 2020.

3. Джекобсон Д. Китайский стиль: о стиле шинуазри / пер. с англ. В. И. Самошкин. М.: Искусство XXI век, 2004.

4. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI - XIX века: каталог выставки / сост. Т. Б. Арапова и др. СПб.: Славия, 2003.

5. Кочерова Е. И. Коллекция мебели XVIII в. в собрании Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум». СПб.: Историческая иллюстрация, 2007.

6. Неглинская М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великий правлений (1662-1795). Изд-е 2-е, испр. М.: ФГБУН «ИВ РАН», 2015.

7. Ораниенбаум. Век XIX... (по материалам выставки «Осколки зеркала». К 150-летию Мекленбург-Стрелицкого дома в России) / авт. ст. Т. Б. Арапова и др., авт. кат. описаний Д. А. Зайцева и др. СПб., 2006.

8. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны: в 17-ти т. М.: Арт-Родник, 2004. Т. 6. Государственный музей-заповедник «Петергоф». К. 1. Большой дворец / под общ. ред. П. В. Хорошилова и др.

9. Форрест Т. Антикварная мебель: иллюстрированное руководство по определению стилей мебели / пер. с англ. М. Краткова. М.: Тривиум, 1997.

10. Honour H. Cabinet makers and furniture designers. N. Y.: Putnam's Sons, 1969.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бровко Екатерина Михайловна1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Brovko Ekaterina Mikhailovna1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg

1 brovko_katya@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.10.2021; опубликовано (published): 15.11.2021.

Ключевые слова (keywords): китайская/кантонская экспортная мебель середины XVIII - первой трети XIX в.; китайский/кантонский имитационный стиль; китайская/кантонская репликация стиля «Чиппендейл»; китайская/кантонская репликация стиля «Хэпплуайт»; китайская/кантонская репликация английского имитационного стиля первой трети XVIII в.; Chinese Cantonese export furniture of the middle of the XVIII - the first third of the XIX century; Chinese Cantonese imitational style; Chinese Cantonese replications of Chippendale style; Chinese Cantonese replications of Hepplewhite style; Chinese Cantonese replications of English imitational style of the first third of the XVIII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.