Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия...
УДК 94(479.22)
Серый Николай Иванович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
disser44@mail. ru
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2008-2010 ГГ.)
В статье рассматривается история развития нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в период после признания независимости Южной Осетии (2008-2010 гг.). Представленный в статье анализ соглашений в области военно-политического сотрудничества не только отражает развитие самой нормативно-правовой базы, но и позволяет определить особенности и тенденции развития двусторонних отношений Российской Федерации и Южной Осетии в указанный период.
Ключевые слова: грузино-осетинский конфликт, российско-югоосетинские отношения, Южная Осетия, Южный Кавказ.
""1 !"о событий Пятидневной войны двух-I I сторонние отношения РФ и Южной / 1 Осетии основывались на принципе территориальной целостности Грузии. РФ выступала посредником в грузино-югоосетинских отношениях и осуществляла свои полномочия на основе многосторонних документов, подписанных в рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта, а также двухсторонних документов между РФ и Грузией. Однако вооруженная эскалация грузино-осетинского конфликта создала новую политическую реальность в зоне его урегулирования, поставив перед руководством РФ вопрос о новом формате легитимизации проводимой ею политики в регионе.
Первым шагом в реализации нового внешнеполитического курса РФ на Южном Кавказе стал указ Президента РФ от 26 августа 2008 г. «О признании Республики Южная Осетия» (далее - РЮО) [12]. Согласно первому пункту указа РФ признавала РЮО в качестве суверенного независимого государства. Вместе с тем в указе содержались поручения Министерству иностранных дел РФ «о проведении переговоров с югоосетинской стороной по вопросу установления дипломатических отношений и оформления договоренностей соответствующими документами, а также проведения с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти РФ переговоров о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» [12]. Таким образом, после вступления в законную силу данного указа начался новый период двухсторонних отношений РФ и РЮО в соответствии с нормами международного права. Было положено начало процессу формирования нормативно-правовой базы двухсторонних отношений. Как полагает один из ведущих российских кавказоведов С.М. Маркедонов, указ Президента РФ закрепил юридически существующие изменения роли Москвы в «осетинских делах» [2].
В оперативном режиме Министерство иностранных дел РФ развернуло дипломатическую деятельность с целью практической реализации президентского указа. Так, в Москве 5 сентября
2008 г. состоялась встреча статс-секретаря, заместителя Министра иностранных дел РФ Г.Б. Кара-сина с Президентом Республики Абхазия С.В. Ба-гапшем и Президентом РЮО Э.Д. Кокойты. В ходе беседы обсуждалась военно-политическая ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии, а также ведущаяся работа по этим проблемам в международных организациях, включая ООН и ОБСЕ. Затрагивались также конкретные вопросы развития отношений РФ с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия [10]. Вероятно, что эта встреча являлась в том числе подготовкой к переговорам между министрами иностранных дел РФ и РЮО, состоявшимся 9 сентября 2008 г. в Москве. В ходе переговоров состоялся обмен нотами, которые составили договоренность об установлении дипломатических отношений РФ и РЮО, произошло визирование текста проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Особое значение стороны уделили статьям, которые касались обеспечения безопасности сторон [11]. Анализ текста стенограммы пресс-конференции министров иностранных дел РФ и РЮО, а также интенсивность официальных встреч сторон позволяет высказать предположение, что некие конкретные подготовительные действия и меры в области развития двухсторонних отношений были приняты заранее. Процесс формирования текста и согласования договора развивался отнюдь не в хаотичном режиме, не вызывая, по всей видимости, разногласий между сторонами. Подтверждением тому служит обращение РЮО к РФ с просьбой о размещении на своей территории российских военных баз, опубликованное 27 августа 2008 г. [13].
16 сентября 2008 г. министр иностранных дел РФ С.В. Лавров посетил РЮО, где провел встречу с президентом Э.Д. Кокойты. 17 сентября 2008 г. в Москве состоялось подписание договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РЮО [1]. Статьи 1-7 Договора направлены на обеспечение безопасности и стабильности друг друга и Закавказского региона в целом. В документе подчеркивается, что стороны заключат отдельные соглашения о военном сотрудничестве, охране
© Серый Н.И., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
85
государственной границы, двойном гражданстве. Статьи 8-25 посвящены развитию социально-экономического, гуманитарного и правового сотрудничества. В статье 15 говорится, что стороны будут принимать меры для объединения энергетических и транспортных систем, взаимоувязывания систем связи и телекоммуникаций. В статье 23 содержатся сведения об унификации законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. В статье 16 подчеркивается, что РФ будет принимать эффективные меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем РЮО, исходя из того, что платежным средством на территории РЮО является российский рубль [1].
Таким образом, в тексте договора был отражен широкий спектр направлений сотрудничества. При этом был установлен де-факто ассоциативный формат двухсторонних отношений. В документе нашло свое отражение закрепление де-юре хождения российского рубля. Финансово-экономическая и социальная сферы РЮО оказывалась в зависимости от РФ ввиду своего слабого развития. РФ на основе договора, уже в рамках международного права, смогла оказывать всеобъемлющую помощь РЮО. Отметим, что ранее социально-экономическая поддержка оказывалась на основе соглашения между Правительством РФ и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев [5]. Однако Пятидневная война де-факто прекратила существование данного соглашения, хотя де-юре оно по-прежнему является действующим. Далее продолжилась работа по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок сотрудничества в обозначенных в договоре сферах.
30 апреля 2009 г. между РФ и РЮО состоялось подписание соглашения о совместных усилиях в охране государственной границы РЮО [7]. Здесь особенно привлекает внимание терминологический аппарат, используемый в тексте соглашения. Так, в статье 1 указывается, что под «государственной границей» стороны понимают государственную границу РЮО с Грузией. В статье 2 обозначены конкретные направления деятельности по охране государственной границы; борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ и радиоактивных материалов, незаконным перемещением через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также другой противоправной деятельности, осуществляемой при пересечении государственной границы. Кроме того, указывается, что будет осуществляться подготовка специалистов для полномочного органа
югоосетинской стороны. В статье 3 подчеркивается, что югоосетинская сторона до формирования органов пограничной охраны РЮО в интересах обеспечения собственной безопасности и безопасности РФ делегирует российской стороне полномочия по охране государственной границы [7]. Таким образом, во-первых, в документе получило закрепление знаковое понятие «государственная граница РЮО», была начата новая легитимная форма двухстороннего взаимодействия по широкому спектру вопросов охраны и безопасности. Во-вторых, посредством формирования Пограничного управления РФ в РЮО не только осуществлялась реализация соглашения, но и был получен реальный рычаг в закреплении своего положения на Южном Кавказе. Фактически соглашение дало российской стороне самые широкие практические полномочия, в том числе и в формировании численного контингента Пограничного управления, поскольку его количественный состав не был закреплен в соглашении.
13 сентября 2009 г. стало известно о подготовке соглашения между РФ и РЮО о сотрудничестве в военной области [3]. Примечательно, что текст соглашения был опубликован лишь в июне 2012 г. правовым департаментом МИД РФ, хотя косвенное официальное сообщение о его подготовке имело место в июне 2009 г. [9]. Это соглашение стало единственным, текст которого не был опубликован в течение трех лет с момента подписания. Вероятная причина закрытости документа была обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, РФ в условиях негативного международного фона после Пятидневной войны хотела замаскировать от участников мирового сообщества полный текст соглашения до начала его практической реализации. Во-вторых, документ был нацелен на реальную деятельность в укреплении военного положения РФ на Южном Кавказе как минимум на 49 лет. В-третьих, он был призван оказать геополитическое давление как на региональных, так и на международных акторов. В статье 8 указано, что стороны рассмотрят вопрос о необходимости создания совместной группировки войск с определением ее состава, порядка управления и организации взаимодействия входящих в ее состав воинских формирований сторон в мирное и военное время. Таким образом, фактически РЮО в рамках данного соглашения была интегрирована в военную сферу РФ.
С целью укрепления военно-политического сотрудничества РФ и РЮО 7 апреля 2010 г. были заключены: соглашение между РФ и РЮО об объединенной российской военной базе на территории РЮО [8] и 8 апреля 2010 г. соглашение между Правительством РФ Правительством РОО о военно-техническом сотрудничестве [6]. Данные документы были призваны создать современные национальные вооруженные силы в РЮО и обозначить
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия..
механизм взаимодействия между министерствами вооруженных сил. Кроме того, руководствуясь этим соглашением, РФ получила возможность совершенно легального командирования своих военных специалистов с целью реализации поставленных задач. (Ранее военные специалисты направлялись в РЮО в полулегальном статусе.) Наличие военной базы РФ в РЮО способствовало укреплению ее безопасности и упрочило военное присутствие на Южном Кавказе.
Таким образом, в 2008-2010 гг. была сформирована значительная нормативно-правовая база двухсторонних отношений РФ и РЮО в военно-политической сфере. Были закреплены концептуальные основы сотрудничества как в рамках двусторонних соглашений (договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), так и в рамках программ межведомственного сотрудничества в военной области и сфере безопасности (соглашения о военно-техническом сотрудничестве, охране государственной границы). Произошло юридическое оформление и легитимизация существующих направлений сотрудничества, имевших место быть в качестве теневых и неофициальных. Так, в ходе интервью российским журналистам Президент РФ В.В. Путин сообщил, что в конце 2006 - начале 2007 гг. Генштабом был разработан план по противодействию грузинской агрессии, в рамках которого РФ осуществляла подготовку югоосетинских ополченцев.
Высокая степень оперативности оформления нормативно-правовой базы способствовала закреплению нового статус-кво в регионе, отвечающего интересам РФ. Вместе с тем после заключение договоров военно-политической направленности стало очевидно, что для РФ закавказское направление внешней политики является стратегически важным «не только на словах, но и на деле». Кроме того, заключение рассматриваемых договоров и соглашений стало своего рода продолжением информационно-психологической войны в СМИ, которая не прекратилась и после окончания активных боевых действий. Таким образом, нормативно-правовая база двухсторонних отношений РФ и РЮО стала своего рода «нетрадиционной формой политического информирования» мирового сообщества о государственных приоритетах этих государств.
В целом, рассмотренная нормативно-правовая база позволила РФ сохранить и укрепить свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе. РФ получила правовое объяснение своего военного присутствия на территории РЮО, до этого существовавшего в формате смешанного миротворческого контингента. Практическая помощь и содействие со стороны РФ позволила обеспечить комплексную безопасность РЮО и сохранить стабильность на южных границах РФ, в том числе
в условиях подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи.
Библиографический список
1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия // Бюллетень международных договоров. - 2009. - № 5. - C. 68.
2. Маркедонов С. Россия в Абхазии Южной Осетии: новая повестка дня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politcom.ru/7091.html (дата обращения: 01.06.2014).
3. Распоряжение Президента РФ от 13.06.2009 № 368-РП «О подписании Соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области» // Собрание законодательства РФ. - 22.06.2009. -№ 25. - Ст. 3046.
4. Решение об ударе // ИА Интерфакс. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.interfax.ru/russia/259643 (дата обращения: 07.04.2014).
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев // Бюллетень международных договоров. - 2001. -№8. - С. 60.
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о военно-техническом сотрудничестве // Бюллетень международных договоров. -2010. - № 12. - С. 47.
7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия // Бюллетень международных договоров. - 2009. - № 10. - С. 61.
8. Соглашение между РФ и РЮО об объединенной российской военной базе на территории РЮО // Бюллетень международных договоров. -2010. - № 12. - С. 34.
9. Соглашение между РФ и РЮО о сотрудничестве в военной области // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.mid.rn/bdomp/spd_md.nsfy0/5AFD1FAA B559C33F44257D010038ECA1 (дата обращения: 01.06.2014).
10. Сообщение для СМИ о встрече статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б. Карасина с Президентом Республики Абхазия С.В. Багапшем и Президентом Республики Южная Осетия Э.Д. Кокойты // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ nsrkonfl.nsf/90be9cb5e6f07180432569e00049b5fb/4 32569e00034005fc32574bb00466a99!0penDocume nt (дата обращения: 01.06.2014).
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014
87
11. Стенограмма выступления и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, Министра иностранных дел Южной Осетии М.К. Джиоева и Министра иностранных дел Абхазии С.М. Шамбы на совместной пресс-конференции. Москва, 9 сентября 2008 года // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ шгкоА^/90Ъе9сЪ5е6Ю7180432569е00049Ъ5й>/4 32569е00034005&32574Ъ£00600а6е!0репБ0сишей (дата обращения: 01.06.2014).
12. Указ Президента РФ от 26 августа 2008 г. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» // Официальный сайт Президента РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// document.kremlin.ru/page.aspx?1114437 (дата обращения: 01.06.2014).
13. Южная Осетия просит Россию разместить на своей территории военные базы РФ // ИА «Regnum». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1047223. html#ixzz35nEAC5KY (дата обращения: 01.06.2014).
88
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014