Научная статья на тему 'Республика Крым и Севастополь: первые итоги реализации государственных программ в экономической и социальной сферах'

Республика Крым и Севастополь: первые итоги реализации государственных программ в экономической и социальной сферах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / CRIMEA / SEVASTOPOL / FEDERAL TARGET PROGRAM / FREE ECONOMIC ZONE / GRANT REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Знаменщиков А. О.

Войдя в состав России, Крым оказался в уникальных экономических условиях. За короткий срок полуострову приходится перестраиваться на новое законодательство, налаживать экономические связи. После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. началась реализация масштабных проектов, направленных на модернизацию экономики Крыма и ее интеграцию с остальной частью России. В 2014 г. Крым получил статус свободной экономической зоны. Разработана и осуществляется Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма до 2022 г. Программа, в частности, включает строительство электросетевых объектов, в том числе энергомоста в Крым и кабельного перехода через Керченский пролив, строительство транспортного перехода через Керченский пролив (Крымский мост) и Федеральной трассы «Таврида», ряда объектов медицины и здравоохранения, водообеспечения, развитие промышленного комплекса, социальной сферы, туристско-рекреационных кластеров и др. В статье подводятся первые итоги реализации ряда государственных программ в экономической и социальной сферах за пять лет, прошедших после воссоединения Крыма с Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of Crimea and Sevastopol: First Results of Implementation of State Programs in Economic and Social Spheres

Having joined Russia, Crimea found itself in unique economic conditions. In a short period of time, the peninsula has to rebuild to new legislation and establish economic ties. After the reunification of Crimea with Russia in March 2014, large-scale projects aimed at modernizing Crimea ‘s economy and integrating it with the rest of Russia began. In 2014 Crimea received the status of a free economic zone. The Federal Target Program for Social and Economic Development of Crimea until 2022 has been developed and is being implemented. The program, in particular, includes the construction of electric grid facilities, including power bridge to Crimea and cable crossing through the Strait of Kerchen, construction of transport crossing through the Strait of Kerchen (Crimean Bridge) and the Federal Route Tavrida, a number of facilities of medicine and health care, water supply, development of industrial complex, social sphere, tourist and recreational clusters, etc. The article summarizes the first results of the implementation of a number of state programs in the economic and social spheres in the five years since the reunification of Crimea with the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Республика Крым и Севастополь: первые итоги реализации государственных программ в экономической и социальной сферах»

< DOI 10.22394/1726-1139-2019-10-100-109

2:

^ Республика Крым и Севастополь:

первые итоги реализации государственных программ в экономическом и социальном сферах

Знаменщиков А. О.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; znamm@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Войдя в состав России, Крым оказался в уникальных экономических условиях. За короткий срок полуострову приходится перестраиваться на новое законодательство, налаживать экономические связи. После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 г. началась реализация масштабных проектов, направленных на модернизацию экономики Крыма и ее интеграцию с остальной частью России. В 2014 г. Крым получил статус свободной экономической зоны. Разработана и осуществляется Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма до 2022 г. Программа, в частности, включает строительство электросетевых объектов, в том числе энергомоста в Крым и кабельного перехода через Керченский пролив, строительство транспортного перехода через Керченский пролив (Крымский мост) и Федеральной трассы «Таврида», ряда объектов медицины и здравоохранения, водообеспечения, развитие промышленного комплекса, социальной сферы, туристско-рекреационных кластеров и др. В статье подводятся первые итоги реализации ряда государственных программ в экономической и социальной сферах за пять лет, прошедших после воссоединения Крыма с Российской Федерацией.

Ключевые слова: Крым, Севастополь, Федеральная целевая программа, свободная экономическая зона, дотационный регион

Для цитирования: Знаменщиков А. О. Республика Крым и Севастополь: первые итоги реализации государственных программ в экономической и социальной сферах // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 100-109.

Republic of Crimea and Sevastopol: First Results of Implementation of State Programs in Economic and Social Spheres

Artem O. Znamenshchikov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; znamm@yandex.ru

ABSTRACT

Having joined Russia, Crimea found itself in unique economic conditions. In a short period of time, the peninsula has to rebuild to new legislation and establish economic ties. After the reunification of Crimea with Russia in March 2014, large-scale projects aimed at modernizing Crimea 's economy and integrating it with the rest of Russia began. In 2014 Crimea received the status of a free economic zone. The Federal Target Program for Social and Economic Development of Crimea until 2022 has been developed and is being implemented. The program, in particular, includes the construction of electric grid facilities, including power bridge to Crimea and cable crossing through the Strait of Kerchen, construction of transport crossing through the Strait of Kerchen (Crimean Bridge) and the Federal Route Tavrida, a number of facilities of medicine and health care, water supply, development of industrial complex, social sphere, tourist and recreational clusters, etc. The article summarizes the first results of the implementation of a number of state programs in the economic and social spheres in the five years since the reunification of Crimea with the Russian Federation.

Keywords: Crimea, Sevastopol, Federal target program, free economic zone, grant region

For citing: Znamenshchikov A. O. Republic of Crimea and Sevastopol: First Results of < Implementation of State Programs in Economic and Social Spheres // Administrative consulting. z 2019. N 10. P. 100-109.

Начало 2019 г. стало неким рубежом для Крыма в целом и города Севастополя в частности, так как это год подведения итогов первой пятилетки, которую новые регионы Российской Федерации прожили в рамках российской социально-экономической модели и российского правового поля. В течение всех прошедших пяти лет руководство страны уделяло этим двум регионам повышенное внимание, что подтверждалось рядом документов, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации.

Основополагающим документом по развитию указанных субъектов является Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». Согласно этому документу суммарный объем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) составляет 914 507,5 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 863 722,11 млн руб., бюджетов субъектов Российской Федерации — 19 726,11 млн руб. и внебюджетных источников — 31 059,28 млн руб.1

В программе обозначены, с одной стороны, риски и сдерживающие факторы развития новых территорий, с другой — описаны конкурентные преимущества новых субъектов Российской Федерации. Исходя из анализа ситуации на полуострове на момент его вхождения в состав России и различных негативных и позитивных факторов, была выработана соответствующая программа развития регионов. До 2020 г. в ней предусмотрено не только развитие, но и устранение ограничений в следующих основных сферах: транспортная и инженерная инфраструктура, электроснабжение и энергетический комплекс, водообеспечение. Большое внимание уделяется в Программе развитию промышленного комплекса, социальной сферы, туристско-рекреационных кластеров. Отдельно оговаривается необходимость обеспечения межнационального согласия. Большое значение в Программе придается оценкам эффективности привлекаемых инвестиций, выбору механизма ее реализации, а также возможным рискам. Риски и ключевые сдерживающие факторы в реализации Программы обусловлены нестабильной социально-политической обстановкой на Украине и продолжающимся обострением отношений во всех сферах между соседствующими странами.

Наряду с указанной ФЦП целью скорейшей гармонизации нормативных документов, определяющих вопросы политических, социальных, градостроительных, имущественных, земельных и ряда других важных отношений в Республике Крым и в городе Севастополь, Президентом РФ также был подписан Федеральный конституционный закон № 5 от 26 июня 2016 г., основной целью реализации которого является обеспечение скорейшей интеграции Республики Крым и города Севастополя в единое правовое поле Российской Федерации2. Для ускорения интеграции экономических субъектов полуострова в экономическую деятельность России Президентом России 28 июля 2016 г. был подписан указ о преобразовании двух федеральных округов: Южного и Крымского в единый Южный Федеральный округ.

1 Паспорт федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» [Электронный ресурс]. URL: http://os.economy.gov.ru/ documents/11006/0 (дата обращения: 20.05.2019).

2 О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный Конституционный закон от 23.06.2016 № 5-ФКЗ [Электронный ресурс] // СПС Контур. Норматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=275485 (дата обращения: 20.05.2019).

Такой шаг был предпринят для ускорения экономического, социального и культурного развития Республики Крым и г. Севастополя в едином правовом и социально-экономическом пространстве РФ.

Отдельно стоит отметить, что наряду с социально-экономическими и правовыми мерами в этих документах приведены меры по урегулированию межнациональных вопросов, реабилитации и восстановлению национальных прав народов Крыма, которые были депортированы из Крыма в 1944 г., определены планы, реализация которых призвана способствовать широкому развитию автономий различных национальных сообществ народов Крыма. Очевидно, что общая цель программы развития Крыма и Севастополя подразумевает устойчивое экономическое и социальное развитие ныне дотационных регионов и перевод их в разряд самодостаточных. В рамках данной статьи нам хотелось бы, отметив важность реализации социальных проектов, по которым отмечена позитивная динамика, сосредоточиться на экономических вопросах развития полуострова.

Скорейшая реализация важных энергетических и инфраструктурных проектов обеспечит новый импульс для экономического развития региона, что, в свою очередь, расширит и укрепит базу для обеспечения медицинских, образовательных и других социальных услуг в рассматриваемых регионах Крымского полуострова. Трудно переоценить значение этих проектов не только для города Севастополя и Крымского полуострова, но и для страны в целом. Одним из основных результатов деятельности Правительства РФ по развитию инфраструктуры новых российских субъектов стало обеспечение энергонезависимости этих регионов за счет их подключения к российским энергетическим мощностям посредством энергомоста. Кроме этого, в короткие сроки были построены Балаклавская и Таврическая ТЭС, суммарная мощность которых (порядка 2070 МВт) обеспечила энергетическую независимость г. Севастополя и Республики Крым.

В инфраструктурной сфере сразу три реализованных проекта призваны решить транспортную проблему. Из них самым дорогостоящим и весомым стало строительство 19-километрового транспортного моста через Керченский пролив стоимостью почти 228 млрд руб. Другой масштабный реализованный проект транспортной инфраструктуры — строительство нового аэровокзального комплекса симферопольского аэропорта, включающего современный терминал для обслуживания 6,5 млн пассажиров в год. Общая стоимость составила порядка 32 млрд руб. В конце 2018 г. было запущено движение автотранспорта по 190 км первой очереди новой трассы «Таврида», соединяющей Крымский мост с западной частью полуострова. Общая протяженность современной четырехполосной автодороги по плану составит свыше 250 км. Работы планируется завершить к 2022 г.1

На развитие собственно экономики ориентирован еще ряд документов. Одним из важных результатов государственной политики, направленной на экономическое развитие полуострова, является принятие Федерального закона РФ № 377-Ф3 от 29.11.2014 г. «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Действие режима «свободной экономической зоны» (СЭЗ) на территории г. Севастополя стартовало с 1 января 2015 г. Создана она сроком на 25 лет с возможностью последующей пролонгации. Она предусматривает особые правовые режимы предпринимательской и хозяйственной деятельности. СЭЗ — это один из эффективных инструментов для привлечения инвестиций в экономику Крыма и Севастополя. Развитие этого режима в городе Севастополь представлено в табл. 1.

1 Федеральную трассу «Таврида» в Крыму полностью закончат в 2022 году [Электронный ресурс]. иЯ1_: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6100044 (дата обращения: 20.05.2019).

Основные показатели по СэЗ г. Севастополя*

Table 1. Main indicators of FEZ of Sevastopol

Показатели (с нарастающим итогом) Годы

2016 2017 2018

Число участников СЭЗ 143 414 428

Объем капитальных вложений, млн руб. 1747,8 2896,4 4886,28

Создано рабочих мест 2369 4438 7443

Совокупный объем налогов, млн руб 1572,6 3072,8 нет данных

*По данным отчетов губернатора г. Севастополя о деятельности Правительства Севастополя за 2015-2018 гг.

Если в 2015 г. на территории города было зарегистрировано 259 участников СЭЗ, то в 2016 г. число участников сократилось до 143 из-за проблем, связанных с санкциями, нестабильной обстановкой на границах региона и вследствие ошибок руководства города. Начиная с 2016 г. ситуация в экономике города стала улучшаться, и в табл. 1 приведена динамика развития свободной экономической зоны на территории города Севастополя. По состоянию на 1 января 2019 г. в городе Севастополь число зарегистрированных организаций в качестве участников свободной экономической зоны достигло 428 единиц, то есть их количество в сравнении с 2016 г. увеличилось более чем в 2,6 раза.

Фактический объем капитальных вложений в 2015 г. составил 293,8 млн руб. Общий объем заявленных инвестиций по заключенным договорам в 2016 г. составлял 2,7 млрд руб., а количество рабочих мест, планируемых к созданию участниками свободной экономической зоны в г. Севастополь, достигло 2700 единиц. По состоянию на 1 января 2017 г. реальный объем капиталовложений составил только 1499 млн руб. С нарастающим итогом с 2015 по 2016 г. фактический объем капиталовложений участниками СЭЗ возрос до 1747,8 млн руб. По состоянию на 1 января 2019 г., нарастающим итогом с 2016 г., участники СЭЗ осуществили капитальные вложения в сумме 4886,28 млн руб.

В период существования СЭЗ на территории города Севастополя ее участниками было запланировано создание 8941 рабочих мест, в том числе 727 рабочих мест в 2018 г. Показатели по созданию рабочих мест перевыполняются, в частности, по состоянию на 01.10.2018, согласно отчетам участников СЭЗ, на территории города Севастополя было создано 7443 рабочих места, в том числе за 9 месяцев 2018 г. — 2808 рабочих мест1. Существенное превышение количества созданных рабочих мест над плановыми значениями обусловлено положительным экономическим эффектом СЭЗ, что повлекло интенсивный рост ряда предприятий — участников СЭЗ. Наиболее высокие показатели по количеству созданных рабочих мест в сфере предоставления услуг — 2310 ед., в промышленности — 1854 ед., в строительстве — 1426 ед., в сельском хозяйстве — 943 ед., 910 мест было создано в других секторах городского хозяйства. Консолидированный объем выручки участников «свободной экономической зоны» от продажи товаров,

1 Отчеты губернатора г. Севастополя о работе Правительства Севастополя за 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: Портал https://sev.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).

< работ и услуг за 2015 г. в городе Севастополе составил 2128,8 млн руб. Аналога гичные показатели за 2017 г. в 15 раз превысили результаты предыдущего го-

< да — 32 227,9 млн руб.

Совокупный объем налогов, уплаченных в 2015 г. участниками свободной экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в рамках заключенных договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, составил в Севастополе 103,6 млн руб. При этом за 2017 г. налоговые поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы от участников свободной экономической зоны на территории г. Севастополя составили 3072,8 млн руб., что более чем в 29 раз превышает аналогичный показатель за 2015 г.1

Под устойчивым развитием экономики экономисты обычно понимают рост таких количественных индикаторов, как ВВП, объемы производства, производительность труда и др. Однако необходимо учитывать тот факт, что, например, увеличение объемов производства само по себе не является однозначно положительным во всех отношениях фактором, поскольку с ростом объемов производства возрастает нагрузка на окружающую среду, меняется экологическая обстановка. Это обусловливает повышение экологических затрат и вложений в сферу здравоохранения, что может привести к снижению эффективности развития экономики. Поэтому при планировании роста экономики необходимо учитывать качество такого роста и величину затрат на экологию, здравоохранение, в качество жизни населения, то есть на создание здоровой среды обитания и обеспечение безопасности существования.

Возвращаясь к итогам работы СЭЗ, хочется отметить, что позитивные результаты не должны успокаивать и расслаблять. На пути интеграции в экономику России Севастополь, устраняя собственные локальные риски и проблемы, в полной мере ощутит общероссийскую ситуацию, связанную с внешнеполитической обстановкой и, в частности, введением экономических санкций против России. По нашему мнению, в условиях ограничительных санкций в отношении России и отдельных хозяйствующих субъектов, как российских, так и зарубежных, наблюдается снижение потенциала развития экономики РФ. Этот фактор обусловил ухудшение инвестиционного климата в России, высокую волатильность курса национальной валюты и цен на энергоресурсы на мировом рынке, а также общую социально-экономическую напряженность в стране. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы к окончанию программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года»2 при подготовке программ развития новых субъектов в последующие годы уделялось особое внимание новым подходам финансирования развития регионов, результатом которых было бы снижение их дотирования из федерального центра за счет увеличения наполняемости собственных региональных бюджетов в результате быстрого развития экономического потенциала новых субъектов РФ.

В настоящее время в городе Севастополе, с одной стороны, не наблюдается таких негативных тенденций, при которых предприятия города были бы на грани остановки и сокращения рабочих мест, что обусловило бы резкий рост безработицы и сопутствующие этому повышение социального напряжения в городе. С другой стороны, в Севастополе присутствует высокая зависимость всех сегментов бизнеса от работы предприятий по обслуживанию нужд Черноморского флота.

1 Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://economy. gov.ru/minec/main (дата обращения: 20.05.2019).

2 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Севастополя. URL: http://investsevastopol.ru/ru/fcp-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-krym-i-goroda-sevastopolya-do-2020-goda (дата обращения: 20.05.2019).

Учитывая высокую нестабильность в окружении бизнеса и отсутствие явных положительных трендов в работе предприятий, ситуация в городе имеет высокую степень риска стагнации экономики. В табл. 2 приведены показатели доходной части бюджета города за период с 2015 по 2017 гг. (млрд руб.). Кроме этого, в табл. 2 представлена структура налоговых поступлений в бюджет города по источникам налоговых доходов.

Данные табл. 2 показывают, что основными составляющими бюджета г. Севастополя в 2017 г. являются: поступления из федерального бюджета (около 60%); поступления от налогов на доходы физических лиц (около 22%). Данные этой таблицы показывают постоянное повышение поступления налогов на доходы физических лиц, что обусловлено постоянным ростом заработной платы в рассматриваемом периоде (на 41,1% в 2017 г. в сравнении с 2015 г.). При этом необходимо учесть, что из общего поступления НДФЛ в бюджете города более 60% составляют поступления от налогов на доходы работников градообразующего предприятия, что составляет около 20% от доходной части бюджета города в целом.

Бюджет города был запланирован с достаточно оптимистичным сценарием с учетом налоговых поступлений от предприятий города, которые формируют его наполнение до 30%. Однако итоги работы предприятий в 2017 г. показывают, что их прибыль снизилась, соответственно, упали и налоговые отчисления. Кроме того, на снижение налога от прибыли повлиял переход ряда предприятий в СЭЗ, что обусловило применение льготных налоговых ставок. За январь 2018 г. наблюдаются отклонения по прибыли в меньшую сторону от показателя, который был представлен в долгосрочном плане. В связи со снижением доходности предприятий города были «заморожены» инвестиционные проекты. Это, в свою очередь, также негативно сказывается на экономике города и покупательском спросе, особенно учитывая эффект мультипликатора.

На данный момент Крым и Севастополь относятся к дотационным регионам РФ1. Министерство финансов Российской Федерации на своем сайте показывает ряд финансовых показателей по регионам страны, включая суммы дотаций, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов федерации (табл. 3). Данные этой таблицы позволяют сделать следующие выводы:

• в 2018 г. в сравнении с 2016 г. дотации для г. Севастополя выросли только на 4,8%, что значительно ниже в сравнении с рядом регионов РФ, а для республики Крым дотации снизились за этот период на 21,7%;

• налоговый потенциал г. Севастополя за рассматриваемый период возрос на 47,2%, а для Республики Крым он вырос на 92, 4%, Это свидетельствует о положительных тенденциях в сборе налогов в этих регионах.

В табл. 3 представлен достаточно важный показатель — индекс налогового потенциала региона (ИНПР), который рассчитывался как отношение суммы налогов по региону на региональную душу населения к сумме налогов по РФ на душу населения по РФ. Расчетные показатели для всех рассмотренных регионов определялись по этому же методу, результаты представлены в стб. 6 табл. 3. Анализ полученных значений ИНПР для города Севастополя позволяет сделать вывод, что в 2018 г. значение этого индекса увеличилось на 27,7% относительно аналогичного показателя за 2016 г. Такой рост мог быть обусловлен несколькими факторами: увеличением величины заработных плат на предприятиях города, ростом числа источников налогообложения и улучшением работы налоговой инспекции по собираемости налогов. Этот результат корреспондируется с выводами по табл. 2.

1 9 вопросов про 5 лет: что Крым получил от присоединения к России [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/03/2019/5c8a64619a79470b9dafbee0 (дата обращения: 20.05.2019).

Основные показатели доходов бюджета г. Севастополя

Table 2. Main indicators of budget revenues of Sevastopol

Источники налоговых поступлений Утверждено решением Законодательного собрания, г. Севастополя, млрд руб. Структура налоговых поступлений по источникам, %

2015 2016 2017 2015 2016 2017

Налог на доход физических лиц 4,758 5,974 6,718 22 27 22

Налог на прибыль организаций 1,312 1,648 1,391 6 8 4,50

Акцизы 0,246 0,309 0,729 1 1 2

Доходы от применения спец. режимов (УСН, ЕНВД, единый с/х налог) 0,49 0,618 1,323 2 3 4

Прочие налоговые доходы 0,494 0,618 0,589 2 3 2

Неналоговые доходы 0,902 1,133 1,638 4 5 5

Безвозмездные поступления 13 11,5 18,538 61 53 60

Итого 21,202 21,8 30,926 100 100 100

Источник: Данные портала Минфина РФ (https://www.minfin.ru/ru).

В табл. 4 приведены данные, которые позволяют проанализировать такие показатели, как налоговые поступления в бюджет, изменение уровня дотаций всего и в расчете на одного жителя города в сравнении с такими показателями для других дотационных регионов РФ, а также тенденции в изменении стоимости фиксированного набора товаров и слуг в регионе.

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать важный вывод: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности г. Севастополя минимальны в сравнении с другими дотационными регионами. Например, для республики Крым этот показатель выше на 52,6%, для республики Дагестан — более чем в 3 раза, а для Камчатского края — выше в 7,5 раза. Это свидетельствует о сравнительно низком уровне расходов федерального бюджета для выравнивания бюджетной обеспеченности г. Севастополя. Вместе с этим следует отметить рост стоимости корзины фиксированного набора товаров и услуг в рассматриваемом периоде в сравнении с другими регионами. Для оценки тенденции роста стоимости товаров на рынке города рассматривался показатель отношения стоимости корзины фиксированного набора товаров в отдельном регионе к стоимости такой же корзины товаров и услуг по России в целом. Полученные результаты представлены в ст. 3 таблицы 4. В ст. 4 этой таблицы представлены данные об изменении этого показателя в 2018 г. относительно 2016 г. Наибольший рост цен наблюдается для г. Севастополя (на 30,8%), в республике Крым рост цен составил 18,3%.

Рост стоимости корзины товаров и услуг для Крыма и Севастополя был обусловлен, в основном, конфликтом между Украиной и РФ, в результате которого Украина перестала поставлять относительно дешевые продукты и товары на крымские рынки. Если учесть, что доля таких поставок закрывала 80% потребностей Крыма и Севастополя, а интернет-услугами Крымский полуостров был обеспечен на 100%

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2016 и 2018 гг.

ТаЫеЗ. Allocation of grants to equalize the budgetary security of the constituent entities of the Russian Federation for 2016 and 2018

<

ro

О

7s

О m

7s

О x

О <

TD

О

го >

hO

о

Регион Численность постоянного населения, тыс. чел. Всего дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ к утверждению, тыс. руб. Изменение суммы дотаций в 2018 по отношению к 2016, % Всего налоговый потенциал региона, тыс. руб. Изменение суммы налогов в 2018 по отношению к 2016, % Индекс налогового потенциала региона

1 2 3 4 5 6

на 01.01. 2015 на 01.01.2017 на 2016 на 2018 2018/ 2016 на 2016 на 2018 2018/ 2016 на 2016 на 2018

Республика Дагестан 2990,4 3041,9 46 722123 59065832,5 +26,4 32959364 38295416 +16,2% 0,221 0,209

Республика Саха (Якутия) 956,9 962,8 43 189612 43944 997,7 +1,7 101340989 126105681 24,4% 2,126 2,177

Камчатский край 317,3 314,7 37486695 39357697,2 +5,0 23009718 27928845 +21,4% 1,456 1,475

Чеченская Республика 1370,3 1419,9 22162866 27078463,8 +22,2 14520014 19222347 +32,4% 0,213 0,226

Республика Ингушетия 463,9 480,5 9264891 9197281,2 -0,7 4278077 5408435 +26,4% 0,185 0,187

Республика Крым 1895,9 1912,2 22 333 637 17714025,6 -21,7 24115202 46 390427 +92,4% 0,255 0,403

г. Севастополь 399,0 428,8 2482326 2602071,2 +4,8 6952055 10232636 +47,2% 0,350 0,397

Итого по РФ 146267,3 146 804,4 514 599 728 645144288,2 +25,3 7287915279 8831546 898 +21,2% 1 1

О Источник: Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/11/ ">1 maiiVFFPR_na_2018-2020_01.11.2017.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A LINEA

A LINEA

О 00

Таблица 4

Отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в регионе к среднему по РФ

Table 4. Ratio of the cost of a fixed set of goods and services in the region to the average

in the Russian Federation

Субъекты Российской Федерации Всего дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ к утверждению, тыс. руб. Дотации на душу населения, руб. Отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в регионе к среднему по Российской Федерации Темпы роста стоимости фиксированного набора товаров и услуг в регионе к среднему по РФ в 2018 г. по отношению 2016 г., проценты

1 2 3 4

на 2016 г. на 2018 г. 2016 г. 2018 г. 2016 г. 2018 г. (ст. 3 за 2018/ст. 3 за 2016) х 100

Республика Дагестан 46 722 123 59 065 832,5 15 624 19 417 0,868 0,884 101,8

Республика Саха (Якутия) 43 189 612 43 944 997,7 45 144 45 643 1,242 1,258 101,3

Камчатский край 37 486 695 39 357 697,2 118 142 125 064 1,657 1,699 102,5

Чеченская Республика 22 162 866 27 078 463,8 16 147 19 071 0,923 0,985 99,0

Республика Ингушетия 9 264 891 9 197 281,2 19 972 19 141 0,835 0,827 106,7

Республика Крым 22 333 637 17 714 025,6 11 780 9264 0,775 0,917 118,3

г. Севастополь 2 482 326 2 602 071,2 6221 6068 0,708 0,926 130,8

Среднее по РФ — 3518 4394 — — —

hO

о

CD

Источник: Данные портала Минфина РФ.

украинскими провайдерами, то последствия блокады Украиной Крыма сразу же отразились на ценах товаров и услуг.

Другим фактором, повлиявшим на рост цен в регионе, является увеличение пенсий и заработной платы для жителей Крыма и Севастополя. Вместе с этим стабилизация цен на услуги, особенно в системе ЖКХ, и на товары требует особого внимания. Для решения данной проблемы возможно правительству региона потребуется пересмотреть структурные изменения в инвестиционной политике. Это требование обусловлено необходимостью крупных капиталовложений в сельскохозяйственный сектор, что, несомненно, скажется на продовольственной безопасности города.

Особого внимания потребуют проекты по развитию производства мяса птицы, овощеводства и садоводства в г. Севастополе с целью достижения автономии в обеспечении населения города широким набором продуктов питания. Также можно предполагать, что стабилизации цен на товары и услуги будет способствовать введение мега-проектов по обеспечению полуострова транспортными, энергетическими, водными ресурсами, и, несмотря, на экономические санкции в отношении России, местные предприятия получат мощный импульс для развития, что обусловит повышение жизненного уровня населения Севастополя и Республики Крым.

Об авторе:

Знаменщиков Артем Олегович, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); znamm@yandex.ru

About the author:

Artem o. Znamenshchikov, Gradúate student of the Chair of State and Municipal Management of North-West Institute of Management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation); znamm@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.