Научная статья на тему 'Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период'

Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5642
950
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ / МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / RESOCIALIZATION OF CONVICTS / SOCIAL ADAPTATION / FOREIGN EXPERIENCE / ASSISTANCE / METHODS OF ADAPTATION / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапарь Мария Александровна

В статье рассматриваются и анализируются методы и формы социальной адаптации осужденных в пенитенциарный период в зарубежных странах. Предлагается внесение в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на повышение уровня ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of foreign countries in the matter of resocialization of convicts in penal period

This article discusses and analyzes the methods and forms of social adaptation of convicts in penal period in foreign countries. Introduction of amendments to the Criminal and executive Code of the Russian Federation aimed at increasing the level of resocialization is proposed.

Текст научной работы на тему «Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период»

Шапарь Мария Александровна

Краснодарский университет МВД России (тел.: +79184946018)

Опыт зарубежных стран в вопросе ресоциализации осужденных в пенитенциарный период

В статье рассматриваются и анализируются методы и формы социальной адаптации осужденных в пенитенциарный период в зарубежных странах. Предлагается внесение в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на повышение уровня ресо-циализации.

Ключевые слова: ресоциализация осужденных, социальная адаптация, зарубежный опыт, оказание помощи, методы адаптации, социальная помощь.

M.A. Shapar, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: + 79184946018.

The experience of foreign countries in the matter of resocialization of convicts in penal period

This article discusses and analyzes the methods and forms of social adaptation of convicts in penal period in foreign countries. Introduction of amendments to the Criminal and executive Code of the Russian Federation aimed at increasing the level of resocialization is proposed.

Key words: resocialization of convicts, social adaptation, foreign experience, assistance, methods of adaptation, social assistance.

Личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых меняются ее ценности и ход жизни. В связи с этим важно, на каком этапе и как происходит социальная адаптация, какие методы используются при ее проведении.

Осужденный по окончании срока отбывания наказания попадает в общество, где он должен соблюдать закон, но из-за трудностей в социальной адаптации, ряда негативных последствий (разрыв социально полезных связей с родственниками, знакомыми, трудовым коллективом) не всегда может ему следовать [1, с. 752; 2, с. 435]. Именно поэтому перед учреждениями, исполняющими уголовное наказание, стоит задача подготовки осужденных к освобождению. Термин «ресоциализация» [3, с. 211] в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения [4, с. 4].

Важно отметить, что фундамент социальной адаптации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. Содержание в местах лишения свободы должно способствовать возвращению осужденного в общество как законопослушного, общественно полезного гражданина. Подготовка и успешное возвращение бывшего осу-

жденного в обычные условия жизни общества является единственным показателем эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, характеризующим значимую общественную направленность их деятельности.

Под социальной адаптацией осужденных следует понимать непрерывный длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к самостоятельной жизни в обществе. Своевременно проведенные мероприятия, направленные на социальную адаптацию, помогут осужденному восстановиться в качестве нормального члена общества.

В настоящее время в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации не в полном объеме проводится работа с осужденными, направленная на положительную социальную адаптацию, в связи с чем требуется качественное реформирование уголовно-исполнительной системы. Однако при внесении поправок в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации необходимо учитывать положительный опыт стран дальнего зарубежья.

Например, в Швейцарии в обязанность сотрудников колонии входит проведение адап-

37

тационных мероприятий, целью которых является исправление осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, и профилактика рецидивов [5, с. 44].

Уголовный кодекс Швейцарии регламентирует порядок организации надзора за освобождающимися из тюрем и оказания им социальной помощи. В соответствии со ст. 47 УК Швейцарии надзор и социальная защита должны способствовать возвращению лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, к нормальному образу жизни; органы социальной защиты и попечительства несут ответственность за оказание помощи в поисках жилья и работы. В данной статье указывается, что опека не должна быть навязчивой, большое внимание уделяется вопросам оказания специализированной помощи лицам, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, имеющим психические расстройства, склонным к совершению повторных преступлений [6, с. 52].

Одним из эффективных методов социальной адаптации является регулярное посещение тюрем социальными работниками, постоянный контакт с социальными службами города (службы занятости, пенсионного обеспечения, надзора) для проведения систематических консультаций по вопросам, которые интересуют осужденных.

При возникновении каких-либо трудностей после освобождения гражданин Швейцарии имеет право обратиться в администрацию с заявлением о просьбе встретиться с социальным работником, который предложит комплекс мер по разрешению конкретной проблемы (например, поиск квартиры, работы).

В Швейцарии осужденные в дневное время работают на производстве и только ночью содержатся в камерах, в свободное время они учатся в школе, занимаются спортом.

Необходимо отметить, что на базе швейцарских тюрем и колоний (в отличие от российских исправительных учреждений) создается не одно монопроизводство (например, деревообработка, металлообработка), а большое количество мастерских. В таких мастерских осужденные имеют возможность выбрать интересующую их работу, а также овладеть новыми профессиями, которые окажутся весьма полезными после освобождения или будут востребованы в обществе [5, с. 45].

В Швейцарии процесс социальной адаптации начинается с поступления осужденного в места лишения свободы, для каждого осу-

жденного разрабатывается индивидуальная программа.

Одной из первых стран, организовавших в своих исправительных учреждениях работу, направленную на полную образовательную адаптацию, является Великобритания. Каждый заключенный в Великобритании имеет право получить образование; во всех тюрьмах разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для получения профессионального образования. При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуется следующими Европейскими пенитенциарными правилами:

1. В каждом учреждении должны быть разработаны социально-образовательные программы, обеспечивающие развитие способностей заключенных. Цели программ: совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие самоуважения, нравственное воспитание.

2. Образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, обладать таким же статусом, как и труд, быть составной частью программ исправления.

3. Заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы.

В условиях уголовно-исполнительной системы действуют общегосударственные социальные программы по ликвидации безработицы (для профилактических целей). В соответствии с ними безработным предоставляется возможность приобрести профессиональные навыки. Для молодежи, беременных женщин, инвалидов и других категорий граждан существуют отдельные программы и курсы, т.е. работа с ними ведется по индивидуальным программам.

В тюрьмах и колониях проводится разъяснительная работа в рамках программы «Планирование освобождения». Сотрудники уголовно-исполнительной системы дают осужденным исчерпывающую информацию по вопросам обучения, трудоустройства, жилья [5, с. 55].

Представляет интерес опыт Великобритании в области попечительского надзора. Институт попечительского надзора существует с 60-х гг. XX в. и вполне оправдал себя. Работники попечительского надзора оказывают серьезную помощь в социальной адаптации, они проводят работу по трудоустройству освободившихся осужденных.

В США для успешной социальной адаптации в пенитенциарный период проводится работа, результатом которой является анализ заключенными своих противоправных поступков и

38

потребностей и осознание необходимости изменить свою судьбу.

В исправительных учреждениях США разработан целый ряд программ, направленных на снижение уровня преступности. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправительное учреждение. Проводится диагностика вновь прибывшего осужденного для подбора индивидуальной программы. Уголовный кодекс США регламентирует права осужденных на социальную адаптацию. Так, в соответствии со ст. 304.6 УК США «Программа социального восстановления личности», «директор ведомства исправительных учреждений устанавливает для каждого учреждения соответствующую программу, рассчитанную, насколько это осуществимо, на то, чтобы подготовить каждого заключенного к принятию на себя ответственности за свое дальнейшее поведение и к тому, чтобы он мог сообразовывать свое поведение с требованиями закона, и содействовать ему в этом. При разработке такой программы директор стремится сделать доступными для каждого заключенного, способного извлечь из этого пользу, общее или профессиональное обучение, участие в производительном труде, религиозную и культурную деятельность и такие терапевтические мероприятия, которые могут быть осуществлены» [7, с. 303]. Указанная норма помогает в работе с лицами, совершившими преступления против свободы, чести и достоинства, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Опыт США можно внедрить и успешно использовать в отечественной пенитенциарной системе.

Одним из признанных в Европе является опыт обращения с осужденными в Германии, где срок заключения используется для подготовки правонарушителя к возвращению в нормальную жизнь.

В пенитенциарный период осужденных учат подчиняться законам, нести ответственность за поступки, обеспечивать свое существование. По мнению специалистов, указанные цели не могут быть достигнуты, если в тюрьме осужденный окончательно утратит человеческое достоинство. Только сведение к минимуму различий между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе может предотвратить полный распад личности, снизить уровень рецидивной преступности [5, с. 70].

В уголовно-исполнительном законодательстве Германии говорится о таком исполнении наказания, которое с помощью процесса ре-

социализации формировало бы у осужденных социальную ответственность. По требованию осужденного ему оказывается помощь специалиста по социальной работе, священника и психолога. Как и в других странах, в Германии осужденные вовлекаются в трудовую деятельность, школьное обучение, а также профессиональную подготовку. Немецкий опыт рожден дальновидностью, в тюрьмах Германии заключенных обучают современным специальностям, которые востребованы обществом, чтобы после освобождения они нашли свое место и смогли плодотворно трудиться, обеспечивая себя. По справедливому убеждению немецких специалистов, такая организация работы с заключенными является одним из способов борьбы с рецидивной преступностью.

В тюрьмах Германии активно используется такая форма дистанционного обучения, как ТВ-учеба, однако возникают сложности при сдаче зачетов и экзаменов в связи с изоляцией осужденных.

Предоставление исправительным учреждением осужденному возможности работать направлено на реализацию естественных прав личности и ее ресоциализацию. Осужденных в ФРГ помещают в тюрьмы, расположенные ближе к их дому, что способствует минимизации разрыва социальных связей между осужденными и их окружением.

Применение таких методов в уголовно-исполнительной системе позволяет уменьшить количество общественных и личных конфликтов, способствует коммуникации, согласию и терпимости, получению образования осужденными.

В Германии в процессе социальной адаптации принимают активное участие общественные организации и попечительский совет. Попечители помогают администрации исправительного учреждения приблизить обстановку в заключении к жизни на свободе. Проводится так называемая групповая психотерапия, организуются беседы, помогающие сглаживать конфликты между тюремным персоналом и осужденными.

В соответствии с законодательством Германии освобождаемым оказывается материальная помощь, содействие в трудоустройстве. К моменту освобождения им помогают найти работу и жилье, а также выделяют денежные средства на проезд и одежду. Помощь осуществляется за счет средств, которые осужденный, отбывая наказание, вносил на свой счет.

В исправительных учреждениях Германии осужденным оказывается помощь на протяже-

39

нии всего срока отбывания наказания, что способствуют успешной интеграции освободившегося в общество [5, с. 72].

В заключение следует отметить, что реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации невозможно без учета методов и форм работы зарубежных стран при рассмотрении вопросов социальной адаптации осужденных.

Считаем необходимым ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования (при его отсутствии), а также профессионального образования с учетом личной заинтересованности осужденных и востребованности профессий в обществе».

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

2. Зубарев В.Н. Уголовно-исполнительное право. М., 2011.

3. Волкова Ю.Г. Словарь-справочник. Краснодар, 2006.

4. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001.

5. Сухова А.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие. М., 2007.

6. Уголовный кодекс Швейцарии/пер. с нем.; науч. ред. А.В. Серебрянникова. СПб., 2002.

7. Примерный уголовный кодекс (США). Официальный проект Института американского права / пер. с англ. А. С. Никифорова; под ред. Б. С. Никифорова. М., 1969.

Статью 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации целесообразно дополнить п. 1.1 следующего содержания:

«1.1. Администрация исправительных учреждений должна обеспечить осужденных профильными рабочими местами для закрепления профессиональных навыков, полученных в местах лишения свободы».

Для реализации указанных положении необходимо на базе колоний создавать не одно монопроизводство, а нескольких мастерских с учетом интересов осужденных в рамках полученного профессионального образования.

Также целесообразно включить в Уголовно-исполнительный кодекс РФ статью, закрепляющую за осужденными, склонными к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, ВИЧ-инфицированными, право на специальную помощь (трудоустройство, медицинское обслуживание, жизнеобеспечение).

1. Ojegov S.I. Explanatory dictionary of Russian language. Moscow, 1997.

2. Zubarev V.N. Criminal and penitentiary law. Moscow, 2011.

3. Volkova Yu.G. Reference dictionary. Krasnodar, 2006.

4. Bagreeva E.G. Subculture of convicts and their resocialization. Moscow, 2001.

5. Sukhova A.N. Social work in penal institutions: study aid. Moscow, 2007.

6. Criminal Code of Switzerland / transl. from German; sci. ed. by A.V. Serebryannikova. St. Petersburg, 2002.

7. Approximate criminal Code (USA). Official project of the Institute of the American law / transl. from English by A.S. Nikiforov; ed. by B.S. Nikiforov. Moscow, 1969.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.