Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества российской Федерации и Республики Южная Осетия в военно-политическом направлении (2008-2010 гг. )'

Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества российской Федерации и Республики Южная Осетия в военно-политическом направлении (2008-2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
438
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ / РОССИЙСКО-ЮГООСЕТИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / GEORGIAN-OSSETIAN CONFLICT / RUSSIA SOUTH OSSETIA RELATIONS / SOUTH OSSETIA / SOUTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Серый Николай Иванович

В статье рассматривается история развития нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в период после признания независимости Южной Осетии (2008-2010 гг.). Представленный в статье анализ соглашений в области военно-политического сотрудничества не только отражает развитие самой нормативно-правовой базы, но и позволяет определить особенности и тенденции развития двусторонних отношений Российской Федерации и Южной Осетии в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of regulatory and legal framework for Russia South Ossetia military and political cooperation

The article examines development of the regulatory and legal framework for Russia South Ossetia cooperation after Russia’s recognition of South Ossetia’s independence (2008-2010). The following analysis of military and political cooperation agreements reflects the development of legal framework itself, as well as determines the key issues and development trends in Russia South Ossetia bilateral relations.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества российской Федерации и Республики Южная Осетия в военно-политическом направлении (2008-2010 гг. )»

Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия...

УДК 94(479.22)

Серый Николай Иванович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

disser44@mail. ru

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2008-2010 ГГ.)

В статье рассматривается история развития нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в период после признания независимости Южной Осетии (2008-2010 гг.). Представленный в статье анализ соглашений в области военно-политического сотрудничества не только отражает развитие самой нормативно-правовой базы, но и позволяет определить особенности и тенденции развития двусторонних отношений Российской Федерации и Южной Осетии в указанный период.

Ключевые слова: грузино-осетинский конфликт, российско-югоосетинские отношения, Южная Осетия, Южный Кавказ.

""1 !"о событий Пятидневной войны двух-I I сторонние отношения РФ и Южной / 1 Осетии основывались на принципе территориальной целостности Грузии. РФ выступала посредником в грузино-югоосетинских отношениях и осуществляла свои полномочия на основе многосторонних документов, подписанных в рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта, а также двухсторонних документов между РФ и Грузией. Однако вооруженная эскалация грузино-осетинского конфликта создала новую политическую реальность в зоне его урегулирования, поставив перед руководством РФ вопрос о новом формате легитимизации проводимой ею политики в регионе.

Первым шагом в реализации нового внешнеполитического курса РФ на Южном Кавказе стал указ Президента РФ от 26 августа 2008 г. «О признании Республики Южная Осетия» (далее - РЮО) [12]. Согласно первому пункту указа РФ признавала РЮО в качестве суверенного независимого государства. Вместе с тем в указе содержались поручения Министерству иностранных дел РФ «о проведении переговоров с югоосетинской стороной по вопросу установления дипломатических отношений и оформления договоренностей соответствующими документами, а также проведения с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти РФ переговоров о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» [12]. Таким образом, после вступления в законную силу данного указа начался новый период двухсторонних отношений РФ и РЮО в соответствии с нормами международного права. Было положено начало процессу формирования нормативно-правовой базы двухсторонних отношений. Как полагает один из ведущих российских кавказоведов С.М. Маркедонов, указ Президента РФ закрепил юридически существующие изменения роли Москвы в «осетинских делах» [2].

В оперативном режиме Министерство иностранных дел РФ развернуло дипломатическую деятельность с целью практической реализации президентского указа. Так, в Москве 5 сентября

2008 г. состоялась встреча статс-секретаря, заместителя Министра иностранных дел РФ Г.Б. Кара-сина с Президентом Республики Абхазия С.В. Ба-гапшем и Президентом РЮО Э.Д. Кокойты. В ходе беседы обсуждалась военно-политическая ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии, а также ведущаяся работа по этим проблемам в международных организациях, включая ООН и ОБСЕ. Затрагивались также конкретные вопросы развития отношений РФ с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия [10]. Вероятно, что эта встреча являлась в том числе подготовкой к переговорам между министрами иностранных дел РФ и РЮО, состоявшимся 9 сентября 2008 г. в Москве. В ходе переговоров состоялся обмен нотами, которые составили договоренность об установлении дипломатических отношений РФ и РЮО, произошло визирование текста проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Особое значение стороны уделили статьям, которые касались обеспечения безопасности сторон [11]. Анализ текста стенограммы пресс-конференции министров иностранных дел РФ и РЮО, а также интенсивность официальных встреч сторон позволяет высказать предположение, что некие конкретные подготовительные действия и меры в области развития двухсторонних отношений были приняты заранее. Процесс формирования текста и согласования договора развивался отнюдь не в хаотичном режиме, не вызывая, по всей видимости, разногласий между сторонами. Подтверждением тому служит обращение РЮО к РФ с просьбой о размещении на своей территории российских военных баз, опубликованное 27 августа 2008 г. [13].

16 сентября 2008 г. министр иностранных дел РФ С.В. Лавров посетил РЮО, где провел встречу с президентом Э.Д. Кокойты. 17 сентября 2008 г. в Москве состоялось подписание договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РЮО [1]. Статьи 1-7 Договора направлены на обеспечение безопасности и стабильности друг друга и Закавказского региона в целом. В документе подчеркивается, что стороны заключат отдельные соглашения о военном сотрудничестве, охране

© Серый Н.И., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

85

государственной границы, двойном гражданстве. Статьи 8-25 посвящены развитию социально-экономического, гуманитарного и правового сотрудничества. В статье 15 говорится, что стороны будут принимать меры для объединения энергетических и транспортных систем, взаимоувязывания систем связи и телекоммуникаций. В статье 23 содержатся сведения об унификации законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. В статье 16 подчеркивается, что РФ будет принимать эффективные меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем РЮО, исходя из того, что платежным средством на территории РЮО является российский рубль [1].

Таким образом, в тексте договора был отражен широкий спектр направлений сотрудничества. При этом был установлен де-факто ассоциативный формат двухсторонних отношений. В документе нашло свое отражение закрепление де-юре хождения российского рубля. Финансово-экономическая и социальная сферы РЮО оказывалась в зависимости от РФ ввиду своего слабого развития. РФ на основе договора, уже в рамках международного права, смогла оказывать всеобъемлющую помощь РЮО. Отметим, что ранее социально-экономическая поддержка оказывалась на основе соглашения между Правительством РФ и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев [5]. Однако Пятидневная война де-факто прекратила существование данного соглашения, хотя де-юре оно по-прежнему является действующим. Далее продолжилась работа по формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок сотрудничества в обозначенных в договоре сферах.

30 апреля 2009 г. между РФ и РЮО состоялось подписание соглашения о совместных усилиях в охране государственной границы РЮО [7]. Здесь особенно привлекает внимание терминологический аппарат, используемый в тексте соглашения. Так, в статье 1 указывается, что под «государственной границей» стороны понимают государственную границу РЮО с Грузией. В статье 2 обозначены конкретные направления деятельности по охране государственной границы; борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ и радиоактивных материалов, незаконным перемещением через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также другой противоправной деятельности, осуществляемой при пересечении государственной границы. Кроме того, указывается, что будет осуществляться подготовка специалистов для полномочного органа

югоосетинской стороны. В статье 3 подчеркивается, что югоосетинская сторона до формирования органов пограничной охраны РЮО в интересах обеспечения собственной безопасности и безопасности РФ делегирует российской стороне полномочия по охране государственной границы [7]. Таким образом, во-первых, в документе получило закрепление знаковое понятие «государственная граница РЮО», была начата новая легитимная форма двухстороннего взаимодействия по широкому спектру вопросов охраны и безопасности. Во-вторых, посредством формирования Пограничного управления РФ в РЮО не только осуществлялась реализация соглашения, но и был получен реальный рычаг в закреплении своего положения на Южном Кавказе. Фактически соглашение дало российской стороне самые широкие практические полномочия, в том числе и в формировании численного контингента Пограничного управления, поскольку его количественный состав не был закреплен в соглашении.

13 сентября 2009 г. стало известно о подготовке соглашения между РФ и РЮО о сотрудничестве в военной области [3]. Примечательно, что текст соглашения был опубликован лишь в июне 2012 г. правовым департаментом МИД РФ, хотя косвенное официальное сообщение о его подготовке имело место в июне 2009 г. [9]. Это соглашение стало единственным, текст которого не был опубликован в течение трех лет с момента подписания. Вероятная причина закрытости документа была обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, РФ в условиях негативного международного фона после Пятидневной войны хотела замаскировать от участников мирового сообщества полный текст соглашения до начала его практической реализации. Во-вторых, документ был нацелен на реальную деятельность в укреплении военного положения РФ на Южном Кавказе как минимум на 49 лет. В-третьих, он был призван оказать геополитическое давление как на региональных, так и на международных акторов. В статье 8 указано, что стороны рассмотрят вопрос о необходимости создания совместной группировки войск с определением ее состава, порядка управления и организации взаимодействия входящих в ее состав воинских формирований сторон в мирное и военное время. Таким образом, фактически РЮО в рамках данного соглашения была интегрирована в военную сферу РФ.

С целью укрепления военно-политического сотрудничества РФ и РЮО 7 апреля 2010 г. были заключены: соглашение между РФ и РЮО об объединенной российской военной базе на территории РЮО [8] и 8 апреля 2010 г. соглашение между Правительством РФ Правительством РОО о военно-техническом сотрудничестве [6]. Данные документы были призваны создать современные национальные вооруженные силы в РЮО и обозначить

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

Анализ нормативно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия..

механизм взаимодействия между министерствами вооруженных сил. Кроме того, руководствуясь этим соглашением, РФ получила возможность совершенно легального командирования своих военных специалистов с целью реализации поставленных задач. (Ранее военные специалисты направлялись в РЮО в полулегальном статусе.) Наличие военной базы РФ в РЮО способствовало укреплению ее безопасности и упрочило военное присутствие на Южном Кавказе.

Таким образом, в 2008-2010 гг. была сформирована значительная нормативно-правовая база двухсторонних отношений РФ и РЮО в военно-политической сфере. Были закреплены концептуальные основы сотрудничества как в рамках двусторонних соглашений (договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), так и в рамках программ межведомственного сотрудничества в военной области и сфере безопасности (соглашения о военно-техническом сотрудничестве, охране государственной границы). Произошло юридическое оформление и легитимизация существующих направлений сотрудничества, имевших место быть в качестве теневых и неофициальных. Так, в ходе интервью российским журналистам Президент РФ В.В. Путин сообщил, что в конце 2006 - начале 2007 гг. Генштабом был разработан план по противодействию грузинской агрессии, в рамках которого РФ осуществляла подготовку югоосетинских ополченцев.

Высокая степень оперативности оформления нормативно-правовой базы способствовала закреплению нового статус-кво в регионе, отвечающего интересам РФ. Вместе с тем после заключение договоров военно-политической направленности стало очевидно, что для РФ закавказское направление внешней политики является стратегически важным «не только на словах, но и на деле». Кроме того, заключение рассматриваемых договоров и соглашений стало своего рода продолжением информационно-психологической войны в СМИ, которая не прекратилась и после окончания активных боевых действий. Таким образом, нормативно-правовая база двухсторонних отношений РФ и РЮО стала своего рода «нетрадиционной формой политического информирования» мирового сообщества о государственных приоритетах этих государств.

В целом, рассмотренная нормативно-правовая база позволила РФ сохранить и укрепить свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе. РФ получила правовое объяснение своего военного присутствия на территории РЮО, до этого существовавшего в формате смешанного миротворческого контингента. Практическая помощь и содействие со стороны РФ позволила обеспечить комплексную безопасность РЮО и сохранить стабильность на южных границах РФ, в том числе

в условиях подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи.

Библиографический список

1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия // Бюллетень международных договоров. - 2009. - № 5. - C. 68.

2. Маркедонов С. Россия в Абхазии Южной Осетии: новая повестка дня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politcom.ru/7091.html (дата обращения: 01.06.2014).

3. Распоряжение Президента РФ от 13.06.2009 № 368-РП «О подписании Соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области» // Собрание законодательства РФ. - 22.06.2009. -№ 25. - Ст. 3046.

4. Решение об ударе // ИА Интерфакс. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.interfax.ru/russia/259643 (дата обращения: 07.04.2014).

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев // Бюллетень международных договоров. - 2001. -№8. - С. 60.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о военно-техническом сотрудничестве // Бюллетень международных договоров. -2010. - № 12. - С. 47.

7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия // Бюллетень международных договоров. - 2009. - № 10. - С. 61.

8. Соглашение между РФ и РЮО об объединенной российской военной базе на территории РЮО // Бюллетень международных договоров. -2010. - № 12. - С. 34.

9. Соглашение между РФ и РЮО о сотрудничестве в военной области // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.mid.rn/bdomp/spd_md.nsfy0/5AFD1FAA B559C33F44257D010038ECA1 (дата обращения: 01.06.2014).

10. Сообщение для СМИ о встрече статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б. Карасина с Президентом Республики Абхазия С.В. Багапшем и Президентом Республики Южная Осетия Э.Д. Кокойты // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ nsrkonfl.nsf/90be9cb5e6f07180432569e00049b5fb/4 32569e00034005fc32574bb00466a99!0penDocume nt (дата обращения: 01.06.2014).

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

87

11. Стенограмма выступления и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, Министра иностранных дел Южной Осетии М.К. Джиоева и Министра иностранных дел Абхазии С.М. Шамбы на совместной пресс-конференции. Москва, 9 сентября 2008 года // Официальный сайт МИД РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ шгкоА^/90Ъе9сЪ5е6Ю7180432569е00049Ъ5й>/4 32569е00034005&32574Ъ£00600а6е!0репБ0сишей (дата обращения: 01.06.2014).

12. Указ Президента РФ от 26 августа 2008 г. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» // Официальный сайт Президента РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// document.kremlin.ru/page.aspx?1114437 (дата обращения: 01.06.2014).

13. Южная Осетия просит Россию разместить на своей территории военные базы РФ // ИА «Regnum». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1047223. html#ixzz35nEAC5KY (дата обращения: 01.06.2014).

88

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.