Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин С.А., Башмакова Е.А., Айнетдинов Р.Р., Савченко В.М., Савкин А.Ю.

В статье рассмотрены актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях и пути преодоления проблем, связанных с преподаванием этого предмета. Современные дети сильно отличаются по физической культуре от детей 80-х, 90-х годов. Особенно эти отличия видны в показателях выносливости и силовых способностей. Если в 80-х, 90-х годах контрольные упражнения по силовым способностям на оценку «отлично» выполняли 80-90% учеников, а по легкоатлетическому кроссу - 70-85%, то сейчас в России эти показатели снизились до 25-38% в силовой подготовке и 15-25% в кроссовой подготовке. Цель исследования: выявить эффективные пути преодоления проблем в преподавании учебного предмета «Физическая культура» в Московской области. На основе выявленных проблем в преподавании учебного предмета «Физическая культура» в Московской области, авторами был разработан и предложен план по решению этих проблем. Выводы показали, что необходимо изменить механизмы развития физкультурного образования. Для мотивации учащихся следует поощрять самостоятельное использование ими инновационных подходов, стимулируя двигательные интересы каждого учащегося с учетом индивидуальной физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин С.А., Башмакова Е.А., Айнетдинов Р.Р., Савченко В.М., Савкин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE MAIN PROBLEMS IN TEACHING THE "PHYSICAL CULTURE" SUBJECT AT A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues of teaching the subject "Physical culture" in the general education institution, and overcoming problems. Modern children are very different in physical culture from children of the 80s and 90s. These differences are especially evident in endurance and strength. If in the 80s and 90s, 80-90% of students performed excellent control exercises in strength, and 70-85% in track and field cross-country; at the present stage, in Russia these indicators have decreased to 25-38% in strength and 15-25% in cross training. Purpose of the research: identification of effective ways to overcome problems in teaching the subject "Physical culture" in the Moscow region. The article identifies the main problems of teaching this academic subject in the Moscow region. The authors have developed the plan to eliminate the current issues in teaching physical culture. The conclusions showed that it is necessary to change the mechanisms of how physical education is being taught. So, to motivate students, it is necessary to independently use innovative approaches in the classroom, taking into account the interest in kinetic activity, and the physical fitness of students.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

ВЫВОДЫ

Таким образом, целесообразно предположить, что деление баскетболисток 14-17 лет по амплуа не следует проводить, основываясь на типе телосложения. Однако показатели состава тела являются характеристиками, от которых зависит результативность и эффективность выполнения основных элементов игры с учетом специфики амплуа [4]. Поэтому тренерам, особенно работающим с юными спортсменами, необходимо изучать проблемы пищевого поведения и доводить полученную информацию о культуре питания до своих подопечных, прививать принципы рационального питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастные особенности комплектования женских команд Российской баскетбольной лиги с учетом потенциальных возможностей резерва / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - No. 4 (134). - С. 18-25.

2. Изучение пищевого поведения студентов спортивного вуза / Н.Н. Белина, Н.К. Артемьева, С.П. Лавриченко, М.В. Абакумова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2015. - No. 3. - С. 24-27.

3. Леньшина, М.В. Взаимосвязь элементов игровой соревновательной деятельности и показателей мышечной массы юных баскетболистов с учетом амплуа / М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова, И.В. Леньшин // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики, посвященной памяти ректора ВГИФК В.И. Сысоева: 1 Международная научно.-практическая конференция. - Воронеж, 2018. - С. 325-329.

4. Антропометрические критерии, соматотип и функциональная подготовленность баскетболистов на различных этапах спортивной подготовки / С.В. Матвеев, А.К. Успенский, Ю.К. Успенская, М. Д. Дидур // Спортивная медицина: наука и практика. - 2020. - No. 1 (10). - С. 5-12.

REFERENCES

1. Andrianova, R.I., Lenshina, M.V., Germanov, G.N. and Kuzmina, O.I. (2016), "Age features of completing of women's teams of the Russian basketball league taking into account potential opportunities of a reserve", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 134. No. 4. pp. 18-25.

2. Belina, N.N., Artemyeva, N.K., Lavrichenko, S.P., Abakumova, M.V. (2015), "Study of food behavior of students of a sports university", Competitiveness Resources of Athletes: Theory and Practice of Implementation, No. 3. pp. 24-27.

3. Lenshina, M.V., Andrianova, R.I., and Lenshin, I.V. (2018), "Interrelation of elements of game competitive activity and indicators of muscle mass of young basketball players taking into account the role", Game sports: topical issues of theory and practice dedicated to the memory of the rector of VGIFK V.I. Sysoeva: 1 International Scientific and Practical Conference, Voronezh, pp. 325-329.

4. Matveev, S.V., Uspensky, A.K., Uspenskaya, Y.K. and Didur M. D. (2020), "Anthropometric criteria, somatotype, and functional fitness of basketball players at various stages of sports training", Spor-tivnaya medicina: nauka i praktika, No. 1. pp. 5-12.

Контактная информация: rausha9nomber@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 796.011.3

РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления, Москва; Ренат Рамильевич Айнетдинов, старший преподаватель, Московский

авиационный институт (национальный исследовательский университет; Владимир Михайлович Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет

42Министерства обороны Российской федерации, Москва; Артур Юрьевич Савкин, преподаватель, Открытый гуманитарно-экономический университет, Москва; Елизавета Дмитриевна Жукова, студент, Московский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях и пути преодоления проблем, связанных с преподаванием этого предмета. Современные дети сильно отличаются по физической культуре от детей 80-х, 90-х годов. Особенно эти отличия видны в показателях выносливости и силовых способностей. Если в 80-х, 90-х годах контрольные упражнения по силовым способностям на оценку «отлично» выполняли 80-90% учеников, а по легкоатлетическому кроссу - 70-85%, то сейчас в России эти показатели снизились до 25-38% в силовой подготовке и 15-25% в кроссовой подготовке. Цель исследования: выявить эффективные пути преодоления проблем в преподавании учебного предмета «Физическая культура» в Московской области. На основе выявленных проблем в преподавании учебного предмета «Физическая культура» в Московской области, авторами был разработан и предложен план по решению этих проблем. Выводы показали, что необходимо изменить механизмы развития физкультурного образования. Для мотивации учащихся следует поощрять самостоятельное использование ими инновационных подходов, стимулируя двигательные интересы каждого учащегося с учетом индивидуальной физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, физкультурное образование, инновационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p415-420

SOLVING THE MAIN PROBLEMS IN TEACHING THE "PHYSICAL CULTURE" SUBJECT AT A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Anatolyevna Bashmakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow; Renat Ramilievich Ainetdinov, the senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University); Vladimir Mikhailovich Savchenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow; Artur Yurievich Savkin, the teacher, Open University for Humanities and Economics, Moscow; Elizaveta Dmitrievna Zhukova, the student, Moscow

State University

Abstract

The article deals with the issues of teaching the subject "Physical culture" in the general education institution, and overcoming problems. Modern children are very different in physical culture from children of the 80s and 90s. These differences are especially evident in endurance and strength. If in the 80s and 90s, 80-90% of students performed excellent control exercises in strength, and 70-85% in track and field cross-country; at the present stage, in Russia these indicators have decreased to 25-38% in strength and 15-25% in cross training. Purpose of the research: identification of effective ways to overcome problems in teaching the subject "Physical culture" in the Moscow region. The article identifies the main problems of teaching this academic subject in the Moscow region. The authors have developed the plan to eliminate the current issues in teaching physical culture. The conclusions showed that it is necessary to change the mechanisms of how physical education is being taught. So, to motivate students, it is necessary to independently use innovative approaches in the classroom, taking into account the interest in kinetic activity, and the physical fitness of students.

Keywords: physical culture, physical education, innovative technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях распространения новой коронавирусной инфекции здоровый образ жизни и физические упражнения становятся единственным регулятором здоровья человека.

К большому сожалению, методология здоровья пока не существует, но основополагающую роль в разработке такой идеологии принадлежит именно физической культуре.

Исследования последних лет показали, что именно физическая культура может быстро сформировать устойчивый иммунитет, необходимый для крепкого здоровья. При этом важно использовать физические упражнения, учитывающие потребности личности в гармоничном развитии [1, 2, 3].

Современные дети значительно отличаются по физической культуре от детей 80-х, 90-х годов. Особенно эти отличия видны в показателях выносливости и силы. Если в 80-х, 90-х годах контрольные упражнения по силовым способностям на оценку «отлично» выполняли 80-90% учеников, а по легкоатлетическому кроссу - 70-85%, сейчас в России эти показатели снизились до 25-38% в силовой подготовке и 15-25% в кроссовой подготовке.

Использование на уроках физической культуры современных подходов, новых методик, инновационных технологий способствует формированию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом [4, 5, 6].

В данной статье авторы сосредоточились на проблемах преподавания учебного предмета «Физическая культура» в отдельном регионе. Авторы попытаются ответить на вопросы, «Какие проблемы по изучению и преподаванию физической культуры нужно преодолеть преподавателям?», «Что изменилось за этот период?», «На что нужно обратить внимание, чтобы у детей повысился интерес к систематическим занятиям физической культурой?».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: выявить эффективные пути преодоления проблем в преподавании учебного предмета «Физическая культура» в Московской области.

Задачи исследования:

1. Определить основные проблемы преподавания физической культуры в Московской области.

2. Разработать план по разрешению проблем в ее изучении и преподавании.

3. Выявить перспективные направления, которые позволят разрешить проблемы в преподавании физической культуры наиболее быстро и эффективно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре комплексной безопасности и физической культуры АСОУ совместно с ассоциацией учителей физической культуры «ЛИДЕР» Московской области среди 187 учителей физической культуры Московской области в марте 2021 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед началом исследования с респондентами был проведен социологический опрос по проблеме изучения и преподавания учебного предмета «Физическая культура» в Московской области.

На вопрос: «Как вы считаете, что снижает мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой?

- 44% респондентов ответили, что программа учебного предмета не учитывает их интересы и потребности;

- 28% респондентов считают, что не учитывается уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся;

- 18% учителей физической культуры считают, что отсутствуют эффективные инновационные программы дополнительного образования;

На вопрос: «Что остается не учтенным в методическом обеспечении учебного предмета «Физическая культура?»

- 17% учителей выбрали ответ «инновационные программы в области физического воспитания»;

- 9% учителей - «новые методики выявления и сопровождения одаренных детей в области физической культуры»;

- 36% учителей - «современные подходы в обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья»;

- 19% учителей - «развитие современных интернет-ресурсов для учителей физической культуры»;

- 12% учителей - «спортивное оборудование».

На вопрос: «Какие недостатки вы видите в кадровом обеспечении учебного предмета «Физическая культура»?

- 45% учителей ответили, что в системе подготовки и дополнительного профессионального образования уделяют мало внимания интересам самих учителей физической культуры;

- 55% учителей отметили недостатки в процедуре аттестации учителей физической культуры.

Социологические исследования выявили проблемные области преподавания физической культуры в Московской области.

С учетом выявленных проблемных областей был разработан план по решению этих проблем в преподавании физической культуры в Московской области на 2020-2021 г. Так, для учителей физической культуры была разработана дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Проектирование образовательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации», включающая 4 модуля по 18 часов, которая позволит учителям восполнить те профессиональные дефициты, которые препятствуют их педагогической деятельности, а также результативному обучению и воспитанию школьников.

В целях методического обеспечения учителей была разработана программа по переподготовке «Адаптивная физическая культура», которая позволит сформировать у преподавателей современные подходы в обучении детей, имеющих ограниченные возможно -сти здоровья.

Для повышения мотивации обучающихся разработана профильная образовательная программа «Организация эффективной подготовки школьников 9-11-х классов к участию в муниципальных, региональных и заключительных этапах олимпиады по физической культуре для одаренных школьников 9-11-х классов Московской области».

Для обучающихся Московской области предлагается проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные не только на развитие основных физических качеств, но и на осознанное отношение к охране здоровья, а также на продвижение идеи здорового образа жизни. К таким мероприятиям относятся межрегиональные он-лайн-соревнования «Веселая скакалка», Спартианские игры, спортивный фестиваль «ГТО-НИКА», адаптивные «Веселые старты» и др.

В целях профессионального роста и самообразования учителей физической культуры необходимо ежегодно проводить межрегиональный конкурс «Педагогические идеи современных инновационных технологий по физической культуре», Международную научно-практическую конференцию «Образование, физическая культура, спорт и здоровье».

В организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий центральную роль играет ассоциация учителей физической культуры «Лидер» Московской области. Члены ассоциации участвуют в качестве экспертов в конкурсе по отбору лучшего учителя-предметника по предметной номинации, организуют и проводят мероприятия

для педагогических работников, связанные с обсуждением и реализацией Концепции учебного предмета «Физическая культура».

Исследование, проведенное после реализации плана по решению проблем преподавания учебного предмета «Физическая культура» показали следующее:

На вопрос: «Как вы считаете, что снижает мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой»?

- 24% респондентов ответили, что разные интересы обучающихся к двигательной деятельности;

- 36% респондентов выбрали «отсутствие самостоятельной работы с учетом физической подготовленности и развития обучающего»;

- 40% учителей физической культуры считают, что мотивацию снижает недостаток инновационных подходов в области физического воспитания.

На вопрос: «Что остается не учтенным в методическом обеспечении учебного предмета «Физическая культура?»

- 12% учителей выбрали ответ «инновационные программы в области физической культуры»;

- 6% учителей ответили «новые методики выявления и сопровождения одаренных детей в области физической культуры»;

- 8% ответили «современные подходы в обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья»;

- 11% ответили «развитие современных интернет-ресурсов для учителей физической культуры»;

- 8% ответили «спортивное оборудование».

На вопрос: «Какие недостатки вы видите в кадровом обеспечении учебного предмета «Физическая культура»?

- 24% учителей физической культуры ответили, что интересам самих учителей физической культуры всё еще уделяется мало внимания;

- 28% отметили недостатки в процедуре аттестации учителей физической культуры.

Результаты исследования показали, что в период пандемии коронавирусной инфекции большую роль в изучении и преподавании физической культуры приобрели интернет-ресурсы для учителей физической культуры. И зарубежные, и отечественные интернет-платформы для дистанционных занятий по физической культуре не зарекомендовали себя как эффективные, поскольку связь, которую они были призваны обеспечить, не отличалась стабильностью. К тому же не все учителя имеют в домашних условиях необходимые для связи устройства и аксессуары.

ВЫВОДЫ

Для преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении необходимо изменить механизмы развития физкультурного образования. Чтобы мотивировать учащихся уделять больше времени физической культуре, следует использовать на занятиях инновационные подходы, одновременно учитывая и потребность в двигательной активности, и физическую подготовленность учащихся.

В методическом обеспечении учителям физической культуры необходимо чаще использовать и интернет-ресурсы, и инновационные программы, и новые методики выявления и сопровождения одаренных детей, и современные подходы в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В кадровом обеспечении в системе подготовки и дополнительного профессионального образования следует уделять больше внимания интересам самих учителей физической культуры. Для этого нужны программы повышения квалификации, учитывающие запросы самих преподавателей.

Для эффективной работы в дистанционном режиме необходимо разработать надежную, эффективную отечественную интернет-платформу, у которой будет удобная версия и для настольных компьютеров / ноутбуков, и для планшетов, и даже для смартфонов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко Г А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - Москва : Прометей, 2020. -896 c

2. Физическая культура для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в общеобразовательных организациях : монография / И.Н. Тузов, С.А Фирсин, Т.Ю. Маскаева, В.М. Савченко. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2020. -216 с.

3. Фирсин С.А. Отношение детей и молодежи к физическому воспитанию и физкультур-но-спортивной деятельности в досуговой деятельности (Социологический анализ) : монография / С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2015. - 147 с.

4. Щербак А.П. Реализация «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Ярославской области : методические рекомендации / А.П. Щербак. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 - 80 с.

5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - Москва : Феникс, 2017. - 640 с.

REFERENCES

1. Kuzmenko, G.A. (2020), Methodological recommendations for the development of integrated educational programs that actualize cognitive activity, intellectual abilities and personal qualities of students, Prometheus, Moscow.

2. Tuzov, I.N., Firsin, S.A., Maskaeva, T.Yu., Savchenko, V.M. (2020), Physical culture for students with disabilities in health in general educational organizations, monograph, Publishing Center "Science", Saratov.

3. Firsin, S.A. (2015), The attitude of children and youth to physical education and physical culture and sports activity in leisure activities (Sociological analysis): monograph, Publishing Center "Science", Saratov..

4. Shcherbak, A.P. (2020), Implementation of the "Concept of teaching the subject" Physical culture "in educational institutions of the Yaroslavl region: guidelines, Yaroslavl.

5. Yanson, Yu.A. (2017), Physical culture at school. Scientific and pedagogical aspect. A book for a teacher, Phoenix, Moscow.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.015.11

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Павел Владимирович Хало, кандидат технических наук, доцент, Ирина Герардовна Лебединская, доцент, Сергей Борисович Наумов, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

Аннотация

В статье анализируется проблемы оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции на примере спортивной секции. Проводится обоснование повышения эффективности идеомоторной тренировки с помощью воспроизведения индивидуальных «меченных ритмов» на основе бинаурального воздействия и данные поискового исследования для экс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.