Научная статья на тему 'Последствия грузино-югоосетинского вооруженного конфликта 2008 года'

Последствия грузино-югоосетинского вооруженного конфликта 2008 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1932
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / АНАЛИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / SETTLEMENT OF THE CONFLICT / ANALYSIS OF HISTORY OF GEORGIAN-SOUTH OSSETIAN RELATIONS AND INTERNATIONAL COMMUNITY / NEGOTIATION PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабисов Виктор Андреевич

Рассмотрены последствия грузино-югоосетинского конфликта для международного сообщества, а также аспекты противоречий и интересов Южной Осетии и Грузии на международной арене. Дан анализ грузиноюгоосетинских отношений в контексте проблем безопасности Кавказского региона и с учетом национальных интересов России, как одного из основных посредников переговорного процесса между Грузией и Южной Осетией. Представлено мнение международных организаций вокруг ситуации в зоне грузиноосетинского конфликта в августе 2008 г. Конкретизированы и обобщены экспертные оценки российских и зарубежных политологов, посвященные причинам и последствиям грузино-югоосетинского конфликта. Рассмотрен новый период в истории Республики Южная Осетия после признания ее независимости Российской Федерацией. Дана оценка международного сообщества признанию Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия. Указанный конфликт может быть определен как сложный тип вооруженного конфликта, являющегося по своим корням этнополитическим, изначально развивавшимся как внутригосударственный, однако впоследствии трансформировавшийся в международный конфликт. Дан прогноз развитию отношений между Грузией и Республикой Южная Осетия и в Кавказском регионе в целом. Хронологически будет рассмотрен период с августа 2008 по сентябрь 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF THE GEORGIAN-SOUTH OSSETIAN ARMED CONFLICT IN 2008

We consider the consequences of the Georgian-South Ossetian conflict to the international community. Aspects of contradictions and interests of South Ossetia and Georgia in the international arena. The analysis of the Georgian-South Ossetian relations, in the context of the security problems of the Caucasus region and taking into account the national interests of Russia, as one of the major mediators of the negotiation process between Georgia and South Ossetia. Presented by the opinion of international organizations around the situation in the Georgian-Ossetian conflict in August 2008. It is shown that the reaction of the NATO Council, the European Parliament on the recognition by the Russian Federation of the independence of South Ossetia. Concretized and summarized expert assessments of Russian and foreign political scientists on the causes and consequences of the Georgian-South Ossetian conflict. A new period in the history of the Republic of South Ossetia after the recognition of its independence by the Russian Federation. The estimation of the international community's recognition of independence of the Republic of South Ossetia. This conflict can be defined as a complex type of armed conflict, which is in its ethno-political roots, initially to develop a domestic, but later transformed into the international conflict. The problems of the foreign relations of the young state, the prospects for its viability after the selfdetermination of the Ossetian people and the armed conflict with Georgia in 2008, the forecast is given to development of relations between Georgia and the Republic of South Ossetia and the Caucasus region as a whole. Chronologically, it will be discussed between August 2008 after the recognition by the Russian Federation of the independence of South Ossetia and September 2009, when the final report of the Independent International Fact-Finding Commission on the Conflict in Georgia published.

Текст научной работы на тему «Последствия грузино-югоосетинского вооруженного конфликта 2008 года»

УДК 93

КАБИСОВ Виктор Андреевич, Московский Гуманитарный Университет, г. Москва, Россия victorkabisov@gmail.com

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА 2008 ГОДА

Рассмотрены последствия грузино-югоосетинского конфликта для международного сообщества, а также аспекты противоречий и интересов Южной Осетии и Грузии на международной арене. Дан анализ грузино-югоосетинских отношений в контексте проблем безопасности Кавказского региона и с учетом национальных интересов России, как одного из основных посредников переговорного процесса между Грузией и Южной Осетией. Представлено мнение международных организаций вокруг ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта в августе 2008 г. Конкретизированы и обобщены экспертные оценки российских и зарубежных политологов, посвященные причинам и последствиям грузино-югоосетинского конфликта. Рассмотрен новый период в истории Республики Южная Осетия после признания ее независимости Российской Федерацией. Дана оценка международного сообщества признанию Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия. Указанный конфликт может быть определен как сложный тип вооруженного конфликта, являющегося по своим корням этнополитическим, изначально развивавшимся как внутригосударственный, однако впоследствии трансформировавшийся в международный конфликт. Дан прогноз развитию отношений между Грузией и Республикой Южная Осетия и в Кавказском регионе в целом. Хронологически будет рассмотрен период с августа 2008 по сентябрь 2009 г.

Ключевые слова: урегулирование конфликта, анализ истории грузино-югоосетинских отношений, международное сообщество, переговорный процесс.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-56-58

KABISOV Viktor A.,

Moscow University for Humanities, Moscow, Russia victorkabi sov@g mail.com

CONSEQUENCES OF THE GEORGIAN-SOUTH OSSETIAN ARMED CONFLICT IN 2008

We consider the consequences of the Georgian-South Osse-tian conflict to the international community. Aspects of contradictions and interests of South Ossetia and Georgia in the international arena. The analysis of the Georgian-South Os-setian relations, in the context of the security problems of the Caucasus region and taking into account the national interests of Russia, as one of the major mediators of the negotiation process between Georgia and South Ossetia. Presented by the opinion of international organizations around the situation in the Georgian-Ossetian conflict in August 2008. It is shown that the reaction of the NATO Council, the European Parliament on the recognition by the Russian Federation of the independence of South Ossetia. Concretized and summarized expert assessments of Russian and foreign political scientists on the causes and consequences of the Georgian-South Ossetian conflict. A new period in the history of the Republic of South Ossetia after the recognition of its independence by the Russian Federation. The estimation of the international community's recognition of independence of the Republic of South Ossetia. This conflict can be defined as a complex type of armed conflict, which is in its ethno-political roots, initially to develop a domestic, but later transformed into the international conflict. The problems of the foreign relations of the young state, the prospects for its viability after the self-determination of the Ossetian people and the armed conflict with Georgia in 2008, the forecast is given to development of relations between Georgia and the Republic of South Osse-tia and the Caucasus region as a whole. Chronologically, it will be discussed between August 2008 after the recognition by the Russian Federation of the independence of South Ossetia and September 2009, when the final report of the Independent International Fact-Finding Commission on the Conflict in Georgia published.

Keywords: settlement of the conflict, analysis of history of Georgian-South Ossetian relations and international community, negotiation process

25 августа 2008 года Совет Федерации и Госдума РФ приняли обращение к Президенту РФ Д. Медведеву с призывом признать независимость Южной Осетии. За несколько дней до этого сам Президент Рф заявил, что Россия поддержит любое решение по статусу, который выберет народ Южной Осетии. А Председатель Правительства РФ В. Путин подчеркнул, что своей агрессией и геноцидом Грузия сама нанесла смертельный удар по своей территориальной целостности [1].

26 августа Президент РФ Д. Медведев подписал Указ «О признании Республики Южная Осетия», состоящий из следующих пунктов:

1) Учитывая волеизъявление югоосетинского народа, признать Республику Южная Осетия.

2) Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с Югоосетинской Стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами.

3) Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Югоосетинской Стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

4) В связи с обращением Президента Республики Южная Осетия Министерству обороны Российской Федерации обеспечить до заключения договора, упомянутого в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия функций по поддержанию мира [2].

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №2/2, 2016 Historical and Social Educational Ideas Tom 8 #2/2, 2016_

Совет НАТО на уровне послов посвятил свое заседание 27 августа обсуждению отношений НАТО с Россией и Грузией в связи с признанием Кремлем независимости Южной Осетии и Абхазии. «Совет Североатлантического альянса осуждает решение Российской Федерации признать независимость грузинских регионов Южная Осетия и Абхазия и призывает Россию изменить свое решение», - говорится в совместном заявлении Совета НАТО. «Решение России нарушает многие резолюции, принятые Советом Безопасности ООН в отношении территориальной целостности Грузии, и оно несовместимо с фундаментальными принципами ОБСЕ, на которых базируется стабильность в Европе», - отмечается в заявлении. Совет НАТО утверждает, что решение России поставило под вопрос ее приверженность миру и безопасности на Кавказе. Как указано в заявлении, в целях обеспечения безопасности и стабильности Грузии «НАТО призывает Россию уважать территориальную целостность Грузии и выполнить свои обязательства в рамках соглашения, подписанного президентами Саакашвили и Медведевым» [3].

1 сентября 2008 г. на Саммите ЕС Евросоюз осудил признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и призвал остальные страны не делать этого. Об этом говорится в утвержденной в понедельник итоговой декларации саммита глав государств и правительств Евросоюза [4].

3 сентября 2008 г. конфликт между Россией и Грузией обсуждался в Европарламенте. Реакция России была признана в резолюции «непропорциональной». Европарламент осудил признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и потребовал вывести все российские войска из Грузии, в том числе из порта Поти. Было поддержано решение лидеров стран ЕС о замораживании переговоров о новом соглашении о сотрудничестве и партнерстве с Россией, а также призывы к уменьшению энергозависимости Европы от России [5].

30 сентября 2009 г. Международная независимая Комиссия по установлению фактов по конфликту в Грузии под руководством экс-представителя ООН в Грузии Хайди Тальявини опубликовала итоговый доклад. В нем делается вывод, что войну начала Грузия, действия же России, предшествовавшие этому, ограничивались многомесячными вызывающими действиями. Ключевыми позициями доклада, противоречащими грузинской версии, были:

1) Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинва-ли и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.

2) Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.

3) Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права. По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно.

4) Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии). Ответ опять-таки отрицательный.

5) Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным [6].

Политика России в грузино-югоосетинском конфликте значительным образом повлияла на исход взаимоотношений Грузии и Южной Осетии и в итоге привела к образованию на политической карте мира двух новых частично признанных государств. Причинами этому стала смена политического курса с поддержки территориальной целостности Грузии на симпатию к самопровозглашенным постсоветским территориям, а также изменившаяся международная ситуация, связанная с признанием независимости Косово, расширением блока НАТО в восточном направлении и антироссийскими настроениями в ряде постсоветских государств Кавказского региона.

Таким образом, грузино-югоосетинские отношения с 1991 по 2008 г. имели самые серьезные последствия не только для безопасности кавказского региона, но и как фактор политического торга по самому широкому спектру взаимодействий Грузии с Россией, рядом западных стран и международными организациями.

Анализ истории грузино-югоосетинского вооруженного конфликта, который длился более 20 лет, показывает, что грузинская военная агрессия всегда приводит Грузию с ее лидерами к военным поражениям, досрочным отставкам и политическому банкротству. Установление дипломатических отношений между двумя суверенными странами - Грузией и Южной Осетией -возможно лишь после независимого аудита, выплаты материальных компенсаций Южной Осетии со стороны грузинского государства, а также отказа Грузии от политики вмешательства в дела Южной Осетии и подписания пактов о ненападении.

Определено, что Республика Южная Осетия - признанное несколькими странами государство со спорным международно-правовым статусом. При этом по набору групповых классических государственных признаков Южная Осетия подходит под определение государства. РЮО признана Россией (Членом Совета Безопасности ООН) и рядом других государств (таких как Венесуэла, Никарагуа, Науру). Сегодняшний статус РЮО отражает конфликт между волей ее народа, выраженной на референдумах, и противодействием Грузии. Дипломатический и юридический отказ признать РЮО следует рассматривать как косвенное подтверждение и вынужденное признание факта ее существования.

В целом ситуация вокруг Южной Осетии продолжает оставаться в числе неурегулированных для международного сообщества и представляет из себя потенциальный источник напряженности в регионе Южного Кавказа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Республика Южная Осетия. - № 2. - Цхинвал, 2015. - С. 38.

2. Указ президента РФ №1261 «О признании Республики Южная Осетия» [Электронный ресурс] - URL: http://www.osetinfo.ru/ukaz1261 (дата обращения: 27.03.2016).

3. Совет НАТО призвал Россию пересмотреть решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии [Электронный ресурс] - URL: http://www.kommersant.ru/doc/1017071 (дата обращения: 19.01.2016).

4. Евросоюз «жестко осудил» признание Россией Абхазии и Южной Осетии и призвал мир за ней не повторять [Электронный ресурс] - URL: http://newsru.com/world/01sep2008/closesummit.html (дата обращения: 07.03.2016).

5. European Parliament resolution of 3 September 2008 on the situation in Georgia [Электронный ресурс] - URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0396+0+D0C+XML+V0//EN&language=EN (дата обращения: 14.03.2016).

6. Report Independent International Fact-Finding Mission on the Conflict in Georgia [Электронный ресурс] - URL: http://web.archive.org/web/20140903005828/http://www.ceiig.ch/pdf/IIFFMCG_Volume_I.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

REFERENCES

1. The Republic of South Ossetia, № 2, Tskhinvali, 2015, p. 38.

2. Presidential Decree №1261 «On recognition of South Ossetia». URL: http://www.osetinfo.ru/ukaz1261 (accessed: 03.27.2016).

3. NATO Council called on Russia to reconsider its decision to recognize the independence of Abkhazia and South Ossetia. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1017071 (accessed: 01.19.2016).

4. The European Union "firmly condemned" Russia's recognition of Abkhazia and South Ossetia and called on the world not to repeat her. URL: http://newsru.com/world/01sep2008/closesummit.html (accessed: 03.07.2016).

5. European Parliament resolution of 3 September 2008 on the situation in Georgia. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0396+0+DOC+XML+V0//EN&language=EN (accessed: 03.14.2016).

6. Report Independent International Fact-Finding Mission on the Conflict in Georgia. URL: http://web.archive.org/web/20140903005828/http://www.ceiig.ch/pdf/IIFFMCG_Volume_I.pdf (accessed: 03.22.2016).

Информация об авторе

Кабисов Виктор Андреевич, аспирант, кафедра истории, Московский Гуманитарный Университет, г. Москва, Россия victorkabisov@gmail.com

Получена: 21.042016

Для цитирования статьи: Кабисов В.А. Последствия грузино-югоосетинского вооруженного конфликта 2008 года. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 56-58. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-56-58

Information about the author

Kabisov Viktor A., Postgraduate Student, Department of History, Moscow University for Humanities, Moscow, Russia victorkabisov@gmail.com

Received: 21.042016

For article citation: Kabisov V.A. Consequences of the Georgian-South Ossetian armed conflict in 2008. [Posledstviya gruzino-yugoosetinskogo vooruzhennogo konflikta 2008 goda]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 56-58. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-56-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.