УДК 94:355.013(479.22)(479.225)"2008"
Кабисов Виктор Андреевич
аспирант кафедры истории Московского гуманитарного университета
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ И ЗНАЧЕНИИ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА 2008 Г.
Kabisov Viktor Andreyevich
PhD student, History Department, Moscow University for the Humanities
CONCERNING THE REASONS AND THE VALUE OF THE GEORGIAN-OSSETIAN CONFLICT IN AUGUST 2008
Аннотация:
В статье рассмотрено развитие грузино-югоосе-тинского конфликта перед боевыми действиями в Южной Осетии в августе 2008 г. Произведен анализ грузино-югоосетинских отношений в контексте проблем безопасности Кавказского региона и с учетом национальных интересов России как одного из основных посредников переговорного процесса между Грузией и Южной Осетией.
Ключевые слова:
международный конфликт, грузино-югоосетин-ский конфликт, вооруженная фаза, стороны конфликта, территориальная целостность, Грузия, Южная Осетия.
Summary:
The article considers the development of the Georgian-Ossetian conflict before military operations in the South Ossetia in August 2008. The author analyses the Georgian-Ossetian relations in the context of the security problems of the Caucasus region and taking into account the national interests of Russia as one of the major mediators of the negotiation process between Georgia and the South Ossetia.
Keywords:
international conflict, Georgian-Ossetian conflict, armed phase, parties of the conflict, territorial integrity, Georgia, South Ossetia.
Грузино-югоосетинский конфликт может быть определен как сложный тип вооруженного конфликта, являющегося по своим корням этнополитическим, который изначально развивался как внутригосударственный, однако впоследствии трансформировался в международный.
Начавшаяся в СССР в середине 80-х гг. перестройка привела к развалу государства. Распад СССР способствовал осложнению межнациональных отношений, что в ряде случаев привело к вооруженным этническим конфликтам в различных уголках этого некогда единого государства. Особенно нелегко пришлось народам, не имевшим свои союзные республики в составе СССР и входившим в состав республик с другими титульными нациями. Наиболее остро межнациональные конфликты проявились в автономиях - новообразованных государствах Закавказья. Примером такой автономии являлась Южная Осетия, де-факто ставшая уже независимым государством.
Грузинская политическая элита, вне зависимости от политического режима в Грузии, исторически препятствовала становлению и укреплению государственности Южной Осетии. В период ослабления союзных органов власти в конце 1980-х - начале 1990-х гг. грузинская политическая элита способствовала выходу Грузии из правового поля СССР.
После активной стадии грузино-югоосетинского конфликта 1989-1992 гг. начался многолетний период переговорного процесса между Грузией и Южной Осетией при посредничестве России, Северной Осетии, ОБСЕ. Действия нового руководства Грузии во главе с Михаилом Са-акашвили, а также позиция НАТО, ОБСЕ, Совета Европы и набирающего силу ЕС были направлены не на поддержку российских миротворцев в зонах конфликтов, а на их замещение воинскими контингентами других организаций.
В ночь на 15 июня 2008 г. вооруженные силы Республики Южная Осетия были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Причиной тому стал трехчасовой обстрел, которому, по данным югоосетинской стороны, подвергся Цхинвал. По данным республиканского МВД, применялись крупнокалиберные пулеметы, минометы, гранатометы и зенитки. Через полчаса после начала обстрела осетинская сторона открыла ответный огонь. Была обстреляна машина миссии ОБСЕ, которая в сопровождении миротворцев выехала ночью на место событий для проведения мониторинга. Мониторинговая комиссия только утром следующего дня смогла приступить к изучению ситуации. По информации осетинской стороны, с полуночи 15 июня грузинская боевая техника подтягивалась к селу Эргнети. Было зафиксировано около 10 военных грузовиков, которые направлялись в село Никози. Там были расположены грузинские элитные подразделения «коммандос», подготовленные американскими инструкторами. Именно эти подразделения участвовали в последнем обстреле. Только на направлении села Эредви было сосредоточено около 5 тыс. грузинских военнослужащих [1].
4 июля грузинская сторона возобновила обстрелы Цхинвала. По версии российского МИД, «развитию ситуации по силовому сценарию» помешали российские военные самолеты, появив-
шиеся 8 июля в небе над территорией Южной Осетии. Дипломатические отношения между Россией и Грузией были на грани разрыва. К этому времени Грузия решительно встала на путь интеграции в Евросоюз и НАТО. Однако факт существования на границах Грузии проблематичного территориального образования в виде Южной Осетии существенным образом препятствовал получению Грузией плана действий для членства в этих международных организациях.
В середине июля 2008 г. в Северо-Кавказском военном округе недалеко от грузинской границы Российская Федерация провела учения «Кавказ - 2008», в которых участвовало около 8 тыс. чел. [2]. 15 июля начались грузино-американские военные учения «Немедленный ответ -2008» (Immediate Responsе - 2008), в которых приняли участие около 1 425 американских десантников и морских пехотинцев, 600 солдат 4-й пехотной бригады Грузии и по десять офицеров из Украины и Азербайджана. Учения проводились под эгидой Европейского командования вооруженных сил США. Главная их цель состояла в отработке вопросов «взятия под контроль проблемной территории и проведения там операции по стабилизации и осуществлению безопасности» [3].
С конца июля между войсками Южной Осетии и Грузии велись перестрелки. Вечером 7 августа грузинская и югоосетинская стороны договорились о прекращении огня. Обеспокоенность российского командования была обусловлена неожиданным уходом со своих постов грузинских миротворцев. Ушли также и наблюдатели от ОБСЕ. То, что вооруженное столкновение неминуемо, было ясно еще до его начала - и тем, кто напрямую участвовал в конфликте, и не охваченным конфликтом сторонам, в том числе международному сообществу.
Конфликт между Южной Осетией и Грузией изменил современную геополитическую ситуацию, создав угрозы для мира и безопасности в Европе и за ее пределами. Изначально ввод российских войск на территорию Южной Осетии, когда 7-8 августа там развернулись крупномасштабные боевые действия, был отчасти вызван реакцией на катастрофичный просчет грузинского руководства, потерявшего терпение в ходе постепенного процесса по налаживанию отношений доверия и недовольного форматом переговоров, в котором ведущие позиции занимала Россия.
Утром 9 августа президент Российской Федерации Дмитрий Медведев объявил, что российские военные «осуществляют операцию по понуждению к миру». Около 13:00 того же дня Михаил Саакашвили на заседании Национального совета безопасности заявил о том, что принято решение о введении в стране военного положения в связи с событиями в Южной Осетии. Парламент Грузии принял постановление о введении военного положения и всеобщей мобилизации [4].
Летом 2008 г. грузино-югоосетинский конфликт вступил в новую стадию. Грузия предпринимала решительные меры с целью изменения прежнего положения, преуспев в том, чтобы привлечь внимание международного сообщества к своему конфликту с Россией и убедить его в необходимости изменения формата переговоров и миротворческой операции. Таким образом, в районе грузино-осетинского конфликта сохранялась сложная обстановка, имевшая тенденцию к обострению. Это говорило о том, что конфликт при неблагоприятных условиях может вылиться в серию вооруженных столкновений, что и произошло в дальнейшем.
Грузино-югоосетинские отношения с 1991 по 2008 г. не только негативно сказались на безопасности Кавказского региона, но и выступили фактором политического торга по самому широкому спектру взаимодействий Грузии с Россией, рядом западных стран и международными организациями.
Политика России в грузино-югоосетинском конфликте значительным образом повлияла на исход взаимоотношений Грузии и Южной Осетии и в итоге привела к образованию на политической карте мира двух новых частично признанных государств. Причинами этому стали смена политического курса РФ с поддержки территориальной целостности Грузии на симпатию к самопровозглашенным постсоветским территориям, а также изменившаяся международная ситуация, связанная с признанием независимости Косова, расширением блока НАТО в восточном направлении и антироссийскими настроениями в ряде постсоветских государств Кавказского региона [5].
Грузия имела возможность пойти на политические уступки в 1990-е гг. по вопросу признания Южной Осетией своей автономии, избежать сепаратистских тенденций в регионе, не допустить боевых действий и сохранить свою территориальную целостность. Южная Осетия могла реализовывать право народов на самоопределение в контексте внутреннего развития, то есть свободно определять пути своего политического, социально-экономического развития в рамках единой Грузии, но при условии статуса широкой автономии. При таком подходе удалось бы избежать значительного количества погибших и пострадавших с обеих сторон.
Ссылки:
1. Гаврилов В., Шепова Н. Нетрадиционные войны на постсоветском пространстве. М., 2009. 416 с.
2. Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 г. М., 2008. 336 с.
3. Захаров В.А., Арешев А.Г. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии: История, политика, право. М., 2008. 359 с.
4. Цыганок А.Д. Война на Кавказе 2008: русский взгляд. Грузино-осетинская война 8-13 августа 2008 года. 2-е изд., доп. М., 2011. 352 с.
5. Махалкина М.А. Грузино-югоосетинский конфликт в контексте региональной безопасности (1991-2008 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--j1aelj.xn--p1ai/doc/metod_stati/2.pdf (дата обращения: 11.05.2016).
References:
1. Gavrilov, V & Shepova, N 2009, Unconventional War in the post-Soviet space, Moscow, p. 416.
2. Ossetian tragedy. White book of crimes against South Ossetia. August 2008 2008, Moscow, p. 336.
3. Zakharov, VA & Areshev, AG 2008, Recognition of independence of South Ossetia and Abkhazia: history, politics, law, Moscow, p. 359.
4. Tsyganok, AD 2011, The war in the Caucasus, 2008: Russian look. Georgian-Ossetian war of August 8-13, 2008, 2 nd ed., Moscow, p. 352.
5. Mahalkina, MA 2016, Georgian-South Ossetian conflict in the context of regional security (1991-2008 gg.), retrieved 09 May 2016, <http: //www.xn--j1aelj.xn--p1ai/doc/metod_stati/2.pdf>.