должна решаться на стадиях предварительного расследования, рассмотрения дела по существу и вынесения приговора, исполнения уголовного наказания. При этом личность виновного, больного наркоманией, учитывается при решении таких процессуальных вопросов, как определение вида, срока или размера наказания, а также типа исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок с учетом потребности обеспечения осужденных данной категории необходимой медицинской помощью.
1. См.: Советская юстиция. -1992. № 2. - С. 19.
2. См.: СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
3. По запросу Останкинского районного суда Северо-Восточного административного округа города Москвы о проверке конституционности пункта «г» ч. 3 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2003 № 106-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. № 4.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова (7-е издание, перераб. и доп.) - М., 2011. - С. 177.
5. Материалы сайта. Режим доступа: http://www.fsin.su/news/
6. Там же: http://www.mos-gorsud.ru/
7. См.: Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ. ^
Полковник внутренней службы Н. Д. РАТНИКОВА, начальник кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России,
кандидат юридических наук
Подполковник внутренней службы Л. В. КОВТУНЕНКО, доцент кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России,
кандидат педагогических наук
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Реформа пенитенциарной системы, проводимая в России [1], направлена на качественное изменение самих подходов к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний должна стать более открытой, менее формализованной, а главное - ориентированной на решение основной задачи: исправления осужденных и полноценного включения их в жизнь общества после отбытия наказания. Одной из ведущих идей в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы должна стать ресоциализация осужденных. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Однако сложность проблем, стоящих перед
практиком исполнения наказании, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают наиболее социально уязвимые категории осужденных, к которым относятся и женщины, отбывающие уголовные наказания в местах лишения свободы.
В настоящее время лишение свободы женщин, совершивших уголовные преступления, занимает значительное место, несмотря на расширение альтернативных видов наказания.
По данным ФСИН России, на 1 июля 2011 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 64,7 тыс. женщин (- 1612 человек к началу года), в том числе 54,2 тыс. осужденных, содержащихся в исправительных колониях (ИК), и 10,5 тыс. человек, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 845 детей [2].
Отечественная пенитенциаристика накопила немалый опыт разработки и реализации программ по ресоциализации осужденных женщин: повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, охрана здоровья, нейтрализация негативных социально-психологических явлений в среде правонарушителей, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению. Как показывает практика, эффективным является проведение психолого-педагогических и социально-психологических тренингов по коррекции как индивидуальных, так и групповых особенностей женщин на разных этапах отбывания наказания с целью их ресоциализации, однако сегодня этого недостаточно.
В настоящее время Россия имеет возможность использовать накопленный опыт
стран Европейского содружества по ресо-циализации преступников, отбывающих наказания в виде лишения свободы.
Например, одним из распространенных видов психотерапии в тюрьмах этих стран является групповая психотерапия, суть которой изложил в своих работах крупнейший криминолог и тюрьмовед Ш. Жермен [3]. По его мнению, групповые беседы должны помочь преступникам приспособиться к условиям жизни в тюрьме, повысить у них чувство ответственности, развить рассудительность, сделать более восприимчивыми к другим методам воздействия.
Большую помощь в ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказания в тюрьмах западных стран, оказывают программы подготовки их к жизни на свободе. Например, женщин обучают домоводству, личному уходу за собой, полезному проведению досуга. Для них организуются курсы, где можно получить специальность (парикмахера, менеджера, повара, садовода), проводятся культурные и спортивные мероприятия, кружковая работа, в ходе которой поощряется самодеятельное творчество. Во время отбывания наказания им предоставляются отпуска, а также специальные отпуска для устройства на работу и решения бытовых вопросов.
Проблемы обеспечения прав и законных интересов осужденных женщин как в России, так и в США в настоящее время окончательно не разрешены. Однако действующие в США программы, которые разработаны для женщин, находящихся вдали от своих детей, и призваны помочь им справиться с этой проблемой, могут быть использованы для реабилитации женщин в исправительных учреждениях России.
В уголовно-исполнительных учреждениях ФРГ в качестве средств, способствующих ресоциализации женщин, помимо общеобразовательного и профессионального обучения, а также производительного труда, особое место занимает социальная работа с осужденными. Перед учреждениями,
исполняющими наказания, законодательно поставлена задача их ресоциализации.
Специальная комиссия (юрист, советник по трудоустройству, педагоги, психологи, социальные работники, ученые-социологи, сотрудники общей службы исполнения наказаний) в течение шести недель проводит всестороннюю и тщательную диагностику личности каждого осужденного и определяет для него мероприятия по ресоциализации, а также дает рекомендации по дальнейшей работе. Из общего количества планируемых мероприятий 16 % составляют психотерапевтические (это касается в основном алкоголиков, наркоманов, лиц, осужденных за сексуальные преступления), 31 % - по оказанию социальной помощи, 31 % - по трудоустройству и профессиональному обучению (рекомендации), 13,5 % - по режиму содержания (рекомендации), 6,3 % - педагогические мероприятия, 2 % - мероприятия медицинского характера, 0,2 % - религиозно-нравственного плана. Комиссия определяет также и наиболее подходящее для конкретного осужденного учреждение, где он будет отбывать наказание, принимая во внимание специализацию учреждения и его месторасположение (как можно ближе к месту жительства осужденного) [4].
Одним из ведущих видов деятельности, направленной на ресоциализацию лиц, отбывающих наказание, является обучение, которое требует большого труда по формированию у них мотивации к учебе. Для достижения положительных результатов используются индивидуальные формы работы, а также большое количество различных образовательных программ.
Важную социализирующую функцию выполняет профессиональное образование, организуемое совместными усилиями администрации тюрем, федеральных комитетов по труду, свободных немецких профсоюзов и ориентированное на потребности свободного рынка рабочей силы.
Весомый вклад в дело ресоциализации осужденных, формируя их мировоззрен-
ческие установки, оказывая практическую помощь конкретным осужденным, изменяя отношение общественности к осужденным, вносит церковь: в одних тюрьмах священнослужители входят в штат учреждения, в других - с ними заключают договор или приглашают их для разового проведения проповедей.
Основными формами деятельности, обучающими организовывать свой досуг, являются спортивные и культмассовые мероприятия, работа в библиотеках и со средствами массовой информации, семинары по проблемам брака, воспитания детей и др.
Совместно с другими методами в качестве эффективного средства, стимулирующего психическую деятельность осужденного по формированию установки на положительную ресоциализацию и адаптацию, используется психолого-педагогический аутотренинг («Жилье», «Работа и профессия», «Социальные отношения и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков» и т. д.).
В российских женских колониях хороших результатов добиваются в ходе проведения педагогического аутотренинга для осужденных, одним из авторов которого является педагог А. С. Новоселова.
В западных тюрьмах широко используется психологическое консультирование для женщин по разрешению межличностных конфликтов, а также беседы с семьями и супругами.
Большое значение имеет социальная работа по оказанию помощи в организации повседневной жизни (нахождение места работы и профессии через различные программы помощи безработным, направление на курсы переквалификации, проведение реабилитационных мероприятий, включающих поиск и обеспечение их жильем, составление проектов по жилью, беседы и оказание помощи по ведению хозяйства).
Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно
сотрудничает со свободными благотворительными союзами, различными организациями, в том числе частными, шефами, членами попечительских советов.
При поступлении в тюрьму осужденный получает пособие, в котором изложены установленные законодательством правила оплаты жилья, получения детских пособий, других средств, выделяемых в качестве помощи семье осужденного, даются консультации по проблемам брака, воспитания детей, семейного отдыха.
Министерством юстиции земли Северный Рейн-Вестфалия, добившимся наибольших успехов в деле ресоциализации осужденных к лишению свободы, давно инициируется работа по примирению преступника с жертвой. В 1987 году в четырех прокуратурах земли была введена судебная помощь для проведения мероприятий по примирению преступника с жертвой [5].
Пенитенциарная система Франции (впрочем, как и большинства других европейских стран) осторожно применяет к своим гражданам такую меру наказания, как лишение свободы, и такую меру пресечения, как содержание под стражей, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека вовсе не способствует его исправлению и ресоциали-зации.
Оправданно широко во Франции применяются следующие меры: условное осуждение с испытательным сроком, общественно полезные работы, штрафы. Достаточно часто французским заключенным разрешаются выезды за пределы мест лишения свободы для поддержания социальных контактов.
Профессиональная подготовка осужденных на 80 % финансируется Министерством труда Франции [6].
За состоянием здоровья французских заключенных следит общественная (не тюремная) больничная служба, которая организует все медицинское обслуживание, включая соматическое и психиатрическое лечение, профилактику и под-
готовку врачебного наблюдения после освобождения.
Двери французских тюрем всегда открыты для различных неправительственных организаций, помогающих администрации в реинтеграции заключенных. При каждом учреждении функционируют социально-культурная и спортивная секции.
В Финляндии среди лиц, отбывающих наказание, женщины составляют всего 3 % [7]. Почти во всех тюрьмах большое внимание уделяют предоставлению осужденным возможности повысить уровень образования. Компьютерные и обычные классы - неотъемлемые атрибуты каждой из них.
В открытой тюрьме Ванаи, где содержатся осужденные женщины, отсутствуют охрана, решетки, заборы. В тюрьме есть специальное отделение для женщин с детьми. По достижении трех лет ребенка не отнимают у матери, как у нас. Вопрос его дальнейшего размещения решается с ее участием: передача семье родственников или в приемные семьи, либо в другие учреждения.
Общую тенденцию совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в развитых зарубежных странах во второй половине ХХ века можно кратко охарактеризовать как стремление к введению альтернативных мер наказания, таких как штрафы, отсрочка тюремного заключения и пробация, а также общественное порицание и различные формы общественно полезных работ.
Наиболее распространены и востребованы в пенитенциарных учреждениях технологии, в число которых, в частности, входят организационные, информационные и консультационные, а также технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей. Социально-психологическую работу с осужденными женщинами можно представить как основное направление деятельности учреждений западных государств, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и института условного осуждения и услов-
но-досрочного освобождения, главной целью которых является содействие ре-социализации осужденных и интеграции их в общество.
Полагаем, что идея ресоциализации личности в период отбывания уголовного наказания должна найти четкое отражение в отечественном законодательстве.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года как форма выражения политики государства в сфере исполнения наказаний требует осмысления процессов и явлений, происходящих в пенитенциарных системах мира. Зарубежный опыт может и должен стать неким ориентиром на пути совершенствования отечественной уголовно-исполнительной системы, которая, не теряя своей национальной индивидуальности, накопленного положительного опыта, должна развиваться в русле мировых процессов.
Мы поддерживаем предложения, выдвигаемые в ряде научных работ, о создании реабилитационных центров, служб социально-психологической помощи освобожденным из исправительных учреждений, имея в виду, что особое внимание в этих службах должно уделяться освобожденным женщинам. Для успешного функционирования данных служб требуется подготовка соответствующих специалистов (психологов, социальных работников, инструкторов-консультантов, медиаторов по разрешению проблемных и конфликтных ситуаций и др.).
Крайне неблагоприятной является «перенаселенность» жилых помещений колоний. Исправительная колония для женщин должна представлять собой цивилизованное учреждение, воплощать достигнутый уровень духовной культуры, нормативно-ценностных регуляторов в системе материального производства. Этого требуют и международные нормы по методам обращения с осужденными.
Задача исправительных учреждений - это укрепление тех черт характера осужденных женщин, которые помогут
им сдержаться от совершения преступлений в будущем. Развитие у них музыкальных, художественных, технических, артистических, организационных способностей должно стать одним из приоритетных направлений в практической работе по исправлению и ресоциализации преступниц. Женская колония № 4 УФСИН России по Калининградской области внедряет в практику работы с осужденными арт-терапевтические методы, в том числе роспись на шелке и вышивку. Изучив опыт российских тюрем и зарубежный опыт, сотрудники психологической службы используют арт-терапию как эффективный метод сохранения стабильного психического состояния, снятия эмоционального напряжения, улучшения процессов адаптации и в итоге как средство профилактики женской преступности.
Воспитательная работа в исправительном учреждении не может осуществляться без духовного влияния общества, без участия близких родственников осужденной женщины (родителей, мужа, детей и др.) и трудовых коллективов (к сожалению, в настоящее время помощь от них очень слабая).
Следует отметить определенную значимость и воспитательную роль предоставления права осужденным на вероисповедание, его результативность в деле исправления и ресоциализации осужденных женщин. Большого эффекта в деятельности, направленной на нейтрализацию отрицательных факторов отбывания женщинами наказания в виде лишения свободы, можно достичь, широко используя проведение различного рода тренингов, ролевых игр и т. п. Осужденные женщины активно участвуют в группах психокоррекционной работы, где применяются технологии по обучению релаксации, самовнушению, регуляции психических состояний.
С 2004 года в исправительных учреждениях России практикуется норвежская программа «Победа» по мотивации и реабилитации женщин, которые готовятся к
жизни на свободе и нуждаются в помощи в преодолении тяжелых жизненных ситуаций. В Норвегии данная программа впервые была апробирована в 1999 году, с тех пор она успешно используется в пенитенциарных учреждениях страны. Задачей программы является усиление мотивации к изменению личности и переходу к качественно новой жизни: изменить отношение к алкоголю и наркотикам, покончить с криминальным прошлым, изменить поведение, которое воспринимается как нежелательное. Изучая опыт руководителей групп данной программы (начальники отрядов, психологи) в Можайской женской колонии (Московская область), в качестве позитивных результатов можно выделить следующие: повышение мотивации участников к самодиагностике, рост самосознания, критичное отношение к себе, умение видеть позитивное и положительное в других, формирование способности к эмпатии, укрепление веры в возможность измениться. Осужденные ждут занятий, с удовольствием обсуждают проблемные ситуации.
Актуальность и сложность проблем ресоциализации женщин, отбывших наказание в местах лишения свободы, говорят о том, что для их решения необходимо объединить усилия различных государственных, общественных, религиозных и иных органов.
Одной из таких проблем является оказание материальной и моральной поддержки со стороны органов местного самоуправления. Помощь может быть в виде строительства специализированных общежитий для кратковременного проживания женщин, отбывших наказание и не имеющих жилья; создания центров социальной адаптации, которые будут заниматься предоставлением освобожденным временного места жительства; оказания им содействия в трудоустройстве, материальной, правовой, медицинской и иной помощи; и наконец, трудоустройства освобожденных женщин.
Немаловажное значение в связи с этим приобретает деятельность зарождающей-
ся службы патроната, попечительских советов.
Заслуживает внимания опыт Англии, Германии, Латвии, США, Франции, а также ряда других зарубежных стран по осуществлению посткриминального контроля, который по своей сути представляет собой полузаключение [8]. Он дает возможность осужденному проводить часть дня вне пенитенциарного учреждения и использовать это время для работы, учебы или любого другого вида деятельности, способствующей его возвращению к нормальной жизни в обществе.
Безусловно, система исполнения наказания России нуждается в реформировании, в более ясной формулировке целей и задач. В их числе должна быть названа необходимость социальной адаптации человека, без которой невозможно его возвращение в общество.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.20l0 № 1772-р) // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
2. Материалы сайта. Режим доступа: http://fsin. su/news свободный (дата обращения: 05.09 2011).
3. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии: Учебник / Под ред. С. Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.
4. Андреев Н. А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. пособие. - М.: Права человека, 2001. - С. 30.
5. Там же. - С. 10.
6. Александров Ю. К. Отбывание уголовного наказания во Франции и в России / Тюрьма: интернет-приложение к журналу «Индекс». Материалы сайта. Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch? text свободный (дата обращения: 05.09.2011).
7. Княжева И. М. Тюрьмы Скандинавии // Пчела. - 2003. № 4. - С. 16.
8. Гета М. Пробация в уголовном праве зарубежных стран. - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2004. ф