Научная статья на тему 'Республика Южная Осетия: история становления, экономика и перспективы развития'

Республика Южная Осетия: история становления, экономика и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1109
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ГОСУДАРСТВО АЛАНИЯ / ГРУЗИЯ / ГРУЗИНО-ЮЖНООСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ЭКОНОМИКА / ПРИЗНАНИЕ / SOUTH OSSETIA / THE STATE OF ALANIA / GEORGIA / THE GEORGIAN-SOUTH OSSETIAN CONFLICT / INDEPENDENCE / DIPLOMATIC RELATIONS / INTERNATIONAL CONNECTIONS / ECONOMY / RECOGNITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Варгач Мария Александровна

В данной статье рассматривается исторический путь становления республики Южная Осетия в качестве независимого, самостоятельного и суверенного государства от времён Советского Союза до настоящего времени. Особое внимание уделено пятидневной войне 2008 года, которая изменила политическую обстановку в районе Абхазии и Южной Осетии и привела к обретению независимости двух республик. Также в статье затрагиваются вопросы признания государства Алании как отдельными странами и непризнанными субъектами современных международных отношений, так и региональными и мировыми организациями, развития приоритетных направлений экономики государства, а также перспектив развития международно-политического и экономического статуса республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA: THE HISTORY OF THE ESTABLISHMENT, ECONOMY AND DEVELOPMENT PROSPECTS

This article analyzes the historical path of the establishment of the Republic of South Ossetia as an independent and sovereign state from the time of the Soviet Union to the present. Particular attention is paid to the five-day war of 2008, which changed the political situation in the region of Abkhazia and South Ossetia and led to the independence of these two republics. The article also addresses the recognition of the state of Alania by individual countries and unrecognized entities of modern international relations, as well as regional and world organizations, the development of priority areas of the state’s economy, as well as the prospects for the development of the republic’s international political and economic status.

Текст научной работы на тему «Республика Южная Осетия: история становления, экономика и перспективы развития»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕСПУБЛИКА ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Варгач М.А. Email: [email protected]

Варгач Мария Александровна - бакалавр, кафедра международных отношений и мировой политики, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в данной статье рассматривается исторический путь становления республики Южная Осетия в качестве независимого, самостоятельного и суверенного государства от времён Советского Союза до настоящего времени. Особое внимание уделено пятидневной войне 2008 года, которая изменила политическую обстановку в районе Абхазии и Южной Осетии и привела к обретению независимости двух республик. Также в статье затрагиваются вопросы признания государства Алании как отдельными странами и непризнанными субъектами современных международных отношений, так и региональными и мировыми организациями, развития приоритетных направлений экономики государства, а также перспектив развития международно-политического и экономического статуса республики.

Ключевые слова: Южная Осетия, государство Алания, Грузия, грузино-южноосетинский конфликт, независимость, дипломатические отношения, международные связи, экономика, признание.

REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA: THE HISTORY OF THE ESTABLISHMENT, ECONOMY AND DEVELOPMENT PROSPECTS Vargach M.A.

Vargach Maria Aleksandrovna - Bachelor, INTERNATIONAL RELATIONS AND WORLD POLITICS DEPARTMENT, VORONEZH STATE UNIVERSITY, VORONEZH

Abstract: this article analyzes the historical path of the establishment of the Republic of South Ossetia as an independent and sovereign state from the time of the Soviet Union to the present. Particular attention is paid to the five-day war of 2008, which changed the political situation in the region of Abkhazia and South Ossetia and led to the independence of these two republics. The article also addresses the recognition of the state of Alania by individual countries and unrecognized entities of modern international relations, as well as regional and world organizations, the development of priority areas of the state's economy, as well as the prospects for the development of the republic's international political and economic status.

Keywords: South Ossetia, the State of Alania, Georgia, the Georgian-South Ossetian conflict, independence, diplomatic relations, international connections, economy, recognition.

УДК 327.5

Южная Осетия (Государство Алания) - это частично признанная республика, которая малоизвестна миру. Здесь живут чуть более 50 тысяч человек, которые называют себя осетинами и считают свою родину исторической частью единой Осетии-Алании. Осетинский народ разделён горами Кавказа: одна его часть на севере

находится в составе России, другая - на юге отделилась от Грузии. Если бы не пятидневная война в августе 2008 года, то мир вряд ли бы выучил название столицы Южной Осетии - Цхинвал, и если бы война закончилась по-другому, то не было бы никакой Южной Осетии по южную сторону Кавказского хребта.

Южная Осетия является сестрой Абхазии по историческому опыту становления своей независимости. Конфликт между Грузией и Южной Осетией назревал ещё в советские годы, когда они были частью Советского Союза. Формально Южная Осетия входила в состав Грузинской ССР, в то время как Северная Осетия была в составе РСФСР. Один народ был разделён советской властью. Уже в те времена центральная грузинская власть в Тбилиси проводила попытки насильственного ассимилирования южных осетин. В конце 1980-х годов в Грузии активизировались национальные движения за независимость от СССР, а радикальные действия их руководителей привели к обострению отношений грузин с этническими меньшинствами. В ноябре

1988 года вышел проект Государственной программы развития грузинского языка, который предусматривал значительное ущемление негрузин. В сентябре 1989 года в свет вышли законы Грузинской ССР «Об изменениях и дополнениях Конституции Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов Грузинской ССР», «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Грузинской ССР», которые также ущемляли права Юго-Осетинской автономной области. Поэтому в

1989 году автономная область Южная Осетий провозгласила себя в качестве автономной республики, а в 1990 году объявила о своём суверенитете. Тбилиси это не понравилось, и в ответ на это парламент Грузии ликвидировал Юго-Осетинскую автономную область в составе Грузинской ССР. Эти действия, по словам первого президента Южной Осетии Людвига Чибирова, сигналом к разжиганию межнациональной розни [1]. В этом же году автономные республики по закону СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР» получили право самостоятельно решать вопрос пребывания в СССР или выхода из него. Этим же случаем воспользовалась Грузия: 9 апреля 1991 года она отделилась от Советского Союза, а Южная Осетия осталась в его составе.

Политическая борьба начала обретать новые обороты и вскоре превратилась в вооружённое противостояние, которое затем переросло в настоящую войну. В период 1991 года на территории Осетии происходили боевые действия, в ходе которых были утрачены тысячи жизней югоосетинцев. В 1992 году состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией» и «воссоединения Южной Осетии с Россией», где более 99% голосов поддержали данные решения. Весной 1992 года военные действия в Южной Осетии возобновились, после чего вмешалась Россия, которая заставила Грузию начать переговоры по урегулированию конфликта. 24 июня 1992 года переговоры окончились подписанием Дагомысских соглашений о принципах урегулирования конфликта, которые предусматривали создание специального органа для разрешения противоречий - Смешанной Контрольной Комиссии из представителей Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии и России. В июле 1992 года боевые действия были приостановлены, в зону конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира из грузинского, осетинского и российского батальонов, а спустя год в Цхинвале разместилась Миссия наблюдателей ОБСЕ. В период 90-х годов XX века Россия брала на себя ответственность гаранта безопасности и мира на территории новообразовавшихся кавказских республик: Москва вела непосредственное руководство в пограничном абхазо-грузинском регионе коллективными миротворческими силами Содружества Независимых Государств и взаимодействие с Миссией военных наблюдателей ООН [2, с. 380].

После 1992 года Южная Осетия была де-факто государством с собственной государственной символикой и конституцией. Также в 2000 году Кремль ввёл визовый режим между Россией и Грузией и безвизовый режим для жителей Абхазии и

Южной Осетии. С 1990-х по 2006 года шёл активный процесс принятия российского гражданства населением молодой республики: к 2006 году количество российских граждан превышало 80% населения. Такую политику грузинская политическая элита рассматривала как «аннексию грузинских территорий».

В 2006 году отношения Москвы и Тбилиси обострились, был проведён повторный референдум о независимости Южной Осетии, Грузия, несмотря на протесты Абхазии, ввела войска в Кодорское ущелье.

Новая волна напряжённости началась в 2008 году: в апреле Россия послала 7-ю десантно-штурмовую дивизию к грузино-абхазской границе в состав общевойскового резерва миротворческих сил, проводила совместные военные учения «Кавказ-2008» и задействовала различные подразделения силовых структур, а в мае на территорию Абхазии перебросила подразделения железнодорожных войск. Грузия также проводила совместные учения «Немедленный ответ» с Соединёнными Штатами и воспринимала военные нарастания российских войск у своих границ как подготовку к военной интервенции.

Во второй половине 2008 года началась эскалация грузино-южноосетинского конфликта, которая достигла своего пика ночью с 7 на 8 августа, когда грузинские войска атаковали Цхинвал и фактически объявили войну Южной Осетии. Война продолжалась 5 дней. Утром 8 августа министр Грузии по делам реинтеграции Темур Якобашвили призвал Россию вмешаться в грузино-осетинский конфликт в качестве «настоящего миротворца», что собственно она и делала, ответно бомбардируя цели на территории Грузии, однако Тбилиси усмотрел в этом «прямую военную агрессию». 9 августа российская авиация продолжала наносить удары по Грузии, российские войска отступали из Южного лагеря в ходе неудачной попытки деблокирования российских миротворцев, корабли ВМФ РФ вошли в территориальные воды Грузии для боевого патрулирования, а в Сухуме происходила высадка морского десанта. 10 августа произошло крупное столкновение ВМС Грузии и ВМФ РФ около побережья Абхазии, в ходе которого грузинские ракетные катера потерпели полный крах. 11 августа российские войска, миновав границы Южной Осетии и Абхазии, перешли на территорию Грузии и захватили её западные города [3].

Перемирие началось 12 августа, когда лидерами России и Франции был согласован план Медведева-Саркози из 6 положений мирного урегулирования: отказ от использования силы, окончательное прекращение всех военных действий, свободный доступ к гуманитарной помощи, возвращение ВС Грузии в места их постоянной дислокации, вывод ВС РФ на довоенную линию и начало международного обсуждения будущего статуса Абхазии и Южной Осетии и путей обеспечения их прочной безопасности. 13 августа Грузия приняла план перемирия с оговоркой - из него был убран последний пункт о «обсуждении будущего статуса Абхазии и Южной Осетии» - утвердила условия прекращения огня в зоне конфликта и подписала проект. 14 августа над городом Гори проходили обстрелы, грузинская сторона вынудила российские войска покинуть город. 16 августа военные действия в зоне конфликта окончились. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поставил печать под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта, который уже был раньше подписан президентом Грузии Михаилом Николаевичем Саакашвили, а также представителями непризнанных Абхазии и Южной Осетии.

Грузино-осетинский конфликт стал не только военным, но также приобрёл экономические и геополитические рамки. После завершения военных действий США приняли решение выделить капитал для инвестиций в грузинскую экономику и расширить доступ экспорта Грузии на рынки Штатов, а также объявили о выделении Грузии материальной помощи в размере 1млрд $ на гуманитарные цели и 4,5 млрд $ для преодоления последствий военного конфликта. Все эти субсидии сыграли главную роль в помощи предотвращения кризиса грузинской экономики. Для Южной

Осетии помощь была предоставлена со стороны России: за 2008-2010 года она составила приблизительно 32 млрд рублей, а также 280 млн руб. выделены были из резервного фонда МЧС [4].

Конец августа и сентябрь 2008 года были полны знаменательных событий для республик: 20 и 22 августа от парламентов Абхазии и Южной Осетии соответственно поступило обращение к РФ с просьбой признать независимость республик. 25 августа Совет Федерации и Государственная Дума РФ единогласно приняли обращение к Президенту Д.А. Медведеву о признании независимости Республики Абхазия и Южной Осетии и направили международным парламентским организациям и парламентам государств-членов ООН обращение, в котором призывали поддержать признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых, суверенных и самостоятельных республик. 26 августа произошло международно-правовое признание Россией независимости двух государств. 29 августа Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. 9 сентября РФ официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией, а в декабре политические представители республик приняли верительные грамоты от первых послов России.

16 января 2009 года Д.А. Медведев принял верительные грамоты первых послов Абхазии и Южной Осетии; в феврале того же года было открыто российское посольство в Республике Южная Осетия, а в мае - в Абхазии. 7 апреля 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, который ратифицировал Соглашение с Абхазией и Южной Осетией о взаимных безвизовых поездках.

Независимость государства Алания признали также Никарагуа (3 сентября 2008 года президент государства Даниэль Ортега выступил с заявлением о признании Парламентом Республики Никарагуа независимости Абхазии и Южной Осетии [5]; 12 апреля 2010 года между Южной Осетией и Никарагуа были установлены дипломатические отношения), Венесуэла (29 августа 2008 года Уго Чавес заявил в своём выступлении о поддержке решения России признать независимость республик; 10 сентября 2009 года президент Венесуэлы заявил о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии [6]), Науру (16 декабря 2009 года были установлены дипломатические отношения между республиками [7]), Сирийская Арабская Республика (29 мая 2018 года САР признала независимость Южной Осетии, 22 июля 2018 года установились дипломатические отношения, за чем последовал разрыв дипломатических отношения САР с Грузией [8]).

План Грузии и её западных спонсоров по международной изоляции Южной Осетии терпит серьёзные удары. Интерес к независимости республик также проявили страны-участники Содружества непризнанных государств, которые 17 ноября 2006 года заявили о взаимном признании Абхазии и Южной Осетии. В 2008 году Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика поддержали признание двух государств, 28 января 2015 года Народный Совет Луганской Народной Республики принял постановление о признании Южной Осетии в качестве независимого и суверенного государства.

Вопрос признания кавказских республик в рамках международных организаций был и остаётся менее успешным: G7 не отходит от своей позиции в том, что «решение России заставляет сомневаться её приверженности миру и безопасности на Кавказе»; НАТО, ЕС, ОБСЕ и ПАСЕ жёстко осуждают одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии и вовсе призывают Россию отменить данное действие [9]; позиция ООН в том, что кавказские республики являются частью Грузии, остаётся неизменной.

Хоть республику Южная Осетия признают всего лишь четыре страны, государство стремится выстраивать прочные отношения со всеми международными партнёрами в политической, экономической, сельскохозяйственной, туристической и социальной сферах. Нетерпеливых порывов в вопросе признания своей независимости у Южной Осетии нет: скорее политические лидеры государства нацелены на более практичный

подход - медленно и уверенно. Республика продолжает проводить переговоры со странами, которые открыто заявляют о своём потенциальном желании признать независимость молодой республики. Однако, когда эта информация доходит до коллег и партнёров в Грузии, то начинается давление со стороны прозападных стран. Поэтому наиболее выгодным и выигрышным вариантом для кавказской республики является путь работы по факту - получение признания раз в пять лет. Процесс признания независимости Государства Алания не остановить, а итоги всегда могут быть неожиданными, ведь политика - непредсказуемая игра. Тем не менее, медленными шагами Южная Осетия имеет немало шансов получить полное признание своей независимости.

Экономика и перспективы развития государства

Через 25 лет, после фактического раскола с Грузией, в жизни осетин, конечно, многое изменилось в лучшую сторону. Но, несмотря на все усилия местных властей, здесь до сих пор есть районы, где люди зависят от поставок электричества и воды из Грузии. Непризнанный статус Южной Осетии мешает людям наладить нормальную жизнь: вся инфраструктура в сёлах близ границы Грузии раньше была привязана к Тбилиси, и даже через 25 лет, после первого вооружённого конфликта с Грузией, жизнь здесь ещё не вошла в нормальное русло. Война с Грузией оставила после себя большой след, который до сих пор можно увидеть в каменных развалинах бывших домов на улицах городов и сёл Южной Осетии. Семимильные шаги на пути к развитию и становлению республики не ощущаются, жилищная проблема после 2008 года пока так и не восстановлена, успехи оставляют желать лучшего. Сегодня Южная Осетия не похожа на территорию, в которую многие года вкладывали десятки миллиардов рублей. При таких финансовых вложениях Южная Осетия могла бы стать «лицом» российской политики, однако всё ещё этому свидетельств нет.

В период десятилетия после войны Россия оказывала и в настоящее время продолжает оказывать социально-экономическое и финансовое содействие развитию Южной Осетии: в 2006 году было подписано Соглашение об оказании помощи Южной Осетии в социально-экономическом развитии; в 2015 году была утверждена Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия; в период 2008-2014 годов общий объём финансовой помощи республике составил более 43 млрд рублей; в период 2015-2019 годов Российская Федерация выделила Цхинвалу порядка 23 млрд рублей для бюджетных инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности в молодой республике, а также построила социально и экономически значимые объекты - Транскавказская автомагистраль, линии электропередач в Ленингорском районе, магистральный газопровод «Владикавказ-Цхинвал», а также учреждения образования, культуры и здравоохранения [10]. 18 мая 2015 года на высшем уровне был заключён Договор о союзничестве и интеграции между Российской Федерации и Республикой Южная Осетия, который имеет стратегический масштаб и большое историческое значение [11]. Данный Договор долгосрочной перспективы предусматривает создание очень близких двусторонних связей, а также единого пространства безопасности и обороны. В целом, роль Договора огромна: закрепляемый им статус РФ в качестве союзника для Южной Осетии обеспечивает максимальные гарантии безопасности и государственного суверенитета, перспективы устойчивого социально-экономического развития, укрепление международных позиций и продвижение процесса признания республики. В 2019 году дружественные отношения достигли новой ступени развития: 18 июля года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан Федеральный Закон, ратифицировавший протокол к договору с Южной Осетией о союзничестве и интеграции. Данный закон исключил ограничения по срокам пребывания граждан договаривающихся сторон на территории двух государств [12].

Ежегодный прирост собственной доли средств в бюджете республики невелик, хотя результаты вполне заслуживают того, чтобы ими гордились. Если в 2008 году бюджет республики был 99% российским, то сегодня доля собственных средств составляет приблизительно 14%. За 2019 год между Россией и Южной Осетией товарооборот увеличился на 16% по сравнению с предыдущими годами [13].

Экономика государства за последние годы развивается довольно устойчиво и ориентирована на экспорт: за рубежом наиболее востребованы товары швейного производства (обувь и одежда), а также винные изделия, минеральная вода, лом и т.д. В целях привлечения иностранных инвесторов и предпринимателей 15 мая 2019 года парламентом Южной Осетии был принят закон «Об инвестиционной деятельности». Теперь в республике для привлечения капиталовложений созданы максимально привлекательные условия в плане налогообложения: предусматривается выделение льготных и приоритетных преференциальных инвестиционных проектов [14]. Резкий прорыв наблюдается в сфере сельского хозяйства, туризма, услуг и производства.

Также в республике отмечаются большие перспективы виноделия. Одним из таких крупнейших проектов является «Винодельная Иронсан», продукция которого большим спросом пользуется в России. Большинство товаров, а именно 77% от всего объёма, отправляется в РФ. Винная продукция широко известна в Европейской части России, так как на крупнейших московских выставках «Продэкспо» и краснодарской выставке «Утогш; 2019» она занимала не раз вторые и третьи места в различных категориях. Для Республики Южная Осетия (РЮО) виноделие является одним из самых приоритетных направлений экспорта, качество продукции повышается с каждым годом, что представляет юго-осетинскую продукцию более конкурентоспособной для завоевания рынка России. Бизнес не стоит на месте: производство расширяется, объёмы экспорта растут, новые партии поставляются не только в Россию, но и Китай [15].

В апреле 2019 года в рамках совместного бизнес-форума Петербургская и Юго-осетинская торгово-промышленные палаты подписали договор о сотрудничестве: приоритетными направлениями документа стали туризм, культурные связи, здравоохранение и торгово-экономические отношения [16]. 13 августа 2019 года состоялась двустороння встреча президента РЮО Анатолия Бибилова и врио Губернатора Севастополя Михаила Развожаева, в ходе которой они обсудили осуществление совместных проектов в социальной, культурной, гуманитарной, научно-технической и торгово-экономической сферах. В конце августа 2019 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Южной Осетией и Севастополем [17].

Международные связи республики также укрепляются. 22 июля 2018 года САР и Южная Осетия подтвердили обоюдное стремление развивать и поддерживать двустороннее политическое взаимодействие [18]. В рамках Ялтинского международного экономического форума для Республики Южная Осетия в апреле 2019 года открылось множество возможностей: от представления своей промышленной продукции и обсуждения вопросов экономического развития с делегатами государств ДНР, ЛНР, Италии и Африки, до заключения договора министров экономического развития РЮО и Сирии о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и культурному сотрудничеству [19]. О Южной Осетии недавно узнали также и в Иране, где в июне 2019 года в разгар бизнес-форума югоосетинская делегация за счёт презентации модульных технологий зарекомендовала РЮО в качестве перспективного государства с большими возможностями [20].

Таким образом, мы видим, что хоть Южная Осетия - маленькая республика, её возвращение в состав Грузии практически исключено. Она старается всеми силами встать на ноги, развить свою инфраструктуру, модернизировать экономику и туризм для привлечения интереса зарубежной аудитории.

Республика имеет все основания для формирования себя в качестве независимого государства и осуществления самостоятельной международной правосубъектности за счёт признания России, правомерного исполнения народом права на самоопределение и фактического контроля своей территории.

Конечно, почти у каждого осетина есть мечта, которая уже несколько столетий остаётся неосуществлённой: мечта о том, что осетинский народ, разделённый историей и кавказским хребтом, когда-нибудь станет жить в одной стране. Граждане маленькой республики считают, что будущее Южной Осетии заключается в союзе с Российской Федерацией, ибо разделённый народ никогда счастливым не будет. Однако в виду современных геополитических факторов, в ближайшей перспективе Южная Осетия обречена на независимость в её нынешней политической форме. Несмотря на трудности, республика развивается и добивается признания со стороны тех стран, которые реально оценивают её потенциал и думают о будущем этого государства. И хотя таких «добровольцев» мало, это не значит, что полноценное признание Южной Абхазии не произойдёт. Главное - мирное небо над головой, а остальное - временные трудности.

Список литературы /References

1. Путь к признанию. Южная Осетия // Видеоматериал новостного ресурса RT. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=U53lFNH8m70/ (дата обращения: 18.02.2020).

2. Джологуа Д.А. Геополитические интересы России на Кавказе в период конфликтов в Абхазии и Южной Осетии / Д.А. Джологуа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, 2018. Т. 45. № 2. С. 379-385.

3. Пять дней в августе 2008-го: хроника российско-грузинской войны // BBC NEWS. Русская служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-44969691/ (дата обращения: 18.02.2020).

4. Россия готова помочь Южной Осетии специалистами при формировании министерств // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/27878/ (дата обращения: 18.02.2020).

5. Даниэль Ортега заявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии // РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20080903/150944576.html/ (дата обращения: 18.02.2020).

6. Венесуэла признала независимость Абхазии и Южной Осетии // РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/10/09/2009/5703d63a9a7947733180af5f/ (дата обращения: 18.02.2020).

7. Науру признала Южную Осетию // Кавказский Узел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/163155/ (дата обращения: 18.02.2020).

8. Южная Осетия рассчитывает на признание стран, проводящих независимую от Запада политику // ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5249435/ (дата обращения: 18.02.2020).

9. Комитет ПА ОБСЕ призвал Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии // ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6638838/ (дата обращения: 18.02.2020).

10. Межгосударственные отношения России и Южной Осетии // РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20170321/1490442837.html/ (дата обращения: 18.02.2020).

11. Договор о союзничестве и интеграции как основа стратегического партнёрства и стабильности в мире // Южная Осетия сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://south-ossetia.info/dogovor-o-soyuznichestve-i-integracii-kak-osnova-strategicheskogo-partnerstva-i-stabilnosti-v-regione/ (дата обращения: 18.02.2020).

12. Владимир Путин ратифицировал договор с Южной Осетией о бессрочном пребывании граждан // Южная Осетия сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://south-ossetia.info/vladimir-putin-ratificiroval-dogovor-s-yuzhnoj-osetiej-o-bessrochnom-prebyvanii-grazhdan/ (дата обращения: 18.02.2020).

13. Таможенные органы России и Южной Осетии отметили рост товарооборота между странами на 16% // Рес. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cominf.org/node/1166523399/ (дата обращения: 18.02.2020).

14. В Южной Осетии создаются преференции для инвесторов // Министерство экономического развития РЮО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economyrso.org/news/detail/novosti/v-yuzhnoj-osetii-sozdayutsya-preferentcii-dlya-investorov/ (дата обращения: 18.02.2020).

15. Виноделие и инвестиции: как в Южной Осетии поддерживают и развивают бизнес // Министерство экономического развития РЮО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economyrso.org/news/detail/smi/vinodelie-i-investitcii-kak-v-yuzhnoj-osetii-podderzhivayut/ (дата обращения: 18.02.2020).

16. Петербург и Южная Осетия осенью подпишут Соглашение о сотрудничестве // Министерство экономического развития РЮО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economyrso.org/news/detail/smi/peterburg-i-yuzhnaya-osetiya-osenyu-podpishut-soglashenie/ (дата обращения: 18.02.2020).

17. Южная Осетия и Севастополь планируют развивать сотрудничество // Южная Осетия сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://south-ossetia.info/yuzhnaya-osetiya-i-sevastopol-planiruyut-razvivat-resursy-sotrudnichestva/ (дата обращения: 18.02.2020).

18. Южная Осетия и Сирия подтвердили стремление развивать политическое взаимодействие // Южная Осетия сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://south-ossetia.info/yuzhnaya-osetiya-i-siriya-podtverdili-stremlenie-razvivat-politicheskoe-vzaimodejstvie/ (дата обращения: 18.02.2020).

19. Бекоев Геннадий: «Участие в ЯМЭФ открыло новые возможности для развития Южной Осетии» // Министерство экономического развития РЮО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economyrso.org/news/detail/novosti/gennadij-bekoev-uchastie-v-yamef-otkrylo-novye-vozmozhnosti/ (дата обращения: 18.02.2020).

20. Бибилов Анатолий: «Важно развивать отношения между Южной Осетией и Ираном» // Южная Осетия сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-vazhno-razvivat-otnosheniya-mezhdu-yuzhnoj-osetiej-i-iranom/ (дата обращения: 18.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.