СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с социальными детерминантами ресоциализа-ции осужденных. Представлена историческая справка введения общественно полезных работ в деятельности УИС, в частности проблемы «пробации».
Ключевые слова: осужденные, ре-социализация, асоциализация, социальные детерминанты, деформация, проба-ция, социальная адаптация.
The summary: this paper discusses issues related to social determinants of resocialization of convicts. Presented historical background of introducing community service activities in the penal system, in particular the problem of «probation».
Keywords: prisoners, resocialization, asotsializatsiya, social determinants, deformation, probation, social adaptation.
Ресоциализация осужденных складывается из двух периодов: 1) пенитенциарного; 2) постпенитенциарного. Иными словами, ресоциализация осужденных осуществляется как в период отбывания наказания, так и после их освобождения из исправительных учреждений.
В историческом плане необходимо отметить следующее обстоятельство: до начала современного реформирования УИС автор данной статьи в течение года руководил темой НИР: «Социальная ин-ституализация УИС». Именно тогда были поставлены и теоретически сформулированы многие задачи и проблемы, связанные с ресоциализацией осужденных с учетом западных стандартов в этой
А. Н. Сухов
сфере. На основании этого, чтобы не повторяться, обозначим только дискуссионные аспекты темы ресоциализации осужденных.
В связи с этим возникают следующие дискуссионные вопросы: можно ли говорить о ресоциализации в полном объеме применительно ко всем категориям осужденных без исключения? все ли хотят этого? а не честнее ли говорить сегодня о желании определенных категорий осужденных более профессионально повышать свою криминальную квалификацию? что выгоднее: ре-социализация или вторичная асоциали-зация (когда отклоняющееся поведение стало во многих случаях нормой, а норма — отклонением, когда не срабатывает внутриличностный конфликт, когда — совесть помеха, прибыль не приносит, когда успех достигается любой ценой). Вероятно, в данном случае значительное число осужденных ориентируются не на позитивные социальные ценности, а на криминальные (субкультуру). Это очевидный факт. Существует большое количество теорий девиантного поведения, нет недостатка и в теориях ресо-циализации.
Однако, на наш взгляд, им не хватает концептуальной основы, учитывающей современные реалии.
В своей докторской диссертации автор статьи обосновал и исследовал различные виды деформации в среде осужденных. Ключ к пониманию эффективности ресоциализации осужденных лежит в плоскости анализа противодействия их субкультуры, различных видов деформа-
ции закона, организационной культуре пенитенциарных учреждений.
Ресоциализация определяется соотношением этих двух процессов. Чтобы последствия столкновения двух взаимоисключающих детерминант были позитивными, необходимо по возможности устранить изоляционную деформацию. Отметим, что реформа УИС идет именно по этому пути, все последние инициативы связаны с устранением последствий социальной изоляции. Однако при этом ценность свободы должна возрастать. Однако имеет место обратная связь. Если на свободе есть, что терять, то любой вид наказания существенен, и наоборот, если на свободе нечего терять, то тюрьма становиться вторым домом.
Об этом свидетельствует уровень сезонной преступности. Для повышения эффективности ресоциализации осужденных важна и другая группа детерминант, связанная с устранением жестко нормативной и нравственной деформации осужденных. К сожалению, есть множество факторов, которые усложняют этот процесс, создают трудности (реклама, фильмы и т. д.).
Третья группа детерминант ресоциализация осужденных связана с устранением их криминальной деформации. В данном случае имеет место самое серьезное осложнение ситуации.
Недавно по пятому каналу (в открытой студии) была показана передача о реформе УИС. Задавался единственный вопрос: «В ходе отбывания наказания осужденные исправляются или получают дополнительный преступный опыт?». Результаты ответов: более 50 % опрошенных указали, что в условиях отбывания наказания происходит вторичная асоциализация.
Следует отметить, что вторичная асо-циализация является самым серьезным анти-фактором ресоциализации осужденных.
В свою очередь, в основе вторичной асоциализации осужденных лежат различные факторы, в том числе недофинансирование исправительных учреждений, что нередко приводит к зависимости персонала тюрем и колоний от представителей криминального мира. При этом большую заинтересованность в распространении криминальной идеологии проявляют представители организованной преступности. Они рассматривают исправительные учреждения в качестве базы рекрутирования и рынка сбыта наркотических и других запрещенных предметов. Именно поэтому представители организованной преступности так заинтересованы в сохранении и развитии криминальной деформации осужденных.
Что касается ресоциализации осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений, то в данном случае без рассмотрения проблем их социальной адаптации не обойтись. Этот процесс двухсторонний: с одной стороны, помощь оказывают сотрудники исправительных учреждений, а с другой... а вот кто с другой стороны? Вопрос неоднозначный.
Раньше после освобождения нужно было преодолеть осуждение со стороны населения. В настоящее время такой проблемы не существует. Нередко освободившегося встречают как «брата».
Социальной адаптацией освобождаемых из исправительных учреждений занимаются различные структуры. Есть положительный опыт в создании реабилитационных центров и т. д. Одна-
ко единой службы, которая выполняла бы координирующую роль нет. В то же время на Западе и в ряде стран СНГ такая служба имеется. Речь идет о службе пробации.
Чаще всего термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, которые осужденные отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в первую очередь в связи с ее функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также условного наказания. В английском языке используется словосочетание «community service», что может быть переведено (и часто переводится) как общественные работы. Этот термин многозначен, он подчеркивает как элемент общественной полезности работ, так и элемент отсутствия изоляции от общества. Указанный вид наказания — явление сравнительно новое и не только для уголовного права России, но и зарубежных государств.
Впервые общественно полезные работы были введены в Швейцарии в 1971 г. Изначально это наказание назначалось только несовершеннолетним правонарушителям в возрасте от 7 до 18 лет. Позже в Швейцарии общественно полезные работы стали назначаться несовершеннолетним в качестве основного наказания, а в ряде швейцарских кантонов — и взрослым, но в качестве дополнительного наказания. Среди скандинавских стран первыми общественно полезные работы как вид уголовного наказания ввели Дания (1982) и Норвегия (1984). С 1990 г. данный вид наказания стали применять в Финляндии, а с
1991 г. — в Швеции. В Дании, Финляндии и Швеции общественно полезные работы вводились постепенно: сначала в качестве эксперимента в ряде областей, а потом уже — после серьезной оценки последствий применения — на территории всей страны. Важно отметить, что в Швеции этот вид наказания в течение первых 8 экспериментальных лет назначался только правонарушителям в возрасте до 21 года. Опыт деятельности служб пробации скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций достаточно широко распространено, например, Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, полезен для России и тем, что в этих странах фиксируется сравнительно невысокий уровень преступности. При этом указанные страны уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и социальной защите детства. Введение наказаний, альтернативных лишению свободы, в систему уголовных наказаний обусловлено тем, что лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.
Во-первых, потому, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, познает в местах лишения свободы основы криминальной субкультуры, что также не способствует ресоциализации личности.
Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под надзором квалифицированного персонала (под уголовной опекой, пробацией) позволя-
ет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить учреждения лишения свободы, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке
и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.
Государственная служба пробации — это государственное учреждение, которое заботится об общественной безопасности, работая с людьми, которые отбывают уголовное наказание не в местах лишения свободы, а в обществе (условные наказания, принудительные работы), и помогает бывшим заключенным вернуться в общество. Основными направлениями работы служб пробации являются развитие и организация политики исполняемых в обществе уголовных наказаний и оказание помощи лицам после освобождения из учреждений лишения свободы.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИГРАФОЛОГОВ
Аннотация: в статье на конкретном примере автор рассматривает проблемы организации подготовки специалистов-полиграфологов на базе ведомственного высшего учебного заведения, ранее опыта работа по данному направлению не имевшего.
Ключевые слова: полиграф, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, Академия ФСИН России.
The summary: This article on a specific example, the author examines the problem of providing training of polygraph-based departmental institution of higher education, previous experience working in this area who had not.
Keywords: polygraph, special physiological investigating the use of the
В. Ю. Неклюдов
polygraph, the Academy of the FPS of Russia.
В соответствии с распоряжением директора ФСИН России от 31 марта 2010 г. № 68-р «О применении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфных устройств» управлению кадров было поручено организовать подготовку сотрудников военно-врачебных комиссий по учебной категории «Специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС». Подготовку специалистов планировалось осуществлять на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК МВД России, г. Домодедово). Однако в силу того обстоятельства,