на лыжах с трамплина и о необходимости дальнейшей трансляции полученного опыта в ближайшие годы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Копылова Н.Е., Профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации тренеров / Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева, А.Г. Ростеванов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 184-188
2. Носов С.М., Необходимость повышения квалификации тренеров спорта высших достижений / С.М. Носов, Т.Н., Шутова А.В. Носова // Ученые записки университета Лесгафта. -2020. - № 2 (180). - С. 301-304.
3. Ince M.L. Professional development of coaches and teachers: trends and challenges / M.L. Ince // Sport Mont. - 2013. - vol. XI. - № 37/39. - P. 3-9.
4. Jones R. Developing coaching pedagogy: seeking a better integration of theory and practice / R. Jones, K. Morgan, K. Harris // Sport, Education and Society. - 2012. - № 17 (3). - P. 313-329.
REFERENCES
1. Kopylova, N.E., Bochkareva, S.I. and Rostevanov, A.G. (2019), "Professional retraining and refresher courses for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 184-188.
2. Nosov, S.M., Shutova, T.N. and Nosova, A.V. (2020), "Need to improve the skills of top-level sports coaches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 301-304.
3. Ince, M.L. (2013), "Professional development of coaches and teachers: trends and challenges", Sport Mont, Vol. XI, No. 37/39, pp. 3-9.
4. Jones, R., Morgan, K. and Harris, K. (2012), "Developing coaching pedagogy: seeking a better integration of theory and practice", Sport, Education and Society, Vol. 17(3), pp. 313-329.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2020
УДК 796.011.1
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ИГР «ГТО-НИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления, Москва; Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Владимир Михайлович Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской федерации, Москва
Аннотация
Введение. В представленной работе рассматриваются новые отношения детей и молодежи к занятиям физической культурой и спорта в процессе проведения адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Цель исследования: выявление роли и возможностей адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Методика и организация исследования. Обследованы учителя, студенты и школьники Московской области в период с марта по октябрь 2020 года. Был проведен социологический опрос, который показал отношение детей и молодежи к различным играм, используемых на занятиях физической культурой в общеобразовательных организациях. Была разработана модель адаптивных игр «ГТО-НИКА», которая смогла бы побудить занимающихся участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, сформировать у них устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями с ориентацией на здоровый образ жизни в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Результаты исследования и их обсуждение. На основе полученных данных, можно сделать предположение о том, что проведения адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции показали важную роль фи-
зической культуры в поддержании здоровья, а также в формировании мотивации к ведению здорового образа жизни. Выводы. Основная роль и значение адаптивных игр «ГТО-НИКА» заключается в адаптации детей и молодежи с помощью игровой деятельности к новой реальности, мотивации к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.
Ключевые слова: адаптация, физическая культура, личность, здоровый образ жизни.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p517-518
TECHNOLOGY OF CONDUCTING ADAPTIVE GAMES "GTO-NIKA" FOR CHILDREN AND YOUTH UNDER THE CONDITIONS OF THE SPREAD OF NEW
CORONAVIRUS INFECTION
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow; Tatyana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Vladimir Mikhailovich Savchenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow
Abstract
Introduction. The presented work examines the new attitudes of children and young people to physical culture and sports in the process of conducting the "GTO-NIKA" adaptive games in the context of the spread of a new coronavirus infection. Objective of the study: to identify the role and capabilities of the "GTO-NIKA" adaptive games in the context of the spread of a new coronavirus infection. Research methodology and organization. Teachers, students and schoolchildren of the Moscow region were examined from March to October 2020. A sociological survey was conducted, which showed the attitude of children and young people to various games used in physical education classes in general educational organizations. A model of adaptive games "GTO-NIKA" was developed, which could encourage those involved to participate in physical culture and health-improving activities, to form in them a steady interest in systematic physical exercises with an orientation towards a healthy lifestyle in the context of the spread of a new coronavirus infection. Research results and their discussion. Based on the data obtained, it can be assumed that the adaptive games "GTO-NIKA" in the context of the spread of the new coronavirus infection showed the important role of physical culture in maintaining health, as well as in shaping motivation to lead a healthy lifestyle. Conclusions. The main role and significance of the adaptive games "GTO-NIKA" is the adaptation of children and young people through play to a new reality, motivation to maintain their health and lead a healthy lifestyle.
Keywords: adaptation, physical culture, personality, healthy lifestyle.
ВВЕДЕНИЕ
Существующая на сегодняшний день ситуация с пандемией коронавируса актуализировала проблему биологической безопасности во всем мире. Пандемия COVID-19 показала, что человечество должно обратить особое внимание вопросам разработки, внедрения и реализации технологий по сохранению и сбережению здоровья человека [1].
Европейское региональное бюро Всемирной Организации Здравоохранения рекомендует активно заниматься оздоровительной физической культурой, развивая не только физическое, но и психическое, а также духовное здоровье людей.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции здоровый образ жизни и занятия физической культурой становятся единственным способом поддержания и регулирования здоровья человека.
Долгое пребывание в изоляции приносит проблемы гиподинамии. Сниженная физическая активность оказывает негативное влияние на организм человека и его здоровье.
Все вышесказанное показало, что будущему поколению необходимо прививать навыки здорового образа жизни уже в дошкольном и, затем, школьном возрасте. Это можно делать с помощью разнообразных адаптивных игр. Следует отметить, что при организации и проведении таких игр нужно учитывать различные интересы детей, их по-
требности, уровень физической подготовки.
В данной статье рассмотрена проблема поиска новых форм физкультурно-оздоровительных мероприятий для физического и духовного развития детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: выявление роли и возможностей адаптивных игр «ГТО-НИКА» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Задачи исследования:
1. Определить возможные направления использования адаптивных игр ГТО-НИКА в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
2. Рассмотреть основные методы и средства адаптивных игр ГТО-НИКА при проведении оздоровительных мероприятий в образовательных организациях.
3. Дать оценку роли и значения адаптивных игр ГТО-НИКА в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе кафедры комплексной безопасности и физической культуры Академии социального управления (АСОУ) среди учителей, студентов и школьников Московской области в период с марта по октябрь 2020 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Перед началом исследования с респондентами был проведен социологический опрос, который показал отношение детей и молодежи к различным играм, используемых на занятиях физической культурой в общеобразовательных организациях. Ниже представлены некоторые результаты данного опроса.
Выяснилось, что для респондентов самым важным в игре является:
- победа в игре (35%);
- отдых, развлечение, игра в свое удовольствие (54%);
- возможность показать хорошую игру, «выложиться до конца» (11%).
При оценке роли и привлекательности различных игр мнения респондентов распределились следующим образом:
- 44% респондентов считают, что наиболее важны игры с обязательным определением победителей;
- 26% респондентов полагают, что более привлекательны игры без определения победителей и проигравших;
- 23% респондентам нравятся игры, основанные на соперничестве и сотрудничестве, командном взаимодействии;
- 7% не имеют никаких предпочтений.
Оценивая причины негативных переживаний в играх, респонденты указали следующие:
- поражения, проигрыш (57% респондентов);
- слабый, плохой спортивный результат, показанный в игре (30%);
- насмешки друзей, последовавшие за проигрышем или слабой результативностью (13%).
Таким образом, полученные результаты социологического опроса показали, что самое важное в игре - добиться хорошего результата, показать себя, а также поиграть в свое удовольствие, отдохнуть, развлечься.
Основная причина негативных переживаний, которые испытывают участники игр и которые оказывают на них демотивирующее влияние - поражение. Победители и призеры получают удовольствие от победы, а проигравшие испытывают разочарование. Ино-
гда такой проигрыш создает устойчивый отрицательный настрой подростка вообще не участвовать в любой игровой и соревновательной деятельности. Чтобы снять у занимающихся физической культурой указанные негативные явления, необходимы новые формы организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательных организациях.
Таким образом, необходимо разработать такую модель игр, которая смогла бы побудить занимающихся участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, сформировать у них устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями с ориентацией на здоровый образ жизни в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Безусловно, в данную деятельность можно и нужно вовлекать обучающихся всех групп здоровья с учетом их интересов и возможностей. Помимо этого, важным представляется тот факт, что в адаптивных играх предусматривается участие как лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), так и тех, кто не имеет таких ограничений.
Основной целью адаптивных игр «ГТО-НИКА» является внедрение в практику образовательных организаций новых физкультурно-оздоровительных мероприятий, способствующих развитию у обучающихся не только физических качеств, но и мотивации к сохранению своего здоровья, а также пропаганде здорового образа жизни [5].
Основной задачей адаптивных игр является формирование осознанного отношения у детей и молодежи к здоровому образу жизни в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Программа адаптивных игр включает творческие и спортивные конкурсы, состоящие из специальных упражнений, заданий, которые позволяют оценить у каждого участника состояние здоровья, уровень физической подготовки, осознать особенности и возможности телосложения, проявить творческие способности, способствующие сохранению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
При разработке нашего проекта мы использовали опыт ведущего отечественного специалиста в области физического воспитания профессора Столярова Владислава Ивановича, который еще в 90-х годах ХХ столетия представил инновационные проекты: «Спартианское движение», «Спартианские игры», «Игровая рационализация комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях» [2, 3, 4].
Проведение адаптивных игр «ГТО-НИКА» предусмотрено в спортивном зале. Ввиду имеющегося недостатка фонда спортивных залов в образовательных организациях рекомендуется разработать график проведения мероприятий. Для этого участники распределяются по командам и стартовым номерам, соответственно составленному графику проведения игр.
Перед началом проведения мероприятий организаторам необходимо провести уборку всех задействованных помещений с применением дезинфицирующих средств в соответствии с антивирусным режимом, а также обработать весь задействованный спортивный инвентарь. После проведения уборки дезинфицирующими средствами необходимо проветрить помещения. Такие же меры следует реализовать и по завершению спортивных мероприятий.
Следует провести зонирование спортивных залов для разграничения зон разминки и зон выполнения испытаний. При наличии возможности организовать разные входы и выходы в спортивный зал для разведения групп участников.
В местах проведения испытаний необходимо нанести разметку, позволяющую соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 метра.
В раздевалках рекомендуется организовать раздельное хранение личных вещей.
Все указанные меры призваны свести к минимуму возможность заражения в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
В сентябре-октябре 2020 г. со студентами первого курса АСОУ были опробованы различные адаптивные игры. Опрос, проведенный среди студентов, показал:
- 76% опрошенных считают, что адаптивные игры «ГТО-НИКА» способствуют целостному развитию личности;
- 83% респондентов полагают, что применение адаптивных игр «ГТО-НИКА» позволит мотивировать не только к подготовке выполнения норм комплекса ГТО, но также к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- 93% опрошенных указали, что адаптивные игры «ГТО-НИКА» способствуют быстрой адаптации студентов-первокурсников к самостоятельной жизни в вузе;
- 87% студентов увидели в адаптивных играх возможность гармонично сочетать спорт и творчество.
ВЫВОДЫ
Проблема гиподинамии и последствия снижения уровня здоровья вследствие утраты двигательных действий в условиях карантина показали важную роль физической культуры в поддержании здоровья, а также в формировании мотивации к ведению здорового образа жизни и закладыванию его основ [6].
Чтобы оставаться здоровым в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, необходимо систематически заниматься физическими упражнениями и придерживаться здорового образа жизни.
Основная роль и значение адаптивных игр «ГТО-НИКА» заключается в адаптации детей и молодежи с помощью игровой деятельности к новой реальности, мотивации к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни. Важным моментом является также ориентированность указанного игрового комплекса на формирование и развитие у обучающихся духовно-нравственных ценностей. Именно такой симбиоз физической культуры, творчества, искусства способствует комплексному развитию у детей и молодежи лучших качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика : учебно-методическое пособие / В.В. Никифоров, Т.Г. Суранова, А.Ю., Миронов Ф.Г. Забозлаев. - Москва, 2020. - 48 с. - URL: http://www.medprofedu.ru/upload-files/koronoviruc20.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
2. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. второй). - Москва, 2008. - 231 с.
3. Столяров В.И. Сравнительная характеристика идей, идеалов и ценностей современного олимпийского и спартианского движений / В.И. Столяров // Олимпийский бюллетень. - 2009. - № 10. - С. 112-122.
4. Столяров В.И. Игровая рационализация комплекса ГТО в общеобразовательных учреждений / В.И. Столяров // Вестник спортивной истории. - 2015. - № 3. - С. 83-90.
5. Фирсин А.С. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 194-197.
6. Фирсин С.А. Адаптивные физкультурно-оздоровительные мероприятия целостного развития личности / С.А. Фирсин // Совершенствование системы психофизической подготовки специалистов транспортной отрасли с использованием инновационных методов преподавания : Труды I Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 28-33.
REFERENCES
1. Nikiforov, V.V., Suranova, T.G., Mironov, A.Yu. and Zabozlaev F.G. (2020), New coronavirus infection (COVID-19): etiology, epidemiology, clinic, diagnosis, treatment and prevention: manual, Moscow, available at: http://www.medprofedu.ru/upload-files/koronoviruc20.pdf (data accessed: 01/10/2020).
2. Stolyarov, V.I. (2008), Spartan innovative forms and methods of upbringing and organizing leisure time for children and youth: a guide for teachers and organizers of leisure time for children and youth (series "Library of the Spartan Humanist Center". Issue two), Moscow.
3. Stolyarov, V.I. (2009), "Comparative characteristics of ideas, ideals and values of the modern Olympic and Spartan movements", Olympic bulletin, No. 10, pp. 112-122.
4. Stolyarov, V.I. (2015), "Game rationalization of the RLD complex in educational institutions", Herald of Sports History, No. 3, pp. 83-90.
5. Firsin A.S., (2016), "Project "TRP-NIKA" in physical education of children and youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 194-197.
6. Firsin, S.A. (2019, "Adaptive physical culture and health-improving measures for the holistic development of personality", Improving the system of psychophysical training of transport industry specialists using innovative teaching methods, Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 28-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2020
УДК 796.015.6:794.1
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ
Екатерина Александровна Фонарева, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Антонович Черняев, кандидат педагогических наук, профессор, Владислав Михайлович Артемьев, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма г. Казань
Аннотация
Достижение оптимального физического состояния в подготовительном периоде, в подготовки квалифицированных шахматистов, высшая точка должна совпасть с началом соревнований Задача тренера и шахматистов сохранить спортивную форму до начала турнира и поддержать ее средствами специальной физической подготовки в течение 6-7 дней соревнований. на сегодняшний день научно не обосновано содержание специальной физической подготовки шахматистов. Для развития силовой выносливости мы использовали метод стандартно повторного упражнения и метод интервального упражнения. В нашей методике мы использовали метод интервального упражнения, с убывающей нагрузкой, с каждым подходом нагрузка будет уменьшаться, что приведет к приросту показателей специальной выносливости; интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью способствует приросту показателей координационных способностей. Нами предложены обще подготовительные упражнения, развивающие способность к ориентированию в пространстве. Основополагающими принципами педагогического воздействия стали, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, волнообразности динамики нагрузок; средства: специально подготовительные упражнения, развивающие ориентацию в пространстве и общеподготовительные упражнения, развивающие силовую выносливость; методы спортивной подготовки: словесный и строго регламентированного упражнения метод стандартно повторного упражнения, метод переменного интервального упражнения.
Ключевые слова: физическая подготовка, экспериментальная методика, подбор упражнений, силовая выносливость, ориентация в пространстве.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p522-528
CONTENT OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF QUALIFIED CHESS PLAYERS
Ekaterina Aleksandrovna Fonareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Antonovich Chernyaev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladislav Mikhailovich Artemyev, the master student, Volga state Academy of Physical Culture, Sports
and Tourism, Kazan