УДК 338
JEL L9
Байкова Оксана Викторовна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Суменков Антон Олегович
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Baikova Oksana
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
Sumenkov Anton
Postgraduate student, State University
of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-4277-2019-4-55-61
ОРГАНИЗАЦИЯ ГАЗИФИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация. Рассмотрены проблемы в газификации населения Республики Крым. Выявлено, что отсутствие газа в населенных пунктах республики сдерживает развитие социальной инфраструктуры, т. к. газовое топливо дает существенную экономию денежных средств для потребителей. Перечислены приоритетные аспекты газификации в регионах и в Республике Крым. Названы условия приоритетного выделения инвестиций на газификацию региона. Предложены решения проблем между региональным органом государственной власти и представителями бизнеса. Приведены существующие примеры по газификации.
Ключевые слова: Республика Крым, ПАО «Газпром», план газификации, населенные пункты, законодательство, 44-ФЗ от 05.04.2013 г., экономическое развитие.
ORGANIZATION OF GASIFICATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract. The problems of gasification of the population of the Republic of Crimea have been considered. It has been revealed, that the lack of gas in the settlements of the Republic hinders the development of social infrastructure, as gas fuel provides significant saving money for consumers. The priority aspects of gasification in the regions and in the Republic of Crimea have been listed. The conditions of priority allocation of investments for gasification of the region have been named. Solutions to the problems between the regional government and business representatives have been offered. The existing examples of gasification have been adduced.
Keywords: Republic of Crimea, PJSC «Gazprom», gasification plan, settlements, legislation, Federal Law 44 of 05.04.2013, economic development.
Система газоснабжения Республики Крым устарела и давно нуждается в реконструкции. Большинство населения региона до сих пор не обеспечено газоснабжением. Более того, очень часто случаются сбои с газоснабжением и в крупных городах. Именно поэтому данный вопрос очень актуален и требует немедленных действий.
Развитие газовой промышленности на сегодняшний день одно из важнейших направлений экономики и промышленности Российской Федерации (далее - РФ). Природный газ - высокоэффективный и экологически чистый энергоноситель. В будущем его планируют использовать во всех звеньях общественного производства, что обусловлено снижением удельных расходов топлива, и подтверждает его эффективность. В настоящее время реализация госпрограммы «Газификация населенных пунктов Республики Крым», которая предполагает газификацию полуострова до 2022 г. и ход строительства новых газопроводов идет по графику [5; 12].
Планами газификации охвачено большинство сельскохозяйственных районов Республики Крым. На данный момент идет плотная работа и разработка схем по переустройству газовых сетей по действующим нормативам [6].
Задачи программы «Газификация населенных пунктов Республики Крым»:
- развитие и модернизация системы газоснабжения в соответствии с потребностями жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных потребителей Республики Крым;
- определение очередности газификации населенных пунктов Республики Крым;
- увеличение газифицированных населенных пунктов Республики Крым;
- расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива [8].
© Байкова О.В., Суменков А.О., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Требуется уделить особое внимание в организации импортозамещения в РФ, и, учитывая, что Крым является особым экономическим регионом, ему нужно уделять особое внимание. Предстоит повысить действенность региона, внутри должен быть создан по-настоящему благоприятный инвестиционный и экономический климат, в том числе в целях более эффективного привлечения реальных, а не офшорных прямых и зарубежных инвестиций [1].
В Крыму в 2015 г. создана Свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) до 2040 г., в которой зарегистрировано более 800 участников с инвестициями на 80 млрд руб. [16]. Условия СЭЗ для бизнеса заключаются в максимальной 2 % ставке налога на прибыль в течение первых 3 лет ведения экономической деятельности, 6 % - с 4 до 8 лет, 13,5 % - с 9 года работы, 7,6 % страховых взносов с заработной платы в течение первых 10 лет, нулевой ставке налога на имущество организаций, 4 % ставке налога при упрощенной налоговой системе, возможность применения повышенного коэффициента для амортизации. Если налоги на прибыль в региональные бюджеты уплачиваются по пониженным ставкам, то в федеральный бюджет - по нулевым в течение первых 10 лет. Для получения налоговых льгот можно заниматься на территории Крыма любой деятельностью, кроме пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, предоставив инвестиционную декларацию об осуществлении инвестиционного проекта в Крыму.
Кроме того, в Крыму создана Свободная таможенная зона (далее - СТЗ), в ведении которой любые товары размещаются и используются на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин, не применяются меры нетарифного регулирования. Однако если компания приобрела товары в рамках СТЗ или изготовила свою продукцию с применением этих товаров, то она обязана доплатить таможенные пошлины и сборы в случае вывоза этих товаров. Для этого случая предусмотрен срок давности - 5 лет.
Приоритетной целью реформирования и усовершенствования газовой отрасли в регионе в ближайшее время является создание условий для формирования рациональной структуры топливно-энергетического баланса региона, которое будет оплотом устойчивого развития экономики: необходимо добиваться эффективности функционирования газовой отрасли, снижения всевозможных издержек потребителей и повышения качества их обслуживания.
Выделим основные направления реформирования:
- совершенствование организационной структуры газовой отрасли;
- создание благоприятных условий для развития;
- улучшение участия государства в управлении газовой отраслью и поощрение государством потребителей;
- совершенствование системы ценообразования и налогообложения.
В целом для развития Крыма присущи следующие проблемы:
- политическая нестабильность в приграничных районах Украины;
- санкции, ослабление международных внешнеэкономических связей;
- недостаточность обеспеченности региона источниками питьевой воды, продовольствия, источниками энергии;
- неравномерное распределение по территории Крыма природных ресурсов, производственного, туристического, транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
- территориальное неравенство в уровне жизни населения;
- низкая конкурентоспособность промышленного сектора в связи с монополизацией/олигополизацией и ведением локализованной экономической деятельности;
- необходимо активизировать усилия на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для формирования и развития органов управления, сил и средств системы гражданской защиты на территории Крымского федерального округа;
- ухудшение экологической обстановки.
Уже можно утверждать, что конкурентный потенциал данного макрорегиона будет существенно расти после завершения строительства моста через Керченский пролив, что обеспечит более тесную интеграцию хозяйственного комплекса Крыма с общероссийской экономикой.
Очевидно, что в Крыму СЭЗ создавали для обеспечения ускоренного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополь, которое позволило бы этим субъектам преодолеть отрыв от среднероссийских показателей. Динамичное развитие Крыма, превращение его в зону роста - бесспорная цель федеральной
политики. Однако достижение этой цели может сдерживаться объективными факторами, прежде всего, сохраняющимися санкциями. Кроме того, негативную роль может сыграть эффект низкой базы, когда инвестиции будут идти в те субъекты РФ, где есть сложившаяся научно-исследовательская база, эффективно работающие предприятия, которые могут быть потребителями или поставщиками продукции в технологических цепочках, и т. д. К тому же пока сложно однозначно оценить, как скажется на темпах социально-экономического развития Крыма решение инфраструктурных проблем полуострова, в том числе обеспечение его связанности с остальными российскими регионами с помощью Крымского моста.
Сама газификация Республики Крым формировалась на основании предложений администраций региона с учетом представленных данных по потребителям (домовладениям, котельным и т. д.). ПАО «Газпром» профинансирует строительство межпоселковых газопроводов и проведение газа до населенных пунктов. Региональные и местные власти в свою очередь отвечают за строительство уличных распределительных сетей и подготовку потребителей к приему газа в соответствии с ежегодно утверждаемыми председателем Правления ПАО «Газпром» и главами администрации Республики Крым планами-графиками синхронизации выполнения программ газификации [7].
ПАО «Газпром» - коммерческая организация, поэтому решение об участии в газификации Республики Крым принимается на основе расчетов экономической эффективности. Приоритетность газификации в регионах определяется с учетом анализа таких документов и факторов:
- соглашение о сотрудничестве с ПАО «Газпром»;
- договор о газификации с ПАО «Газпром»;
- генеральная схема газоснабжения и газификации региона;
- уровень оплаты за текущие поставки газа;
- уровень задолженности за газ потребителей, финансируемых из местного бюджета;
- экономическая эффективность проекта;
- удаленность потребителя от магистрального газопровода;
- загрузка мощностей ПАО «Газпром» и др [1; 9].
Для успешного развития промышленности, сельского хозяйства и освоения территорий, существует значительная потребность в трудовых и человеческих ресурсах. Основными фактороми привлечения населения для дальнейшего проживания в регионе, являются:
- создание социальной и инженерной инфраструктуры регионов;
- комплексная газификация городов и сельских поселений.
Не стоит забывать об энергетической безопасности, набор и особенности угроз в которой, в определенной мере различаются как между федеральным и региональным уровнями, так и между разными регионами. Например, энергетическая независимость не является проблемой для России в целом, но для большинства регионов страны и, в частности Республики Крым, она трансформируется в две проблемы: достаточности (по пропускным способностям), доступности. В частности, очень остро стоит проблема устойчивости тепло- и электроснабжения в регионе, вынужденно ориентированных преимущественно на местное твердое топливо (привозное топливо труднодоступно из-за высоких транспортных тарифов, а собственного газа нет или его мало).
Не стоит забывать, что вопросы газификации жилых домов, объектов социальной сферы и различным бюджетным и социально значимым объектам требуется уделить особое внимание.
До недавнего времени Крым был в прямом смысле отрезан от России, а его изоляция со стороны соседних стран наложила свой отпечаток на снижение притока туристов с 2014 г., тем самым оказывая понижающее воздействие на доходы населения. При этом стоимость услуг ЖКХ возросла.
В настоящее время из 1 022 населенных пунктов Республики Крым остаются не газифицированными 556 сел и г. Алупка, что составляет 54 % от общего их количества [7].
Такая крупная и наиболее важная для региона компания, как «Крымгазсети», должна в первую очередь принимать решения, которые выгодно скажутся как для компании, так и для экономики региона в целом, не забывая при этом о населении.
В основном газопроводы, прокладываемые в городах и населенных пунктах, классифицируются по следующим показателям:
- вид транспортируемого газа: природный, попутный нефтяной, сжиженный углеводородный, искусственный, смешанный;
- давление газа: низкое, среднее, высокое;
- местоположение относительно земли: подземные (подводные), надземные (надводные);
- назначение в системе газоснабжения: городские магистральные, распределительные, вводы, вводные газопроводы (ввод в здание), импульсные, продувочные;
- расположение в системе планировки городов и населенных пунктов: наружные, внутренние;
- принцип построения (распределительные газопроводы): закольцованные, тупиковые, смешанные;
- материал труб: металлические, неметаллические [10].
Переход на газовое топливо положительно оценится во всех регионах Республики Крым.
Переход на газовое топливо не только дает существенную экономию денежных средств бюджета муниципального образования и личных средств граждан, но и значительно улучшает экологическую ситуацию, а также позволяет легко соблюдать должный температурный режим в проблемных объектах социальной сферы в условиях сибирской зимы.
Также можно применить и разработать методическую и практическую программу или подход к оценке социально-экономической и бюджетной эффективности реализации инвестиционных проектов, включающих в себя программу газоснабжения, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, а также автоматизированной программы, позволяющей выполнять указанные расчеты. Главное, чтобы предложенные программы или подходы никак не влияли на процесс газоснабжения.
В 2017 г. запланированные мероприятия программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [4] не выполнили на 11 % (неосвоенная сумма бюджетных средств составила 5,5 млрд руб.). Как заявил глава республики С. Аксенов, задержки в реализации федеральной целевой программы объясняются как объективными, так и субъективными причинами [17]. Среди субъективных причин стоит выделить некомпетентность отдельных должностных лиц, среди объективных - недоработки механизмов обжалования конкурсов. Изначально на программу предполагалось потратить около 680 млрд руб., однако, впоследствии бюджет был увеличен до 825,4 млрд руб. В основном, программа включала инфраструктурные проекты. С другой стороны, ВРИО губернатора Севастополя Д. Овсяников считает, что реализации программы помешало Минэкономразвития, которое слишком долго проверяет пакеты документов, отправляемые для одобрения инвестиций. По словам Д. Овсяникова, из 8,3 млрд руб. по программе одобрены и подписаны инвестиции на 57 млн руб., по остальным инвестиционным проектам правительство Севастополя ожидает ответа из федерального центра [14]. Это объясняется тем, что механизм в рамках программы не был достаточно проработан, поэтому для одобрения Минэкономразвития требует все новые подтверждающие документы.
Существует необходимость повышения уровня обеспечения природным газом всех категорий потребителей и улучшение социально-экономических условий жизни населения Республики Крым.
Для достижения озвученных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические основы газификации региона;
- провести анализ и обобщить зарубежный опыт газификации с целью возможного использования применяемых методов, инструментов и решений в российских условиях;
- рассмотреть современное состояние и перспективы развития газификации;
- изучить методические подходы к программе газификации, рассмотрев все организационно-экономические аспекты;
- найти и применить модель формирования принципов оценки эффективности использования газа при газификации;
- раскрыть социально-экономическую природу газоснабжения;
- оценить и обосновать механизм регулирования естественных монополий в сфере газоснабжения;
- оценить состояние и проанализировать основные тенденции развития газового хозяйства региона.
Процесс газоснабжения сложный. При проектировании сетей газораспределения и газопотребления поселений и промышленных предприятий нужно решать следующие вопросы:
- выявлять потребителей газа на газифицируемой территории и рассчитывать расходы газа для каждого из них;
- определять места и способ прокладки газопроводов;
- определять сметную стоимость строительства газопроводов и всех сооружений на них;
- разрабатывать мероприятия по защите газопроводов и их безопасной эксплуатации [11].
На данный момент парламентарии ведут активную работу. Произошло согласование поправок в Государственную программу «Развитие промышленного комплекса на 2018-2020 годы» [3] в части модернизации и технического перевооружения промышленных предприятий, создания новых промышленных производств, содействие кадровому обеспечению промышленности и др. Одобрение народных избранников получили и поправки в Госпрограмму Республики Крым «Развитие торговой деятельности на 2018-2020 годы» [13].
Можно применять и существующие примеры из других регионов по газификации Республики Крым. Например, Министерство энергетики Московской области разработало новый проект газификации населения - «Умная газификация». Его главная цель - подключить к газу малочисленные населенные пункты, садовые и дачные товарищества, не соответствующие критериям включения в программу правительства Подмосковья «Развитие газификации в Московской области до 2025 года» [15].
На сегодняшний день на Единой информационной системе в сфере закупок произведено много закупок для газоснабжения Республики Крым. Основной положительный момент содержится в части 8 статьи 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где разрешено осуществлять закупки по газоснабжению, что значительно упрощает процедуру закупки [2].
Вопрос кардинального повышения газификации Республики Крым крайне значимый и, в конечном счете, это внесет вклад для всей экономики региона.
Библиографический список
1. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// minenergo.gov.ru/sites/default/files/2016-07-05_Korrektirovka_generalnyh_shem_razvitiya_neftyanoy_i_gazovoy_otrasley_ na_period_do_2035_goda.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 22.01.2019).
3. Закон Республики Крым «О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 22.12.2017 г. № 447-ЗРК/2017 (принят Государственным Советом Республики Крым 21.12.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?base=RLAW509&dst=470700&n=33519&req=doc#05513778789651721 (дата обращения: 05.02.2019).
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» от 11.08.2014 г. № 790 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70614732/#77 (дата обращения: 20.01.2019).
5. Государственная программа «Газификация населенных пунктов Республики Крым 2018-2022» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://mtop.rk.gov.ru/document/show/118 (дата обращения: 22.01.2019).
6. СНиП 2.04.08-87*. Строительные нормы и правила. Газоснабжение (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.03.1987 г. № 54) (ред. от 04.04.1995 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 18.01.2019).
7. Байкова, О. В. Методика оценки эффективности организационно-экономических механизмов работы газовой отрасли / О. В. Байкова, Е. А. Милованова // Вестник университета. - 2014. - № 17. - С. 66-71.
8. Байкова, О. В. Газификация населения Республики Крым / О. В. Байкова, А. О. Суменков // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления в ТЭК - 2017». - М.: ГУУ 2017. - С. 31-33.
9. Канке, А. А. Проблемы иноновационного развития малотоннажной газохимии / Материалы 21-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2016». Выпуск 1. - М.: ГУУ, 2016. - C. 98-102.
10. Колпакова, Н. В. Газоснабжение / Н. В. Колпакова, А. С. Колпаков. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 28 с.
11. Колибаба, О. Б. и др. Основы проектирования и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления / О. Б. Ко-либаба, В. Ф. Никишов, М. Ю. Ометова. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 204 с.
12. В Крыму газифицировано 74 % населенных пунктов [Электронный ресурс] // Вести-Крым.рф. - Режим доступа: https:// vesti-k.ru/v-krymu-gazificirovano-74-naselennyx-punktov/ (дата обращения: 18.01.2019).
13. Комитет по промышленности одобрил поправки в республиканские программы по газификации, развитию промышленного комплекса и торговой деятельности [Электронный ресурс] // Крымский сайт. - Режим доступа: https://crimea.kz/339709-Komitet-po-promyshlennosti-odobril-popravki-v-respublikanskie-programmy-po-gazifikacii-razvitiyu-promyshlennogo-kompleksa-i-torgovoiy-deyatel-nosti.html 14/09/2018/ (дата обращения: 18.01.2019).
14. Правительству Севастополя мешает Минэкономразвития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevastopol. press/2017/02/16/pravitelstvu-sevastopolja-meshaet-minekonomrazvitia/ (дата обращения: 18.01.2019).
15. Проект «Умная газификация» в Подмосковье [Электронный ресурс] // Правительство Московской области. - Режим доступа: http://mosreg.ru/sobytiya/infografika/proekt-umnaya-gazifikaciya-v-podmoskove (дата обращения: 22.01.2019).
16. Стратегия-2030 для Крыма: четыре главные проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/ news/2017/04/21/strategiya-2030-dlya-kryma-chetyre-glavnye-problemy (дата обращения: 18.01.2019).
17. Что тормозит развитие Крыма? [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. - Режим доступа: https://regnum.ru/ news/2361763.html (дата обращения: 18.01.2019).
References
1. General'naya skhema razvitiya gazovoi otrasli na period do 2030 goda [The general scheme for the development of the gas industry for the period up to 2030]. Available at: https://minenergo.gov.ru/sites/default/files/2016-07-05_Korrektirovka_gener-alnyh_shem_razvitiya_neftyanoy_i_gazovoy_otrasley_na_period_do_2035_goda.pdf (accessed 20.01.2019).
2. Federal'nyi zakon «O kontraktnoi systeme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munit-sipal'nykh nuzhd» ot 05.04.2013 g. № 44-FZ (red. ot 27.12.2018 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.03.2019 g.) [FederalLaw «On the contract system in the field ofprocurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs» dated April 05, 2013 № 44-FZ (as amended on December 27, 2018) (as amended and added, entered into force on March 28, 2019)]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 22.01.2019).
3. Zakon Respubliki Krym «O byudzhete Respubliki Krym na 2018 god i na planovyi period 2019 i 2020 godov» ot 22.12.2017 g. № 447-ZRK/2017 (prinyat Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 21.12.2017 g.) [Law of the Republic of Crimea «On the budget of the Republic of Crimea for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020» № 447-ZRK/2017 dated December 22, 2017 (adopted by the State Council of the Republic of Crimea on December 21, 2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW509&dst=470700&n=33519&req=-doc#05513778789651721 (accessed 05.02.2019).
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii federal'noi tselevoi programmy «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2020 goda» ot 11.08.2014 g. № 790 [Decree of the Government of the Russian Federation «On Approval of the Federal Target Program «Social and Economic Development of the Republic of Crimea and the City of Sevastopol up to 2020» dated August 11, 2014№ 790]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70614732/#77 (accessed 20.01.2019).
5. Gosudarstvennaya programma «Gazifikatsiya naselennykh punktov Respubliki Krym 2018-2022» [Stateprogram «Gasification of settlements of the Republic of Crimea 2018-2022»]. Available at: https://mtop.rk.gov.ru/rus/file/gosudarstvennaya-program-ma-gazifikaciya-naselennykhpunktov-respubliki-krym-2018-2022.pdf (accessed 22.01.2019).
6. SNiP 2.04.08-87*. Stroitel'nye normy i pravila. Gazosnabzhenie (utv. Postanovleniem Gosstroya SSSR ot 16.03.1987 g. № 54) (red. ot 04.04.1995 g.) [SNiP 2.04.08-87*. Building regulations. Gas supply (approved by the Decree of the USSR State Committee on Construction of the Russian Federation № 54 of March 3, 1987) (as amended on April 04, 1995)]. Available at: http:// www.consultant.ru/cons/ (accessed 18.01.2019).
7. Baikova О. V, Milovanova E. A. Metodika otsenky effektivnosti organizatsionno-ekonomycheskikh mekhanizmov raboty gazovoi otrasli [Methods of assessing the effectiveness of the organizational and economic mechanisms of the gas industry]. Vestnik universiteta, 2014, I. 17, pp. 66-71.
8. Baikova О. V., Sumenkov A. O. Gazifikatsia naseleniya Respubliki Krym [Gasification of the population of the Republic of Crimea]. Materialy I Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy upravleniya v TEK - 2017» [Materials of the I All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of management in the fuel and energy sector -2017»], M.: GUU, 2017, pp. 31-33.
9. Kanke A. A. Problemy inonovatsionnogo razvitiya malotonnazhnoi gazokhimii [Problems in the development of low-tonnage gas chemistry]. Materialy 21 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktualnye problemy upravleniya - 2016». Vyp. 1 [Materials of the 21st International Scientific and Practical Conference «Actual Problems of Management - 2016». Vol. 1], M.: GUU, 2016, pp. 98-102.
10. Kolpakova N. V., Kolpakov A. S. Gazosnabzhenie [Gas supply], Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2014. 28 p.
11. Kolibaba O. B., Nikishov V F., Ometova M. Yu. Osnovy proektirovaniya i ekspluatatsii sistem gazoraspredeleniya i gazopotre-bleniya» [Basics of design and operation of gas distribution systems and gas consumption], Saint-Petersburg: Lan', 2017. 204 p.
12. V Krymu gazifitsirovano 74 % naselennykh punktov [74 % of the settlements have been gasified in Crimea]. Vesty-Krym.rf. Available at: https://vesti-k.ru/v-krymu-gazificirovano-74-naselennyx-punktov/ (accessed 18.01.2019).
13. Komitet po promyshlennosti odobril popravki v respublikanskie programmy po gazifikatsii, razvitiyu promyshlennogo kompleksa i torgovoi deyatel'nosti [The Committee for Industry approved amendments to the republican programs on gasification, industrial complex development and trading activities]. Krymskii sait. Available at: https://crimea.kz/339709-Komitet-po-promyshlennos-ti-odobril-popravki-v-respublikanskie-programmy-po-gazifikacii-razvitiyu-promyshlennogo-kompleksa-i-torgovoiy-deyatel-nosti. html 14/09/2018/ (accessed 20.09.2018).
14. Pravitel'stvu Sevastopolya meshaet Minekonomrazvitiya [The Ministry of Economic Development hinders the Government of Sevastopol]. Pravitelstvo moskovskoi oblasti. Available at: http://sevastopol.press/2017/02/16/pravitelstvu-sevastopolja-me-shaet-minekonomrazvitia/ (accessed 18.01.2019).
15. Proekt «Umnaya gazifikatsiya» v Podmoskov'e [Project «Smart Gasification» in the Moscow Region]. Pravitel'stvo Moskovskoi oblasti. Available at: http://mosreg.ru/sobytiya/infografika/proekt-umnaya-gazifikaciya-v-podmoskove (accessed 22.01.2019).
16. Strategiya-2030 dlya Kryma: chetyre glavnye problemy [Strategy 2030for Crimea: four major problems]. Available at: https:// eadaily.com/ru/news/2017/04/21/strategiya-2030-dlya-kryma-chetyre-glavnye-problemy (accessed 18.01.2019).
17. Chto tormozit razvitie Kryma? [What hinders the development of the Crimea?]. IA REGNUM. Available at: https://regnum.ru/ news/2361763.html (accessed 18.01.2019).