Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты признания Южной Осетии'

Международно-правовые аспекты признания Южной Осетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2300
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ / ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ГРУЗИЯ / РАСПАД СССР / RECOGNITION OF NEW STATES / RIGHT OF NATIONS TO SELF-DETERMINATION / PRINCIPLE OF TERRITORIAL INTEGRITY / SOUTH OSSETIA / GEORGIA / COLLAPSE OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хасанов Анвар Алишерович

В статье исследуются международно-правовые аспекты признания Южной Осетии. Анализируется выход Южной Осетии из состава Грузии с точки зрения советского законодательства и международного права. Отмечается, что Южная Осетия вошла в состав Грузии в советский период и, признавая незаконными все советские законодательные акты, Грузия сама прекратила все государственно-правовые отношения с этой территорией. Согласно Закону СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» за народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Отделяющиеся союзные республики можно было считать новыми государствами только при учете интересов всех входящих в них народов и после процедур, обеспечивающих каждому народу на территории союзной республики возможность выбора государственной принадлежности. Однако эти положения Грузией соблюдены не были. После распада СССР в декабре 1991 г. Верховный совет Южной Осетии назначил проведение референдума о независимости и воссоединении с Россией. В ходе референдума, проведенного 19 января 1992 г., большинство его участников высказались за независимость и присоединение к России. 29 мая 1992 г. Верховный совет Республики провозгласил независимость и создание самостоятельного государства Южная Осетия. Оценивая действия Грузии с точки зрения международного права, можно сделать вывод, что они были неправомерными. Грузия в результате вооруженного нападения на Южную Осетию нарушила такие принципы международного права, как запрещение применения силы или угрозы силой, уважение прав и свобод человека и самоопределение народов. Таким образом, Южная Осетия в соответствии с международным правом и законодательством СССР правомерно провозгласила свою независимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF RECOGNITION OF SOUTH OSSETIA

The article examines the international and legal aspects of the recognition of South Ossetia. The secession of South Ossetia from Georgia is analyzed from the point of view of Soviet legislation and international law. It is noted that South Ossetia became a part of Georgia during the Soviet period, and by considering as illegal all Soviet legislative acts, Georgia itself has ceased all state-legal relations with the region. According to the Law of the USSR of April 3, 1990 “On the procedure for resolving issues related to the secession of the union republic from the USSR” the peoples of the autonomous republics and of the autonomous entities preserve the right to independently resolve the question of staying in the USSR or in the seceding union republic, and the right to pose the question of their state-legal status. The seceding Union republics could be considered as new states only when the interests of all their citizens peoples were taken into account, and after the procedures that provide each nation in the territory of a union republic, the opportunity to choose their nationality. However, these provisions were not observed by Georgia. After the collapse of the USSR in December 1991, the Supreme Council of South Ossetia appointed a referendum on independence and reunification with Russia. During the referendum held on January 19, 1992, most of its participants spoke in favor of independence and accession to Russia. On May 29, 1992, the Supreme Council of the Republic proclaimed its independence and the creation of an independent state of South Ossetia. Thus, in accordance with international law and Soviet legislation, South Ossetia legitimately proclaimed its independence. Assessing the actions of Georgia from the standpoint of international law, we can conclude that they were illegal. Georgia as a result of an armed attack on South Ossetia violated such principles of international law as the prohibition of the use of force or threat of force, respect for human rights and freedoms and the self-determination of peoples.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты признания Южной Осетии»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИЗНАНИЯ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

ХАСАНОВ Анвар Алишерович, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: anvarkhas@yandex.ru

В статье исследуются международно-правовые аспекты признания Южной Осетии. Анализируется выход Южной Осетии из состава Грузии с точки зрения советского законодательства и международного права. Отмечается, что Южная Осетия вошла в состав Грузии в советский период и, признавая незаконными все советские законодательные акты, Грузия сама прекратила все государственно-правовые отношения с этой территорией.

Согласно Закону СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» за народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Отделяющиеся союзные республики можно было считать новыми государствами только при учете интересов всех входящих в них народов и после процедур, обеспечивающих каждому народу на территории союзной республики возможность выбора государственной принадлежности. Однако эти положения Грузией соблюдены не были.

После распада СССР в декабре 1991 г. Верховный совет Южной Осетии назначил проведение референдума о независимости и воссоединении с Россией. В ходе референдума, проведенного 19 января 1992 г., большинство его участников высказались за независимость и присоединение к России. 29 мая 1992 г. Верховный совет Республики провозгласил независимость и создание самостоятельного государства Южная Осетия.

Оценивая действия Грузии с точки зрения международного права, можно сделать вывод, что они были неправомерными. Грузия в результате вооруженного нападения на Южную Осетию нарушила такие принципы международного права, как запрещение применения силы или угрозы силой, уважение прав и свобод человека и самоопределение народов.

Таким образом, Южная Осетия в соответствии с международным правом и законодательством СССР правомерно провозгласила свою независимость.

Ключевые слова: признание новых государств, право народов на самоопределение, принцип территориальной целостности, Южная Осетия, Грузия, распад СССР.

INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF RECOGNITION OF SOUTH OSSETIA

A. A. KHASANOV, postgraduate student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: anvarkhas@yandex.ru

The article examines the international and legal aspects of the recognition of South Ossetia. The secession of South Ossetia from Georgia is analyzed from the point of view of Soviet legislation and international law. It is noted that South Ossetia became a part of Georgia during the Soviet period, and by considering as illegal all Soviet legislative acts, Georgia itself has ceased all state-legal relations with the region.

According to the Law of the USSR of April 3, 1990 "On the procedure for resolving issues related to the secession of the union republic from the USSR" the peoples of the autonomous republics and of the autonomous entities preserve the right to independently resolve the question of staying in the USSR or in the seceding union republic, and the right to pose the question of their statelegal status. The seceding Union republics could be considered as new states only when the interests of all their citizens peoples were taken into account, and after the procedures that provide each nation in the territory of a union republic, the opportunity to choose their nationality. However, these provisions were not observed by Georgia.

After the collapse of the USSR in December 1991, the Supreme Council of South Ossetia appointed a referendum on independence and reunification with Russia. During the referendum held on January 19, 1992, most of its participants spoke in favor of independence and accession to Russia. On May 29, 1992, the Supreme Council of the Republic proclaimed its independence and the creation of an independent state of South Ossetia.

Thus, in accordance with international law and Soviet legislation, South Ossetia legitimately proclaimed its independence.

Assessing the actions of Georgia from the standpoint of international law, we can conclude that they were illegal. Georgia as a result of an armed attack on South Ossetia violated such principles of international law as the prohibition of the use of force or threat of force, respect for human rights and freedoms and the self-determination of peoples.

Keywords: recognition of new states, the right of nations to self-determination, principle of territorial integrity, South Ossetia, Georgia, the collapse of the USSR.

DOI: 10.12737/art.2018.1.19

При изучении вопроса признания Южной Осетии необходимо обратить внимание на соответствие образования нового государства и провозглашения независимости международному праву и действующему в то время законодательству.

В 1774 г. Осетия, не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской империи, а в 1843 г. на южной части Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ. После распада Российской империи в 1917 г. вышедшая из состава России Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии, что повлекло волну выступлений протеста осетинского наро-да1. После установления в Грузии Советской власти Южная Осетия волевым путем была передана в состав Грузии на правах автономной области, а Северная осталась в составе России.

Грузино-осетинское противостояние продолжалось в последующем и в советский период. В 1939 г. Юго-Осетинская автономная область была переведе -на на грузинскую графику, а с 1944 г. — на грузинский язык обучения и делопроизводства. Проводилась активная политика ассимиляции. Эти действия вызвали острое недовольство и противодействие со стороны Южной Осетии2. В конце 1980-х гг. в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся дискриминацией негрузинского населения.

10 ноября 1989 г. на чрезвычайной XII сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области было принято решение преобразовать автономную область в автономную республику в составе Грузии, и Южная Осетия обратилась в Верховный Совет Грузинской ССР и Верховный Совет СССР с просьбой рассмотреть этот вопрос. Верховный Совет Грузинской ССР аннулировал решение Совета народных депутатов, ссылаясь на процедурные нарушения в ходе созыва и проведения сессии.

9 марта 1990 г. Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государ -ственного суверенитета Грузии», в котором признал, что ввод войск Советской Россией в Грузию в феврале 1921 г. являлся оккупацией, объявил незаконными и недействительными Союзный рабоче-крестьянский договор между ГССР и РСФСР от 21 мая 1921 г. и Союзный договор об образовании Закавказской федерации от 12 марта 1922 г. 20 июня 1990 г. Верховный Совет внес дополнения в названное постановление и объявил недействительными все акты, упразднявшие

1 См.: Чижевский В. С. Южная Осетия — навеки с Россией! Историко-правовое обоснование вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации: сб. документов и материалов. М., 2004. С. 10—11.

2 См.: Санакоев И. Б. Истоки и факторы эволюции гру-

зино-осетинского конфликта (1989—1992 гг.). Владикавказ, 2004. С. 22—23.

политические и другие институты меньшевистской Демократической Республики Грузия3.

Тем самым Юго-Осетинская автономная область также была признана незаконной вследствие вышеуказанных постановлений Верховного Совета Грузинской ССР. Исходя из этого, XIV сессия Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов решила признать Конституцию СССР и другие законодательные акты СССР единственно действующими на территории Юго-Осетинской автономной области.

Отменив действие всех законодательных актов после 1921 г., Грузия фактически аннулировала декрет Всегрузинского Центрального исполнительно -го комитета Советов и Совета народных комиссаров Грузии от 20 апреля 1922 г. об образовании автономной области Юго-Осетии и Закон Грузинской ССР от 12 ноября 1980 г. «О Юго-Осетинской автономной области».

Верховный совет Грузии в значительной степени разрушил четкую правовую базу статуса Южной Осе -тии, признав незаконными все законодательные акты после февраля 1921 г. Поскольку Юго-Осетинская автономная область была образована после февраля 1921 г., Грузия сама прекратила все государственно-правовые отношения с этой территорией. Чтобы устранить правовой вакуум, политическое руководство Южной Осетии с этого момента вынуждено было руководствоваться законами СССР, которые в сложившейся правовой коллизии пользовались верховенством.

20 сентября 1990 г. в Южной Осетии была принята Декларация о государственном суверенитете. В Декларации провозглашалось образование Юго-Осетинской Советской Демократической Республики в составе СССР. 28 ноября 1990 г. ЮОСДР была переименована в Юго-Осетинскую Советскую Республику (ЮОСР).

В ответ на это 11 декабря 1990 г. Верховный совет Республики Грузия под председательством З. Гам-сахурдия принял Закон «Об упразднении Юго-Осетинской автономной области». Принятие этого Закона противоречило ст. 3 Закона СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», которая устанавливала, что «территория союзной, автономной республики, автономного образования не может быть изменена без их согласия», а п. 2 ст. 6 этого Закона относил к исключительному ведению Союза «принятие в состав СССР новых союзных республик, утверждение образования новых и изменения статуса существующих автономных республик, автономных областей и автономных округов».

3 См.: Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: документы 1989—2006 гг. / сост. и коммент. М. А. Волхонский, В. А. Захаров, Н. Ю. Силаев. М., 2008. С. 25—26.

Это решение Указом Президента СССР от 7 января 1991 г. № УП-1286 «О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР» признано противоречащим Конституции СССР и законам СССР, установленному порядку решения вопросов об изменении статуса автономных образований. Согласно ст. 87 Конституции СССР Юго-Осетинская автономная область находится в со -ставе Грузинской ССР. В соответствии с п. 1 и 3 ст. 73 Конституции СССР ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик (п. 1); установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов госу -дарственной власти и управления (п. 3).

Таким образом, любое решение об изменении статуса автономных образований приобретает юридическую силу только после его утверждения высшими органами государственной власти СССР.

Меры, предусмотренные Указом Президента СССР от 7 января 1991 г., остались нереализованными. Это повлекло дальнейшее осложнение обстановки в Южной Осетии. Верховный Совет СССР в постановлении от 20 февраля 1991 г. № 1968-1 «О положении в Юго-Осетинской автономной области и мерах по стабилизации обстановки в регионе» отметил, что город Цхинвал блокирован незаконными вооруженными формированиями, лишен электроэнергии и тепла. Население города и автономной области испытывает острый недостаток продуктов питания, предметов первой необходимости. Сожжено и разграблено имущество граждан, ряда государственных учреждений, общественных организаций, областного театра. Подверглись надругательству памятники истории и культуры. Происходящее в Южной Осетии является грубым нарушением конституций СССР и Грузинской ССР, международных норм о правах человека. Верховный Совет СССР, признавая суверенные права Грузинской ССР на ее территориальную целостность, предложил начать переговоры о восстановлении структур государственной власти области.

Верховный совет Республики Грузия полностью проигнорировал Указ Президента СССР, расценив требования Указа как вмешательство во внутренние дела «суверенной республики».

17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Грузия отказалась от участия в референдуме и поставила вопрос о восстановлении государственной независимости. В то же время Южная Осетия приняла участие в референдуме и высказалась за сохранение СССР.

В соответствии со ст. 72 Конституции СССР 1977 г. «за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». Правовые аспекты

и процедура выхода из состава союзного государства регулировались Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Статья 3 этого Закона предусматривала, что «в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе». Таким образом, указанный Закон предоставлял Южной Осетии право на выбор одного из трех вариантов определения своей дальнейшей судьбы. Однако эти положения Закона Грузией выполнены не были.

Было также принято постановление Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 г. «О введении в действие Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"». В постановлении устанавливалось, что любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Зако -ну СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик.

Таким образом, в этом Законе были предусмотрены все условия и процедура выхода союзной республики, необходимые для получения суверенитета и образования самостоятельного государства. Отделяющиеся союзные республики можно было считать новыми государствами только при учете интересов всех входящих в них народов и после процедур, обеспечивающих каждому народу на территории союзной республики возможность выбора государственной принадлежности.

Верховный Совет СССР в постановлении от 25 фев -раля 1991 г. № 1975-1 «О ходе выполнения постановления Верховного Совета СССР об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР от 17 марта 1991 года» отмечал, что высшие органы власти отдельных республик, в том числе Республики Грузия, в нарушение Конституции и законодательства СССР фактически блокируют исполнение решения IV Съезда народных депутатов СССР о проведении референдума.

Тем самым лишение граждан возможности участвовать в референдуме противоречит Конституции и законам СССР, а также является нарушением прав человека на участие в управлении своей страной, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и в других международно-правовых документах.

Комитет конституционного надзора СССР принял постановление от 3 апреля 1993 г. № 18 «О законода-

тельных актах, принятых в связи с проведением референдума СССР», в котором указывалось, что в некоторых союзных республиках, в частности в Грузии, были приняты акты высших органов власти, так или иначе отступающие от положений законодательства Союза ССР о референдуме. Например, в актах Республики Грузия давалась оценка союзного референдума как «неприемлемого» и провозглашался отказ проводить его на своей территории, а также был назначен республиканский референдум о независимости Республики. Комитет конституционного надзора СССР подтвердил, что любые акты высших органов государственной власти республик, прямо или косвенно препятствующие гражданам СССР свободно участвовать в общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., противоречат Конституции СССР.

9 апреля 1991 г. Грузия провозгласила государственную независимость и вышла из СССР. После распада СССР в декабре 1991 г. Верховный совет Южной Осетии назначил проведение референдума о независимости и воссоединении с Россией. В ходе референдума, проведенного 19 января 1992 г., большинство его участников высказались за независимость и присоединение к России. 29 мая 1992 г. Верховный совет Республики провозгласил независимость и создание самостоятельного государства Южная Осетия.

21 июня 1992 г. Правительство России выступило с заявлением, в котором было отмечено, что эскалация вооруженного конфликта в этом регионе достигла критической точки. В заявлении подчеркивалось, что силовые действия, направленные на вытеснение негрузинского населения с территории Южной Осетии, грубо нарушают права человека. Нарастает поток беженцев в Северную Осетию, являющуюся частью Российской Федерации, что наносит непосредственный ущерб безопасности России. Правительство РФ решительно настаивало на немедленном прекращении огня, отводе вооруженных формирований обеих сторон от линии соприкосновения, прекращении действий террористических групп и предлагало незамедлительно приступить к переговорам с участием представителей Грузии, Южной Осетии, России, Северной Осетии по поиску путей политического решения юго-осетинской проблемы4.

24 июня 1992 г. в Сочи состоялась встреча Б. Н. Ель -цина и Э. А. Шеварднадзе, начались четырехсторонние переговоры с участием России, Грузии, Северной и Южной Осетии. По итогам переговоров было подписано соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Вооруженные столкновения были остановлены, но Грузия потеряла контроль над большей частью Южной Осетии, поэтому грузино-осетинский конфликт был не уре-

4 См.: Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: докумен-

ты 1989—2006 гг. С. 251—252.

гулирован, а только заморожен. Южная Осетия оказалась в экономической и транспортной блокаде. Не решался вопрос и о возвращении осетинских беженцев, проживавших до начала боевых действий в грузинских районах.

В Москве 31 октября 1994 г. состоялась встреча представителей Грузии, Северной Осетии, Южной Осетии и России при участии СБСЕ по вопросам дальнейшего развития процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и работе Сме -шанной контрольной комиссии. В соглашении было констатировано, что истекшие после подписания Сочинского соглашения два года не принесли существенных результатов в продвижении политического диалога. Было принято положение о Смешанной контрольной комиссии, которая являлась постоянно действующим органом четырех сторон, участвующих в урегулировании конфликта и ликвидации его последствий. Стороны также подтвердили свои обязательства решать все спорные вопросы мирным путем, не прибегая к использованию силы или к угрозе ее применения.

В 1992—1996 гг. в Южной Осетии формировались собственные государственные структуры, в частности МВД и военные ведомства. В непризнанной республике действовали своя конституция и парламент, а в 1996 г. введен пост президента. Первые президентские выборы прошли в Южной Осетии 10 ноября 1996 г.

В июне 2004 г. ситуация начала обостряться в связи с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашви-ли, взявшего курс на восстановление территориальной целостности страны. В июне—августе 2004 г. грузинская сторона применила силу против Южной Осетии в попытке решить проблему военным путем, нарушив ранее подписанные соглашения. Грузинские силы пытались установить контроль над стратегическими высотами у Цхинвала, но, понеся потери, были выведены из зоны конфликта.

12 ноября 2006 г. в Южной Осетии были проведены президентские выборы и референдум о независимости. На референдум был вынесен вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?». Большинство населения высказалось за независимость Южной Осетии.

В ночь на 8 августа 2008 г. грузинские силы в нарушение существующих соглашений о прекращении огня в зоне грузино-осетинского конфликта начали военные действия против Южной Осетии. Нападению подвергся российский миротворческий контингент, входящий в состав Смешанных сил по поддержанию мира. Российские миротворцы и мирные жители по -несли потери. Танковые подразделения Грузии вели огонь прямой наводкой по местам дислокации ОШ ССПМ и миротворческого батальона. В 6 часов утра

на южной окраине города грузинские подразделения перешли в наступление. Совет безопасности Южной Осетии обратился к России за помощью5.

12 августа 2008 г. по итогам переговоров Президента России Д. А. Медведева и Президента Франции Н. Саркози были согласованы шесть принципов урегулирования конфликтов:

1) не прибегать к использованию силы;

2) окончательно прекратить все военные действия;

3) свободный доступ к гуманитарной помощи;

4) вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации;

5) вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности;

6) начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии6.

Эдуард Кокойты и Сергей Багапш поставили подписи под шестью принципами урегулирования конфликтов, согласованными 12 августа президентами России и Франции в Москве. Эти принципы были объявлены, впоследствии к ним публично присоединилась Грузия7.

26 августа 2008 г. Президент России подписал Указ № 1261 «О признании Республики Южная Осетия». В Указе было сказано, что признание основано на волеизъявлении югоосетинского народа. МИД России поручалось провести с югоосетинской стороной переговоры об установлении дипломатических отношений и достигнутую договоренность оформить соответствующими документами. Кроме того, МИД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти было поручено провести переговоры с югоосетинской стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании.

5 сентября 2008 г. независимость Южной Осетии признала Республика Никарагуа, которая стала пер -вой в Латинской Америке страной, поддержавшей Южную Осетию. Президент Никарагуа Даниэль Ор-тега, выступая перед военнослужащими по случаю 29-й годовщины создания никарагуанской армии, заявил, что полностью поддерживает позицию Правительства РФ, которое путем диалога с европейскими

5 См.: Краткая хронология миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. URL: http://www.mid.ru/ru/ maps/os/-/asset_pubHsher/TJZmQ0F2n8YZ/content/id/322750.

6 URL: http://www.kremlin.ru/catalog/countries/XO/events/ page/7.

7 URL: http://www.kremlin.ru/catalog/countries/XO/events/ page/6.

странами прилагает усилия по мирному разрешению вооруженного конфликта.

10 сентября 2009 г. Президент Венесуэлы Уго Чавес на встрече в Москве с Президентом России Д. А. Медведевым заявил о том, что Венесуэла признает независимость Южной Осетии и Абхазии. 16 декабря 2009 г. были установлены дипломатические отношения между Науру и Южной Осетией.

5 сентября 2008 г. в Москве на саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) руководители государств-членов (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана) осудили действия Грузии в Южной Осетии и поддержали действия России8.

Главы государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), собравшись в Душанбе, по итогам состоявшегося в рамках заседания Совета глав государств обсуждения международных вопросов и ситуации в регионе заявили о том, что «выражают глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса и призывают соответствующие стороны путем диалога мирно разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам». Государства — члены ШОС приветствовали одобрение шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддержали активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в регионе. Участники ШОС подчеркнули необходимость сохранения в соответствии с международным правом единства и территориальной целостности государств9.

1 сентября 2008 г. Европейский Союз осудил одностороннее признание Россией Абхазии и Южной Осетии, указав, что это решение является неприемлемым, и призвал другие государства не признавать эту самопровозглашенную независимость10.

Оценивая действия Грузии с точки зрения международного права, можно сделать вывод, что они были неправомерными. В 1992 и 1994 гг. Грузия заключила с участием Южной Осетии и России международное соглашение, в соответствии с которым стороны обязались решать все спорные вопросы исключительно мирным путем, не применяя силу или угрозу ее применения. Грузия в нарушение указанного соглашения и международно-правовых принципов неприменения силы и угрозы силой совершила акт агрессии против Южной Осетии.

Согласно ст. 1 резолюции Генеральной Ассамблеи «Определение агрессии» «агрессией является

8 См.: БлищенкоВ. И., СолнцеваМ. М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве. М., 2014. С. 205.

9 См.: Душанбинская декларация глав государств — членов ШОС. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/287.

10 URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/

docs/pressData/en/ec/102545.pdf.

применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого го -сударства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении». В пояснительном примечании оговаривается, что термин «государство» «употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций»11.

В статье 39 Устава ООН сказано, что Совет Безопас -ности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Из этой статьи следует, что юридическую оценку совершения акта агрессии дает Совет Безопасности, но это не исключает право каждого государства определять те или иные действия другого государства как агрессию.

Согласно ст. 51 Устава ООН в случае вооруженного нападения государство имеет неотъемлемое право на коллективную или индивидуальную самооборону.

В пункте ст. 3 резолюции квалифицируется в качестве акта агрессии, в частности, нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства.

На момент вооруженного нападения Грузии Южная Осетия уже была государством.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинская сторона напала на Южную Осетию и российские миротворческие силы. Российская сторона вынуждена была использовать свое неотъемлемое право на самооборону, закрепленное в ст. 51 Устава ООН. Применение российской стороной силы имело цель защитить российский миротворческий контингент и граждан России от незаконных действий Грузии. Грузинская сторона совершила вооруженное нападение на российское подразделение в составе Смешанных сил по поддержанию мира. Российский миротворческий контингент выполнял на территории Южной Осетии свои функции в соответствии с международным мандатом. Таким образом, нападение на вооруженные силы другого государства является актом агрессии, и Россия имела право на самооборону.

Южной Осетии не осталось иного выбора, кроме как обеспечить свою безопасность и право на самоопределение с помощью отделения и образования независимого государства. Своими попытками силовыми действиями разрешить конфликт Грузия разрушила надежды на мирное урегулирование конфликта.

11 Определение агрессии. Резолюция 3314 (ХХ1Х) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml.

Грузинская сторона в качестве обоснования своей позиции апеллирует к принципу территориальной целостности, в то время как осетинская — к праву народов на самоопределение.

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (далее — Декларация о принципах международного права) «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава»12. Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

В Декларации о принципах международного права говорится о том, что «ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Таким образом, принцип территориальной целостности не применяется к государствам, которые не соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и не дают возможность реализовать внутреннее самоопределение в рамках существующего государства. Грузия в результате вооруженного нападения на Южную Осетию нарушила такие принципы международного права, как запрещение применения силы или угрозы силой, уважение прав и свобод человека и самоопределение народов.

В статье 1 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепляется, что «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: постоянное население; определенная территория; правительство и способность к вступлению в отношения с други-

12 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята 24 октября 1970 г. резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

ми государствами»13. Южная Осетия соответствует всем перечисленным критериям государственности.

В доктрине международного права выделяются конститутивная и декларативная теории признания государств. Согласно конститутивной теории международная правосубъектность государства зависит от его признания другими государствами. Согласно декларативной теории новое государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего существования. Правомерная реализация народом Южной Осетии права на самоопределение и фактический контроль своей территории подтверждает международную правосубъектность вне зависимости от признания другими государствами. Для того чтобы осуществлять международную правосубъектность, до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

статочно признания хотя бы одного субъекта международных отношений.

Признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия ссылается на известный косовский прецедент. Сразу после признания независимости Косово Россия заявляла, что это создает опасный прецедент и открывает «ящик Пандоры». Запад не признает выход Косово из состава Сербии прецедентом для других территорий, считая этот случай исключительным и уникальным. Однако ситуация в Южной Осетии также является уникальной, как и любой другой случай появления на международной арене нового государства.

Таким образом, признание Южной Осетии было ос -новано на международном праве и позволило правомерно реализовать право народа на самоопределение в форме создания нового независимого государства.

Блищенко В. И., Солнцева М. М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве. М., 2014.

Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: документы 1989—2006 гг. / сост. и коммент. М. А. Волхонский, В. А. Захаров, Н. Ю. Силаев. М., 2008.

Краткая хронология миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/os/-/asset_ publisher/TJZmQ0F2n8YZ/content/id/322750.

Санакоев И. Б. Истоки и факторы эволюции грузино-осетинского конфликта (1989—1992 гг.). Владикавказ, 2004.

Чижевский В. С. Южная Осетия — навеки с Россией! Историко-правовое обоснование вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации: сб. документов и материалов. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.