Научная статья на тему 'Отечественные вооруженные силы Российской Федерации в миротворческой операции в Южной Осетии (1992-2008гг. )'

Отечественные вооруженные силы Российской Федерации в миротворческой операции в Южной Осетии (1992-2008гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
875
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / SOUTH OSSETIA / ГРУЗИЯ / GEORGIA / ОРУЖИЕ / WEAPON / МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ / PEACEKEEPING FORCES / СМЕШАННЫЕ СИЛЫ МИРА И ПРАВОПОРЯДКА / THE MIXED FORCES OF THE WORLD AND A LAW AND ORDER / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / РОССИЯ / RUSSIA / ПОТЕРИ / LOSSES / НАБЛЮДАТЕЛИ / OBSERVERS / БЛОК ПОСТ / THE BLOCK A POST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуров Владимир Алексеевич

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. Он является одним из проявлений этнического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в связи с распадом СССР. 24 июня 1992 года было заключено Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, как результат которого были созданы трёхсторонние Смешанные силы мира и правопорядка (ССПМ). Миротворческие силы состояли из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансировался МЧС Российской Федерации). Осетинский и российский мотострелковые батальоны дислоцировались в столице Южной Осетии, грузинский батальон в с. Никози. В зоне конфликта было представлено по 3 российских и грузинских наблюдательных поста и 6 осетинских. В Объединённом штабе ССПМ (в г. Цхинвал) находились 18 наблюдателей с российской стороны, и столько же с грузинской и осетинской стороны. Для обеспечения правопорядка, решения административно-хозяйственных и экономических вопросов была создана Смешанная Контрольная комиссия (СКК), в состав которой вошли представители грузинской, южноосетинской стороны и России (в том числе Северной Осетии). Комиссия координировала работу ССПМ и групп военных наблюдателей. В период с 1992 по 2003 год ССПМ удалось довольно быстро ликвидировать вооружённое противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности, существенной нормализации социально-политической обстановки. Из вышеизложенного следует миротворческая деятельность вооружённых сил России в Южной Осетии принесла ощутимые результаты повсеместное прекращение боевых действий, перевод урегулирования в политическую плоскость, поддержание интенсивного переговорного процесса, который продолжался до начала августа 2008 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуров Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN PEACEKEEPING OPERATION IN SOUTH OSSETIA (1992-2008)

Armed conflict between Georgia and South Ossetia. It is one of manifestations of the ethnic conflict in the Caucasian region which has escalated at the end of the 20th century in connection with collapse of the USSR. On June 24, 1992 it has been signed Agreements on the principles of settlement of the Georgian-Ossetian conflict as result of which the tripartite Mixed forces of the world and a law and order (SSPM) have been created. Peacekeeping forces consisted of the Russian, Georgian and Ossetian battalions (the last was financed by the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation). The Ossetian and Russian motorized rifle battalions were deployed in the capital of South Ossetia, the Georgian battalion in the village of Nicosia. In a zone of the conflict about 3 Russian and Georgian observation posts and 6 Ossetian have been presented. In the Joint headquarters of SSPM (to Tskhinvali) there were 18 observers from the Russian side, and as much from the Georgian and Ossetian side. For providing a law and order, the solution of administrative and economic problems the Mixed Control Commission (MCC) which part representatives of the Georgian, South Ossetia side and Russia were has been created (including North Ossetia). The commission coordinated work of SSPM and groups of military observers. During the period from 1992 to 2003 SSPM was succeeded to liquidate quickly enough the armed opposition and to achieve free movement of people across all territory, activization of trade and economic activity, essential normalization of a socio-political situation. Peacekeeping activity of armed forces of Russia in South Ossetia follows from the above I have brought notable results universal cessation of hostilities, transfer of settlement to the political plane, maintenance of intensive negotiation process which continued prior to the beginning of August, 2008.

Текст научной работы на тему «Отечественные вооруженные силы Российской Федерации в миротворческой операции в Южной Осетии (1992-2008гг. )»

УДК 355(470).03 «1992 - 2008»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ (1992-2008 ГГ.)

© 2016

Гуров Владимир Алексеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры «История и философия», профессор Академии военных наук, полковник запаса,

ветеран боевых действий Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией. Он является одним из проявлений этнического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в связи с распадом СССР. 24 июня 1992 года было заключено Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, как результат которого были созданы трёхсторонние Смешанные силы мира и правопорядка (ССПМ). Миротворческие силы состояли из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансировался МЧС Российской Федерации). Осетинский и российский мотострелковые батальоны дислоцировались в столице Южной Осетии, грузинский батальон — в с. Никози. В зоне конфликта было представлено по 3 российских и грузинских наблюдательных поста и 6 осетинских. В Объединённом штабе ССПМ (в г. Цхинвал) находились 18 наблюдателей с российской стороны, и столько же с грузинской и осетинской стороны. Для обеспечения правопорядка, решения административно-хозяйственных и экономических вопросов была создана Смешанная Контрольная комиссия (СКК), в состав которой вошли представители грузинской, южноосетинской стороны и России (в том числе Северной Осетии). Комиссия координировала работу ССПМ и групп военных наблюдателей. В период с 1992 по 2003 год ССПМ удалось довольно быстро ликвидировать вооружённое противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности, существенной нормализации социально-политической обстановки. Из вышеизложенного следует миротворческая деятельность вооружённых сил России в Южной Осетии принесла ощутимые результаты - повсеместное прекращение боевых действий, перевод урегулирования в политическую плоскость, поддержание интенсивного переговорного процесса, который продолжался до начала августа 2008 года.

Ключевые слова: Южная Осетия, Грузия, оружие, Миротворческие силы, Смешанные силы мира и правопорядка, Вооруженный конфликт, Россия, потери, наблюдатели, блок пост.

DOMESTIC RUSSIAN ARMED FORCES IN THE PEACEKEEPING OPERATION

IN SOUTH OSSETIA (1992-2008)

© 2016

Gurov Vladimir Alekseevich, doctor of historical sciences, professor of "History and Philosophy", professor of the Academy of Military Sciences, retired colonel, a veteran of the fighting Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Armed conflict between Georgia and South Ossetia. It is one of manifestations of the ethnic conflict in the Caucasian region which has escalated at the end of the 20th century in connection with collapse of the USSR. On June 24, 1992 it has been signed Agreements on the principles of settlement of the Georgian-Ossetian conflict as result of which the tripartite Mixed forces of the world and a law and order (SSPM) have been created. Peacekeeping forces consisted of the Russian, Georgian and Ossetian battalions (the last was financed by the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation). The Ossetian and Russian motorized rifle battalions were deployed in the capital of South Ossetia, the Georgian battalion — in the village of Nicosia. In a zone of the conflict about 3 Russian and Georgian observation posts and 6 Ossetian have been presented. In the Joint headquarters of SSPM (to Tskhinvali) there were 18 observers from the Russian side, and as much from the Georgian and Ossetian side. For providing a law and order, the solution of administrative and economic problems the Mixed Control Commission (MCC) which part representatives of the Georgian, South Ossetia side and Russia were has been created (including North Ossetia). The commission coordinated work of SSPM and groups of military observers. During the period from 1992 to 2003 SSPM was succeeded to liquidate quickly enough the armed opposition and to achieve free movement of people across all territory, activization of trade and economic activity, essential normalization of a socio-political situation. Peacekeeping activity of armed forces of Russia in South Ossetia follows from the above I have brought notable results - universal cessation of hostilities, transfer of settlement to the political plane, maintenance of intensive negotiation process which continued prior to the beginning of August, 2008.

Keywords: armed conflict, South Ossetia, Georgia, weapons, peace-keeping force, Combined forces of peace and the rule of law, Russia, losses, observers checkpoint.

В результате заключённого 24 июня 1992 года Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта [1, с.31] были созданы трёхсторонние Смешанные силы мира и правопорядка (ССПМ) [2, с.199].

9 июля 1992 года ССПМ были введены в район конфликта для разъединения противостоящих друг другу сил. Миротворческие силы состояли из российского, грузинского и осетинского батальонов (последний финансировался МЧС Российской Федерации). Осетинский и российский мотострелковые батальоны дислоцировались в столице Южной Осетии, грузинский батальон — в с. Никози.

В зоне конфликта было представлено по 3 российских и грузинских наблюдательных поста и 6 осетинских. В Объединённом штабе ССПМ (в г. Цхинвал) находились 18 наблюдателей с российской стороны, и столько же с грузинской и осетинской стороны [3, с.48]. Для

обеспечения правопорядка, решения административно-хозяйственных и экономических вопросов была создана Смешанная Контрольная комиссия (СКК), в состав которой вошли представители грузинской, южноосетинской стороны и России (в том числе Северной Осетии). Комиссия координировала работу ССПМ и групп военных наблюдателей.

Структура организации миротворческих сил была обусловлена[4], во-первых, тем, что в отличие от Абхазии, из которой грузинское население почти полностью мигрировало, на территории Южной Осетии находилось много сел, с компактным проживанием либо грузинского, либо югоосетинским населения, а во-вторых - принципом справедливости, при этом российские блокпосты располагались между конфликтующими сторонами [5, с.47-49].

Объединённый штаб ССПМ координировал совместную службу по поддержанию мира. Россия,

Южная Осетия и Грузия были представлены тремя старшими воинскими начальниками. Создание смешанных постов и проведение операций по разоружения населения, как и в Приднестровье, позволили к 14 июля 1992 прекратить кровопролитие [6, с.78-79].

Состав миротворческих сил от Российской Федерации был следующим: личного состава -534 чел.; боевые бронированные машины - 46 ед.; автомобилей - 55 ед.; артиллерийского вооружения - 9 ед. Основными задачами российского миротворческого контингента в Южной Осетии являлись: обеспечение контроля за прекращением огня, вывод вооружённых формирований, роспуск сил самообороны и обеспечение режима безопасности в зоне контроля. В соответствии с вышеназванным Соглашением российский воинский контингент в составе ССПМ должен был находиться в зоне конфликта до принятия дополнительного межгосударственного решения [7, с.4].

В период с 1992 по 2003 год ССПМ удалось довольно быстро ликвидировать вооружённое противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности, существенной нормализации социально-политической обстановки[8].

Превентивные мероприятия наблюдательных и подвижных блокпостов, патрулирование населённых пунктов и магистралей способствовали стабилизации обстановки в зоне вооружённого конфликта. Заслугой ССПМ можно считать и тот факт, что Транскавказская автомагистраль ни разу не перекрывалась [9,с.13-15].

Существенным показателем успеха миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта стала инициированная в начале 2000 года российским командованием ССПМ акция по добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия и боеприпасов. Она стала возможной только по мере определённой стабилизации обстановки в зоне конфликта. По состоянию на 1 января 2002 года было сдано 1295 единиц оружия и боеприпасов и 214 кг взрывчатых веществ, а группой саперов российского батальона уничтожено 1250 единиц оружия и боеприпасов, 210 кг взрывчатых веществ [10, с.38-44].

Несмотря на то, что Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта было выполнено лишь частично, благодаря активным усилиям ССПМ, прежде всего российским миротворцам, прекратились вооружённые столкновения. Фактически роль Смешанной Контрольной комиссия в обеспечении правопорядка в зоне конфликта выполняло командование миротворческих сил[11]. Оно регулярно участвовало во встречах представителей грузинской и осетинской общин, занималось решением хозяйственных вопросов. По признанию как грузинской, так и осетинской сторон российский батальон являлся гарантом мира в регионе. В Южную Осетию начали возвращаться грузинские беженцы [12, с.331-351].

После прихода к власти в Грузии М. Саакашвили (25 января 2004 г.), взявшего курс на восстановление территориальной целостности страны, постепенно шло обострение конфликта. 31 мая 2004 года в зону конфликта были введены части внутренних войск Грузии, начались регулярные обстрелы населённых пунктов, локальные столкновения и перестрелки. Так, 10 июля 2004 года российские военные из состава миротворческого контингента в Грузии предотвратили попытку группы военнослужащих внутренних войск Грузии на пяти автомобилях проникнуть на территорию Южной Осетии в направлении Цхинвала. Они были остановлены на российском миротворческом посту у села Эргенети в Южной Осетии [13].

11 июля 2004 года наблюдатели ССПМ выехали в район села Тквиави для проверки информации о том, что Грузия готовится к вторжению на территорию Южной Осетии, сосредоточивая танки и артиллерию.

К концу августа подразделения внутренних войск Грузии были выведены из зоны конфликта. В сентябре 2004 года генерал-майор С. Набздоров передал пост командующего ССПМ в Южной Осетии генерал-майору М. Кулахметову [14].

Обстановка в зоне конфликта продолжала оставаться напряжённой. 1 февраля 2006 года в окрестностях грузинского села Тквиави «Урал», принадлежавший российским миротворцам, столкнулся с частными «Жигулями». На место происшествия из г. Гори было переброшено подразделение спецназа бригады Министерства обороны Грузии. Российские миротворцы подтянули свою бронетехнику. По тревоге были подняты и подразделения армии Южной Осетии. Командующему миротворцами М. Кулахметову удалось разрешить ситуацию. С весны 2008 года произошло значительное обострение ситуации: миротворцы зафиксировали несколько десятков случаев нарушения Грузией соглашений о прекращении огня, обстрелов и подрывов транспорта. 4 июля г. Цхинвал и ряд других населённых пунктов были обстреляны с грузинских позиций. На блокпосту в селе Окона в Южной Осетии 7 июля были задержаны грузинские военнослужащие, которые были переданы 8 июля грузинской стороне [15].

8 февраля 2006 года, по данным разведки Минобороны Южной Осетии, было обнаружено прибытие десяти автомобилей в с. Эредви с 250 бойцами Горийской пехотной бригады ВС Грузии, о чём было проинформировано командование ССПМ.

На запрос командования миротворческих сил госминистр Грузии Г. Хаиндрава вначале заявил, что грузинские военные прибыли, чтобы «заполнить квоту грузинских миротворцев» в Южной Осетии, однако впоследствии отрицал переброску войск в Эредви, и обвинял командующего ССПМ М. Кулахметова в дезинформации.

Российские миротворцы для предотвращения столкновения ввели в грузинские сёла тяжёлую военную технику и доложили в МО РФ, что Грузия перебросила в зону конфликта свои войска, а также о принятых мерах [16].

В ходе выполнения мероприятий по стабилизации обстановки в регионе с 1992 по июль 2008 года части и подразделения, привлекаемые для разъединения конфликтующих сторон, потеряли убитыми и умершими, попавшими в плен - 46 чел., в т.ч.: МО - 34 чел.; МВД - 6 чел.; ФСБ - 6 чел. Санитарные потери составили 142 человека [17, с.579-580].

Таким образом, конфликтная ситуация в Южной Осетии, как и в Приднестровье, оказалась в состоянии неустойчивой стабильности. Можно констатировать:

Во-первых, усилиями миротворческого контингента, во взаимодействии с ООН и ОБСЕ[18], было остановлено кровопролитие в регионе[19]. ССПМ содействовали возвращению беженцев и перемещённых лиц, оказали гуманитарную помощь, участвовали в разминировании территории и восстановлении инфраструктуры в конфликтном регионе и пр.

Во-вторых, были созданы правовые основы урегулирования конфликта трёхсторонними миротворческими силами по разрешению возможных споров и разногласий.

В-третьих, для окончательного разрешения конфликта действия миротворческих сил должны быть дополнены усилиями самих конфликтующих сторон по разрешению противоречий и укреплению доверия. Несовместимыми оказались позиции сторон по вопросу о политическом и юридическом статусе Южной Осетии. Для Грузии, как и по ситуации с Абхазией[20], нарушение её территориальной целостности было неприемлемым, тогда как для южноосетинской стороны крайне болезненной была идея возвращения в состав Грузии, ввиду тяжких преступлений грузинских формирований в 1990-1992 годах.

Из вышеизложенного следует: миротворческая деятельность вооружённых сил России в Южной Осетии принесла ощутимые результаты - повсеместное прекращение боевых действий, перевод урегулирования в политическую плоскость, поддержание интенсивного переговорного процесса, который продолжался до начала августа 2008 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соглашение между Грузией и Южной Осетией от 24 июня 1992 года. О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта //Дипломатический вестник . 1992. № 13-14. С.31.

2. Региональные конфликты в Грузии - Юго-Осетинская Автономная Область, Абхазская АССР (1989 - 2001). Сборник политико-правовых актов /Составитель и главный редактор Т. Диасамидзе. Тбилиси, 2002. С.199.

3. Интервью командующего Смешанными миротворческими силами в Южной Осетии генерал-майора С.А. Набздорова 20 января 2003.[Электрон. рес.] / Сайт ИА REGNUM. - Реж.дост.:http://www.regnum.ru/news. -Загл. с экрана.

4. Рубан А.Ф. Война в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 года [Электронный ресурс.]/ Сайт военно-исторического журнала «Сержант». - Режим доступа: http://www.sergeant.ru.- Загл. с экрана;

5. Стрельников В. Контртеррористическая и миротворческие операции российских войск // Ориентир. 2004. № 6. С.47-49.

6. Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. М.: МОНФ,2000.С.78-79.

7. Золотухин Г.А. Правовые источники участия вооружённых сил РФ в операциях по поддержанию мира с СНГ // Право в вооружённых силах. 2000. № 2. С.4.

8. Интервью командующего Смешанными миротворческими силами в Южной Осетии генерал-майора С.А. Набздорова 20 января 2003.[Электронный ресурс.] / Сайт ИА REGNUM. - Режим доступа:http://www. regnum.ru/news. - Загл. с экрана;

9. Романенко Ю. Место России в миротворческом процессе //Ориентир. 2003. №12. С.13-15.

10. Майоров М.В. Южная Осетия. Вооружены и привержены миру // Международная жизнь. 2002.№2.С.38-44.

11. Иванов С.М., Журавель В.П. Региональные конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании //Право и безопасность. 2009. № 4(33). Декабрь;

12.Ковтуненко М.Ю., Лутовинов В.И. Военно-политические аспекты операций многонациональных миротворческих сил на рубеже тысячелетий // Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке: сборник научных статей /Под общ. ред. А.В. Квашнина. М: ГШ ВС РФ, 2004. С.331-351.

13. Цыганок А. Д.Уроки войны в Южной Осетии // Вестник аналитики. 2008. №4(34).

14. Илларионов А. Российско-грузинская война. Документы и материалы // Континент. 2009. №140.

15. Пыхалов И. Корни грузино-осетинского конфликта //Коммерсантъ. 2008. №140 (3957). 09 авг.

1 6. Аленова О. Двали Г. Грузия и Осетия перебрасываются войсками // Коммерсантъ.2006.10февр.

17. Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь / Г. Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков и др. М.:Вече, 2010.С.579-580.

18.Пока в зонах вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве присутствуют лишь миссии наблюдателей ООН или ОБСЕ. ОБСЕ поддерживает 8 миссий и 7 бюро, в том числе в Молдове, Грузии, Армении, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе - примеч. автора (см.: От Хельсинки до Будапешта: история СБСЕ/ ОБСЕ в документах (1973-1994)/Авторский коллектив: В.В.Журкин (науч. рук. проекта), П.Т. Подлесный (отв.

ред.), О.В. Лазебникова, К.С. Вяткин, А.В. Вушкарник, Н.К. Мурашкина (сост.). М.: Наука, 1997).

19. Иванченко А. Ю. Международно-правовое положение воинских формирований и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории государств — участников СНГ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

20. Дудин П. В. Деятельность государственных и военных органов Российской Федерации по организации и проведению миротворческой операции в Абхазии в 1994—2008 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.